Психологическое консультирование подростков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психологическое консультирование
  • 22 22 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 15.02.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Основы психологического консультирования 3
2. Консультирование «трудных подростков» 13
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятым алгоритмом: - установление контакта с подростком; - запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; - диагностическая беседа: поиск причин трудностей; - интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка; - реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей. Установление контакта – важный и ответственный этап, который определяет успех дальнейшего взаимодействия. Психолог с помощью вербальных и невербальных средств старается установить доверительную доброжелательную атмосферу общения, построить отношения сотрудничества. Но следует снять напряжение, предупредив подростка, что все, происходящее конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих.При возникновении данной ситуации он ставит в известность подростка, а также обсуждает планы оптимального развития событий. На первом этапе необходима коррекция эмоциональных состояний подростка, поскольку девиантное поведение всегда сопровождается негативными эмоциями, тревогой, страхом, агрессией. С первых минут консультирования психолог работает с мотивацией подростка[5]. Для проведения диагностической беседы часто используются проективные методики: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек» «Рисунок семьи», «Раннее воспоминание», которые позволяют разговорить подростка. Один из самых трудных моментов – этап интерпретации. Он требует от психолога многих умений: выделять главное, определять свое видение причин; убеждать подростка. Психолог должен помочь подростку увидеть и сформулировать проблему для себя. Эффективным и безопасным способом является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – «анализ чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет снять напряжение, мотивировать активность самого подростка, который может сформулировать чужую проблему на своем языке и самому понять и принять ее. Этап реориентации предполагает направление проблемы в конструктивное русло, нахождение в ней возможностей для будущего развития. Необходимо показать, какую пользу может принести подростку данная ситуация. К наиболее типичным проблемам «трудных» детей и подростков, с которыми работает консультант, относятся следующие: - неадекватные отношения с родителями, педагогами, одноклассниками, друзьями, другими людьми; - отсутствие самопонимания; недостаток позитивных ценностей идеалов и жизненных устремлений; - внутреннее одиночество, невыраженность, непонятость другими; - поиск свободы через бегство от внешнего давления, норм и требований, поиск границ возможного путем испытания себя и других;- попытки достичь эмоционального комфорта; - обида на других, возможно конкретных, людей и судьбу за собственные неудачи и трудности; - переживание собственной несостоятельности, неспособности к контролю над ситуацией, зависимости от других; - трудности в усвоении учебного материала; - отсутствие навыков поведения в трудных ситуациях; - наличие «неудобных» черт характера: расторможенность, неорганизованность, обидчивость, агрессивность и т. д.; - отсутствие чувства безопасности, тревожность, поиск защиты или «защитника»; - чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.) [4, с. 65–66]. Работа с подростками в кризисном состоянии, обусловленном социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками, предполагает следующие виды деятельности консультанта: индивидуальная помощь; включение подростков в группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций посредством тренингов; коррекция системы ценностей подростка; обучение социально значимым навыкам, прежде всего коммуникационным, способам разрешения конфликтных ситуаций. Других подходов требует подросток, который находится в кризисном состоянии, обусловленном своим агрессивным поведением. В этом случае используются: диагностика эмоционального состояния подростка и формирование у него умений контролировать свое психологическое состояние; выявление причин отклонений в поведении и обучение навыкам разрешения возникающих проблем; работа по усилению позитивной «Я-концепции».Работа с бездомными детьми и подростками строится по следующим направлениям: освобождение от негативного жизненного опыта посредством укрепления веры в собственные силы и возможности, создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи). Таким образом, при психологическом консультировании трудных подростков, необходимо учитывать следующие аспекты: – консультационная работа ведется в условии безусловного принятия ребенка, оценивается конкретный поступок ребенка, но не личность в целом; – стремясь преодолеть отклонения в поведении подростка, следует избрать объектом своего внимания причины возникновения дезаптации и девиантного поведения, способствующие выпадению подростка из системы нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный и асоциальный; – изучение причин дезадаптации конкретного ребенка или подростка достаточно часто затрудняется возможностью получения от них ложных сведений или полным отказом от общения; – групповая работа с подростками (одного возраста и идентичных форм девиантного поведения) осуществляется массированно и непродолжительное время для избегания группирования подростков по девиантному признаку; – для обеспечения устойчивого результата коррекционной работы необходима нормализация внутрисемейных отношений, коррекция, насколько это возможно, неправильных форм воспитания; – крайне важна совместная социально полезная деятельность, позволяющая подростку приобрести позитивный социальный опыт, нормализовать самооценку, заслужить уважение и признание со стороны просоциальных подростков и взрослых, удовлетворить социальные потребности в социально приемлемой форме.ЗаключениеПри консультировании конкретного подростка возникают свои нюансы, поэтому трудно дать единую схему. Психолог должен вносить собственные коррективы в процесс консультирования. Главное – быть честным и искренним с подростком и с самим собой, совершенствовать свои знания, формы и методы психокоррекционной работы. Как правило, консультирование детей и подростков осуществляется при непосредственном участии или присутствии взрослых. Но в отдельных случаях ребенок (подросток) может получить консультацию напрямую с психологом, без привлечения взрослых.Психолог должен помочь подростку увидеть и сформулировать проблему для себя. Эффективным и безопасным способом является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – «анализ чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет снять напряжение, мотивировать активность самого подростка, который может сформулировать чужую проблему на своем языке и самому понять и принять ее. Этап реориентации предполагает направление проблемы в конструктивное русло, нахождение в ней возможностей для будущего развития. Необходимо показать, какую пользу может принести подростку данная ситуация. Список литературыАнтонова Л. Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень. - М.: Просвещение, 2014. - 51 с. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М., 2016. - 111 с. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. - Новосибирск, 2017. - 200 с. Буравцова Н.В. Психокоррекция подростковой тревожности с помощью ассоциативных карт // СМАЛЬТА, 2016. - № 5. - С. 12-16. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2015. Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 2017. № 1, с. 51-53 Детская и подростковая психотерапия / под.ред. Д. Лейна. - СПб., 2015.Дорошина И. Г. Психология трудного подростка: учебно-методическое пособие. - Пенза, 2015. - 114 с. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с. Кондратенко З. К. Технология психологического консультирования трудных подростков // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - Т. 15. - № 1(16). - Ч. 2. - С. 160–162.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - СПб., 2017. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. - 210 с. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2015. - 269с.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Академия, 2014. — 192с. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2016. -№ 1. - С. 107. Новые направления в игровой терапии / под.ред. Г.Л. Лэндрета. - М., 2017. Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. Методич. пособие. - М.: Прогресс, 2016. - 312с.Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М., 2015. - 239 с. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 607-609.

