Блоки Дьенеша как средство логико-математического развития детей 7-го года жизни
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 27.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША 7
1.1. Особенности развития логико-математических представлений детей 7-го года жизни 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 7-го года жизни. 16
1.3. Использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей 7-го года жизни в ДОУ. 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША 37
2.1. Задачи и методика констатирующего этапа эксперимента. 37
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 38
Выводы по второй главе 41
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ 42
3.1. Цель и задачи формирующего этапа 42
3.2.Результаты контрольного этапа эксперимента. 55
Выводы по третьей главе 62
Заключается 64
Список литературы 66
Развивающая предметно–пространственная среда группы очевидно должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды, по-видимому, должна соответствовать возрастным возможностям воспитанников дошкольного учреждения и содержанию программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря очевидно должна помочь обеспечить:познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с такими материалами как, песок и вода; эмоциональное благополучие воспитанников дошкольного учреждения во взаимодействии с предметно–пространственным окружением;двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие воспитанников дошкольного учреждения в подвижных играх и соревнованиях; возможность самовыражения воспитанников дошкольных учреждений. Трансформируемость пространства предполагает изменение предметно–пространственной среды в зависимости от изменений образовательной ситуации. Полифункциональность материалов предполагает: разнообразное использование разных составляющих предметной среды, таких как ширмы, детская мебель, мягкие модули и так далее; наличие в группе полифункциональных, предметов, которые не будут закреплены к полу, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре. Вариативность среды реализовывается при: наличии в группе различных пространств (для уединения, игры, конструирования), а также разных игрушек, материалов, игр и оборудования, которые помогут в обеспечении свободного выбора дошкольниками; периодической сменяемости игрового материала, появлением новых предметов, позволяющих стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников дошкольных учреждений.Доступность среды осуществляется в свободном доступе детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группу, к дидактическим играм, материалам, математическим пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность данной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Организация развивающей среды в ДОО с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, по-видимому, должна строиться так, чтобы возникла возможность в еще большей степени развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его уровни активности, наклонности и интересы. Для организации коллективных игр и творческой деятельности дошкольников целесообразно использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами геометрических фигур, счётные палочки, альбомы для зарисовок. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, заменить более сложными играми с новым занимательным материалом. При оформлении уголка, по-видимому, разумно привлекать и заинтересовывать детей дошкольного возраста. Для этого целесообразно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Всю работу в уголке желательно организовывать с учётом индивидуальных особенностей воспитанников дошкольных учреждений. Руководство деятельностью в уголке должно быть направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, а также на поддержание и дальнейшее развитие у воспитанников дошкольного учреждения интереса к математике. Всю работу в уголке необходимо учитывать с индивидуальными особенностями воспитанников дошкольных учреждений. При этом педагог направляет воспитанников дошкольного учреждения на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Указания к руководству самостоятельной деятельностью воспитанников дошкольного учреждения в уголке занимательной математики: объяснение правил игры, ознакомление со способами действий, при этом детям не предлагается решение готовых ответов; совместная игра воспитателя, как с ребёнком, так и с подгруппой воспитанников дошкольных учреждений. При этом дети усваивают игровые действия, способы, подходы к решению поставленных задач; создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности; объединение в совместной игре воспитанников дошкольных учреждений, которые уже освоили её, с тем, чтобы именно эти дети могли обучить других воспитанников дошкольных учреждений; организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов вечеров досуга, математических развлечений; обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; демонстрация среди родителей математического материала, которые они могут использовать для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель может рекомендовать родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку . Согласно ФГОС ДОО, при организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. Это означает что, задача дошкольного образовательного учреждения призвана не к замещению семьи, а к её обогащению теми практиками воспитания воспитанников дошкольных учреждений, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Можно выделить такие формы работы с родителями как презентация дошкольного учреждения; организация экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений родителей; открытые занятия с детьми для родителей с элементами; педагогический совет с