Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 03.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ 5
1.1. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 5
1.2. Особенности организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ 18
2.1. Содержание исследования 18
2.2. Детское экспериментирование как средство формирования любознательности детей старшего дошкольного возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Планируя и организуя детское экспериментирование, воспитатель ставит цель, выбирает нужные материалы, создает проблемную ситуацию, определяет поисковые действия детей, а затем неукоснительно придерживается определенной тактики взаимодействия с детьми. Ниже приведены планы-конспекты проведенных нами детских экспериментов со старшими дошкольниками. 1. Тайны магнита Цель: познакомить детей с магнитом и его свойствами. Оборудование: магниты, листы бумаги, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые игрушки, стекло, металлический мелочь. Проблемная ситуация: «Вот у меня в руках магнит. Что вы о нем слышали и знаете?" - спрашивает педагог у воспитанников. Поисковые действия: определить, какие вещи притягиваются магнитом, а какие - нет; сделать цепочку из скрепок, а не соединяя их между собой, и заставить эти скрепки двигаться; "Оживить" скрепки, заставить их «плясать»; извлечь из банки мелкие металлические предметы с помощью магнита. Дети обсуждают увиденное, то, что их поразило. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми: не мешать детям экспериментировать; не стоять над ними, поучая и оценивая словами "да" или "не так". Выводы после экспериментирования Дети рассказывают воспитателю, что они обнаружили, играя с магнитом: магнит притягивает не все вещи, а только железные, металлические; существуют сильные и слабые магниты [6,30]. 2. Что умеет магнит? Цель: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойствами. Материалы: магниты, листы бумаги, пластмассовые буквы, лоскутки ткани, скрепки, гвозди, булавки, деревянные кубики, банка с водой. Проблемная ситуация: Воспитатель показывает дошкольникам фокус: на бумажном листе, висит вертикально, держатся ножницы. Дети, попробуйте и вы так, - обращается к детям педагог. - Почему же у вас ножницы падают? Кто догадался, в чем дело?Воспитатель открывает тайну, показывая магнит. Кто хочет попробовать сам показать такой фокус?Поисковые действия какие вещи притягивает магнит? Которые не притягивает ?; как оживить и заставить двигаться цепочку с скрепок ?; попытаться извлечь скрепку из стакана с водой, не замочив пальцев. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми: дать детям возможность свободно манипулировать предметами в любой последовательности; не делать выводов вместо детей; усложнять ситуацию; использовать ошибки детей, чтобы подвести их к анализу различных способов решения задачи и нахождения в конце концов правильного варианта; побуждать детей к высказыванию своих мнений по поводу того, что они узнали в результате наблюдений. Выводы после экспериментирования: Магнит притягивает металлические предметы, но не все: не привлекаются монеты, потому что в них содержится мало железа. Магнит действует через преграды - бумага, стекло, воду. Проблема после экспериментирования. Где используется магнит? [6,31]. 3. Где я живу Цель: активизировать объяснительное речи детей, учить строить схематическую модель местности, развивать ориентировку в пространстве. Материал: лист бумаги с начальными ориентирами для составления модели, принадлежности для рисования, ножницы. Проблемная ситуация: Надо навестить товарища, который заболел. Мы знаем адрес, но дорогу не знаем. Что делать? Поисковые действия рассмотрение плана по начальными ориентирами: Кто знает, какие это улицы? Кто-то из вас живет на них? А где находятся ваши дома? Попробуем нарисовать. (Рисование на отдельных листах).Воспитатель предлагает, чтобы первыми приклеили свои домики дети, которые подробно знают свой адрес и могут показать путь от детского сада до своего дома. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми: оказывать активную роль детям; побуждать детей помогать друг другу, находить на схеме место для домика; не ограничивать время работы с планом, но при этом не переутомлять детей. Продолжение моделирования. Дополнять план-схему мелкими деталями.4. Строим зоопарк Цель: углубить знания детей о жизни животных в зоопарке ; показать, чем отличаются вольеры и клетки, которые животные могут в них жить, из каких материалов строятся сооружения в зоопарке [2,10]. Материал: игрушечные животные, строительный, бросовый материал, проволока, неглубокая миска, вода, фанерная основа для макета. Проблемная ситуация: В группе появились новые игрушечные зверьки. Воспитатель спрашивает у детей:Где таких животных можно увидеть всех вместе? (Да, в зоопарке ). А что же такое зоопарк? Как там все устроено? Где живут звери? (Так, в клетках). Зачем зверям клетки? Может заходить в клетки? Как люди ухаживают зверей в зоопарке ? Кто был в зоопарке и может нам об этом рассказать? Но не все животные живут в клетках. В зоопарке еще вольеры. Кто знает, что это такое? Как они выглядят? Так, клетка закрыта со всех сторон и имеет небольшие размеры, а вольер - это большая, просторная сооружение, и если в ней живут не птицы и не обезьяны, то это сооружение может быть открытой сверху. А почему для птиц и обезьян нельзя строить здание, открытую сверху? А для всех птиц нужные клетки и закрытые вольеры? Бывают птицы, не летают? (Да, это страус, пингвин). А где будут жить наши звери? У нас же нет зоопарка. Как обустроить его в группе? Смотрите, дети, вот доска, на которой можно разместить зоопарк, а у нас в группе есть разные материалы, из которых можно изготовить клетки и вольеры. Строим вместе? При моделировании воспитатель побуждает детей заранее определить размер здания, решить, что нужно животному - клетка или вольер, а возможно, ей нужен бассейн; поощряет детей к рассказам о знакомых животных [2,10]. V. Занятия по формированию представлений с элементами экспериментирования. Цель: дать детям представление о том, что деревянные и пластиковые предметы плавают, а металлические - тонут. Ознакомить малышей с образованием числа 8, упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 8. Поощрять к поисковой деятельности. Материал: блюда с водой, деревянные, пластиковые, металлические предметы, 8 мелких игрушек, ящики с цифрами, мяч, 8 обручей демонстрационные цифры, каштаны, корзины, тарелочки, пирожки из пластилина.