Использование проблемного обучения на уроках ОБЖ В 8 классе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: ОБЖ
  • 110 110 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 21.02.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемного метода обучения 7
1.1. Место проблемного метода обучения в образовательном процессе 7
1.2. Характерные особенности проблемного метода обучения 13
1.3. Возможности применения проблемного метода обучения на уроках “Основы безопасности жизнедеятельности” 20
Глава 2. Применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ 24
2.1. Реальное состояние частоты применения проблемного метода обучения и варианты ее корректировки 24
2.2. Применение проблемного метода обучения на уроке ОБЖ в 8 классе 43
2.3 Методические рекомендации по применению проблемного метода обучения на уроках ОБЖ 46
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение А. «Банк проблемных ситуаций» возможных для применения на уроках ОБЖ 60
Приложение Б. Опрос учителей ГБОУ школы 260 Адмиралтейского район города Санкт-Петербурга об использования проблемного метода обучения 93
Приложение В. Тест для обучающихся 8 класса по теме: «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» 94
Приложение Г. Ответы на вопросы теста 97
Приложение Д. Технологическая карта урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса 99
Приложение Е. Технологическая карта урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса 105
Приложение Ё. Краткий словарь основных терминов 108
Фрагмент для ознакомления

Разобрать, что такое летучесть веществ, как действовать в случае выброса АХОВФормирование познавательных интересов и мотивов к обучению, формирование навыков поведения при выбросе аварийно-химически опасные веществаУметь приобретать знания о аварийно-химически опасные вещества, в том числе о летучести веществФормирование умения различать аварийно-химически опасные вещества и действовать при угрозе, а также при их выбросеЗащита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характераСтавиться проблемный вопрос, а эффективны ли мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях. Ведь, несмотря на все принимаемые меры, известны случаи, когда есть жертвыЗнание основных мероприятий, проводимых в РФ по обеспечению защиты населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характераОсознание значимости безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характераУсвоение мер поведения человека при чрезвычайных ситуациях техногенного характераОрганизация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характераВ 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, было выдвинуто несколько версий причин аварии, в том числе множество ошибок персонала электростанции, а также нарушение им регламента эксперимента, Сам реактор не соответствовал нормам безопасности, так как имел ряд существенных конструктивных проблем, плохая связь между операторами реактора, затем перейти к тому, то оповещение населении о ЧС было произведено не сразу, правильно ли это, и как нужно действовать при подобном оповещении.Формирование знаний вопросах касающихся чрезвычайных ситуациях техногенного характера на АЭС., а так же знание особенностей аварии на Чернобыльской АСОсвоение приемом действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характераУсвоение правил поведения при получении информации о радиоактивном заражении местностиОсновы здорового образа жизни (8 часов)Здоровый образ жизни и его составляющиеВ последнее время мы часто слышим призыв к ведению здорового образа жизни. С экранов телевидения, в газетах, журналах, повсюду, советуют придерживаться режима, но учитывая ритм жизни современного человека, это зачастую становится не возможно, как тогда придерживаться здорового образа жизни, как правильно его вести, какие составляющие необходимо соблюдать?Овладеть знаниями о принципах ведения здорового образа жизни составляющих его частейУметь описывать особенности своего «ритма жизни»Осознание значимости ведения здорового образа жизниОсновы медицинских знаний и оказания первой помощи (4 часа)Первая помощь при неотложных состоянияхГражданин Н. извлек из воды тонущего человека, после этого просто оставил его на берегу реки и ушел, сказав, что больше не знает, как ему помочь, гражданка А увидела эту ситуацию и помчалась на помощь, но не знала, как произвести искусственную вентиляции легких.Овладение знанием и умением по оказанию первой помощи тонущемуОсвоение приемов диагностики пострадавшего и проведения искусственной вентиляции легкихУсвоение гуманистических ценностей9 классОсновы комплексной безопасности (8 часов)Национальная безопасность в России в современном миреМарина решила, что раз она девочка и её необязательно служить в армии, то изучать концепцию национальной безопасности Российской Федерации не нужно, но ведь это не так.Формирование знаний о содержании концепции национальной безопасностиУметь применять полученные знания на практикеФормировать целостное представление об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФЧрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность РоссииВ настоящее время в России для добычи энергии уже давно используются АЭС, но, сколько их 25,10 или 36?С увеличением их количества возрастает и вероятность возникновения ЧС, но и потребности в электроэнергии тоже растут, как же тогда быть?Овладение знаниями о АЭС, формирование знаний и умений по действиям населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций с угрозой радиоактивного заражения местностиОсвоение приемов и правил действий в подобных опасных ситуацияхУсвоение мер безопасного поведенияЗащита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуациях (7 часов)Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времениПопросить обучающихся расшифровать аббревиатуру РСЧС и написать ее характеристику, если с заданием по расшифровке многие обучающиеся справятся, то с написанием характеристики у них возникнет проблемаЗнать структуру и характерные особенности РСЧСУмение преобразовывать, расшифровать общепринятые сокращенияФормирование ответственного отношения к учениюОсновные мероприятия, проводимы в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времениПривести обучающимся два варианта возможного пути эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций ситуации, причем один из них должен быть не вернымФормирование знаний и умений по действиям во время эвакуации населенияУмение соотносить свои действия с планируемыми результатамиУсвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях чрезвычайных ситуацияхПротиводействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 часов)Терроризм и экстремизм: их причины и последствияУчитель рассказывает пример о случае вербовки студентки Варвары Карауловой, спрашивает обучающихся ряд признаков как определить, что человек подвержен влиянию со стороны террористической группировки, просит их составить рекомендации по ее предотвращению, а так - как эти признаки не были изучены ранее, то возникает проблема в составлении рекомендаций.