Роль лего-конструирования в развитии творческих способностей дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 22.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1.Понятие и особенности детского конструирования 4
1.2. Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по 1 главе 17
Глава2. Экспериментальная работа по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО- конструирования 19
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы. Констатирующий этап эксперимента 19
2.2. Итоги экспериментальной работы развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО – конструирования 29
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Литература 34
У 7 детей конструкторские способности сформированы слабо, либоне сформированы. 5 детей используют конструкторские способностичастично, не во всех работах, либо не все необходимые способности.Только 3 ребёнка имеют необходимые способности и эффективноиспользуют их.Таблица 3. Таблица 3 Анализ сформированности конструктивных умений в контрольной группеОценка в баллахУмение абстрагироватьУмение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменятьИлья Т.2222Саня Ф.0000Лилия К.1111Арсений Д.0000Николай Л.1111Мира Т2000Ара П.0000Влад О.1111Федор Т.0000Мила Л.0000Сильва П.1111Настя Г.0000Фатима П.1111Михаил С.0000Нина А.0000Как видно, из Таблицы 2 в контрольной группе, также, как и вэкспериментальной, у большинства детей конструкторские способности несформированы, либо сформированы крайне слабо.У 8 детей конструкторские способности сформированы слабо, либоне сформированы. 5 детей используют конструкторские способностичастично, не во всех работах, либо не все необходимые умения. Только 2ребёнка имеют необходимые способности и эффективно используют их. Для наглядного представления результатов в экспериментальной иконтрольной группах мы сделали сравнительный анализ результатовнаблюдения, представленный на диаграмме (рисунок 1)Рисунок 1 - Сравнительный анализ сформированности конструкторскихспособностей в экспериментальной группе и контрольной группе(констатирующий этап)Как видно из Рис.1, сформированность конструкторскихспособностей в экспериментальной и контрольной группах находится нанизком уровне. У большинства детей конструкторские способности несформированы, либо не используются, у 7 детей в экспериментальнойгруппе и 8 дошкольников в контрольной группе. Частично используютконструкторские способности 5 детей в экспериментальной группе и такоеже количество детей в контрольной группе. Полное использованиеконструкторских способностейотмечено только у 3 детей в экспериментальной группе и у 2 детей вконтрольной группе.Далее мы проанализировали уровень сформированностиконструкторских способностей по методике В.П. Дубровой. Данныеанализа представлены в таблице 3 и 4, уровень ребёнка отмечен «+» всоответствующей колонке.Таблица 4Анализ уровня сформированности конструктивных умений вэкспериментальной группеОценка в баллахУмение абстрагироватьУмение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменятьАнна Р.++МишаД.+Иван Д.+Дарья М.Кирилл К.++Данила О.Армен Д.++Алина В.+Александр Л.+Сергей М.+Алла О.Лена С.+Надя Х.+Анатолий Ф.+Владимир П.+Как видно из Таблицы 3, большинство детей экспериментальнойгруппы обладают низким уровнем сформированности конструкторскихспособностей. Дети испытывают затруднения при правильном «чтение»схем, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно другот друга. Допускают ошибки в выборе и расположении деталей впостройке, готовая постройка не имеет чётких контуров, Требуетсяпостоянная помощь взрослого. Такой низкий уровень конструкторскихспособностей показали 8 детей. 4 ребёнка показали средний уровеньконструкторских способностей. Эти дети могут делать незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, нотребуется помощь при определении их в пространственном расположении,но самостоятельно «путём проб и ошибок»исправляет их. У 3 детей дошкольного возраста в контрольной группеконструкторские способности сформированы на высоком уровне. Эти детиумеют самостоятельно делать постройку, используя образец, схему,действует самостоятельно и практически без ошибок в размещениеэлементов конструкции относительно друг друга, воспроизводитконструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощьвзрослого.Таблица 5Анализ уровня сформированности конструктивных умений в контрольнойгруппеОценка в баллахУмение абстрагироватьУмение синтезировать Умение анализировать Умение видоизменятьИлья Т.+Саня Ф.+Лилия К.+Арсений Д.+Николай Л.+Мира Т+Ара П.+Влад О.+Федор Т.+Мила Л.+Сильва П.+Настя Г.+Фатима П.+Михаил С.+Нина А.+В контрольной группе результаты проведения диагностики почтианалогичны. Большинство детей испытывают затруднения при работеправильно «читать» схему, ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга. Допускают ошибки в выборе ирасположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чёткихконтуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Такой уровеньконструкторских способностей показали 8 детей. 5 детей показали среднийуровень сформированности конструкторских способностей. Эти детимогут делать незначительные ошибки при работе по образцу, схеме,правильно выбирают детали, но требуется помощь при определении их впространственном расположении, но самостоятельно «путём проб иошибок» исправляет их. У 2 детей конструкторские способностисформированы на высоком уровне. Эти дети умеют самостоятельно делатьпостройку, используя образец, схему, действует самостоятельно ипрактически без ошибок в размещение элементов конструкцииотносительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно пообразцу, схеме, не требуется помощь взрослого.Сравнительный результат уровня сформированности конструкторскихспособностей приведён в диаграмме ( рисунок 2)Рисунок - 2 Сравнительный анализ уровня сформированностиконструкторских способностей в экспериментальной группе иконтрольной группе(констатирующий этап)Как видно из рисунка 2, уровень сформированностиконструкторских способностей приблизительно одинаков вэкспериментальной группе и контрольной группе. У 8 детей, как вэкспериментальной, так и в контрольной группе наблюдается низкийуровень сформированности конструкторских способностей. 