Материал: блюда с водой, деревянные, пластиковые, металлические предметы, 8 Воспитатель. Я пригласила к вам, дети, гостей - игрушки. Но они живут за морем. Как им помочь добраться до нас? Из чего можно сделать плот или лодку? Материалы у нас есть под руками? Дети высказывают различные предложения по материалам, из которых можно построить плот или лодку, а затем вместе с воспитателем рассматривают их и обсуждают. Эти материалы должны быть легкими и не тонуть в воде. Дошкольники проверяют на практике - тонут выбраны материалы или нет. И вот плот построен, и гости из-за моря прибывают. Но опять возникает проблема: гостей нужно принимать, угощать, а неизвестно, сколько их. Надо посчитать. Дети считают до 8, упражняясь в порядковой и количественной счете. Мы знаем, что игрушек восемь. А как записать это число?Воспитатель знакомит детей с цифрой 8. С помощью игры "Попади в обруч» закрепляет знания детьми цифр от 1 до 8. Теперь мы знаем, сколько у нас гостей. Надо их угостить пирожками. Кто принесет 8 тарелочек? Кто разложит пирожки по тарелочкам?Игрушечных гостей мы хорошо встретили и угостили. Когда придут настоящие гости, мы уже будем знать, как их посчитать, принять и угостить. А сейчас время готовиться к прогулке. Сегодня на прогулке мы с вами будем собирать каштаны. Возьмите с собой корзины. Но есть одно условие: выберите себе пару и запомните, что вы собрать 8 каштанов на двоих. Подумайте, сколько каштанов может собрать каждый из вас. (Дети называют различные комбинации чисел, которые в сумме составляют число 8) [5,31]. Итак, умственное воспитание детей предусматривает формирование у них активной познавательного отношения к окружающему миру, способности произвольно регулировать свою познавательную деятельность, умение ориентироваться в различных явлениях и предметах. Как показывает опыт практической работы в группе определяют детей с разным уровнем познавательной активности. Поэтому задача воспитателя заключается в создании таких условий, которые могли бы способствовать развитию познания каждого воспитанника.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос о понятии любознательности в педагогических работах относительно природы любознательности, окончательного решения так и не получило. Нет единого мнения и в определении понятия любознательности, ее месте в структуре познавательной активности. До настоящего времени остается неисследованной проблема динамики развития любознательности, а также механизмы ее формирования. Для уточнения понятия «любознательность детей старшего дошкольного возраста» мы выделили ключевые характеристики.На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.По результатам проведенного предварительного обследования мы выявили, что дети не проявляют любознательности, исследовательский интерес к практически не проявляют. Таким образом, увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы. Таким образом, нами теоретически обосновано положение о том, что организация экспериментирования стимулирует любознательность дошкольника. Соответственно, главной задачей ДОУ является создание педагогических условий и обеспечения развития познавательных интересов и потребностей младших дошкольников, а также формирование у них умений овладевать способами решения познавательных задач и самостоятельно их находить. Большая роль в этом процессе принадлежат воспитателю, его умению ставить перед детьми проблемно - поисковые задачи и организовывать элементарную исследовательскую работу детей, предоставляя им максимум самостоятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБерлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С. 54-60. Большая Советская Энциклопедия (в 20 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: РПА, 2007. – 650 с.Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие для вузов [Текст] /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер.; Гриф УМО. – М.: Академия, 2009. – 320с.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М .: Просвещение, 1979. - 245 с.Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комментарий. Шуара Марта - М .: из-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] http: // v-dal. ru / word_s-35424.html 8. Демидова А.С. Формируем познавательную самостоятельность у старших дошкольников / А.С. Демидова // Дошкольное воспитание, 2006. - № 10. - 10 с. 9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М .: ТЦ Сфера, 2004. - 56 с.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.Котлярова Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся / Л.И. Котлярова // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 43-50. 13. Крутецкий В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия / В.А. Крутецкий. - М., 1965. - Т. 2. - 696 с. Кулачкивска С. Е., Ладывир С. А. Я - дошкольник: возрастные и индивидуальные аспекты развития. - Киев .: Нора - принт., 1996. - 115 с.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003.Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. - М., 2001. - 121 с. 15.Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: дисс ... кандидата психол. наук / Н.Т. Лобова - М., 1986. - 192 с. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. - 2013. - №8. - С.60-64.Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 2013. - №1. - С.6.Поддъяков, Н. Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков — М. 1996.-380с.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л.Н. Проколиенко. - М.: Сов. школа, 1979. - 88 с. 18. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: дисс ... кандидата психол. наук / В.К. Рамонова. - Северо-Осетинский государственный университет, 1970. - 187 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 720 с. 20.Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-92.
