Государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного контроля и надзора в сфере обеспечения каества пищевых продуктов 6
1.1. Правовое регулирование качества продовольственной продукции в России 6
1.2. Зарубежный опыт контроля безопасности продуктов питания 14
Глава 2. Теоретические вопросы косвенного налогообложения 19
2.1. Стандартизация и системы прослеживаемости 19
2.2. Маркировка пищевой ценности 26
Заключение 29
Библиографический список 30

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации в целом создана и продолжает совершенствоваться законодательная и нормативная база в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Как подчеркивает Тутельян В.А. [6, С.78], создана современная, жесткая по всем параметрам нормативная база, в которой учтен и отечественный и зарубежный опыт.
Вместе с тем, нельзя назвать совершенной систему контроля качества и безопасности пищевых продуктов, сформированную в стране. Не все отечественные испытательные лаборатории имеют современную базу для проведения испытаний. Например, из существующих 450 наименований пестицидов, пищевые продукты определяются только на наличие четырех, из нескольких десятков антибиотиков, применяемых в сельском хозяйстве – только на наличие 4 – 5 [8]. Не разработана окончательно и методологическая база для определения и контроля пищевых добавок, потребление которых в год достигает по данным ФАО/ВОЗ 3 кг на одного человека [8]. Существующие методы контроля, охватывающие более половины пищевых добавок – консерванты, антиокислители, пищевые красители, синтетические подсластители и другие, должны быть дополнены и подкреплены аналитическими методами контроля их содержания во всех пищевых продуктах и алгоритмом проведения контроля за их использованием в производстве [9, С. 33]. Актуальными направлениями в методологии контроля качества является разработка доказательной базы при идентификации пищевых продуктов. О слабой доказательности идентификационной и квалиметрической базы и недостаточном перечне идентифицирующих показателей, в том числе приводимых в Технических регламентах, указывает Николаева М.А. [10, С. 49]. Регламентируемые показатели для многих пищевых продуктов, например, массовая доля белка и жира, зачастую фальсифицируются, а методы, приборы для испытаний либо отсутствуют в испытательных лабораториях, либо не являются стандартными.
Методологическое обеспечение экспертизы качества пищевых продуктов включает также выбор и привлечение экспертных организаций, отбор проб для испытаний, выбор методов испытаний, аналитические исследования. Анализ нормативных документов и литературных данных показал наличие существенных различий в методологическом обеспечении экспертизы качества в отечественной и зарубежной практике, которые в обобщенном виде представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Отличительные признаки методологического обеспечения экспертизы качества [11, С.58]
Признак Особенности реализации в отечественной экспертной практике Особенности реализации в зарубежной экспертной практике Привлечение экспертных организаций В России к государственному контролю качества и безопасности пищевых продуктов привлекаются исключительно подведомственные лаборатории Роспотребнадзора, Россельхознадзора В США – с помощью аккредитованных независимых испытательных лабораторий. В Германии к исследованиям привлекаются только подведомственные организации. Система контроля качества и подтверждение технической
компетентности лабораторий Решение об аккредитации лабораторий принимают соответствующие национальные органы по аккредитации на основе национальных стандартов. Лаборатории должны получить аккредитацию третьей стороны, необязательно национального органа по аккредитации. Ее можно получить в любом органе (организации), имеющем международное признание на проведение аккредитационной деятельности в соответствии со стандартом ISO 17011 Процедуры отбора проб и проведения аналитических испытаний В России лаборатории могут использовать только конкретные, «одобренные» нормативными документами, методы и им недоступны альтернативные методы проведения испытаний или новые технологии, что значительно ограничивает их деятельность В Европейском союзе не проводится гармонизация самих методов испытаний. Вместо этого разработан набор критериев, в соответствии с которыми эти методы должны выбираться. Этот подход позволяет лабораториям применять различные методы, пользоваться преимуществами новых технологий при проведении испытаний, благодаря чему Европейский союз в целом быстро адаптируется к новым возникающим рискам
Следует отметить, каждая страна должна иметь достаточно ресурсов и лабораторий, способных провести все необходимые испытания самостоятельно. Поскольку предполагается, что лаборатории должны участвовать в проведении оценки соответствия, испытания включают проверку различных свойств продуктов: органолептические, физико-химические, показатели безопасности. Это требует значительных финансовых и технических ресурсов. Интересен опыт Европейского союза, в котором страны контролируют меньшее число обязательных параметров и имеют доступ к лабораториям в других странах на территории Союза. Таким образом, необходимые лабораториям финансовые средства и человеческие ресурсы распределяются между несколькими странами, что уменьшает финансовую нагрузку на лаборатории каждого из государств-членов [11, С. 96].
В России подразумевается, хотя и не утверждается прямо, что должны быть созданы национальные референтные лаборатории. В Европейском союзе на создание и финансирование общих для всего ЕС референтных лабораторий выделяются целевые ресурсы. Созданы референтные лаборатории, которые специализируются на проведении испытаний самого разного характера: от испытаний на пищевые добавки, ГМО, губчатоподобную энцефалопатию КРС, меламин в молоке и молочных продуктах до анализов на диоксины, сальмонеллу и остаточные количества пестицидов. Каждая из этих лабораторий играет очень важную роль в программе контроля пищевой продукции в ЕС и во всем мире, поскольку многие лаборатории предоставляют услуги также другим странам за пределами Союза. Такая глобальная роль стимулирует лаборатории разрабатывать новые методы испытаний, предоставлять поддержку в ключевых технических областях странам по всему миру, оказывать помощь при вспышках болезней, а также проводить обучение, тем самым повышая уровень компетентности всемирной системы лабораторий [11, С. 100].
Таким образом, зарубежный опыт в области контроля качества и безопасности, безусловно, заслуживает внимания. Считаем целесообразным рекомендовать создание целостной гармонизированной системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов по всем звеньям продовольственной цепи до момента потребления пищевой продукции потребителем, как это принято, в частности в ЕС, проработать создание референтных лабораторий, заимствовать как одного из элементов системы контроля – систему идентификации и прослеживаемости, опыт реализации принципа ответственности предпринимателя [12, С. 113].

