Антициклическая политика государства и модификация экономического цикла.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Основные рычаги антициклического регулирования экономики 5
1.2. Анализ элементов модели российского регулирования экономики 12
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 18
2.1. Государственное управление кризисными процессами 18
2.2. Обеспечение экономической безопасности как модификация экономического цикла 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приоритетной задачей становится создание системы распространения изобретений и инноваций, созданных в оборонном комплексе и составляющие и не составляющие государственные тайны, во все структурные звенья гражданской экономики. К этому аспекту логично примыкает необходимость надежного и на современном уровне обустройства границ, активной демографической политики, направленной на стимулирование роста населения.2. Масштабное перераспределение ресурсов и доходов. Вопрос не только в высокой мобильности резервов и их направления в сегменты сбоев воспроизводственного процесса. Речь идет о постоянной аккумуляции ресурсов и доходов из одних секторов экономики и направления их в другие, в ВПК, в инфраструктуру, наукоемкие производства и т. д. В регулярной поддержке нуждаются бедные в природно-климатическом и социально-экономическом отношении территории (которых у нас большинство), а также некоторые удаленные пограничные регионы, постоянно испытывающие демографическое и экономическое давление соседних государств.3. Государственный контроль цен товаров и услуг ТЭК, производственной инфраструктуры (в первую очередь, транспорта) и значительной части социальной сферы. Повышенная ресурсоемкость и транспортоемкость накапливается по технологической цепи от одного предприятия к другому вплоть до производства готовой продукции, что делает ее неконкурентноспособной. Поэтому без фиксации на длительный срок на приемлемо для готовой продукции (и населения как конечных потребителей) уровне цен на базовую продукцию ТЭК, услуги транспорта, социального сектора не обойтись. Эта конкурентноспособная по цене и качеству готовая продукция, будучи закупленной тем же ТЭК и транспортным сектором, будет фактором снижения издержек в этих отраслях.4. Построение механизма постоянного поступления в доход государства, значит и общества в целом, огромной ренты от добычи и эксплуатации природных ресурсов, включая землю, как материальную основу перераспределительных отношений в национальных интересах.5. Значительная роль государства в обеспечении единства обширного и разнородного экономического пространства, целостности воспроизводственного процесса, гармонизации отраслевых, региональных и иных пропорций, высокая доля ответственности за социальную устойчивость общества. Практика последних десяти лет показала, что рыночное равновесие возможно и при деградации экономики и росте социального напряжения. Реализация объективного требования выполнения российским государством ряда базисных функций, создания условий доминирования национальных интересов альтернативы нет. Более того, на длительном этапе модернизации нашей страны резко возрастает потребность в направляющем и организующем воздействии государства на экономику и усилении его защитных функций. Необходимо не пассивное приспособление к рынку, а опережающая стратегия наращивания конкурентных преимуществ, достижение целей национального экономического развития.6. Принципиально важным элементом российской экономической системы является ускоренное развитие науки, сектора новейших технологий, образования, культуры информационной сферы и фундаментальное преобразование на этой основе всей экономики, выход на траекторию постоянного качественного обновления. Актуальность этого фактора вызвана следующим. Природные ресурсы исчерпаемы, условия добычи ухудшаются, выручка от продаж зависит от монопольной силы международных импортеров. Информационная, научно-образовательная сферы менее ресурсоемки, чем традиционные сферы экономики, причем они сами, распространяясь по всей хозяйственной системе, активно способствуют ресурсосбережению, росту производительности, что повышает устойчивость экономики к различного рода негативным факторам. Нельзя забывать о существенном материальном и организационном заделе и сохраняющихся традициях в этих областях деятельности.7. Ключевой детерминант России – это создание условий для полнокровного раскрытия человеческого потенциала, развитие самодеятельности, инициативы, самоорганизации наших людей. Дело не только в компенсирующем неблагоприятную среду эффекте. Благоприятный социально-психологический климат, признание трудовых заслуг, удовлетворенность качественно выполненной работой, коллективная работа, духовно-нравственные жизненные ориентиры, высокая значимость ценности взаимной выручки и справедливости, чувство причастности к реализации общенациональных интересов – все это гораздо богаче и перспективнее, чем узкоматериальные стимулы к труду, дисциплина голода, отчуждение, ориентация на мещанское потребительство. Эти позитивные моменты отвечают требованиям современного этапа производительных сил. Социально-трудовое творчество людей не только важнейшее условие обеспечения национальной экономической безопасности, но также первое и главное слагаемое в системе факторов достижения хозяйственного прогресса.