Особенности совладания с жизненными трудностями незрячих и зрячих людей
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 22.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Современные исследования копинг-стратегий в психологии 6
1.2. Особенности психического развития людей с нарушением зрения 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ С ЖИЗНЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ НЕЗРЯЧИХ И ЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Программа коррекции использования неадаптивных стратегий поведения у детей с нарушениями зрения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Это становится возможным, благодаря преодолению сложных ситуаций спомощью устойчивой позитивной самооценки, развитых навыков самоконтроля, умения анализировать причины возникновения и варианты выхода из сложных ситуаций. Такие люди обладают верой в возможность преодоления стресса, прибегают к сотрудничеству с опытными людьми, умеют принимать и оказывать поддержку окружающим.В группе людей с нарушениями зрения преобладают неадаптивные стратегии поведения. Это указывает на их неумение справляться со стрессовыми ситуациями, принимать правильные решения в состоянии стресса. Среди группы незрячих людей неадаптивные копинг-стратегии когнитивного компонента используют 60% опрошенных, в эмоциональном компоненте процент также равен 60% и при поведенческом механизме неадаптивные стратегии используют 70% опрошенных.Неадаптивность хотя бы одной из сфер психики (когнитивной, эмоциональной, поведенческой) приводит индивида к внутреннему личностному конфликту, внося сбой в систему копинг-поведенияПри сопоставлении данных, полученных при помощи методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, у респондентов с низкой степенью адаптивных возможностей копинга прослеживается выбор базисной доминирующей стратегии поведения по типу «избегание проблем». Это подтверждает пассивность их поведения в сложных жизненных обстоятельствах, позволяя нам отнести данных респондентов к группе риска для проведения специальной работы по формированию навыков продуктивного копинга.3. Диагностическая методика «Тест жизнестойкости» (The Personal Views Survey III-R) Сальваторе Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Цель: исследование уровня стрессоустойчивости. Каждому респонденту на специальном бланке предлагается 45 утверждений, соответствующих трём шкалам опросника: вовлечённость,контроль и принятие риска. Необходимо оценить меру своего согласия с каждым из утверждений [21]. Жизнестойкость предполагает способность человека выдерживать и успешно преодолевать стрессовые ситуации на основе собственной системы убеждений о себе, мире и отношениях с ним. Понятие жизнестойкости основано на взаимодействии трёх относительно самостоятельных компонентов: вовлечённость, контроль и принятие риска. Данные, полученные в ходе исследования, наглядно отражены с помощью диаграммы на рисунке 3.Рис. 3. Результаты исследования общего уровня жизнестойкости у респондентов обеих групп (методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)По результатам исследования, наибольшее количество респондентов в группе с нарушениями зрения обладают уровнем жизнестойкости ниже нормы. Таких 70% опрошенных (7 чел). Респонденты, обладающие малой жизнестойкостью и воспринимающие стрессовые факторы с чрезмерным перенапряжением внутренних сил, мало вовлечены в процесс своей жизни, считают её неподконтрольной своим усилиям, стремятся к простому комфорту и безопасности, тяжело воспринимают неудачи, ухудшая состояние здоровья, снижая уровень работоспособности, ограничивая развитие личностного потенциала.Среди группы без нарушений зрения показатель ниже нормы находится у 10% респондентов (1 чел). Средний показатель мы наблюдаем у 40% (4 чел) опрошенных в группе с нарушениями зрения и у 50% (5 чел) опрошенных в группе без нарушений зрения, что соответствует норме и создаёт благоприятные условия для возникновения препятствия к накоплению чрезмерного внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.Показателем выше нормы в группе с нарушениями зрения обладает 10% (1 чел) респондентов, а в группе без нарушений зрения таких 40% (4 чел) опрошенных. Для таких людей характерно активное и гибкое поведение в ситуации стресса, они устойчивы к переживаниям, не впадают в депрессию, могут контролировать события и их последствия, готовы учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный опыт, сохраняют работоспособность, достигают эффективных результатов.Итак, организация эксперимента позволила выявить уровни развития и особенности проявления копинг-стратегий у людей с нарушениями зрения и без нарушений зрения. Таблица 4, размещённая в Приложении 2, представляет взаимосвязь качественных и количественных показателей, выявленных на данном этапе осуществления экспериментальной работы.