Игра как средство педагогического воздействия и формирования личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 23 23 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 21.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………………………..3 
Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ…………………………………………….6
           1.1. Ретроспективный анализ становления игры как педагогического и социокультурного феномена……………………………………………….6
       1.2.  Игра в социокультурной деятельности…..……………….……..9
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………….13
   2.1. Игра в современном мире: сущность, классификация игр, тенденции развития. ……………………………………………….…...13
2.2. Основополагающие аспекты в успешной организации игровой деятельности……………………………………………………………...….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
Фрагмент для ознакомления

Она лежит в досуговой основе, но при этом обладает способностью сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например выступать в виде квипрокво [13].Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно.2.2. Основополагающие аспекты в успешной организации игровой деятельностиОрганизационные моменты при разработке игры в социально-культурной деятельности является важным аспектом. Оттого насколько всё будет продумано, зависит большая часть успеха. Мы рассмотрим несколько важных нюансов, которые будут благоприятно воздействовать на участников данного процесса.Сделать акцент при организации игры следует на методики работы ведущего, которую принято структурировать в несколько этапов. (Рисунок 1.1.)[19] Стоит отметить, чтобы игра любого пользования (индивидуальное, групповое или массовое) стала достоянием посетителей социокультурных учреждений, необходимо создать игротеку, то есть “собрание игр для выдачи их во временное пользование”. Игротека в учреждениях социокультурной сферы пока не стала распространенным явлением, однако опрос общественного мнения, высказывания специалистов показывают, что наличие игротеки не только желательно, но и необходимо. Прежде всего потому, что значительно расширяется набор услуг, оказываемых населению, и тем самым увеличивается и число посетителей учреждений социокультурной сферы, что особенно важно в связи с назревшей необходимостью перестройки культурно-досуговой деятельности, потребностью в разнообразных ее формах и направлениях. Игротека может стать действенным средством в борьбе за здоровый, трезвый образ жизни.Важной особенностью работы игротеки является осуществление деятельностного подхода, основанного на интересе человека к тому или иному виду игры, свободном характере участия в ней. В игротеке ее посетители реализуют возможности позитивного самовоспитания, лежащего в основе любого воспитания. В работе игротеки предусмотрено совместное участие специалистов и посетителей в различных формах игрового общения. С этой целью разрабатываются специальные игровые программы: “Когда мы за столом”, “День именинника”, “Вечары на канапе”, “Отдыхаем все семьей” и т. п. Таким образом, роль игровых технологий в сфере свободного времени чрезвычайно велика, так как они органично входят в общую систему воспитания. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни участников игры, их творческое развитие, воспитание в сфере свободного времени.Нами рассмотрены лишь некоторые теоретико-технологические аспекты организации и проведения игры в социокультурной сфере. Мы уверены, что проблема игры – одна из самых важных и сложных, требует особого внимания специалистов, так как от ее правильного решения во многом зависит успех организации и проведения культурно-досуговых мероприятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдним из важных аспектов в социокультурной деятельности является игра. Авторы литературы и теорий, на которые мы опирались в ходе исследования, под данным термином подразумевают человеческую деятельность, которая возникала из подражания. Именно способность к подражанию помогла человеку надстроить ту слабую программу инстинктов, которая дана была ему природой. Игра способствовала изменению способа человеческого существования: выработалась дополнительная система символов, дополняющая инстинкты. Те правила, которые оттачивались поколениями перевоплотились во внеприродные программные действия. Между человечеством и природой зародилась новая реальность, которая была создана с помощью игры. С момента упрочнения человека в мире игра стала самодостаточным явлением. Благодаря игровому процессу формируются и поддерживаются социальные связи, появляются ранее неизвестные деятельностные формы, которые необходимы в постоянно совершенствующимся мире. Она значима в становлении личности человека; именно игра и её многообразные формы помогают спонтанно и непроизвольно выявить человеческую сущность.При выполнении исследовательской работы нами были выделены особенности (положения), которые отражают феноменальную сущность игры:Игра - многогранное понятие, так в неё включены и занятия, и отдых, и какие-либо упражнения, и тренинг.Игра - это феномен, помогающий не только проиграть фактические ситуации из жизни в определённых временных и пространственных рамках, но и проявить наше творческое начало, связанное с конструированием самих рамок. В игре представлены средства коммуникации, взаимоотношения в процессе созидания.Игра способствует познанию окружающего мира; является путеводителем к овладению конкретными знаниями, умениями и навыками.Игру можно всячески классифицировать по самым разным показателям.Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых.В процессе исследования была выполнена поставленная цель и реализованы намеченные задачи. Мы рассмотрели особенности игры как социально-культурного инструмента.Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что игра способствует решению проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы». М., 19882. Ворошилов В. Феномен игры. М., 20123. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы психологии. 1966, № 6.4. Гроос К. «Душевная жизнь ребенка». Избр. лекции. - Киев, 20165. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 20156. Исупов К. Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство» // Философские науки. 1974, №5.7. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 20148. Коффка К. Основы психического развития / Пер. с нем. - М. - Л., 20149 Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. - М., 201610. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 452 с.11. Постмодернизм. Энциклопедия.-- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.-- 1040 с.-- (Мир энциклопедий).12. Спенсер Г. «Основания психологии». - СПб., 201813. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - (Эврика). - 221с.14. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 201615 Фрейд З. «Я и Оно». - Тбилиси, 2011. Т.1.16. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: «Прогресс - академия». - 2012, 464 с.17. Шмаков С. А. Игры учащихся -- феномен культуры. - М., 201418. Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М., 197819. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.20. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 195721. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве // Современная драматургия, 2015