Маркировка пищевой ценности
Важным аспектом в обеспечении информированности потребителя о качестве продовольственных товаров является маркировка, содержащая данные о пищевой ценности. Наиболее распространенный формат – таблица на задней стороне упаковки (обязательна в ЕС), а также указание рекомендуемой суточной нормы потребления (GDA), чаще на передней стороне упаковки [6].
Маркировка позволяет сделать осознанный выбор, но малоэффективна в стимулировании изменений поведенческого выбора потребителей. Так, данные, полученные в рамках инициативы ЕС «Маркировка пищевой продукции в целях повышения осведомленности и повышения качества жизни» (Food Labelling to Advance Better Education for Life – FLABEL), позволяют сделать вывод о том, что больше внимания привлекает лицевая сторона упаковки, однако и эта информация чаще всего используется уже достаточно мотивированными потребителями [1].
В ЕАЭС подготовлены предложения по пересмотру требований к маркировке. Проект изменения №1 в технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» призван уточнить такие критерии, как легкочитаемость, достаточность, контрастность фона и понятность. Помимо пищевой ценности, также необходимо указывать сведения об обогащении продукта (источниками йода, железа, витаминов и т. д.).
В некоторых странах производители по своей инициативе снижают содержание соли, сахара, насыщенных жирных кислот и трансизомеров в прошедших технологическую обработку пищевых продуктах [1] и вводят собственные условные обозначения для них (рис. 2.1). Узнаваемость логотипа и доверие к нему помогают стимулировать покупателя платить больше за продовольственные товары, предназначенные для определенных групп населения или обогащенные.


