Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 16 16 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 14.03.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Понятие, классификация, причины и клиника детского церебрального паралича (ДЦП) 5
2. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП 9
3. «Комната релаксации» как средство развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП 13
Заключение 18
Cписок использованных источников 19

Фрагмент для ознакомления

Поэтому специалист составляет группы детей по принципу тождественности различныхпризнаков. И подбирает или разрабатываю занятие таким образом, что бы оно подходило каждому из группы детей. Волнение, тревога,стресс, рассеянность внимания - все эти состояния «души и тела», знакомы не только взрослым, но и детям.Специально разработанное оборудованиекомнатырелаксации помогает учащимсянаучиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Для каждого ребенка занятия вкомнате психологической разгрузки (релаксации)являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.[5]Комната релаксации представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить ихчувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений»,предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение (в отличие от традиционных методов психологическойкоррекции).Основной задачей комнаты психологической разгрузки, для детей с ОВЗ,является снижение общего и различных видов специфического утомления - позотонического, зрительного, слухового, двигательного, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения. С каждым годом повышается интенсивность и насыщенность информационного потока – цветные телевизоры и мониторы, интернет, цветовые, световые и психологические приёмы, используемые в рекламе, плееры и мобильные телефоны. Необходимо психическое и умственное расслабление. При этом основой комнаты психологической разгрузки является свет (светотерапия), так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил учащегося.Свет является естественным, наиболее эффективным фактором воздействия на человека, он может служить универсальным средством лечения и коррекции нарушенных функций, поскольку помогает организму мобилизовать свои защитные силы и восстановить состояниечеловека. Свет определенного цвета (светотерапия)воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние учащегося, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет.По сути, интегрирование расслабляющей музыки и различных потоков света с элементами аутогенной тренировки или сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, лепки люминесцентным пластилином ( в наличии люминесцентная лампа), сухим бассейном позволяет добиватьсяположительных результатов и благоприятных прогнозов психоэмоционального развития ребёнка с ДЦП. На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими, управлять своим телом, получать навыки самоконтроля поведения, расширять границы самопознания.«Положительные результаты» - это те результаты, которые специалист получает на ретестировании учащихся в конце учебного года. У 80-90% школьников снижается уровень тревожности до 10-20%,низкий уровень открытого - агрессивного поведения, частично выравнивается уровень самооценки и, иногда, патологичный, психоэмоциональный фон становится более устойчивым без признаков аффективности, формируются навыки самоконтроля поведения, устойчивость социальных контактов, признаки конструктивного лидерства, принятие норм и правил поведения и пр.«Благоприятный прогноз» - это то, что транслируется родителям на консультативных сессиях, описывается как зона ближайшего развития педагогам и воспитателям по результатам проведения коррекционно-развивающих, мероприятий в центре которых стоят занятия в «волшебной комнате».Из опыта Денисовой А.С. становится ясно, что информации и дополнительных курсов, по методам и формам работы в Комнате релаксации совсем немного. И тот материал, который можно найти в свободном доступе, очень бедный и шаблонный.Поэтому адаптировать и разрабатывать занятия необходимо не только для каждого учреждения индивидуально, но и для каждой отдельно взятой группы учащихся. Автор рекомендует проводить хотя бы один раз в неделю групповые занятие в комнате релаксации, длительностью не менее 30-40 минут. Время занятия может изменяться с возрастом и в зависимости адаптированности к самой комнате, сложностью группы и особенностей здоровья учащихся.[5]Резюмируя всё выше изложенное, можно сделать выводы:Комната релаксации очень эффективна в системе реабилитации детей с ДЦП.Её можно использовать в сочетании с другими различными формами и методами в психокоррекционной работы.Комната релаксации достаточно функциональна и многогранна, поэтому приемлема для детей практически с любыми проблемами эмоционально-волевой сферы.Необходимо использовать Комнату релаксации системно, иногда внепланово по запросу педагогов или воспитателей.ЗаключениеВ результате анализа психолого-педагогической литератур мы заключили следующее.Отклонения в психологическом развитии детей с ДЦП во многом обуславливается специфическими условиями среды, в которой они вынуждены находиться: частое пребывание в больницах, постоянные разговоры взрослых о болезни, чрезмерная опека родителей. Все это может сформировать тревожность, нервозность, возбудимость, желание привлечь к себе внимание, эгоцентризм и неспособность адекватной оценки ситуации.Коррекционо-развивающая работа строится на внимательном изучении функций организма ребенка, которые были поражены или сохранились. Занятия нужно организовывать в рамках окружающего быта, используя для этого предметы, которыми ребенок пользуется или будет использовать в повседневной жизни. Одно из самых важных условий: работа должна быть комплексной и ежедневной. С помощью музыки и стихов рекомендуется создавать различные художественные образы для обучения детей. Именно такой подход, при котором используется эмоциональная составляющая, стимулирует у детей развитие речи и двигательной активности, приносит результаты, помогает ребенку заговорить и раскрыться психологически.Cписок использованных источников500 игр и заданий для чудо-воспитания /авт. сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест,2007.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.Баенская Е.Р. «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития», Либлинг2004 г.;Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей.- М.,1980.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- Киев, 1987.Кнупфер Х, Ратке Ф.В. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург,1994.- 53 с.Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006.Крылов А.А., Маничев С А.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др.,– СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил. - («Практикум по психологии»)Мамайчук И.И., Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Олма-пресс. 2004.Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А, Сакович. - СПб.: Речь,2004Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».Солодков А.С. Адаптипционно-компенчаторные нарушения у детей инвалидов и коррекция средствами физической культуры. // Теория и практика физической культуры. -1998. - №1. - С.44-46.Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь,2005.Формы и методы работы со сказками Т.Д. Зинкевич-Евстигнева. СПб.:Речь,2010. 240с.Шипицина Л.М. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.

