Работа с родителями в процессе развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 05.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детей с нарушением слуха и их семей 7
1.1. Психо-социальное и речевое развитие детей с нарушением слуха 7
1.2 Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом 16
Глава 2. Практические аспекты работы с родителями и детьми с нарушением слуха с кохлеарным имплантом 25
2.1 Организация исследования восприятия устной речи у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 25
2.2 Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом после установки кохлеарного импланта 31
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 46
К работе сурдопедагога добавляется работа логопеда, оба направления скоординированы между собой. Ребенок начинает понимать часто используемые слова и предложении, начинает говорить отдельные слова и даже предложения из двух – трех слов. В это время у всех детей наблюдаются проблемы слухоречевой памяти- ребенок плохо запоминает слова. За этот период надо сформировать умение различать и узнавать все звуки речи. Это необходимо для спонтанного развития восприятия речи ребенком с КИ в дальнейшем. Важно развивать и слуховой контроль собственной речи, и умение координировать слуховое восприятие с артикуляцией – ребенок должен повторить новое слово, даже если он его не понимает [17, c. 9]. 3 период – языковой. Его длительность – более 5 лет. Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку. Программа может быть использована для слабослышащих детей или для детей с нарушениями речи. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия грамматической стороны речи. Ребенок учится воспринимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему. 4 период – период развития связной речи и понимания сложных текстов. Это период значительно более высокого уровня овладения языком. Этот период аналогичен таковому у нормальнослышащих детей старше семи лет. Его могут достичь только часть ранооглохших детей с КИ. Это дети с КИ, вживленным в раннем возрасте. А также могут достичь этого уровня и дети, имплантированные позднее, но прошедшие раннюю активную абилитацию со слуховыми аппаратами. Как воспринимают дети с КИ звуки? [24, c. 101]1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, отличаются от тех, которые передаются нормально работающей улиткой, поэтому даже позднооглохшие взрослые сначала не узнают знакомые слова и звуки. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы научить ребенка воспринимать звучания. 2. Дети и взрослые с КИ даже и после обучения слышат не так четко, как нормальнослышащие. Им нужно больше времени для обработки звучащей речи. Слушание требует внимания, напряжения, мешает шум. 3. Даже если пороги слуха достигают 25 – 40 дБ, т.е. как при 1 степени тугоухости, затруднено восприятие окончаний, приставок, предлогов, тихих согласных – п, т, к, ф, ц, х, в при общении с ребенком тихим голосом и на расстоянии. 4. Долго приходится формировать слуховое внимание ребенка к окружающим звукам, голосами т.п. 5. ребенок с КИ плохо локализует звук в пространстве, так как носит КИ на одном ухе. Особенно трудно – если звуки короткие. Затруднено определение места невидимого источника звука, если он спереди или сзади. 6. Дети хуже воспринимают речь, если говорящий – сзади или со стороны, противоположной импланту. Особенно – в первый год. 7. Если у ребенка не был развит остаточный слух, он медленно учится обнаруживать и различать звуки. 8. Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей) и если не привлечено его внимание. 9.Несмотря на то, что слуховое восприятие в КИ может соответствовать 1ой степени тугоухости, ребенок очень плохо поначалу понимает речь и плохо говорит. Уровень речевого развития может быть относительно долгое время как у глухого ребенка. Все это – результат несформированности слуховых центров мозга, которые до имплантации не получали информации и не развивались. Проблемы слуховой памяти и внимания обычно сохраняются в течение двух – трех лет. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это может быть выражено. Если же у ребенка есть расстройства нервной системы (общее нарушение внимания, задержка психического развития) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше. 10. Окружающие шумы и реверберация (отражение звуков от стен) очень мешают ребенку узнавать и запоминать речь и звуки окружающей среды [21, c. 15]. С самого начала важно дать родителям достаточный объем рекомендаций, которым они должны следовать при общении и занятиях с имплантированным ребенком. В содержание этих рекомендаций необходимо включить следующее. На начальном этапе требуется следовать определенным правилам при общении с ребенком. Вот они. 1. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то, что его интересует в данный момент и то, на что вы хотите обратить внимание малыша. 2. Говорите с ним как с нормально слышащим, но немного медленнее и… 3. Говорите короткими предложениями и фразами, отдельные слова повторяйте. 4. Говорите естественно, ни в коем случае на говорите громче обычного, не кричите. 5. Намного чаще, чем с нормально слышащими детьми повторяйте то, что вы сказали 6. Старайтесь, чтобы ваше лицо, особенно глаза, выражали эмоции. Чаще улыбайтесь. 7. Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т.п.). говорите выразительно, то понижая, то повышая голос. 8. Сократите фоновый шум до минимума, играйте в тихой комнате. 9. Проводите время с ребенком весело! Сначала учите ребенка понимать «на слух»: - разговаривает кто-нибудь или нет, - является ли звук, который малыш слышит речью или нет, - говорит мужчина или женщина, - говорит ли кто-то из близких родных или «чужой».Не забудьте: когда вы говорите, ваше лицо должно чаще всего находиться в метре от уха ребенка, а ваша голова - на одном уровне с головой ребенка. Маленького ребенка при общении можно держать на коленях, на руках, сажать на детский стульчик. Можно общаться и на полу. Иногда – держать малыша прямо, чтобы он был к вам спиной. Помимо специальных игровых упражнений, комментариев, хорошо петь малышу песни, рассказывать детские стишки. Песенки могут быть первыми образцами звучаний, на которые малыш начнет реагировать. Используйте в общении с ребенком так называемую речь родителя. Что это такое? Речь родителя. Имеет более медленный темп, чем обычно. Особенно придется поработать над темпом речи тем, кто привык разговаривать очень быстро, скороговоркой. Постарайтесь потренироваться специально. Представьте себе, например, что вам надо вести на телевидении детскую передачу. •Содержит короткие фразы. •Имеет паузы между фразами. •Богато интонирована. •Имеет несколько более высокий тон, чем при разговоре со взрослым.•Повторяет и делает ударение на важных словах. •Имеет разнообразный словарный запас. •Включает в себя много голосовых сигналов и ритмов. Когда вы играете, говорите и поете, старайтесь выбрать для ребенка наилучшее положение для слушания, а именно: -в пределах одного метра от уха ребенка, которое лучше слышит. -сначала лицом к лицу. Но иногда надо изменять это положение, чтобы малыш учился слушать без зрительной опоры. -вы оба как можно чаще должны находиться на одном уровне с ребенком. Помните: сначала должна следовать речь, а потом действие. Развлекайте ребенка импровизированной пантомимой, сопровождаемой речью. Делайте большие четкие движения во время пения. Пойте с движениями, например: «Мишка косолапый по лесу идет», «Маленькие ножки идут по дорожке», придумывайте сами простенькие песенки, переделывайте, упрощая, «Жили у бабуси два веселых гуся» и другие. Хорошо использовать пальчиковые игрушечные персонажи, куклы «би-ба-бо». Вот примеры некоторых первых игровых занятий с малышом. 1. САМОЛЕТ ЛЕТИТ.Медленно двигайте самолет, показывая, как тот летит. Говорите при этом.» Вот самолет. Он летит. «Вввв__». Смотри, как: «Вввв_». Летит вверх, вверх! «Ввв__». Летит вниз. Вниз летит. «Ввв__». Удерживайте внимание ребенка, проделывая недолго забавные движения с игрушкой. Потом дайте игрушку малышу. Говорите об игрушке, пока он с ней играет. Например: «Вот твой самолет. Самолет. У него есть крылья. Вот крыло, вот еще крыло. Самолет летает: «Ввв_». 2. Слушаем, кто пришел. Заранее договоритесь с родными, чтобы они несколько раз позвонили в дверь, когда придут к вам. (Или несколько раз постучали). Ожидая прихода с минуту на минуту, ходите с ребенком по дому, подходите к двери, прислушивайтесь на его глазах. «Там нет никого. Скоро бабушка придет она позвонит. Слушай! (раздается звонок) Звонок! Слушай! Опять звонок. Кто там? Это бабушка! Бабушка пришла!».