Список литературы

1. Антонова Л. Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень. - М.: Просвещение, 2014. - 51 с.
2. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М., 2016. - 111 с.
3. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. - Новосибирск, 2017. - 200 с.
4. Буравцова Н.В. Психокоррекция подростковой тревожности с помощью ассоциативных карт // СМАЛЬТА, 2016. - № 5. - С. 12-16.
5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2015.
6. Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 2017. № 1, с. 51-53
7. Детская и подростковая психотерапия / под. ред. Д. Лейна. - СПб., 2015.
8. Дорошина И. Г. Психология трудного подростка: учебно-методическое пособие. - Пенза, 2015. - 114 с.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с.
10. Кондратенко З. К. Технология психологического консультирования трудных подростков // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - Т. 15. - № 1(16). - Ч. 2. - С. 160–162.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - СПб., 2017.
12. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. - 210 с.
13. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2015. - 269с.
14. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Академия, 2014. — 192с.
15. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2016. - № 1. - С. 107.
16. Новые направления в игровой терапии / под. ред. Г.Л. Лэндрета. - М., 2017.
17. Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. Методич. пособие. - М.: Прогресс, 2016. - 312с.
18. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М., 2015. - 239 с.
19. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 607-609.

Вопрос-ответ:

Какие основы психологического консультирования есть?

Основы психологического консультирования включают установление контакта с подростком, выявление его запроса, анализ ситуации и поиск причин его трудностей

Как осуществляется консультирование трудных подростков?

Консультирование трудных подростков требует особого подхода и включает установление доверительного контакта, анализ ситуации, выработку стратегий справления, а также работу с родителями и другими важными людьми в жизни подростка

Какие основные шаги психологического консультирования подростков?

Основные шаги психологического консультирования подростков включают установление контакта, выявление запроса и желаемых изменений, анализ трудностей и поиск причин, предложение гипотезы и разработка стратегий решения проблем

Что входит в диагностическую беседу в психологическом консультировании?

Диагностическая беседа в психологическом консультировании включает в себя выявление факторов, влияющих на проблему подростка, анализ ситуации, поиск причин трудностей и формулирование гипотезы

Какие книги можно прочитать о психологическом консультировании подростков?

Некоторые рекомендованные книги о психологическом консультировании подростков: "Практическое руководство по психологическому консультированию" Андерсона и Ламберта, "Психологическое консультирование и психотерапия" Кори и "Современные методы психологического консультирования" Дэвис

Какие основы психологического консультирования подростков?

Основы психологического консультирования подростков включают в себя установление контакта с подростком, выявление его запроса, описание трудностей и желаемых изменений, проведение диагностической беседы, поиск причин трудностей, интерпретацию и формулирование гипотезы консультанта о возможных решениях.

Каким образом осуществляется консультирование трудных подростков?

Консультирование трудных подростков требует дополнительной терпимости, эмпатии и понимания. Важно установить доверительные отношения с подростком, создать безопасную атмосферу, где он может свободно выражать свои эмоции и мысли. Здесь также важно учитывать возможные проблемы или депрессивное состояние подростка, чтобы адаптировать подход к его индивидуальным потребностям.

Каков алгоритм работы психологического консультанта с подростками?

Алгоритм работы психологического консультанта с подростками включает следующие этапы: установление контакта с подростком, выяснение его запроса и желаемых изменений, описание трудностей, проведение диагностической беседы, поиск причин трудностей, интерпретацию и формулирование гипотезы о возможных решениях, а также планирование дальнейших действий и поддержка в процессе изменений.

Какие литературные источники можно использовать для изучения психологического консультирования подростков?

Для изучения психологического консультирования подростков можно использовать следующие литературные источники: "Психологическое консультирование подростков" Анны Василенко, "Практическое руководство психолога-консультанта" Валентины Поляковой, "Психологическое консультирование: теория и практика" Эрика Ричардса и др.

Что включает в себя диагностическая беседа при консультировании подростков?

Диагностическая беседа в рамках консультирования подростков включает в себя выявление проблемных ситуаций, их описания, анализа и понимания. Консультант задает подростку вопросы, направленные на выяснение его внутреннего мира, эмоций, мыслей и поведения. Основная цель диагностической беседы - понять причины возникновения трудностей и определить возможные пути их решения.

Что такое психологическое консультирование подростков?

Психологическое консультирование подростков - это процесс, в ходе которого психолог помогает подростку разобраться в своих проблемах, научиться справляться с ними и найти пути решения. Консультация может включать установление контакта, выявление проблем, поиск причин трудностей, их интерпретацию и предложение рекомендаций для изменения ситуации.