Эллинистическая наука. Александрийский мусейон и библиотека. Техническое наследие античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Античная философия
  • 19 19 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.03.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Развитие научного знания в эпоху эллинизма 5
1.1. Факторы генезиса античной науки 5
1.2. Специфика эллинистического периода в античной науке 7
Глава 2. Александрийский мусейон – культурный центр эллинского мира 9
2.1. Создание и внутренняя организация Александрийского мусейона 9
2.2. Александрийский мусейон как прототип модели университета 10
Глава 3. Техническое наследие античности 12
3.1. Основы механики в труде Витрувия «Десять книг об архитектуре» 12
3.2. Специфика античного понимания архитектурного пространства 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, круг в архитектурной постройке является своеобразной проекцией мира. Характерное для античности геометрическое восприятие пространства вело также и к телесному пониманию пространства. Линия интерпретировалась как горизонт, движение точки. Телесность пространства предполагала его понимание как определенной точки события «здесь и сейчас». Витрувий ищет точки пересечения окружностей и линий, так как они закрепляют в горизонтальной проекции плана главные элементы формы античного театра. Это можно продемонстрировать в положении скены относительно орхестры и парода.Также Витрувий вводит несколько определяющих принципов архитектуры.Первый принцип взаимосвязан с организацией порядка. Порядок как космос в античности является противоположностью хаосу и пространственно окружен им. Порядок отражает некий целостный единый мир, способный противостоять центробежным силам.«Порядок», утверждаемыйВитрувиемв первом принципе, поддерживается триадой пользы, прочности и красоты. Витрувийзаключает: «Всё (постройки) должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту». Второй принцип – расположение.Выделяют следующие виды расположения (по-гречески – «идеи»): орфография,скенография,ихнография. Ихнографияпредставляет собой последовательное и должное применение линейки и циркуля для создания очертаний плана на поверхности земли. Орфография – это вертикальное начертание фасада и видобраза будущего здания, созданный с соблюдением его пропорций. Скенографияже представляет собой «рисунок фасада и уходящих вглубь сторон путем сведения всех линий к центру, намеченному циркулем».Третий принцип архитектуры провозглашает гармонию пропорций и композиционную цельность. В третьей книге Витрувий пишет, что пропорции архитектурного произведения должны быть соразмерны и воспроизводить гармонию хорошо сложенного человеческого тела, поэтому «пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность».В данном принципе зафиксирована антропоцентрическая ориентация всей античной культуры, которая отражалась во всех её художественных проявлениях.Четвертый принцип основан на понятияхэвритмии и симметрии. Эвритмию Витрувийинтерпретирует как систематизированную совокупность оптических поправок к математическому расчету пропорций. Симметрией и эвритмией обусловлено такое качества, как гармония фигуры. Согласно Витрувию, симметрия определяет гармонию и порядок целого. Эвритмия образует целостность и гармонию фигуры при членении ее на составные компоненты.Симметрия нашла также выражение в чертежах театра, поскольку эта гармония появилась от части –модуля, – который активно применяется в ордерной системе архитектуры. Ордеру Витрувий придавал большое значение и полагал его важнейшим архитектурным принципом. Этим модулем в организации, например, театрального пространства, является радиус круга орхестры. Формируя всё пространство амфитеатра на базе данного модуля, античный архитектор добивалсясовершенной гармонии – эвритмии и симметрии. Таким образом, Витрувий, являясь в своих теоретических построениях последователем и продолжателем пифагорейской традиции и идей древнегреческих натурфилософовтрактует внешнее и внутреннее архитектурное пространство как целостное мироздание. Это, в свою очередь, отражает принципы античного мышления, основанного на двойственности восприятия вещи, как наличного, но несовершенного бытия, что обуславливает созидательную роль архитектора, как деятельность по преобразованию мира.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены ключевые особенности и факторы, имеющие определяющее значение в генезисе и развитии эллинистической науки и философии.В первойглаве был сделан обзор периодизации и особенностей античной науки.Начало науки соотносится с появлением Милетской школы, когда формируются мировоззренческие установки, обусловившие появление рационально-понятийного способа мышления. Для ранней греческой науки характерен синтез абстрактного понятия с образностью мышления, благодаря чему абстрактные категории получали образное воплощение. Специфика античной науки включает в себя: космоцентрическую картину мира, утверждение основного вопроса философии и ключевых философских направлений, поиск первоосновы мира; разработку категориального языка, аппарата и методологии философии, формирование системы социально-аксиологических идеалов. Учение Аристотеля стало синтезом всех предшествующих достижений античной полисной культуры и духовной платформой культуры эллинизма. Характер культурной жизни эпохи эллинизма определяли философские течения в школах эпикурейцев, стоиков искептиков. В этот период работает Архимед, который является родоначальником статики, гидростатики и механики. Развитие геометрии связано с именем Евклида, чьи «Начала» зафиксировали сознательный подход к вопросам методологии познания.Во второйглаве был рассмотрен Александрийский мусейонкак новая форма организации, аккумуляции и трансляции научного и философского знания.Александрийский мусейон стал центром культурной, научной и образовательной жизни, став своеобразным прототипом музея, университета и научно-исследовательского центра одновременно. Мусейон, наряду с крупнейшим книгохранилищем, включал в себя целый комплекс учреждений, позволяющих одновременно вести научную, исследовательскую и образовательную деятельность. Мусейон располагал значительными научными коллекциями различного профиля, однако высочайшую ценность представляла Александрийская библиотека, начало формирования которой было положено Птолемеем Филадельфом. В Александрийском мусейоне происходит упорядочивание и организация учебно-образовательной деятельности, вводятся программы обучения и формы контроля усвоенных знаний. Отличительным признаком также стало усиление практического начала в научной деятельности, что выразилось вовведении исследовательских проектов, использовании экспериментов и т. д. По характеру своих функций Александрийский мусейон близок современным научно-культурным организациям, объединяющим просветительскую функцию с научно-исследовательской.В третьейглаве было проанализировано техническое наследие античности, получившее отражение в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре». Анализ данного труда позволил выявить такие характерные его особенности, как соединение сугубо технологического знания в области механики и архитектуры с натурфилософским и частично мистическим началом. В частности, архитектурное пространство и способы его организации выступали своеобразной проекцией специфического античного понимания организации мироздании. Это определяло и специфику понимания роли архитектора, как творца, вторившего в своей деятельности Демиургу. Отличительными особенности архитектуры, по Витрувию, стали несколько принципов: принцип организации порядка, виды расположения (орфография, скенография, ихнография), принцип гармонии пропорций и композиционной цельности, принципы эвритмии и симметрии.Список использованной литературыМонографии, учебные пособия:Борухович В.Г. В мире античных свитков / В.Г. Борухович – Саратов : Изд-во СГУ, 1976.– 224 c.Витрувий М. Десять книг об архитектуре. Репринтное издание / М. Витрувий – Москва : Архитектура-С, 2006. – 328 с.Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва :Гардарики, 2007. – 335 с.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург :Алтейя, 2003. – 360 с.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.Периодические издания:Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И.И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.Зайцева И. В. Особенности исторической топографии Александрии Египетской/ И.В. Зайцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. - № 2. – С. 222-227.Чистяков Г.П. Эллинистический Мусейон(Александрия, Пергам, Антиохия) / Г.П. Чистяков // Эллинизм: восток и запад. – Москва : Наука, 1992. – С. 298-315.