Понимание необходимости обогащения знаний в области угрозы терроризма, формирование знаний о вариантах противостояния вербовке со стороны террористических организацийУмение определить пути достижения целей своей защищенностиФормирование антиэктремиского и антитеррористического мышленияНормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской ФедерацииСаша считает, что проявлений экстремизма в России не наблюдается уже минимум 5 лет, а Ксюша убеждена, что с его незначительными проявлениями современная Россия сталкивается постоянно.Умение самостоятельно ставить и формировать новые задачи в области противодействия экстремизму, формирование знаний о деятельности экстремистских организацийУмение вырабатывать отрицательное отношение к проявлениям экстремизмаОсознание экстремизма как явления, представляющего большую угрозуОрганизационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской ФедерацииВсе люди, употребляющие, реализующие, изготавливающие наркотические средства, являются нарушителями закона, но почему тогда одному нарушителю выдвигают наказание в виде 5 лет лишения свободы, а другому 10 лет.Формирование знаний в области уголовной ответственности за деятельность, связанную с наркотическими веществамиРазвитие умения отказаться о приема наркотических средствВыработка негативного отношения к употреблению наркотиковОбеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимостиПриятель Андрея однажды предложил ему попробовать наркотическое средство за компании с ним, сказав, что от одного раза зависимость не возникнет. Как поступить Андрею, послушать друга или отказаться?Формирование знаний о негативном влиянии наркотических средств на организм человекаРазвитие умения отказаться о приема наркотических средствВыработка негативного отношения к употреблению наркотиковОсновы здорового образа жизни (9 часов)Здоровье – условие благополучия человекаПочему закаливание на Вову влияет благоприятно, а результатом закаливания для Антона является простудное заболевание?Овладеть знаниями и понятиями о правилах и особенностях закаливания организмаУметь описывать особенности своего организмаФормирование умения вырабатывать индивидуальную систему здорового образа жизниФакторы, разрушающие репродуктивное здоровьеОбучающиеся знают, что вредные привычки негативно сказываются на состоянии их здоровья, в том числе на отрицательно отразятся на репродуктивном здоровье, но почему тогда вчера ученица нашей школы была замечена курящей сигареты.Формирование убеждений в необходимости отказа от курения Умение оценивать возможные последствия курения для своего организмаВыработка негативного отношения к курениюПравовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровьяОчень часто люди, живущие вместе долгое время, связанные совместным бытом, говорят, что у них семья, что они живут в гражданском браке, но ведь согласно семейному кодексу гражданский брак – это официально зарегистрированный союз.Знание основ семейного кодекса РФУмение характеризовать формы союза между мужчиной и женщиной, опираясь на семейный кодексФормировать убеждение в необходимости узаконивать свои отношения в органах ЗагсаОсновы медицинских знаний и оказания первой помощи (2 часа)Оказание первой помощиМы прекрасно знаем, что при передозировке человеку необходимо оказать первую помощь, но почему не всегда это делаем?Формирование знаний о способах оказания первой помощи при передозировкеУметь соотносить свои действия с возможными последствиями для организмаФормирование убеждения в необходимости отказаться от употребления наркотических веществ10 классОсновы комплексной безопасности (10 часов)Обеспечение личной безопасности в повседневной жизниПредставьте, что Вы зашли в лифт и оказались там не одни, с сади Вас, стоял мужчина, не внушающий доверие, Вам захотелось покинуть лифт, но он уже тронулся, как действовать в такой и подобной ситуациях криминогенного характера?Формирование убеждения в необходимости соблюдений правил поведения при угрозе криминогенного характера, знать порядок действий в случае, если Вы оказались в лифте с человеком вневызывающим довериеУметь распознавать по характерным особенностям человека, от которого возможна угроза вашей жизни и здоровьюОсвоение приемов действий в ситуациях криминогенного характераЛичная безопасность в условиях чрезвычайных ситуацийВ случае возникновения чрезвычайной ситуации необходимо собрать «тревожный чемоданчик», вот Вы и решили этим заняться, но их чего он состоит?Знать, что должен включать в себя «тревожный чемоданчик» на случай возникновения чрезвычайных ситуацийУметь правильно скомплектовать такой чемоданчикФормирование ответственного отношения к совей жизниСовременный комплекс проблем безопасности военного характерОсновными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:- политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении;- формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений. А оба ли утверждения актуальны на сегодняшний день, ведь сформулированы они были ранее?Формирование знаний в области военных угроз в современномУметь выделять актуальные угрозы миреОсознание значимости своей политической грамотностиЗащита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 часа)Нормативно-правовая база и организационные особенности по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераНам известно, что нормативно-правовая база обеспечивает безопасность населения в чрезвычайных ситуациях, но разве документы могут нам помочь в момент землетрясения?