Российская модель рыночной экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 22.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика российской экономики 5
1.1 Становление и развитие российской экономики 5
1.2 Основные этапы развития 7
1.3 Основные влияющие факторы 10
Глава 2 Основные показатели эффективности российской экономики 17
2.1 Показатели ВВП и ВНП 17
2.2 Качество жизни и доходы населения в России 20
2.3 Общепринятые представления конкурентной модели РФ 25
Глава 3 Российская модель государственного регулирования 28
3.1 Зарождение российской модели государственного регулирования 28
3.2 Анализ элементов модели российского регулирования экономики 29
3.3 Роль государства в повышении конкурентоспособности РФ 33
Заключение 37
Список используемой литературы 40
При этом надо яснопонимать, что предварительным условием создания новой экономической модели является видение новогоидеала экономического развития, или, другими словами, новой национальной идеи. Ее разработка и принятиеявляется главной духовной задачей современного российского общества.3.2 Анализ элементов модели российского регулирования экономикиРационализация и улучшение таких элементов воспроизводственногопроцесса, как земля, труд и капитал на региональном уровне даст толчокдинамичному и сбалансированному развитию жизнедеятельности экономики России. Для лучшей отдачи следует сфокусироваться на развитии отдельно выделенных регионов для увеличения вклада конкретного регионав общий рост богатства государства.Такие показатели как региональный доход, региональные сбережения,валовый региональный продукт используемые при анализе экономического состояния региона являются аналогами основных показателей состояния экономики, используемые в макроэкономическом аспекте, потому что,корнем для анализа того или иного региона служат теоретические моделисистемы экономических показателей, которые в свою очередь находятся врамках макроэкономической теории. То есть, экономика конкретного региона рассматривается как аналог национальной экономики.Пропорции воспроизводственных процессов регионов и страны в целом предполагают некоторое соотношениеотдельных составляющих экономической системы. Межрегиональные экономические соотношения между конкретными экономическими субъектами также подлежат обработке. Стоит учитывать, что общеэкономическиепропорции могут быть как статичными, так и инерционными, одни регионы, более мелкие, отличаются медленной инерцией, другие крупные, обратно пропорциональны мелким. Также имеет место опережение изменения некоторых пропорций до того, как закончится анализ региона, что вконечном счёте приводит к кризисным ситуациям. Для установления пропорций выбираются направления, наиболее ярковыражающие направленность развития экономической системы конкретного региона, к таким можно отнести производственные и непроизводственные сферы, уровни развития производства и инфраструктуры.Пропорции внутри каждого региона делятся на два основополагающихвида: особенности развития отраслей региона и специфика экономическойсистемы региона.Так как действующая экономика не может обойтись без создания условий для устойчивости рынков, то имеет актуальность проблема укреплениярегиональных и межрегиональных рынков.Такие показатели как уровень развития бизнеса в регионе, уровень безработицы в регионе, социальная стабильность региона говорят об эффективности системы управления региональным социально-экономическимразвитием. С их помощью можно спроецировать конечный результат тойили иной деятельности.Существуют, также, два вида функционирования хозяйства региона, которые могут периодически сменять друг друга, это структурно-центровая иструктурно-кольцевая. Их сменяемость может зависеть от внутренних ивнешних факторов, поэтому требуется рассматривать регион в макропространстве государства. Обычно в современных условиях имеет место только переход от структурно-кольцевой к структурно-центровой.При структурно-кольцевой схеме хозяйственная деятельность формируется преимущественно за счет некоторых технологий, установленных вправовом поле, то есть, извне, из-за этого имеет место появление неадекватных форм хозяйствования.Для структурно-центровой схемы характерна централизованность регионального хозяйства. Субъект создает схему отношения подсистем иприсваивает приоритетность каждой из них.При учитывании всех видов пропорций, решающими являются финансовые пропорции. Для достижения поставленных целей, одной из главныхзадач является обеспечение реальными источниками воспроизводственного процесса, что позволит регионам снизить зависимость от центра. Например, в аграрных регионах России, такими источниками является богатый природно-ресурсный потенциал.Из-за большого размаха и разнообразия каждого региона, трудно применить конкретный зарубежный опыт по внедрению новых технологий ипривлечению инвестиций, поэтому следует определить главные, приоритетные направления роста. Соответственно, главной задачей государственного регулирования регионов должна быть разработка отраслевых направлений регионов. Это станет положительно влиять на территориальную динамику государства.