Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 63 63 страницы
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 28.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста 4
1.1.Значение развития музыкальных способностей дошкольников 4
1.2. Задачи музыкального воспитания в ДОУ 13
1.3.Организация педагогической работы по развитию музыкальных способностей дошкольников 16
Глава 2. Педагогическая работа по развитию музыкальных способностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности 21
2.1. Анализ развития музыкальных способностей 21
2.2.Содержание работы по развитию музыкальных способностей в работе с детьми дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Фрагмент для ознакомления

- 2017. - № 9 (143). - С. 304-307.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детских садах.– М., 2013.–160 с.Бороздинв, А. А. Музыкальное творчество и креативные способности детей / А. А. Бороздинов // Вестник Калужского университета. - 2016. - № 1 (30). - С. 92-95.Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2018. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности [Текст] / Н.А. Ветлугина // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. - М., 2017.. - С. 15-19.Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2017. - 240 с.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А, Деркунская. - М. : Академия, 2017. - 320 с.Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно-методическое пособие.— Ростов н/Д : Феникс, 2013.– 384 с. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005.- 177 с.Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.– М.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.– 430 с.Голинская, Т.М. Эстетическое развитие младших школьников средствами синтеза искусства [Текст] / Т.М. Голинская, дис. ... канд. пед. наук. - М. : 2005. - 185 с.Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология.– М., 2013.–193 с.Гримоть, А.А Подружись с музыкой: пособие [Текст] / А.А Гримоть, Л. Е. Ходонович. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2016. -175 с.Груздова, И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Груздова. - Тольятти: Редакционно-издательский центр ТГУ, 2018. - 43 с.Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.– 2014.– № 15.Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. - изд. 3-е, [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. : под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2016. - 224 с.Дудина, О. А. Музыкально-ритмическое развитие детей в младшем дошкольном возрасте / О. А. Дудина // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 145-149.Карпенко, В. Н. Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей / В. Н. Карпенко, Д. С. Тарасова, И. А. Карпенко // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - № 5 (5). - С. 201205.Корлякова, С. Г. Музыкально-ритмическая способность как компонент музыкальных способностей / С. Г. Корлякова, А. Г. Островерхов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42).Кривошея, Н. Б. К проблеме формирования творческих музыкальноритмических способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. Б. Кривошея // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 39. - С. 115-123.Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны // Дошкольное образование.– 2013.– № 9.Кулешова, Д. Г. Формирование и развитие чувства музыкального ритма в младших классах ДМШ / Д. Г. Кулешова, Л. П. Вахрушева // Искусство глазами молодых: материалы VI Международной (X Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: Литера-Принт, 2014. - С. 146-149.Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого в мире прекрасного: программно- методическоое пособие [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 368 с.Ландышев, С. Ю. Сущность и содержание понятия музыкальных способностей / С. Ю. Ландышев // Педагогика искусства. - 2015. - №Левашова, Т. И. Влияние танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / Т. И. Левашова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5 (16). - С. 605-609.Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - С. 303-323.Льговская, А. В. Некоторые особенности ритмического воспитания дошкольников / А. В. Льговская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 34. - С. 164-168.Мартынова, Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников: дис. канд. пед. наук.– Елец, 2014.–235 с.Матвеева, И. В. Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников / И. В. Матвеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 233-238.Тарасенко, Т.В. Реализация проекта «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами искусства» [Текст] / Т.В. Тарасенко, С.А. Воробьева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 72-75.Тарасова, К., Рубан, Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.– 2013.– №12. Тимченко, О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность / О. В. Тимченко // Педагогика и ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Примерные задания для определения уровня развития музыкальных способностей младших школьников.I. Музыкальный слух и ладовое чувство.Узнать по мелодии ранее исполнявшееся произведение.Рассказать о содержании или вспомнить название знакомого музыкального произведения.Определить правильность спетой или сыгранной учителем знакомой мелодии.Определить, какая из двух услышанных мелодий закончилась на тонике.II. Уровень развития музыкально-слуховых представлений, чистота интонации.Спеть мелодию знакомой песни.Спеть знакомую песню без инструментального сопровождения.Повторить за педагогом голосом сыгранные на инструменте или спетые звуки.Повторить за педагогом сыгранную или спетую незнакомую музыкальную фразу.Закончить мелодию на тонике.III. Музыкально-ритмическое чувство.Повторить за педагогом ритмический рисунок (прохлопать).Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под свое пение («спеть песенку руками»).Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте или в движении («спеть песенку ногами»).Прохлопать метрическую долю знакомой песни (под свое пение).Приложение 2Оценка выполнения заданий в баллах.Констатирующий этап эксперимента«5» баллов: самостоятельное выполнение 3-х заданий;«4» балла: самостоятельное выполнение 2-х заданий; выполнение 1-го задания самостоятельно и 1-2-х с помощью педагога;«3» балла: самостоятельное выполнение 1-го задания; выполнение с помощью педагога 2-3-х заданий;«2» балла: выполнение 1-2-х заданий с помощью педагога.Контролирующий этап эксперимента«5» баллов: самостоятельное выполнение 5 заданий;«4» балла: самостоятельное выполнение 4-х заданий; выполнение 3-х заданий самостоятельно и 2-х с помощью педагога;«3» балла: самостоятельное выполнение 3-х заданий; выполнение 2-х заданий самостоятельно и 2-х с помощью педагога;«2» балла: самостоятельное выполнение 2-х заданий; выполнение 3-4-х заданий с помощью педагога.Приложение 3Анкета для родителей.Анкета для педагогов1.Ф.И.О.2. Образование, стаж работы с дошкольниками3. Считаете ли Вы певческую деятельность важным средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников?4. В чем, на Ваш взгляд, заключается характерные особенности этого вида музыкальной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников?5. Какие виды музыкальной деятельности используете  на занятиях певческой деятельностью и с какой целью?6. Какие средства, методы и приемы музыкальной деятельности  Вы считаете наиболее эффективными для развития эмоциональной отзывчивости на музыку?7. Что Вы вкладываете в понятие "певческая деятельность"?Анкета для родителей1. ФИО2. Считаете ли Вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?3. Существуют ли в Вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка?4. Посещаете ли Вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия (детские музыкальные спектакли)или специальные занятия?5.Смотрите по телевизору  музыкальные программы вместе с ребенком?6. Обсуждаете их?7. Какую роль Вы придаете (отводите) развитию эмоциональной отзывчивости на музыку Вашего ребенка? нужное подчеркнуть:-незначительную;-пусть занимается для общего развития;- крайне важную для развития его музыкальных способностей.8. Какая музыка чаще всего звучит у Вас дома? нужное подчеркнуть:-легкая развлекательная;-классическая (в том числе и эстрадная классика);-народная;-«какая придется - по принципу: не имеет особого значения».9. Какую музыку Вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? нужное подчеркнуть:-классическую;-эстрадную;-народную;- не имеет особого значения.10. Назовите, Ваши любимые произведения или исполнителей, коллективы.11. Как Вы считаете, любит ли музыку Ваш ребенок?12.Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять)?-классическую;-эстрадную;-народную;- не имеет особого значения.13. Считаете ли Вы Вашего ребенка музыкальным?14. Если бы у Вас была возможность, уделяли бы Вы больше внимания музыкальному развитию Вашего ребенка?15.Любит ли Ваш ребенок двигаться, танцевать под музыку?16.Насколько эмоционально реагирует Ваш ребенок на музыку? В чем это выражается?17. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами?Приложение 4Дидактический материал по теме исследованияПлан-конспект музыкального занятия «В картинной галерее»Возрастная категория: старший дошкольный возраст.Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный центр.Материал: маски цыплят по количеству на человека.Зрительный ряд: презентация.Цель занятия: знакомство детей с творчеством М.П. Мусоргского на базе нескольких пьес из цикла «Картинки с выставки».Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:формировать умение слушать музыку;развивать навыки внимательного слушания музыкальных произведений, их образного и эмоционального восприятия;формировать умение передавать характер .героя произведения через движение.Ход занятияЦель. Используемые методы и приемыДеятельность педагогаДеятельность детейНастрой детей на занятие. Создание положительного эмоционального фона.Давайте поздороваемся, как петушок с солнышком.А теперь, как сова с солнышком (весело и задорно — уныло и мрачно)Дети заходят в зал. Здороваются.