Политическое урегулирование сирийского конфликта

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 72 72 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 23.02.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Причины и особенности развития кризиса в Сирии 7
1.1 Исторический аспект развития Сирийского государства 7
1.2 Анализ современной политической ситуации в Сирии 10
1.3 Причины Сирийского кризиса 15
1.4 Информационное противостояние в сирийском кризисе 19
2 Политические инициативы в рамках урегулирования Сирийского кризиса 24
2.1 Женевские переговоры и их промежуточные итоги 24
2.2 Российская инициатива урегулирования Сирийского кризиса 31
2.2.1 Итоги переговоров по Сирии в Астане 31
2.2.2 Конгресс национального диалога Сирии в Сочи и его промежуточные итоги 35
2.3 Региональные и местные инициативы решения кризиса 40
3 Основные проблемы эффективности дипломатического и политического урегулирования сирийского кризиса 52
3.1 Интервью В.В Наумкина «Интерфаксу» относительно проблем разрешения сирийского конфликта 52
3.2 Будущее Сирии: возможные варианты 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Фрагмент для ознакомления

Режим прекращения боевых действий (РПБД) являлся центральным вопросом и встреч в Астане — как в январе, так и феврале 2017 г.Несомненным успехом январского раунда переговоров в Астане стали возврат к прерванному было переговорному процессу и совместные заседания вроде бы непримиримых сторон.Определение механизмов реализации РПБД, условий для непосредственных участников конфликта, а также координации действий коспонсоров «астанинского формата» стали основными пунктами повестки этих встреч с их, безусловно, имели высокий практический выход. И этими пунктами был обусловлен основной состав участников встреч — присутствовали представители действующей сирийской власти, вооруженных группировок оппозиции и «умеренных исламистов», военных экспертов трех стран-спонсоров (России, Турции и Ирана).Свое мнение о причинах и проблемах совместного принятия решений по выходу из общенационального кризиса высказал Научный руководитель ИВ РАН В.В.Наумкин в интервью корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой.Он рассказал о сложностях в сирийском урегулировании, об опасности де-факто раздела этой страны в случае создания "зон безопасности", а также дал оценку Женевским межсирийским переговорам.Корреспондентом был задан вопрос о ситуации в населенном пункте Эль-Баб, который был освобожден при поддержке турецких военных сил: –Под чей контроль он перейдет? Существует ли необходимость и направлять в Сирию международные силы, которые могли бы контролировать, как выполняется режим прекращения огня в этой стране?В.Наумкин ответил, что это, действительно, является очень сложным вопросом, поскольку Эль-Баб, также, как и многие другие северные крупные населенные пункты, относится к объекту соперничества между Турцией и курдами. Сегодня позиции этих двух сторон во многом являются непримиримыми, и находятся в остром противоречии между собой. Это происходит потому, для Турции курдская политическая партия "Демократический союз", которую возглавляет Салех Муслимом (PYD), и связанные с ним силы народной самообороны (YPG) относятся к террористическим организациям, ответвлениям Курдской рабочей партии. И Анкара намерена придерживаться этой позиции. В то же время повсеместно происходит обострение курдской проблемы везде, где сегодня проживают курды. Острые противоречия существуют между различными группами самих курдов, курдскими организациями, в том числе и в Иракском Курдистане, который добился там очень широкой автономии.С установлением режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирии, в случае успешного процесса в Астане будут предприняты дальнейшие шаги по его закреплению. К тому же, по ряду причин обостряется вопрос о судьбе контролируемых конфликтующими сторонами и освобождаемых от террористов территорий. Кстати, со стороны российских и турецких военных уже совместно осуществляется мониторинг соблюдения РПБД конфликтующими сторонами.К одному из осложняющих решение судьбы отвоеванных территорий фактору относится желание Анкары сохранить контроль над определенной зоной в северной части Сирии, чтобы не удалось создать протяженный курдский пояс у турецких границ. Именно создание такого "пояса" хотели бы получить курды. Поэтому ими ставится задача легитимизирования своей созданной на севере Сирии де-факто автономии и связывания всех северных кантонов в рамках так называемой "Республики Рожава и Северной Сирии".Но это является категорически неприемлемым не только для Турции, но и для правительства в Дамаске. Сирийское правительство выступает за жесткую централизацию и не хочет допускать даже минимальную федерализацию или децентрализацию страны и предоставление регионам автономии.Другим осложняющим фактором является то, что новым президентом США Дональдом Трампом была выдвинута идея неких "зон безопасности". Пока непонятно, что под этим подразумевается, но между США и Турцией была достигнута договоренность о том, чтобы совместно объединить усилия в создании подобных зон. Совершенно очевидно, что представителям Турции хотелось бы, чтобы зоны безопасности располагались на контролируемой ими территории. Более того, прошла информация о том, что некоторыми спонсорами этого плана планируется в этих зонах безопасности постройка целых новых населенных пунктов с развитой инфраструктой, в которых было бы возможно расселить беженцев, а также отряды вооруженной сирийской оппозиции. Это фактически означает создание анклава на территории Сирии, который будет спонсироваться Турцией при поддержке США (а также и странами Европы) с возможностью конкурировать с оставшейся частью Сирии. Ведь с приходом инвестиций начнется развитие инфраструктуры, строительство домов, будут обеспечены лучшие условия для жизни, чем на разрушенных территориях, подконтрольных Дамаску. Восстановить эти территории Дамаску самому, без внешней поддержки, будет сложно. И не просматриваются пока государственные и международные организации, желающие восстанавливать области, подконтрольные нынешнему сирийскому правительству, за небольшим исключением.