Значение взаимодействия взрослого с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 41 41 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 22.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3Проблемы интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 23
2.1Особенности взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья 23
2.2.Значение взаимодействия взрослого в социально-психологическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья 26
2.3 Роль педагога в принятии ребенка с ОВЗ 31
2.4. Методические рекомендации для воспитателей, специалистов детских садов и родителей по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39


Фрагмент для ознакомления

Роль тьютора в процессе обучения «особого» ребенка — посредник: между педагогом, между ребенком и программой, между семьей и школой. Не стоит забывать о риске, который подстерегает нас при включении в класс ученика с особыми потребностями. Например, превалирование снисходительности к нему. Οбучение ребенка с проблемами в развитии в обычном классе — это не благотворительность. Он учится в нем, потому что там учатся все дети. Этот подход к обучению – самый эффективный и именно при нем дети встречаются друг с другом чаще всего. Преподавателям важно не оставлять потребности учеников без внимания. Педагогов, которые будут работать с классом, нужно особым образом подготовить, уделив время рассмотрению социально-психологических аспектов процесса инклюзии. Οбразовательная интеграция такого ребенка вносит изменения как в социальный, так и в психологический портрет класса. Первое время не редки конфликтные, стрессовые, психотравмирующие ситуации, которые педагог должен предотвратить или правильно и бережно разрешить. Педагог должен определить для себя — как он относится к «особому» ребенку: равный он для учителя или отстающий; может ли он помочь ему поверить в свои силы или все же внушит ребенку и его родителям, что существует «потолок» в развитии. Также учитель может содействовать созданию позитивных отношений между детьми. Нужно не забывать, что каждый ребенок является уникальной личностью со своими особенностями, которые важно учитывать. Таким образом можно обеспечить оптимальные условия для усвоения материала и адаптации. У каждого учителя безусловно есть свой оптимальный стиль ведения работы, но дети имеют разный темп и способности, это тоже нужно учитывать. Нет ничего ошибочного в удовлетворении потребностей ученика. [1]
Предположение, что на конкретного ученика учителю следует тратить больше времени, чем на других, может смущать и педагогов, и родителей остальных детей в классе. Необходимо продумать и разработать определенные подходы, чтобы добиться такого результата и справиться с непростыми ситуациями, возникающими в классе. Детям с ΟВЗ необходимо учиться, двигаясь в том темпе, в котором они способны воспринимать, запоминать и обрабатывать новую информацию. Чтобы избежать эмоционального выгорания, учитель должен помнить, что не в состоянии заставить научиться большему, чем то, на что они способны, а переход от известного материала к новому должен быть постепенным, и темп этого движения необходимо согласовывать с индивидуальными возможностями ученика. Ϲледующим важным моментом в работе педагога с семьей «особого» ребенка по выстраиванию контакта с семьей является необходимость опираться на следующие принципы: - совместная работа школы и семьи должна быть направлена на усиление роли родителей; - школа должна доверять воспитательным возможностям родителей, улучшать уровень их педагогической освдомленности; - важно присутствие педагогического такта, недопустимо грубое вмешательство в жизнь семьи; - стоит исходить из сильных, позитивных качеств ребенка и продуктивных сторон семейного воспитания. Полезно помнить, что положительные результаты напрямую зависят от активного участия родителей в образовательном процессе. [19]
Для решения стоящих перед ними задач педагоги могут использовать различные формы взаимодействия с родителями: - личные встречи с родителями; - использование анкет; - индивидуальные и групповые консультации; - школа молодых родителей; - мастер-класс и тренинги для родителей; - тематические сборники материалов и рекомендаций; - информационные стенды; - страничка логопеда, психолога для родителей на школьном сайте; - школа будущего первоклассника; - родительские собрания; - практические задания, тренинги; - совместные праздники детей и родителей. У многих детей инвалидов диагностируются речевые нарушения. В таких случаях необходима организация совместной работы учителя и логопеда. Например, в рамках группы продленного дня. [24]
Таким образом, при инклюзивном обучении детей родители часто видят смысл образования в школе не столько в получении детьми новых знаний, сколько во включении в общество и коллектив сверстников. Поэтому просвещение родителей несет большой смысл в работе школы. Ϲпособствовать этому могут индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформленные стенды, которые будут формировать толерантное отношение к детям с ΟВЗ, обучать правильно организовать общение с ними. Доверие и готовность сотрудничать, партнерство — список качеств, которые могут положительно повлиять на взаимодействие детей, родителей и школы, а также значительно снизить уровень стрессовых перегрузок у каждой из сторон образовательного процесса.
2.3 Роль педагога в принятии ребенка с ОВЗ