Экономика России на сегодняшний день подвержена множеству угроз. Рассмотрим наиболее важные реальные тенденции развития национального хозяйства, угрожающие его социально-экономической безопасности:1. Опасность утраты экономической независимости страны как топливно-сырьевого придатка мирового хозяйства, вследствие глубокой структурной деформации экономики и ее деиндустриализации. Все реальные показатели, которые свидетельствуют о деформированности структуры хозяйства (доля инвестиций в ВВП, доля в промышленном производстве, доля обрабатывающей промышленности) выше пороговых. Статистика показывает, что до 4/5 всего экспорта нашей экономики составляют сырье, топливо и продукт их переработки. По прогнозам специалистов, к середине следующего десятилетия исчезнут некоторые виды рентабельных запасов полезных ископаемых. Как закономерный результат фактически безграничной открытости экономики и отсутствия внятной структурной политики экономика раскололась на два практически автономных сектора: деградирующий внутренне ориентированный и внешне ориентированный («валютный»). Наблюдается значительное снижение производительности труда, рост энергоемкости производства. Вместе с тем банковский кредит до сих пор не имеет тесной связи с производственными хозяйствующими субъектами, по-прежнему ориентируясь на проведение различного рода финансовых операций, в том числе и спекулятивного характера.2. Распад и деградация качественного (научно-технического) потенциала. Соотношение таких важных показателей, как доля в ВВП расходов на научные исследования, доля в экспорте высокотехнологичной продукции, неблагоприятное. К уменьшению числа научно-исследовательских организаций, научных подразделений в коммерческих организациях, численности высококвалифицированных кадров привело, по существу, разрушение системы НИОКР.В настоящее время технологическому потенциалу наукоемких производств, в первую очередь, в оборонной сфере, не позволяют быть реализованными недофинансирование материальной основы научных исследований, отсутствие научно-технического задела коммерческих организаций, распад техно-логических цепей субподрядчиков, опережающий рост цен на комплектующие и услуги инфраструктуры, недостаточный внутренний спрос на наукоемкую продукцию.3. Продовольственная зависимость страны от импорта в результате разрушения агропромышленного комплекса.К возникшей прогрессирующей диспропорции между ценами на промышленную продукцию и услуги для села, а как следствие и к росту импорта, привели такие негативные экономические процессы как значительное сокращение посевных площадей, урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота и др.В результате форсированной приватизации государственной собственности, за незначительными исключениями, не произошло положительных изменений в организации, технологии и эффективности производства на предприятиях. Многие жизнеспособные комплексы были разрушены под предлогом монополизации. Вопреки декларациям, на сегодняшний день у правительства нет обдуманной и реалистичной промышленной политики.Уход от налогов, бесчинство криминальных группировок, незаконный контроль за многомиллионными финансовыми потоками, вымогательство – все это реалии современной экономической жизни. Кризисное состояние в экономике транслирует негативные процессы в сопряженных сферах: демографической и социальной. Снизилась рождаемость, в результате чего наблюдается нарастающее старение населения. Так, в 1999 г. численность пожилых граждан впервые стала выше численности детей. Резко возросла смертность, особенно среди мужского трудоспособного населения.Последствия этих неблагоприятных явлений мы видим в неблагоприятном соотношении между смертностью и рождаемостью, которые ежегодно приводят к убыли населения, измеряемого сотнями тысяч людей. Демографическая ситуация осложняется тем, что около половины рождающихся детей изначально больны разными заболеваниями.4. Снижение объема трудовых ресурсов и качества человеческого капитала.Угрозой национальной безопасности также является сокращение объема трудовых ресурсов. Причем численность инженерно-технического персонала большинства отраслей сократилась в несколько раз, ученых – более чем вдвое. Средний возраст докторов наук сейчас составляет более 60 лет, кандидатов наук – приближается к 55 годам, приток способной молодежи в науку фактически прекращен.Произошло резкое снижение качества человеческого фактора. Безработица, рост инвалидности, застойная бедность приводят к деквалификации, невозможности повышения образования, служит питательной средой для девиантного поведения и роста преступности.5. Углубление социальной дифференциации.Социальная дифференциация общества давно превысила пороговые значения. В России децильный коэффициент равен 16, когда как в развитых странах он составляет 6-8. Такое положение дел стимулирует растущий уровень бедности населения. Экономическая дифференциация приведет в дальнейшем к социальной напряженности, а затем и к общественно-политическим конфликтам. Таким образом, приведенный перечень опасных тенденций и экономических угроз может быть продолжен.Но главное состоит в том, чтобы точно определить источники их возникновения, постоянной воспроизводимости и усиления. Следовательно, у России имеются свои сложности, но несмотря на трудности мировой интеграции, потенциал роста не вызывает сомнений. Наша страна за свою историю приобрела огромный опыт приспособления к глобальным изменениям мировой экономики, перепрофилировании приоритетов национальной экономики, что характеризует ее как государство, способное преодолеть сложности и стремиться к дальнейшему подъему и процветанию.ЗАКЛЮЧЕНИЕЧастичное вмешательство государства в экономику необходимо. Рецессия – это болезнь для национального хозяйства, если ее не лечить, она будет прогрессировать и может привести к летальному исходу. В период, когда экономика работает, используя все ресурсы по максимуму, нужно сохранять над ней контроль. Необходимо сочетание различных инструментов (рычагов) воздействия и каким-то одним вряд ли удастся обойтись. То есть для борьбы с кризисом и перегревом нужно использовать комплексные меры. Экономика меняется в течение времени, а значит, для того, чтобы она функционировала эффективно, нужно умело использовать макроэкономические рычаги государственного регулирования. В этом и состоит искусство управления национальной экономикой страны.Основа управления развитием сочетает в себе такие подсистемы, как социальная, экономическая, природная, экологическая, бюджетная, финансовая и налоговая, а также в нее входят методы моделирования для обеспечения стабильности. Объектом управления социально-экономическим потенциалом региона является сущность и форма влияния на увеличение производственных сил, в территориальном и отраслевом аспекте.Экономика России на сегодняшний день подвержена множеству угроз.1. Опасность утраты экономической независимости страны как топливно-сырьевого придатка мирового хозяйства, вследствие глубокой структурной деформации экономики и ее деиндустриализации. Все реальные показатели, которые свидетельствуют о деформированности структуры хозяйства выше пороговых.2. Распад и деградация качественного (научно-технического) потенциала. Соотношение таких важных показателей, как доля в ВВП расходов на научные исследования, доля в экспорте высокотехнологичной продукции, неблагоприятное. К уменьшению числа научно-исследовательских организаций, научных подразделений в коммерческих организациях, численности высококвалифицированных кадров привело, по существу, разрушение системы НИОКР.3. Продовольственная зависимость страны от импорта в результате разрушения агропромышленного комплекса.4. Снижение объема трудовых ресурсов и качества человеческого капитала.5. Углубление социальной дифференциации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвдийский, В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность России : учеб. пособие /В.И.Авдийский. - М. : ИНФРА-М, 2016. - С. 146.Андреев, А.В. Региональная экономика /А.В.Андреев,Л.М. Борисова, Э.В.Плучевская. - СПб, 2015. - С.34Видяпин, В.И. Региональная экономика /В.И.Видяпин,М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С.41Владимирова, С.А. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти посредством реализации функции управления / отв. редактор Р.А. Абрамов // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика: сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти, 2016. С. 304–308.Воротынцева, А.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе формирования механизма экономической безопасности /А.В.Воротынцева. - Воронеж: ВГТА, 2014. - С.168.Лыкшин, С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин// Вопросы экономики. - 2014. - №6. - С. 24-27.Лысяк, Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография] /Л. В.Лысяк. - М.: Акад. фин. упр., 2015. - С. 88.Макроэкономика : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М. :КноРус, 2016. - С. 31.Мау, В.А. От перестройки к радикальным реформам / В.А. Мау// Экономическая политика. - 2014. - № 1. - С. 5-20.Охотский, Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации / Е.В. Охотский // Право и управление. XXI век, - 2014. - №2. - С. 89–96.Сульдина, Г.А. Концептуальные подходы к инновационной деятельности в системе административно-государственного управления / Г.А. Сульдина// Право и управление. XXI век, - 2015. - №2. - С. 74–76.Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. - М .: Центр учебной литературы, 2014. - С. 57Шульгина, Л.В. Управление экономической устойчивостью промышленных предприятия /Л.В.Шульгина. - Воронеж: ВГТА, 2014. - С. 168.Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся но специальностям экономики и управления / В. А. Богомолов и др.; под ред. В. А. Богомолова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - С. 56-63.Экономическая теория. Краткий курс : учеб. / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. 7-е изд., стер. - М. :КноРус, 2014. - С. 84. Блинов С. Хороший пример для ЦБ // ExpertOnline – 2015. URL: http://expert.ru/2015/07/15/horoshijprimer-dlya-tsb/Влияние на экономику США Акта о Восстановлении Америки // Pandia.ru :информ. портал. URL:http://pandia.ru/text/77/484/15221.phpЗапольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // IntelligencePlus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.Научные труды вольного экономического общества России. 2015. Т. 196. URL: http://www.veorus.ru/upload/iblock/85f/196_veor_new.pdf#4
1. Авдийский, В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность России : учеб. пособие / В.И. Авдийский. - М. : ИНФРА-М, 2016. - С. 146.
