Изучение особенностей восприятия детьми младшего дошкольного возраста художественной литературы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 44 44 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 28.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Особенности восприятия у детей младшего дошкольного возраста 4
1.2 Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательного процесса 12
1.3. Основные аспекты восприятия детьми художественных произведений 15
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Рекомендации по проведению занятий с младшими дошкольниками для развития восприятия художественных произведений 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Фрагмент для ознакомления

д.).Для младших дошкольников следует подбиратьстихи короткие по размеру (четыре - шесть строк), близкие и доступныепо содержанию, ритмичные; они должны иметь звонку, музыкальную рифму, передавать определенное действие. Этим требованиям отвечают народныепотешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Зайчик»-и др.), народные песенки.В первой младшей группе воспитатель приучает детей к стихотворномуязыку, сопровождая игры соответствующими стихами, потешками. Так,время умывания воспитатель читает стихотворение Г. Демченко «Водичка»; во времянаблюдения за белочкой бы ведет с ней разговор словамистиха. Когда ребенок играет с мишкой, зайкой, лошадкой,воспитательница в это время может читать соответствующие стихи ( «Мишка»,«Лошадка», «Зайчик» и ДР.). Многократное повторение стихавоспитательницей поощряет детей к использованию стихов во время игр.В результате такой работы на конец года дети знают и охотно читаютмного стихов. В конце года можно провести игру «Волшебный мешочек»(Положить в мешочек игрушки, о которых дети знают стихи: мишки,лошадку, зайчика). Мешочек с игрушками приносит мишка, вынимаетиз него игрушку и спрашивает детей: «Что это?», и предлагает прочитать стихотворениеоб этой игрушку.Во второй младшей группе в первом квартале тоже непроводится специальных занятий по изучению стихов наизусть.В начале года (в первом квартале) воспитательница попутносама читает стихи с тем, чтобы вызвать у детей интерес к ним( «Водичка, водичка, умой мое личико», - весело говорит она, подводядетей к умывальнику). Дети охотно повторяют, показывая своищечки, глаза, зубы. Начиная со второго квартала проводятсяспециальные занятия по изучению стихов наизусть. Готовясь кзанятию, воспитательница определяет задачи и цели стихотворения, изучает егонаизусть, продумывает использования наглядных пособий и иллюстраций.В этой группе также не ставится задача запомнить стихотворение на занятии,потому что ребенок этого возраста не способен еще выучить стихи путемпроизвольного его запоминания. Воспитательница с помощьюразличных приемов многократно повторяет стихотворение, применяядвижения и действия показывает игрушку, машет ею, гладит и причесывает лошадкегриву («Лошадка») и др.Подбирая художественные произведения детей, нужно помнить о принципах отбора художественных произведений. Опишем их.1.Высокое художественное мастерство произведения. Иногда воспитатели трогают детям рассказ, который удалось найти для раскрытия темы занятия или на актуальную тему. Такие «дежурные» рассказы основном имеют неудачную форму, вялый сюжет, невнятных героев, которые оставляют детей равнодушными и тут же забываются.2. Образность. живость языка произведения. Его соответствие литературным нормам. Хорошо, когда писатель использует яркие сравнения, метафоры, фразеологические обороты, которые легко запоминаются, прямую речь. Следует избегать произведений, условии которых слишком много слов со уменьшительными суффиксами, ласковых слов и тому подобное.3. Интересный сюжет. Рассказ с захватывающим сюжетом, с яркой н острой характеристикой героев чрезвычайно нравятся детям. Такой сюжет имеют украинские народные сказки. Поэтому ребенок не хочет расставаться с героями сказок, сюжет сказки держит ее все время в напряжении.4.Простота и четкость композиции. Детский произведение должно иметь четкую композицию, конкретность в изображении героев, окружение, деталей, которые помогают ребенку представить не только образ героя, но и место, где происходят события.5.Доступность художественного произведения ребенку. Этот принцип согласуется с принципом соответствия содержания художественного произведения возрастным особенностям детей. В зависимости от возрастной группы, воспитатель должен подбирать книги детских писателей, которые адресованы детям младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Детские издательства имеют четко дифференцировать, для которого возрастного периода книжки. Нецелесообразно объединять весь дошкольный возраст, например, «для детей дошкольного возраста», а еще хуже, когда книгу рекомендуется для двух смежных возрастных периодов - дошкольного и младшего школьного возраста. Книга будет полезной, если ее смысл понятен ребенку. Вместе с тем не следует забывать, что иногда интересы детей превышают их возрастной уровень. им много читают дома, тогда воспитатель может читать сложные для восприятия рассказа.6.Новизна и контрастность содержания. Есть предметы, явления, жизненные события, с которыми можно знакомить детей только через художественную литературу (космос, некоторые животные, жизнь на Севере, Юге, в Африке, деятельность шахтеров, моряков, летчиков, военные события, произошедшие с прошлой жизни страны и т.д.). Если события, явления, о которых идет речь в рассказе, находятся за пределами реального мира ребенка, она их никогда не видела, нужно подбирать иллюстрированные детские книги, которые расширяли поле непосредственного восприятия ребенка. Среди различных видов иллюстраций детских книг (линейный, светотеневой, условный рисунок) лучшим для восприятия является светотеневой рисунок.7.Конкретные педагогические задачи, для решения которых добирается художественное произведение. Тематика произведений для детей весьма разнообразна. Поэтому воспитатель должен четко определить месть использования произведения на уроке, время и место (раздел), когда его следует читать. Например, произведения естественной тематики (о норы года, явления природы, птиц, животных, насекомых и т.д.) читают на занятиях по разделу «Родная природа», сочинения на социально-бытовую тематику (профессии взрослых, транспорт, о родной стране, праздники и т.д.) - на занятиях ознакомления с явлениями окружающей среды. Сказки, произведения на морально-соприкасающихся и развлекательные (юмористические) темы следует использовать на занятиях по художественной литературе.Подобрать удачно произведение - это только начало работы с художественным произведением. Воспитатель должен соблюдать и соответствующие принципы ознакомления детей с художественными произведениями:1.Принцип эмоционально-выразительного чтения художественного произведения. Сущность выразительного чтения в его эмоциональной насыщенности. Предварительно произведение следует несколько раз прочитать, определить характер интонации, логические паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр речи героев и персонажей произведения. Овладение искусством художественного чтения и рассказывания является профессиональной обязанностью воспитателя.2.Осознание и понимание детьми содержания художественного произведения. Произведение только тогда может влиять на ребенка положительно, когда она его хорошо поняла, осознала ход событий, идею или мораль произведения. Поэтому перед чтением произведения нужно подумать, какие слова и фразы будут трудными для понимания детей и как их объяснить - перед чтением, во время чтения или после чтения. Определить вопросы для вступительной беседы, беседы по содержанию рассказа (познавательного содержания), подобрать иллюстрации, которые помогут детям наглядно представить описанные события.3.Повторяемость чтения. Небольшой по объему художественное произведение следует прочитать на занятии несколько раз. Когда произведение по объему большой, можно ограничиться повторным чтением отрывков, наиболее ярких и значимых эпизодов. Повторное чтение одного и того же произведения следует осуществлять в течение месяца. квартала, года. Знакомый произведение читают на других занятиях, например, в ходе беседы, на занятиях по развитию речи {перевод известного произведения). Отрывки произведений трогают в процессе тематических бесед или литературных викторин, тематических литературных вечерах и утренниках. Знакомые произведения дети могут слушать в записи на пластинках, магнитофоне, смотреть театральные представления, диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.4.Включсння детей в активную познавательную деятельность по содержанию художественного произведения. Реализации этого принципа способствуют элементы драматизации и инсценировки на занятиях, игры-драматизации, инсценировки произведений, разыгрывание сюжетов стихов, прибауток, песен, театрализованные и сюжетно-ролевые игры по содержанию художественных произведений: рисование, аппликация по мотивам прослушанных произведений с последующим рассказом по своим рисунками-иллюстрациями.5.Взаимосвязь познавательных, воспитательных и речевых задач. Каждое произведение влияет на ребенка с трех сторон: информирует-то новое, дает ей новые знания; воспитывает умственно, нравственно, эстетически; обогащает, уточняет и активизирует словарь ребенка. Итак, все эти три задачи воспитатель должен четко определить в программном смысле занятие, на котором будет прочитано произведение.6.Тематическое чтения произведений. В практике работы дошкольных учреждений используют чтение произведений на одну тему в течение определенного периода: на одном занятии, в течение месяца, квартала. Например, к занятию по природе на тему «Весна», ( «Зима», «Осень», «Лето») можно подобрать два-три небольших стихотворения, в которых говорится о разных периодах весны. По содержанию этих рассказов проводят сравнительную беседу. Или к занятию по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Профессии твоих родителей» детям читают два-три рассказа, стихотворения о профессии взрослых, рассматривают картины, иллюстрации. Произведения этой самой тематики читают детям и на других занятиях в течение одного-двух месяцев. Завершается чтение этого цикла произведений тематической завершающей беседой «Профессия твоих родителей». Подготовка к беседам о стихотворении (скромность, вежливость, честность, правдивость и т.д.) требует тематического чтения произведений в течение квартала.7. Оценка детьми содержания художественного произведения. Понимание, осознание текста вызывает у ребенка эмоциональные переживания, сочувствие, что с основой для формирования адекватных оценочных суждений, нравственных и соприкасающихся оценок. Итак, учет особенностей восприятия детьми художественных произведений, их функциональной и содержательной направленности, принципов отбора художественных произведений и ознакомления с ними детей поможет объективно подойти к формированию минимальных и одновременно достаточных знаний, умений и навыков в сфере художественно-речевой деятельности.Стихи, которые учили на занятиях, повторяют с отдельными детьми вовремя утреннего приема, режимных моментов, игр. Выученные стихиможно повторять и на занятиях по другим разделам программы.В младшей группе предлагается такая структура занятий:1. Вступительная беседа, рассматривание наглядности.2. Чтение стихотворения воспитателем, объяснение незнакомых слов;показ наглядности.3. Повторное чтение стихотворения (дважды воспитателем).4. Чтение стихотворения детьми с привлечением их к активной деятельности(Возить тележку, махать флажком и т.п.).Стихотворная речь в целом лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Заучивание стихов - один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. Только с 5-ти лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, то есть младшиедошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно- иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать вышесказанное не очень трудно. Метод может использоваться одновременно с иллюстративным - или без него. В обоих случаях важным является следующее, - следует попросить малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, необходимо использовать какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться всоответствующей сюжету последовательности. Пусть ребенок пробует экспериментировать с образами, например, что-то изменять во внешнем виде главного героя, и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным для ребенка, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, оно способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.Через зрительные опоры - картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Такой подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок - зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения стих - иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки - фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки - иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей:- развиваются ассоциативное мышление;- развиваются способности к замещению;- активизируется речь в целом: - пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения; - обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок - иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.Правила заучивания стихотворений.1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, яркостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Следует обратить внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает - это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых - доступно их объяснить.3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа:- аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух);- визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается);- кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает вниманиеребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание наспособ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители и воспитатели будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится.Родители дома могут пользоваться приемами, которые применяют воспитатели. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает - ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его разыгрывание по ролям. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.Приемы, помогающие лучшему запоминанию: - выполнение игровых действий с предметами во время чтения; - договаривание детьми слов, которые рифмуются; - чтение стихов-диалогов по ролям; - драматизация.Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание в младшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы: образец выразительного чтения взрослого (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. Визуальный метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущейявляется зрительная память. Подведем итоги. Во второй главе мы рассмотрели особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста поэтических произведений, а также методы, используя которые воспитатели и родители могут помочь ребенку в заучивании подобных произведений.