венная литература в формировании образной речи детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 49 49 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 19.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Художественная литература в формировании образной речи детей дошкольного возраста как объект теоретического исследования 7
1.1. Понятие и своеобразие образной речи детей дошкольного возраста 7
1.2. Современные исследования по формированию образной речи детей дошкольного возраста 11
1.3. Методика знакомства детей с художественными произведениями 16
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме формирования образной речи детей дошкольного возраста 22
2.1 Констатирующий этап по проблеме формирования образной речи детей дошкольного возраста 22
2.2 Экспериментальный этап по формированию образной речи детей дошкольного возраста 28
2.3 Анализ результатов исследования, обобщение и систематизация полученных данных 40
. 44
Заключение 46
Список использованных источников 49
Рисунок 11. Иллюстрация к сказке «Колобок»7 занятие.Раздел – «Художественная литература». Чтение сказок:- «Репка»;- «Колосок».Раздел – Пересказ.Пересказ сказки «Колосок».Раздел – Словотворчество. Детям предлагалось самостоятельно придумать новое слово, которым можно было бы назвать сказку «Репка».Раздел – Речевые игры. С детьми были проведены следующие игры:- описать, как выглядит «Репка» из сказки «Репка»;- описать, как выглядит собака из сказки «Репка»;- описать, как выглядит кошка из сказки «Репка»;- описать, как выглядит мышка из сказки «Репка»;- описать, как выглядит внучка из сказки «Репка»;- описать , как выглядит бабушка из сказки «Репка»;- описать, как выглядит дедушка из сказки «Репка»;- описать, как выглядят все герои сказки «Колосок»;- сравнить между собой всех героев сказки «Репка»;- глядя на иллюстрацию к сказке «Репка», представленную на рисунке 12, детям предлагалось придумать свое продолжение сказки.Рисунок 12. Иллюстрация к сказке «Репка»8 занятие.Раздел – «Художественная литература». Чтение сказок:- «Петушок и бобовое зернышко»;- «Лисичка со скалочкой».Раздел – Пересказ.Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой».Раздел – Словотворчество. Детям предлагалось самостоятельно придумать новое слово, которым можно было бы назвать сказку «Лисичка со скалкой».Раздел – Речевые игры. С детьми были проведены следующие игры:- описать, как выглядит петушок из сказки «Петушок и бобовое зернышко»;- описать, как выглядит лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»;- сравнить между собой всех героев сказки «Лисичка со скалкой»;- глядя на иллюстрацию к сказке «Петушок и бобовое зернышко», представленную на рисунке 13, детям предлагалось придумать свое продолжение сказки.Рисунок 13. Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко»9 занятие.Раздел – «Художественная литература». Чтение сказок:- «Лиса, заяц и петух»;- «Хвастливый заяц».Раздел – Пересказ. Пересказ сказки «Хвастливый заяц».Раздел – Словотворчество. Детям предлагалось самостоятельно придумать новое слово, которым можно было бы назвать сказку «Хвастливый заяц».Раздел – Речевые игры. С детьми были проведены следующие игры:- описать, как выглядит лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»;- описать, как выглядит заяц из сказки «Лиса, заяц и петух»;- описать, как выглядит петух из сказки «Лиса, заяц и петух»;- описать, как выглядит заяц из сказки «Хвастливый заяц»;- сравнить между собой всех героев сказки «Лиса, заяц и петух»;- глядя на иллюстрацию к сказке «Хвастливый заяц», представленную на рисунке 14, детям предлагалось придумать свое продолжение сказки.Рисунок 14. Иллюстрация к сказке «Хвастливый заяц»10 занятие.Раздел – «Художественная литература». Чтение сказок:- «Гадкий утенок»;- «Лисичка – сестричка и серый волк».Раздел – Пересказ. Пересказ сказки «Гадкий утенок».Раздел – Словотворчество. Детям предлагалось самостоятельно придумать новое слово, которым можно было бы назвать сказку «Гадкий утенок».Раздел – Речевые игры. С детьми были проведены следующие игры:- описать, как выглядит лебедь из сказки «Гадкий утенок»;- описать, как выглядят все жители двора из сказки «Гадкий утенок»;- описать, как выглядит лиса из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»;- описать, как выглядит волк из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»;- сравнить между собой всех героев сказки «Гадкий утенок»;- глядя на иллюстрацию к сказке «Гадкий утенок», представленную на рисунке 15, детям предлагалось придумать свое продолжение сказки.