Развитие теории воспитания дошкольников в педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 26.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Теории воспитания дошкольников в педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной
1.1. Периоды жизни и научной деятельности видного русского педагога Н. П. Сакулиной………………………………………….4
1.2. Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов
воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности…….12
Заключение…………………………………………………………………….24
Список Литературы………………………………………………………......26
Она показала, что отражение внешних свойств предметов доступно детям, но это возможно только при определенной организации изобразительной деятельности детей. Вы должны иметь четкое представление о предмете. Требует восприятия и обладания у ребенка техническими навыками и способностями.Анализируя различные социальные функции рисунка и определяя среди всех двух основных - изобразительную и выразительную, Н. П. Сакулина соответственно выделила две группы способностей к изобразительной деятельности: умение изобразить и умение выражать художественное выражение. Способность изображения состоит из 3 компонентов.1. Восприятие и родственное представление. Необходимо освоить особый способ восприятия: видеть объект в целом (воспринимать содержание и форму в единстве, а форму - в сочетании деталей (структура, цвет, положение в пространстве, относительная величина).2. Овладение средствами графического воплощения изображения (совокупность умений и навыков по изображению, форме, структуре, пропорциональным отношениям, положению в пространстве).3. Овладение техникой рисования (технические навыки, графические навыки, навыки).Центральная способность изображения - вторая - овладение графическими навыками. Требует владения небольшими и дифференцированными движениями рук (кистей, пальцев).По показателю уровня развития способности к изображению она обосновывала степень реальности изображения.Н. П. Сакулин показал, что в процессе рисования дети руководствуются представлениями о предмете, графическими изображениями, которые они накопили. Они фиксируют опыт ребенка в рисовании различных предметов. При правильном обучении овладение зрительными навыками и способностями создает реальную основу для творчества, развития творческих способностей. Самостоятельному творчеству нужно учить. Предоставление детям автономии при отсутствии обучения не приводит к развитию творчества 16.Фундаментальная работа Н. П. Сакулина «Сенсорное воспитание в процессе графической деятельности» была опубликована в виде книги в 1965 году и была удостоена премии имени К.Д. Ушинского.За эту работу Нина Павловна Сакулина была удостоена звания доктора педагогических наук. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она проводила в течение 40 лет.В центре научных исследований Сакулина Нина Павловна были задачи, содержание и методы сенсорного, эстетического воспитания в детском саду, формирование обобщенных представлений дошкольников в процессе зрительной деятельности, их связь с практикой умственного и нравственного воспитания.Книга, помимо вышесказанного, также интересна тем, что в ней представлены долгосрочные наблюдения отдельных детей, освещены индивидуальные особенности развития детского творчества, даны глубокие, разнообразные характеристики детей, которые позволяют сделать вывод, что визуальный Активность каждого ребенка имеет своеобразие, определяемое его индивидуальными психологическими особенностями. Эти наблюдения подходят в наше время 21.Н. П. Сакулина убедительно показала, что основные графические и выразительные средства реалистического искусства доступны для понимания детей и могут быть освоены ими в дошкольном возрасте. Овладение зрительными средствами не «высушивает» деятельность детей, а наоборот, представляет интерес и позитивный эмоциональный настрой, поскольку помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично для ребенка.Велика роль ее исследований в совершенствовании детского изобразительного искусства. Принимая во внимание требования и принципы сенсорного воспитания, развития детей, она разработала методы рисования, моделирования и применения классов для отражения чувственно воспринимаемых свойств объектов - формы, размера, цвета. Сакулина понимала рисунок не как свободное занятие детей, а как «предмет воспитательной и учебной работы». Нина Павловна призывала вспомнить специфику графической деятельности, ее эмоционально-образный, творческий характер, что для этого требуется особый вид сенсорного воспитания и развития (тренинг, учитывающий направленность на создание образа, воплощение детских творческих идей.На протяжении более десяти лет Н.