Механизм чтения с губ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 30 30 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 05.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ЧТЕНИЯ С ГУБ…………………………………………………5
1.1 История обучения чтению с губ…………………………………………...…5
1.2 Понятие чтения с губ, особенности, механизмы…………………...……….8
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА………………….14
2.1 Организация и методы исследования……………………………………....14
2.2 Выявление уровня развития устной речи у глухих………………………..15
2.3 Формирование навыка чтения с губ………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………
Фрагмент для ознакомления

Дактилирующая рука не должна закрывать рта говорящего.5. Сопровождающая речь, мимика лица учителя должна быть живой и естественной. Она должна адекватно выражать (подчеркивать) содержание произносимого.6. При затруднении в понимании того или иного слова его можно произнести отдельно, но при условии, что вслед за этим будет повторяться синтагма или короткая фраза в целом. В тех случаях, когда некоторое замедление речевого общения не наносит существенного ущерба учебному процессу, непонятное слово можно повторить, но не более двух-трех раз. Если это не приведет к цели, следует прибегнуть к дактилологии или к письму.7. Для успешного формирования навыков чтения с губ очень важно, чтобы ни в условиях классных занятий, ни при речевом общении вне класса не допускалась искусственная задержка учащихся на устно дактильной форме речи за счет чтения с губ. Знакомый учащимся речевой материал должен произноситься учителем только в устной форме. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих успехформирования навыка чтения с губ, является постоянное (вначале явное, а затем скрытое) проговаривание учащимися всего того, что произносит учитель или воспитатель.Кроме перечисленных выше общих требований, для достижения положительных результатов следует в процессе специального обучения чтению с губ придерживаться определенных  правил:упражнения необходимо проводить на группах слов, связанных по смыслу (например, названия частей лица, игрушек, посуды, одежды и т. п.);одновременно не следует работать с большим количеством групп слов, которые ребенок различают только глобально. Вводить новые группы слов можно лишь тогда, когда часть ранее данных слов  уже усвоеныаналитически (т. е. знают их буквенный состав);на первом годуобучения целесообразнее оперировать  предметами, а не их изображениями; количество слов, включенных в группы, не должно превышать пяти. Необходимо следить, чтобы рядом не стояли слова, близкие по артикуляции (уши— руки, рот— лоб). В итоге изложенного можно сформулировать некоторые методические правила обучения чтению с губ.1. Необходимо создать у детей установку на чтение с губ на основе глобального восприятия слова до того, как начинается собственное воспитание навыка.2. Следует воспитывать у детей навык отраженного повторения обращаемой к ребенку речи. Полезно иногда (на первом этапе усвоения) проводить упражнения в беглом считывании с губ поручений без отраженного проговаривания, чтобы воспитать быструю непосредственную реакцию действием на словесное обращение.3. При обращении к ребенку нужно соблюдать нормальную артикуляцию при слегка замедленном темпе речи (ускорение темпа речи до нормального допускается только в специальных упражнениях на хорошо усвоенном материале). Не следует допускать послоговой речи.4. Не нужно давать новый словесный материал в устной форме. Исключение составляет упражнение в глобальном чтении с губ в начальный период обучения. Небольшой словесный материал, используемый для этой цели, затем вновь включается в специальные упражнения после того, как он будет усвоен по табличке (общее правило). Цель этих упражнений — воспитать у детей установку на устную речь, а не обучать речи на основе устного ее восприятия.5. Не следует повторять непонятое при чтении с губ слово более двух раз. При затруднении ребенка нужно повторить слово рукой или предъявить табличку, а затем вновь повторить это слово устно. В случае затруднения детей понять с губ одно из слов в предложении следует повторять не одно это слово, а всю фразу полностью. При этом ни в коем случае не следует изменять непонятную грамматическую форму. 6. Сопровождение устной речи дактилированием определяется целью, которую ставит перед собой сурдопедагог или воспитатель. Например, если дается новое слово в устной форме, то в этом случае обязательно дается одновременно и дактильное его проговаривание. Если же проводится специальное упражнение в чтении с губ или к ребенку обращаются с хорошо знакомым ему словом, выражением, то дактильное сопровождение устного слова является не только лишним, но и вредным. Ребенка отвлекают дактильные знаки, ослабляют его внимание к артикуляции.7. Специальные упражнения в чтении с губ следует длительно проводить на однородном словесном материале, постепенно сменяя его новым и периодически возвращаясь к нему для повторения. Какой-то минимум слов и выражений включается в упражнения на всех годах обучения. Это составляет необходимое условие совершенствования навыка чтения с губ. Следует также заботиться о разнообразии методических приемов и характера упражнений, которые проводятся с детьми.8. Материал для упражнений в чтении с губ на первом году обучения дается в определенной системе по этапам: сначала дети читают с губ слова в определенной последовательности в пределах одной группы, например: Дай куклу, паровоз, мяч, башенку. Спустя некоторое время дается вторая группа слов также в определенной последовательности: Покажи голову, лоб, ноги, руки и т. п. На следующем этапе дети учатся читать слова вразбивку в пределах каждой из групп. Наконец, на третьем этапе слова первой группы даются вперемежку со словами второй группы, что выглядит примерно так: Покажи голову, дай паровоз, дай мяч, покажи руки и т. д. Варианты эти каждый раз меняются, как меняется и игра, которая служит упражнением.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов принято называть чтением с губ.Чтение с губ имеет место и при общении слышащих людей, являясь некоторым дополнением к слуховому восприятию. Недостаточная чёткость оптического обзора слова и фраз обусловлена тем, что при произнесении большинства звуков остаются невидимыми движения речевых органов: работа мягкого нёба, мышц гортани и диафрагмы, часто недостаточно ясно видны движения языка. Вследствие этого одни звуки при чтении с губ уподобляются другим (между собой смешиваются звуки п, п', ц, т, д, н, л и др.). В результате вместо 42 фонем русского языка, которые хорошо улавливаются нашим слухом, при чтении с губ можно воспринять неполный оптический алфавит – всего 15 относительно различных артикуляций. Это приводит к значительным трудностям чтения с губ. Но, не смотря на всю неполноту оптического отображения движений речевых органов, глухие довольно успешно овладевают навыком зрительного восприятия устной речи. Это оказывается возможным благодаря действию механизма чтения с губ. Механизм чтения с губ включает пять основных компонентов (применительно к глухому, обученному устной речи):1) зрительное восприятие речевых движений;рефлекторное (сопряжённое) подражание этим движениям (проговаривание вслед за говорящим);догадка, основанная на смысловом контексте;явное или скрытое дактильное проговаривание слов и фраз;восприятие звуковых сигналов при помощи звукоусиливающей аппаратуры разных типов.