Знать каким образом реализуются положения о защите населения, в момент возникновения чрезвычайных ситуаций, прописанные нормативно - правой базеУмение реально оценивать складывающуюся ситуациюФормировать целостное представление об основных направлениях защиты населения в РФОсновы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (12 часов)Терроризм и экстремизм их причины и последствияСуществует ряд правил, как поступать, чтобы не подвергнуться вербовке, но почему тогда такие случаи все же существуют?Знать способы профилактики вербовкиУметь противостоять вовлечению в террористическую деятельностьОсознание терроризма и экстремизма как явлений, представляющих большую опасностьНормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской ФедерацииС обучающимися начинают вести разговор о терроризме, его причинах, затем просят их составить тестовые задания, основанные на содержании ФЗ « О противодействии терроризму», а так - как обучающиеся, еще с ним не знакомы, возникает проблемная ситуация.Сформировать представление о содержании ФЗ «О противодействию терроризму»Уметь систематизировать и преобразовывать полученные знания в тестовые заданияОсознание терроризма и экстремизма как явлений, представляющих большую опасностьДуховно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму Алина считает, что традиционные национальные ценности России таки как:- любовь к России и своему народу;- закон и правопорядок- свобода совести и вероисповедания. Помогают выработать у себя нравственную позицию, которая поможет противостоять вовлечению в террористическую деятельность, а Катя считает, что этого недостаточно.Знание основных традиционных ценностей РоссииУметь обосновано объяснять свою позициюФормирование нравственных позицийУголовная ответственность за участие в террористической экстремисткой деятельностиМы все прекрасно знаем, что лица, состоящие и принимающие участие в террористических акциях, подлежат уголовному наказанию, но почему они не боятся этого?Формирование знания и понимания неизбежности наказания за участие в террористической акцииУмение характеризовать терроризм как социальное явление, представляющее большую опасностьВыработка негативного отношения к деятельности террористовОбеспечение личной безопасности при угрозе террористического актаПредлагается разыграть ситуацию: «Действия при захвате школы», обучающиеся выполнят это задание, а далее им необходимо проанализировать и объяснить свой порядок действий, но скорее всего у них возникнет трудность с объяснениями, почему они поступили именно так. (То есть практически задание выполнено, но теоретически обосновать не могут).Сформировать знания о порядке действий при захвате в заложникиУмение теоретически обосновывать свои действияФормирование ответственности за свою жизнь и здоровьеОсновы здорового образа жизни (6 часов)Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеванийКорь и малярия – это оба заболевания, являющиеся инфекционными, заразными, но тогда почему, корь передается воздушно-капельным путем, а малярия через кровь?Знать основные и инфекционные заболевания и способы их передачи и распространения и профилактикиУмение использовать полученные знания на практикеФормировать потребность в соблюдении профилактических действий при угрозе инфицированияЗдоровый образ жизни и его составляющиеМы все знаем, что необходимо вести подвижный образ жизни, кто-то бегает по утрам, кто-то отжимается, качает пресс, а что делать, если ты постоянно находишь в школе/ на работе, как поступить в такой ситуации. (например, конторки)Знать способы избегания возникновения гиподинамииУметь находит альтернативные решенияФормировать ответственное отношение к своему здоровьюОсновы обороны государства (19 часов)Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страныПри химическом заражении местности необходимо использовать средства индивидуальной защиты, но где нам его взять?Формировать знания о вопросах касающихся средств индивидуальной защитыУметь изготавливать ватно-марлевую повязку и другие простейшие средств индивидуальной защитыФормировать убеждение в необходимости оснащения себя и членов своей семьи средств индивидуальной защитыВооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего отечестваНа всем протяжении истории Российского государства на его границы совершали нападения, сопровождающиеся грабежом, убийством, а ведь государство должно являться гарантией защиты своего народа. Формировать знания о ВС РФ и истории их возникновения и модернизацииУмение осмысливать и понимать основные события истории Российского государстваФормировать чувство патриотизмаВиды и рода войск Вооруженных сил Российской ФедерацииВ настоящий момент ВС РФ включают в себя несколько видов войск, и каждое из них выполняет свои задачи, но как же их различить?Формировать знания о знаках воинского различияУмение обосновывать необходимость знания знаков воинского различияФормировать чувство любви своей родинеОсновы военной службы (21час)Размещение и быт военнослужащихДо призыва в армию молодые люди формируют свой уклад жизни, но по призыву в ВС им необходимо перестроиться, как это сделать быстро и без ущерба для организма?Понимание особенностей прохождения военной службыУметь распределять свои силыФормирование убеждения в необходимости прохождения военной службыСуточный наряд, обязанности суточного нарядаАндрей считает, что дневальный включается в суточный наряд по роте, а Максим с этим не согласен.Знать основные положения устава о гарнизоно-караульной службеУмение доступно излагать знание основ уставаФормирование убеждения в необходимости прохождения военной службыОрганизация караульной службыРядовой состав подчиняется военнослужащим старшим по званию, а, если рядовой несет караульную службу и сержант, не находящийся с ним в карауле, отдает ему приказ, должен ли он ему подчиняться?Знать основные положения устава о гарнизоно-караульной службеУмение характеризовать место ВС в обеспечении безопасности государстваУяснение значения роли караульной службыСтроевая подготовкаПосмотреть два видео, где будет показан строевой шаг. (Отрывок парада, где будет демонстрироваться строевой шаг, и показать любительское видео, где кто-то пытается повторить шаг встрою), какой вариант правильный?