Рисунок 15. Иллюстрация к сказке «Гадкий утенок»Рассмотрев в данном параграфе экспериментальный этап по формированию образной речи детей дошкольного возраста, в следующем параграфе проведем анализ результатов исследования.2.3 Анализ результатов исследования, обобщение и систематизация полученных данныхПосле проведения сдетьми занятий, представленных нами в предыдущем параграфе, проведена повторная диагностика уровня сформированности образной речи детей дошкольного возраста, результаты которого отражены в таблице 4.Таблица 4Результаты диагностики уровня развития образной речи у детей дошкольного возраста (после проведения эксперимента)Имя Ф. ребенкаНабранные баллыАлексей А.31Алексей И.33Алена А.30Андрей А.26Анна С.28Александр П.30Александр Э.26Василий Ш.25Василиса С.30Вахит А.30Галина Ш.26Геннадий Н.32Дарья Н.34Денис В.26Дмитрий Д.28Дмитрий К.30Евгений П.36Екатерина Ш.35Елизавета М.33Инна Р.31Мария Ф.33Николай Г.28Олег Ш.32Основываясь на данные, отраженные в таблице 4, составим таблицу 5, в которой представим показатели уровня развития образной речи детей.Таблица 5Уровень развития образной речи детей дошкольного возрастаИмя Ф. ребенкаУровень развития образной речиМенее 20 баллов (уровень развития образной речи низкий)20 – 24 балла (уровень развития образной речи ниже среднего)25-29 баллов (уровень развития образной речи средний)30-36 баллов (уровень развития образной речи высокий)Алексей А.+Алексей И.+Алена А.+Андрей А.+Анна С.+Александр П.+Александр Э.+Василий Ш.+Василиса С.+Вахит А.+Галина Ш.+Геннадий Н.+Дарья Н.+Денис В.+Дмитрий Д.+Дмитрий К.+Евгений П.+Екатерина Ш.+Елизавета М.+Инна Р.+Мария Ф.+Николай Г.+Олег Ш.+Итого00815Результаты, представленные в таблице 5, позволяют констатировать следующее:- наивысшие баллы выявлены у Евгения П. (36 баллов);- наименьшие баллы выявлены у Василия Ш. (25 баллов).Для большей наглядности, полученные данные отразим на рисунке 16. Рисунок 16. Уровень развития образной речи у детей дошкольного возраста, после проведения экспериментаДанные, отраженные на рисунке 16, позволяют констатировать, что наибольшее число детей, составившие 65% от числа испытуемых имеют высокий уровень формирования образной речи.Произведем сравнение показателей, полученных до и после эксперимента, для этого составим таблицу 6.Таблица 6Сводная таблица результатов уровня формирования образной речи у детей дошкольного возраста, полученных до и после проведения экспериментаИмя Ф. ребенкаУровень развития образной речиМенее 20 баллов (уровень развития образной речи низкий)20 – 24 балла (уровень развития образной речи ниже среднего)25-29 баллов (уровень развития образной речи средний)30-36 баллов (уровень развития образной речи высокий)Результаты, полученные до проведения экспериментаАлексей А.+Продолжение таблицы 6Алексей И.+Алена А.+Андрей А.+Анна С.+Александр П.+Александр Э.+Василий Ш.+Василиса С.+Вахит А.+Галина Ш.+Геннадий Н.+Дарья Н.+Денис В.+Дмитрий Д.+Дмитрий К.+Евгений П.+Екатерина Ш.+Елизавета М.+Инна Р.+Мария Ф.+Николай Г.+Олег Ш.+Итого7682Имя Ф. ребенкаУровень развития образной речиМенее 20 баллов (уровень развития образной речи низкий)20 – 24 балла (уровень развития образной речи ниже среднего)25-29 баллов (уровень развития образной речи средний)30-36 баллов (уровень развития образной речи высокий)Результаты, полученные после проведения экспериментаАлексей А.+Алексей И.+Алена А.+Андрей А.+Анна С.+Александр П.+Александр Э.+Василий Ш.+Василиса С.+Вахит А.+Галина Ш.+Геннадий Н.+Дарья Н.+Денис В.+Дмитрий Д.+Дмитрий К.+Евгений П.+Окончание таблицы 6Екатерина Ш.+Елизавета М.+Инна Р.+Мария Ф.+Николай Г.+Олег Ш.+Итого00815Основываясь на данные, представленные в таблице 6, составим рисунок 17.Рисунок 17. Сравнение показателей уровня сформированности образной речи у детей дошкольного возраста, полученных до и после проведения экспериментаРезультаты, представленные на рисунке 18, позволяют констатировать следующее:- после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен низкий уровень сформированности образной речи сократилось на 7 человек;- после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен уровень сформированности образной речи ниже среднего сократилось на 6 человек;- после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен средний уровень сформированности образной речи осталось неизменным (8 человек);- после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен высокий уровень сформированности образной речи увеличилось на 15 человек.Полученные данные отражают эффективность разработанной нами программы, направленной на формирование образной речи у детей дошкольного возраста.