участием родителей; педагогические беседы с родителями. Также возможно проведение тематических консультаций, собраний, круглых столов с родителями с использованием печатной литературы в виде информационных бюллетеней. Бюллетени могут содержать информацию, как для родителей, так и от родителей, и могут быть подготовлены семьями воспитанников дошкольных учреждений. Считается что, наилучших успехов в математическом развитии воспитанников дошкольного учреждения можно добиться только при совместной работе с родителями дошкольников. Проведение консультаций позволит родителям узнать, как заинтересовать воспитанников дошкольного учреждения математическими играми, познакомить родителей с подборкой литературы по развитию математических представлений, а также с новинками игр математического характера. При желании всю литературу родители могут использовать для досуга дома. В уголке для родителей необходимо обновлять материал по обучению воспитанников дошкольного учреждения математике, как в домашних условиях, так и на прогулке, в общественном транспорте, тем самым перед родителями раскрывается содержание работы с дошкольниками по обучению началам математики в соответствии с их возрастом. В конечном итоге, такая работа поможет родителям осознать важность и необходимость совместной работы при обучении воспитанников дошкольного учреждения математике.3.2.Результаты контрольного этапа эксперимента.Далее проанализируем результаты исследования по развитию математических представлений у детей после проведенных занятий по ранее выбранным методикам.Таблица 2Сводные результаты методик на втором этапе исследованияСр.зн.Методика«Накормим мишек»Методика «Построим домики для фигур»Доски Сегена1 показатель2 показатель1 показатель2 показатель1,661,331,661.51,331,33По результатам исследования можно отметить, что по всем методикам для детей после проведенных занятий уровень представлений о величине повысился, для дошкольников характерен средний и высокий уровень развития восприятия.Сравним результаты по методикам дошкольников до и после проведенных занятий. Представим итоги, полученные в ходе первого и второго диагностического исследования первого показателя методики «Накорми мишек».Рис. 1. Результаты по первому показателю методики «Накорми мишек» Анализируя результаты, представленные на рисунке 1 можно отметить, что дошкольники демонстрируют высокий уровень овладения способом соизмерения (наложения, приложения) при сравнении предметов по величине. Дети безошибочно выполняли задания, при необходимости проверки использовали способ соизмерения предметов. У небольшой части детей отмечен средний уровень восприятия форм предметов, дети не всегда пользовались способом соизмерения, делали 2-3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способны были самостоятельно их исправить.Теперь проверим полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента.Таблица 3Сравнительный анализ данных по первому показателю методики «Накорми мишек» ДоПослеt-критерий СтьюдентаПоказатель0,331,335,9 р 0,01значимПо первому показателю методики «Накорми мишек» были обнаружены достоверные различия у дошкольников (t =5,9; р 0,01). Это говорит о том, что после проведенных занятий у дошкольников вырос уровень математических представлений. Далее рассмотрим итоги, полученные в ходе первого и второго диагностического исследования второго показателя методики «Накорми мишек» в виде рисунка 2.Рис. 2. Результаты по второму показателю методики «Накорми мишек» Итак, можно отметить, что после проведенных занятий дошкольники демонстрируют высокий уровень соотнесения трех рядов предметов между собой. Дети хорошо соотносят три ряда величин между собой, безошибочно выполняют задания. У остальной части детей отмечен средний уровень восприятия, т.е. дошкольники соотносят три ряда величин между собой, однако делали 2-3 ошибки, которые исправляли с небольшой помощью воспитателя.Теперь проверим полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента.Таблица 4Сравнительный анализ данных по второму показателю методики «Накорми мишек» ДоПослеt-критерий СтьюдентаПоказатель0,51,6610,6 р 0,01значимПо второму показателю методики «Накорми мишек» были обнаружены достоверные различия у дошкольников (t =10,6; р 0,01). Это говорит о том, что после проведенных занятий у дошкольников вырос уровень соотнесения трех рядов предметов между собой. Рассмотрим итоги, полученные в ходе первого и второго диагностического исследования первого показателя методики «Построим домики для фигур» в виде рисунка 3.Рис. 3. Результаты по первому показателю методики «Построим домики для фигур» Итак, можно отметить, что после проведенных занятий дошкольники показывают высокий уровень выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить фигуры, дети называют все названия геометрических фигур. Для остальной части детей характерен средний уровень восприятия, они не твердо знают название фигур, называют их с помощью воспитателя.Теперь проверим полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента.Таблица 5Сравнительный анализ данных по первому показателю методики «Построим домики для фигур» ДоПослеt-критерий СтьюдентаПоказатель0,51,54,2 р 0,05значимПо первому показателю методики «Построим домики для фигур» были обнаружены достоверные различия у дошкольников (t =4,2; р 0,05). Это говорит о том, что после проведенных занятий у дошкольников вырос уровень восприятия форм предметов.Представим итоги, полученные в ходе первого и второго диагностического исследования второго показателя методики «Построим домики для фигур» в виде рисунка 4.