И, наконец, существует третий фактор, осложняющий ситуацию – нерешенный вопрос по соотношению между военным треком урегулирования и политическим. В Астане существуют военные проблемы и проблемы безопасности, которые требуют решения. Астаной решаются вопросы по закреплению РПБД, размежеванию сторон, определению линий соприкосновения, которые не должны нарушаться, мониторингу. В результате различные конфликтующие между собой силы, которые соглашаются с режимом прекращения боевых действий, могут получить под свой контроль определенные части Сирии. И тут возникает вопрос: не окажется ли это фактически разделом Сирии? Такой исход противоречит установке не только нашей страны, но и большинству международных акторов: принципу сохранения единого государства в Сирии и обеспечения нерушимости его границ.Если допустить, что удастся сохранить РПБД, а течение политического процесса будет провальным или отложенным, возможен такой вариант, что в провинции Идлиб могут собраться многочисленные отряды вооруженной оппозиции под опекой Турции. Они там смогут закрепиться, и постепенно эту территорию начнут превращать в квази-государство. То же самое может произойти с территориями, находящимися под контролем Турции на севере страны, рядом с курдскими кантонами, а также на юге, где они находятся под патронажем Иордании.Россия фактически уже согласилась с тем, что надо принимать во внимание интересы всех вооруженных оппозиционных группировок, которые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН не квалифицируются как террористические, то есть практически всех, за исключением запрещенных в России ИГИЛ и связанной с «Аль-Каидой» бывшей «Джабхат ан-Нусры» и других, связанных с ними группировок.Иначе говоря, Россия во имя мира в Сирии, прекращения кровопролития и сотрудничества с другими странами в борьбе с террористами пошла на очень большой компромисс, с принятием в качестве переговорной стороны представителей «Джейш аль-Ислам» и даже «Ахрар аш-Шам».Таким образом, в случае фактического раздела Сирии, не приведет ли это к затруднению политического процесса, ведь оппозиции и их спонсорам не будет необходимости ведения политического диалога, поскольку все будут удовлетворены таким положением? В любом случае, еще возникает и острый вопрос об освобождении тех городов и районов, которые находятся еще захвачены террористическими организациями. При этом рядом ведутся действия и Сирийскими демократическими силами (СДС), основу которых составляют курдские отряды народной самообороны (YPG), которые располагаются в городе Манбидж. Некоторыми турецкими представителями заявляется о необходимости установления над ним турецкого контроля. Удастся ли избежать столкновения?Все эти проблемы сегодня очень заботят всех, кто стремится урегулировать сирийский кризис.Понятно, что при любом временном "квази-разделе" Сирии правительством этой страны сохранится контроль над самыми крупными городами, прежде всего Дамаском, Алеппо и Латакией. Сформируется кластер областей, которые будут управляться сирийским правительством. Если говорить о других областях, то в соответствии с условиями РПБД правительственные силы не имеют права двигаться дальше, за исключением областей, которые захвачены террористами. Идеальным вариантом было бы, конечно, установить партнерские отношения между всеми теми, кто ведет боевые действия против террористов: между сирийской армией, Россией, американской коалицией, Ираном, Свободной сирийской армией и Сирийскими демократическими силами. Если бы это удалось, все стороны вместе взялись за то, чтобы очищать многострадальную сирийскую землю от террористов, и им наверняка удалось бы достичь серьезного успеха, но для этого надо договориться между собой. Кроме того, необходимо принять меры, чтобы избежать возобновления войны между антиасадовскими и проасадовскими силами.Наконец, к последнему вопросу сирийского урегулирования относится то, что для каждого серьезного игрока, который сегодня пытается бороться с терроризмом в Сирии, существует необходимость в сухопутных сила, которые бы воевали на земле, потому что только воздушными ударами войны не выигрываются. Для России такой силой является сирийская армия, и те силы, которые ей помогают. Это отряды Хезболлы, иранцы и другие шиитские ополченцы. Американцы сухопутной силой не располагают, за исключением СДС во главе с YPG. В этом предопределяется серьезное противоречие между Соединенными Штатами и Турцией. Но у американцев иного выбора нет.Единственно, что сегодня они стремятся увеличить процент арабов в СДС. По некоторым данным, из 45 тыс. воюющих при поддержке американцев на севере, около 13 тыс. являются арабами, которые живут рядом с курдами и в принципе, никаких противоречий с ними не имеют. Однако большинство суннитов считает, что эти силы все равно находятся под управление курдов и поэтому, с учетом непростых отношений между курдами и арабами, исторически это, конечно, является препятствием для того, чтобы ситуация благополучно продолжалась. С растущими, не урегулированными противоречия между турками и курдами, существуют серьезные препятствия на пути к политическому урегулированию. Идет активнейший процесс, в котором участвует внутренняя и внешняя оппозиция.Пока непонятна позиция Трампа относительно зон безопасности.Если он имеет в виду, что эта зона будет создана в виде бесполетной зоны, то Россия на это категорически не пойдет. Это будет означать, что сирийское правительства вообще лишается какого бы то ни было контроля над этой территорией. Оно даже не сможет проводить разведку с воздуха.Создание временного раздела на зоны влияния вообще имеет смысл только в условиях непрерывного политического процесса. А если состоится создание определенной территории в рамках "зоны безопасности", то, это конечно, может привести к распаду Сирии. Это является очень плохим сценарием, поскольку в этот процесс распада могут попасть и соседние государства - Ливан, Иордания, Ирак. В этом плане чувствуется непонимание ситуации со стороны США.Итак, все три уровня игроков должны между собой договариваться. Россия считает, опираясь на резолюцию 2254, что в этом процессе должны участвовать все существующие платформы: Московская платформа во главе с Кадри Джамилем, Каирская платформа, Астанинская платформа во главе с Рандой Кассис, а, возможно, и представители так называемой внутренней оппозиции (группа "Хмеймим").По мнению Наумкина, было бы полезно, чтобы Саудовской Аравией, да и Катаром была сыграна конструктивная роль в процессе создания единой делегации оппозиции для ведения переговоров. Но в любом случае между всеми участниками этой делегации имеются серьезные противоречия. Поэтому, возникает вопрос, сумеет ли оппозиция через структуру единой делегации сформировать общие позиции на переговорах, чтобы исключить выяснения отношений между собой вместо того, чтобы консолидировано и спокойно вести переговоры с делегацией Дамаска. Это является очень серьезной проблемой перед очередными Женевскими переговорами.По мнению Наумкина, существует нерешенный ряд сложных проблем, связанный с представительством курдов. Курды хотели бы иметь самостоятельный сегмент в составе делегации оппозиции. Но для других групп это является неприемлемым. Кроме того, против участия представителей партии Демократический союз и местного самоуправления "Республики Рожава и Северной Сирии" резко выступает Турция, которая угрожает блокировать переговорный процесс.На взгляд Наумкина, присутствие вооруженной оппозиция, конечно же, возможно, причем в пропорции, равной "невоюющим" группам.Как считает Наумкин, переговорный процесс в Женеве ни в коем случае не должен прерваться, так как это что грозит привести к коллапсу политического процесса.Конечно, и Израилю, и Саудовской Аравии, было бы выгодно, чтобы США жестко давили на Иран. Но, повторяю, Москва была бы заинтересована в том, чтобы Иран и государства Персидского залива помирились между собой и поддержали те региональные инициативы, в частности российские инициативы по Сирии, которые имеют шансы на реализацию и направлены на установление устойчивого мире во всем регионе.3.2 Будущее Сирии: возможные вариантыОсновной сложностью мирного урегулирования в Сирии является то, что внутренние сирийские политические группы уже стали адаптированными к условиям перманентной войны. Поэтому, впоследствии вместо ожидаемого гражданского мира является наиболее вероятно возможным ужесточение противостояния сил и увеличение ставок на победу. Вопрос о создании и деятельности сирийского переходного правительства также остается открытым. Существуют серьезные разногласия не только между Дамаском и Вашингтоном, но и всеми региональными державами, каждой из которых преследуются здесь свои цели. Формально все участники мирных переговоров поддерживают дальнейшее существование единого государства и выступают против его раздела. Даже курды готовы к уступкам при предоставлении им некоторых прав самоуправления. В любом случае, сирийскому правительству на восстановление страны потребуются огромные средства (около 600 млрд. долларов). В преодолении разрухи, внесенной войной, ему необходимо будет опираться на широкое местное самоуправление, которое будет являться гарантией общественной поддержки.Если говорить о том, как может выглядеть Сирия в будущем, то вопрос децентрализации очень важен. Невозможно решить проблемы восстановления разрушенной экономики на местах, когда масса народа не может вернуться в свои дома, когда сложно обеспечить безопасность каждого человека в отдельно взятом районе, когда даже в маленьком городке, маленькой деревне необходимо решать, где брать средства на восстановление хозяйства.Особо важным здесь является упор на местное управление, самоуправление. Здесь должна быть помощь извне, чтобы научить этих людей как восстановить разрушенное хозяйство, как решать ряд непосредственных вопросов, связанных с их ежедневной жизнью. И необходимо сделать вывод, что Дамаск не сможет восстановить экономику без помощи извне.