П. Сакулина руководила активом учителей в Москве, в котором под ее руководством проводилась апробация методологии и выяснялись вопросы, связанные с проведением занятий по рисованию, моделированию и аппликации. Подготовлена группа высококвалифицированных преподавателей изобразительного искусства. Опыт работы с детьми по этому методу широко освещался в 60-х годах на страницах журнала «Дошкольное образование», экспонировался на ВДНХ, демонстрировался на городских и районных конференциях и используется в наше время.Н.П. Сакулин, доктор педагогических наук, всегда стремился совместить задачи сенсорного и эстетического воспитания с практикой умственного и нравственного воспитания посредством использования творческой художественной деятельности детей.Нина Павловна проделала большую теоретическую работу, заложив основы дальнейшего развития проблем детского изобразительного искусства. Пособие «Визуальная деятельность в детском саду», написанное в сотрудничестве с ее ученицей Т.С. Комаровой, которое было опубликовано в 1973 году, раскрывает содержание обучения графической деятельности во всех группах детского сада, дает рекомендации по обучению детей рисованию, моделированию и аппликации. О выборе программных материалов для занятий, установлении их последовательности и взаимосвязи, об использовании различных методов управленияСакулина обратила внимание воспитателей дошкольных учреждений на необходимость ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и преподавания декоративно-прикладного творчества. Она заложила основы для обучения детей декоративному рисунку, выделив основные элементы любого вида народного декоративно-прикладного искусства: орнамент, цветовую гамму и композицию, определяемые предметом декора.Нина Павловна Сакулина создала собственную научную школу, многочисленные ученики внесли большой вклад в развитие содержания и методов обучения дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.Н. П. Сакулин, один из крупнейших ученых в области сенсорного, эстетического воспитания и формирования художественного творчества детей, заложила теоретические основы и разработала методику обучения графической деятельности дошкольников.ЗаключениеИтак, подводя итоги, можно сказать, что Н.П. Сакулина проделала большую теоретическую работу по созданию основ проблем изобразительного искусства детей, обратила внимание воспитателей дошкольных учреждений на необходимость ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и обучения декоративное искусство. Она заложила основы для обучения детей декоративному рисунку, выделив основные элементы любого вида народного декоративно-прикладного искусства: орнамент, цветовую гамму и композицию, определяемые предметом декора.Нина Павловна Сакулина создала собственную научную школу, многочисленные ученики внесли большой вклад в развитие содержания и методов обучения дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.Н. П. Сакулин, один из крупнейших ученых в области сенсорного, эстетического воспитания и формирования художественного творчества детей, заложила теоретические основы и разработала методику обучения графической деятельности дошкольников.Последние годы ее работы в Институте дошкольного образования имени Н. П. Сакулина, посвященные изучению роли графической деятельности в психическом развитии детей.Несколько книг было переиздано несколько раз после ее смерти (17 декабря 1975 года):1. Сакулина Н. П. Моральное воспитание в классе наглядной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 1. - с. 27-30.2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Изобразительная деятельность, Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для педагогов / Под ред. Н.Н. Поддякова В.Н. Аванесова. - М., 1981. - С. 15-66.3. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. - М .: Образование, 1982. - 208 с.Это подчеркивает важность и актуальность ее работы по разработке теоретических вопросов детского изобразительного искусства дошкольников, высокий интерес ее педагогов, воспитателей детских садов, учащихся педагогических школ, учащихся, преподавателей педагогических вузов, ученых.Педагогические, научные идеи и результаты Н. П. Сакулина в настоящее время все активнее используются в практике современного дошкольного образования, как в России, так и в Беларуси.Список Литературы1. «А.В. Запорожец и его научная школа "// Дошкольное образование. 2001. № 22. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебник. пособие на завод. выше пед. исследования. учреждения / Под ред. С. Ф. Егорова. М .: Издательский центр "Академия", 2001.3. Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию "// Вопросы психологии. 1985. № 4.4. Ганешин К. «К 100-летию со дня рождения Н.П. Саккулина "// Дошкольное образование. 1999. №1.5. Герасимова Н. «Самоотверженная преданность науке» // Дошкольное образование. 2009. №3.6. Запорожец А.В., Комарова Т.