Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 21.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Особенности возрастной периодизации в онтогенезе человека 5
2. Возрастные изменения костей скелета 7
2.1. Возрастные особенности изменения позвоночника, грудной клетки 7
2.2. Возрастные особенности черепа 9
2.3. Возрастные особенности скелета конечностей 11
3. Возрастные изменения мышц 13
3.1. Особенности мышечной системы новорожденных и грудных детей 13
3.2. Особенности мышечной системы детей дошкольного, младшего школьного возраста 14
3.3. Особенности мышечной системы детей подросткового возраста 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
В дошкольном возрасте дети еще не могут длительно выдерживать физическую нагрузку, но постепенно из возможности нарастают.3.3. Особенности мышечной системы детей подросткового возрастаВ подростковом возрасте скелетные мышцы верхних нижних конечностей интенсивно растут, хотя строение мышечных волокон практические не меняется. Энергетический обмен в клетках становится более напряженным, менее устойчивым. Как следствие мышечная работоспособность падает, дети не могут длительное время поддерживать постоянный уровень физической активности. Далее, после того как происходят качественные изменения в кардиореспираторной системе, обеспеченность мышц кислородом увеличивается, мышцы вступают в период пубертатной дифференцировки, которая сопровождается изменениями метаболического профиля мышечных клеток. В том числе увеличивается количество и размер митохондрий, что приводит к активному росту мышечной массы [1, 4]Таким образом, у детей 15-17 могут существенно отличаться параметры мышечной системы и, как следствие, величины, характеризующие силу, выносливость и т.д. Например, в таблице 3 можно видеть, как меняется статическая выносливость у лиц женского пола в возрасте 8-20 лет.Из таблицы можно сделать вывод, что при обычном поступательном развитии статической выносливости выявляется отсутствие различий между выносливостью подростков и младших школьников. Вместе с тем, при вовлечении в процесс более мощных мышечных групп (например, мышцы спины, разгибатели ног и мышцы, которые обеспечивают удержание груза на плечах в вертикальном положении), различия в работоспособности детей младшего школьного и подросткового возраста очевидны.Таблица 3Статическая выносливость некоторых групп мышц у лиц женского пола 8-20 лет (по данным Городниченко Э.А., 1979 год) [3]Статическая выносливостьВозраст, лет8-913-1418-20Сгибатели кисти, M±m97±2,399±2,8118,5±3,3Мышцы спины, M±m148,7±8,1176,3±6,0178,5±9,1Мышцы брюшного пресса, M±m24,6±3,935,2±2,750,9±4,9Мышцы-разгибатели ног, M±m110,5±4,9142,9±4,6109,6±5,1Выносливость при удержании на плечах груза, равного 1/2 веса тела, M±m308,1±10,481,1±28,792,6±23,0Схожая картина отмечается у лиц мужского пола, но здесь существенные различия можно видеть даже между подростками и юношами (таблица 4).Таблица 4Изменение длительности удержания груза на прямых руках у бедер в зависимости от возраста (по данным Городниченко Э.А., 1979 год) [3]Возраст, летУдержание груза в 1/3 от веса тела, M±mВозраст, летУдержание груза в ½ от веса тела, M±m8138,9±7,813150,4±18,09163,0±15,214192,5±13,110242,0±19,615197,5±10,711242,6±13,416211,4±14,412247,0±15,317249,4±24,513260,0±16,418269,5±31,214274,0±17,8Подростки обладают рядом индивидуальных особенностей, отражающихся в темпах полового созревания. Эти особенности в полной мере находятся свое отражение в силе и выносливости мышц. Иллюстрация того, как на работоспособность детей влияет период полового созревания, в том числе индивидуальные особенности данного процесса представлена в таблице 5.Из таблицы видно, что если подростки опережают своих сверстников в половом созревании, то и характеристики большинства групп мышц с точки зрения выносливости будут также чаще всего выше. В первую очередь подростки вопережающим типом развития будут иметь более высокую статическую выносливости мышц. Таким образом, можно утверждать, что подростковый возраст – это второй (пубертатный) скачок роста, что обуславливает как рост линейных параметров тела, так и развитие мышц.