Список использованной литературы
Монографии, учебные пособия:
1. Борухович В. Г. В мире античных свитков / В.Г. Борухович – Саратов : Изд-во СГУ, 1976. – 224 c.
2. Витрувий М. Десять книг об архитектуре. Репринтное издание / М. Витрувий – Москва : Архитектура-С, 2006. – 328 с.
3. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва : Гардарики, 2007. – 335 с.
4. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург : Алтейя, 2003. – 360 с.
5. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.
6. Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.
7. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.
8. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.
Периодические издания:
9. Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И.И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.
10. Зайцева И. В. Особенности исторической топографии Александрии Египетской / И.В. Зайцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. - № 2. – С. 222-227.
11. Чистяков Г. П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Антиохия) / Г.П. Чистяков // Эллинизм: восток и запад. – Москва : Наука, 1992. – С. 298-315.

Вопрос-ответ:

Какое значение имел Александрийский мусейон для научного и культурного развития эпохи эллинизма?

Александрийский мусейон был культурным центром эллинского мира, где собирались и проводились исследования ученые разных дисциплин. Здесь хранилась знаменитая Библиотека Александрии, которая собирала и хранила множество древних рукописей и книг, игравших важную роль в распространении знаний и научных исследований.

Каковы были особенности Александрийского мусейона?

Александрийский мусейон был создан как прототип модели университета, где представители разных дисциплин собирались для обмена знаниями и проведения совместных исследований. Он имел внутреннюю организацию, включавшую в себя различные отделы, библиотеку и амфитеатр для лекций и диспутов.

Какие факторы способствовали развитию античной науки в эпоху эллинизма?

Факторами генезиса античной науки в эпоху эллинизма были усиление торговых и культурных связей между разными регионами, распространение греческого языка в Македонии и других государствах, а также наследие античной Греции, включающее в себя философию, математику, астрономию и другие области знания.

Каким был Александрийский мусейон и что в нем хранилось?

Александрийский мусейон был культурным центром эллинского мира, где собирались и проводились исследования ученые разных дисциплин. Он включал в себя библиотеку, в которой хранились множество древних рукописей и книг, в том числе исторические, философские, научные и художественные произведения.

Каким был Александрийский мусейон и как организовано его внутреннее устройство?

Александрийский мусейон был создан как прототип модели университета и включал в себя различные отделы: библиотеку, музей, амфитеатр для проведения лекций и диспутов. Библиотека Александрии собирала и хранила огромное количество книг и рукописей, а музей представлял собой коллекцию искусств и научных экспонатов.

Какие факторы способствовали развитию научного знания в эпоху эллинизма?

Развитие научного знания в эпоху эллинизма было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это было связано с расширением географического пространства, в котором действовали ученые. Завоевания Александра Великого привели к объединению различных культурных традиций и идеологий, что способствовало обмену знаниями и идеями. Во-вторых, в эпоху эллинизма была возможность доступа к древним текстам и манускриптам, позволяющим изучать традиции и наследие античной науки. Также важным фактором была поддержка и финансирование науковедческих проектов со стороны правителей и богатых покровителей.

Какова специфика эллинистического периода в античной науке?

Эллинистический период в античной науке характеризовался особенными особенностями. В этот период ученые стали более специализироваться в определенных областях знания. Наука стала более систематизированной и корпоративной, сформировались специальные учебные заведения и институты, такие как Александрийский мусейон. Кроме того, в этот период в науке стало проявляться влияние религии и философии, что отразилось на некоторых научных учениях и методах. Также в эллинистическую эпоху было разработано много новых методов и приборов для исследования природы и окружающего нас мира.

Как создавался и организовывался Александрийский мусейон?

Александрийский мусейон был создан во время правления Птолемеевской династии в Александрии. Это был культурный центр, который объединял библиотеку, музей и учебные заведения. Мусейон был оснащен лабораториями, библиотекой с большим собранием древних книг и манускриптов, а также астрономической обсерваторией. В нем работали ученые из разных областей знания и проводились научные исследования. Организация мусейона была достаточно сложной и предполагала систему профессоров, библиотекарей и ассистентов, а также проведение лекций, семинаров и дебатов.

Какое значение имел Александрийский мусейон в эллинистическом периоде?

Александрийский мусейон был культурным центром эллинского мира. Он был создан для сбора и изучения знаний, привлекал ученых и философов со всего мира и был прототипом модели университета.

Как была организована библиотека в Александрийском мусейоне?

Библиотека в Александрийском мусейоне славилась своими огромными собраниями книг. Она имела специально построенные здания, сохраняла все приобретенные книги и создавала копии редких текстов. Библиотекари постоянно пополняли ее собрание и делали многочисленные копии для распространения знаний.

Какая роль у Александрийского мусейона в развитии научного знания в эпоху эллинизма?

Александрийский мусейон был выдающимся центром научного исследования. Здесь собирались крупнейшие ученые того времени, проводились эксперименты, велось исследование и сохранение знаний. Благодаря его существованию произошел значительный прогресс в математике, астрономии, физике и других науках.