Более того, сама идея централизации в условиях необходимости преодоления последствий войны будет достаточно сложной. Сирия не сможет вернуться к такому же централизованному управлению, если сейчас не удастся ничего сделать на местах. И последний вариант, который необходимо рассмотреть, это вариант федерализации. От нее никто еще полностью не отказывался, но может быть, понадобится и федерализация, но и здесь могут подстерегать очень опасные проблемы. Прежде всего они связаны с тем, по каким принципам, по каким границам мы будут проводиться границы этих федеральных частей. Насколько будет задействован конфессиональный фактор. Война было порождено страшное взаимное неприятие между различными конфессиональными и этническими группами. Не секрет, что проводились и этнические чистки в ходе сирийского конфликта, выселяли суннитов, курдов, туркоманов и т.д. Поэтому сейчас трудно определить, как должны выглядеть федеральные части. Может быть, наоборот с федерализацией создадутся дополнительные точки напряжения, когда начнет перемещаться население из одного федеративного района в другой в силу того, что люди не захотят и не смогут жить рядом друг с другом. Не отвергая полностью идею федерации, можно прийти к выводу, что для этого должен пройти достаточно длительный переходный период. Во многом это будет зависеть от темпов восстановления страны, процесса возвращения беженцев в места своего прежнего проживания, эффективности работы переходного руководства Сирии. Торопливость в этом вопросе может создать новые точки напряжения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование причин и следствий развития сирийского кризиса, рассмотрены возможности его урегулированияв результате мирных переговоров между сторонами конфликта.Сирийский конфликт по своей сути представляет собой клубок самых разных интересов. Договориться в подобных условиях крайне сложно. Тем не менее попытки преодолеть несогласия повторялись на протяжении длительного времени.Гражданская война в Сирии, начавшаяся весной 2011 года, из локального гражданского противостояния постепенно переросла в восстание против режима Башара Асада. Столкновения между сторонниками действующего Президента страны Башара Асада и оппозицией быстро переросли в гражданскую войну. Основания для начала войны являются базой для оценки дальнейших событий.По мнению В.В.Кузнецова, эксперта ИВ РАН, причиной войн в странах Ближнего Востока, в том числе и в Сирии, явилась проблематика насилия, которая может быть связана с другим важным социальным изменением в регионе — усилением роли гражданского общества.Это явилось причиной серии государственных переворотов, которые прокатились по арабским странам весной 2011 г. и повлекли серьезные геополитические проблемы не только в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и во всем мире в целом.В результате в арабских странах возникли жестокие и продолжительные конфликты, которыевылились в жесткое противостояние, так называемую «Арабскую весну».Результатом стало появление многочисленных беженцев, которые и на сегодняшний день захлестнули всю Европу.Как пишет обозреватель М. Новичков на интернет портале Syl.ru, конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 году, зародился как внутреннее противостояние недовольной части общества властью президента Башара Асада.В результате граждане страны стали выходить на улицу и требовать от властей отставки президента Башара Асада и проведения демократических реформ.В дальнейшем произошла координация оппозиционных сил, а их давление на власть усилилось.В результате, произошел всплеск активности недовольных, и потушить протесты с помощью полумер оказалось невозможным.Протестующие стали требовать только одного – отставки Асада, как президента.Одновременно с коалицией США к кампании против ИГ и других террористических группировок вступила и Россия в сентябре 2015-го. Но, в отличие от Штатов, российскими военными поддерживается армия Башара Асада — совместно они выступали против террористов и освобождали захваченные города.Таким образом, можно подвести итог причинам возникновения Сирийского конфликта.–политические репрессии со стороны правительства Асада; –дискредитированная идеология партии «Баас»; –проблемы в экономике. Кроме того, ситуацию осложнили следующие факторы: наличие засухи, коррупция, применение насилия к гражданам со стороны государства, правление меньшинства (у власти находятся алавиты), наличие «тунисского эффекта», явившимся реакцией на революцию в Тунисе. Немаловажным в данном противостоянии явилась информационная война. Каждая из сторон конфликта, используя ресурсы и влияние своих союзников и покровителей, прилагала колоссальные усилия для выгодного ей информационного освещения в обществе происходящих в Сирии событий. Странами, участниками конфликта принимались политические инициативы в рамках урегулирования Сирийского кризиса.К наиболее важным относятся Женевские переговоры. Первые реальные итоги переговоров были достигнуты на переговорах «Женева-4», состоявшихся 25 февраля 2017 года. В результате обсуждались темы о создании нового правительства Сирии, разработке проектов новой конституции страны и тема проведения выборов.Перед этими переговорами состоялась встреча специального посланника ООН по Сирии Стаффан де Мистура с Сергеем Лавровым. Глава российского МИД подчеркнул, что Москва настаивает на участии всех сторон конфликта в переговорах. Воспользовавшись «переходным периодом» в США, Кремлем была взята инициатива в свои руки на январской встрече в Астане. Приглашены были также Иран и Турция – еще две державы, которые участвуют непосредственно в происходящих процессах в Сирии.Самый короткий шестой раунд межсирийских переговоров в Женеве, проходивший с 16 по 19 мая, оказался вполне результативным. По его итогам удалось согласовать дополнительный формат взаимодействия ООН со сторонами конфликта: неформальные технические встречи экспертов, на которых пока будут обсуждаться вопросы, касающиеся конституции Сирии. При этом проходили основные дискуссии по темам управления, конституции и проведении выборов.