Рисунок 2.1 – Логотипы для маркировки «здоровых» продуктов в ЕС

Чтобы не допустить введения потребителя в заблуждение, целесообразнее использовать логотип, согласованный и утвержденный на уровне правительства. Кроме того, любые формы маркировки должны сопровождаться просветительской работой и социальным маркетингом. Основное их назначение – информирование о том, что представляет собой здоровый сбалансированный рацион, о полезных свойствах продуктов, а также о том, как улучшить собственное питание и образ жизни.
В различных странах в той или иной форме существуют программы по вопросам питания и проводятся мероприятия, ориентированные на школьную аудиторию; взрослые на рабочих местах пока такими программами не охвачены, и эта проблема требует разрешения в ближайшем будущем. Как отмечалось в докладе ФАО 2013 г., самая важная целевая аудитория – матери детей раннего возраста [7]. В большинстве государств Европы и Центральной Азии (за исключением Российской Федерации) просвещение по вопросам питания не является обязательным.
Между тем оно имеет важнейшее значение для информированного выбора и должно стать обязательным компонентом школьных программ.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Таким образом, государственная политика в области качества и безопасности питания направлена на обеспечение продовольственной безопасности в целом. Вступление Республики Беларусь в ВТО предусматривает открытый рынок и сокращение пошлин на ряд продуктов питания, что потребует от органов государственной власти существенной помощи отечественной пищевой промышленности.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 20.09.2018).
ГОСТ Р 52090-2003 Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия (с Изменением №1) [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200032512 (дата обращения: 17.10.2018).
Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-22112000-n-883/ (дата обращения: 15.10.2018).
Европа и Центральная Азия. Региональный обзор по продовольственной безопасности, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – Будапешт, 2017.
Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг-2016: социально-экономические аспекты / В. Г. Гусаков и др. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017.
Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире. 2015. – Рим: ФАО, 2015. http://www.fao.org/3/a-i4646r.pdf
Sedik D., Ulbricht С., Dzhamankulov N. The Architecture of Food Safety Control in the European Union and the Eurasian Economic Union. – IAMO. Leibniz Institute of Agricultural Development in Transition Economies. Discussion Paper No. 156. Germany, 2016.
Стратегия повышения качества и безопасности пищевой продукции в Республике Беларусь до 2030 года / З. В. Ловкис и др. // Пищевая промышленность: наука и технологии. 2016, №1. С. 8–17.
Storcksdieck genannt Bonsmann S., Celemin L. F., Larranaga A. et al. Penetration of nutrition information on food labels across the EU-27 plus Turkey // Eur. J. Clinical Nutrition. 2010. Vol. 64 (12). P. 1379–1385.
Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства. 2013. – Рим: ФАО, 2013. http://www.fao.org/3/a-i3300r.pdf.
Макеев, М. В. «Проблемы нормативно-правового регулирования качества и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-normativno-pravovogo-regulirovaniyakachestva-i-bezopasnosti-pischevoy-produktsii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 16.10.2018).
МатишоваЕ.С. К вопросу об обеспечении безопасности пищевых продуктов в рамках продовольственного права стран Евросоюза / Е.С. Матишова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – Т.16. – №2. – С. 103 – 108.
Николаева М.А. Актуальные проблемы научного товароведения /М.А.Николаева // Индустрия питания. – 2017. – №3. – С. 46 – 51.
Сагдиева, А. Д. « Правовое регулирование безопасности и качества продукции» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovaniebezopasnosti-i-kachestva-produktsii (дата обращения: 16.10.2018).
Системы пищевой безопасности [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.iksystems.ru/food_safety/ (дата обращения: 15.10.2018).











2



6

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 20.09.2018).
3. ГОСТ Р 52090-2003 Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия (с Изменением №1) [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200032512 (дата обращения: 17.10.2018).
4. Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-22112000-n-883/ (дата обращения: 15.10.2018).
5. Европа и Центральная Азия. Региональный обзор по продовольственной безопасности, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – Будапешт, 2017.
6. Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг-2016: социально-экономические аспекты / В. Г. Гусаков и др. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017.
7. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире. 2015. – Рим: ФАО, 2015. http://www.fao.org/3/a-i4646r.pdf
8. Sedik D., Ulbricht С., Dzhamankulov N. The Architecture of Food Safety Control in the European Union and the Eurasian Economic Union. – IAMO. Leibniz Institute of Agricultural Development in Transition Economies. Discussion Paper No. 156. Germany, 2016.
9. Стратегия повышения качества и безопасности пищевой продук-ции в Республике Беларусь до 2030 года / З. В. Ловкис и др. // Пищевая промышленность: наука и технологии. 2016, №1. С. 8–17.
10. Storcksdieck genannt Bonsmann S., Celemin L. F., Larranaga A. et al. Penetration of nutrition information on food labels across the EU-27 plus Turkey // Eur. J. Clinical Nutrition. 2010. Vol. 64 (12). P. 1379–1385.
11. Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства. 2013. – Рим: ФАО, 2013. http://www.fao.org/3/a-i3300r.pdf.
12. Макеев, М. В. «Проблемы нормативно-правового регулирования качества и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-normativno-pravovogo-regulirovaniyakachestva-i-bezopasnosti-pischevoy-produktsii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 16.10.2018).
13. МатишоваЕ.С. К вопросу об обеспечении безопасности пищевых продуктов в рамках продовольственного права стран Евросоюза / Е.С. Матишова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – Т.16. – №2. – С. 103 – 108.
14. Николаева М.А. Актуальные проблемы научного товароведения /М.А.Николаева // Индустрия питания. – 2017. – №3. – С. 46 – 51.
15. Сагдиева, А. Д. « Правовое регулирование безопасности и качества продукции» [Электронный ресурс]: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovaniebezopasnosti-i-kachestva-produktsii (дата обращения: 16.10.2018).
16. Системы пищевой безопасности [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.iksystems.ru/food_safety/ (дата обращения: 15.10.2018).