Для увеличения уровня жизни населения в регионах следует организовывать действия, направленные на социально-экономические процессы пообеспечению рационального функционирования региональных систем.Главными проблемами здесь являются проблемы занятости населения, социальная политика, налоговая политика и другие.Действия государства по регулированию могут быть прямыми и косвенными, явными и неявными, общими и частными. В основном используются частные действия по поддержке тех или иных регионов. Они состоят изспециально организуемых действий правового, социального, финансового,экономического и иного характера и выполняют ряд функций, таких какстимулирование неспособных к саморазвитию регионов, создание технопарков, распределение для решения общегосударственных задач конкретными регионами.Одной из сложностей государственного регулирования регионов является непроизвольность изменения структуры и пропорции одного региона, взависимости от вносимых изменений в другом. А также нечеткость нормправа, что говорит о необходимости внесении закона об основах государственного регулирования в государстве.Государственное регулирование региональной экономики работает напринципах для условий переходного периода, одними из которых являются: перенесение ответственности с региона, если он не в состоянии решитьвозникшую экономическую проблему, реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности с нормативным закреплением, воздействие на регион учитываявектор его развития.Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что основауправления развитием сочетает в себе такие подсистемы, как социальная, экономическая, природная, экологическая, бюджетная, финансовая и налоговая, а также в нее входят методы моделирования для обеспечения стабильности. Объектом управления социально-экономическим потенциалом региона является сущность и форма влияния на увеличениепроизводственных сил, в территориальном и отраслевом аспекте.3.3 Роль государства в повышении конкурентоспособности РФФинансовый механизм является весомой, динамичной составляющей государственного регулирования экономического роста, направленное на обеспечение сбалансированного развития реального и финансового сектора экономики.Формирование эффективной, прозрачной системы государственного финансового регулирования с использованием обоснованных научных подходов является необходимым условием для повышения качественного уровня жизни населения, восстановление положительной динамики экономического роста, совершенствования структуры экономики, обеспечения конкурентных преимуществ для национального производителя и достижения других целей, определенных в программных документах экономического и социального развития.Финансовый механизм можно рассматривать как составную часть хозяйственного механизма, который представляет собой совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и методов регулирования экономических отношений и процессов.Основной целью финансового регулирования является обеспечение экономической и социальной стабильности путем создания соответствующих условий для сбалансированного экономического роста.Следует отметить, что основными и наиболее действенными формами государственного регулирования экономики в современных условиях являются макроэкономическое планирования и прогнозирования, использование механизма государственного заказа и соответственно регулирования уровня расходов бюджета и предприятий государственного сектора экономики, разработка и реализация государственных программ социально-экономического развития.Осуществление прогнозирования макроэкономической динамики является важным моментом, учитывая потребность формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, улучшения уровня согласованности между ними.Весомыми составляющими государственной финансовой политики является бюджетная, налоговая, инвестиционная, денежно-кредитная и социальная политика. Целесообразно отметить, что денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика являются наиболее мощным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны.Задачей бюджетной политики государства является рациональное перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы с целью создания благоприятных условий для развития производства, повышения качественного уровня жизни населения, оптимизации бюджетных расходов. Кроме того, механизм бюджетного регулирования направлен на формирование справедливой модели выравнивания доходов населения путем регулирования налоговых ставок, целевых налоговых льгот, предоставления населению социальной помощи и трансфертов и прочее.Бюджетное регулирование как составляющая финансовой политики государства должно быть направлено на создание условий для долгосрочного экономического роста.Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет налоговое регулирование. Основной задачей налогового регулирования, как инструмента влияния на экономические процессы, является установление определенного оптимального уровня налогообложения и механизма администрирования налогов, которые обеспечат сочетание интересов плательщиков налогов и государства.