В январе 2017 года прошли переговоры в казахстанской Астане. На них Россия, Турция и Иран пришли к согласию о создании механизма соблюдения режима остановки огня. Прежние многочисленные перемирия, как правило, фактически не соблюдались. Другая важная новость, связанная с переговорами в Астане, заключается в том, что делегация России передала представителям сирийской оппозиции проект новой конституции страны. Считается, что новый главный закон Сирии поможет урегулировать ближневосточный вооруженный конфликт, продолжающийся уже 6 лет. Пересечение интересов многих региональных и глобальных игроков в Сирии, а также появление и принципиально новых акторов (таких как запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта») играет ключевую роль в характере противоборства в этом конфликте. Вместе с тем, как и множество иных конфликтов последних лет, гражданская война в Сирии характеризуется не только жестокими схватками на полях сражений, но и не менее острым информационным противостоянием стран, задействованных в конфликте. В сложившейся ситуации остаётся лишь надеяться, что владельцы ведущих СМИ, каналов коммуникаций и неправительственные организации направят все свои усилия не на обвинения друг друга и обоснование очередного витка насилия, а на предотвращение крупнейшего военного конфликта современности и тем самым обеспечат необходимые условия для переговорного процесса с целью его мирного урегулирования противостоянием в виртуальном, информационном пространстве.Борьба с терроризмом в Сирии находится на завершающей стадии. Проведение восьмого раунда межсирийских переговоров считалась хорошей возможностью для поиска мер по восстановлению послевоенной Сирии.По словам эксперта ИВ РАН Россия В Наумкина, необходимо пести переговоры и принимать во внимание интересы всех вооруженных оппозиционных группировок, которые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН не квалифицируются как террористические, то есть практически всех, за исключением запрещенных в России ИГИЛ и связанной с «Аль-Каидой» бывшей «Джабхат ан-Нусры» и других, связанных с ними группировок.Иначе говоря, Россия во имя мира в Сирии, прекращения кровопролития и сотрудничества с другими странами в борьбе с террористами готова пойти на очень большой компромисс, с принятием в качестве переговорной стороны представителей «Джейш аль-Ислам» и даже «Ахрар аш-Шам».Трёхсторонний саммит России, Ирана и Турции по Сирии пройдёт в ближайшее время в России, заявил российский лидер Владимир Путин. «Мы готовимся организовать в ближайшее время очередной такой саммит в России. С господином президентом мы в целом договорились о месте и примерной дате, нам нужно согласовать с иранскими нашими партнёрами», — сказал он на пресс-конференции с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.Путин подчеркнул, что астанинский формат остаётся наиболее продуктивным в урегулировании сирийского кризиса.Новый специальный посланник ООН по Сирии Гейр Педерсен во время визита в Москву заявил, что намерен совместно с Россией работать над урегулированием ситуации в Сирии.Он напомнил, что уже посетил Дамаск и Эр-Рияд для переговоров с правительством и оппозицией.«И вот сейчас нахожусь в Москве. Вы правы, у нас очень хорошие отношения складываются между ООН и Россией, я намерен их углублять и развивать. Потому что считаю, что как Россия, так и ООН играют ключевую роль в продвижении вперёд политического процесса в Сирии», — сказал он.По словам Педерсена, он собирается работать на основе принятых резолюций СБ ООН по Сирии, чтобы добиться возвращения беженцев и решения кризиса.21 января Педерсен находился с визитом в Москве.Как заявлял Генсек ООН Антониу Гутерреш, центральным вопросом на переговорах в Москве станет создание конституционного комитета Сирии.БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлександров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, 1996Ахмедов В.М. “Сирия на рубеже столетий. Власть и политика” М., ИИИиБВ, 2003, 172с. Байрамова Э.К. Печатные СМИ Сирии до и после х регионального съезда партии Баас 2005 г. (часть 1) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер.9. № 4 – 2009. – с. 198-204 – С. 198Борисов А.Б. “Война в Чечне и исламский мир” Сборник “Ближний Восток и современность”. Выпуск 10. М., ИИИиБВ, 2001, 362 с.ИсаевВ.А. Никитский клуб Цикл публичных дискуссий. Россия и Большой Ближний Восток. Выпуск 93 — М., 2018. — 52 с.Мельянцев В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. - М., 1996Хорос В.Г., Рашковский, Е.Б. Мировые цивилизации и современность (к методологии анализа) // Восток–Запад–Россия. - М., 2002.Амар Ноха Ахмед к.ф.н. Автореферат дисс.на соискание ученой степени кандидата политических наук Особенности СМИ в арабских странах и тенденции их трансформации, 80 - 90-е годы XX векаURL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-smi-v-arabskikh-stranakh-i-tendentsii-ikh-transformatsii-80-90-e-gody-xx-veka#ixzz5Vb0yov5W(Дата обращения 01.11.2018г.)СулимовИгорь Октябрьская война 1973-го года URL: https://topwar.ru/35491-oktyabrskaya-voyna-1973-go-goda.html (Дата обращения 27.12.2018г)Сирия: http://tourweek.ru/countries/syria/ (Дата обращения 15.01.2019г.)Х.