Мировые рынки сельскохозяйственной продукции: протекционизм и свободная торговля.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
Введение 3
1. Теоретические основы протекционизма и свободной торговли в международной торговле 5
1.1. Концепции международной торговли 5
1.2. Сущность протекционизма и свободной торговли 13
2. Практика мировой торговли сельскохозяйственной продукцией 18
2.1. Анализ мирового рынка сельскохозяйственной продукции 18
2.2. Место России на мировом рынке сельскохозяйственной продукции 22
2.3. Способы предотвращения аграрных кризисов в международной торговле 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Рис. 2.1 – Конечный рост экспорта сельскохозяйственной продукции за 2012-2018 гг., долл. СШАПо данным Росстата, по состоянию на 2018 г. в России собраны 119,1 млн т зерна, что превышает аналогичный показатель на 13,7 % в 2017 г. и яв-ляется рекордным (также в этот объем входит 73,3 млн т пшеницы — рост на 18,6 %, и 2,5 млн т ржи — рост на 19 %). Лидеры по производству пшеницы в мире отображены на рис. 2.2. Как видно из рис. 2.2, Евросоюз (143 574 т пшеницы) общими усилиями всех стран находится на первом месте. Далее следует Китай (128 000), затем Индия (90 000). Четвертую строчку по объемам производства пшеницы занимает Россия (72 000).Фактически сельскохозяйственный сектор России на общемировом рынке импорта продовольствия превышает долю страны в населении земного шара и агропромышленной продукции. В связи с девальвацией рубля и введенными против нашей страны санкциями его объем резко пошел на спад.Рис. 2.2 – Топ-10 производителей пшеницы в мире, 2018 г., млн тПо общему показателю экспорта продовольственных товаров доля России за последние несколько лет не выросла, что отражено в табл. 2.4.Действительно, после 2016 г. произошел резкий спад по показателям экспорта и импорта. Доля России на мировом рынке импорта агропромышленной продукции сократилась с 2,8 до 1,8 %; на глобальном рынке экспорта аналогичных товаров ее доля осталась на том же уровне. Таблица 2.4 – Импорт и экспорт продовольственных товаров, 2014-2018 гг., млрд долл.ГодМирРоссияДоля России, %импортэкспортимпортэкспортимпортэкспорт20141459,31433,140,616,72,81,220151524,41512,643,216,22,81,120161567,61548,639,9192,51,220171428,21384,926,516,21,91,22018141714032517,11,81,2Однако по отдельным видам товаров и услуг сельскохозяйственной направленности Российская Федерация занимает лидирующие позиции (табл. 2.5). Таблица 2.5 – Россия в мировом экспорте отдельных видов продукции АПК, 2018 г.ВидпродукцииМирДоля в мировом экспорте (объем), %тыс. т /местовмиреГречиха 17111,3Свекловичныйжом1171129,1Пшеница 25 327213,7Ячмень 286328,7Подсолнечное масло 1790216,8Жмыхиишроты1312217,6Горох 702211,4Семена льна 614232,3Нут 23929,9В 2018 г. Россия занимала первое место по количеству экспортируемой гречихи и свекловичного жома и второе — по показателям экспорта гороха, подсолнечного масла, пшеницы, нута, жмыхов и шротов, семян льна. Анализ потенциала национального сельского хозяйства РФ показал высокие позиции по экспорту продукции растениеводства, поэтому необходимо реализовывать комплекс мер, направленных на повышение его конкурентоспособности. Предлагаемая модель относится к ускоренному импортозамещению и может быть реализована в Краснодарском, Ростовском крае, Курской и Белгородской областях.Основываясь на достижениях сельского хозяйства при использовании передовых технологий производства, можно прогнозировать рост производства и урожайности, что в совокупности позволит повысить долю в экспорте и внутреннем потреблении при условии сохранения качества продукции, привлекательности отрасли для высококвалифицированных кадров, активизации инновационного процесса. Будущее национального сельского хозяйства РФ на мировом рынке зависит от способности данного сектора адаптироваться к происходящим внешним и внутренним изменениям. На его конкурентоспособность продолжают оказывать влияние различные макроэкономические, инновационно-инвестиционные условия, которые воздействуют на формирование и динамику показателей в целом по стране и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Россия занимает лидирующие позиции по некоторым подотраслям сельского хозяйства. Чтобы сохранить их и развивать другие позиции, необходимо учитывать тенденции спроса, предложения и уровня цен на мировом рынке. Адаптацию