Знать основные положения строевого уставаУметь находить ошибки в выполнении строевого шагаОсознание необходимости соблюдения уставаОгневая подготовкаПродемонстрировать неполную сборку/разборку автомата Калашникова, назвать его составные части, а затем спросить, какая его часть будет отвечать за чистку канала ствола?Формировать знания о вопросах, касающихся автомата КалашниковаУметь отличать и называть составные части автоматаПонимание необходимости знаний в области огневой подготовкиТактическая подготовкаПоказать отрывок из фильма о сражениях в ВОВ, поговорить о героизме русский солдат, затем подвести к высказыванию «Бой является единственным средством для разгрома противника и достижения победы», и озвучить две разные точки зрения, какой стоит придерживаться?Формировать знания о основах тактической подготовкиУметь характеризовать основные элементы подготовки солдат к боюФормировать чувство ответственности за безопасность своей страны11 классОсновы комплексной безопасности (4 часа)Обеспечение личной безопасности в повседневной жизниОгонь - друг человека; Огонь - враг человека, кто прав?Формирование знаний в области обеспечения безопасности при деятельности с использованием огняУмение систематизировать знания по обеспечению безопасности в повседневной жизниУсвоение правил безопасного поведения с огнемОсновы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 часов)Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации«Подрыв автобуса - это результат деятельности террористов», - сказал Миша, «Нет, это сделали экстремисты», - сказал ПетяПонимание различия между деятельностью экстремистов и террористовУмение анализировать конкретную произошедшую ситуациюВыработка устойчивого негативного отношения кэкстремисткой и террористической деятельностиОсновы здорового образа жизни (5 часов)Нравственность и здоровьеВаш друг поделился с вами, что у него ВИЧ, теперь вы не знаете, стоит ли вам с ним общаться?Формирование знаний касающихся вопросов, вязанных ВИЧУметь применять поученные знания на практикеУсвоение гуманистических ценностейОсновы медицинских знаний и оказания первой помощи (9 часов)Первая помощь при неотложных состоянияхПо характерным признакам вы определи, что у пострадавшего артериальное кровотечение, но не знаете, что делать.Знать порядок действий при артериальном кровотеченииУметь оказывать первой помощи при артериальном кровотеченииФормирование готовности оказать первую помощь пострадавшемуОсновы обороны государства (16 часов)Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государстваУзнать отношение обучающихся к службе в армии, затем привести к тому, что долг военнослужащего – это защищать свою страну, это его обязанность. Но гражданин К, оказывается выполнять свой гражданский долг.Формирование знаний о гражданском долгеУметь отстаивать сою позициюФормирование убеждения в необходимости службе в армииСимволы военной честиВыпускники нашей школы прислали свои фото в военной форме, один подписал, что он служит в войсках ПВО, а его одноклассник, написал, что он проходит службу в ВМФ, а в чем разница?Знать варианты формы военнослужащих и её отличительные особенностиУметь распознавать род войск по форме одеждыФормировать чувств любви к своей родинеВоинская обязанностьСлужба ВС РФ- почетная обязанность граждан РФ, но судя по статистике увеличиваются случаи уклонения.Формировать знания о воинской обязанностиУметь отстаивать свою точку ренияОсознавать значение необходимости выполнения воинской обязанностиОсновы военной службы (30 часов)Особенности военной службыДисциплинарный устав содержит большой объем информации, а знать его необходимо весь, причем изучить его требуется за ограниченное время.Знать основные положения дисциплинарного уставаУметь сортировать информацию и развивать навыки беглого чтенияФормировать ответственное отношение к своему обучениюВоеннослужащий - вооруженный защитник Отечества.Андрей утверждает, что военнослужащий обязан принимать участие в военных действия, а Марина, считает, что нельзя заставлять, что каждый имеет право выбораФормировать знания о правовых основах военной службыУметь применять полученные знания на практике и аргументировать свою точку зренияФормировать убеждение в необходимости знаний основ военной службыРитуалы Вооруженных Сил Российской ФедерацииБрат, Ксюши позвонил и сказал, что будет принимать участие во вручение боевого знамени, когда её друзья узнали об этом, попросили её рассказать подробнее, но она об этом ничего не знает.Знание основных ритуалов ВС РФУмение применять полученные знания на практикеФормирование чувства патриотизмаПрохождение военной службы по призывуЮноши, достигшие 18 лет, подлежат призыву на военную службу, а стоит ли случить по призыву, если есть альтернативная служба?Знать характерные особенности альтернативной службы и службы по призывуУметь доступно объяснять разницу между вида прохождения службОсознание значимости прохождения военной службыПрохождение военной службы по контрактуДва брата поспорили между собой, один утверждал, что у службы по контракту больше плюсов, а другой, был убежден, что количество минусов преобладает.Формировать знания о особенностях прохождения службы по контрактуУметь аргументировать свою точку зренияФормирование чувства любви к своей родинеПРИЛОЖЕНИЕ БОпрос учителей ГБОУ школы № 260 Адмиралтейского район города Санкт-Петербурга об использования проблемного метода обученияВ опросе приняли участие 20 учителей различных предметов ГБОУ школы № 260 Адмиралтейского район города Санкт-Петербурга при этом им задавался один вопрос: как часто при проведении уроков Вы используете проблемный метод обучения?Результаты опроса были обработаны и представлены на диаграмме.ПРИЛОЖЕНИЕ ВТест для обучающихся 8 класса по теме:«Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»Тест состоит из 10 задания открытого и закрытого типа. На выполнение всего теста отводится 15 минут. В первой части необходимо выбрать один или несколько правильных ответов и обвести их в кружок. Во второй части представлены задания открытого типа, где необходимо самостоятельно прописать ответ, задание, представленное в 3 части, также относится к открытому типу, при его решении необходимо продемонстрировать рассуждение.