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к не просто включению детей с ОВЗ в общество, но и к адаптации среды к таким детям. Цель инклюзивного образования в дошкольном учреждении помочь ребенку как можно раньше адаптироваться и пройти социализацию. [19]
Во-первых, к общению с особым ребенком должен быть готов сам педагог. В своей практике, прежде всего, педагогам необходимо поставить себя на место той мамы, которая бьется во все двери, но не каждая дверь открыта для нее и для ее ребенка. Для этого в команде группы нужно определиться с единством требований, провелсти беседу с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре о степени включенности ребенка в занятия. Необходимо планировать действия по постепенному привлечению «особого» ребенка в групповую образовательную деятельность в силу его индивидуальных возможностей. Режимные моменты для всех детей группы обязательны. На этом этапе в помощь педагогам приходит команда узких специалистов. Психолог рассказывает об особенностях развития ребенка. Дефектолог рассказывает о восприятии им окружающего мира, знакомит с индивидуальным образовательным маршрутом.
Во-вторых, родители ребенка с особенностями развития должны убедиться в том, что педагогам можно доверять. Для этого необходимо использовать принцип открытости: наиболее полно предоставлять информацию о времени, проведенном ребенком в детском саду, о его достижениях, в том числе в общении с детьми, не в коем случае не сравнивая его с другими.
В-третьих, необходимо разъяснять родителям детей с нормой развития ценность общения их детей с ребенком с ОВЗ. Пусть эти дети не станут зоной ближайшего развития в познавательном плане, но они станут помощниками нашим детям в умении быть человеком с большой буквы. Научат терпению, состраданию, вниманию. И уже дети своим отношением к ребенку с ОВЗ, своим умением не замечать этих особенностей учат взрослых, прежде всего своих родителей, принимать окружающий мир таким, какой он есть.
В-четвертых, дети общеобразовательных групп привлекаются к активному включению особого ребенка в жизнь группы. Это касается особых детей, которые поступают в наше групповое сообщество из группы кратковременного пребывания. Происходит знакомство детей и постепенное приобщение «особого» ребенка к общим правилам, режимным моментам, к образовательной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. И дети группы берут на себя роль тьюторов, помогая им в приобретении социально-коммуникативных навыков, навыков самообслуживания. [12]
На наш взгляд, каждый, кто причастен к воспитанию особого ребенка, должен принять четыре принципа, четыре основополагающих правила в своей работе:
- принцип безусловного принятия особого ребенка. Мы не в силах изменить его особенности, созданные природой, поэтому должны приспособиться к присутствию такого ребенка в группе, и создать ситуацию его принятия остальными детьми и родителями инклюзивной группы. И только педагог, который сам принимает такого ребенка способен сформировать мнение взрослых и отношение детей;
- принцип профессионального понимания структуры дефекта. Для этого необходима определенная коррекционная компетентность в вопросах выбора приёмов и методов воздействия на ребенка с ОВЗ. В этом нам – воспитателям оказывают помощь команда специалистов детского сада.
- принцип терпимости. Формирование даже элементарных навыков, правил, норм поведения требует постоянного повторения на протяжении длительного времени.
- принцип системной требовательности, настойчивости, даже жёсткости. [8]
В ситуации взаимодействия с особым ребенком необходима твердая позиция педагога.

2.4. Методические рекомендации для воспитателей, специалистов детских садов и родителей по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ


Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Прежде чем проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимы предварительно организовать наблюдение за процессом общения этого ребенка с окружающими. Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу по следующим параметрам.
1. Характеристика коммуникативной активности.
Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт со взрослыми и детьми, имеют ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.
2. Предпочитаемый адресат общения.
Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослым в поле восприятия дошкольника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.
3. Содержание общения.
Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка со взрослым (о чём спрашивает, что сообщает).
4. Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.
Проводится анализ невербальных коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимики). Отметить, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
5. Анализ речевых средств.
Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).
По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения дошкольников.
Выводы по второй главе

Окружающая среда играет большую роль в организации взаимодействия с детьми с ОВЗ. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.
Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.
Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.
Заключение


Таким образом, в результате анализа литературных источников, можно заклю-чить следующее.
В процессе организации взаимодействия с детьми с ОВЗ очень важно понимать: при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, развитие и обучение. Живой интерес к успехам ребенка и нуждам образовательного процесса и родителей, и школы, обоюдное доверие, открытость, командная работа позволяют родиться продуктивному взаимодействию, которое будет способствовать установлению большего психофизического и социального благополучия ребенка с ΟВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.
Родителям, детям, и учителям очень нужна поддержка на протяжении этого непростого пути. Учителям нужна методическая и эмоциональная поддержка. Родителям кроме эмоциональной и физической помощи важна прозрачность образовательного процесса, понимание своей роли и задачи в нем. Детям же требуется много веры в их силы и любви.
Развитие коммуникативных компетенций детей с ОВЗ подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы Коммуникативная компетентность дошкольников может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Взаимодействие с взрослыми способствует созданию условий, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике проблемам детей с ОВЗ.
Только вместе школа и семья в силах сделать лучше жизнь ребенка. А значит и сделать чуть лучше мир.
Список литературы


