Развитие математических представлений детей дошкольного возраста через легоконструирование

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 30.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Характеристика математического мышления и его структура 9
1.3. Особенности развития математических представлений у старших дошкольников 14
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Lego-КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОО 17
2.1. Сущность и классификация приёмов в рамках Lego-конструирования в дошкольном образовании 17
2.2. Возможности использования Лего конструирования на различных этапах математического развития дошкольников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34



Фрагмент для ознакомления

Наши куклы хотят чуть- чуть потанцевать с вами (проводит физкультминутку под музыку)- А вот и второй волшебный дождик. Это дождик из разноцветных треугольников. Игра «Составь логический ряд»Давайте составим из них ряд: синий – красный – зелёный – жёлтый, а затем будем повторять в таком же порядке.- Ребята, а теперь давайте построим разноцветные треугольнички из Лего. Я думаю, вы можете сделать это самостоятельно, и никакая схема вам для этого не понадобится.- вот и начался последний волшебный дождик из квадратиков. Посмотрите, что написано на этих квадратиках? Верно, это цифры от 1 до 10, которые мы с вами уже знаем. Давайте разложим квадратики так, чтобы цифры на них шли по порядку.- А теперь мы будем строить фигуры из Лего в форме квадрата. Самостоятельно считают количество кукол, отвечают.Отвечают, что эта геометрическая фигура называется «круг», считают число колобков.Используя пошаговую схему и объяснения педагога, строят колобка из Лего (рис.2.1)Участвуют в физкультминуткеДети составляют логический ряд из треугольников.Строят разноцветные треугольнички из Лего без применения схемы (рис.2.2).Дети раскладывают квадратики в порядке возрастания цифр на нихКонструируют квадратные объекты по своему выборуКонтролирует поведение детей, отмечает, что им кажется интересным, а что нет, что им даётся легко, а что сложно.Заключительная часть- Молодцы, вы сегодня со всеми заданиями справились!- Вам понравилась эта сказка? - Вы бы хотели что-нибудь ещё в неё добавить?- может быть, вам что-то показалось сложным? Всё ли вам получилось сделать? Давайте разберём подробно эти моменты.- Большое спасибо вам за старания. А теперь давайте уберём Лего и всех кукол на место. Дети высказывают свои мысли по поводу сказки, в которой они приняли участие.Делает выводы, исходя из ответов воспитанников.Рисунок 2.1. Конструирование колобка из Лего [17]Рисунок 2.2. Работа детей по созданию разноцветных треугольников из Лего [17]Lego-конструирование для детей в возрасте 6-7 летДля воспитанников старшей группы Lego-конструирование может быть ещё более сложным. Для них бывает интересным включение в сказочный сюжет их любимых персонажей сказок и мультфильмов. Продолжительность занятия по конструированию может быть увеличена до 25-30 минут при условии, что его содержание интересно детям и в ходе работой над создаваемыми объектами на различных этапах дети сосредоточены и внимательны.Пример. Занятие по конструированию «Барбоскины»Цель: усложнение пространственных представлений дошкольников; закрепление знаний об основных геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрепление знаний количественного и порядкового счёта до 10.Задачи:Образовательные:1) углубить представления детей о пространственных конфигурациях; 2)углубить знания детей о свойствах основных геометрических фигур;3) сформировать умения распознавать цифры от 1 до 10 и выполнять с ними простые математические операции.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения через систему математических действий.Развивающие: развивать умение решать логические задачи, умение выражать свои рассуждения вслух; развивать воображение и наблюдательность.Оборудование:конструктор Lego, «ковёр самолёт» из Lego, заплатки для ковра в виде деталей Lego, мягкие игрушки в виде персонажей мультфильма «Барбоскины», мяч, кукла, утюг, планшет, настольная игра, карточки.Таблица 2Ход НОД «Барбоскины»Основные этапыДействия воспитателяСамостоятельные действия детейАнализ воспитателяОрг. моментВоспитатель настраивает детей на предстоящую работу:- Здравствуйте, Ребята! Сегодня мы отправимся в сказочный мир ваших любимых мультфильмов! Пожалуйста, слушайте меня очень внимательно и выполняйте мои задания!Положительный настрой на занятие Отмечает вовлечённость и заинтересованность детей темой занятия. Вводная часть- Ребята, в это волшебное путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолёте. (достаёт ковёр-самолёт из Лего, в котором есть множество разрезов в виде недостающих деталей Лего). На столе находятся «заплатки» для данного ковра – детали Лего.- Дети, нам срочно нужно починить наш ковёр-самолёт. Сейчас каждый из Вас должен взять в руки одну из деталей и приложить её к тому месту на ковре, куда это необходимо.(После действий детей):- Молодцы, ребята! Вы всё выполнили верно. Теперь нас ждет очень интересное путешествие в ваш любимый мультфильм «Барбоскины». Но сначала мы проведём физкультминутку, чтобы чуть-чуть подвигаться.После физкультминутки: (открывает коробку, в которой находятся мягкие игрушки – семья Барбоскиных).Дети выполняют задание воспитателя: берут детали и прикладывают к ковруУчаствуют в физкультминуткеОтмечает настроение, с каким дети выполняют это задание. Следит за порядком в группе: дети должны поочерёдно выполнять действия. Не создавая при этом шума и беспорядка.