Как известно, преобладающее большинство глухих имеют те или иные остатки слуха. При надлежащем их использовании (применение современной электроакустической аппаратуры) эти остатки слуха могут оказать большую помощь при чтении с губ. Следовательно, после проведенного нами эксперимента, пришли к выводам:33% детей имеют высокий уровень развития устной речи, дети понимают обращенную к ним речь, действуют согласно инструкции и могут слова называть самостоятельно;50% детей показали средний уровень, так как они понимают не все слова. У них преобладает звукоподражание и лепетные слова;17% имеют низкий уровень. У данной группы детей отсутствует речь, на знакомые картинки показывают пальцем. Также можно говорить о том, что дети получают информацию через слух и зрение, которое преобладает в значительной степени. Редко самостоятельно называют слова, пользуются звукоподражанием.Поэтому, с данной группой детей необходимо проводить дополнительную работу, направленную на развитие устной речи глухих детей.Таких ребят рекомендуется, как можно раньше обучать чтению для формирования у них полноценного словарного запаса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБельтюков В.И. Чтение с губ. – М.: Педагогика, 1970. – 217 с.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,1963. – 186 с.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников. - М., 1972. – 234 с.Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1975. – 186 с.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – С-П., 2013. – 348 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1982. Т. 5. – 386 с.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2014. – 268 с.Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 2015. – 215 с.Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – Иваново, 2015. – 174 с.Корсунская Б.Д. Воспитание глухих дошкольников в семье. – М., 1970. – 146 с.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1972. – 168 с.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2016. – 326 с.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 2013. – 198 с.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М., 1971. – 176 с.Методика обучения глухих устной речи. / Под ред. Ф.Ф. Рау. – М., 1976. – 218 с.Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М., 1961. – 234 с.Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2014. – 267 с.Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 1963. – 186 с.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984. – 156 с.Пелымская Т.В., Шматко К.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2015. – 164 с.Развитие способностей у глухих детей в процессе общения. / Под ред. Т.В. Розановой. – М., 2014. – 214 с.Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 1973. – 165 с.Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 1981. – 186 с.Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. – 192 с.Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2013. – 344 с.Сурдопедагогика. / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2014. – 324 с.Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. – М., 1968. – 169 с.Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению. – М., 2016. – 256 с.Приложение 1Упражнения для самообученияЗеркалоЧто нужно сделать – перед зеркалом последовательно произносить буквы, потом слоги и слова, далее словосочетания и выражения. При этом особое внимание уделяйте своему отражению. Основная ваша задача – запомнить движения губ при произношении наиболее употребляемых слогов.2 . ТелевизорВозьмите любимый фильм, который вы пересматривали несколько раз. Желательно, чтобы вы помнили, о чём ведутся диалоги в этом фильме. Выключаем звук и смотрим, пытаясь зрительно воспринять разговор. На следующем этапе таким же образом можно смотреть новости или незнакомые фильмы и телепередачи. Станет заметно, что если вы не знаете, о чём говорят на телеэкране, воспринимать информацию по губам становится сложнее. Но главное — практика.3. Родные и близкиеПопросите их «поговорить» с вами без звука и попробуйте в бытовых условиях уловить смысл такой речи.Устраивайте «охоту».Можно просто сидя в парке на лавочке наблюдать за отдыхающими и тренировать чтение по губам.Каким способом можно быстрее достичь поставленной цели и освоить чтение по губам?Обучение с помощью компьютерной программы Представляет собой «общение» с синтетическим лицом. Оно произносит текст, ваша задача этот текст воспринять без звукового сопровождения. Есть разные настройки и подсказки. Те, кто пользовались этой программой, чтобы освоить чтение по губам, говорят, что понимать такого робота очень легко, у него яркая лицевая мимика и выразительная артикуляция. Но проблема в том, что, привыкнув к таким идеальным условиям, потом очень сложно перестроиться на восприятие живых людей, каждый из которых индивидуален.То есть для осваивания теории и азов восприятия такая программа может быть полезна, но для практики чтения губ нужно выбирать и изучать человеческую речь, хотя это и сложнее.КурсыНа курсах же обучение проходит в группе. В процессе занятий возможно увидеть артикуляцию многих людей и сравнить особенности их мимики. Это сразу даёт практический опыт владения навыком. Хотя такое обучение может длиться дольше, но оно однозначно эффективней. Кроме того, уроки проводят квалифицированные сурдопедагоги, способные растолковать все непонятные и спорные моменты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельтюков В.И. Чтение с губ. – М.: Педагогика, 1970. – 217 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,1963. – 186 с.
3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников. - М., 1972. – 234 с.
4. Выгодская Т.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1975. – 186 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – С-П., 2013. – 348 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1982. Т. 5. – 386 с.
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2014. – 268 с.
8. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 2015. – 215 с.
9. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – Иваново, 2015. – 174 с.
10. Корсунская Б.Д. Воспитание глухих дошкольников в семье. – М., 1970. – 146 с.
11. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1972. – 168 с.
12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2016. – 326 с.
13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 2013. – 198 с.
14. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М., 1971. – 176 с.
15. Методика обучения глухих устной речи. / Под ред. Ф.Ф. Рау. – М., 1976. – 218 с.
16. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М., 1961. – 234 с.
17. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2014. – 267 с.
18. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 1963. – 186 с.
19. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984. – 156 с.
20. Пелымская Т.В., Шматко К.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М., 2015. – 164 с.
21. Развитие способностей у глухих детей в процессе общения. / Под ред. Т.В. Розановой. – М., 2014. – 214 с.
22. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 1973. – 165 с.
23. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 1981. – 186 с.
24. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978. – 192 с.
25. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2013. – 344 с.
26. Сурдопедагогика. / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2014. – 324 с.
27. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. – М., 1968. – 169 с.
28. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению. – М., 2016. – 256 с.