Целью осуществления влияния денежно-кредитной политики на финансовую систему страны является надлежащий уровень регулирования денежной и кредитной эмиссии, что будет способствовать экономическому росту в условиях стабильности цен. Стоит отметить, что использование составляющих денежно-кредитного регулирования должно быть взаимосогласованным и динамичным, что усиливает положительное влияние государства на реальный и финансовый сектор экономики и снижает уровень системных рисков.Разработка инвестиционной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития общества и государства, установление ее роли в воспроизводственном процессе на соответствующем временном этапе. Затем формулируются цель и задачи инвестиционной политики, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития страны и использования инвестиционных ресурсов в интересах граждан и общества.Используя инструменты финансового механизма, государство осуществляет значительное влияние на объем и структуру валового внутреннего продукта, состояние платежного баланса, государственных финансов, уровень занятости, инфляции и тому подобное.В условиях трансформационных преобразований экономки финансовая система является важным инструментом определения приоритетных направлений воздействия государства на экономические и социальные процессы. Направленность механизма управления финансовой системы на решение совокупности имеющихся вопросов предполагает концентрацию, распределение и перераспределение финансово-экономических ресурсов, переориентацию экономики к инновационной модели развития и достижению сбалансированного социально-экономического развития страны, повышение уровня платежеспособности населения. Совершенствование финансовой политики государства должно сопровождаться улучшением уровня институциональной среды финансового механизма экономического роста.ЗаключениеОтсутствие значительного экономического роста в России за годы реформ привело к тому, что рейтинг России по экономическому потенциалу среди стран мира серьезно понизился. Если посчитать размер валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности, то в 1990 г. Россия по объему валового внутреннего продукта серьезно уступала только США и немного уступала Японии, опережая все другие страны мира. Сегодня Россия занимает уже 614 место по этому показателю с объемом ВВП по ППС 3,8 трлн долл., уступая Германии, Японии, Индии, США и Китаю. Пока Россия практически топталась на месте, развитые страны увеличили валовой внутренний продукт за 25 лет в 1,8 раза, а развивающиеся страны – в 3,3 раза. Так что мировой прирост валового внутреннего продукта составил 2,4 раза. Доля России в мировой экономике снизилась более чем в 2 раза. Через несколько лет, если мы не преодолеем стагнацию, нас обойдет Южная Корея, которая отстает от нас по ВВП на 1%.Россия пока не создала эффективный механизм социально-экономического роста из-за того, что не обеспечила полного перехода к цивилизованному рынку с нормальной конкурентной средой и действенными стимулами развития. На сегодняшний день, по нашей оценке, Россия прошла только около половины пути до цивилизованного рынка, присущего развитым и многим развивающимся странам.России предстоит пройти период важных институциональных преобразований. Наша страна – страна огромного экономического потенциала и больших неиспользованных возможностей. У нас есть все условия и предпосылки для перехода к ускоренному и устойчивому социально-экономическому развитию, в результате которого, при показанных здесь темпах экономического роста, наша страна в 2030–2035 гг. по основным экономическим и социальным показателям войдет в состав развитых стран, а к 2035–2040 гг. достигнет уровня самых развитых стран мира.Социальное неравенство в России пронизывает все сферы жизни. Оно особенно велико по сбережениям: 60% россиян вообще не имеют сберегательных книжек и банковских сбережений. В мире 1% населения владеет 50% всего частного имущества, а в России – 78%, что выше, чем в Америке и Западной Европе. Большое неравенство существует в жилищной обеспеченности граждан, особенно с учетом благоустройства жилья, в доступе к услугам здравоохранения, образования и информации. Общий коэффициент социального неравенства, измеряемый коэффициентом Джини, в России намного выше, чем в развитых и во многих развивающихся странах, – 0,42, в то время как в странах Западной Европы – 0,3512. По этому коэффициенту мы занимаем 90-е места в мире. Примерно у 30% населения страны сегодня реальные доходы ниже, чем в советское время. Особенно это касается 10 млн работающих граждан, которые получают доход ниже прожиточного минимума, и значительной части пенсионеров. К бедным слоям населения относятся и люди с более высокими заработными платами, если у них есть на иждивении дети, а многодетные семьи, имеющие трех и более детей, попадают в разряд бедных даже при получении кормильцем семьи заработной платы на уровне средней.