Основная частьИгра «Продолжи счёт»- Ребята, перед вами большая дружная семья Барбоскиных. Давайте назовём каждого члена семьи и посчитаем, сколько их всего:(после того как дети выполняют это задание):- Смотрите, дети: в гости к Барбоскиным пришёл их друг Тимоха (достаёт игрушку). Скажите, сколько сейчас собачек стало?Воспитатель проводит логическую игру «Игрушки для собачек»- ребята, наши собачки очень хотят поиграть. Сейчас мы с вами сделаем для них игрушки из Legо. Для этого нам понадобится столько же деталей, сколько у нас собачек. Мы будем работать в парах. Сейчас каждая пара продумает, какую игрушку она сделает, и выберет необходимые детали.- Молодцы. Ребята! А теперь наши собачки проголодались. Давайте сделаем для них торт из Лего. Для этого нам понадобится схема, которую вы сейчас увидите на экране.1. Дети считают и называют персонажей вслух:1) – Роза2) – Лиза3) – Дружок4) – Гена5) Малыш6) – папа7) – мамаДети прибавляют нового героя и говорят, что теперь собачек стало восемь.Дети разделяются на пары и самостоятельно делают игрушки для собачек из восьми деталей.Групповая работа детей: конструирование торта из Lego (рис.2.3)Отмечает настроение детей. Делает выводы о том, насколько сложны для них эти задания.Продумывает варианты использования новых методов и средств для подобного занятия.Организует действия детей, контролирует их поведение. Заключительная часть Подводит итоги математического занятия:- ребята, вам понравилось это волшебное путешествие к героям мультфильма? - Что вам больше всего понравилось в наших сказках?- Может быть, что-то показалось для вас сложным? Всё ли Вам удалось построить? Если да, то скажите мне, пожалуйста, я помогу вам.- Спасибо за ваши старания, мы обязательно ещё раз вернёмся к Барбоскиным!Отвечают на вопросы педагога, выражают собственные мыслиДелает выводы об интересах детей, помогает им разобраться с трудными для них заданиями.Рисунок 2.3. Групповая работа детей по конструированию торта из Лего [17] Вывод по ГЛАВЕ II: для различных возрастных категорий существуют свои особенности использования Lego-конструирования в процессе образовательно-развивающей работы в условиях ДОУ. При этом постепенно изменяется продолжительность занятий и усложняется их содержание.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема развития основ математического мышления детей дошкольного возраста является одной из первостепенных задач развития познавательной сферы будущих школьников. Именно от того, насколько грамотно построена работа с дошкольниками, во многом зависит их последующая адаптация к школьной ситуации в целом.Многие авторы уделяли особое внимание изучению закономерностей формирования математических мыслительных действий и операций. Впоследствии этого были выделены подходы к изучению данного аспекта формирования мыслительной деятельности дошкольников. Опираясь на полученные в ходе всестороннего развития дошкольников наблюдения, можно сделать вывод о том, что чем ранее начата работа по формированию уровня сформированности математического мышления, тем более ребёнок будет успешен в последующем в процессе усвоения школьного материала. Особое значение в формировании различных способностей детей имеют развивающее Lego-конструирование. Занятия с использованием Lego, обладая интересным содержанием, повышают познавательный интерес детей к изучению математики. Также они активируют все мыслительные процессы, особенно если дети самостоятельно принимают участие в развитии сюжета.Lego-конструирование эффективно развивает представления детей о размерах и величинах, пространственных характеристиках объектов, а также алгебраических процессах. В данной исследовательской работе установлено, что на различных возрастных этапах необходимо использовать соответствующие развитию детей занятия по Lego-конструированию. Так, в возрасте 3-4 года занятия должны быть короткими и содержать в себе одно математическое действие. Для детей в возрасте 5-6 лет содержание занятий по Lego-конструированию усложняется, также увеличивается их продолжительность. Детям в возрасте 6-7 лет интересными будут занятия с участием их любимых персонажей, которые содержат в себе комплекс различных математических понятий.Таким образом, гипотеза исследования нашла своё полное подтверждение, и цель данной курсовой работы достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.17. Максаева Ю. А. Лего - конструирование как фактор развития одарённости[Электронныйресурс]/режимдоступа:http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf (Дата обращения: 11.02.2019)18. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.19. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.20. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.21. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.22. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.24. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.25. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.26. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.27. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.28. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. –М., из-во «Сфера», 2012. – 220 с.29. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.30. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.31. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.32. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.

. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
3. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.
4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
5. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894 c.
7. Ирина, Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
8. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
9. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
10. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. - М.: [не указано], 2011. - 826 c.
11. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.
12. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.
13. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.
14. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
15. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 1 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 274 c.
16. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.
17. Максаева Ю. А. Лего - конструирование как фактор развития одарённости[Электронныйресурс]/режимдоступа:http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf (Дата обращения: 11.02.2019)
18. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.
19. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
20. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.
21. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
22. Новиков, П.С. Конструктивная математическая логика с точки зрения классической / П.С. Новиков. - М.: [не указано], 2011. - 246 c.
23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
24. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
25. Помораева, Ирина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / Ирина Помораева , Вера Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
26. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.
27. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.
28. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. –М., из-во «Сфера», 2012. – 220 с.
29. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.
30. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.
31. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.
32. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.

Вопрос-ответ:

Какие основы лежат в основе развития математических представлений детей дошкольного возраста через легоконструирование?

Основы развития математических представлений детей дошкольного возраста через легоконструирование включают психолого-педагогические аспекты и характеристику математического мышления, а также особенности развития математических представлений у старших дошкольников.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития детей дошкольного возраста?

Психолого-педагогические основы развития детей дошкольного возраста включают учет возрастных особенностей развития, индивидуальных особенностей ребенка, создание благоприятной образовательной среды и использование игровой формы обучения.

Что такое математическое мышление и какова его структура?

Математическое мышление - это способность ребенка к абстрактному и логическому мышлению, которое позволяет ему понимать и использовать математические понятия. Его структура включает способность к классификации, сравнению, сопоставлению, числу, пространству, времени, количеству и многому другому.

Какие особенности развития математических представлений у старших дошкольников?

У старших дошкольников начинается более сложная стадия развития математических представлений, где они уже способны решать сложные задачи, применять математические понятия в игровой и повседневной деятельности. Они также учатся рассуждать, обобщать и делать выводы на основе своего опыта.

Как можно использовать конструктор Lego для формирования математических представлений у дошкольников?

Использование конструктора Lego позволяет детям дошкольного возраста развивать математические представления через игровую деятельность. Ребенки могут считать детали, строить фигуры, создавать паттерны и различные комбинации. Это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения и других математических навыков.

Какие основы лежат в основе развития математических представлений у детей дошкольного возраста?

Основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста базируются на психолого-педагогических аспектах. В частности, важно учитывать особенности детского возраста, такие как способности к игре, вниманию и сосредоточенности, а также развивать логическое и абстрактное мышление.

Что такое математическое мышление и какова его структура?

Математическое мышление - это способность мыслить и решать задачи, используя математические понятия и операции. Структура математического мышления включает в себя такие компоненты, как числовые представления, геометрические представления, представления о размерах и величинах, представления о порядке и последовательности.

Какие особенности развития математических представлений у старших дошкольников?

У старших дошкольников наблюдаются определенные особенности в развитии математических представлений. Например, они могут начать понимать математические операции и отношения, а также лучше осознавать пространственные отношения и геометрические формы. В этом возрасте дети начинают формировать базовые навыки математики.

Как и почему можно использовать лего-конструирование для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Лего-конструирование может быть эффективным инструментом для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Эта игровая активность позволяет детям развивать пространственное мышление, логику и математические навыки через конструирование и экспериментирование с различными формами и структурами. Лего-конструирование также способствует развитию творческого мышления и проблемно-поисковой активности.