следует осуществлять с учетом практики протекционизма развитых стран в данном секторе экономики, обоснованно подходить к оценке принимаемых решений с учетом приоритетов страны. Принимаемые меры требуют разработки комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих высокое качество работы аграриев и других субъектов сельскохозяйственного производства.2.3. Способыпредотвращения аграрных кризисов в международной торговлеПреодоление пространственных ограничений, с развитием мировой экономики, позволило одновременно повышать эффективность использования уже имеющихся ресурсов и вовлекать в производство новые виды ресурсов, которые были недоступны (либо нерентабельны) на предыдущем уровне хозяйственной организации. Высокий потенциал и опора на научно-технический прогресс позволили перевести проблему границ из абсолютной в относительную, непрерывно преодолеваемую рыночной экономикой.Исторически сельскохозяйственная политика развитых стран ориентировалась на цены и была основана на политике паритета. Эта политика предполагает, что отношение цен, по которым фермеры продают свою продукцию, к ценам, по которым они покупают другие товары, должно оставаться постоянным. Фермерская политика предназначена для того, чтобы повысить и стабилизировать цены на продукцию фермеров и их доходы. Развитые страны на современном этапе активно регулируют аграрные отношения в интересах всех слоев общества, монополия частной собственности на землю в значительной степени ограничена сильным и гибким государственным регулированием. Западные государства добились подъема сельского хозяйства до уровня промышленности и уже осуществили переход на качественную ступень производительности в сельском хозяйстве, что послужило основой для преодоления явлений аграрного кризиса. И, несмотря на это, уровень государственной поддержки агропромышленного производства в Европейских странах в десять раз выше, чем в России, и, кстати говоря, не превышает уровень поддержки, который был в СССР в 1990 г; 1054 доллара на гектар сельскохозяйственных угодий. Достигнутый уровень производительности в аграрном секторе экономики развитых стран в пять раз выше, чем в России, и на порядок выше, чем в большинстве развивающихся стран. На качественно ином уровне находится материально-техническая база. О степени интенсификации производства говорит хотя бы тот факт, что 3-5% населения развитых стран полностью удовлетворяют потребности общества в высококачественных продуктах питания, тогда как в развивающихся странах в сельскохозяйственном производстве занято большинство населения, и несмотря на это около одного миллиарда человек хронически не доедают, а десятки миллионов просто умирают от голода. Основной причиной такого положения является отсталость сельскохозяйственного производства развивающихся стран главным образом из-за слабого развития производительных сил, несовершенства аграрных отношений (в ряде стран Азии и Африки сохраняются феодальные и даже дофеодальные отношения). С 1968 года кризис перепроизводства сельскохозяйственной продукции в странах ЕЭС и США принимает всеобщий характер. Глубина современного аграрного кризиса такова, что даже в фазах смягчения государство продолжает проводить антикризисные меры по ограничению производства. На наш взгляд, это свидетельство не кризиса, а его преодоления. Касаясь этого вопроса, советские ученые и общественные деятели В. Кудрявцев, С. Алексеев, Ю. Калмыков и В. Яковлев пишут: «Что же помогло одолеть стихийные силы рынка, которые должны были погубить капитализм? Дело в том, что капиталистическое государство научилось регулировать спрос и предложение, эту сердцевину рынка и, не нарушая самой природы и механизмов саморегулирования на микроуровне (где действует институциональное государственное регулирование), создало мощное средство регулирования рынка на его макроэкономическом уровне. Рынок стал регулируемым. Тем самым были обузданы заключенные в нем грозные силы разрушительной стихийности» [6, с. 44].Но в то же время он остался рынком со всем своим потенциалом экономического стимулирования производства через свободно осуществляемый, товарный обменДело, однако, отнюдь не только в изменившейся роли государства. В развитых странах Европы, Америки эффективно функционирует система превентивного антикризисного регулирования аграрного производства, которая обеспечивает его устойчивость и нацеливает предприятия на полное, эффективное удовлетворение потребностей общества в сельскохозяйственной продукции.Формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства определяются положением той или иной страны в системе международного разделения труда и на мировом рынке. Поэтому только с известной степенью приближенности можно выделить основные направления государственного монополистического регулирования сельского хозяйства, которые в какой-то степени свойственны всем или большинству стран развитого капитализма.К таким направлениям относятся: – разнообразные методы государственной поддержки цен на сельскохозяйственные продукты,– стимулирование технической реконструкции и технического прогресса сельского хозяйства,– аграрный протекционизм и сельскохозяйственный демпинг; – регламентация или ограничение сельскохозяйственного производства, развитие сельских территорий.На осуществление мероприятий антикризисного регулирования в развитых странах расходуются относительно крупные суммы (180 млрд. долл. в 2004 г в странах ЕЭС.). Если в США в 70-90-х годах бюджетные ассигнования на сельское хозяйство составляли примерно половину чистого дохода фермеров, то в странах ЕЭС они доходили до 100% чистого дохода (например в Швеции). Если в 1989 году совокупная внутренняя поддержка сельского хозяйства России превышала мировой уровень, то в 1998году она упала до 24% от ВВП аграрного сектора, в то время как в Европейском союзе в 1998 году этот показатель соответствовал 58% ВВП сельского хозяйства, в США 75% [8].В экономически развитых странах через госбюджет происходит частичное возмещение сельскохозяйственным производителям национального дохода, изъятого у них с помощью «ножниц цен» прочих методов ограбления сельскохозяйственных производителей монополиями. В началеXXв.все тяжести несло само сельское хозяйство и масса потребителей, что порождало кризисные явления.Эта система распространяется на большинство основных сельскохозяйственных продуктов. Так, в США на долю сельскохозяйственных товаров, цены на которые поддерживались, государством в 70-90-х годах, приходилось 40-50% стоимости товарной продукции, а в европейских странах более половины.Практика государственного субсидирования технической реконструкции и технического прогресса сельского хозяйства получила наибольшее развитие в странах Западной Европы. Она включает предоставление безвозмездных ссуд или дешевого государственного кредита на приобретение сельскохозяйственной техники, применение удобрений, осуществление электрификации и так далее. Во всех странах служба информации и распространения достижений науки и практики, а также научных сельскохозяйственных учреждений финансируется государством.Государство заботится о поддержании экологического равновесия: финансирует затраты на рекультивацию и восстановление почв, лесов, оказывает льготы тем фермерам, которые внедряют экологически чистые технологии и т. д.ЗаключениеГлобальный аграрный рынок представляет собой систему устойчивых товарно-денежных отношений в сфере сельского хозяйства между государствами, отдельными предпринимателями, коммерческими организациями и включает национальные рынки стран мира. Развитие сельского хозяйства в целом зависит от того, какую роль занимает аграрное производство в мире.Основными функциями глобального аграрного рынка являются:1)снабжение продовольственными товарами населения развитых и особенно развивающихся стран, ежегодно растущего с большой скоростью;2)поставка основной рабочей силы и капитала для определенных отраслей мирового экономического сектора;3)укрепление сырьевой базы промышленного производства как расширение сильной и устойчивой аграрной основы индустриализации некоторых сфер деятельности; 4)мировой аграрный рынок может выступать как постоянный источник валюты (основной поставщик валюты для некоторых развивающихся стран, у которых основной экономической деятельностью является экспорт товаров сельскохозяйственного назначения).В последние годы в сельском хозяйстве происходит нарастание темпов роста отраслей АПК, в тоже время.