С. «60 лет развития теории дошкольного образования» // Дошкольное образование. 1977. №10.7. Запорожец А.В. «Глубокое знание ребенка - необходимое условие его правильного воспитания» // Дошкольное образование. 2009. №3.8. «Золотой фонд. А.П. Усова "// Дошкольное образование. 2009. №6.9. Косминская В.Б. и другие. «Теория и методы зрительной деятельности в детском саду» - М .: «Просвещение», 197710. «Леонид Абрамович Венгер» (некролог) // Вопросы психологии. 1992 № 511. «Памяти великого ученого» // Дошкольное образование, 1995. №5.12. Поддяков Н.Н. «Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного образования» // Вопросы психологии. 1982. №6.13. Сакулина Н.П. Воспитание самостоятельности в классе наглядной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 9. - С.51-57.14. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения графической деятельности // Дошкольное образование. - 1969. - № 5. - с. 50-55.15.Сакулина Н.П. Воспитание креативной инициативы // Дошкольное образование. - 1970. - № 1. - с.39-44.16. Сакулина Н.П. Воспитание умственной деятельности и самостоятельности детей в классе зрительной деятельности // Всесоюзная научная конференция по актуальным вопросам государственного дошкольного образования и вопросам подготовки детей к школе: Автореф. - М., 1970. - Вып.2. - п. 60-63.17. Сакулина Н.П. Графические изображения // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам государственного дошкольного образования и вопросам подготовки детей к школе: Автореф. - М., 1970. - Вып.2. - С.127-129.18. Сакулина Н.П. Психическое воспитание в классе зрительной деятельности // Психическое воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Poddyakova. - М., 1972. - С.85-106.19. Сакулина Н.П. Формирование сенсорных способностей дошкольников // Дошкольное образование. - 1976. - № 7. - С.101-102.20. Сакулина Н.П. Моральное воспитание в классе наглядной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 1. - С.27-30.21. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания / Под ред. Сакулина, - М., 1969. - С.45-111.22. Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста / Под ред. НА. Ветлугина - М .: Педагогика, 1980. - 208с.23. Сасаева С.В. Развитие художественных и творческих способностей дошкольников // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск: МГПИ, 1996. - Вып. 6. - С.69-71.24. Сасаева С.В. Ликвидация стереотипа как способ формирования изобразительного искусства дошкольников // Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития Материалы юбилейной научно-практической конференции. - М .: МПГУ, 1997. - С.117-119.25. Стрейнинг А. Моделирование маленькими человечками // Дошкольное образование. - 1998. - № 3. - С.33-44.26. Серегина И., Пятина Л. Взаимосвязь классов в зрительной деятельности с окружающими (средняя группа) // Дошкольное образование. - 1984. - № 6. - С.31-32.27. Семинар по изобразительной деятельности детей (О семинаре «Художественное творчество детей дошкольного возраста». - М., 1965. Статьи: В. Езикеева «Полезное посвящение»; Н. Ветлугина «О теории и практике детского художественного творчества» Н. Сакулина «Народное творчество и детское творчество») // Дошкольное образование. - 1965. - № 5. - с. 5-12.28. «Теория и методика развития детского изобразительного искусства». Рекомендации. (1900-2000 г.) / Под ред. Н. А. Вершинина. - Архангельск, 2002. - 302 с.29. Торшилова Е. М. Шалун, или Мир твоему дому // Дошкольное образование. - 2000. - № 6. - С.92-102; № 9. - С.68-76.30. Туркина А.М. Связь зрительной активности с наблюдением на природе // Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования / Авт.-комп. Николаев. - М .: ООО АСТ, 1998. - С.212-215.31. Урадовских Г.В. Активизация процесса формирования креативности у дошкольников в конструктивной деятельности // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987.32. Уланова С.Л. Национально-региональный компонент в содержании зрительной активности детей дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук / Под ред. НАПРИМЕР. - Саранск, 1997. - Вып. 9. - С.83-85.33. Фаас А.Д. Совместное произведение искусства
1. «А.В. Запорожец и его научная школа "// Дошкольное образование. 2001. № 2
2. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебник. пособие на завод. выше пед. исследования. учреждения / Под ред. С. Ф. Егорова. М .: Издательский центр "Академия", 2001.
3. Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию "// Вопросы психологии. 1985. № 4.
4. Ганешин К. «К 100-летию со дня рождения Н.П. Саккулина "// Дошкольное образование. 1999. №1.
5. Герасимова Н. «Самоотверженная преданность науке» // Дошкольное образование. 2009. №3.
6. Запорожец А.В., Комарова Т.С. «60 лет развития теории дошкольного образования» // Дошкольное образование. 1977. №10.
