Первые консерватории в России: история развития, выдающиеся педагоги.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ КОНСЕРВАТОРИЙ РОССИИИ......6
1.1. Понятие консерватория, её историческое значение ……………………...6
1.2. Появление первых в России консерваторий……………………………….7
1.3. Известные педагоги и ученики первых русских консерваторий….…….14
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ КОНСЕРВАТОРИЙ РОССИИ…...18
2.1. Материалы, методы и сопоставительные критерии исследования....…..18
2.2.Характеристика и особенности Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова……………………...…………19
2.3.Характеристика и особенности Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского…………………………………………..21
2.4. Сравнительный анализ первых консерваторий в России...………………24
ВЫВОДЫ………………………………………………..……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32
Фрагмент для ознакомления

Учебному заведению нужны более 50 классов, несколько разного размера залов, квартиры для служащих.Тогда была создана специальная комиссия, в состав которой вошли авторитетные архитекторы; они провели обследование здания театра, установили, что перестройка необходима. Комиссия выбрала предложенный вариант архитектора Владимира Николя -все классы консерватории должны были находиться в бывшем здании театра, а Большой актовый зал, который впоследствии стал театральным, решили разместить в пристроенной части здания. В Москве обстановка складывалась не лучшим образом: здание, которые было арендовано для проведения занятий, не вмещало нужное количество студентов, поэтому летом 1877 года РМО приобрёл дом князя Воронцова под консерваторию. Здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло учебные потребности консерватории, но к концу этого периода снова стало тесно. Поворотным событием стало решение о строительстве консерватории по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. Открытие образовательного учреждения состоялось в 1898 году.Факультеты. В Питерской консерватории изначально велись занятия теории музыки и композиции, фортепиано, оркестровым инструментам, вокалу. Преподавательский состав был следующим:Фортепиано – А. Есипова, Л. Брассен, Т. ЛештецкийОркестровые инструменты – Л. Ауэр, К. Давыдов, А. Вержбилович, Г. Венявский, Ч. Чиарди, К. Каваллини, Д. Ферреро, А. ЦабельТеория музыки и композиция – А. Рубенштейн, Н. ЗарембаПосле преподавательский состав неоднократно менялся, всё новые кадры привлекались для работы в консерватории. Позже в данное учреждение пришёл работать Н.А. Римский-Корсаков, который внёс неоценимый вклад в его развитие.В Москве, тем временем, изначально существовало два направления – элементарная теория музыки и хоровое пение.В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано - Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау, А Доор, К. Э. Вебер, А. И. Дюбюк, А. К. Зандер, К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение - А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани (с 1869); скрипка — Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали,, Г. Шрадик (адъюнкт); виолончель — Б. Косман, В. Фитценхаген (с 1870); контрабас - Г. Ф. Шпекин; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — В. Гут; валторна — М. Бартольд;труба — Ф. Б. Рихтер;фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России -Д. В. Разумовский;музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение).В настоящее время в обеих консерваториях выделились следующие факультеты (Таблица 2.1.)Факультеты Московской государственной консерватории им. П. И. ЧайковскогоФакультеты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова композиции и дирижированияфортепианныйоркестровыйвокально-режиссерскиймузыковедческийнародных инструментов вокальныйдирижерский (хоровое и оперно-симфоническое дирижирование)историко-теоретическийкомпозиторскийоркестровыйфортепианныйисторического и современного исполнительского искусстваТаблица 2.1. Сравнение факультетов первых консерваторий в РоссииОтличительная особенность в том, что в культурной столице России готовят артистов балета, в московской консерватории такой специализации нет.По качеству преподавания московская консерватория ничуть не уступает питерской. Студенты обоих учебных заведений очень ценятся во всём мире: они становятся успешными оркестровыми деятелями, артистами театра и балета, великими композиторами, завоёвывают престижные награды на Международных конкурсах.В Санкт-петербургской консерватории педагоги стараются возрождать те традиции, что привнесли её основатели. В ней более серьёзный конкурс и более сложные вступительные и выпускные экзамены. Данному метод ещё использовал сам А.Г. Рубинштейн По численности студентов они не превосходят друг друга, однако в Санкт-Петербурге уже несколько лет практикуется программа активного вовлечения в обучение иностранных граждан: им выделяют квотные места, предоставляют общежитие и т.д.ВЫВОДЫРассмотрев особенности и характерные черты каждой из консерваторий, используя такие методы, как анализ и сравнение, автор смог провести сопоставление двух учебных заведений музыкально профессиональной направленности.При проведении экспериментальной работы мы установили, что две консерватории не отличаются категорично друг от друга, братья Рубинштейн использовали практически одинаковые методики, методы и приёмы при подготовке к открытию образовательного учреждения, и в процессе работы со студентами.Стоит отметить, что судьба консерваторий практически одинакова: обе начинали с проведения занятий в квартирах и арендованных помещениях, не было возможности организовать одновременно несколько факультетов, среди числа выпускников были те, кто привнёс особый вклад в становление и развитие учреждений.Изначально преподавание в московской и питерской консерваториях не отличалось друг от друга в большей степени. Их разница была во взглядах основателей на образовательный процесс: Антон Григорьевич был более требовательным к студентам и ждал от них самостоятельности, Николай Григорьевич использовал в работе «И кнут, и пряник», нацеливая свои силы на формирование самостоятельности у обучающихся, однако он доверял им и помогал им в вопросах, которые были для них спорны.В настоящее время обе консерватории занимают важное место в мире музыки, однако та, что находится в Санкт-Петербурге, более востребована среди иностранных граждан. По статистике около двухсот абитуриентов с разных стран ежегодно вступают в ряды студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Тому способствует активная профориентация и более частые выступления на Международных симпозиумах, конференциях и семинарах, по сравнению с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского.Стоит отметить, что МГК им. П. И. Чайковского проводит мастер-классы по всему миру и принимает на своей базе молодых музыкантов и уже состоявшихся артистов и исполнителей.Благодаря верно подобранным методам, которые были использованы в ходе опытно-экспериментального исследования, работа была проведена качественно и все поставленные задачи были реализованы.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтановление и развитие первых российских консерваторий происходит поздно, по сравнению с Западом. К тому же, страна в это время характеризуется противоречивыми общественными взглядами, нестабильным положением власти и принятых моральных норм. А. Г. Рубинштейну совместно с единомышленниками пришлось менять взгляды людей на отечественную музыку, а вместе с тем, и отношение к профессиональному музыкальному образованию, получаемому в России.Стоит отметить, что основателям Санкт-Петербургской консерватории, которая в последующем стала носить имя Н.А. Римского-Корсакова, удалось привлечь внимание общественности к их идее, прославить идею «свободной музыки», которая заключалась в отрицании сословий при посещении музыкальных классов и получении профильного образования.Вопрос о необходимости реформаций в музыкальной сфере стоял остро. Композиторы и известные исполнители старались побудить граждан приводить их детей на занятия, чтобы у искусства было будущее. Так как в начале и середине XVIII века в творчестве отсутствовали новаторские искание, большинство талантливых девушек и юношей «подражали» зарубежным исполнителям, копировали их стиль, не думая о формировании собственного подчерка.В данной работе на этапе научно-теоретического исследования мы рассмотрели понятие консерватории, его историческое значение и этапы становления, как в России, так и во всём мире. Выделили предпосылки и основные трудности, которые возникали у основателей консерваторий.На этапе опытно-экспериментального исследования нами были выявлены характерные особенности и питерской, и московской консерваторий, которые легли в основу сравнительного анализа двух образовательных учреждений.В ходе работы были выполнены следующие поставленные задачи:раскрыто понятие консерватория, его историческое значение;рассмотрены особенности становления первых в России консерваторий, найдена информация о выдающихся выпускниках и преподавателях московского и питерского образовательных учреждений;составлен сравнительный анализ первых российских консерваторий;теоретически обосновано и экспериментально проверено, как изучается история становления первых в России консерваторий.Цель исследуемой работы достигнута – нами была изучена история становления первых в России консерваторий.Была доказана предполагаемая теория: изучить историю становления классического музыкального образования стало возможным только благодаря заинтересованности в работе, поиске и анализе достоверной информации.Путь становления системы российского музыкального образования был рассмотрен в работе в историко-теоретическом контексте, как целостная взаимосвязанная структура, отражающая исторические, политические, культурные особенности отдельных эпох и общую картину их взаимосвязи; а также в педагогическом контексте, на конкретных примерах, раскрывающих значение личностного вклада музыкальных деятелей в развитие музыкального образования. Например, деятельность С. И. Танеева, братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, Н. А. Римского-Корсакова и т.д. ЛИТЕРАТУРА1. Баренбойм, Л.А. Н.Г. Рубинштейн.[Текст] / Л.А. Баренбойм. - М., 1982.2. Горлинский, В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода [Текст]/ В. Горлинский. – Москва, 1999. – 333 с.3. Долинская, Е.Б. История современной отечественной музыки: Учеб.пособие / ред.-сост. Е. Б. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – 656 с.4. Керуш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Керуш – М.: Новое издание, 2015. – 525 с.5. Консерватория: [Электронный ресурс]https://illustrated_dictionary.academic.ru. – Режим доступа: https://illustrated_dictionary.academic.ru/5393/Консерватория, свободный. – Загл. с экрана.6. Консерватория – Москваведение :[Электронный ресурс]https://www.ronl.ru. – Режим доступа: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/moskvovedinie/163040/, свободный. – Загл с экрана.7. Левашев, Е. М. Музыка от А до Я. – М.: Музыка, 2016. – 1071 с. – Т. 10Б.8. Миронова, Н. Музыкальное образование в России: история идей / Н. Миронова // Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. – Москва, 2002. – С. 97 – 110.9. Московская консерватория имени П.И. Чайковского [Электронный ресурс] :https://ru.wikipedia.org. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_государственная_консерватория_имени_П._И._Чайковского#Выдающиеся_выпускники, свободный. - Загл. с экрана10. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. – М.: Музыка, 1977 – 383с.11. Провозина, Н. М. Лекции по истории русской музыки (вторая половина XX века) / Н. М. Провозина. – Томск: Графика, 2003. – 218 с.12. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова :[Электронный ресурс]http://place-fact.com. – Режим доступа: http://place-fact.com/place/24154, свободный. – Загл. с экрана.13. Создание петербургской консерватории [Электронный ресурс]http://opeterburge.ru. – Режим доступа: http://opeterburge.ru/history/sozdanie-peterburgskoj-konservatorii.html, свободный. – Загл. сэкрана.14. Соколов, А. С.Московская консерватория 1866–2016[Текст]: энциклопедия/ А.С. Соколов/ Том I. М., 2016.15. Соколов, А. С. Московская консерватория 1866–2016 [Текст]: энциклопедия/ А.С. Соколов/ Том II. М., 2016. 16. Тараканова, М.Е. История современной отечественной музыки: [Текст] Учебник / под ред. М. Е. Тараканова. – М.: Музыка, 2005. – 480 с.17. Умнова, М. Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» :[Электронный ресурс] / М. Умнова // https://www.maam.ru. – 2016. – 19 января.18. Федорович, Е. Н. История профессионального музыкального образования в России :[Электронный ресурс] / Е.Н. Федорович // https://e-libra.ru. – 2016. – 22 января.19. Ходоевич, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Ходоевич. – М.: Новое издание, 2016 – 722 с.20. Яковлева, Л. И. История русской музыки: Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Яковлева Л. И. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.21. Ямнеева, К. СПервые консерватории: Учеб.пособие для студ. СПО/ К. К. Ямнеева. – М.: Новое издание, 2018. – 384 с.

