Проблема сохранения народных традиций танцевальной культуры
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 14.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. История развития народно-сценической танцевальной культуры. Школы русского народного танца
4
Глава 2. Обучение народно-сценическому танцу. Анализ основных понятий и традиций народной танцевальной культуры 7
Глава 3. Причины препятствующие сохранению возрождению традиционной народной культуры ...........................................................15
Заключение 18
В связи с этим возникла потребность в подготовке и обучении исполнителей танца, а также его преподавателей в любительских и профессиональных коллективах. Сегодня учебная дисциплина «русский танец» изучается во многих вузах и средних специальных учебных заведениях культуры и искусств нашей страны. И главной ее задачей является изучение основ и истоков русского народного танца, его основных движений, видов и форм, а также областных и региональных особенностей.Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. В этом особенная ценность творчества Т.Устиновой, воспевающей родную землю, по-современному говорящей с современниками о прошлом и настоящем искусстве своей Родины. Тема Родины бесконечна и многообразна в творчестве Устиновой: «Цвети, земля», «Народные забавы», «Тимоня», «Московские хороводы», «Камаринская», «Курские колокольчики», «По всей России водят хороводы»Глава 4. Причины препятствующие сохранению возрождению традиционной народной культурыПроблема сохранения и возрождения самобытной народной культуры, накопленного столетиями нематериального культурного наследия и его эффективного использования в развитии отечественной культуры приобретает особую актуальность. Традиционная народная культура – это часть культуры, включающая в себя многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, фольклор, обряды, празднества, костюмы, ремёсла, народную музыку, песню, танец, театр.В Российской Федерации сложилась и действует уникальная система методической поддержки в сфере традиционной народной культуры и любительского искусства, которая представлена Домами (Центрами) народного творчества, действующими во всех регионах России. На федеральном уровне координация их деятельности, организационное и методическое руководство процессом сохранения нематериального культурного наследия возложены на Государственный Российский Дом народного творчества. На уровне регионов координационная, методическая и организационная функции в сфере традиционной народной культуры, как правило, отводятся Домам (Центрам) народного творчества, что способствует координации действий, кооперированию и более рациональному использованию имеющихся ресурсов для проведения в регионах крупномасштабных акций.Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций также говорит о целенаправленной перспективной методике по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям. Учебные планы предполагают освоение учащимися фольклорного песенного материала.Составной частью работы по обогащению народных традиций является поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества.Всё это говорит о том, что Дома народного творчества – учреждения, которые являются проводниками государственной культурной политики в области народного творчества на территории своих регионов. Однако в постперестроечные годы Д(Ц)НТ перестали быть единственным субъектом методической службы культурно-досуговой деятельности. В регионах появилось множество финансируемых из бюджета параллельных структур, выполняющих одну и ту же миссию, на одном и том же культурном поле, в одни и те же сроки, с теми же целевыми группами, за одну и ту же бюджетную строчку, увлекаясь в основном фестивальной практикой.Однако, к сожалению, их усилия имеют разрозненный характер. Нет единой картины по состоянию нематериального культурного наследия, не определены перспективы его развития и формы включения в современный культурный контекст. Информация, собранная исследователями в фольклорных экспедициях за многие годы, так и остаётся разрозненной, а чаще всего – «личным капиталом» каждого из учреждений. Следовательно, нет возможности обработать, систематизировать материал, представить полную картину состояния и истории развития традиционной культуры каждого из районов. Районы по-прежнему ждут расшифровок народно-певческого материала, традиционной хореографии. На сегодняшний день в репертуаре коллективов в лучшем случае обработки народных песен, песни композиторов-любителей.Как итог рассмотрим главные проблемы в организации работы по сохранению, развитию и возрождению традиционной народной культуры, которые являются общими для многих стран, включая нашу:существенным, как на федеральном, так и на региональном уровнях, является недооценка проблемы сохранения народной культуры, её роли и значимости в решении задач духовного возрождения, консолидации общества;реально существующая народная активность в освоении культурных традиций не находит должного внимания в средствах массовой информации, оставаясь вне поля зрения широкой общественности;не уделяется достаточного внимания анализу состояния и тенденций развития народной культуры, выявлению и поддержке носителей народных традиций, сбору и популяризации локальных образцов народной культуры;недостаток законодательно закреплённых механизмов государственной поддержки по сохранению и развитию традиционной народной культуры;слабая, а где-то отсутствующая, материально-техническая база сельских учреждений культуры, которые являются базовыми центрами сохранения и возрождения народных традиций;отсутствие общего свода объектов нематериального культурного наследия, нет нормативов экспертного отбора для признания какого-либо вида деятельности объектом нематериального культурного наследия;слабая система государственного стимулирования сохранения и развития традиционной народной культуры;недостаточная подготовка кадров в сфере традиционной народной культуры;необходимость скорейшего решения вопросов фиксации и сохранения нематериального культурного наследия, создания специализированных фондов и организации доступа к материалам по традиционной культуре в связи со стремительным уходом носителей традиций, катастрофической разрушенности самих традиций.ЗаключениеВ современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции народной танцевальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.Народно-сценический танец оказывает более благоприятное воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.К сожалению, в настоящее время, существует проблема набора танцоров в коллективы народного танца, особенно подросткового возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников. Это приводит к определенному обеднению художественно-эстетического вкуса.Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций народной танцевальной культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом сохранения и развития традиций народной танцевальной культуры.ЛитератураБогданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989.Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976.
2) Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.
3) Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989.
4) Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с.
5) Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при сохранении народных традиций танцевальной культуры?
При сохранении народных традиций танцевальной культуры возникают различные проблемы. Одна из них - отсутствие финансирования и поддержки со стороны государства и общественности. Это приводит к ограниченным возможностям для проведения мероприятий, разработки новых программ и привлечения квалифицированных преподавателей. Еще одна проблема заключается в утере традиционных знаний и навыков, так как многие старшие поколения, обладающие этой информацией, уходят из жизни, не передавая свои знания молодому поколению. Кроме того, современные технологии и изменяющиеся социальные условия могут приводить к утрате интереса к народным традициям и предпочтению более современных форм развлечений.
Какая история развития народно-сценической танцевальной культуры в Школе русского народного танца?
В истории развития народно-сценической танцевальной культуры в Школе русского народного танца было несколько этапов. Начиная с создания школы в конце 19 века и до настоящего времени, произошли значительные изменения. В начале своего существования школа сосредоточилась на сохранении и изучении традиционных русских народных танцев. Впоследствии, вместе с развитием общественного интереса к мировым танцевальным стилям, в программу школы были включены и другие национальные танцы. Важной чертой истории развития школы является ее взаимодействие с различными танцевальными коллективами и участие в международных фестивалях и конкурсах.
Как происходит обучение народно-сценическому танцу?
Обучение народно-сценическому танцу происходит по особым методикам, которые включают не только технические навыки танца, но и знания о культурных особенностях народов, из которых эти танцы происходят. Основные понятия и традиции народной танцевальной культуры передаются через мастер-классы, тренировки и репетиции, где студенты учатся исполнять различные движения и комбинации, а также познают исторический и культурный контекст каждого танца. Важным аспектом является также развитие выразительности и сценического мастерства у танцоров.
Каким образом возникла проблема сохранения народных традиций танцевальной культуры?
Проблема сохранения народных традиций танцевальной культуры возникла из-за процесса глобализации и современного образа жизни, который отчасти отдаляет людей от корней и традиций своей национальной культуры.
Какой исторический путь прошла народная танцевальная культура в Школе русского народного танца?
История развития народно-сценической танцевальной культуры в Школе русского народного танца начинается с момента ее основания и простирается до наших дней, включая различные этапы популяризации народного танца и его интеграции в современные хореографические постановки.
Как происходит обучение народно-сценическому танцу?
Обучение народно-сценическому танцу осуществляется через систематическое изучение основных понятий и традиций народной танцевальной культуры, с использованием традиционных образцов и практических занятий с профессиональными преподавателями и инструкторами.
Какие основные понятия и традиции народной танцевальной культуры анализируются в данной статье?
В данной статье анализируются основные понятия и традиции народной танцевальной культуры, включая музыкальное сопровождение танца, костюмы и реквизит, хореографические элементы и особенности исполнения различных народных танцев.
Какие причины препятствуют сохранению и возрождению традиционной народной культуры?
Среди причин, препятствующих сохранению и возрождению традиционной народной культуры, можно отметить смену ценностных ориентиров в обществе, утрата интереса к народным традициям, отсутствие поддержки и финансирования со стороны государства, а также неполное понимание и недостаток знаний о народной культуре среди молодого поколения.
Какие проблемы возникают при сохранении народных традиций танцевальной культуры?
Сохранение народных традиций танцевальной культуры сталкивается с такими проблемами, как утерянные знания и навыки, смена ценностных ориентаций у молодежи, отсутствие подходящих площадок для выступлений и практики.