В ходе эксперимента мы выявили, что неадаптивными стратегиями поведения в группе детей с нарушениями зрения пользуются 60% опрошенных (6 чел), тогда как в группе без нарушений такой подход используют 10% опрошенных.Условно адаптивными стратегиями поведения пользуются 30% респондентов группы детей с нарушениями зрения и 40% детей без нарушений.И адаптивными копинг-стратегиями в своем поведении руководствуют 10% детей с нарушениями зрения и 50% детей без нарушения зрения.Итоговые данные констатирующего эксперимента наглядно отражены с помощью диаграммы на рисунке 4.Рис.4. Результаты исследования уровня развития копинг-стратегий у двух групп (итоговые данные эксперимента)Уровни развития копинг-стратегий определены на основе анализа адаптивных возможностей и особенностей проявления личностных и средовых компонентов устойчивости к воздействию стресса у респондентов двух групп.На основе проведенного анализа и полученных данных мы приходим к выводу, что в группе незрячих людей преимущественно используются неадаптивные стратегии поведения. Поэтому мы разработали ряд рекомендаций, направленных на коррекцию неадаптивного поведения. Использования предложенных нами рекомендации позволит снизить уровень стресса участников и научит их использовать более адаптивные копинг-стратегии.2.2 Программа коррекции использования неадаптивных стратегий поведения у детей с нарушениями зренияВ работу могут быть включены клиенты с разными моделями поведения, что позволит участникам расширить диапазон собственных поведенческих реакций, а также развить новые, более эффективные способы общения.Предлагаемая для внедрения программа включает 9 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - не более 60 минут, количество участников – 6 человек, в возрасте от 30 до 60 лет. Общий срок реализации - 4 недели. Реализация программы осуществляется в два этапа. При этом особое внимание уделяется учету естественных потребностей и интересов клиентов, а также способностей, склонностей, сохранившихся навыков и умений. До начала мероприятий следует провести беседу с психологом, социальным работником и медицинским персоналом о целях тренинга, его задачах, методах работы, ожидаемых результатах. При содействии данных специалистов осуществляется отбор клиентов для участия в программе в соответствии с показаниями и противопоказаниями. На первом этапе проводится беседа с предполагаемыми участниками, в ходе которой объясняется важность участия в тренинге для улучшения социальной адаптации, устанавливается позитивный контакт, происходит информирование о целях и задачах работы, ожидаемых результатах, а также мотивирование на участие в работе. Следующий этап – проведение занятий. Каждое занятие предусматривает выполнение: упражнений, направленных на снятие психоэмоциональной напряженности, повышение групповой сплоченности, развитие вербальных и невербальных коммуникаций, социального восприятия, формирование элементов эффективного межличностного взаимодействия, заявленных копингстратегий. Используются упражнения, выполняемые коллективно и содержащие элементы релаксации.Таблица 1Тематический план занятийЦель занятиеСодержание занятияЗанятие №1. Знакомство, создание в группе доверительных отношений, снятие психоэмоционального напряжения. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Знакомство». Упражнение 3. «Улыбка». Упражнение 4. «Мое хобби». Упражнение 5. «Трамвайчик». Упражнение 6. «Ритм». Упражнение 7. «Интервью». Занятие №2. Развитие коммуникативной направленности мышления и способности к кооперации. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Без слов». Упражнение 3. «Описание половинки». Упражнение 4. «Смотря кому». Упражнение 5. «Групповой рисунок». Упражнение 6. «Ток по кругу». Упражнение 7. «Интервью»Занятие №3. Развитие коммуникативной направленности мышления и тренировка навыков вербального общения. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Передай маску». Упражнение 3. «Послание самому себе». Упражнение 4. «Два текста». Упражнение 5. «Рассказ». Упражнение 6. «Интервью». Упражнение для релаксации. Занятие №4. Развитие социального восприятия. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Почетный караул». Упражнение 3. «Только вместе!». Упражнение 4. «Эмоциональный словарь». Упражнения 5. «Секретарша». Упражнение 6. «Зеркало». Упражнение 7. «Рисование эмоций». Упражнение 8. «Интервью». Занятие №5. Формирование стратегии избегания, как способа преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих вследствие проблемных ситуаций. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 1. «Импульс по цепи». Упражнение 2. «Геометрическая фигура». Упражнение 3. «Сложная ситуация». Упражнение 4. «Sorry, конфликта не будет». Упражнение 5. «Настроение». Упражнение 6. «Прощальное письмо». Упражнение 7. «Интервью». Занятие №6. Развитие способности к принятию взвешенных решений и умения предпринимать обдуманные действия. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 1. «Комплименты по кругу». Упражнение 2. «Цепочка». Упражнение 3. «Сложная ситуация». Упражнение 4. «Розовые очки». Упражнение 5. «Шнуровка». Упражнение 6. «Интервью». Упражнение для релаксации.Занятие №7. Развитие стремления к вступлению в социальный контакт при решении проблемных ситуаций. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 1. «Паутина». Упражнение 2. «Почетный караул». Упражнение 3. «Варианты общения». Упражнение 4. «Попроси правильно». Упражнение 5. «Сильные стороны». Упражнение 6. «Мы хотим сказать». Занятие №8. Развитие навыков совместной деятельности и конструктивного межличностного взаимодействия. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Первые впечатления». Упражнение 3. «Чемодан». Упражнение 4. «Зато». Упражнение 5. «Дни рождения». Упражнение 6. «Спасибо за прекрасный день». Упражнение 7. «Интервью». Занятие №9. Завершение групповой работы. Упражнение 1. «Ритуал». Упражнение 2. «Выбор за вами». Упражнение 3. «Почетный караул». Упражнение 4. «Чемодан, корзина, мясорубка». Упражнение 5. «Что я почти забыл». Заполнение опросника по оценке удовлетворенности участием в тренинге. В процессе проведения занятий применяются приемы и техники теории социального научения (наставничество, подсказывание, обратная связь, разыгрывание ролей), а также используются разного рода мотивирующие стимулы (поощрение, похвала, оценка промежуточных и конечных результатов деятельности и проч.).Для развития чувствительности в восприятии окружающего мира, других людей и самого себя в программу включены отдельные приемы арт-терапии.ЗАКЛЮЧЕНИЕОтечественные и зарубежные психологи рассматривают проблему копинг-стратегий несколько с разных позиций. Так в отечественной психологии разработка копинг-стратегий, прежде всего, связана с преодолением экстремальных ситуаций. А также в контексте изучения личности и ее жизненного пути (Л.И.Анцыферова, Е.В.Либина), но таких работ мало. В то время как в зарубежной психологии больший акцент сделан на изучении когнитивных конструктов (Р. Лазарус и С. Фолкман) и личностных переменных (Коста и Маккрей), а также анализе самой ситуации (Лер и Томэ). В работе на основе рассмотрения исследований копинг поведения составлена обобщенная модель факторов, влияющих на него. В нее включены следующие элементы: возраст, гендерные особенности, способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, временная перспектива, занятия спортом, саморегуляция, субъективное благополучие, болезнь, социальная адаптация, внешняя среда, локус контроля, позитивное мышление, рефлексивное оценивание. Выработка продуктивных копинг-стратегий представляется необходимым для многих людей в процессе их жизнедеятельности.В ходе эксперимента мы выявили, что неадаптивными стратегиями поведения в группе детей с нарушениями зрения пользуются 60% опрошенных, тогда как в группе без нарушений такой подход используют 10% опрошенных.Условно адаптивными стратегиями поведения пользуются 30% респондентов группы детей с нарушениями зрения и 40% детей без нарушений.И адаптивными копинг-стратегиями в своем поведении руководствуют 10% детей с нарушениями зрения и 50% детей без нарушения зрения.На основе проведенного анализа и полученных данных мы пришли к выводу, что в группе незрячих людей преимущественно используются неадаптивные стратегии поведения. Поэтому мы разработали ряд рекомендаций, направленных на коррекцию неадаптивного поведения. Использования предложенных нами рекомендации позволит снизить уровень стресса участников и научит их использовать более адаптивные копинг-стратегии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБехтер, А. А. Рефлексивное оценивание трудных жизненных ситуаций как основа выбора копинг-стратегий у будущих психологов [Текст] / А. А. Бехтер // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 114-117.Болотова, А. К. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения [Текст] / А. К. Болотова, М. Р. Хачатурова // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 69-76.Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов [Текст] / Л.И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е.Р. Исаева и др. – СПб. : Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. – 40с.Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Уч.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. – СПб. : Речь, 2010. – 192 с.Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2014. – 48 с.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Речь. 2013. – 58 с.