. Баренбойм, Л.А. Н.Г. Рубинштейн. [Текст] / Л.А. Баренбойм. - М., 1982.
2. Горлинский, В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода [Текст]/ В. Горлинский. – Москва, 1999. – 333 с.
3. Долинская, Е.Б. История современной отечественной музыки: Учеб. пособие / ред.-сост. Е. Б. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – 656 с.
4. Керуш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Керуш – М.: Новое издание, 2015. – 525 с.
5. Консерватория : [Электронный ресурс] https://illustrated_dictionary.academic.ru. – Режим доступа: https://illustrated_dictionary.academic.ru/5393/Консерватория, свободный. – Загл. с экрана.
6. Консерватория – Москваведение : [Электронный ресурс] https://www.ronl.ru. – Режим доступа: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/moskvovedinie/163040/, свободный. – Загл с экрана.
7. Левашев, Е. М. Музыка от А до Я. – М.: Музыка, 2016. – 1071 с. – Т. 10Б.
8. Миронова, Н. Музыкальное образование в России: история идей / Н. Миронова // Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. – Москва, 2002. – С. 97 – 110.
9. Московская консерватория имени П.И. Чайковского [Электронный ресурс] : https://ru.wikipedia.org. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_государственная_консерватория_имени_П._И._Чайковского#Выдающиеся_выпускники, свободный. - Загл. с экрана
10. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. – М.: Музыка, 1977 – 383с.