ХлюстовОчерк политической истории Сирии в ХХ и начале ХХI века URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/477/ocherk-politicheskoj-istorii-sirii-v-hh-i-nachale-hhi-veka-4749(Дата обращения 27.12.2018г)Историческая конституция Сирии URL: https://worldconstitutions.ru/?p=85&attempt=1 (Дата обращения 27.12.2018г)Евгений Педанов, специальный корреспондент «Дамасская весна» – начало всех арабских восстаний URL: https://interaffairs.ru/news/show/16410 (Дата обращения 27.12.2018г)Интервью: Масуд Акко Диалог: иракские беженцы в Сирии - ежедневная повторяющаяся трагедия // URL: http://www.annabaa.org/nbanews/65/165.htm (Дата обращения 27.12.2018гВ.Кузнецов К.И.Н., руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, эксперт РСМД/ Арабский мир между насилием и согласием URL:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arabskiy-mir-mezhdu-nasiliem-i-soglasiem/ (Дата обращения 15.01.2019г.)Смирнов Н.А. Информационная война в Сирии [Электронный ресурс]/Доступ URLhttp://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-v-sirii, (Дата обращения 27.12.2018г)В чем причина войны в Сирии? [Электронный ресурс]/Режим доступаURL: http://snob.by/siria.html (Дата обращения 27.12.2018г)Новичков М. Сирийский конфликт: суть и причины: [Электронный ресурс]/Режим доступа https://www.syl.ru/article/292941/siriyskiy-konflikt-sut-i-prichinyi(Дата обращения 19.04.2017г)Екатерина Степанова - ведущий научный сотрудник, руководитель группы по исследованию проблем мира и конфликтов ИМЭМО РАН, профессор РАН. Политика России по Сирии на этапе военного вмешательства URL: http://globalaffairs.ru/PONARS-Eurasia/Politika-Rossii-po-Sirii-na-etape-voennogo-vmeshatelstva-18064 (Дата обращения 10.08.2018г) Бусейна Шаабан Запад не борется с террористами, а направляет их URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf (Дата обращения 10.08.2018г) Как проходили мирные переговоры по Сирии Газета "Коммерсантъ" №11 от 23.01.2017, С.6 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3199581 (Дата обращения 15.01.2019г.)РИА Новости 22.03.2017г. Межсирийские переговоры под эгидой ООН в Женеве (2016-2017) (Дата обращения 15.01.2019г.)С. Шестернева В Женеве начались переговоры по Сирии URL: https://liter.kz/ru/articles/show/29591-v_zheneve_nachalis_peregovory_po_sirii Межсирийские переговоры под эгидой ООН в Женеве (2016-2017) (Дата обращения 15.01.2019г.)РИА Новости / Елизавета Исакова Кратчайшийраунд переговоров по Сирии в Женеве может дать долгосрочный итог URL:https://ria.ru/20170519/1494703348.html(Дата обращения 15.01.2019г.)РИА Новости 10.07.2017г. В Женеве стартовал седьмой раунд межсирийских переговоров URL: https://ria.ru/20170710/1498184976.html(Дата обращения 15.01.2019г.)А.ВерницкийВ Астане страны-гаранты перемирия -Россия, Турция и Иран подтвердили целостность и суверенитет СирииURL: https://www.1tv.ru/news/2017-01-24/318454-v_astane_strany_garanty_peremiriya_rossiya_turtsiya_i_iran_podtverdili_tselostnost_i_suverenitet_sirii Дата обращения 15.01.2019г.)АСТАНА, 29 ноя Sputnik Итоги переговоров по Сирии в Астане URL: https://ru.sputniknews.kz/politics/20181129/8284218/astaninskij-process-zayavlenie-strany-garanty.html (Дата обращения 15.01.2019г.) РИА Новости Переговоры в Астане по урегулированию конфликта в Сирии URL: https://ria.ru/20170503/1493513888.html Дата обращения 15.01.2019г.) РИА Новости 3.05.207г. .В Астане проходит четвертый раунд переговоров по Сирии URL: https://ria.ru/20170503/1493600831.html Дата обращения 15.01.2019г.) В Астане страны-гаранты перемирия -Россия, Турция и Иран подтвердили целостность и суверенитет СирииURL: https://www.1tv.ru/news/2017-01-24/318454-v_astane_strany_garanty_peremiriya_rossiya_turtsiya_i_iran_podtverdili_tselostnost_i_suverenitet_sirii Дата обращения 15.01.2019г.)Екатерина Ясакова В Сочи начался Конгресс сирийского национального диалога URL:https://rg.ru/2019/01/11/rossiiane-nazvali-stoimost-svoego-budushchego-otdyha.html?_openstat=cmcucnU7QWNjZW50czvQkNC60YbQtdC90YLRiyDQsiDRiNCw0L/QutC1OzM= (Дата обращения 15.01.2019г.)Сборник статей Международной научно-практической конференции Национальное примирение и будущее Сирии URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28374110 (Дата обращения 15.01.2019г.)Бусейна Шаабан Запад не борется с террористами, а направляет их URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf(Дата обращения 10.08.2018гГазета "Коммерсантъ" №229 от 11.12.2015На Башара Асада двинулись всем списком URL: https://www.kommersant.ru/doc/2874093 (Дата обращения 15.01.2019г.)Наумкин объяснил, чем конгресс в Сочи по Сирии отличается от переговоров в Женеве URL:https://riafan.ru/1020521-naumkin-obyasnil-chem-kongress-v-sochi-po-sirii-otlichaetsya-ot-peregovorov-v-zheneve(Дата обращения 15.01.2019г.)Р.Мамедов Урегулирование сирийского кризиса и угрозы терроризма в период пост-ИГ 6 сентября 2018 URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/uregulirovanie-siriyskogo-krizisa-i-ugrozy-terrorizma-v-period-post-ig/ (Дата обращения 15.01.2019г.)СМИ: сирийские войска взяли под контроль историческую часть Пальмиры URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4065319(Дата обращения 15.01.2019г.)Угроза ИГИЛ: противодействия национально-религиозному экстремизму. Сборник информационно-аналитических материалов. Издание второе: исправленное и дополненное. Москва: “Academia”. 2018. 184 с. Виталий Наумкин: закрепление освобожденных территорий в рамках "зон безопасности" может привести к распаду Сирииhttps://www.interfax.ru/interview/550595(Дата обращения 15.01.2019г.)И.Д. Звягельская Будущее Сирии: возможные варианты URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf (Дата обращения 15.01.2019г.)