Cписок использованных источников

1. 500 игр и заданий для чудо-воспитания /авт. сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест,2007.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.
3. Баенская Е.Р. «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития», Либлинг 2004 г.;
4. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей.- М.,1980.
5. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- Киев, 1987.
6. Кнупфер Х, Ратке Ф.В. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург,1994.- 53 с.
7. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006
8. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006.
9. Крылов А.А., Маничев С А.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др.,– СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил. - («Практикум по психологии»)
10. Мамайчук И.И., Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004
11. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Олма-пресс. 2004.
12. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А, Сакович. - СПб.: Речь,2004
13. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».
14. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».
15. Солодков А.С. Адаптипционно-компенчаторные нарушения у детей инвалидов и коррекция средствами физической культуры. // Теория и практика физической культуры. -1998. - №1. - С.44-46.
16. Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь,2005.
17. Формы и методы работы со сказками Т.Д. Зинкевич-Евстигнева. СПб.: Речь,2010. 240с.
18. Шипицина Л.М. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.

Вопрос-ответ:

Какие основные причины возникновения детского церебрального паралича (ДЦП)?

Причинами возникновения ДЦП могут быть генетические или хромосомные нарушения, инфекции, перинатальные (возникающие во время беременности или во время родов) и постнатальные (после рождения) повреждения головного мозга.

Какие особенности характерны для личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП?

У детей с ДЦП часто наблюдаются проблемы с моторикой, коммуникативными навыками и самостоятельностью. Они могут испытывать трудности в выражении своих эмоций, а также иметь повышенную раздражительность и низкую самооценку.

Что такое комната релаксации и как она помогает в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП?

Комната релаксации - это специально оборудованное помещение, где дети с ДЦП могут проводить время для расслабления и саморегуляции. Она предлагает различные специальные сенсорные стимуляции и активности, которые помогают улучшить эмоционально-волевую сферу детей.

Какой подход используется для группировки детей с ДЦП?

Специалисты группируют детей с ДЦП по принципу тождественности различных признаков. Это может быть, например, группировка по возрасту, уровню функциональной активности или специфическим потребностям и проблемам.

Где можно найти список использованных источников по данной теме?

Список использованных источников можно найти в конце статьи.

Что такое ДЦП?

ДЦП (детский церебральный паралич) - это группа стойких нарушений движений и позы, вызванных повреждением мозга в раннем детстве.

Каковы причины и клиника ДЦП?

Причины ДЦП могут быть разными, включая нарушения внутриутробного развития, родовую травму, инфекции и генетические нарушения. Клиника ДЦП включает в себя нарушения двигательных функций, моторных навыков и координации.

Какие особенности личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП наблюдаются особенности в развитии личности, включая задержку психического развития, эмоциональную неустойчивость и нарушение волевой активности.

Что такое комната релаксации и как она помогает развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

Комната релаксации - это особо организованное пространство, где дети с ДЦП могут отдохнуть и заниматься специальными упражнениями для развития эмоционально-волевой сферы. Она помогает улучшить саморегуляцию, снизить напряжение и повысить концентрацию детей.

Как специалист подбирает занятия для детей с ДЦП?

Специалист составляет группы детей с ДЦП по принципу тождественности различных признаков и подбирает или разрабатывает занятия таким образом, чтобы они соответствовали потребностям и возможностям каждого ребенка.

Что такое ДЦП?

ДЦП - это детский церебральный паралич, что означает нарушения двигательных функций у детей из-за повреждения мозга. Это может произойти в результате родовой травмы, инфекций или генетических нарушений.