Фамилия___________________________________________________Имя_______________________________________________________Класс______________________________________________________Часть 1.1. Загрязнение окружающей среды подавляет способность к … своих свойствА) саморазвитиюБ) самоочищениюВ) саморазрушениюГ) самовосстановлению2. В результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод происходит загрязнение …А) атмосферыБ) криосферы В) литосферыГ) гидросферы3. Выбросы какого газа угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата?А) углекислогоБ) сероводородаВ) азотаГ) хлора4. Чему равняется максимальный размер штрафа за выбрасывание мусора из окна автомобиля?А) 100 рубБ) 2000 рубВ) 500 рубГ) 3000руб5. Какое время необходимо на разложение полиэтиленового пакета в почве?А) 3-4 месяцаБ) 10-20 летВ) 250-300 летГ) 100 летЧасть 2.6. Дайте определение природной среды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Перечислите антропогенные факторы, влияющие на окружающую среду. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Расшифруйте аббревиатуру ПДК и приведите пример.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9.Почему важно не превышать ПДК?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Часть 3.10.Как бороться с выбросом мусора в неположенном месте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Баллы_________Оценка________Задания выполняйте в самом тесте. Правильно выполненные задания первой части оцениваются в 1 балл, второй части в 2 балла, в третьей части максимальное количество баллов – 4, если ответ верен и содержит основные положения – 2 балла, если приведен пример еще один балл, если ответ аргументирован плюс ещё один балл.ПРИЛОЖЕНИЕ ГОтветы на вопросы тестаЧасть 1 1.Г2.Г3.А4.Г5.Г Часть 26. Природная среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природная среда -совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.7.- факторы, оказывающие прямое воздействие, в результате внезапно начинающейся интенсивной и непродолжительной деятельности;- факторы, оказывающие косвенное воздействие через хозяйственную деятельность долговременного характера малой интенсивности;- факторы, оказывающие комплексное воздействие вышеперечисленных факторов, приводящие к изменению окружающей среды.8. Предельно допустимая концентрация; на сегодняшний день, определен ПДК хлора в воздухе, и он составляет: среднесуточная – 0,03 мг/м³, максимальная единичная – 0,1 мг/м³, в рабочей зоне производства – 1 мг/м³.9. При выведении значения ПДК учитывается пагубное воздействие не только на человека, но и на все живые организмы в целом. Соблюдение установленных норм позволяет сохранить всю экосистему, а не отдельные виды животного и растительного мира.Часть 3.10.Рассказать людям о:- негативном влиянии такого поведения на состоянии природы;- губительных последствиях загрязнения природы на организм человека;- времени разложения видов продукции (полиэтилен);-местах, где запрещен выброс мусора;- что такое ПДК;- ответственности за выброс мусора в неположенном месте;- глобальной экологической проблеме;- способах и местах переработки и утилизации мусора;- нормах поведения;На практике:- изготовление и раздача брошюрок, благодаря этому население ещё раз ознакомится с правилами поведения, прочитает, где и как утилизируется мусор, куда его вывозить и узнает об ответственности за несоблюдение правил и т.д.- распространение номера телефона, адреса электронной почты, куда можно пожаловаться о выбросе мусора в неположенной месте, так как большинство населения, только обсуждают проблему выброса мусора в неположенном месте и когда кто-то замечает нарушителя не знают куда обратиться.ПРИЛОЖЕНИЕ ДТехнологическая карта урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классаУрок № 1ТемаЗагрязнение окружающей среды и здоровье человекаЦелиОбразовательная – сформировать у обучающихся представление о состоянии окружающей среды и о её влияние на организм человекаВоспитательная– формировать чувство ответственности за свое здоровье, а так же за состояние окружающей средыРазвивающая – способствовать развитию у обучающихся навыков анализа информацииТип урокаКомбинированныйОсновное содержание темы, термины и понятияОкружающая среда, природная среда, ПДК, загрязнение окружающей среды, факторы, определяющие экологическую обстановку, проблема загрязнения окружающей среды - глобальная проблема человечества, охрана окружающей средыПланируемые результаты обучения:ЛичностныеОсознание значимости охраны окружающей средыМетапредметные результаты, УУДРегулятивные УУД. Умение планировать свои действияКоммуникативные УУД. Развивать у обучающихся внимание слушать и записыватьПознавательные УУД. Формировать логические умения: анализ, сравнение.Предметные результаты (знания, умения, навыки)Понимание реальной экологической обстановки, знание основных факторов, определяющих экологическую обстановку, умение анализировать влияние последствий загрязнения окружающей среды на организм человекаОрганизация пространства:Межпредметные связиГеография, биология, экологияПедагогические технологииТрадиционные, проблемного обученияРесурсы (средства обучения, оборудование)Ноутбук, проектор, презентационный материал, видеоматериалХарактеристика этапов урока:ЭтапВремя (мин)Содержание учебного материалаФормы работы, приемы, методы обученияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяВводный7Стихотворение Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»СловесныйПроверяет, присутствующих готовность к уроку.Подводит к теме урока с помощью стихотворения.Задает обучающимся вопросы: любят ли они природу, замечают ли что происходит с окружающей средой, что значит здоровая экологическая среда и т.д.