Рис. 4. Результаты по второму показателю методики «Построим домики для фигур» После проведенных занятий у детей отмечается высокий уровень воспроизведения геометрических фигур, дети самостоятельно строили домики для всех фигур. Для остальной части дошкольников характерен средний уровень восприятия, дети действовали с помощью взрослого, который помогал увидеть разницу домиков для разных фигур. Теперь проверим полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента.Таблица 6Сравнительный анализ данных по второму показателю методики «Построим домики для фигур» ДоПослеt-критерий СтьюдентаПоказатель0,331,334,2 р 0,05значимПо второму показателю методики «Построим домики для фигур» были обнаружены достоверные различия у дошкольников (t =4,2; р 0,05). Это говорит о том, что после проведенных занятий у дошкольников вырос уровень воспроизведения геометрических фигур.Познакомимся с итогами, полученными в ходе первого и второго диагностического исследования методики Блоки Дьенеша в виде рисунка 5.Рис. 5. Результаты по методике Блоки ДьенешаПосле проведенных занятий у детей отмечается высокий уровень знания геометрических фигур, состояния координации движений, пространственной ориентации, дошкольники приняли и поняли задание, выделили все названные геометрические фигуры, выполняли задания без помощи взрослого. Для остальной части дошкольников характерен средний уровень, они приняли и поняли задание, но самостоятельно по слову не могли отыскать нужную геометрическую фигуру, но в условиях помощи взрослого действовали адекватно, выделяли только некоторые геометрические фигуры их заданных. Теперь проверим полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента.Таблица 7Сравнительный анализ данных методики Блоки ДьенешаДоПослеt-критерий СтьюдентаПоказатель0,51,334,2 р 0,05значимПо Блокам Дьенеша были обнаружены достоверные различия у дошкольников (t =4,2; р 0,05). Это говорит о том, что после проведенных занятий у дошкольников вырос уровень знаний геометрических фигур, состояния координации движений, пространственной ориентации.Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты, гипотеза - подтверждена.Выводы по третьей главе. По результатам исследования можно отметить, что по всем методикам для детей после проведенных занятий уровень представлений о величине повысился, для дошкольников характерен средний и высокий уровень развития восприятия.Можно отметить, что дошкольники демонстрируют высокий уровень овладения способом соизмерения (наложения, приложения) при сравнении предметов по величине. Дети безошибочно выполняли задания, при необходимости проверки использовали способ соизмерения предметов. У небольшой части детей отмечен средний уровень восприятия форм предметов, дети не всегда пользовались способом соизмерения, делали 2-3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способны были самостоятельно их исправить.После проведенных занятий дошкольники демонстрируют высокий уровень соотнесения трех рядов предметов между собой. Дети хорошо соотносят три ряда величин между собой, безошибочно выполняют задания. У остальной части детей отмечен средний уровень восприятия, т.е. дошкольники соотносят три ряда величин между собой, однако делали 2-3 ошибки, которые исправляли с небольшой помощью воспитателя.Дошкольники показывают высокий уровень выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить фигуры, дети называют все названия геометрических фигур. Для остальной части детей характерен средний уровень восприятия, они не твердо знают название фигур, называют их с помощью воспитателя.У детей отмечается высокий уровень воспроизведения геометрических фигур, дети самостоятельно строили домики для всех фигур. Для остальной части дошкольников характерен средний уровень восприятия, дети действовали с помощью взрослого, который помогал увидеть разницу домиков для разных фигур. У дошкольников отмечается высокий уровень знания геометрических фигур, состояния координации движений, пространственной ориентации, дошкольники приняли и поняли задание, выделили все названные геометрические фигуры, выполняли задания без помощи взрослого. Для остальной части дошкольников характерен средний уровень, они приняли и поняли задание, но самостоятельно по слову не могли отыскать нужную геометрическую фигуру, но в условиях помощи взрослого действовали адекватно, выделяли только некоторые геометрические фигуры их заданных. ЗаключаетсяДанное исследование было посвящено выявлению условий математического развития воспитанников старшего дошкольного возраста. К этим условиям можно отнести разработку перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений, использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа детей), создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики, использование блоков Дьенеша. Играя и занимаясь с детьми, педагог способствует развитию у них умений и способностей оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству; проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата; рассказывать о выполняемом или выполненном действии, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками по поводу содержания игрового действия.Дети постоянно участвуют в разнообразной и содержательной игровой деятельности, что очень сплачивает коллектив и позволяет обеспечивать тематическое развитие их познавательных процессов. Положительный эмоциональный настрой, который сопровождает данную деятельность, побуждает воспитанников дошкольного учреждения проявлять активность в познавательной деятельности. Ребёнок оперирует математическими знаниями, глубже познаёт предмет, пытается самостоятельно поставить перед собой цель, планирует совместную деятельность, предоставляет в меру своих сил и возможностей собственное пространство, что является показателем его самореализации и социализирующего характера игровой среды. Развивающая среда для воспитанников дошкольного учреждения предоставляется не только при инициативной деятельности педагога, но и в результате активной деятельности самих воспитанников по освоению познавательного пространства их жизнедеятельности. Комплексное освоениеребёнком математики способствует развитию инициативности, формированию трудового сознания и индивидуального мышления, которые составляют базу для успешного развития личности в старшем возрасте.