ЗаключениеВ данной выпускной квалификационной работе нами рассмотрена художественная литература в формировании образной речи детей дошкольного возраста. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:1.образная речь представляет собой речь, которая наполнена эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоциями, гиперболами, а так же поэтическими символами. Именно благодаря образной речи повествование становится более точнее и выразительнее. Развитие образной речи ребенка является сложной задачей;2. направления развития образной речи у детей дошкольного возраста: художественная литература, пересказ, словотворчество, речевые игры, путешествия;3. современными исследователями отмечается, что формирование образной речи у детей дошкольного возраста возможно и необходимо именно в данном возрасте, при условие, если созданы субъективные и объективные средовые условия – отобраны методы и разработана методика их предъявления детям;4. знакомство детей с художественной литературой осуществляется следующим образом: отбор художественных произведений разных жанров; ответ на вопросы - как вы поняли данное произведение? какие необычные слова вы услышали? как вы поняли значение данных необычных слов?; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений различных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, которые характеризуют персонажа, его настроение, состояние, действия, а так же поступки; драматизировать наиболее интересные отрывки произведений;соотносить содержание текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усиливать понимание сюжета литературного произведения; переносить разнообразные средства художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество;5. в рамках данной выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование, направленное на изучение формирования образной речи у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 23 человека. Для оценки знаний уровня сформированности образной речи у детей использована методика Шилан Т.А. Инструментарий: диагностические карты, позволяющие фиксировать уровень сформированности образной речи у детей дошкольного возраста. Результаты тестирования уровня формирования образной речи у детей дошкольного возраста до проведения эксперимента: нами было определенно, что у 51% детей, принявших участие в эксперименте, выявлен низкий уровень развития образной речи.После проведения тестирования, с детьми были проведены занятия, направленные на формирование образной речи. Для развития у детей дошкольного возраста образной речи, нами были использованы следующие направления: - художественная литература (чтение сказок);- пересказ сказок;- словотворчество;- речевые игры. Детям были прочитаны следующие сказки: «Волк и семеро козлят»; «Теремок»; «Гуси – лебеди»; «Зимовье»; «Меши и медведь»; «Два жадных медвежонка»; «Кот, петух и лиса»; «Заюшкина избушка»; «Красная шапочка»; «Снегурочка»; «Колобок»; «Соломинка, уголек и боб»; «Репка»; «Колосок»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Лисичка со скалочкой»; «Лиса, заяц и петух»; «Хвастливый заяц»; «Гадкий утенок»; «Лисичка – сестричка и серый волк». Основываясь на указанные сказки, дети пересказывали усланное, отвечали на вопросы, придумывали другое продолжение сказки. После проведения сдетьми занятий, была проведена повторная диагностика уровня сформированности образной речи детей дошкольного возраста, получены следующие результаты: наибольшее число детей, составившие 65% от числа испытуемых имеют высокий уровень формирования образной речи.После проведения эксперимента число детей, у которых выявлен низкий уровень сформированности образной речи сократилось на 7 человек; после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен уровень сформированности образной речи ниже среднего сократилось на 6 человек; после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен средний уровень сформированности образной речи осталось неизменным (8 человек); после проведения эксперимента число детей, у которых выявлен высокий уровень сформированности образной речи увеличилось на 15 человек. Полученные данные отражают эффективность разработанной нами программы, направленной на формирование образной речи у детей дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза проведенного исследования подтверждена, то есть, художественная литература способствует формированию образной речи у детей дошкольного возраста.Список использованных источниковАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 123 с.Баренцева Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2017. – 225 с.Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. – Уфа.: ИРО РБ, 2015. - 92 с.Гербова В.В. Развитие речи. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.Гонцова И. Развитие образной речи средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста// Педагогика и психология образования. – 2017. - № 11. – С.10-16.Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: АРКТИ, 2016. – 32 с.Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста //Царскосельское чтение. – 2016. - №3. – С.21-25.Коломинский Я.Л. Детская психология. – М.: Дрофа, 2015. – 399 с.Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2017. – 173 с.Куприянова А. Развитие речи детей. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. – СПб.: Питер, 2016. – 234 с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2015. – 199 с.Масалиева Ж.А. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников. – СПб.: Питер, 2016. – 84 с.Пеньевская Л.А. Обучение родному языку// Вопросы обучения в детском саду. – 2015. - №3. – С.25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2016. – 712 с.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 2016. – 433 с.Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. – 154 с.Сайфетдинова К.Д. Особенности формирования образной речи детей дошкольного возраста// Вестник образования. – 2016. - №11. – С.23-28.Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: НПО МОДЭК, 2015. – 224 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2016. – 280 с.Ушакова О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 288 с.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Дрофа, 2016. – 256 с.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 2016. – 557 с.Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.Шилан Т.А. Диагностика уровня развития образной речи дошкольников. – Вестник образования. – 2016. - №1. – С.21-28.Харламова Т.А. Методика ознакомления детей с художественной литературой// Педагогика и психология образования. – 2016. - №12. – С.26-33.Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2015. – 400 с.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2016. – 123 с.
2. Баренцева Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2017. – 225 с.
4. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. – Уфа.: ИРО РБ, 2015. - 92 с.
5. Гербова В.В. Развитие речи. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
6. Гонцова И. Развитие образной речи средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста// Педагогика и психология образования. – 2017. - № 11. – С.10-16.
7. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: АРКТИ, 2016. – 32 с.
8. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста //Царскосельское чтение. – 2016. - №3. – С.21-25.
9. Коломинский Я.Л. Детская психология. – М.: Дрофа, 2015. – 399 с.
10. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2017. – 173 с.
11. Куприянова А. Развитие речи детей. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.
12. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. – СПб.: Питер, 2016. – 234 с.
13. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2015. – 199 с.
14. Масалиева Ж.А. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников. – СПб.: Питер, 2016. – 84 с.
15. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку// Вопросы обучения в детском саду. – 2015. - №3. – С.25.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2016. – 712 с.
17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 2016. – 433 с.
18. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. – 154 с.
19. Сайфетдинова К.Д. Особенности формирования образной речи детей дошкольного возраста// Вестник образования. – 2016. - №11. – С.23-28.
20. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: НПО МОДЭК, 2015. – 224 с.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2016. – 280 с.
22. Ушакова О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
23. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 288 с.
24. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Дрофа, 2016. – 256 с.
25. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с.
26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 2016. – 557 с.
27. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
28. Шилан Т.А. Диагностика уровня развития образной речи дошкольников. – Вестник образования. – 2016. - №1. – С.21-28.
29. Харламова Т.А. Методика ознакомления детей с художественной литературой// Педагогика и психология образования. – 2016. - №12. – С.26-33.
30. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2015. – 400 с.