Формулируют тему урокаОсновной23Изучение понятий: окружающая среда, природная среда, ПДК, загрязнение окружающей среды, факторы, определяющие экологическую обстановку, проблема загрязнения окружающей среды – глобальная проблема человечества. Изучают способы охраны окружающей среды. Перед обучающимися ставится проблемная ситуация: «Почему люди выбрасывают мусор в водоемы, бросают пакеты в неположенных местах, ведь это запрещено, действительно ли проблема загрязнения окружающей среды стала глобальной? Данную проблемную ситуацию педагог преобразует в проблемную задачу, согласно структуре её разрешения вместе с обучающимися необходимо выделить: условие – люди выбрасывают отходы, мусор в неположенных местах, тем самым загрязняют окружающую среду; вопрос - как с этим бороться?Далее определяется путь решения с помощью постановки и разрешения промежуточных вопросов, например: знают ли люди о: негативном влиянии такого поведения на состоянии природы; губительных последствиях загрязнения природы на организм человека; времени разложения видов продукции (полиэтилен); местах, где запрещен выброс мусора; что такое ПДК; ответственности за выброс мусора в неположенном месте; глобальной экологической проблеме; способах и местах переработки и утилизации мусора; нормах поведения; необходимости подачи положительного примера остальным людям, в особенности детям и близким.Далее демонстрирует вариант (модель) решение главного проблемного опроса – «Как с этим бороться?»Можно предложить следующие варианты: информирование населения; проведение экологических акций; демонстрировать верный вариант утилизации мусора с помощью личного примера, а так же приобщать к этому своих близких; изготовление и раздача брошюрок; распространение номера телефона, адреса электронной почты, куда можно пожаловаться о выбросе мусора в неположенной месте и т.д.Словесный, наглядный, проблемныйОбъясняет новый материал, контролирует ход образовательного процесса на уроке, поддерживает диалог с обучающимися, демонстрирует и комментирует видеофрагмент, выдвигает и решает проблемную ситуацию.Изучают новый материал, участвуют в диалоге с учителем, просматривают и анализируют видеофрагмент о загрязнении окружающей среды, при применении проблемного метода обучения вместе с учителем выделяют условие, вопрос и путь решения проблемной ситуации, внимательно следят заходом мысли учителя, усваивают модель решения проблемной ситуации, анализируют и систематизируют полученную информацию.Заключительный10Формулируется проблемная ситуация: Петя всегда переживал за экологическое состояние нашей планеты, он много читал об экологическом кризисе, о негативных последствиях деятельности человека. На летние каникулы он уезжает к бабушке в деревню, и часто там замечает, что многие жители выбрасывают мусор рядом с дорогой, он не может «закрыть на это глаза», как ему поступить?Рефлексия: задается вопрос - ради чего мы изучали данную тему, как она пригодится в будущем.Домашнее задание: оценить состояние окружающей среды в месте проживания, и написать способы по улучшению её благо стоянияСловесный, эвристическийПодводит итоги урока, проверяет усвоение нового материала, помогает в решении проблемной ситуации, проводит рефлексию, задает домашнее задание.Отвечают и задают вопросы, решают проблемную ситуацию высказываются, что было понятно, а что нет, какие трудности возниклиПРИЛОЖЕНИЕ ЕТехнологическая карта урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классаУрок № 1ТемаЗагрязнение окружающей среды и здоровье человекаЦелиОбразовательная – сформировать у обучающихся представление о состоянии окружающей среды и о её влияние на организм человекаВоспитательная – формировать чувство ответственности за свое здоровье, а так же за состояние окружающей средыРазвивающая – способствовать развитию у обучающихся навыков анализа информацииТип урока КомбинированныйОсновное содержание темы, термины и понятияОкружающая среда, природная среда, ПДК, загрязнение окружающей среды, факторы, определяющие экологическую обстановку, проблема загрязнения окружающей среды - глобальная проблема человечества, охрана окружающей средыПланируемые результаты обучения:ЛичностныеОсознание значимости охраны окружающей средыМетапредметные результаты, УУДРегулятивные УУД.Умение планировать свои действияКоммуникативные УУД.Развивать у обучающихся внимание слушать и записыватьПознавательные УУД. Формировать логические умения: анализ, сравнениеПредметные результаты (знания, умения, навыки)Понимание реальной экологической обстановки, знание основных факторов, определяющих экологическую обстановку, умение анализировать влияние последствий загрязнения окружающей среды на организм человекаОрганизация пространства:Межпредметные связиГеография, биология, экологияПедагогические технологииТрадиционныеРесурсы (средства обучения, оборудование)Ноутбук, проектор, презентационный материал, видеоматериалХарактеристика этапов урока:ЭтапВремя (мин)Содержание учебного материалаФормы работы, приемы, методы обученияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяВводный7Стихотворение Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»СловесныйПроверяет, присутствующих, готовность к уроку.Подводит к теме урока с помощью стихотворения.Задает обучающимся вопросы: любят ли они природу, замечают ли что происходит с окружающей средой, что значит здоровая экологическая среда и т.д.Формулируют тему урокаОсновной23Изучение понятий: окружающая среда, природная среда, ПДК, загрязнение окружающей среды, факторы, определяющие экологическую обстановку, проблема загрязнения окружающей среды – глобальная проблема человечества.Изучают способы охраны окружающей среды Словесный, наглядныйОбъясняет новый материал, контролирует ход образовательного процесса на уроке, поддерживает диалог с обучающимися, на конкретных примерах объясняет влияние состояния окружающей среды на организм человека, с помощью убеждения и личного примера объясняет необходимость охраны окружающей средыИзучают новый материал, участвуют в диалоге с учителем, просматривают и анализируют видеофрагмент о загрязнении окружающей среды, обсуждают какие меры сейчас предпринимают по охране окружающей средыЗаключительный10Отвечают на вопрос: как влияет загрязнение окружающей среды на организм человека? Рефлексия: задается вопрос – ради чего мы изучали данную тему, как она пригодится в будущем. Домашнее задание: оценить состояние окружающей среды в месте проживания, и написать способы по улучшению её благо стоянияСловесныйПодводит итоги урока, проверяет усвоение нового материала, проводит рефлексию, задает домашнее задание Отвечают и задают вопросы, высказываются, что было понятно, а что нет, какие трудности возниклиПРИЛОЖЕНИЕ ЁКраткий словарь основных терминовБезопасность жизнедеятельности – благоприятное, нормальное состояние окружающей среды, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам [3].Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [26].Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия [10].Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и обучающихся, направленные на решение задач обучения [2].Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу [26].Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе [27].Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [26].Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья [9].Педагог – это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой [2].Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия [14].Проблемный метод обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением [14].Проблемная задача – проблема с указанием каких - либо параметров ее решения [28].Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы с учетом целей и задач образовательной программы учреждения [11].Урок – основная форма организации педагогического процесса [29].Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования [25].Чрезвычайная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления [3].Эвристический метод – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ [22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Текст] / Н.П. Абаскалова – М., 2008. – С. 87.
2. Берсенева, Т.С. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». [Текст] / Т.С. Берсенева – М., 2007. – С. 93-97.
3. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1999. – С. 59.
4. Боголюбов, В.И. О тенденциях в развитии педагогической технологии. [Текст] / В.И. Боголюбов / Педагогика. - № 6. 1994. - С. 15.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство Питер, 2005.- 304с.
6. Вайндорф–Сысоева, М.И. Педагогика. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Вайн-дорф–Сысоева, Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко – М.: Из-дательство Юрайт, 2010.- 239 с.
7. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно-терминологический словарь [Текст] / В.В. Гафнер – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 280 с.
8. Гетманский, В.А. Образовательные технологии ХХІ века − в обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности. [Текст] /В.А. Гетманский / Основы безопасности жизнедеятельности. − 2001. − № 5. − С. 40-43.
9. Классификация методов познавательной деятельности [Электрон-ный ресурс] // Метод проблемного изложения. URL: https://studfiles.net/preview/5702356/page:15/ (Дата обращения 06.10.2018).
10. Классификация методов проблемного обучения [Электронный ресурс] // Способы создания проблемных ситуаций на уроке. URL: http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia (Дата обращения: 09.10.2018).
11. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии [Текст]/ В.С. Ку-кушкин. – М: ИКЦ «МарТ» – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. – 528 с.
12. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Кукушкин. – Ро-стов на Дону: Феникс, 2005. – 474с.
13. Маренчук Ю.А., Носков О.И., Рожков С.Ю. Значение и проблемы развития педагогики / Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Междунар. научно - практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 143 - 144.
14. Межпредметные связи в преподавании [Электронный ресурс] // Понятие и классификация межпредметных связей. URL: https://vuzlit.ru/441324/ponyatie_klassifikatsiya_mezhpredmetnyh_svyazey (Дата обращения: 08.10.2018).
15. Метод проблемного изложения материала [Электронный ре-сурс] // Сущность метода проблемного изложения материала. URL: http://mylektsii.ru/9-25850.html (Дата обращения: 05.10.2018).
16. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Как со-ставить методические рекомендации. URL:https://www.kakprosto.ru/kak-68103-kak-sostavit-metodicheskie-rekomendacii (Дата обращения: 08.10.2018).
17. Методические рекомендации [Электронный ресурс] //Методические рекомендации по преподаванию предмета «Основы без-опасности жизнедеятельности». URL: http://docplayer.ru/26180765-Metodicheskierekomendacii-po-prepodavaniyu-predmetov-osnovy-bezopasnostizhiznedeyatelnosti-nachalnaya-voennaya-podgotovka-v-uchebnom-godu.html (Дата обращения: 04.10.2018).
18. Носков О.И., Маренчук Ю.А. Применение проблемного метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В.В. Гафнер, А.Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2015. – С. 131 - 134.
19. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижери-ков, Т.А. Юзефавчус; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательский цент «Академия», 2014. – 624с.
20. Проблемный метод обучения [Электронный ресурс] //Особенности применения проблемного метода. URL: http://pandia.ru/text/78/362/449.php (10.10.2018).
21. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: просвещение, 2012. – 222 с.
22. Спеваков, В. Н. Методы преподнесения материала: Метод проблемного изложения [Текст] / В.Н. Спеваков // Журнал высшее обра-зование в России. – 2013. – № 6. – С.36-38.
23. Спеваков, В. Н. Психология лекции: Организация внимания [Текст] / В. Н. Спеваков // Журнал высшее образование в России. – 2013. – № 9. – С.49-54.
24. Ступницкий, В.П. Психология [Текст]: учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О. И. Щербаков, В.И. Степанов; под ред. В.П. Ступницкого. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2013. – 520 с.
25. Тупикин, Б.В. Примерное поурочное планирование курса “Основы безопасности жизнедеятельности” ОБЖ в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования [Текст] / Б.В. Тупикин / Основы безопасности жизнедеятельности. № 12. – 2009. – С. 46.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от “17” декабря 2010 г. № 1897.
27. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
28. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
29. Шувалов, В.А. Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения [Текст] /В.А. Шувалов/ Инновационные проекты и программы в образовании. №3. – 2008. – С. 16.