Вопрос-ответ:

Как началась история обучения чтению с губ?

История обучения чтению с губ началась уже давно. Однако, первые описания этого явления появились только в XIX веке. Изначально, чтение с губ было развито у глухонемых людей, для которых это стало своего рода способом общения. Впоследствии, методика чтения с губ начала применяться и для слышащих людей, которые либо не могли овладеть письменной речью, либо предпочитали этот способ коммуникации.

Чем отличается чтение с губ от обычного чтения?

Чтение с губ отличается от обычного чтения тем, что вместо восприятия и понимания текста через зрение и мышление, здесь используется восприятие и понимание через зрение и движения губ. При чтении с губ, человек прочитывает слова и предложения на губах говорящего и понимает их смысл по движениям губ и контексту. Это особенно полезно для глухих или тех, кто испытывает трудности с письменной речью.

Как проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению механизма чтения с губ?

Опытно-экспериментальная работа по изучению механизма чтения с губ проводилась организованно и систематично. Были использованы различные методы исследования, включая наблюдение, эксперименты и анкетирование. В ходе исследования был выявлен уровень развития устной речи у глухих людей, а также были разработаны методики и тренировки для формирования навыка чтения с губ.

Какими особенностями и механизмами обладает чтение с губ?

Чтение с губ обладает рядом особенностей и механизмов. Во-первых, для чтения с губ используется восприятия через зрение и движения губ, что отличает его от обычного чтения. Во-вторых, чтение с губ требует особой внимательности и сосредоточенности, так как не всегда движения губ иностранца или неграмотного человека могут быть ясными и понятными. В-третьих, чтение с губ является альтернативным способом коммуникации и может быть полезным для глухих или тех, кто испытывает трудности с письменной речью.

Что такое чтение с губ?

Чтение с губ - это способ чтения, при котором человек использует движения губ и языка для восприятия и понимания текста. Особенно это актуально для людей с нарушениями слуха или глухотой.

Как развивается навык чтения с губ?

Навык чтения с губ развивается через специальные тренировки и обучение. Человеку предлагается практиковаться в чтении с губ, преодолевать сложности и постепенно улучшать свои навыки.

Какая история обучения чтению с губ?

История обучения чтению с губ насчитывает несколько десятилетий. Сначала это были простые методы, основанные на наблюдениях, затем с развитием технологий появились специальные программы и методики обучения.

Какие особенности механизма чтения с губ?

Механизм чтения с губ отличается от обычного чтения тем, что человек использует не только зрительные, но и двигательные ощущения. Он совмещает восприятие текста с движениями губ и языка, что позволяет ему лучше запоминать и понимать прочитанное.