Цель — познакомить детей с композитором. Методы: словесный (рассказ), наглядно-зрительный (показ презентации)Ребята, как хорошо, что вы снова пришли ко мне в гости. Сегодня в этом зале мы не одни — с нами удивительный русский композитор М.П.Мусоргский и его музыка. Мусоргский М.П. пожил недолго, всего 58 лет. С детства он любил музыку.Еще во время службы он стал участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».После окончания службы он всецело посвятил себя музыке.Талантливый композитор, пианист, поэт.Больше века назад Мусоргский сочинил музыкальную сюиту«Картинки с выставки» Она включает в себя маленькие пьесы – музыкальные картинки. На сегодняшнем занятии мы прослушаем две из них.Дети слушают педагога, смотрят презентацию.Цель — подготовить детей к прослушиванию.Методы: словесный (вопросно-ответная форма), наглядно-зрительный (презентация)Педагог загадывает загадку про Бабу-Ягу.Расспрашивает детей, где живет Баба-Яга, какой у нее характер, что она делает.После ответов детей про жилище Бабы-Яги, педагог называет пьесу, подготовленную для прослушивания. «Избушка на курьих ножках»Дети слушают, отгадывают, отвечают на вопросы педагога.Цель: обсуждение с детьми услышанного в пьесе.Методы: словесный (беседа), наглядно-слуховой (слушание), наглядно-зрительный (презентация)Педагог включает пьесу.Ребята, а если бы вы не знали, про кого эта пьеса, что бы вы сказали?Какой характер произведения?Какой темп? Громкость звучания?Можем мы сказать, что-то о характере героя пьесы?Дети слушают, пытаются уловить эмоциональную динамику.Ответы детей.Цель — продолжение знакомства с творчеством композитора»Методы: словесно-слуховой (слушание), наглядно-зрительный (презентация), словесный (беседа).Ребята, а сейчас мы с вами послушаем еще одну пьесу. Подумайте, кто может быть ее героем?Похожа эта пьеса на предыдущую? Чем отличается?Кто же мог быть героем этой пьесы?Правильный ответ вы узнаете, отгадав загадку (загадка про цыплят).Дети слушают пьесу. Размышляют над вопросом педагога.Дети отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадку.Цель — развитие воображения, координации, умения двигаться под музыку.Методы: практический (танец). Словесно-слуховой (слушание), словесный (объяснение).А сейчас мы с вами превратимся в маленьких желтых цыплят и станцуем свои собственный танец.Дети танцуют под музыку из пьесы «Балет невылупившихся цыплят».Цель — рефлексия. Методы: словесный (вопросно-ответный).Педагог задает вопросы по занятию.Прощается с детьми.Рефлексия.Задание № 2.Составить план-конспект организации музыкально-дидактической игры для детей дошкольного возраста.Конспект музыкально-дидактической игры «Музыка из домика»Возрастная категория: средняя группа детского сада.Цель: развитие умений узнавать различные музыкальные инструменты на слух.Задачи:познакомить детей с инструментом «музыкальный молоточек»;формировать навык играть собственное имя на металлофоне;закреплять умение играть на бубне;развивать внимание и музыкальную память;воспитывать у детей эстетическую культуру, интерес к музыкальным инструментам.Форма работы с детьми: музыкально-дидактическая игра.Оборудование и материалы: проектор, компьютер, презентация, дидактический набор «Музыкальные инструменты», музыкальные инструменты. Цель. Методы и приемы.Деятельность педагогаДеятельность детейЦель — мотивация детей к совместной работе, формирование нужного психологического климата.Методы: словесный (вопросно-ответный), наглядно-зрительный (иллюстрации).Цель — мотивация детей на предстоящую деятельность и постановка цели данной деятельности, принятие её детьми.Методы: словесный (рассказ, пояснение), наглядно-слуховой (слушание игры на музыкальных инструментах).Здравствуйте! А сегодня я предлагаю вам стать настоящими музыкантами. Начнем с музыкального приветствия.Сегодня у меня для вас есть секрет. Что здесь изображено? (картинки с домиками из дерева, люда и музыкальных инструментов) Одинаковые они? Что за домики тут изображены? А как можно назвать домик, если в нем поселились музыкальные инструменты?Какой из этих домиков можно найти в нашем зале?В нашем музыкальном домики дружно живут все инструменты. Но иногда они так заигрываются, что забывают свои названия. Давайте поможем им вспомнить.Слушайте внимательно слушайте старательно, время не теряйте, кто играет, угадайте!Педагог играет на бубне, ложках, трещотке.Дети настраиваются на занятие, здороваются с педагогом.Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы педагога, анализируют и сравнивают.Дети слушают звучание инструментов, пытаются угадать, что звучит.Приложение 5Дидактические игрыДидактическая игра «Петушок».Цель: определить умение понимать, называть и изображать заданное эмоциональное состояние.Описание методики: педагог предлагает детям сценки и просит определить настроение петушка. Результаты протоколируются.Эмоция страха: «Петушок боится. Он кричит громко «ку-ка-ре-ку», но жалобно, зовет на помощь. Бегает по двору, мечется, помахивая крыльями, ищет укрытия (жалкое выражение лица)».Эмоция гнева: «Петушок разозлился. Поняв, что помощи ждать неоткуда, петушок решил напугать. Громким злым голоском как закричит «ку-ка-ре-ку», налетит, сильно хлопая крыльями, как заклюет (гневное выражение лица)». С детьми обсуждается, что могло стать причиной страха и гнева петушка (попал в беду, лиса хочет украсть его, нападает на лису, защищается, пугает ее и т.п.) и обыгрывается каждый из вариантов.Дидактическая игра «Чувства и животные»Цель: Использование пантомимики для передачи эмоциональных состояний животных.Задача: Научить владеть эмоциями.Материал: Игральный кубик, игровое поле.Игровые правила:Нужно бросать игральный кубик 2 раза. Число, выпавшее первый раз, обозначает № эмоции из столбика слева, а число, выпавшее при втором бросании, обозначает № Животного.Задача игрока - пройти по комнате так, как ходят животные, переживающие это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.(Число, выпавшее на кубике, подскажет, какую эмоцию нужно изобразить на своем лице, показать эту эмоцию, используя всю свою фантазию).Игра-фантазия «Балет» (Гильзунова М.В.)Цель игры: Передавать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.Ход игры: Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Педагог достает из «волшебного сундука» балетки, юбочки, короны, перчатки Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение Л.Минкуса. Музыка к балету «Дон Кихот». Каждый участник игры должен выбрать одну вещь и придумать свой танец и рассказать движениями о музыке. Первый ребенок начинает, другой ребенок должен завершить танец.Игра «Разноцветная рука» (Гильзунова М.В.)Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыке в процессе восприятия музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года»: «Летняя гроза.Оборудование: Бумага, наклейки или краски, подходящие для рук или ногтей, кисточки.Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает прослушать произведение А. Вивальди. Звучит музыка, каждый участник берет наклейку или краски и раскрашивает пальчик по очереди, в соответствии с характером музыки. Дети рассказывают, о чем музыка, какие чувства переполняли композитора, когда он сочинял ее. Детям предлагается раскрасить разноцветными красками несколько ногтей или пальцев, в соответствии с характером музыки. Музыкальное произведение прослушивает повторно, после чего детям предлагается сделать отпечаток руки на бумаге. Затем проводится беседа с детьми. Вопросы к детям:Понравилась ли вам музыка?Какое настроение вызывает у вас эта музыка?Игра «Оркестровка».Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.«Музыкальное лото»Цель: Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.Музыкальный репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.Музыкально-дидактическая игра «Радужный звукоряд» Цель: Формирование и визуализация на основе спектра радуги и нотного звукоряда образа межличностных гармоничных отношений у ребенка Задачи: 1.Визуализировать образ короткого (отрывистого) звука и долгого(протяжного) звука на основе контраста цветов и непрерывного(плавного) цветоперехода цветов в спектре радуги. Повторить цвета радуги. Материалы: 1.Панно «Нотный стан» и радужные нотки (элементы спектральной мозаики) 2.Мягкая игрушка «Солнышко». 3.Изображение цветового спектра радуги, выполненное в плавном цветопереходе и в контрасте цветов. 4. Игра «Спектральная мозаика» Ход игры: В зале расположено панно «Нотный стан» – дом, в котором живут радужные нотки и скрипичный ключ, улыбается лучистое солнышко. Педагог. Ребята, сегодня у нас в гостях музыкальная сказка. Музыкальная сказка автор Грозных Н. Ю. Есть большой красивый дом. Поселились нотки в нём. Ноты в домике живут, нотным станом дом зовут. Дружно сядут нотки в ряд, вот и выйдет звукоряд! Живут на белом свете очень дружные и весёлые нотки – доченьки его величества Звука. Больше всего любят эти славные сестренки порядок и красоту. И вот, однажды, какая с ними приключилась история. Как всегда, с утра, у ноток было весёлое, бодрое настроение. Делали они бодро зарядку, радовались, скакали на своих ступеньках и издавали короткие, бодрые, отрывистые звуки: «Ах, ох, эй, ай, ух ты!». И получалась у них мелодия (звучит соответствующая мелодия). Так и прыгали они, веселились, пока не устали. Тогда решили нотки посидеть на своих ступеньках и отдохнуть. Но не могли молча долго сидеть, и они опять занялись своим любимым делом: стали издавать звуки. Но теперь это были уже совсем другие звуки – долгие, 34 протяжные. Настроение у ноток по-прежнему было хорошее, они внимательно прислушивались друг к другу, поэтому их звуки сливались, и получалась плавная, спокойная, красивая мелодия (звучит соответствующая мелодия). Услышала эти красивые звуки красавица Радуга-Дуга, по-смотрела на нотки и подумала: «Ноток-то семь и цветов у меня тоже семь! Нотки дружные и красивые, любят порядок, и я люблю порядок: каждый цвет у меня свое место знает! Пусть нотки тоже будут радужные!». Подарила ноткам свои красивые цвета радуга. С тех пор звучат в мире радужные мелодии, радуют детей и взрослых (звучит красивая мелодия). Педагог: устанавливает следующее соответствие: кон-траст цветов – короткий (отрывистый) звук. Он предлагает детям рассмотреть на картинке звукоряд, который изобра-жен на цветовом спектре радуги, выполненном в контрасте. Педагог: Смотри, слушай, милый друг, здесь живет короткий звук! Звуки скачут: скок да скок! Педагог: устанавливает следующее соответствие: Плав-ный цветопереход цветов–долгий(протяжный звук).Он пред-лагает детям рассмотреть картинку, на которой звукоряд изображен на фоне цветового спектра радуги, выполненного в плавном цветопереходе. Педагог: Посмотри-ка милый друг, здесь поселился долгий звук! Все звуки любят веселиться, хотят крепче подружиться! Игра-упражнение «Дружба коротких и долгих звуков» Педагог: Ребята, давайте поможем звукам подружиться. Он исполняет попевку «Петушок», обращая внимание детей на чередование коротких и долгих звуков. Детям предлагается пропеть и прохлопать ритмический рисунок попевки, различить в ней длинные и короткие звуки. Педагог: Ребята, вам понравилось, как вы исполнили эту попевку? Педагог делает обобщение: Мне тоже понравилось ваше исполнение. Вы научились различать длинные и короткие звуки, поэтому они так дружно сливаются в красивую, радужную мелодию. Педагог предлагает ребятам выстроить из элементов «Спектральной мозаики» Цветок нотного ряда. Игра «Музыкальные прятки» Материал. Разноцветные лоскуты ткани размером приблизительно 1.5 -0,9 м. Ход игры. Педагог: Располагает в музыкальном зале разноцветные лоскуты ткани. Ребята, это подарок радуги для вас, чтобы мы поиграли в игру 35 «Музыкальные прятки» и научились еще лучше дружить и соблюдать порядок, как и цвета в радуге. Педагог своим примером показывает детям варианты движения с тканью. Под музыкальное сопровождение дети «летают», свободно и широко размахивая разноцветными крыльями. Воспитатель «летит» вместе с детьми. Когда неожиданно смолкает музыка, нужно успеть спрятаться под лоскутом ткани.Рекомендации для родителей по развитию музыкально - ритмических способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр.Уважаемые родители!В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Но и в семье музыкальное воспитание ребёнка даёт свои преимущества. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Потребность в эффективных методиках развития детей дошкольного возраста в последние годы заметно возросла. Связывают такое явление с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности.У детей 4-5 лет наблюдается повышенный эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее делают музыкальные движения детей этого возраста одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Дети этого возраста могут различать яркую, контрастную музыку (марш, плясовую, колыбельную), могут побегать, попрыгать, потанцевать под быструю, веселую, громкую музыку, покачать куклу (мишку) под тихую, медленную, грустную музыку, могут выполнить образные движения, согласовывая их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.). Музыкально-дидактическая игра является активным средством музыкального воспитания детей дошкольного возраста, ценным средством музыкально-ритмического развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Музыкально-дидактические игры, развивающие ритмический слух, помогают ребенку правильно выполнять ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Когда дети выполняют ритмические движения в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, они не просто получают положительные эмоции, у них развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности.Рекомендации для заботливых родителейВключайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но необходимо помнить, что звук должен быть приглушенным.Слушайте музыку вместе с детьми - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Если человеку нравиться музыка, которую он слушает, он может отбивать ритм рукой, покачивать корпусом или постукивать пальцами. Ваш малыш невольно подчиняется музыке и выполняет различные телодвижения? Не требуйте от него покоя и смирения, это противоречит человеческой природе.Поощряйте движения под музыку. Устройте домашний концерт, исполняя различные ритмические композиции. Организуйте домашний оркестр, ведь играть можно и на детских музыкальных инструментах, изготовленных из подручного материала.Учите ребенка воспроизводить мелодию звучащими жестами: хлопками, постукиванием, щелчками. Ритмические импульсы, проходящие через тело, приносят ребенку радость и запоминаются навсегда. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.Отнеситесь к музыкальному развитию ребёнка со всей серьёзностью, и вы увидите, что добились очень многого в его правильном воспитании.Не огорчайтесь, если у вашего ребёнка нет желания исполнить песенку или танцевальные движения далеки от совершенства. Этот опыт накопления обязательно перейдёт из количественного в качественный. Но, для этого потребуется время и терпение.Не прикрепляйте вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность в нём развить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна.– М.: «Музыка», 2014.–336 с.
2. Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста / З. Р. Аджимуратова // Молодой ученый. - 2016. - № 5 (109). - С. 655-658.
3. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры.– 2014.– №4.
4. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих дошкольников // Дошкольное образование.– 2015.– № 8.
5. Афонасова, В. Н. Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников / В. Н. Афонасова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 17-25.
6. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашиков. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.
7. Белевцова, А. М. Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников / А. М. Белевцова // Кант. - 2015. - № 2(15). - С. 33-35.
8. Бережанская, С. В. Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей / С. В. Бережанская // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 304-307.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детских садах.– М., 2013.–160 с.
10. Бороздинв, А. А. Музыкальное творчество и креативные способности детей / А. А. Бороздинов // Вестник Калужского университета. - 2016. - № 1 (30). - С. 92-95.
11. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2018.
12. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности [Текст] / Н.А. Ветлугина // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. - М., 2017.. - С. 15-19.
13. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2017. - 240 с.
14. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А, Деркунская. - М. : Академия, 2017. - 320 с.
15. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно-методическое пособие.— Ростов н/Д : Феникс, 2013.– 384 с.
16. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005.- 177 с.
17. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.– М.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.– 430 с.
18. Голинская, Т.М. Эстетическое развитие младших школьников средствами синтеза искусства [Текст] / Т.М. Голинская, дис. ... канд. пед. наук. - М. : 2005. - 185 с.
19. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология.– М., 2013.–193 с.
20. Гримоть, А.А Подружись с музыкой: пособие [Текст] / А.А Гримоть, Л. Е. Ходонович. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2016. -175 с.
21. Груздова, И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Груздова. - Тольятти: Редакционно-издательский центр ТГУ, 2018. - 43 с.
22. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.– 2014.– № 15.
23. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. - изд. 3-е, [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. : под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2016. - 224 с.
24. Дудина, О. А. Музыкально-ритмическое развитие детей в младшем дошкольном возрасте / О. А. Дудина // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 145-149.
25. Карпенко, В. Н. Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей / В. Н. Карпенко, Д. С. Тарасова, И. А. Карпенко // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - № 5 (5). - С. 201205.
26. Корлякова, С. Г. Музыкально-ритмическая способность как компонент музыкальных способностей / С. Г. Корлякова, А. Г. Островерхов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42).
27. Кривошея, Н. Б. К проблеме формирования творческих музыкальноритмических способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. Б. Кривошея // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 39. - С. 115-123.
28. Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны // Дошкольное образование.– 2013.– № 9.
29. Кулешова, Д. Г. Формирование и развитие чувства музыкального ритма в младших классах ДМШ / Д. Г. Кулешова, Л. П. Вахрушева // Искусство глазами молодых: материалы VI Международной (X Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: Литера-Принт, 2014. - С. 146-149.
30. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого в мире прекрасного: программно- методическоое пособие [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 368 с.
31. Ландышев, С. Ю. Сущность и содержание понятия музыкальных способностей / С. Ю. Ландышев // Педагогика искусства. - 2015. - №
32. Левашова, Т. И. Влияние танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / Т. И. Левашова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5 (16). - С. 605-609.
33. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - С. 303-323.
34. Льговская, А. В. Некоторые особенности ритмического воспитания дошкольников / А. В. Льговская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 34. - С. 164-168.
35. Мартынова, Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников: дис. канд. пед. наук.– Елец, 2014.–235 с.
36. Матвеева, И. В. Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников / И. В. Матвеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 233-238.
37. Тарасенко, Т.В. Реализация проекта «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами искусства» [Текст] / Т.В. Тарасенко, С.А. Воробьева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 72-75.
38. Тарасова, К., Рубан, Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.– 2013.– №12.
39. Тимченко, О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность / О. В. Тимченко // Педагогика и

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет развитие музыкальных способностей у старших дошкольников?

Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников имеет большое значение, так как музыкальное воспитание помогает развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, координацию, фантазию и эмоциональную сферу. Это важно для формирования целостной личности и развития творческого потенциала ребенка.

Какие задачи ставятся перед музыкальным воспитанием в дошкольных учреждениях?

Задачи музыкального воспитания в дошкольных учреждениях включают развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса, овладение основами музыкальной грамоты, развитие творческих способностей и эмоциональной сферы, формирование музыкальной культуры и эстетического восприятия.

Как организуется педагогическая работа по развитию музыкальных способностей у дошкольников?

Педагогическая работа по развитию музыкальных способностей у дошкольников организуется с помощью разнообразных музыкальных игр, песен, танцев, занятий по музыкально-ритмической деятельности. Дети учатся слушать и различать звуки, играть на музыкальных инструментах, исполнять песни и танцевать. Важную роль играет использование различных музыкальных материалов и инструментов.

Какие преимущества имеет музыкально-ритмическая деятельность для развития музыкальных способностей дошкольников?

Музыкально-ритмическая деятельность имеет ряд преимуществ для развития музыкальных способностей дошкольников. Она помогает развивать музыкальный слух, чувство ритма, координацию движений, память, воображение и творческие способности. Такая деятельность способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка, а также формированию музыкального вкуса.

Зачем развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста?

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста имеет большое значение для их полноценного развития. Музыкальная деятельность способствует развитию слуха, координации движений, речи, памяти и воображения. Она также помогает детям выражать свои эмоции, развивать творческое мышление и общаться со сверстниками.

Какие задачи решает музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях?

Основные задачи музыкального воспитания в дошкольных учреждениях - это развитие музыкальных способностей детей, формирование музыкального вкуса и эстетического восприятия, обогащение речи и развитие физических и психических возможностей детей. Помимо этого, музыкальное воспитание способствует формированию положительной психологической обстановки в группе, сплочению коллектива и развитию коммуникативных навыков детей.

Как организовывается педагогическая работа по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

Организация педагогической работы по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода и использования разнообразных методов и форм работы. Педагоги проводят музыкальные занятия, включающие пение, игру на музыкальных инструментах, двигательные игры под музыку, знакомство с музыкальными произведениями разных жанров и эпох. Важным элементом педагогической работы является создание музыкальной обстановки в группе и стимулирование самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Зачем важно развивать музыкальные способности у старших дошкольников?

Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников имеет множество положительных эффектов. Во-первых, музыка способствует развитию мозговой деятельности, улучшению памяти и внимания. Во-вторых, музыка развивает творческое мышление, воображение и эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, занятия музыкой помогают развивать у детей слуховые навыки, чувство ритма и координацию движений.