Вопрос-ответ:

Какое правовое регулирование существует в России для обеспечения качества продовольственной продукции?

В России существует правовое регулирование для обеспечения качества продовольственной продукции. Это включает в себя законы и нормативные акты, которые определяют требования к качеству, безопасности и маркировке продуктов, а также устанавливают порядок проведения государственного контроля и надзора. Одним из основных документов является Федеральный закон "О безопасности пищевой продукции", который регулирует все аспекты производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов на территории России.

Какой зарубежный опыт существует в контроле безопасности продуктов питания?

Существует разнообразный зарубежный опыт в контроле безопасности продуктов питания. Разные страны применяют различные подходы к контролю и надзору за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Например, ЕС имеет строгую систему регулирования, которая включает нормы и стандарты, системы сертификации и аккредитации, а также обязательную маркировку продукции. США также имеют собственную систему контроля, включая Федеральное управление по сельскому хозяйству (FDA), которое отвечает за безопасность пищевых продуктов.

Как стандартизация и системы прослеживаемости влияют на косвенное налогообложение?

Стандартизация и системы прослеживаемости играют важную роль в косвенном налогообложении. Качество и безопасность продуктов питания напрямую влияют на здоровье населения, а, следовательно, на расходы государства на медицину и социальное обеспечение. Правильная стандартизация и системы прослеживаемости помогают предотвратить возникновение заболеваний, связанных с употреблением некачественной или опасной пищевой продукции, что в свою очередь снижает затраты государства на лечение и обслуживание больных.

Какое правовое регулирование существует в России по качеству продовольственной продукции?

В России качество продовольственной продукции регулируется законодательством, включающим Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Также существуют нормативно-технические документы, устанавливающие требования к качеству продукции.

Каков зарубежный опыт контроля безопасности продуктов питания?

Зарубежный опыт контроля безопасности продуктов питания включает разработку и применение системы HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - Анализ опасностей и система критического контроля точек), которая используется для идентификации и управления рисками в пищевой промышленности. Также многие страны имеют свои системы государственного контроля и надзора в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Что такое стандартизация и системы прослеживаемости в контексте косвенного налогообложения?

Стандартизация в контексте косвенного налогообложения представляет собой установление требований к продукции (например, уровень сахара или жиров), которые могут влиять на размер налога. Системы прослеживаемости позволяют контролировать движение и происхождение продуктов от производителя до потребителя.

Какими требованиями подразумевается маркировка пищевой ценности продуктов?

Маркировка пищевой ценности продукта предполагает указание информации о его пищевой ценности, такой как количество калорий, содержание белка, жиров и углеводов. Это позволяет потребителям сделать осведомленный выбор и контролировать свою диету.

Что такое система HACCP и как она применяется в пищевой промышленности?

Система HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - Анализ опасностей и система критического контроля точек) является системой идентификации и управления рисками в пищевой промышленности. Она включает в себя анализ опасностей, определение критических контрольных точек и разработку и внедрение мер для предотвращения возникновения опасностей и обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Что такое государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов?

Государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов - это система мер и механизмов, осуществляемых государством для проверки и обеспечения соответствия пищевых продуктов установленным нормам и стандартам качества и безопасности.