Воронкова, Д. В. Эмоциональное выгорание и стратегии совладания сотрудников в различных организационных культурах [Текст] / Д. В. Воронкова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. - С. 74-80.Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. – 2-е изд. с изм. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2015. – 268 с.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М.: Логос, 2013. – 127 с.Гринева, К. Ю. Характер совладания детей и родителей с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников [Текст] / К. Ю. Гринева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - С. 258-262.Екимчик, О. А. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров [Текст] / О. А. Екимчик, Т. П. Григорова, Н. С. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - № 3. - С. 144-150.Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. – М.: Педагогика, 2013. – 85 с.Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2014. – 88 сКозлова Г.В. Социализация личности учащегося НПО // Профессиональное образование. – М., 2002. № 2. 29 с.Комаровская, Е. Л. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов [Текст] / Е. Л. Комаровская, В. В. Маркелов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 1. - С. 24-27.Корытова, Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект [Текст] / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5. - С. 175-181.Крюкова, Т. Л. Детерминанты одиночества и совладания с ним в супружеских отношениях [Текст] / Т. Л. Крюкова, А. М. Ронч // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4. - С. 129-134.Крюкова, Т. Л. Социокультурный контекст совладания в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции) [Текст] / Т. Л. Крюкова, О. В. Шаргородская // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4. - С. 135-142.Лазарева, Е. Ю. Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения [Текст] / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2013. - № 9. - С. 69-78.Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., перераб. – М., 2000. – С. 435–449.Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.Малышев, И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации [Текст] / И. В. Малышев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12. - С. 1-22.Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (В связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): дис. канд. психол. наук : 19.00.04 : СПб., 1998. 192 c.Набоко О.А. Специфика родительского отношения к детям с РДА. Материалы международной конференции студентов и аспирантов «Психология: мир возможностей». – СПб., 2011. – С. 243–249.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. 352 с.Носова, Д. А. Когнитивные копинг-стратегии в зависимости от позитивного мышления и профессионального выгорания (на примере менеджеров коммерческой сферы) [Текст] / Д. А. Носова, Н. Е. Водопьянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. - 2013. № 1. - С. 180-187.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. – СПб.: Питер, 2014. – 11 с.Павлова, Т. С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Текст] / Т. С. Павлова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - № 1. - С. 1-14.Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE [Текст] / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - № 1. - С. 82-118.Русина, Н. А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных [Текст] / Н. А. Русина // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. - 2012. - № 3. - С. 116-123.Семакова, Е. В. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей [Текст] / Е. В. Семакова, И. Ю. Макарова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 1596-1601.Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.– М.: Полиграф Сервис, 2014. – 180 с.Халитов, Р. Г. Психосоциальный диссонанс и конфликт [Текст] / Р. Г. Халитов // Вестник Удмуртского университета. - Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2012. - № 1. - С. 3-13.Хачатурова, М. Р. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта [Текст] / М. Р. Хачатурова // Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2012. - 29 с.Яковлева, С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля [Текст] / С. А. Яковлева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - Серия: Педагогика и психология. - 2012. - № 5. - С. 259-263.Lazarus, R. S. Psychological Stress and the Coping Process / R. S. Lazarus. - New York: McGraw-Hill, 1966. - 274 p.ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Бехтер, А. А. Рефлексивное оценивание трудных жизненных ситуаций как основа выбора копинг-стратегий у будущих психологов [Текст] / А. А. Бехтер // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 114-117.