Вопрос-ответ:

Чем характеризуется проблемный метод обучения?

Проблемный метод обучения характеризуется активным и самостоятельным участием ученика в процессе обучения, а также основан на поиске и решении проблемных ситуаций.

Какое место занимает проблемный метод обучения в образовательном процессе?

Проблемный метод обучения занимает важное место в образовательном процессе, так как он способствует развитию мышления, критического и аналитического мышления учеников.

Какие особенности присущи проблемному методу обучения?

К особенностям проблемного метода обучения можно отнести активную позицию ученика, использование проблемных ситуаций, активное применение практических навыков и т.д.

Как возможно применять проблемный метод обучения на уроках ОБЖ?

Проблемный метод обучения на уроках ОБЖ может быть применен через использование различных реальных ситуаций, проработку практических навыков безопасности, решение конкретных проблем и т.д.

Какая частота применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ в настоящее время?

В настоящее время, частота применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ не достаточно высока, однако все больше педагогов включают его в свою практику для развития активного мышления учеников и приобретения ими практических навыков безопасности.

Какой метод обучения может быть использован на уроках ОБЖ в 8 классе?

На уроках ОБЖ в 8 классе может использоваться проблемный метод обучения.

Какие особенности присущи проблемному методу обучения?

Проблемный метод обучения характеризуется активной позицией учеников, осуществлением самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций, развитием критического и творческого мышления.

Какие возможности дает применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ?

Применение проблемного метода обучения на уроках ОБЖ позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций, осознанного поведения в области безопасности и умение применять знания на практике.

Как часто применяется проблемный метод обучения на уроках ОБЖ?

Степень применения проблемного метода обучения на уроках ОБЖ в 8 классе может различаться и зависит от конкретной программы и педагогической практики. Однако, это метод, который активно используется для развития познавательных и практических навыков учащихся.

Какие проблемные ситуации могут возникнуть на уроках ОБЖ для использования проблемного метода обучения?

Проблемные ситуации на уроках ОБЖ могут быть связаны с безопасностью, здоровьем, экологией и другими аспектами жизнедеятельности. Например, ситуации, требующие принятия решений в экстремальных условиях или во время аварийных ситуаций.