При создании специально организованных занятий дети в достаточной мере знакомятся и обобщают разнообразные математические понятия, закономерности, учатся анализировать и делать выводы. Расширяется их запас знаний, навыков и умений, повышается активность, инициативность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменяются процессы социализации воспитанников дошкольных учреждений. Все эти положительные тенденции развития ребёнка свидетельствуют об эффективности работы использования блоков Дьенеша. Результаты опытно-поисковой работы по формированию математических представлений подтвердил предположение о том, что современные средства и технологии (логические блоки Дьёнеша и) позволяют сформировать математические представления в интересной для ребёнка форме игровых заданий и упражнений. Эта работа будет еще более эффективной, если дошкольники будут пользоваться данными технологиями и в других видах деятельности (самостоятельной и индивидуальной). Список литературыАльтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. – М.: Просвещение, 1984. – 40 с. Арапова – Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2011. – 124с. Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. – 63с. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400с. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат. Екатеринбург, 2011.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. [Текст] / Р Грин, В. Лаксон,– М.: Педагогика, 1982. – 20 с. Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник – М.: Эксмо, 2016. – 449с. Данилова, В. В. Павлова, Л. И. Методика формирования математических представлений. [Текст] / В. В Данилова – М. 1996. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с. Харитонова, Н. Воспитание и обучение. //Дошкольное воспитание, 1988, – №2. – С.26-30 Детство [Текст] : программа развития и воспитания в детском саду) под редакцией: Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб. Детство – Пресс, 2004.– 255 с. Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1993. – №1. – 43 с. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.– М.: Просвещение, 1992. – 175 с. Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин. Знание и сила, 2009. – 240 с. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 2017. – №3. – С. 551-555 Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 451 с. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. 21. Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] М,: Учпедиз., 1939 с. – 51 с. Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников дошкольного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. – 96с. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Колесникова М.: Сфера, 2015. – 112 с. Корнеева, Г. А., Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] /. Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М.: 1994. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2013. – 64 с. Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка – Пресс, 2010. – 197с. Леушина, А.М. Обучение счету в детском саду. [Текст] / А. М Леушина, М.: Учпедиз. 1961. – 17 – 20 с. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] // В. И. Логинова Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990. – 37 с. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С Метлина, М.: Просвещение, 1984. – 156 с. Метлина, Л. С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа) [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9 – С.10-13 Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2008 – 384 с. Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с. Михайлова – Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова – Свирская, Национальное образование, 2015. – 56 с. Монтессори , М. Дом ребенка. [Текст] / М. Монтессори , Изд. 4е. – М.: Задруга, 1920. – 182 с. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет. [Текст] / И. А. Морозова, М.: Мозаика – Синтез, 2007. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 16 с. Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И Тихонова. М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова, Л.: 1990. – 62 с. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова,Л.: 1990. 37 с. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 361 с. Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 – 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. – 96 с. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с. Программа «Ступеньки». Курса математики для дошкольной подготовки воспитанников дошкольного учреждения 3 – 6 лет. [Текст] М.: Академия, 2007. Программа развития, воспитания и обучения дошкольника. В образовательной системе «Школа – 2100», 2015. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию воспитанников дошкольного учреждения 6-7 лет в детском саду [Текст] /Сост. Т. Н. Дронова. – М., 1997. Стожарова, М. Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. – 2012 – №1. 70 – 75 Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. М.: Гном – Пресс, 2001. 50. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. [Текст] М.: Просвещение, 1980. – 40 с.Федлер, М. Математика уж в детском саду. [Текст] М.: Просвещение, 1981. – 99 с. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Под ред. А. А. Столяра. - М.:,1988. – 303 с. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород, 2008. – 550 с. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5– 7 лет. [Текст] М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 32с. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272с. ПриложениеПерспективное планирование использование блоков ДьенешаМесяцИграСентябрьПоиск. Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть ребенок подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым. ОктябрьДомино. Эта игра подойдет даже для нескольких детей. Правила: Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников. Первый делает ход любой фигурой. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д. НоябрьНайди лишнее. Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила: Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Ребенок должен удалить два лишних. ДекабрьНайди пару. Эта игра понравится детям, которые уже хорошо освоили все простые задания. Правила: Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству. Усложните задание. Пусть ребенок попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда. ЯнварьУкрасим елку. Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила: Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.ФевральМагазин. Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила: Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар. Ребенку нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила. МартХудожники. Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила: По эскизам дети должны «писать» картину. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. – М.: Просвещение, 1984. – 40 с.
2. Арапова – Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2011. – 124с.
3. Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. – 63с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400с.
5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989.
6. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат. Екатеринбург, 2011.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
8. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. [Текст] / Р Грин, В. Лаксон,– М.: Педагогика, 1982. – 20 с.
9. Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник – М.: Эксмо, 2016. – 449с.
10. Данилова, В. В. Павлова, Л. И. Методика формирования математических представлений. [Текст] / В. В Данилова – М. 1996.
11. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
12. Харитонова, Н. Воспитание и обучение. //Дошкольное воспитание, 1988, – №2. – С.26-30
13. Детство [Текст] : программа развития и воспитания в детском саду) под редакцией: Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб. Детство – Пресс, 2004.– 255 с.
14. Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1993. – №1. – 43 с.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.– М.: Просвещение, 1992. – 175 с.
16. Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин. Знание и сила, 2009. – 240 с.
17. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 2017. – №3. – С. 551-555
18. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 451 с.
19. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
20. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. 21. Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] М,: Учпедиз., 1939 с. – 51 с.
21. Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников дошкольного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. – 96с.
22. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Колесникова М.: Сфера, 2015. – 112 с.
23. Корнеева, Г. А., Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] /. Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М.: 1994.
24. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2013. – 64 с.
25. Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка – Пресс, 2010. – 197с.
26. Леушина, А.М. Обучение счету в детском саду. [Текст] / А. М Леушина, М.: Учпедиз. 1961. – 17 – 20 с.
27. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] // В. И. Логинова Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990. – 37 с.
28. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С Метлина, М.: Просвещение, 1984. – 156 с. Метлина, Л. С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа) [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9 – С.10-13
29. Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2008 – 384 с.
30. Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
31. Михайлова – Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова – Свирская, Национальное образование, 2015. – 56 с.
32. Монтессори , М. Дом ребенка. [Текст] / М. Монтессори , Изд. 4е. – М.: Задруга, 1920. – 182 с.
33. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет. [Текст] / И. А. Морозова, М.: Мозаика – Синтез, 2007.
34. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 16 с.
35. Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с.
36. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И Тихонова. М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с.
37. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова, Л.: 1990. – 62 с.
38. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова,Л.: 1990. 37 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 361 с.
40. Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 – 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. – 96 с.
41. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с.
42. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.
43. Программа «Ступеньки». Курса математики для дошкольной подготовки воспитанников дошкольного учреждения 3 – 6 лет. [Текст] М.: Академия, 2007.
44. Программа развития, воспитания и обучения дошкольника. В образовательной системе «Школа – 2100», 2015.
45. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию воспитанников дошкольного учреждения 6-7 лет в детском саду [Текст] /Сост. Т. Н. Дронова. – М., 1997.