Таблица 5Выносливость к статическим усилиям подростков 13-16 лет с различными темпами полового созревания (по данным Городниченко Э.А., 1979 год). От – отстающее половое созревание, С – среднее половое созревание, Оп – опережающее половое созраевание [3]Возраст, летПоловое созреваниеСтатическая выносливость мышцПлечевого поясаРазгибателей ногБрюшного поясаРазгибателей спиныСгибателей кистиРазгибателей бедра13С65,2±1,3102,7±,939,7±1,0121,4±1,782,8±2,1166,2±4,5Оп81,8±1,290,8±1,355,7±1,7113,1±1,995,3±1,9169,5±5,314Ос65,0±1,7111,0±2,237,0±1,1125,0±1,571,0±2,1179,0±5,2С75,5±1,2113,8±2,954,1±1,3132,9±1,486,0±2,3216,6±7,5Оп104,7±1,8111,8±2,865,1±1,4127,9±,896,0±2,4209,5±7,615Ос73,6±1,5125,0±2,729,0±1,4117,0±1,899,1±,8193,0±6,5С92,3±1,3117,9±2,757,8±1,4126,0±1,386,7±1,6161,1±5,2Оп115,9±,5166,2±2,972,7±1,7141,7±1,7101,2±1,9148,0±7,316С118,1±1,8113,1±2,061,9±1,7113,7±1,982,0±2,3161,1±6,3Оп129,3±1,8127,0±,877,1±1,6125,2±1,992,4±1,6154,4±6,5Иными словами, мышечная система детей развивается с возрастом. Постепенно физические возможности детей увеличиваются, появляется возможность выполнения продолжительной работы, сложнокоординационных движений. Также мышечная система приспосабливается к условиям циклической работы, что возможно благодаря изменениям в энергетических процессах в мышцах.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении следует сделать ряд выводов:Человек в своем развитии проходит ряд этапов, среди которых внутриутробное развитие, период новорожденности, ряд периодов дошкольного и школьного обучения, в том числе подростковый возраст.В процессе индивидуального развития постепенным изменениям подвергается скелет человека. В частности, растут линейные размеры костей, формируются первичные и вторичные точки окостенения, некоторые кости срастаются, формируется и укрепляется связочный аппарат, формируются признаки, свойственные скелету мальчиков или девочек, т.е. наблюдается половая дифференциация. Наиболее интенсивные периоды роста костей скелета приходятся на дошкольный этап и подростковый возраст.Формирование мышечной системы идет по пути увеличения линейного размера мышц, увеличения их энергоэффективности, силы, выносливости. Как следствие человек имеет возможность выполнять более сложные движения, длительно выполнять работу, приобретает плавность, скоординированность движений. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБезрукихМ.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е ищд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физимология: учеб.пособие/ И.М. Прищева. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.СапинМ.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я. Атлас анатомии человека: учеб.пособие. В 4 т Т.1. – 7-е изд., перераб. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2009. – 344 с.
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е ищд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
3. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
4. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физимология: учеб. пособие/ И.М. Прищева. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.
5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
6. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я. Атлас анатомии человека: учеб. пособие. В 4 т Т.1. – 7-е изд., перераб. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2009. – 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков?
Опорно-двигательный аппарат у детей и подростков находится в процессе активного развития. С ростом возраста происходят значительные изменения в костной системе, мышцах и связках, что влияет на физические возможности ребенка. В младшем возрасте дети еще только учатся координировать движения и развивать моторику, поэтому много времени проводят на играх или спортивных занятиях, помогающих развивать баланс, гибкость и силу. В подростковом возрасте происходит активный рост и окостенение костей, а также развитие мышц, что позволяет подростку улучшить свои физические способности и достичь сильной и гибкой фигуры.
Какова возрастная периодизация в онтогенезе человека?