Александрова Л. Ю., Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению, 2016, 98 с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку у дошкольников - М., 1998.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие у дошкольников - М., 1998.
Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013.–С. 71 -95.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Инфра-М, 2001
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология
Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития,2016, 190 с.
Бородич A.M. Методика развития речи детей - М., 1981.
Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
Виневская А. «Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование», 2015, 190с.
Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи — Чебоксары, 1995.
Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1990 - №6, с.63 -69.
Головачева Г.«Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ», 2017, 28с
Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов //Дошкольное воспитание - 1989. - №5. - с.69.
Ефименкова А.Н. Формирование речи у дошкольников - М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия -Екатеринбург, 2004.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
Зрожевская А.А. Обучение монологическим описаниям //Дошкольное воспитание - 1986 - №12.
«Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ», коллектив авторов,ВЛАДОС,2016, 220с.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Методическое пособие. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. -М, 1999.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. -М, 1982.
Крыжановская Л. М. «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Учебное пособие», ВЛАДОС-2018, 378с
Михальчи Е. В. Инклюзивное образование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2017, 178с.
Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Пузанов Б. П., Социальная адаптация, реабилитация и обучениек детей с нарушениями интеллектуального развития, 2017, 110с
Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.
Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития». – Волгоград, 2014.
Танцюра С. Ю., Кононова С. И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации, 2017, 70 с.









42



2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Александрова Л. Ю., Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению, 2016, 98 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку у дошкольников - М., 1998.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие у дошкольников - М., 1998.
4. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013.–С. 71 -95.
5. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Инфра-М, 2001
6. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология
7. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития,2016, 190 с.
8. Бородич A.M. Методика развития речи детей - М., 1981.
9. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
10. Виневская А. «Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование», 2015, 190с.
11. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи — Чебоксары, 1995.
12. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1990 - №6, с.63 -69.
13. Головачева Г.«Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ», 2017, 28с
14. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов //Дошкольное воспитание - 1989. - №5. - с.69.
15. Ефименкова А.Н. Формирование речи у дошкольников - М., 1985.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия -Екатеринбург, 2004.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
18. Зрожевская А.А. Обучение монологическим описаниям //Дошкольное воспитание - 1986 - №12.
19. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ», коллектив авторов,ВЛАДОС,2016, 220с.
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
21. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Методическое пособие. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. -М, 1999.
22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. -М, 1982.
23. Крыжановская Л. М. «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Учебное пособие», ВЛАДОС-2018, 378с
24. Михальчи Е. В. Инклюзивное образование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2017, 178с.
25. Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
26. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: ВЛАДОС, 2008.
27. Пузанов Б. П., Социальная адаптация, реабилитация и обучениек детей с нарушениями интеллектуального развития, 2017, 110с
28. Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.
29. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития». – Волгоград, 2014.
30. Танцюра С. Ю., Кононова С. И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации, 2017, 70 с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья обычно испытывают трудности в развитии своей самооценки и социальной адаптации. Они могут испытывать чувство неполноценности и изоляции от окружающего мира. Кроме того, у них может быть снижена мотивация к обучению и развитию, что требует особого подхода со стороны взрослых.

Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?

У детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья речь и коммуникативные навыки могут развиваться медленнее, чем у сверстников без ограничений. Они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей и эмоций, а также в понимании речи других людей. Взрослым необходимо создавать поддерживающую и стимулирующую среду для развития коммуникативных навыков у этих детей.

Какие проблемы могут возникать при интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду?

При интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду могут возникать проблемы связанные с отсутствием адаптированных материалов и оборудования, неуспеваемостью персонала в осуществлении индивидуального подхода к этим детям, а также отсутствием поддержки и понимания со стороны других детей и их родителей.

Какое значение имеет взаимодействие взрослого с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Взаимодействие взрослого с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение для их развития и социализации. Оно помогает детям почувствовать себя включенными в общество, развивает их коммуникативные навыки и помогает справляться с трудностями. Взрослый должен быть терпеливым, понимающим и готовым предоставить дополнительную поддержку и помощь этим детям.

Какие психологические особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья?

У детей с ограниченными возможностями здоровья есть свои психологические особенности, такие как повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, социальная изоляция и трудности в самовыражении.

Как развиваются коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?

У детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья развитие коммуникативных навыков может быть отложенным или затрудненным. Они могут испытывать трудности в произношении слов, формировании связной речи и понимании невербальных сигналов.

Какие проблемы возникают при интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду?

При интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду возникают различные проблемы, такие как недостаточное количество специалистов, необходимых для работы с такими детьми, отсутствие адаптированного оборудования и материалов, сложности в организации образовательного процесса.

Какое значение имеет взаимодействие взрослого с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Взаимодействие взрослого с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение для их развития, социализации и самооценки. Взрослый может помочь ребенку преодолеть трудности, поддержать его эмоционально и обеспечить доступ к образовательным возможностям.

Какие трудности могут возникать у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общения с другими людьми?

У детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникать трудности в процессе общения с другими людьми. Они могут испытывать проблемы в произношении слов, понимании невербальных сигналов и формировании связной речи. Это может приводить к социальной изоляции и сложностям в установлении контакта с окружающими.

Какие психологические особенности характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные психологические особенности, такие как низкая самооценка, повышенная тревожность или гиперактивность. Они могут испытывать трудности в общении, проявлять повышенную чувствительность к критике или ограничениям. Некоторые дети могут также проявлять специфические интересы и привычки. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности.