Особенности коммуникативного подхода при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 36 36 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Внедрение коммуникативного подхода при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку как методическая проблема 7
1.1. Сущность коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам 7
1.2. Цель, содержание и условия обучения диалогической речи на среднем этапе 11
Выводы по I главе 22
Глава II. Методико-технологические аспекты обучения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку на основе коммуникативного подхода (на примере УМК Rainbow English) 23
2.1. Дискуссионный метод в обучении диалогической речи 23
2.2. Метод case-study при обучении диалогической речи на среднем этапе 26
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

Глава II. Методико-технологические аспекты обучения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку на основе коммуникативного подхода (на примере УМК RainbowEnglish)2.1. Дискуссионный метод в обучении диалогической речиОбщение – сложный процесс коммуникации людей, заключающийся в получении актуальной информации, восприятии и понимании партнеров друг друга. Полноценное развитие навыков общения является необходимым элементом в усвоении иностранного языка, вследствие чего школьник должен приобрести навыки аргументации, научиться анализировать, сравнивать и обобщать на изучаемом языке. В ходе коммуникации общение получает эмоциональную окраску, что заставляет собеседников использовать новые и адекватные речевые конструкции, совершенствуя свою речь на иностранном языке. Метод дискуссий как метод обучения устному иноязычному общению в диалогической форме все чаще находит применение на уроках иностранного языка в связи с тем, что он помогает интегрировать знания учащихся из разного рода областей при решении проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, формулируя при этом новые идеи в форме групповой работы [4; 19 и др.]. Обучение иностранному языку включает в себя разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности, помогает четко формулировать мысли, критически принимать информацию, выделяя в ней основную мысль и находить средства и аргументы для ее обоснования, что значительно облегчает усвоение теоретического материала. Кроме того, освоение этически правильных норм речевой коммуникации и правил поведения в дискуссии формирует правильное отношение к речи и языку, что считается важным требованием, предъявляемым к ученикам [19, с. 23-27].Основным преимуществом дискуссионного метода является обеспечение навыка общения у учащихся в группе, так как главной задачей является развитие спонтанной речи обучающихся, а не заучивание материала. Дискуссия рассматривается в обобщенном понимании как спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе, а также как публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссию можно использовать как метод или групповую форму, то есть она может проводиться на разных мероприятиях, являться его элементом или выступать как отдельное творческое дело. Во время дискуссии участники имеют возможность дополнять друг друга или оспаривать мнение оппонента. В первом случае у учеников смогут проявиться качества, присущие диалогу, во втором – проявляться особенности спора. Как правило, для дискуссионного метода характерны оба проявления.В качестве объекта дискуссии могут выдвигаться не только искусственно созданные проблемы, а также случаи из жизни, отношения участников коллектива. Таким образом, дискуссионное общение становится реальной учебной моделью групповой формы, с помощью которой ученики на собственном примере познают процессы дискуссионной динамики [20]. Для дискуссионного метода, используемого при формировании умений диалогической речи на иностранном языке, характерны следующие признаки:формирование и отстаивание собственной позиции учениками в групповой работе на иностранном языке (речевая практика);совершенствование ораторского мастерства и умений диалогической речи;развитие командного духа и лидерских качеств в формате группы;формирование критического мышления в языке;развитие исследовательских и организационных навыков;создание навыка слушания и аргументирования иноязычной речи.Существует много разновидностей форм дискуссий, приведем пример самых распространенных при обучении диалогической речи на иностранном языке на среднем этапе обучения [4; 19 и др.]: Форум – обсуждение, в ходе которого происходит обмен мнениями внутри группы (коллектива).Мозговой штурм – самый известный вариант поиска креативных решений задач, при котором участником предлагается разработать в группе как можно больше вариантов решений; принимаются даже самыенеобычные и нереальные. Далее происходит выбор самого удачного варианта, который можно использовать в практике. Приведем пример использования мозгового штурма на уроках английского языка.BrainstormВыберите проблемную тему, вопрос или утверждение и напишите его на доске.Установите правила для мозгового штурма:делитесь всем, что приходит в голову;чем больше идей, тем лучше;засчитывается любая идея – неправильных ответов нет;никакой критики;отталкивайтесь от идей других участников;записывайте идеи так, как они звучат – нельзя перефразироватьзаписывайте каждый ответ, если он не повторяется;установите лимит времени.Обучающиеся обдумывают вопрос и отвечают. Идеи можно записывать сразу на доске или, например, стикерах, которые после завершения крепятся на доску.Прочитайте и обсудите все идеи. Сгруппируйте похожие идеи и исключите те, которые не относятся к теме. Оставшиеся идеи обсудите как одну группу и решите, каким образом данная информация может быть использована.Перед началом мозгового штурма на доске необходимо написать вопросы, относящиеся к теме: Who..? How..? When..? Where..? What..? Why..? If..? Дебаты – обсуждение, основанное на заранее установленных выступлениях участников – представителей двух противоборствующих команд (групп).Ролевая игра – активная разновидность экспериментального поведения, позволяющая обучаться на собственном опыте путем организованного «проживания» ситуации. Примером для проведения дискуссии на английском языке может служить следующий материал учебника (Афанасьева, О. В. Английский язык. 8 кл.: в 2 ч. Ч. 2: учебник / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. - М. : Дрофа, 2014. - 126 с. : ил. - (Rainbow English)).Roles: moderator, journalists, people of different professions.2.2. Метод case-study при обучении диалогической речи на среднем этапе Кейсовый метод – стратегия обучения, которая направлена на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и умений выстраивать взаимоотношения с партнерами в групповом общении. Работая над сложными и неоднозначными задачами реальной жизни, участники case-study осознают необходимость осуществления качественной коммуникации и стараются использовать свой накопленный багаж знаний и умений [18, с. 23-29]. Case-study нацелен на овладение учащимися основными умениями во всех видах речевой деятельности на иностранном языке, в частности, навыками говорения. Эти обстоятельства позволяют оценить изучаемый метод как ориентированную на обучающихся педагогическую стратегию группового общения [21, с. 24-27].Тематическое наполнение кейса помогает привлечь внимание учащихся к поиску решения заданной проблемы, предлагая использовать коммуникативные навыки, приобретенные на уроках иностранного языка.Образовательный эффект кейс-стади заключается, на наш взгляд, в следующем: возможность применения знаний на практике; развитие навыков, необходимых в жизни: умение работать с информацией, анализ, систематизация и принятие решений; развитие логического, критического мышления; повышение мотивации к обучению, поиску новых знаний; понимание реальной цели работы, повышение ответственности за ее выполнение.