Возрастная периодизация в онтогенезе человека охватывает различные этапы развития от момента зачатия до старости. В младенческом возрасте происходит интенсивный рост и развитие, формируются базовые двигательные навыки. Детский возраст характеризуется активным развитием моторики и координации движений. В подростковом возрасте происходит активный рост костей и развитие мышц, что позволяет подростку достичь своих физических пиковых возможностей. Взрослый возраст характеризуется стабильным состоянием опорно-двигательного аппарата, а в старости происходит естественное старение и ухудшение физических возможностей.
Какие возрастные изменения происходят в костях скелета?
Возрастные изменения в костях скелета происходят постепенно в течение всей жизни человека. В младенческом и детском возрасте происходит активный рост и формирование костной ткани. В подростковом возрасте происходит интенсивный рост костей и их окостенение. Взрослый возраст характеризуется стабильным состоянием костей. Однако с возрастом начинаются процессы дегенерации костной ткани, что может привести к ухудшению костной плотности и повышенному риску переломов.
Как возраст влияет на развитие опорно-двигательного аппарата у детей и подростков?
Возрастные особенности играют важную роль в развитии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В раннем детстве происходит активный рост скелета и мышц, а также формирование правильной осанки. В период подросткового развития происходит быстрый рост костей и суставов, а также формируется мускулатура и координация движений.
Какие особенности возрастной периодизации можно выделить в онтогенезе человека?
В онтогенезе человека можно выделить несколько основных возрастных периодов: раннее детство (0-3 года), дошкольный возраст (3-6 лет), младший школьный возраст (7-10 лет), подростковый возраст (11-14 лет), юношеский возраст (15-21 год). Каждый из этих периодов характеризуется особыми особенностями развития опорно-двигательного аппарата.
Какие возрастные изменения происходят с костями скелета?
С возрастом происходят изменения в структуре и плотности костей скелета. В детском возрасте кости растут и развиваются, в подростковом возрасте происходит интенсивный рост и укрепление костей, а в зрелом и пожилом возрасте начинается потеря костной массы и развивается остеопороз.
Какие возрастные особенности изменения позвоночника и грудной клетки?
У детей и подростков позвоночник еще только формируется, поэтому особенности его развития и изменений связаны с ростом и укреплением позвонков. В норме позвоночник обладает гибкостью и позволяет выполнять разнообразные движения. У грудной клетки также происходят изменения, связанные с ростом ребер и объемом грудной полости.
Какие возрастные особенности можно выделить в развитии черепа?
В развитии черепа можно выделить несколько возрастных особенностей. У новорожденных череп состоит из нескольких отдельных костей, которые со временем срастаются. У детей дошкольного возраста пропорции черепа изменяются в связи с ростом и развитием головного мозга. В подростковом возрасте череп достигает своих окончательных форм и размеров.
Какие особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков?
Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков включают быстрый рост и развитие костей, суставов и мышц, формирование правильной осанки, улучшение координации движений и развитие моторных навыков. В детском и раннем подростковом возрасте происходит активное строительство скелетной системы, а также развитие мышц и суставов.
Как происходят возрастные изменения в костях скелета?
С возрастом кости скелета становятся более прочными и твердыми. В младенческом и раннем детском возрасте происходит активное формирование и рост костей. После этого процесс насыщения костной ткани кальцием преобладает над процессом разрушения. В подростковом возрасте происходит усиление костной ткани за счет образования ее плотной корковой оболочки.
Какие возрастные особенности изменения у позвоночника и грудной клетки?
У позвоночника и грудной клетки происходят определенные изменения с возрастом. В детском возрасте позвоночник имеет выраженные физиологические изгибы, которые со временем выравниваются. Грудная клетка также меняется: у новорожденных она маленькая и несимметричная, а к подростковому возрасту приобретает более правильную форму.
Какие изменения происходят в мышечной системе у детей и подростков?
В мышечной системе у детей и подростков происходят определенные возрастные изменения. У новорожденных и грудных детей мышцы еще слабо развиты и требуют стимуляции для активного развития. Но с возрастом мышцы становятся сильнее, развиваются и формируются моторные навыки. В подростковом возрасте происходит активный рост и развитие мышц, а также улучшается сила и координация движений.