5 детей вэкспериментальной группе и 4 ребёнка старшей группы в контрольнойгруппе показали средний уровень сформированности конструкторскихспособностей. Количество детей с высоким уровнем сформированностиконструкторских способностей составело: 2 человека в экспериментальнойгруппе и 3 в контрольной группе.Таким образом, по результатам проведения констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что уровень сформированности конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста выявлен, как низкий. Большинство детей не умеют правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга. Допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Также можно отметить, что у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе не сформированы такие конструкторские способности: как умение расчленять и выделять составные части, а также умение видоизменять объект по заданным параметрам; слабо сформированы умения узнавать и выделять объект, умение собрать объект из готовых частей (синтезировать). 2.2. Итоги экспериментальной работы развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ЛЕГО – конструированияДля выявления результативности проводимого исследования пореализации психолого-педагогических условий развития конструкторскихспособностей детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапеэкспериментальной работы нами были проведены контрольныедиагностики по определению уровня развития конструкторскихспособностей детей дошкольного возраста, были использованы те жеметодики, что и на констатирующем этапе.В экспериментальной группе у большинствадетей старшего дошкольного возраста сформированность конструкторскихспособностей повысилась.У 4 детей старшего дошкольного возраста конструкторскиеспособности также, как и констатирующем эксперименте сформированыслабо либо не сформированы, так как дети ими не пользуются. 6 детейстаршего дошкольного возраста используют конструкторские способностичастично, не во всех работах либо не все необходимые умения. У 5 детейстаршего дошкольного возраста отмечено полное и правильноеиспользование конструкторских способностей в работе на занятиях. Вконтрольной группе, у большинства детейстаршего дошкольного возраста конструкторские способности остались натом же уровне, как и констатирующем эксперименте.У 8 детей старшего дошкольного возраста конструкторскиеспособности сформированы слабо либо не сформированы, так как детиими не пользуются. 5 детей старшего дошкольного возраста используютконструкторские способности частично, не во всех работах либо не всенеобходимые умения. Только 2 детей старшего дошкольного возрастаимеют необходимые умения и эффективно используют их.Сформированность конструкторскихспособностей в экспериментальной повысилась, а в контрольной группеосталась на прежнем уровне.Таким образом, наблюдение показало, что в экспериментальнойгруппе у детей старшего дошкольного возраста сформировалиськонструкторские способности, дети стали использовать те из них, которыми раньше не пользовались. В контрольной группе, где занятиявелись по обычному плану, конструкторские способности у большинствадетей не сформированы. Выводы по второй главеРазвитие конструктивных способностей у детей дошкольноговозраста является важной задачей современного образования. Но,итоги констатирующего этапа исследования конструкторскихспособностей детей показали, что конструкторские навыки детей стоят нанизком уровне развития.В процессе проведения целенаправленной работы по созданиюблагоприятной предметно-развивающей ЛЕГО -конструкторской среды,употреблении как общепринятых, так и новых, необычных методикразвития конструкторских игр дошкольников и необычных способовконструирования из ЛЕГО-конструктора в самостоятельной, групповойконструкторской деятельности улучшили конструкторские способности удетей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Вконтрольной группе уровень развития конструкторских способностейостался на том же уровне. Это показал результат контрольного этапаисследования после проведения методики.Пройдя основные этапы формирования конструктивнойдеятельности дошкольника мы увидели, что создание благоприятной, комфортной,безопасной ЛЕГО конструирующей среды, оснащеннойразнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО, подборка дидактическихигр для развития конструкторских способностей, активное участиеродителей способствует эффективному формированию конструкторскихспособностей у детей старшего дошкольного возраста.ЗаключениеТаким образом, содержание дошкольного уровня образования по конструированию направлено на поисковую и экспериментальную деятельность, развитие образного и логического мышления, а также развития творческого воображения. Развитие творческого воображения позволяет рассмотреть понятие «конструирование». Детское конструирование может быть представлено как вид деятельности, в котором дошкольники создают из большого разнообразия материалов, будь то бумага, пластилин, природный материал или конструктор разнообразные поделки. Конструирование является сложным видом деятельности ребенка и поэтому требует детального рассмотрения.В процессе ЛЕГО - конструирования дети старшего дошкольноговозраста осваивают новые техники и технологии работы с конструктором,которые впоследствии можно использовать в самостоятельнойдеятельности, таким образом позволяя создавать благоприятные условиядля приобщения детей старшего дошкольного возраста к техническомутворчеству и формированию инженерного мышления, первоначальныхтехнических навыков.Кроме того, ЛЕГО - конструирование развивает творчество детейстаршего дошкольного возраста, подталкивает их реализовать своифантазии в реальности. Ребёнок получает возможность выполнять изделияне только по образцу, показанному воспитателем, а также по своемусобственному замыслу, опираясь на умения, сформированные на занятиях.Наши исследования были направлены на поиск и изучениепсихолого-педагогических условий формирования конструкторских способностей в процессе ЛЕГО - конструирования у детей старшегодошкольного возраста. Для этого мы выдвинули соответствующуюгипотезу, в которой утверждалось, что создание ЛЕГО – конструирующейсреды, выбор интересных и доступных объектов для конструирования,ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различнымитехниками и использование методики сотворчества педагогов, детей иродителей в процессе конструкторской деятельности будет способствоватьразвитию конструкторских способностей у дошкольников.ЛитератураДьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ОУ: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015.178 с. (гриф УрГПУ, реш.Ученого Совета № 398 т 19.06.2015 г.).Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.Немерещенко О. Д. Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Томск, 2014.Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. - //Дошкольное воспитание. – № 11. – 2015 г. – С. 58–64.Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольноговозраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2013. - 80 с.Парамонова Л. А. Теория и методика детского конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – СПБ, Речь, 2013.Томюк О. Н. Творчество: онтологический аспект // Эпистемы:Сб. науч. ст. Вып. 8: Проблемы современной онтологии / Науч. ред.А. Г. Кислов, отв. ред. О. Н. Томюк. Екатеринбург: Издательскийдом «Ажур», 2013. С. 82–90.Урадовских Г.В. Художественное конструирование из деталей конструктора // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2015. – С. 15–22. Федеральный государственный образовательный стандарт ошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1155 г от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 11.03.2017).Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М., 2012.
1. Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ОУ: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015.178 с. (гриф УрГПУ, реш. Ученого Совета № 398 т 19.06.2015 г.).
2. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
3. Немерещенко О. Д. Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Томск, 2014.
4. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. - //Дошкольное воспитание. – № 11. – 2015 г. – С. 58–64.
5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольноговозраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2013. - 80 с.
6. Парамонова Л. А. Теория и методика детского конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – СПБ, Речь, 2013.
8. Томюк О. Н. Творчество: онтологический аспект // Эпистемы:Сб. науч. ст. Вып. 8: Проблемы современной онтологии / Науч. ред.А. Г. Кислов, отв. ред. О. Н. Томюк. Екатеринбург: Издательскийдом «Ажур», 2013. С. 82–90.
9. Урадовских Г.В. Художественное конструирование из деталей конструктора // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2015. – С. 15–22.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт ошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1155 г от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 11.03.2017).
11. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М., 2012.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет конструирование в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста?
Конструирование имеет важное значение в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию воображения и фантазии, улучшает пространственное мышление и логическое мышление, а также развивает мелкую моторику и координацию движений.
Какие особенности детского конструирования стоит учитывать?
Детское конструирование имеет свои особенности, которые следует учитывать. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают игрушки, которые не требуют сложного монтажа, а простые элементы конструкции легко соединяются с помощью магнитов или шариков. Также важно учитывать пожелания и предпочтения каждого ребенка.
Как лего конструирование помогает развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста?
Лего конструирование является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. При работе с лего дети учатся сочетать различные элементы и создавать уникальные конструкции, что развивает их воображение и фантазию. Кроме того, лего помогает детям развивать логическое мышление и учиться решать сложные задачи.
Какой вывод можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе можно сделать вывод, что конструирование имеет большое значение в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию воображения, улучшает пространственное и логическое мышление, а также развивает мелкую моторику и координацию движений.
Какие результаты экспериментальной работы по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста были получены?
В экспериментальной работе по развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста были получены положительные результаты. Дети, которые занимались лего конструированием, показали значительный прогресс в развитии воображения, фантазии, пространственного и логического мышления. Они также улучшили свою мелкую моторику и координацию движений.
Зачем детям нужно заниматься лего конструированием?
Дети, занимающиеся лего конструированием, развивают творческие способности и воображение. Кроме того, такая игра способствует развитию моторики, логического мышления и усидчивости.
Какие навыки могут быть развиты у детей благодаря лего конструированию?
Благодаря лего конструированию дети развивают навыки анализа, синтеза, пространственного мышления, усидчивости, творческого мышления и координации движений.
Какой возраст рекомендован для начала занятий лего конструированием?
Лего конструирование подходит для детей младшего и старшего дошкольного возраста, то есть примерно от 3 до 6 лет.
Какие преимущества имеет лего конструирование по сравнению с другими играми для развития творческих способностей?
Лего конструирование позволяет детям развивать творческое мышление и воображение, а также усидчивость и логическое мышление. Одновременно оно развивает мелкую моторику и координацию движений. Кроме того, лего конструирование позволяет детям экспериментировать и создавать собственные модели.
Как родителям помочь развить творческие способности ребенка через лего конструирование?
Родители могут помочь развитию творческих способностей ребенка через лего конструирование, предлагая ему различные задания и стимулируя его к экспериментам и самостоятельному творчеству. Также важно создать комфортные условия для игры и предоставить достаточное количество времени и материалов для развития детского воображения и конструкторских навыков.