Упражнения по развитию слухового восприятия (адаптированные для занятий с детьми без речи младшего дошкольного возраста – на основе заданий из пособия «Занимаемся с Ушариком»)Выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук (с использованием материалов альбома «Занимаемся с Ушариком», 1 этап, а также игрушек и самостоятельно изготовленных пособий) Упражнение № 1. Слушай, нажимай. Взрослый перед сидящим за столом малышом стучит по барабану. Побуждает ребенка после этого нажать на кнопку игрушки или надеть кольцо на стержень пирамидки. (аналогичные упражнения проводятся со звучанием гармошки, дудки, свистка)Упражнение 2. Лягушка прыгает. Перед сидящим за столом ребенком – игрушечная лягушка. Рядом - несколько вырезанных из бумаги листьев. Взрослый производит какое-нибудь действие, извлекающее звук и учит ребенка переместить лягушку на один из листьев. Обучение сопровождается примерно такими словами: «Слушай. (Раздается звук). Ква-ква прыгает: Оп!» И так далее. Упражнение 3. «Яблоко упало». Взрослый учит малыша после каждого услышанного звука снимать с вырезанной из картона яблоньки яблочко (оно было вставлено в прорезь в кроне дерева) и «уронить» его. При этом произносятся слова: «Слушай! (Производится звук) Бух! Упало яблоко!». Можно провести игру по-другому. Игрушечные пластмассовые яблочки ребенок бросает по очереди в корзиночку после каждого условного звучания. Упражнение 4. Дождь. У ребенка синий фломастер и лист бумаги, лежащий на столе. На листе нарисована тучка в небе, трава. Взрослый произносит «Кап», и после каждого произнесения малыш рисует каплю-черточку. Речевой материал: «Слушай: «Кап» - и нарисуешь так» (показывает). (Это упражнение проводится после того, как выработана реакция на звучание голоса. Сначала взрослый произносит «кап» слухозрительно, потом – только на слух. Расстояние постепенно увеличивается).Знакомство со звуками окружающего мира. (формируем спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать и, значит, позже и понимать речь не только на занятиях. А. Прогулка с картинками. Перед прогулкой возьмите с собой картинки с изображениями машины, велосипеда, собаки, птички, детей, взрослых. Во время гуляния обращайте внимание малыша на звуки, комментируйте их и показывайте соответствующую картинку. Например: «Слышишь? Это собака лает» или «Машина проехала. Вот еще машина едет, слушай». И показываете соответствующие картинки. Б. Звучащие игрушки. Возьмите две звучащие игрушки. Например, зайку-пищалку и дудку. Нарисуйте каждую игрушку на отдельном листе и положите эти картинки перед малышом. Поиграйте на дудке, спросите: «Что звучало?», предлагая при этом дать вам одну из картинок. Если ребенок протянул вам картинку с дудкой, похвалите его: «да, это дудка звучала. Послушай еще раз». Затем звучит игрушка-пищалка. Ребенок после прослушивания берет соответствующую картинку, дает вам. После нескольких подобных «тренировок» попробуйте предъявить звучания только на слух, то есть так, чтобы малыш не видел звучащих предметов. Перед ним на столе картинки, а звуки доносятся из-за ширмы, которую можно соорудить из стула с повешенным на спинку платком. Звучит, например, дудка. Малыш слушает и показывает на соответствующую картинку. Потом можно увеличивать количество звучащих предметов, добавляя все новые и убирая знакомые. В. Слышу – не слышу. Дайте ребенку лист бумаги, фломастер. Включите фен так, чтобы он видел его во время работы и побудите рисовать штрихи фломастером выключите фен и покажите ребенку, что при отсутствии звука рисование надо прекратить. Повторите упражнение, убедитесь, что малыш понял ваше задание. После этого переходите к выполнению упражнения на слух. Включайте и выключайте фен за спиной малыша, побуждая его прислушиваться и рисовать только тогда, когда раздается гудение фена. Аналогичные упражнения можно проводить со звучанием вентилятора, шумом льющейся воды из крана и т.п.ЗаключениеНа родителях лежит огромная ответственность за гармоничное и правильное их детей с определенными недостатками слуха.В семьях, где есть дети с недостатками слуха, родители должны собирать информацию о результатах тестирования слуха ребенка и хранить историю болезни их ребенка, в которую входят лекарства, которые ему назначались в течение всего процесса лечения, и другие документы, например, контактная информация врачей, больниц, страховых компаний и других работников медицинской помощи; индивидуальный план воспитания в семье или индивидуальный учебный план, копия плана лечения ребенка. Ключ заключается в том, чтобы найти методику, которая соответствует вашему ребенку, а не заставлять его отвечать определенной методике.Поэтому родители должны принимать активное участие не только в воспитании, но и в обучении своих детей, имеющих особые потребности. Сотрудничество с воспитателями или учителями являются основой полноценного развития ребенка. Однако, как отмечает ряд специалистов, занимающихся этой проблемой, успешность слухоречевой реабилитации детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, зависит от совокупности медицинских, психолого-педагогических и социальных факторов (И.