46. Стожарова, М. Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. – 2012 – №1. 70 – 75
47. Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. М.: Гном – Пресс, 2001. 50. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. [Текст] М.: Просвещение, 1980. – 40 с.
48. Федлер, М. Математика уж в детском саду. [Текст] М.: Просвещение, 1981. – 99 с.
49. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Под ред. А. А. Столяра. - М.:,1988. – 303 с.
50. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород, 2008. – 550 с.
51. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5– 7 лет. [Текст] М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 32с.
52. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272с.
Вопрос-ответ:
Какие блоки Дьенеша используются для логико-математического развития детей 7 лет?
Для развития логико-математических представлений у детей 7 лет широко используются логические блоки Дьенеша. В основном, это блоки, которые обладают различными параметрами, такими как форма, цвет, размер, количество отверстий и т.д. Детям предлагается составлять различные фигуры и модели, используя эти блоки. Таким образом, они развивают свою логическую мысль, абстрактное мышление и представления о пространстве.
Какие особенности развития логико-математических представлений наблюдаются у детей 7 лет?
У детей 7 лет наблюдается развитие логико-математических представлений. Они начинают понимать простые математические операции, такие как сложение и вычитание, а также начинают развивать навыки классификации и сортировки предметов. Дети становятся способными к анализу и синтезу информации, умеют решать простые задачи и задачи на логическое мышление.
Какие психолого-педагогические характеристики присущи детям 7 лет?
Дети 7 лет находятся в периоде начальной школьной подготовки. У них уже сформировалось базовое логико-математическое мышление, они могут категоризировать и классифицировать предметы, понимают значение чисел и операций. Они обладают достаточной концентрацией внимания, развитым зрительно-моторным и зрительно-пространственным восприятием, имеют навыки работы с различными материалами (например, блоками Дьенеша).
Какие блоки используются для логико-математического развития детей 7 лет в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях для логико-математического развития детей 7 лет часто используются различные типы логических блоков Дьенеша. Они имеют различные формы, цвета и размеры, что позволяет детям создавать разнообразные конструкции и фигуры. Блоки Дьенеша помогают развивать логическое мышление, воображение, творческие способности и навыки сортировки и классификации предметов.
Какие особенности развития логико-математических представлений у детей 7 лет?
Особенности развития логико-математических представлений у детей 7 лет связаны с формированием абстрактного мышления, умением решать проблемы и задачи, а также развитием логического и математического мышления.
Какова психолого-педагогическая характеристика детей 7 лет?
Дети 7 лет характеризуются усиленным интересом к накопленным знаниям, уже способны думать в сравнительных терминах и решать задачи, активно интересуются математическими концепциями.
Как можно использовать логические блоки Дьенеша для развития логико-математического мышления у детей 7 лет?
Логические блоки Дьенеша могут быть использованы для развития логико-математического мышления у детей 7 лет в детском саду. В процессе игры с блоками, дети могут учиться анализировать, сравнивать и классифицировать объекты, а также развивать пространственное мышление и логическое мышление.
Какие преимущества использования логических блоков Дьенеша для развития логико-математического мышления у детей 7 лет в детском саду?
Использование логических блоков Дьенеша в детском саду позволяет развивать у детей навыки абстрактного мышления, учиться логическим операциям, развивать пространственное воображение и логическое мышление, а также формировать умение решать проблемы и задачи.
В каком возрасте рекомендуется начинать использовать логические блоки Дьенеша для развития логико-математического мышления у детей?
Логические блоки Дьенеша рекомендуется использовать для развития логико-математического мышления у детей 7 лет, так как в этом возрасте дети уже обладают достаточным уровнем познавательных способностей и интересуются математическими концепциями.
Какие блоки Дьенеша можно использовать для развития логико-математических представлений детей 7 лет?
Для развития логико-математических представлений детей 7 лет можно использовать различные блоки Дьенеша, такие как блоки формы, блоки цвета и блоки числа. Они позволяют детям учиться распознавать и классифицировать формы, цвета и числа, а также развивать умение решать задачи и логически мыслить.
Какие особенности развития логико-математических представлений у детей 7 лет?
У детей 7 лет наблюдается активное развитие логико-математических представлений. Они начинают понимать и использовать принципы классификации, сериации и сравнения. Также у них формируются навыки анализа и синтеза информации, абстрактного мышления и решения математических задач. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к логико-математическим играм и заданиям.