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, 1996
2. Ахмедов В.М. “Сирия на рубеже столетий. Власть и политика” М., ИИИиБВ, 2003, 172с.
3. Байрамова Э.К. Печатные СМИ Сирии до и после х регионального съезда партии Баас 2005 г. (часть 1) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер.9. № 4 – 2009. – с. 198-204 – С. 198
4. Борисов А.Б. “Война в Чечне и исламский мир” Сборник “Ближний Восток и современность”. Выпуск 10. М., ИИИиБВ, 2001, 362 с.
5. ИсаевВ.А. Никитский клуб Цикл публичных дискуссий. Россия и Большой Ближний Восток. Выпуск 93 — М., 2018. — 52 с.
6. Мельянцев В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. - М., 1996
7. Хорос В.Г., Рашковский, Е.Б. Мировые цивилизации и современность (к методологии анализа) // Восток–Запад–Россия. - М., 2002.
8. Амар Ноха Ахмед к.ф.н. Автореферат дисс.на соискание ученой степени кандидата политических наук Особенности СМИ в арабских странах и тенденции их трансформации, 80 - 90-е годы XX векаURL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-smi-v-arabskikh-stranakh-i-tendentsii-ikh-transformatsii-80-90-e-gody-xx-veka#ixzz5Vb0yov5W(Дата обращения 01.11.2018г.)
9. СулимовИгорь Октябрьская война 1973-го года URL: https://topwar.ru/35491-oktyabrskaya-voyna-1973-go-goda.html (Дата обращения 27.12.2018г)
10. Сирия: http://tourweek.ru/countries/syria/ (Дата обращения 15.01.2019г.)
11. Х.ХлюстовОчерк политической истории Сирии в ХХ и начале ХХI века URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/477/ocherk-politicheskoj-istorii-sirii-v-hh-i-nachale-hhi-veka-4749(Дата обращения 27.12.2018г)
12. Историческая конституция Сирии URL: https://worldconstitutions.ru/?p=85&attempt=1 (Дата обращения 27.12.2018г)
13. Евгений Педанов, специальный корреспондент «Дамасская весна» – начало всех арабских восстаний URL: https://interaffairs.ru/news/show/16410 (Дата обращения 27.12.2018г)
14. Интервью: Масуд Акко Диалог: иракские беженцы в Сирии - ежедневная повторяющаяся трагедия // URL: http://www.annabaa.org/nbanews/65/165.htm (Дата обращения 27.12.2018г
15. В.Кузнецов К.И.Н., руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, эксперт РСМД/ Арабский мир между насилием и согласием URL:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arabskiy-mir-mezhdu-nasiliem-i-soglasiem/ (Дата обращения 15.01.2019г.)
16. Смирнов Н.А. Информационная война в Сирии [Электронный ресурс]/Доступ URLhttp://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-v-sirii, (Дата обращения 27.12.2018г)
17. В чем причина войны в Сирии? [Электронный ресурс]/Режим доступаURL: http://snob.by/siria.html (Дата обращения 27.12.2018г)
18. Новичков М. Сирийский конфликт: суть и причины: [Электронный ресурс]/Режим доступа https://www.syl.ru/article/292941/siriyskiy-konflikt-sut-i-prichinyi(Дата обращения 19.04.2017г)
19. Екатерина Степанова - ведущий научный сотрудник, руководитель группы по исследованию проблем мира и конфликтов ИМЭМО РАН, профессор РАН. Политика России по Сирии на этапе военного вмешательства URL: http://globalaffairs.ru/PONARS-Eurasia/Politika-Rossii-po-Sirii-na-etape-voennogo-vmeshatelstva-18064 (Дата обращения 10.08.2018г)
20. Бусейна Шаабан Запад не борется с террористами, а направляет их URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf (Дата обращения 10.08.2018г)
21. Как проходили мирные переговоры по Сирии Газета "Коммерсантъ" №11 от 23.01.2017, С.6 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3199581 (Дата обращения 15.01.2019г.)
22. РИА Новости 22.03.2017г. Межсирийские переговоры под эгидой ООН в Женеве (2016-2017) (Дата обращения 15.01.2019г.)
23. С. Шестернева В Женеве начались переговоры по Сирии URL: https://liter.kz/ru/articles/show/29591-v_zheneve_nachalis_peregovory_po_sirii Межсирийские переговоры под эгидой ООН в Женеве (2016-2017) (Дата обращения 15.01.2019г.)
24. РИА Новости / Елизавета Исакова Кратчайшийраунд переговоров по Сирии в Женеве может дать долгосрочный итог URL:https://ria.ru/20170519/1494703348.html(Дата обращения 15.01.2019г.)
25. РИА Новости 10.07.2017г. В Женеве стартовал седьмой раунд межсирийских переговоров URL: https://ria.ru/20170710/1498184976.html(Дата обращения 15.01.2019г.)
26. А.ВерницкийВ Астане страны-гаранты перемирия -Россия, Турция и Иран подтвердили целостность и суверенитет СирииURL: https://www.1tv.ru/news/2017-01-24/318454-v_astane_strany_garanty_peremiriya_rossiya_turtsiya_i_iran_podtverdili_tselostnost_i_suverenitet_sirii Дата обращения 15.01.2019г.)
27. АСТАНА, 29 ноя Sputnik Итоги переговоров по Сирии в Астане URL: https://ru.sputniknews.kz/politics/20181129/8284218/astaninskij-process-zayavlenie-strany-garanty.html (Дата обращения 15.01.2019г.)
28. РИА Новости Переговоры в Астане по урегулированию конфликта в Сирии URL: https://ria.ru/20170503/1493513888.html Дата обращения 15.01.2019г.)
29. РИА Новости 3.05.207г. .В Астане проходит четвертый раунд переговоров по Сирии URL: https://ria.ru/20170503/1493600831.html Дата обращения 15.01.2019г.)
30. В Астане страны-гаранты перемирия -Россия, Турция и Иран подтвердили целостность и суверенитет СирииURL: https://www.1tv.ru/news/2017-01-24/318454-v_astane_strany_garanty_peremiriya_rossiya_turtsiya_i_iran_podtverdili_tselostnost_i_suverenitet_sirii Дата обращения 15.01.2019г.)
31. Екатерина Ясакова В Сочи начался Конгресс сирийского национального диалога URL:https://rg.ru/2019/01/11/rossiiane-nazvali-stoimost-svoego-budushchego-otdyha.html?_openstat=cmcucnU7QWNjZW50czvQkNC60YbQtdC90YLRiyDQsiDRiNCw0L/QutC1OzM= (Дата обращения 15.01.2019г.)
32. Сборник статей Международной научно-практической конференции Национальное примирение и будущее Сирии URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28374110 (Дата обращения 15.01.2019г.)
33. Бусейна Шаабан Запад не борется с террористами, а направляет их URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf(Дата обращения 10.08.2018г
34. Газета "Коммерсантъ" №229 от 11.12.2015На Башара Асада двинулись всем списком URL: https://www.kommersant.ru/doc/2874093 (Дата обращения 15.01.2019г.)
35. Наумкин объяснил, чем конгресс в Сочи по Сирии отличается от переговоров в Женеве URL:https://riafan.ru/1020521-naumkin-obyasnil-chem-kongress-v-sochi-po-sirii-otlichaetsya-ot-peregovorov-v-zheneve(Дата обращения 15.01.2019г.)
36. Р.Мамедов Урегулирование сирийского кризиса и угрозы терроризма в период пост-ИГ 6 сентября 2018 URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/uregulirovanie-siriyskogo-krizisa-i-ugrozy-terrorizma-v-period-post-ig/ (Дата обращения 15.01.2019г.)
37. СМИ: сирийские войска взяли под контроль историческую часть Пальмиры URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4065319(Дата обращения 15.01.2019г.)
38. Угроза ИГИЛ: противодействия национально-религиозному экстремизму. Сборник информационно-аналитических материалов. Издание второе: исправленное и дополненное. Москва: “Academia”. 2018. 184 с.
39. Виталий Наумкин: закрепление освобожденных территорий в рамках "зон безопасности" может привести к распаду Сирииhttps://www.interfax.ru/interview/550595(Дата обращения 15.01.2019г.)
40. И.Д. Звягельская Будущее Сирии: возможные варианты URL: http://ivran.ru/f/konferenciya-2016-1-36-2_8.pdf (Дата обращения 15.01.2019г.)