ЗАКЛЮЧЕНИЕВосприятие детей младшего дошкольного возраста является значимым психическим процессом, требующим особого внимания со стороны воспитателей, родителей, и психологов. Дети в этом возрасте не могут самостоятельно развивать в себе способности корректно и распространенно анализировать окружающий мир и все его составляющие.Человек не рождается уже с готовым навыком воспринимать окружающий мир, а постепенно учится этому. На протяжении младшего дошкольного возраста образы объектов и явлений, которые воспринимаются, отличаются некоторой нечеткостью. Если детям попадается какое-либо изображение ранее неизвестного объекта (или явления), они выделяют из него какую-то характерную деталь и, отталкиваясь на нее, распознают изображенный предмет целиком. Например, увидев впервые монитор компьютера, ребенок может счесть его за телевизор.У младших дошкольников в полной мере сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность (легкая смена настроения) и потребность в эмоциональном комфорте. При этом, главенствующим типом социального взаимодействия выступает так называемое ситуативно-деловое, которое характеризуется тем, что на фоне практического взаимодействия имеется вербальное взаимодействие со взрослыми. Какие можно сделать выводы из этого, - у детей данной возрастной группы существует комплекс особенностей, которые необходимо учитывать в работе с ними, и соответственно, учитывать при знакомстве детей с поэзией. Мышление ребенка 3 - 4-х летнего возраста отличается образностью, соответственно, им значительно проще запоминать стихи, которые имеют яркие и конкретные образы. Знакомясь с такими произведениями дети способны представить его, мысленно нарисовать себе. К поэтическим произведениям литературы, с которыми младших дошкольников знакомят, должны применятся определенные требования:- ясность и простота знакомых детям образов;- четкость ритма;- краткость самого стишка, его отдельных строк;- многообразие видов поэзии;- малый объем. Значимое место при знакомстве младших дошкольников с поэзией принадлежит разнообразным игровым приемам. Такая форма ознакомления с поэзией побуждает детей как можно лучше запомнить их, а потом и воспроизводить по возможности четко и образно.Имеется большое число дидактических приемов, которые способствуют формированию основных каналов восприятия. Пристального внимания взрослого требует выказывание уважения к природным особенностям, имеющимся у ребенка. Сколько детей - столько психологических, физических, и социальных портретов. По этой причине нужно учитывать всевозможные методы заучивания, которые наилучшим образом подходят ребенку.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2013. - 400 с.Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание, 1991, №4Большая книга стихов для самых маленьких: Для дошк. возраста. — Минск: МЕТ, 2003. — 319 с.Большая книга стихов для чтения в детском саду / сост.: И.П. Токмакова, Э.И. Иванова. — М.: Планета детства, 2000. — 512 с.Виноградова Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров Н.А. Виноградова.– М.: 2013. 510 с.Волчикова занятий младшей воспитателей и / В.Н. Волчкова. Воронеж: Учитель, 2010. – с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. –М.: Юрайт, 2017. – 199с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика (сборник). / Л.С. Выготский – М.: АСТ Москва, 2008. – 672с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика Синтез, 2012.Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992Дошкольная педагогика основами методик и под ред. А. Гогоберидзе, Солнцевой. – СПб.: Питер, – 464 с.Ермолаева М.В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. –2-е изд./ М.В. Ермолаев.–Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2010. – 376 с. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. / Р.И. Жуковская - М.: ЭКСМО, 2010. – 132с.Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконина, Н.В. Дурова. – М.: Школьная пресса, 2016.– 192 с.Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду / Ю.Г. Илларионова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. – С.32-35.К.Ю. "Методическая в Анализ, планирование, формы методы" К.Ю. Белая, – М.: ТЦ Сфера, 2008212с.Карпинская Н.А. Художественное слово в воспитании детей./ Н.А. Карпинская - М.: Просвещение, 2014. – 96с.Краевский В.В. Общие основы педагогики Краевский. – М.: Академия, 2009. – с.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программ.-метод. пособие / Л.В. Куцакова. – М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2014г. – 368с.Молчанова О.Н. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для академического бакалавриата / О.Н. Молчанова, А.К. Маркова, Б.А. Сосновский, О.В. Калинова, Э.Д. Телегина. – М.: Юрайт, 2017. – 360 с.Н.А. Образовательный в возраста. Короткова. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.– 208 с.Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. – М.: Флинта, 2010. – 292 с.Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии / Н.И. Павлова. — М.: Дет. лит., 1987. — 140 с.Поздняк Л.В. Дошкольное образование.Л.В. Поздняк,Н.Н. Лященко М.: Академия, 432с. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений / А.И. Полозова // Дошкольное воспитание. - 2010.- №7. – С.24-25.Приходько, В.А. Поэт разговаривает с детьми / В.А. Приходько. — М.: Дет. лит., 1980. — 223 с.Русская поэзия детям: Т. 1—2 / сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — Т. 1. — 766 с. — Т. 2. — 750 с.Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / под ред. Г.А. Чёрной [и др.]. — М.: Флинта; Наука. — 2001. — 512 с.Синицына, Е.И. Умные стихи / Е.И. Синицына. — М.: Лист, 1999. — 168 с.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. / Н.А. Стародубова - М.: ЭКСМО, 2008. – 215с.Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 2011. – 144с.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. / Г.А. Урунтаева.– М.: Академия, 2014. – 384 с.Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. / О.С. Ушакова - М.: Просвещение, 2014. – 263с.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. /Н.С. Чернышева– М.: Флинта; Наука, 2016. – 306 с.Юдаева М.В. Хрестоматия для младшей группы М.: Самовар, 2014. — 200 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2013. - 400 с.
2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание, 1991, №4
3. Большая книга стихов для самых маленьких: Для дошк. возраста. — Минск: МЕТ, 2003. — 319 с.
4. Большая книга стихов для чтения в детском саду / сост.: И.П. Токмакова, Э.И. Иванова. — М.: Планета детства, 2000. — 512 с.
5. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров /Н.А. Виноградова.– М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
6. Волчикова В.Н. Конспекты занятий вмладшейгруппедетскогосада.Практическоепособиедля воспитателей и методистовДОУ. / В.Н. Волчкова.– Воронеж: ТЦ Учитель, 2010. – 112 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. –М.: Юрайт, 2017. – 199с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика (сборник). / Л.С. Выготский – М.: АСТ Москва, 2008. – 672с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.
10. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика Синтез, 2012.
11. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
13. Ермолаева М.В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. –2-е изд./ М.В. Ермолаев. – Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2010. – 376 с.
14. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. / Р.И. Жуковская - М.: ЭКСМО, 2010. – 132с.
15. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконина, Н.В. Дурова. – М.: Школьная пресса, 2016.– 192 с.
16. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду / Ю.Г. Илларионова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. – С.32-35.
17. БелаяК.Ю. "Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы" /К.Ю. Белая, – М.: ТЦ Сфера, 2008.–212с.
18. Карпинская Н.А. Художественное слово в воспитании детей./ Н.А. Карпинская - М.: Просвещение, 2014. – 96с.
19. Краевский В.В. Общие основы педагогики /В.В. Краевский. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
20. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программ.-метод. пособие / Л.В. Куцакова. – М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2014г. – 368с.
21. Молчанова О.Н. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для академического бакалавриата / О.Н. Молчанова, А.К. Маркова, Б.А. Сосновский, О.В. Калинова, Э.Д. Телегина. – М.: Юрайт, 2017. – 360 с.
22. КоротковаН.А. Образовательный процесс в группахдетейдошкольного возраста. /Н.А. Короткова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.– 208 с.
23. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. – М.: Флинта, 2010. – 292 с.
24. Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии / Н.И. Павлова. — М.: Дет. лит., 1987. — 140 с.
25. Поздняк Л.В. Дошкольное образование./Л.В. Поздняк,Н.Н. Лященко – М.: Академия, 2009.– 432с.
26. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений / А.И. Полозова // Дошкольное воспитание. - 2010.- №7. – С.24-25.
27. Приходько, В.А. Поэт разговаривает с детьми / В.А. Приходько. — М.: Дет. лит., 1980. — 223 с.
28. Русская поэзия детям: Т. 1—2 / сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — Т. 1. — 766 с. — Т. 2. — 750 с.
29. Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / под ред. Г.А. Чёрной [и др.]. — М.: Флинта; Наука. — 2001. — 512 с.
30. Синицына, Е.И. Умные стихи / Е.И. Синицына. — М.: Лист, 1999. — 168 с.
31. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. / Н.А. Стародубова - М.: ЭКСМО, 2008. – 215с.
32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
33. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. / Г.А. Урунтаева.– М.: Академия, 2014. – 384 с.
34. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. / О.С. Ушакова - М.: Просвещение, 2014. – 263с.
35. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. /Н.С. Чернышева– М.: Флинта; Наука, 2016. – 306 с.
36. Юдаева М.В. Хрестоматия для младшей группы М.: Самовар, 2014. — 200 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста?