ЭкономикаРоссии постепенно избавляется от сырьевой экспортоориентированности, развивая наукоемкие отрасли экономики и формируя условия для разработки и внедрения инноваций. Вместе с тем, для установления позитивного тренда качественного развития национальной экономики необходимо избавиться от избыточного государственного контроля высокотехнологичных отраслей, реализовывать эффективные меры государственного стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции, а также сформировать рациональный подход к формированию соответствующего климата для инвесторов, адаптируя мировые практики развития технологий к российским реалиям.Государственное регулирование региональной экономики работает на принципах для условий переходного периода, одними из которых являются: перенесение ответственности с региона, если он не в состоянии решить возникшую экономическую проблему, реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности с нормативным закреплением, воздействие на регион учитывая вектор его развития.Основа управления развитием сочетает в себе такие подсистемы, как социальная, экономическая, природная, экологическая, бюджетная, финансовая и налоговая, а также в нее входят методы моделирования для обеспечения стабильности. Объектом управления социально-экономическим потенциалом региона является сущность и форма влияния на увеличение производственных сил, в территориальном и отраслевом аспекте.В условиях трансформационных преобразований экономки финансовая система является важным инструментом определения приоритетных направлений воздействия государства на экономические и социальные процессы. Направленность механизма управления финансовой системы на решение совокупности имеющихся вопросов предполагает концентрацию, распределение и перераспределение финансово-экономических ресурсов, переориентацию экономики к инновационной модели развития и достижению сбалансированного социально-экономического развития страны, повышение уровня платежеспособности населения. Совершенствование финансовой политики государства должно сопровождаться улучшением уровня институциональной среды финансового механизма экономического роста.Список используемой литературыАндреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика. СПб, 2015. С.34Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 62.Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2015. С.41Горина А.П. Курс России на инновационное развитие экономики / А.П. Горина, Е.О. Дергунова // Молодой ученый. 2015. №9. С. 176-180Запольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // IntelligencePlus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.Лысяк Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография]. М.: Акад. фин. упр., 2015. С. 88.Мау В.А. От перестройки к радикальным реформам // Экономическая политика. 2014. № 1. С. 5-20.Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 91.Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста». М.: Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. 2017, 28 февр.Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. М .: Центр учебной литературы, 2014. С. 57Толкачев П. С. Государственный вектор развития экономики России – новые задачи // «Актуальные проблемы управления – 2015»: Материалы 20-й Международной научно-практической конференции: Вып. 2 / ГУУ. М.: Издательский дом ГУУ. 2015. С. 104-106.Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности // Издание МГИМО МИД России Мировое и национальное хозяйство, №2 (37), 2016.Всемирный доклад о счастье в 2017 г. / Рейтинг самых счастливых наций мира. 2017. fakti.ictv/ua.Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию 01.03.2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957Путин: российский несырьевой экспорт за шесть лет должен удвоиться до $250 млрд в год // ТАСС, 01.03.2018. URL: http://tass.ru/ekonomika/4998573Рост ВВП России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bolshefaktov.ru/v-mire/yekonomika/rost-vvp-rossii-v-2017-godu-3713.Социальный бюллетень : производительность труда в Российской Федерации / Трубин В., Николаева Н., Палеева М., Хусаинова А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13612.pdf.Томова М. Б., Дедушева Л. А. Инновационный подход экономического развития российской Федерации на современном этапе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape
1. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика. СПб, 2015. С.34
2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 62.
3. Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2015. С.41
4. Горина А.П. Курс России на инновационное развитие экономики / А.П. Горина, Е.О. Дергунова // Молодой ученый. 2015. №9. С. 176-180
5. Запольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // Intelligence Plus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.
6. Лысяк Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография]. М.: Акад. фин. упр., 2015. С. 88.
7. Мау В.А. От перестройки к радикальным реформам // Экономическая политика. 2014. № 1. С. 5-20.
8. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 91.
9. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста». М.: Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. 2017, 28 февр.
10. Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. М .: Центр учебной литературы, 2014. С. 57
11. Толкачев П. С. Государственный вектор развития экономики России – новые задачи // «Актуальные проблемы управления – 2015»: Материалы 20-й Международной научно-практической конференции: Вып. 2 / ГУУ. М.: Издательский дом ГУУ. 2015. С. 104-106.
12. Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности // Издание МГИМО МИД России Мировое и национальное хозяйство, №2 (37), 2016.
13. Всемирный доклад о счастье в 2017 г. / Рейтинг самых счастливых наций мира. 2017. fakti.ictv/ua.
14. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию 01.03.2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
15. Путин: российский несырьевой экспорт за шесть лет должен удвоиться до $250 млрд в год // ТАСС, 01.03.2018. URL: http://tass.ru/ekonomika/4998573
16. Рост ВВП России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bolshefaktov.ru/v-mire/yekonomika/rost-vvp-rossii-v-2017-godu-3713.
17. Социальный бюллетень : производительность труда в Российской Федерации / Трубин В., Николаева Н., Палеева М., Хусаинова А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13612.pdf.
18. Томова М. Б., Дедушева Л. А. Инновационный подход экономического развития российской Федерации на современном этапе // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape
Вопрос-ответ:
Как развивается российская экономика?
Становление и развитие российской экономики происходит через основные этапы, влияющие факторы, модели рыночной экономики и государственного регулирования.
Какие показатели эффективности российской экономики можно выделить?
Основными показателями эффективности российской экономики являются ВВП и ВНП, качество жизни и доходы населения, а также общепринятые представления о конкурентной модели РФ.
Каковы основные этапы развития российской экономики?
Основные этапы развития российской экономики включают становление и развитие, зарождение модели рыночной экономики и государственного регулирования.
Каковы основные влияющие факторы на развитие российской экономики?
Основными влияющими факторами на развитие российской экономики являются политическая, экономическая и социальная сферы, а также внутренние и внешние факторы.
Какая модель государственного регулирования характерна для России?
В России характерна смешанная модель государственного регулирования, включающая элементы плановой экономики и рыночной экономики.
Какова общая характеристика российской экономики?
Российская экономика является смешанной, с элементами рыночной и плановой экономики. Она характеризуется высоким уровнем государственного вмешательства, недостаточной конкуренцией и ограниченным развитием институтов рынка.
Какие основные этапы развития российской экономики можно выделить?
Основные этапы развития российской экономики включают период советской экономики (с 1917 по начало 1990-х годов), период становления рыночных отношений (1990-е годы), а также современный период, когда происходит постепенное формирование рыночной экономики.
Какие основные факторы влияют на российскую экономику?
Основные факторы, влияющие на российскую экономику, включают политическую и экономическую стабильность, уровень коррупции, качество институтов, наличие сырьевой базы, демографические и социальные проблемы, а также мировые экономические тенденции.
Какие показатели эффективности российской экономики можно выделить?
Важными показателями эффективности российской экономики являются ВВП и ВНП, которые отражают объем производства и доходность страны. Кроме того, важными являются показатели качества жизни и доходов населения, которые отражают уровень благосостояния граждан.
Каковы общепринятые представления о конкурентной модели в России?
В России конкурентная модель развития экономики не полностью реализована. На пути развития рыночной экономики стоят преграды, такие как олигархический контроль над рынками, недостаточная защищенность прав собственности и слабые антимонопольные политики.
Какие основные этапы развития прошла российская экономика?
Российская экономика прошла несколько основных этапов развития. Сначала был период становления и развития, затем наступил период реформ, а после этого экономика начала восстанавливаться и укрепляться. В конце 20 века был период интенсивного роста, однако кризисы и экономические проблемы не позволили достичь стабильного развития.
Какие показатели эффективности российской экономики можно выделить?
Основными показателями эффективности российской экономики являются ВВП и ВНП, которые отражают объем производства и доходность страны. Кроме того, важным показателем является качество жизни и доходы населения. Все эти показатели позволяют оценить состояние экономики и ее потенциал для дальнейшего развития.