2. Болотова, А. К. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения [Текст] / А. К. Болотова, М. Р. Хачатурова // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 69-76.
3. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов [Текст] / Л.И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е.Р. Исаева и др. – СПб. : Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. – 40с.
4. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Уч.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. – СПб. : Речь, 2010. – 192 с.
5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.
6. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2014. – 48 с.
7. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Речь. 2013. – 58 с.
8. Воронкова, Д. В. Эмоциональное выгорание и стратегии совладания сотрудников в различных организационных культурах [Текст] / Д. В. Воронкова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. - С. 74-80.
9. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. – 2-е изд. с изм. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2015. – 268 с.
10. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М.: Логос, 2013. – 127 с.
11. Гринева, К. Ю. Характер совладания детей и родителей с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников [Текст] / К. Ю. Гринева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - С. 258-262.
12. Екимчик, О. А. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров [Текст] / О. А. Екимчик, Т. П. Григорова, Н. С. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - № 3. - С. 144-150.
13. Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. – М.: Педагогика, 2013. – 85 с.
14. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2014. – 88 с
15. Козлова Г.В. Социализация личности учащегося НПО // Профессиональное образование. – М., 2002. № 2. 29 с.
16. Комаровская, Е. Л. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов [Текст] / Е. Л. Комаровская, В. В. Маркелов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 1. - С. 24-27.
17. Корытова, Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект [Текст] / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5. - С. 175-181.
18. Крюкова, Т. Л. Детерминанты одиночества и совладания с ним в супружеских отношениях [Текст] / Т. Л. Крюкова, А. М. Ронч // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4. - С. 129-134.
19. Крюкова, Т. Л. Социокультурный контекст совладания в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции) [Текст] / Т. Л. Крюкова, О. В. Шаргородская // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4. - С. 135-142.
20. Лазарева, Е. Ю. Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения [Текст] / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2013. - № 9. - С. 69-78.
21. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.
22. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., перераб. – М., 2000. – С. 435–449.
23. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.
24. Малышев, И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации [Текст] / И. В. Малышев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12. - С. 1-22.
25. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (В связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): дис. канд. психол. наук : 19.00.04 : СПб., 1998. 192 c.
26. Набоко О.А. Специфика родительского отношения к детям с РДА. Материалы международной конференции студентов и аспирантов «Психология: мир возможностей». – СПб., 2011. – С. 243–249.
27. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. 352 с.
28. Носова, Д. А. Когнитивные копинг-стратегии в зависимости от позитивного мышления и профессионального выгорания (на примере менеджеров коммерческой сферы) [Текст] / Д. А. Носова, Н. Е. Водопьянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. - 2013. № 1. - С. 180-187.
29. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. – СПб.: Питер, 2014. – 11 с.
30. Павлова, Т. С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Текст] / Т. С. Павлова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - № 1. - С. 1-14.
31. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE [Текст] / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - № 1. - С. 82-118.
32. Русина, Н. А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных [Текст] / Н. А. Русина // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. - 2012. - № 3. - С. 116-123.
33. Семакова, Е. В. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей [Текст] / Е. В. Семакова, И. Ю. Макарова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 1596-1601.
34. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.– М.: Полиграф Сервис, 2014. – 180 с.
35. Халитов, Р. Г. Психосоциальный диссонанс и конфликт [Текст] / Р. Г. Халитов // Вестник Удмуртского университета. - Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2012. - № 1. - С. 3-13.
36. Хачатурова, М. Р. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта [Текст] / М. Р. Хачатурова // Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2012. - 29 с.
37. Яковлева, С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля [Текст] / С. А. Яковлева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - Серия: Педагогика и психология. - 2012. - № 5. - С. 259-263.
38. Lazarus, R. S. Psychological Stress and the Coping Process / R. S. Lazarus. - New York: McGraw-Hill, 1966. - 274 p.
Вопрос-ответ:
Какие исследования проводятся по изучению совладающего поведения незрячих и зрячих людей?
В современной психологии проводятся исследования, направленные на изучение совладающего поведения незрячих и зрячих людей. Примером таких исследований может быть анализ используемых копинг-стратегий в различных ситуациях, а также исследование особенностей психического развития людей с нарушением зрения.
Какие особенности психического развития имеют люди с нарушением зрения?
Люди с нарушением зрения могут иметь особенности в психическом развитии. Например, у них могут быть развиты другие органы чувств и способы восприятия окружающего мира, такие как слух и осязание. Это может влиять на их способность справляться с жизненными трудностями и выбирать различные копинг-стратегии.
Как организовано исследование особенностей совладания с жизненными трудностями незрячих и зрячих людей?
Для изучения особенностей совладания с жизненными трудностями у незрячих и зрячих людей проводятся экспериментальные исследования. Организация таких исследований может включать в себя разработку специальных программ коррекции и использования неадаптивных стратегий поведения, а также сбор данных о выбранных копинг-стратегиях и их эффективности.
Что такое копинг-стратегии?
Копинг-стратегии – это способы справления с жизненными трудностями и стрессовыми ситуациями. Они могут включать в себя различные подходы и техники: от принятия ситуации и поиска позитивных аспектов, до использования социальной поддержки и развития личных ресурсов. Копинг-стратегии могут различаться у разных людей и зависят от их индивидуальных особенностей и жизненного опыта.
Какие проблемы решает программа коррекции использования неадаптивных стратегий поведения у детей?
Программа коррекции использования неадаптивных стратегий поведения у детей направлена на решение проблем, связанных с неправильными или неэффективными способами справления с жизненными трудностями. Она помогает детям развивать и выбирать адаптивные копинг-стратегии, улучшает их психологическую адаптацию и способности справляться со стрессом.
Какие стратегии совладания с трудностями используют незрячие и зрячие люди?
Незрячие и зрячие люди могут использовать разные стратегии совладания с трудностями в жизни. Одни из них включают активное поисковое поведение, пассивное приспособление, повышение самоэффективности, использование социальной поддержки и позитивного мышления. Конкретные стратегии зависят от индивидуальных особенностей каждого человека.
Какие особенности психического развития можно выделить у людей с нарушением зрения?
У людей с нарушением зрения можно выделить некоторые особенности психического развития. Они часто развивают более развитые навыки слухового и тактильного восприятия, у них повышена концентрация внимания и развита воображение. Однако, возможно отставание в развитии некоторых когнитивных функций, таких как пространственное мышление и ориентация в окружающем мире.
Как организовано исследование по изучению особенностей совладания с трудностями у незрячих и зрячих людей?
Исследование по изучению особенностей совладания с трудностями у незрячих и зрячих людей было организовано с помощью проведения эксперимента. В ходе эксперимента были изучены различные стратегии совладания, а также была разработана программа коррекции использования неадаптивных стратегий поведения у детей. Исследование было проведено с участием незрячих и зрячих детей и взрослых.