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы». М., 1988
2. Ворошилов В. Феномен игры. М., 2012
3. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы психологии. 1966, № 6.
4. Гроос К. «Душевная жизнь ребенка». Избр. лекции. - Киев, 2016
5. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 2015
6. Исупов К. Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство» // Философские науки. 1974, №5.
7. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 2014
8. Коффка К. Основы психического развития / Пер. с нем. - М. - Л., 2014
9 Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. - М., 2016
10. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 452 с.
11. Постмодернизм. Энциклопедия.-- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.-- 1040 с.-- (Мир энциклопедий).
12. Спенсер Г. «Основания психологии». - СПб., 2018
13. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - (Эврика). - 221с.
14. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 2016
15 Фрейд З. «Я и Оно». - Тбилиси, 2011. Т.1.
16. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: «Прогресс - академия». - 2012, 464 с.
17. Шмаков С. А. Игры учащихся -- феномен культуры. - М., 2014
18. Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М., 1978
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
20. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957
21. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве // Современная драматургия, 2015

Вопрос-ответ:

Какова роль игры в педагогическом воздействии?

Игра играет важную роль в педагогическом воздействии, так как она способствует формированию личности ребенка. Через игру дети активно взаимодействуют с окружающим миром, развивают когнитивные, эмоциональные, социальные и физические навыки.

Как игра влияет на формирование личности?

Игра помогает развивать различные аспекты личности, такие как творческое мышление, коммуникативные навыки, социальная адаптация и саморегуляция. В процессе игры дети могут эмоционально выразиться, научиться работать в команде и развить воображение.

Каково значение игры в социокультурной деятельности?

Игра имеет большое значение в социокультурной деятельности, так как она способствует социализации ребенка и его интеграции в общество. Через игру дети учатся правилам, ролевым моделям поведения, культурным традициям и нормам.

Какие черты игры способствуют формированию и развитию личности?

Игра способствует формированию и развитию личности через такие черты, как свобода и сознательность выбора действий, эмоциональное вовлечение, обмен ролями, сотрудничество, конструирование и творчество. Эти черты помогают детям развивать самостоятельность, ответственность и саморегуляцию.

Каков ретроспективный анализ становления игры как педагогического и социокультурного феномена?

Ретроспективный анализ становления игры как педагогического и социокультурного феномена отображает историческое развитие понимания роли игры в воспитании и обучении детей. Этот анализ позволяет построить теоретическую базу для исследования игры как средства формирования личности и обоснования ее педагогической ценности.

Какие теоретические аспекты игры как средства педагогического воздействия рассматриваются в статье?

В статье рассматривается ретроспективный анализ становления игры как педагогического и социокультурного феномена, а также игра в социокультурной деятельности.

Какова роль игры в формировании личности?

Игра является средством педагогического воздействия на формирование личности. Она способствует развитию различных качеств и навыков, таких как социальные, эмоциональные, интеллектуальные и творческие способности.

Как игра влияет на социокультурную деятельность?

Игра в социокультурной деятельности является важным средством взаимодействия людей и формирования социальных навыков. Она способствует развитию коммуникативных навыков, укреплению коллективных ценностей и общественного сознания.

Какие исследования проводятся в статье по игре как средству формирования и развития личности?

В статье проводится исследование игры как средства формирования и развития личности. Авторы анализируют влияние игры на развитие социальной, эмоциональной, когнитивной и творческой сфер личности.

Что можно сказать о значимости игры в педагогическом процессе?

Игра играет важную роль в педагогическом процессе. Она способствует активному и творческому участию учеников, развитию их способностей и интересов. Игра помогает создать благоприятную обстановку для обучения и формирования личности.

Какое значение имеет игра в педагогическом воздействии на формирование личности?

Игра играет важную роль в педагогическом процессе, так как она способствует развитию различных качеств и навыков у личности, таких как социализация, творческое мышление, сотрудничество, саморегуляция и другие. Игра позволяет детям и взрослым общаться, экспериментировать, учиться решать проблемы, адаптироваться к новым обстановкам и многое другое.