Преимущество кейс-стади заключается в возможности сочетать теорию с практикой, что является важным в учебной деятельности. Данный метод помогает научиться анализировать ситуации, искать альтернативы, выбирать подходящий вариант решения и его осуществление в группе. Если многократно применять кейсовый метод в течение учебного года, то у учеников появится навык решения практических задач.Основным отличием кейсового метода от проблемной ситуации является то, что кейс-стади не предоставляет ученикам вопрос в открытом виде; они должны сами вычленить его из информационного наполнения кейса.Выделяют следующие виды кейсов [22; 23]:Практические – включают в себя детально отраженные реальные ситуации. Их учебное значение может сводиться к тренингу, закреплению знаний, умений и навыков поведения. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.Обучающие кейсы – включают в себя типичные ситуации, характерные для жизни. Ситуации и проблемы здесь не реальные, они лишь могут произойти в реальной жизни.Научно – исследовательский кейс – выступает как модель для получения нового знания о ситуации. Обучающая функция сводится здесь к исследованию.Технология работы с кейсом включает следующие этапы :Индивидуальная работа учащихся с материалом кейса – распознавание проблемы, поиск информации, формулировка альтернатив решения.Работа в малых группах по обобщению проблемы и путей ее решения.Презентация проделанной работы малых групп в общей дискуссии. Эффективность метода обусловлена включением таких методов, как моделирование (построение учениками собственной модели представленной ситуации), системный анализ (анализ и упорядочивание модели в систему), мозговой штурм, метод описания, метод ролевой игры и метод дискуссии (поиск удачного решения из предложенных ранее вариантов). Рассмотрим некоторые возможные варианты кейсовых групповых заданий на уроке английского языкана среднем этапе при обучении диалогической речи.1. Дискуссионный кейсВ качестве образца можно предложить следующие тексты (Афанасьева О.В. Английский язык. 9 кл. : в 2 ч. Ч.1: учебник/ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М. : Дрофа, 2014. - 112 с. - (RainbowEnglish).Discussingroups the problems of the text.Рис. 1. Образцы текстов для дискуссионного кейса 2. Презентационный кейсКейс в данном случае представляет собой некоторую ролевую систему, в которой роль – это совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля [2, с. 81-90]. Материалом в рамках данного кейса могут быть следующие задания (Афанасьева О.В. Английский язык. 9 кл. : в 2 ч. Ч.1: учебник/ О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. - М. : Дрофа, 2014. - 112 с. - (RainbowEnglish).Рис. 2. Образцы заданий для презентационного кейсаВыводы по II главеИспользование метода дискуссии в обучении диалогической речи способствует совершенствованию умений учащихся в продуцировании речевых высказываний с учетом коммуникативных намерений партнера по общению и специфики коммуникативной ситуации, поддерживает речевую инициативу и речевую реакция учащихся, что позволяет им строить высказывание адекватно и правильно в языковом отношении.Метод case-study предоставляет широкие возможности для организации диалогического общения на уроке английского языка в интерактивном режиме, что способствует не только формированию диалогических умений в общем, но и их компонентов в частности, к примеру, умений задавать вопросы и адекватно реагировать на реплики собеседника, понимать ход дискуссионного общения, расширять возможности речевой практики.ЗаключениеОдной из актуальных тенденций в методических исследованиях, направленных на оптимизацию процесса обучения иностранному языку, является проблема поиска путей эффективного обучения речевому общению. В настоящее время значение обучения говорению трудно переоценить, так как сегодня речь идёт о подготовке учащихся к диалогу культур. Актуальность этой проблемы становится особенно очевидной в наше время всемирного расширения контактов с зарубежными странами. Поэтому сейчас в обучении иностранному языку доминирует коммуникативный подход, который ставит своей целью формирование и развитие умений устной иноязычной речи учащихся. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости поиска более эффективных средств и приемов формирования навыков и развития умений устной иноязычной речи учащихся. Безусловно, это составляет проблему и требует поиска ее решений. Именно поэтому тема данной курсовой работыактуальна.В процессе исследования теоретических и методико-технологических аспектов обучения учащихся устному иноязычному общению в диалогической форме мы пришли к выводу, что в настоящее время еще не в полной мере реализованы возможности интерактивных технологий и других инновационных методов в процессе обучения иностранному языку. В связи с этим мы провели анализ нескольких УМК по английскому языку для общеобразовательной школы и выделили примеры упражнений и заданий по обучению диалогической речи. Для выполнения этих заданий в учебниках, в основном, предлагаются традиционные приемы обучения.В ходе нашего исследования мы установили, что методы дискуссии и case-study имеют потенциальные возможности для интенсификации процесса обучения диалогической речи учащихся на уроке английского языка на среднем этапе. Нами были разработаны некоторые приемы и задания в рамках реализации данных методов, и мы полагаем, что они могут быть успешно использованы в практике преподавания английского языка в школе.Мы полагаем, что цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.Список использованных источниковДружинина М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе, № 2, 1999, с. 67-69.Дубинина Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 591, 2010, с. 81-90.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Просвещение, 2011. - 173 с.Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков. М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. – 144 с.Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 5, 2002, с. 13-18, 40.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 4, 2000, с. 9-15; №5, 2000, с. 17-22.Миролюбов, А.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. М.: Просвещение, 2012. - 246 с.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2011. -162 с.Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Наука, 2010. – 336 с. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков. М.: Просвещение, 2010. - 113 с.Саломатов К.И. Проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе, № 6, 2007, с. 29-32.Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей. К.: Радянська школа, 2012. –165 с. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи // Иностранные языки в школе, № 1, 2009, с. 28-33.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с. Травкина Л.И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе, № 4, 2010, с. 21-23.Ульянова, Е.С. Использование кейс-технологии в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, № 6, 2014, с. 23-29.Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.Ярмина, Т.Н. Метод кейсов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, № 9, 2017, с. 24-27.Ибрагимова, Н.В. Кейс – метод как педагогическая технология [Электронный ресурс] / Инфоурок. Режим доступа - https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-1683319.html проверено 28.02.2019Королева, С.В. Применение кейсовой технологии на уроках иностранного (английского) языка [Электронный ресурс] / Мультиурок. Режим доступа - https://multiurok.ru/files/primienieniie-kieisovoi-tiekhnologhii-na-urokakh-i.html проверено 28.02.2019

Список использованных источников
1. Дружинина М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе, № 2, 1999, с. 67-69.
2. Дубинина Г.А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 591, 2010, с. 81-90.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Просвещение, 2011. - 173 с.
4. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков. М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008. – 144 с.
5. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 5, 2002, с. 13-18, 40.
6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 4, 2000, с. 9-15; № 5, 2000, с. 17-22.
7. Миролюбов, А.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. М.: Просвещение, 2012. - 246 с.
9. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2011. - 162 с.
10. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Наука, 2010. – 336 с.
11. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.
12. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков. М.: Просвещение, 2010. - 113 с.
13. Саломатов К.И. Проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе, № 6, 2007, с. 29-32.
14. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей. К.: Радянська школа, 2012. –165 с.
15. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи // Иностранные языки в школе, № 1, 2009, с. 28-33.
16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
17. Травкина Л.И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе, № 4, 2010, с. 21-23.
18. Ульянова, Е.С. Использование кейс-технологии в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, № 6, 2014, с. 23-29.
19. Харламова, М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 12, 2014, с. 23-27.
20. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
21. Ярмина, Т.Н. Метод кейсов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, № 9, 2017, с. 24-27.
22. Ибрагимова, Н.В. Кейс – метод как педагогическая технология [Электронный ресурс] / Инфоурок. Режим доступа - https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-1683319.html проверено 28.02.2019
23. Королева, С.В. Применение кейсовой технологии на уроках иностранного (английского) языка [Электронный ресурс] / Мультиурок. Режим доступа - https://multiurok.ru/files/primienieniie-kieisovoi-tiekhnologhii-na-urokakh-i.html проверено 28.02.2019


Вопрос-ответ:

Какая тема рассматривается в статье?

В статье рассматривается особенности коммуникативного подхода при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку.

Что такое коммуникативный подход?

Коммуникативный подход - это метод обучения иностранным языкам, который акцентирует внимание на развитии коммуникативных навыков и способностей студентов.

Какова цель обучения диалогической речи на среднем этапе?

Целью обучения диалогической речи на среднем этапе является развитие навыков понимания и произношения речи, а также формирование способности вести диалог на иностранном языке.

Какие методико-технологические аспекты рассматриваются во второй главе?

Во второй главе рассматриваются методики и технологии, которые используются при обучении диалогической речи на среднем этапе, включая различные упражнения и игры для развития коммуникативных навыков.

Какие условия необходимы для эффективного обучения диалогической речи на среднем этапе?

Для эффективного обучения диалогической речи на среднем этапе необходимы такие условия как наличие коммуникативной среды, интерактивное обучение, использование разнообразных аутентичных материалов и т.д.

Какие особенности имеет коммуникативный подход при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку?

Коммуникативный подход при обучении диалогической речи на среднем этапе включает в себя активное использование речи в реальных коммуникативных ситуациях. Этот подход позволяет студентам развивать навыки общения на языке, улучшать свою практическую грамотность и учитывать контекстуальные особенности общения.

Какова сущность коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам?

Сущность коммуникативного подхода заключается в том, что учащиеся активно взаимодействуют друг с другом на языке, используют его для решения коммуникативных задач. Основная цель этого подхода - развитие навыков общения на языке и формирование языковой компетенции.

Какие цели и условия обучения диалогической речи на среднем этапе обучения?

Целью обучения диалогической речи на среднем этапе является развитие способности студентов к активному и продуктивному использованию языка в диалогических ситуациях. Для достижения этой цели необходимо создать условия для практики речи в различных коммуникативных ситуациях, а также обеспечить доступ к аутентичным материалам и учебным ресурсам.

Какие методико-технологические аспекты важны при обучении диалогической речи на среднем этапе?

При обучении диалогической речи на среднем этапе обучения важно использовать разнообразные методики и технологии, которые способствуют активному взаимодействию студентов на языке. Это может включать ролевые игры, групповые дискуссии, проектные работы и другие активные формы работы. Также важно использовать современные учебные ресурсы и технологии, такие как интерактивное обучение и онлайн-курсы, чтобы обеспечить доступ к аутентичным материалам и практике речи в реальных коммуникативных ситуациях.