В. Королева, О.В. Зонтова, О.С. Жукова, Г.А. Тавардкиладзе и др.).Речь дошкольников с КИ имеет ряд особенностей, одной из которых является затрудненное восприятие устной речи. Ребенок начинает слышать огромное множество звуков, но без помощи извне не может различать и анализировать их, а, следовательно, и понимать то, что пытаются ему этими звуками передать. Исходя из этого, была сформулирована цель экспериментальной работы – исследование восприятия и понимания устной речи детьми младшего дошкольного возраста, перенесшими операцию по кохлеарной имплантации. Реализация цели проходила через решение ряда конкретных задач.Проанализировав степень изученности обозначенной проблемы в психолого-педагогической литературе, был сделан вывод о том, что категория детей дошкольного возраста после КИ представляет собой особую группы детей с нарушениями слуха, имеющие черты характерные как для слабослышащих, так и неслышащих детей, но в то же время принципиально новые особенности слухоречевого развития. В ходе теоретического анализа научных источников был рассмотрен опыт развития восприятия устной речи у данной категории детей, на данный момент актуальными методиками развития речи у детей с КИ являются «слуховой метод», разработанный в Санкт-Петербуржском НИИ уха, горла, носа и речи, и метод Э.И. Леонгард, который развивается в зависимости с потребностями детей - пользователей КИ. В ходе экспериментальной работы были подобраны диагностические методики, которые включали оценку восприятия и понимания речевых инструкций, простых вопросов, уровень использования речи в игре. Было выявлено, что дошкольникам с КИ потребовалась обучающая помощь в большом количестве при выполнении заданий. Дети продемонстрировали затруднение при восприятии двухактных речевых поручений на слух. Коммуникация между детьми во время игры была мало выражена. Восприятие речи в ситуации диалога происходило в замедленном темпе, не было полного понимания обращенной речи.Полученные в ходе эксперимента данные стали основой для составления рекомендаций по коррекции и развитию восприятия устной речи у детей данной категории.С самого начала важно дать родителям достаточный объем рекомендаций, которым они должны следовать при общении и занятиях с имплантированным ребенком. На начальном этапе требуется следовать определенным правилам при общении с ребенком.Таким образом, важна не только работа с детьми, но и с их родителями, которые играют большую роль в восстановлении и развитии слуха у детей после установки кохлеарногоимпланта.Список литературыБалышева Е.Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 5. – С. 23-30.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Аспект, 2015. – 448 сЖукова О.С., Королёва И.В. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3. – С. 82-88/Жуланова, И.В. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб.-метод. пособие к семинар. занятиям: {Учеб.} / И. В. Жуланова, В. В. Кудряшова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2013. – 204 c.Заречнова Е.А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития // Дефектология/ 2010, №3.Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом [Текст] / О. В. Зонтова. – Санкт-Петербург. : КАРО, 2008. – 51 с.Интегрированное обучение детей с нарушением слуха / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-Пресс, 2014. с. - 97Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М.: Наука, 2014. – 80 сКоролева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст]2-е изд., испр. и доп. / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2012. – 752 с.Королева, И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) [Текст] / И. В. Королева // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся [Текст] / Е. П. Кузьмичева. – М. : Просвещение, 1991. – 136 с.Лагойкина, О.О. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей со сложным нарушением развития. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1960/24068#Леонгард, Э. И. Если у ребенка имплант [Текст] / Э. И. Леонгард // В едином строю. – 2006. – № 8. – С. 21-25Леонгард, Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих [Текст]/ Э. И.Леонгард // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1998 – №1. – С. 104 – 108.Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве // Педагогический практикум [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru/upload/files/leongard.pdfЛоза Т. В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки, культуры, образования, 2012, №3.Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология, 2013. – № 4. – С. 7-11.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. СПб.: КАРО, 2016. с. - 207Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2016.Николенко, Т.А. Рекомендации по организации и содержанию работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации. – Тамбов. 2016. – 15 с.Пудов, В. И. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах [Текст] / В. И. Пудов, В. Е. Кузовков, О. В. Зонтова. – СПб. : ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009. – 28 с.Разумова О. Ю. Особенности процесса обучения школьников с нарушением слуха в условиях экстернальной интеграции // Материалы XII международной конференции "Ребенок в современном мире. Семья и дети". СПб.:СПбГПУ, 2015. с. – 69; 102Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. – М., 2016. – 191 с.Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха //Дефектология.2013. № 1. с. – 304; Collabortive Practitioners Collaborative Schools / Marleen C.Pugach, Lawrence J.Johnson. - USA. - 1995, - р. 226-237Disability barriers-Enabling environments / Jonn Swain, Slly French, Colin Barnes, Carol Thomas. - Great Britain, 2004. – р. 245-252.Education, disability and social policy / David Ruebain, Steve Haines. – Great Britain, 2011. - р. 45-49.ПриложенияПриложение 1Таблица 1 – Список детей исследуемой группы№ Имя ребенка Пол Дата рождения Диагноз по слуху 1 КЕ М 30.10.20162 ст.сн. тугоухость IVст, КИ+ КИ 2 НЮ М 19.02.2015 2 ст. хр.сн. глухота КИ+СА 3 ГМ Ж 06.07.2016 2 стхрсн тугоухость III-IVст КИ 4 СК М 05.02.20152 стсн глухота КИ 5 БЭ М 06.10.20152 стхрсн тугоухость IVст КИ+КИ 6 ГД М 20.08.20162 стсн тугоухость IVст, КИ 7 КД М 07.10.20162 стсн тугоухость III-IVст,КИ+КИ8 ЧГ М 22.02.2016) 2 стсн тугоухость III-IVст КИ+ СА 9 ША М 30.11.2015Дв.с.н.тугоухость IV ст КИ 10 АВ Ж 30.09.20152.с.н.туг.IVст., КИ Таблица 2 – Показатели понимания речевых порученийИспытуемыеКЕ НЮ ГМ СК БЭ ГД КД ЧГ ША АВ Средний балл Поручения1 3 3 3 2 3 2 3 3 1 2 2,5 2 3 3 3 1 2 3 3 2 1 2 2,3 3 2 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0,8 4 2 1 2 0 2 2 1 2 0 1 1,3 5 3 3 2 1 3 2 3 3 1 3 2,4 6 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0,7 Общий балл13 12 12 4 11 10 11 13 3 11 Приложение 2Таблица 3 – Данные наблюдения за использованием речи в игровой деятельностиПонимание речи взрослогоАктивная речьСредства общенияРечевое сопровождение игрыКЕ 2 3 3 2 НЮ 2 3 3 2 ГМ 2 3 2 1 СК 1 0 1 0 БЭ 2 2 2 1 ГД 2 2 2 1 КД 2 2 2 1 ЧГ 2 3 3 1 ША 1 1 2 1 АВ 2 2 2 2 Средний балл 1,8 2,1 2,2 1,2
1. Балышева Е.Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 5. – С. 23-30.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Аспект, 2015. – 448 с
3. Жукова О.С., Королёва И.В. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3. – С. 82-88/
4. Жуланова, И.В. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб.-метод. пособие к семинар. занятиям: {Учеб.} / И. В. Жуланова, В. В. Кудряшова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2013. – 204 c.
5. Заречнова Е.А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития // Дефектология/ 2010, №3.
6. Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом [Текст] / О. В. Зонтова. – Санкт-Петербург. : КАРО, 2008. – 51 с.
7. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-Пресс, 2014. с. - 97
8. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М.: Наука, 2014. – 80 с
9. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст]2-е изд., испр. и доп. / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2012. – 752 с.
10. Королева, И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) [Текст] / И. В. Королева // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.
11. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся [Текст] / Е. П. Кузьмичева. – М. : Просвещение, 1991. – 136 с.
12. Лагойкина, О.О. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей со сложным нарушением развития. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1960/24068#
13. Леонгард, Э. И. Если у ребенка имплант [Текст] / Э. И. Леонгард // В едином строю. – 2006. – № 8. – С. 21-25
14. Леонгард, Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих [Текст]/ Э. И.Леонгард // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1998 – №1. – С. 104 – 108.
15. Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве // Педагогический практикум [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru/upload/files/leongard.pdf
16. Лоза Т. В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки, культуры, образования, 2012, №3.
17. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология, 2013. – № 4. – С. 7-11.
18. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
19. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. СПб.: КАРО, 2016. с. - 207
20. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2016.
21. Николенко, Т.А. Рекомендации по организации и содержанию работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации. – Тамбов. 2016. – 15 с.
22. Пудов, В. И. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах [Текст] / В. И. Пудов, В. Е. Кузовков, О. В. Зонтова. – СПб. : ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009. – 28 с.
23. Разумова О. Ю. Особенности процесса обучения школьников с нарушением слуха в условиях экстернальной интеграции // Материалы XII международной конференции "Ребенок в современном мире. Семья и дети". СПб.: СПбГПУ, 2015. с. – 69; 102
24. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. – М., 2016. – 191 с.
25. Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха //Дефектология.2013. № 1. с. – 304;
26. Collabortive Practitioners Collaborative Schools / Marleen C.Pugach, Lawrence J.Johnson. - USA. - 1995, - р. 226-237
27. Disability barriers-Enabling environments / Jonn Swain, Slly French, Colin Barnes, Carol Thomas. - Great Britain, 2004. – р. 245-252.
28. Education, disability and social policy / David Ruebain, Steve Haines. – Great Britain, 2011. - р. 45-49.
Вопрос-ответ:
Какова роль родителей в развитии слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом?
Родители играют важную роль в развитии слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом. Они должны обеспечить регулярное ношение и настройку импланта, а также проводить специальные занятия и тренировки для улучшения слуховых навыков ребенка. Родительская поддержка и мотивация имеют особое значение для успешного развития слуховых возможностей ребенка.
Какие мероприятия проводятся с родителями для работы над развитием слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации?
Родителям проводятся специальные обучающие занятия, на которых они получают информацию о правилах работы с кохлеарным имплантом, узнают о методиках и тренировках для развития слухового восприятия у своего ребенка. Также родители могут принимать участие в групповых занятиях с другими родителями, чтобы обмениваться опытом и получать поддержку.
Каковы преимущества работы с родителями в процессе развития слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом?
Работа с родителями позволяет обеспечить более индивидуальный и эффективный подход к развитию слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом. Родители знают своего ребенка лучше всех и могут адаптировать программу тренировок к его потребностям. Благодаря активному участию родителей, ребенок получает больше практики и возможностей для развития слуховых навыков.
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с кохлеарным имплантом при работе над развитием слухового восприятия?
Родители могут столкнуться с такими проблемами, как технические проблемы с работой импланта, отсутствие достаточной информации о методиках развития слухового восприятия, затруднения в организации занятий и тренировок в домашних условиях, а также эмоциональные трудности и стресс, связанные с осознанием ответственности за развитие слуховых возможностей своего ребенка.
Как влияет нарушение слуха на психо-социальное и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста?
Нарушение слуха может негативно влиять на психо-социальное и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Они могут испытывать трудности в общении с окружающими, развитии речи и усвоении знаний. Однако, с помощью кохлеарного импланта и работы с родителями можно существенно улучшить их развитие.
В чем состоит развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом?
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом включает в себя тренировку слуховых навыков, различение звуков, а также обучение пониманию и произношению слов. Чтобы достичь успеха в этом процессе, важна активная работа родителей с ребенком.
Как организовать работу с родителями и детьми с нарушением слуха и кохлеарным имплантом?
Организация работы с родителями и детьми с нарушением слуха и кохлеарным имплантом включает проведение специальных занятий, тренировок и игр, направленных на развитие слухового восприятия и коммуникативных навыков. Важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком и предоставлять поддержку и руководство родителям в этом процессе.
Какие практические аспекты работы с родителями и детьми с нарушением слуха с кохлеарным имплантом существуют?
Практические аспекты работы с родителями и детьми с нарушением слуха с кохлеарным имплантом включают организацию занятий, тренировок и игр, разработку индивидуальных программ для каждого ребенка, обучение родителей основам речи и коммуникации, а также предоставление поддержки и помощи в процессе развития слухового восприятия детей.
Как можно улучшить развитие слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом?
Улучшение развития слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом возможно через систематическую работу с родителями, проведение специальных занятий и тренировок, использование интерактивных методик и игр, а также обучение родителей основам речевого развития и общения.