2. Большая Советская Энциклопедия (в 20 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: РПА, 2007. – 650 с.
3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие для вузов [Текст] /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер.; Гриф УМО. – М.: Академия, 2009. – 320с.
4. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М .: Просвещение, 1979. - 245 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комментарий. Шуара Марта - М .: из-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] http: // v-dal. ru / word_s-35424.html 8.
7. Демидова А.С. Формируем познавательную самостоятельность у старших дошкольников / А.С. Демидова // Дошкольное воспитание, 2006. - № 10. - 10 с. 9.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М .: ТЦ Сфера, 2004. - 56 с.
11. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.
12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.
13. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.
14. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.
15. Котлярова Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся / Л.И. Котлярова // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 43-50. 13. Крутецкий В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия / В.А. Крутецкий. - М., 1965. - Т. 2. - 696 с.
16. Кулачкивска С. Е., Ладывир С. А. Я - дошкольник: возрастные и индивидуальные аспекты развития. - Киев .: Нора - принт., 1996. - 115 с.
17. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003.
18. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. - М., 2001. - 121 с. 15.
19. Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.
20. Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: дисс ... кандидата психол. наук / Н.Т. Лобова - М., 1986. - 192 с.
21. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. - 2013. - №8. - С.60-64.
22. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.
23. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 2013. - №1. - С.6.
24. Поддъяков, Н. Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков — М. 1996.-380с.
25. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.
26. Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л.Н. Проколиенко. - М.: Сов. школа, 1979. - 88 с. 18.
27. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: дисс ... кандидата психол. наук / В.К. Рамонова. - Северо-Осетинский государственный университет, 1970. - 187 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 720 с. 20.
29. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.
30. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.
31. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-92.
Вопрос-ответ:
Почему развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста является психолого-педагогической проблемой?
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста является психолого-педагогической проблемой, потому что любознательность играет важную роль в познавательном и социальном развитии ребенка. Она стимулирует детей исследовать мир, задавать вопросы и искать ответы на них, что влияет на их развитие когнитивных навыков, логического мышления, коммуникативных и социальных навыков.
Какие особенности свойственны организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста?
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Во-первых, важно предоставить детям возможность самостоятельно проводить эксперименты, чтобы они могли проявить свою инициативу и творческий подход к решению задач. Во-вторых, необходимо создать безопасные условия для проведения экспериментов, обеспечивая соответствующие инструменты и материалы. В-третьих, важно поддерживать и поощрять детей, замечая их достижения и старания. Такой подход помогает развивать их любознательность и интерес к научно-исследовательской деятельности.
Почему развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование является актуальной задачей?
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование является актуальной задачей, потому что оно способствует интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию детей. Экспериментирование позволяет детям познавать окружающий мир, развивать свои навыки наблюдения, формировать гипотезы и проверять их, а также развивать логическое и критическое мышление. Кроме того, экспериментальная деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, уверенности и творческого подхода к решению проблем.
Какая проблема рассматривается в этой главе?
В данной главе рассматривается проблема развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Что такое любознательность и почему ее развитие важно для детей старшего дошкольного возраста?
Любознательность - это способность проявлять интерес и искать новые знания и опыт. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста важно, так как позволяет развивать их умственные и познавательные способности, стимулирует творческое мышление и самостоятельность.
Какие особенности имеет организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста?
Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста требует учета их возрастных особенностей, таких как развитие речи, воображения, логики, внимания и памяти. Также важно создать условия, которые позволят детям экспериментировать, задавать вопросы и искать ответы самостоятельно.
Что представляет собой практическая работа по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста?
Практическая работа по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя проведение разнообразных экспериментов, игровых заданий, поиск ответов на интересующие вопросы, обсуждение результатов и выводов.
Какие преимущества имеет развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование?
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование помогает им развить навыки наблюдения, анализа, сравнения и обобщения, развивает логическое мышление, позволяет расширить и углубить знания о мире и окружающей среде.
Какие основные теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование?
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование основывается на психолого-педагогических подходах, таких как зондирование уровня интереса и любознательности ребенка, создание стимулирующей среды, формирование правильного отношения к неудаче и ошибкам, применение систематического подхода к проведению экспериментов и т.д. Все эти подходы помогают развивать любознательность, познавательные интересы и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста.