Пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности 4
1.1. Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности предприятия 4
1.2. Основы управления дебиторской и кредиторской задолженности 8
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и направления улучшения управления ими (на примере ООО «Стоматология») 14
2.1. Анализ дебиторской задолженности предприятия 14
2.2. Оценка кредиторской задолженности предприятия 21
2.3. Мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Одновременно видна доля кредиторской задолженности свыше 180 дней в ее совокупном объеме в размере 14,9%.Таблица 5Оценка состояния расчетов с кредиторами ООО «Стоматология» за 2017 год (тыс.руб.)Статьи кредиторской задолженностиУд. вес в % к итогуВсегоВ том числе по срокам образованияСрок уплаты не наступилНе оплачены в срокОт 1 до 30 днейОт 31до 90 днейОт 91 до 180 днейСвыше 180 дней1. Поставщики и подрядчики92,51563122981--2532. Задолженность перед персоналом организации0,4651---3. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами0,121----4. Задолженность перед бюджетом0,46-51--5. Прочие кредиторы6,61136449---Всего кредиторская задолженность100,0169012991361-253Уд. вес в % к итогу100,077,08,00,1-14,9Неплатежи субъекта экономики свидетельствуют о дальнейших некоторых финансовых затруднениях, что подтверждают присутствие суммы кредиторской задолженности сроком уплаты свыше 180 дней в размере 253 тыс. руб. Следовательно, в компании актуальным является управление кредиторской задолженностью. Расчетпоказателейоборачиваемостикредиторскойзадолженностиприведенвтаблице6.Таблица 6Анализ показателей кредиторской задолженности ООО «Стоматология» за 2015-2017 годыПоказатель2015год2016год2017годОтклонение,(+,-)2016/20152017/20161.Выручка, тыс.руб.2112287537877639122.Средняя сумма кредиторской задолженности, тыс.руб.128415581419274-1393.Коэффициентоборачиваемостикредиторскойзадолженности(Коб.кз),раз (стр.1/стр.2)1,641,852,730,210,884.Периодпогашениякредиторскойзадолженности(Ппог.кз),дни (365 дней / стр.3)222,56197,30133,70-25,26-63,6Как видно по данным таблицы 6, рост оборачиваемости кредиторской задолженности может отражать улучшение платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами (своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами) и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).В данном случае повышение среднегодовой суммы кредиторской задолженности на 274 тыс.руб. в 2016 году и снижение на 139 тыс.руб. в 2017 году свидетельствует об улучшении коммерческого кредита поставщиков, то есть о существовании покупок ООО «Стоматология» с отсрочкой платежа. Однако это нельзя оценить отрицательно, так как по организации все больше ускоряется оборачиваемость кредиторской задолженности: в 2016 году на 0,21 раза, в 2017 году – на 0,88 раза, при этом ускоряется и продолжительность оборота кредиторской задолженности, это улучшает ликвидность активов и платежеспособность субъекта экономики.Можно заметить, что оборачиваемость дебиторской задолженности выше оборачиваемости задолженности кредиторской, что в итоге нужно считать оптимальным, так как более быстрое возвращение средств дебиторами ведет к возврату средств кредиторам. Проведенныйанализ предоставил возможность выявить проблемунакоплениясуммзадолженности дебиторов и кредиторам на конец 2017 года в ООО«Стоматология»,при все этомв составе задолженностидебиторов повышается сумма задолженности покупателей компании в размере 18,08%,ее удельный вес был равным 96,54%.В2017году в сравнении с2016годом было видно повышение суммы дебиторскойзадолженности и кредиторской.Но при этом показателиэффективности управления задолженностью становится лучше.2.3.Мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятияВыполненный выше анализ позволил выявить проблему увеличения суммы кредиторскойзадолженности при одновременном увеличении задолженности дебиторской, при этом нужно отметить, что на конец 2017 года сумма кредиторской задолженности ООО «Стоматология» выше суммы дебиторской задолженности (соответственно 1690 тыс. руб. > 1103 тыс. руб.), в связи с этим эффективное управление задолженностями является актуальным для рассматриваемой компании.Управление дебиторской и кредиторской задолженностью включает в себя проведение следующих мероприятий:- организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору: а) снижение уровня кредиторской задолженности до размера, которые не превышает уровень дебиторской задолженности; б) уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности компании;- систематического характера осуществление финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности, в качестве цели которого выступает проведение проверки уровня достоверности данного рода обязательств, целесообразности и эффективности использования: а) своевременность погашения долговых обязательств, не допуская просрочек и штрафных санкций; б) разумное использование коммерческого кредита для привлечения покупателей.С целью созданияполитикиуправлениядебиторскойзадолженностью ООО «Стоматология» должны быть определены ее этапы.В качестве первого этапы выступает проведение анализа задолженности дебиторов запредшествующий период.Наоснове выполненноговышеанализа нужно разработать принципыкредитнойполитикипоотношениюкпокупателям для того,чтобы сделать лучше финансовое положение ООО «Стоматология» и снизить уровень рисков инфляционныхпотерьзасчетзамедленияинкассациизадолженности дебиторов.Для ООО «Стоматология» в качестве самого приемлемого выступает принциппродажи собственных услуг сотсрочкойплатежаклиентам,которыедостаточнодавно с ним сотрудничают. Предоставление такого кредита должно происходить обязательно до 1 месяца.Этим будет обеспечен среднийуровенькредитногориска организации.В качестве второго этапа выступает построение эффективной системы контролязадвижениемисвоевременнойинкассациейзадолженности дебиторов и кредиторов ипоручитьегопроведениебухгалтеру ООО «Стоматология» разв две недели.В качестве мероприятия по сокращению дебиторской задолженности необходим зачетвзаимныхтребований.По сведениям из учета компании былоопределено,чтонабалансе ООО «Стоматология» стоит сумма краткосрочной дебиторской задолженности - 1103 тыс. руб. Поданным бухгалтерского учета было определено,что партнеры компании являются и дебиторами ее, и кредиторами.К примеру, ООО «СМТ» оплачивает лечение своих работников в ООО «Стоматология», при этом анализируемая организация приобретает у них комплектующие для медицинского оборудования, оплачивает ремонты, обслуживание и др.Сведения о таких партнерах организации показаны втаблице7.Таблица 7Информация по поводу задолженности некоторых дебиторов и кредиторов ООО «Стоматология» на конец 2017годаНазваниеконтрагентаСумма дебиторской задолженности,тыс.руб.Сумма кредиторской задолженности,тыс.руб.Суммавзаимозачета,тыс.руб.ООО«СМТ»5425656ООО«Престиж»261211211ООО«Современныетехнологии»2132929Итого1016296296В связи с представленными в таблице 7 сведениями,в итоге осуществления процедуры зачетавзаимныхтребованийсуммадебиторской и кредиторской задолженности одновременно будет уменьшена на 296 тыс.руб., а это повлечет за собой рост доли собственныхсредств компании, а также и уровня ее устойчивости.Экспертами считается, что система зачета взаимных требований предоставляет возможность сделать быстрее оборачиваемость дебиторской задолженности на 30% в среднем, коэффициент оборачиваемости при этом будет составлять 4,52 раза (3,48*1,3), сумма дебиторской задолженности будет равной 807 тыс.руб. (1103-296), при этом сумма выручки от продажи будет составлять 3948 тыс.руб. (4,52*807), это больше аналогичного показателя 2017 года на 4,3% (3948/3787*100-100), или на 161 тыс. руб.В анализируемой компании ООО «Стоматология» вся работа по дебиторам ведется бухгалтером.Помимо самой общейработысдебиторами,вегообязанностивходитсоставлениеписемпредупредительного характера,переговоры по телефонам и иного рода предупредительной работы.Всвязисэтимнеобходимым является не только осуществлять распределение ответственности между всеми возможными подразделениями (к примеру, передачу обзвонов администратору стоматологии).Нужно заметить, что все представленные выше направления применимы и к задолженности кредиторам, то есть создание всей системы управления задолженности дебиторов будет распространяться и на задолженность кредиторам. Согласно результатам выполненного анализа было установлено, что необходимым является постоянно проводить достаточно жесткий контроль за состоянием задолженности кредиторам с тем, чтобы не было уплачено в дальнейшем никаких штрафов и пеней, а вместе с тем для достаточного повышения уровня финансовой устойчивости компании. Часть данной работы будет выполняться бухгалтером, часть будет передана администратору (в рамках контроля выставленных организации счетов)ЗаключениеВ рамках данной курсовой работы рассмотрены основы упрапвлениядебиторской и кредиторской задолженностью организации.Дебиторская задолженность – это один из основных источников формирования финансовых платежей. Одновременно с этим кредиторская задолженность, как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы вероятных выплат, которые нуждаются в бухгалтерском сопровождении. Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженность является одной из важных составляющих в деятельности успешного предприятия.Объектом исследования в работе выступило ООО «Стоматология» г. Ногинска, занимающееся стоматологической практикой. Рост оборачиваемости дебиторской задолженности на 0,52 раза и снижение периода ее погашения в 2017 году на 18,42 дня говорит об улучшении состояния расчетов с дебиторами в отчетном периоде (долги предприятию стали отдавать быстрее) (в 2016 году была также – период погашения уменьшился на 12,88 дня, а оборачиваемость задолженности ускорилась на 0,28 раза). Рост оборачиваемости кредиторской задолженности может отражать улучшение платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами (своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами) и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков. По организации все больше ускоряется оборачиваемость кредиторской задолженности: в 2016 году на 0,21 раза, в 2017 году – на 0,88 раза, при этом ускоряется и продолжительность оборота кредиторской задолженности, это улучшает ликвидность активов и платежеспособность субъекта экономики.Можно заметить, что оборачиваемость дебиторской задолженности выше оборачиваемости задолженности кредиторской, что в итоге нужно считать оптимальным, так как более быстрое возвращение средств дебиторами ведет к возврату средств кредиторам. Проведенныйанализвыявилпроблемуповышениядебиторской и кредиторской задолженности,поэтомуоднимихосновныхнаправлений укрепления финансовой устойчивости ООО «Стоматология»являетсяэффективноеуправлениедебиторской и кредиторскойзадолженностью.Ононаправленонаоптимизациюобщегоразмеразадолженностииобеспечениесвоевременнойинкассациидолга, среди предложенные мероприятий следующие: внедрение системы взаимозачетов по компании, что позволит высвободить сумму средств в размере 296 тыс.руб.; постоянноеосуществлениежесткогоконтролязасостояниемзадолженностистем,чтобынебылоуплаченовбудущемникакихштрафовипеней,атакжедлядостаточногоувеличенияфинансовойустойчивостиООО «Стоматология».Список используемой литературыГражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. Третья и четвертая: текст с изменения и дополнениями на 1 октября 2018 г. – М.: Эксмо, 2018. – 576с.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам / КонсультантПлюс, 2019.Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст] / В.П. Астахов. - М.: Академия, 2016. – 958с.Бухгалтерский учет [Текст] /под ред. П.С. Безруких. - М.: АСТ, 2016. – 625с.Волкова О.Д. Анализ хозяйственной деятельности организации [Текст] / О.Д. Волкова. – М.: Проспект, 2016. – 435с.Домнина И.К. Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками и их классификация [Текст] / И.К. Домнина // Теория и практика современной науки. – 2017. - №5. – С.272-276.Климова Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации [Текст] / Н.В. Климова // Финансы. - 2014. - № 5. – С.69-71.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]. – 3-е изд. / В.В. Ковалев – М.: Проспект, 2016. – 1104с.Ковалева Н.Н. Особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - №10. - С.77-79.Крутик А.Д. Управление финансами предприятия [Текст] / А.Д. Крутик. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2016. – 323 с.Лебедев К.К.Понятие кредиторской задолженности [Текст] // Хозяйство и право. - 2015. - № 11. – С.56-59.Малкин О.Ю. Управление задолженностью: Стратегии взыскания долгов и защиты от кредиторов [Текст] / О.Ю. Малкин. - М.: Спутник, 2014. – 210с.Новикова М.В. Аудит дебиторской задолженности [Текст] / М.В. Новикова // Аллея науки. - 2016. - №3. - С.29-32.Пещанская И.Д. Кредит и оборотный капитал [Текст] / И.Д. Пешанская // Финансы. – 2014. – №12. – С. 24-29.Плисова А.Б. Внутренний контроль и аудит наличия и движения дебиторской задолженности [Текст] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №1. - С.8-11.Пойлова Е.Л. Управление дебиторской задолженностью с позиции теории жизненного цикла [Текст] / Е.Л. Пойлова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - № 4. - 2016. – С.107-109.Попов В.В. Анализ качества дебиторской задолженности [Текст] // Экономика и управление качеством: учет, анализ, методы, модели, инструменты и аудит: сборник научных трудов. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2014. - №3. - С. 6-9.Пятов М.Л.  Управление обязательствами организации [Текст] / М.Л. Пятов. - М.:  Финансы и статистика, 2016. – 256с.Рогачева М.А.V-образная модель качества дебиторской задолженности [Текст] / М.А. Рогачева // Проблемы современной экономики. - № 4. - 2016. – С.217-219.Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью [Текст] / М.Т. Саблин. - ВолтерсКлувер, 2015. – 310с.Свиридов Н.Д. Комплексное исследование финансового состояния предприятия [Текст] / Н.Д. Свиридов // Финансовый вестник, 2016. – № 12. – С. 64-67.Солдатова, А.В. Проблемные вопросы учета и аудита дебиторской задолженности [Текст] / А.В. Солдатова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - №2-2. - С.187-189.Финансовый менеджмент [Текст] / под ред. Г.Р. Терехина. – М.: Юнити-Дата, 2016. – 321с.Щурина С.В. Управление дебиторской задолженностью компании: теория и практика [Текст] / С.В. Шурина, М.А. Пруненко // Интернет-журнал Науковедение. – 2017. – Т.9. - №1. – С.87-89.Касимова Л.И. Методы управление дебиторской и кредиторской задолженности в целях финансового оздоровления предприятия [Электронный ресурс] / Л.И. Касимова // Режим доступа: www.konf.strbsu.ru.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. Третья и четвертая: текст с изменения и дополнениями на 1 октября 2018 г. – М.: Эксмо, 2018. – 576с.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам / КонсультантПлюс, 2019.
3. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст] / В.П. Астахов. - М.: Академия, 2016. – 958с.
4. Бухгалтерский учет [Текст] /под ред. П.С. Безруких. - М.: АСТ, 2016. – 625с.
5. Волкова О.Д. Анализ хозяйственной деятельности организации [Текст] / О.Д. Волкова. – М.: Проспект, 2016. – 435с.
6. Домнина И.К. Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками и их классификация [Текст] / И.К. Домнина // Теория и практика современной науки. – 2017. - №5. – С.272-276.
7. Климова Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации [Текст] / Н.В. Климова // Финансы. - 2014. - № 5. – С.69-71.
8. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]. – 3-е изд. / В.В. Ковалев – М.: Проспект, 2016. – 1104с.
9. Ковалева Н.Н. Особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - №10. - С.77-79.
10. Крутик А.Д. Управление финансами предприятия [Текст] / А.Д. Крутик. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2016. – 323 с.
11. Лебедев К.К. Понятие кредиторской задолженности [Текст] // Хозяйство и право. - 2015. - № 11. – С.56-59.
12. Малкин О.Ю. Управление задолженностью: Стратегии взыскания долгов и защиты от кредиторов [Текст] / О.Ю. Малкин. - М.: Спутник, 2014. – 210с.
13. Новикова М.В. Аудит дебиторской задолженности [Текст] / М.В. Новикова // Аллея науки. - 2016. - №3. - С.29-32.
14. Пещанская И.Д. Кредит и оборотный капитал [Текст] / И.Д. Пешанская // Финансы. – 2014. – №12. – С. 24-29.
15. Плисова А.Б. Внутренний контроль и аудит наличия и движения дебиторской задолженности [Текст] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №1. - С.8-11.
16. Пойлова Е.Л. Управление дебиторской задолженностью с позиции теории жизненного цикла [Текст] / Е.Л. Пойлова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - № 4. - 2016. – С.107-109.
17. Попов В.В. Анализ качества дебиторской задолженности [Текст] // Экономика и управление качеством: учет, анализ, методы, модели, инструменты и аудит: сборник научных трудов. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2014. - №3. - С. 6-9.
18. Пятов М.Л. Управление обязательствами организации [Текст] / М.Л. Пятов. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 256с.
19. Рогачева М.А. V-образная модель качества дебиторской задолженности [Текст] / М.А. Рогачева // Проблемы современной экономики. - № 4. - 2016. – С.217-219.
20. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью [Текст] / М.Т. Саблин. - Волтерс Клувер, 2015. – 310с.
21. Свиридов Н.Д. Комплексное исследование финансового состояния предприятия [Текст] / Н.Д. Свиридов // Финансовый вестник, 2016. – № 12. – С. 64-67.
22. Солдатова, А.В. Проблемные вопросы учета и аудита дебиторской задолженности [Текст] / А.В. Солдатова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - №2-2. - С.187-189.
23. Финансовый менеджмент [Текст] / под ред. Г.Р. Терехина. – М.: Юнити-Дата, 2016. – 321с.
24. Щурина С.В. Управление дебиторской задолженностью компании: теория и практика [Текст] / С.В. Шурина, М.А. Пруненко // Интернет-журнал Науковедение. – 2017. – Т.9. - №1. – С.87-89.
25. Касимова Л.И. Методы управление дебиторской и кредиторской задолженности в целях финансового оздоровления предприятия [Электронный ресурс] / Л.И. Касимова // Режим доступа: www.konf.strbsu.ru.


Вопрос-ответ:

Что такое дебиторская и кредиторская задолженность предприятия?

Дебиторская задолженность - это совокупность денежных сумм, которые должны быть получены от покупателей или заказчиков предприятия за поставленные товары или услуги. Кредиторская задолженность - это совокупность денежных сумм, которые должны быть выплачены поставщикам или кредиторам предприятия за поставленные товары или услуги.

Какие основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью существуют?

Для управления дебиторской задолженностью предприятие может использовать такие основы, как установление оптимальных кредитных условий для клиентов, контроль за своевременным исполнением дебиторами своих обязательств, мониторинг платежеспособности клиентов и принятие мер по взысканию задолженности. Управление кредиторской задолженностью включает такие основы, как оптимизация сроков оплаты поставщикам, установление эффективных систем контроля и учета задолженности, поиск альтернативных поставщиков для снижения рисков и др.

Как проводится анализ дебиторской задолженности предприятия?

Анализ дебиторской задолженности предприятия можен включать такие шаги, как определение среднего срока задолженности клиентов, расчет коэффициентов ликвидности задолженности, анализ структуры дебиторской задолженности по клиентам и сегментам, оценку рисков проблемной задолженности и др.

Какой анализ проводится для оценки кредиторской задолженности?

Оценка кредиторской задолженности может включать анализ среднего срока погашения кредиторской задолженности, расчет коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности, анализ структуры кредиторской задолженности по поставщикам и сегментам, оценку рисков просрочки платежей и др.

Как можно улучшить управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО Стоматология?

Для улучшения управления дебиторской задолженностью ООО Стоматология может применить такие меры, как внедрение системы предварительной оплаты услуг, введение штрафных санкций за задержку платежей, улучшение системы взыскания задолженности и др. Для улучшения управления кредиторской задолженностью предприятие может рассмотреть возможности сокращения сроков оплаты поставщикам, поиск альтернативных поставщиков с лучшими условиями, автоматизацию процесса учета задолженности и др.

Какие теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности?

Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности включают понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а также основы управления этими задолженностями.

Что такое дебиторская и кредиторская задолженность предприятия?

Дебиторская задолженность предприятия - это совокупность денежных средств, которые должны получить предприятию от своих дебиторов. Кредиторская задолженность предприятия - это совокупность денежных средств, которые предприятие должно заплатить своим кредиторам.

Как управлять дебиторской и кредиторской задолженностью?

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью включает организацию эффективного взаимодействия с дебиторами и кредиторами, контроль сроков платежей, а также выработку стратегии и тактики управления задолженностями на предприятии.

Как проводится анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО Стоматология?

Анализ дебиторской задолженности ООО Стоматология включает оценку доли просроченной задолженности, анализ сроков погашения задолженности и анализ концентрации задолженности по клиентам. Анализ кредиторской задолженности включает оценку сроков задолженности поставщикам и распределение доли обязательств по видам платежей.