7. Запорожец А.В. «Глубокое знание ребенка - необходимое условие его правильного воспитания» // Дошкольное образование. 2009. №3.
8. «Золотой фонд. А.П. Усова "// Дошкольное образование. 2009. №6.
9. Косминская В.Б. и другие. «Теория и методы зрительной деятельности в детском саду» - М .: «Просвещение», 1977
10. «Леонид Абрамович Венгер» (некролог) // Вопросы психологии. 1992 № 5
11. «Памяти великого ученого» // Дошкольное образование, 1995. №5.
12. Поддяков Н.Н. «Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного образования» // Вопросы психологии. 1982. №6.
13. Сакулина Н.П. Воспитание самостоятельности в классе наглядной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 9. - С.51-57.
14. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения графической деятельности // Дошкольное образование. - 1969. - № 5. - с. 50-55.
15.Сакулина Н.П. Воспитание креативной инициативы // Дошкольное образование. - 1970. - № 1. - с.39-44.
16. Сакулина Н.П. Воспитание умственной деятельности и самостоятельности детей в классе зрительной деятельности // Всесоюзная научная конференция по актуальным вопросам государственного дошкольного образования и вопросам подготовки детей к школе: Автореф. - М., 1970. - Вып.2. - п. 60-63.
17. Сакулина Н.П. Графические изображения // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам государственного дошкольного образования и вопросам подготовки детей к школе: Автореф. - М., 1970. - Вып.2. - С.127-129.
18. Сакулина Н.П. Психическое воспитание в классе зрительной деятельности // Психическое воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Poddyakova. - М., 1972. - С.85-106.
19. Сакулина Н.П. Формирование сенсорных способностей дошкольников // Дошкольное образование. - 1976. - № 7. - С.101-102.
20. Сакулина Н.П. Моральное воспитание в классе наглядной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 1. - С.27-30.
21. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания / Под ред. Сакулина, - М., 1969. - С.45-111.
22. Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста / Под ред. НА. Ветлугина - М .: Педагогика, 1980. - 208с.
23. Сасаева С.В. Развитие художественных и творческих способностей дошкольников // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск: МГПИ, 1996. - Вып. 6. - С.69-71.
24. Сасаева С.В. Ликвидация стереотипа как способ формирования изобразительного искусства дошкольников // Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития Материалы юбилейной научно-практической конференции. - М .: МПГУ, 1997. - С.117-119.
25. Стрейнинг А. Моделирование маленькими человечками // Дошкольное образование. - 1998. - № 3. - С.33-44.
26. Серегина И., Пятина Л. Взаимосвязь классов в зрительной деятельности с окружающими (средняя группа) // Дошкольное образование. - 1984. - № 6. - С.31-32.
27. Семинар по изобразительной деятельности детей (О семинаре «Художественное творчество детей дошкольного возраста». - М., 1965. Статьи: В. Езикеева «Полезное посвящение»; Н. Ветлугина «О теории и практике детского художественного творчества» Н. Сакулина «Народное творчество и детское творчество») // Дошкольное образование. - 1965. - № 5. - с. 5-12.
28. «Теория и методика развития детского изобразительного искусства». Рекомендации. (1900-2000 г.) / Под ред. Н. А. Вершинина. - Архангельск, 2002. - 302 с.
29. Торшилова Е. М. Шалун, или Мир твоему дому // Дошкольное образование. - 2000. - № 6. - С.92-102; № 9. - С.68-76.
30. Туркина А.М. Связь зрительной активности с наблюдением на природе // Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования / Авт.-комп. Николаев. - М .: ООО АСТ, 1998. - С.212-215.
31. Урадовских Г.В. Активизация процесса формирования креативности у дошкольников в конструктивной деятельности // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987.
32. Уланова С.Л. Национально-региональный компонент в содержании зрительной активности детей дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук / Под ред. НАПРИМЕР. - Саранск, 1997. - Вып. 9. - С.83-85.
33. Фаас А.Д. Совместное произведение искусства
Вопрос-ответ:
Какие периоды жизни и научной деятельности наблюдались у Нины Павловны Сакулиной?
У Нины Павловны Сакулиной можно выделить несколько периодов жизни и научной деятельности. В начале карьеры она работала в дошкольном учреждении, затем занималась преподавательской деятельностью и проводила научные исследования, в том числе в области развития дошкольников. Позднее она стала руководителем научно-исследовательского института и активно внедряла свои методы и подходы в практику работы с дошкольниками.