Вопрос-ответ:

Какие были причины Сирийского кризиса?

Сирийский кризис был вызван сочетанием нескольких причин, включая политическую репрессию, экономическую дискриминацию и обострение этнического и религиозного напряжения. Также важную роль сыграли внешние факторы, такие как влияние ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта), поддержка различных иностранных игроков и вмешательство внешних сил. В целом, Сирийский кризис представляет собой сложную комбинацию политических, экономических и религиозных факторов.

Какие исторические аспекты влияли на развитие Сирийского государства?

Исторические аспекты, влияющие на развитие Сирийского государства, включают в себя колониальное прошлое страны, внутренние конфликты национального характера, а также сложности формирования государственности и национального единства. Колониальное прошлое Сирии, когда она была частью Османской империи и затем под французским влиянием, повлияло на политическую, экономическую и социальную структуру страны. Кроме того, конфликты между различными этническими и религиозными группами в Сирии также оказали серьезное влияние на формирование современного государства.

Какие политические инициативы предлагаются для урегулирования Сирийского кризиса?

Для урегулирования Сирийского кризиса было предложено несколько политических инициатив. Одной из них являются Женевские переговоры, которые проводятся под эгидой ООН с участием различных сторон конфликта. Российская инициатива также предлагает политический путь к урегулированию кризиса, включая проведение всенародного голосования и конституционную реформу. Кроме того, разные страны и международные организации предлагают разного рода дипломатические и миротворческие инициативы для достижения мирного решения сирийского конфликта.

Какие причины привели к кризису в Сирии?

Причины кризиса в Сирии включают в себя исторические, политические, экономические и социальные факторы. Одной из главных причин является длительное правление семьи Асад и нежелание режима уступать власть. Кроме того, кризису способствовали рост экономической неравенности, нарушение прав человека, отсутствие политических свобод и открытого общества. К конфликту также привели региональные и международные интересы, включая вмешательство различных иностранных игроков в конфликт.

Какие политические инициативы предпринимались для урегулирования сирийского кризиса?

Для урегулирования сирийского кризиса было предпринято несколько политических инициатив. Одной из них были Женевские переговоры, которые начались в 2012 году и продолжались вплоть до настоящего времени. Также Российская Федерация предложила свою инициативу урегулирования кризиса, включающую проведение конференций в Сочи и Астане.

Какие были итоги Женевских переговоров?

Женевские переговоры, которые начались в 2012 году, пока не привели к окончательному решению сирийского кризиса. В рамках переговоров были признаны необходимость политического урегулирования, осуществление переходного периода и проведение выборов. Однако, ключевые стороны конфликта не смогли прийти к согласию относительно будущего политического устройства Сирии, что препятствовало окончательному соглашению.

Какую роль играет Россия в урегулировании сирийского кризиса?

Россия играет важную роль в урегулировании сирийского кризиса. Она предложила свою инициативу, основной принцип которой - политическое решение с участием всех ключевых сторон конфликта. Россия участвует в переговорном процессе и настаивает на поиске мирного решения. Кроме того, Россия является поддерживающей стороной сирийского правительства и активно участвует в борьбе против террористических группировок на территории Сирии.

Какой исторический аспект развития Сирийского государства?

Сирийское государство имеет древнюю историю, которая уходит корнями в античность. В течение многих веков эта территория была под властью различных империй и государств, включая Османскую империю, Францию и другие. В 1946 году Сирия стала независимым государством.

Какие причины привели к сирийскому кризису?

Сирийский кризис вызван сложным сочетанием различных факторов. Одной из причин является политическая нестабильность и недемократичность правительства, а также систематическое нарушение прав человека. Кроме того, влияние региональных и международных акторов, включая соседние страны и иностранные державы, также сыграло свою роль в развитии кризиса.

Какие политические инициативы были предприняты для урегулирования сирийского кризиса?

Для урегулирования сирийского кризиса было предпринято несколько политических инициатив. Одной из них были Женевские переговоры, которые начались в 2012 году и стремились к политическому решению конфликта и формированию переходного правительства в Сирии. Кроме того, Россия также предложила свою инициативу по урегулированию кризиса, включая прекращение огня и организацию международных переговоров.

Какие итоги были достигнуты на Женевских переговорах?

На Женевских переговорах были достигнуты некоторые итоги, однако полноценного политического решения не удалось достичь. Стороны согласились на несколько вопросов, включая создание переходного правительства, проведение конституционной реформы и организацию выборов. Однако ни одна из этих точек не была полностью реализована, и конфликт продолжается до сих пор.