2. Андреев, А.В. Региональная экономика / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - СПб, 2015. - С.34
3. Видяпин, В.И. Региональная экономика / В.И. Видяпин, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С.41
4. Владимирова, С.А. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти посредством реализации функции управления / отв. редактор Р.А. Абрамов // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика: сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти, 2016. С. 304–308.
5. Воротынцева, А.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе формирования механизма экономической безопасности / А.В. Воротынцева. - Воронеж: ВГТА, 2014. - С.168.
6. Лыкшин, С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин // Вопросы экономики. - 2014. - №6. - С. 24-27.
7. Лысяк, Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография] / Л. В. Лысяк. - М.: Акад. фин. упр., 2015. - С. 88.
8. Макроэкономика : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М. : КноРус, 2016. - С. 31.
9. Мау, В.А. От перестройки к радикальным реформам / В.А. Мау // Экономическая политика. - 2014. - № 1. - С. 5-20.
10. Охотский, Е.В. Государственное управление в кризисной ситуации / Е.В. Охотский // Право и управление. XXI век, - 2014. - №2. - С. 89–96.
11. Сульдина, Г.А. Концептуальные подходы к инновационной деятельности в системе административно-государственного управления / Г.А. Сульдина // Право и управление. XXI век, - 2015. - №2. - С. 74–76.
12. Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. - М .: Центр учебной литературы, 2014. - С. 57
13. Шульгина, Л.В. Управление экономической устойчивостью промышленных предприятия / Л.В. Шульгина. - Воронеж: ВГТА, 2014. - С. 168.
14. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся но специальностям экономики и управления / В. А. Богомолов и др.; под ред. В. А. Богомолова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - С. 56-63.
15. Экономическая теория. Краткий курс : учеб. / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. 7-е изд., стер. - М. : КноРус, 2014. - С. 84.
16. Блинов С. Хороший пример для ЦБ // Expert Online – 2015. URL: http://expert.ru/2015/07/15/horoshijprimer-dlya-tsb/
17. Влияние на экономику США Акта о Восстановлении Америки // Pandia.ru : информ. портал. URL:http://pandia.ru/text/77/484/15221.php
18. Запольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // Intelligence Plus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.
19. Научные труды вольного экономического общества России. 2015. Т. 196. URL: http://www.veorus.ru/upload/iblock
Вопрос-ответ:
Какую роль играет антициклическая политика государства?
Антициклическая политика государства направлена на модификацию экономического цикла и сглаживание колебаний в экономике. Ее главная цель - сократить периоды рецессии и стимулировать рост в периоды экономического спада.
Какие рычаги использует государство для антициклического регулирования экономики?
Основные рычаги антициклического регулирования экономики включают фискальную политику, монетарную политику и денежно-кредитную политику. Эти инструменты позволяют государству вмешиваться в экономические процессы и влиять на уровень спроса и предложения в экономике.
Каковы особенности антициклической политики государства в России?