11. Провозина, Н. М. Лекции по истории русской музыки (вторая половина XX века) / Н. М. Провозина. – Томск: Графика, 2003. – 218 с.
12. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова : [Электронный ресурс] http://place-fact.com. – Режим доступа: http://place-fact.com/place/24154, свободный. – Загл. с экрана.
13. Создание петербургской консерватории [Электронный ресурс] http://opeterburge.ru. – Режим доступа: http://opeterburge.ru/history/sozdanie-peterburgskoj-konservatorii.html, свободный. – Загл. сэкрана.
14. Соколов, А. С. Московская консерватория 1866–2016 [Текст]: энциклопедия/ А.С. Соколов/ Том I. М., 2016.
15. Соколов, А. С. Московская консерватория 1866–2016 [Текст]: энциклопедия/ А.С. Соколов/ Том II. М., 2016.
16. Тараканова, М.Е. История современной отечественной музыки: [Текст] Учебник / под ред. М. Е. Тараканова. – М.: Музыка, 2005. – 480 с.
17. Умнова, М. Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» : [Электронный ресурс] / М. Умнова // https://www.maam.ru. – 2016. – 19 января.
18. Федорович, Е. Н. История профессионального музыкального образования в России : [Электронный ресурс] / Е.Н. Федорович // https://e-libra.ru. – 2016. – 22 января.
19. Ходоевич, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Ходоевич. – М.: Новое издание, 2016 – 722 с.
20. Яковлева, Л. И. История русской музыки: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Яковлева Л. И. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
21. Ямнеева, К. С Первые консерватории: Учеб. пособие для студ. СПО/ К. К. Ямнеева. – М.: Новое издание, 2018. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какова историческая ценность первых консерваторий в России?

Историческая ценность первых консерваторий в России состоит в их значимости и вкладе в развитие музыкального образования и культуры в стране. Они стали первыми образовательными учреждениями, специализирующимися на музыке, и сыграли важную роль в подготовке множества выдающихся музыкантов и педагогов.

Какие педагоги и ученики стали известными благодаря первым русским консерваториям?

В результате работы первых русских консерваторий множество педагогов и учеников стали известными. Некоторые из них - Антон Рубинштейн, Александр Глазунов, Николай Жилевич, Николай Римский-Корсаков, Алексей Верстовский, Алексей Львович Соколов, Петр Чайковский и другие. Они внесли огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры и стали выдающимися педагогами и композиторами.

Когда появились первые консерватории в России?

Первые консерватории в России появились в середине XIX века. Московская консерватория была основана в 1866 году, а Санкт-Петербургская консерватория - в 1862 году.

Что представляет собой понятие "консерватория"?

Понятие "консерватория" обозначает образовательное учреждение, специализирующееся на музыке и подготовке музыкантов. Консерватории предоставляют высшее музыкальное образование и являются центрами музыкальной культуры и искусства.

Какие методы исследования использовались при изучении истории первых консерваторий в России?

При изучении истории первых консерваторий в России были использованы научно-теоретические методы исследования, такие как анализ источников, изучение архивных документов, историческая реконструкция, сравнение и систематизация данных. Также проводилось опытно-экспериментальное исследование, включающее анализ и осмысление практического опыта работников консерваторий и их учеников.

Какое значение имеют первые консерватории в истории России?

Первые консерватории имеют важное историческое значение, так как они явились основой для развития музыкального образования в стране. Они сыграли огромную роль в подготовке профессиональных музыкантов и основании классической музыкальной школы в России.

Когда появились первые консерватории в России?

Первые консерватории появились в России в середине XIX века. Первой русской консерваторией стала Московская консерватория, которая была основана в 1866 году. Санкт-Петербургская консерватория была открыта в 1862 году.

Кто является выдающимися педагогами первых русских консерваторий?

Среди выдающихся педагогов первых русских консерваторий можно назвать имя Николая Рубинштейна. Он был основателем и первым директором Санкт-Петербургской консерватории. Также следует упомянуть имена других педагогов, таких как Антон Рубинштейн, Ян Геликонский, Николай Жилевич и другие.

Кто были известными учениками первых русских консерваторий?

Среди известных учеников первых русских консерваторий можно назвать Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Петра Чайковского и многих других. Эти музыканты стали выдающимися композиторами и пианистами и оказали значительное влияние на развитие музыкальной культуры в России и за ее пределами.

Какую роль сыграли первые консерватории в развитии профессионального музыкального образования в России?

Первые консерватории сыграли важную роль в развитии профессионального музыкального образования в России. Они предоставили возможность молодым музыкантам получить качественное и систематическое образование, позволили расширить кругозор и обогатить музыкальные знания. Благодаря консерваториям в России появилось новое поколение профессиональных музыкантов, которые продолжили развитие классической музыкальной традиции.

Какие педагоги были известными в первых русских консерваториях?

В первых русских консерваториях были известные педагоги, такие как Антон Рубинштейн, Николай Жилевич, Николай Зарудный, Карл Давидов и другие.

Какое историческое значение имеет понятие "консерватория"?

Понятие "консерватория" имеет историческое значение, так как оно относится к первым музыкальным учебным заведениям в России, где проводилась подготовка профессиональных музыкантов и развивалась музыкальная культура.