Какой вклад Нина Павловна Сакулина внесла в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников в области изобразительной деятельности?
Нина Павловна Сакулина внесла значительный вклад в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников в области изобразительной деятельности. Она разработала и внедрила в практику ряд оригинальных методик, которые позволяют развивать творческие способности детей, их воображение и эстетический вкус. Одной из ее ключевых идей было использование сенсорных материалов и методов, таких как лепка, рисование, конструирование и др., для развития чувственного восприятия и моторики у детей.
Какие теории воспитания дошкольников можно выделить в педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной?
В педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной можно выделить несколько теорий воспитания дошкольников. Она акцентировала внимание на развитие индивидуальности ребенка, уделяла большое значение его творческим способностям и эмоциональному развитию. Сакулина также разработала и внедрила ряд оригинальных методик и подходов, включая использование сенсорных материалов и методов воспитания, интерактивные игры и др.
Кто такая Нина Павловна Сакулина?
Нина Павловна Сакулина - видный русский педагог, развивавшая теорию воспитания дошкольников. Она была активна в научной деятельности на протяжении нескольких периодов своей жизни.
Какие периоды жизни и научной деятельности прослеживаются у Нины Павловны Сакулиной?
У Нины Павловны Сакулиной можно выделить несколько периодов жизни и научной деятельности, включая её работу в дошкольных учреждениях, педагогическом институте и научные исследования, проводимые в рамках своих курсовых и дипломных работ.
Какой вклад Нина Павловна Сакулина внесла в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников в изобразительной деятельности?
Нина Павловна Сакулина внесла значительный вклад в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников в изобразительной деятельности. Она разработала и использовала уникальные методики и приемы, позволяющие развивать у детей чувственное восприятие и творческие способности в области искусства.
Какие ещё аспекты воспитания дошкольников Нина Павловна Сакулина исследовала?
Помимо сенсорных методов воспитания и обучения в изобразительной деятельности, Нина Павловна Сакулина исследовала также другие аспекты воспитания дошкольников, такие как развитие речи, физическое развитие и развитие интеллекта.
Где можно найти дополнительную литературу по Нине Павловне Сакулиной?
Дополнительную литературу по Нине Павловне Сакулиной можно найти в специализированных библиотеках, научных журналах и сайтах, посвященных педагогике и воспитанию дошкольников. Кроме того, можно обратиться к педагогическим учебникам и пособиям, где также упоминается её научное наследие.
Какие периоды жизни и научной деятельности Нины Павловны Сакулиной можно выделить?
Нина Павловна Сакулина имела несколько периодов жизни и научной деятельности. Она начала работать в сфере педагогики с 1930-х годов, в то время она занималась разработкой методик обучения игре на музыкальных инструментах. В конце 1950-х годов Сакулина начала заниматься вопросами образования маленьких детей, в том числе сенсорным развитием. Ее деятельность считается важным этапом в развитии сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников.
Какой вклад Нина Павловна Сакулина внесла в развитие сенсорных методов воспитания дошкольников изобразительной деятельностью?
Нина Павловна Сакулина внесла значительный вклад в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников в области изобразительной деятельности. Она разработала уникальные методические материалы и программы, которые помогли педагогам эффективно развивать творческие способности детей через рисование и лепку. Ее работы получили признание и стали основой для дальнейших исследований и практической деятельности в этой области.
Какие теории воспитания дошкольников входят в педагогическое наследие Нины Павловны Сакулиной?
В педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной можно найти несколько теорий воспитания дошкольников. Одна из них - это теория сенсорного развития, которая основывается на использовании сенсорных методов воспитания и обучения для развития творческих способностей детей. Еще одна теория - это теория развития изобразительной деятельности, которая подразумевает использование рисования и лепки для развития индивидуальности и творческого мышления у детей.
Какова основная идея теории воспитания дошкольников, разработанной Ниной Павловной Сакулиной?
Основной идеей теории Нины Павловны Сакулиной является активное развитие ребенка через взаимодействие с окружающей средой и самообразование. Она считает, что ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно открывать мир и учиться на своих ошибках.