В России антициклическая политика государства осуществляется путем использования фискальных и монетарных механизмов. Она включает в себя меры по стимулированию экономики в периоды спада, такие как увеличение государственных расходов, снижение процентных ставок и повышение денежной массы. Также осуществляется контролирование инфляции и поддержание финансовой стабильности.
Как государство управляет кризисными процессами с помощью антициклической политики?
Государство управляет кризисными процессами с помощью антициклической политики путем применения экономических стимулов и мер поддержки. В периоды кризиса государство может снижать налоговые ставки, предоставлять финансовую помощь предприятиям и отраслям, а также осуществлять кредитование и льготное финансирование для стимулирования экономики и возрождения бизнеса.
В чем заключается модификация экономического цикла через обеспечение экономической безопасности?
Модификация экономического цикла через обеспечение экономической безопасности заключается в том, что государство принимает меры по предотвращению возникновения и снижению последствий кризисов и уязвимостей экономики. Для этого оно разрабатывает и реализует меры по защите от внешних и внутренних угроз, созданию стабильного инвестиционного климата и поддержке важных отраслей экономики.
Какие основные рычаги антициклического регулирования экономики?
Основные рычаги антициклического регулирования экономики включают фискальную политику, денежно-кредитную политику и промышленную политику. Фискальная политика осуществляется за счет изменения государственных расходов и налоговых ставок. Денежно-кредитная политика включает изменение процентных ставок, ликвидности банковской системы и объема кредитования. Промышленная политика направлена на стимулирование определенных секторов экономики и развитие инфраструктуры.
Какие анализируют элементы модели российского регулирования экономики?
При анализе элементов модели российского регулирования экономики обычно выделяют такие параметры, как уровень инфляции, величина безработицы, темпы экономического роста, состояние бюджета, уровень внешнего долга, стабильность финансовой системы и другие показатели, отражающие состояние экономики и ее потенциал для антициклической политики.
Что является приоритетной задачей антициклической политики государства?
Приоритетной задачей антициклической политики государства является стабилизация экономического цикла и смягчение кризисных процессов. Государство принимает меры по снижению инфляции, стимулированию экономического роста, сокращению безработицы и обеспечению финансовой устойчивости страны. Такие меры включают изменение налоговой политики, регулирование денежно-кредитной сферы, поддержку отдельных отраслей экономики и другие мероприятия.
Какое значение имеет обеспечение экономической безопасности в рамках антициклической политики государства?
Обеспечение экономической безопасности является важной модификацией экономического цикла и составляет одну из особенностей антициклической политики государства. Государство принимает меры по снижению уровня рисков и угроз, связанных с экономическими кризисами, а также разрабатывает меры по обеспечению стабильности финансовой системы, защите прав собственности и предотвращению монополизации рынков.
В чем заключается антициклическая политика государства?
Антициклическая политика государства - это набор мер и регулирований, которые применяются с целью снижения влияния экономических циклов на общую экономику. Суть такой политики заключается в том, чтобы стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать ее в периоды бума. Это достигается через использование различных инструментов, таких как фискальная политика (изменение налогов и государственных расходов), денежно-кредитная политика (управление процентными ставками и денежным предложением) и структурная политика (проведение структурных реформ).
Какие рычаги используются в антициклическом регулировании экономики?
Основные рычаги антициклического регулирования экономики включают фискальную политику, монетарную политику и структурную политику. Фискальная политика основана на изменении налогов и государственных расходов. В периоды спада экономики государство может увеличивать государственные расходы и снижать налоги, чтобы стимулировать экономику. В периоды бума, наоборот, они могут снижать расходы и повышать налоги, чтобы сдерживать экономику. Монетарная политика основана на управлении процентными ставками и денежным предложением. Путем изменения процентных ставок центральный банк может влиять на инвестиции и потребление. Структурная политика связана с проведением структурных реформ, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики.
Какое место занимает обеспечение экономической безопасности в антициклической политике государства?
Обеспечение экономической безопасности является важной модификацией экономического цикла и одной из задач антициклической политики государства. Экономическая безопасность предполагает принятие мер, направленных на снижение рисков и угроз экономической стабильности. В периоды экономического спада или кризиса государство может принимать меры по защите от негативных внешних факторов, таких как поддержка уязвимых секторов экономики, привлечение инвестиций и разработка экономических планов на период спада. Такие меры способствуют смягчению последствий экономического кризиса и снижению рисков для страны.