Реальные цены на большую часть сельскохозяйственных товаров сократятся незначительно и в течение следующих десяти лет останутся на уровне ниже рекордных значений предыдущего периода. Цены на сельскохозяйственные сырьевые товары подвержены значительным колебаниям и могут в течение продолжительного периода времени существенно отклоняться от долгосрочных тенденций/Основываясь на достижениях сельского хозяйства при использовании передовых технологий производства, можно прогнозировать рост производства и урожайности, что в совокупности позволит повысить долю в экспорте и внутреннем потреблении при условии сохранения качества продукции, привлекательности отрасли для высококвалифицированных кадров, активизации инновационного процесса. Будущее национального сельского хозяйства РФ на мировом рынке зависит от способности данного сектора адаптироваться к происходящим внешним и внутренним изменениям. На его конкурентоспособность продолжают оказывать влияние различные макроэкономические, инновационно-инвестиционные условия, которые воздействуют на формирование и динамику показателей в целом по стране и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Россия занимает лидирующие позиции по некоторым подотраслям сельского хозяйства. Чтобы сохранить их и развивать другие позиции, необходимо учитывать тенденции спроса, предложения и уровня цен на мировом рынке. Адаптацию следует осуществлять с учетом практики протекционизма развитых стран в данном секторе экономики, обоснованно подходить к оценке принимаемых решений с учетом приоритетов страны. Принимаемые меры требуют разработки комплекса нормативно-правовых актов, обеспечивающих высокое качество работы аграриев и других субъектов сельскохозяйственного производства.Список использованных источниковАрефьев П. В., Сарафанов К. В., Саркисян Э. П., Сидельников А. Р., Смирнова О. С., Чехов А. В. Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 168-176.Башлаков Г. В., Башлакова О. С. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана // Проблемы и перспективы. 2014. № 1. С. 66-75.Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М. : Прогресс-Традиция. 2000. 313 с.Витюк В. В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 7. С. 63-88.Дорошенко К. А., Егорова Л. И., Чуц М. К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. 2013. № 13. С. 87-93.Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49. Дынкин А. А., Барановский В. Г., Адно Ю. Л., Афонцев С. А., Богаевская О. В., Володин А. Г., Кудинова О. Н., Кузнецов А. В., Леонтьева Е. Л., Луконин С. А., Мачавариани Г. И., Миркин Я. М., Михеев В. В., Никитина Е. Н., Попов В. В., Сергеев П. А., Закревская Я. А., Васильев А. Д., Вода К. Р., Володина М. А. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Москва, 2011. 157 с.Европейское экономическое сообщество «ЕврАзЭс». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes.com/ Егорова Л. И., Ковтун Ю. В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 130-135.Кадочников П. А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. С. 3-13.Кузнецов М. М., Борисов А. В. Нетарифный протекционизм в условиях индустриального развития национальных экономик // Экономика и управление. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 91-96.Кулешов А. В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 44-52.Макарова Г. В., Матвеева О. П. Теоретические аспекты нетарифного регулирования в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 1 (33). С. 157-162.Невская Н. В. Санкционная политика и диверсификация отечественной экономики // Современный научный вестник. 2014. Т. 8. № 1. С. 25-29.Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М. : ИНФРА-М. 2012. 820 с.Старкова Н. О., Тазаян Г. Е. Особенности применения протекционизма в современного условиях функционирования мирового хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4 (63). С. 83-92Федеральная таможенная служба РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ Чикагская товарная биржа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cmegroup.com/
1. Арефьев П. В., Сарафанов К. В., Саркисян Э. П., Сидельников А. Р., Смирнова О. С., Чехов А. В. Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 168-176.
2. Башлаков Г. В., Башлакова О. С. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана // Проблемы и перспективы. 2014. № 1. С. 66-75.
3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М. : Прогресс-Традиция. 2000. 313 с.
4. Витюк В. В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 7. С. 63-88.
5. Дорошенко К. А., Егорова Л. И., Чуц М. К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. 2013. № 13. С. 87-93.
6. Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.
7. Дынкин А. А., Барановский В. Г., Адно Ю. Л., Афонцев С. А., Богаевская О. В., Володин А. Г., Кудинова О. Н., Кузнецов А. В., Леонтьева Е. Л., Луконин С. А., Мачавариани Г. И., Миркин Я. М., Михеев В. В., Никитина Е. Н., Попов В. В., Сергеев П. А., Закревская Я. А., Васильев А. Д., Вода К. Р., Володина М. А. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Москва, 2011. 157 с.
8. Европейское экономическое сообщество «ЕврАзЭс». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes.com/
9. Егорова Л. И., Ковтун Ю. В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 130-135.
10. Кадочников П. А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. С. 3-13.
11. Кузнецов М. М., Борисов А. В. Нетарифный протекционизм в условиях индустриального развития национальных экономик // Экономика и управление. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 91-96.
12. Кулешов А. В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 44-52.
13. Макарова Г. В., Матвеева О. П. Теоретические аспекты нетарифного регулирования в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 1 (33). С. 157-162.
14. Невская Н. В. Санкционная политика и диверсификация отечественной экономики // Современный научный вестник. 2014. Т. 8. № 1. С. 25-29.
17. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М. : ИНФРА-М. 2012. 820 с.
18. Старкова Н. О., Тазаян Г. Е. Особенности применения протекционизма в современ¬ного условиях функционирования мирового хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4 (63). С. 83-92
19. Федеральная таможенная служба РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/
20. Чикагская товарная биржа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cmegroup.com/
Вопрос-ответ:
Какие концепции международной торговли рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные концепции международной торговли, включая протекционизм и свободную торговлю.
В чем заключается сущность протекционизма и свободной торговли?
Сущность протекционизма заключается в использовании различных мер и ограничений для защиты национальных производителей от конкуренции и продвижения внутренней экономики. Свободная торговля, наоборот, предполагает отсутствие преград и ограничений для торговли между государствами.
Каково место России на мировом рынке сельскохозяйственной продукции?
Россия занимает значительное место на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Страна является одним из крупнейших производителей и экспортеров различных видов сельскохозяйственной продукции, таких как зерно, мясо, молоко и др.
Какие способы предотвращения протекционизма в мировой торговле рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные способы предотвращения протекционизма в мировой торговле, такие как соглашения о свободной торговле, установление международных стандартов и норм, снижение таможенных пошлин и тарифных барьеров и др.
Какие особенности анализа мирового рынка сельскохозяйственной продукции рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности анализа мирового рынка сельскохозяйственной продукции, такие как рост спроса на продукцию, динамика цен, конкурентная ситуация на рынке, роль государства в регулировании и др.
Что такое протекционизм и свободная торговля?
Протекционизм - это политика государства, направленная на ограничение импорта и защиту отечественных производителей. Свободная торговля, наоборот, предполагает отсутствие тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли. Она основывается на конкуренции, специализации и принципе сравнительных преимуществ.
Какие концепции международной торговли существуют?
Существуют две основные концепции международной торговли: абсолютные и сравнительные преимущества. Абсолютные преимущества предполагают, что каждая страна специализируется в производстве товаров, в которых она имеет абсолютное преимущество перед другими странами. Сравнительные преимущества основаны на том, что каждая страна может получить выгоду от торговли, даже если у нее нет абсолютного преимущества, благодаря различию в относительных стоимостях производства разных товаров.
Какова практика мировой торговли сельскохозяйственной продукцией?
Мировой рынок сельскохозяйственной продукции является одним из самых сложных и конкурентных. Ведущие страны, такие как США, ЕС, Китай, Бразилия и другие, активно участвуют в международной торговле сельскохозяйственными товарами. Каждая страна стремится увеличить свою долю на мировом рынке и защитить своих производителей от конкуренции. В то же время, сельскохозяйственная продукция является предметом торговых споров и протекционистских мер, таких как тарифы, контроль качества и санитарные нормы.