Особенности восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста заключаются в их способности вжиться в роль героев, воспринимать сказочные и фантастические сюжеты как реальные, а также в умении видеть связь между текстом и изображениями.

Как развивается восприятие у детей младшего дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательного процесса?

Восприятие у детей младшего дошкольного возраста развивается в ходе учебно-воспитательного процесса благодаря разнообразным игровым и творческим активностям, чтению книг, просмотру мультфильмов и выставкам. Это помогает детям расширять свой кругозор, развивать воображение и эмоциональность, улучшать речь и память.

Какие основные аспекты восприятия художественных произведений у детей младшего дошкольного возраста?

Основными аспектами восприятия художественных произведений у детей младшего дошкольного возраста являются эмоциональная реакция на текст, интерес к изображениям и иллюстрациям, способность к догадкам и прогнозированию сюжета, а также восприятие текста и изображений взаимосвязанно.

Какие результаты были получены при изучении особенностей восприятия детей младшего дошкольного возраста художественной литературы?

При изучении особенностей восприятия детей младшего дошкольного возраста художественной литературы было выяснено, что дети активно включаются в игровые ситуации и создают свои собственные интерпретации происходящего, используя свою фантазию и воображение. Они также проявляют интерес к книгам с крупными иллюстрациями и активно задают вопросы о содержании и сюжете.

Какие особенности восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста?

Особенности восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста заключаются в их ограниченной способности абстрактного мышления, ориентации на конкретные образы и простые сюжеты. В этом возрасте дети предпочитают яркие, зрительно привлекательные иллюстрации, а также простые и понятные тексты с повторяющимися элементами. Они ещё не совсем умеют различать вымысел и реальность, поэтому могут воспринимать происходящее в книге буквально.

Как развивается восприятие детей младшего дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательного процесса?

В ходе учебно-воспитательного процесса восприятие детей младшего дошкольного возраста развивается. Это происходит через знакомство с разнообразными художественными произведениями, чтение книг и просмотр анимационных фильмов. Дети учатся анализировать и интерпретировать содержание произведений, распознавать эмоциональный подтекст, а также развивают воображение и творческое мышление. Постепенно они начинают понимать абстрактные концепты и сложные сюжетные линии.

Какие аспекты восприятия художественных произведений важны для детей младшего дошкольного возраста?

Для детей младшего дошкольного возраста важны различные аспекты восприятия художественных произведений, такие как зрительная компонента, которая включает в себя яркие иллюстрации и визуальные эффекты, аудиалогическая компонента, которая связана с музыкальным сопровождением и звуковыми эффектами, а также эмоциональная компонента, которая вызывает у детей различные эмоции и помогает им развивать эмоциональный интеллект.

Какие теоретические основы лежат в основе изучения восприятия детьми младшего дошкольного возраста художественной литературы?

Основные теоретические основы изучения восприятия детьми младшего дошкольного возраста художественной литературы включают в себя исследования психологии и педагогики, а также различные теории развития ребенка. Изучение восприятия основывается на предположении, что дети младшего дошкольного возраста способны воспринимать и анализировать различные художественные произведения, и это влияет на их развитие и воспитание.

Какие особенности восприятия характерны для детей младшего дошкольного возраста?

Дети младшего дошкольного возраста имеют ряд особенностей восприятия. Они более восприимчивы к ярким и выразительным образам, а также к простым и понятным сюжетам. Дети в этом возрасте также лучше воспринимают информацию через зрительные образы и визуальные средства, чем через абстрактные понятия или логические операции.

Как развивается восприятие у детей младшего дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательного процесса?

Восприятие у детей младшего дошкольного возраста развивается в ходе учебно-воспитательного процесса благодаря осознанному и целенаправленному воздействию педагога. Педагогическая деятельность направлена на расширение кругозора детей, развитие их воображения и эмоциональной сферы, а также на формирование у них навыков анализа и интерпретации художественных произведений.

Какие основные аспекты восприятия детьми художественных произведений?

Основные аспекты восприятия детьми художественных произведений включают в себя визуальное восприятие изображений, анализ и интерпретацию текстов, эмоциональную реакцию на произведения и включение их в свою игровую деятельность. Дети на этом этапе развития активно экспериментируют, их фантазия и креативность проявляются в выборе образов и идей для игр и творческой деятельности.