Музыкальные игры - как средство двигательной активности у младших дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 26 26 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Сущность понятия «двигательная активность» 6
2. Специфика двигательной активности детей младшего дошкольного возраста 10
3. Характеристика музыкальных игр 14
4. Роль музыкальных игр в развитии двигательной активности у младших дошкольников 18
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Еще до овладения речью, мимика, жесты и движения являются средствами общения у ребенка. Но и в дальнейшем средства невербальной коммуникации играют огромную роль в движениях ребенка. Они дают ему возможность выразить свои чувства и желания, лучше понимать партнера в игре, понимать эмоциональное состояние через движения, а также передавать свое. Особенно вышеизложенное актуально в младшем дошкольном возрасте, так как еще не все дети в данном возрасте овладевают понятной связной речью.Во многих странах Европы в начале ХХ века большое распространение получает система ритмического воспитания. Ее создателем был музыкант педагог, дирижёр известный швейцарский композитор и основатель Института музыки и ритма Эмил Жак-Далькроз.При помощи сочетания ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.Большую роль по совершенствованию двигательной активности детей на музыкальных занятиях принадлежит музыкально-ритмическим движениям, хороводам. Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением в игровой форме, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность [21].Музыкально-ритмические движение можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества. Таким образом, музыкальные игры требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями под музыку, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.В музыкальные игры также включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Эти упражнения позволяют овладеть детям своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержании задании входит усвоение понятий «сильно», «слабо», как понятий относительно большой или меньшей силы мускульного напряжения [26]. Рассмотрим подробнее виды и особенности музыкальных игр, которые могут применяться для повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте.Ритмические игры. Ритмизируя, например, детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов. Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.Музыкально-двигательные игры. Например, если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно выполнять движения. Подобные игровые упражнения возможно применять во всех видах музыкальной деятельности.В музыкально-двигательной работес детьми младшего дошкольного возраста требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала музыкальных игр, танцы-игры, пальчиковые игры, логоритмиказанимают ведущее место в повышении двигательной активности детей [11, c. 34].В танцах–играх помимо двигательной активности,возможно развить позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению. В несложных коммуникативных играх-танцах такие дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить. Все это дает возможность проявлять двигательную активность с большим проявлением собственного желания и радостью от совершаемых действий [14, с. 12].В целом, использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Таким образом, можно сделать вывод о том, музыкальные игры обладают большим педагогическим потенциалом в развитии гармоничной личности и повышения двигательной активности младших дошкольников.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что повышение двигательной активности в младшем дошкольном возрасте очень актуальная исследовательская проблема.В результате теоретического анализа было установлено, что физическое развитие детей младшего дошкольного возраста достаточно равномерно, без резких изменений. У детей данного возраста на фоне роста всех  органов  и  систем,  сохраняется повышенная потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей младшего дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается.Помимо этого, в младшем дошкольном возрасте, дети уже готовы к осознанному вовлечению в игровую деятельность, в связи с чем, повышение двигательной активности должно происходить на основе ведущего вида деятельности. В настоящем исследовании, были рассмотрены музыкальные игры, как средство двигательной активности у младших дошкольников.В целом, музыкально-игровую деятельность можно рассматривать, как синтез музыки с речью, с движением; с пространственными, тактильными, зрительными ощущениями. А они эмоционально насыщены музыкальными образами и это еще более усиливает ее развивающий эффект. Музыкально-игровая деятельность включает в себя разные виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически различные виды театра – начиная от пальчикового до драматического.Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Большую роль по совершенствованию двигательной активности детей на музыкальных занятиях принадлежит музыкально-ритмическим движениям, хороводам. Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением в игровой форме, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.Важно, что в ходе музыкальных игр двигательная активность сопровождается позитивным настроем и личной заинтересованностью младшего дошкольника. Таким образом, мы пришли к выводу о том, музыкальные игры обладают большим педагогическим потенциалом в развитии гармоничной личности и повышения двигательной активности младших дошкольников.Список литературыАникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. – 334 с.Барташникова И.А. Учись играя  / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков, 2017. – 45 с.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 155 с.Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2014. - 321 с.Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М., 2015. – 157 с.Выготский Л. С. Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М., 2014. – 387 с.Глазырина, Л. Д. Музыкально–педагогический словарь / Л. Д. Глазырина, Е. С. Полякова. –Минск: Беларускаянавука, 2017. – 363 с.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой /современныепедагогические технологии/ СПб., Детство-Пресс, 2014. – 52 с.Горшкова Е. В. Обучение языку движений, как средство формирования удошкольников музыкально-двигательного творчества. М., 2009. – 207 с.Затямина Т. А., Стрептова Л. В. Музыкальная ритмика. М., Глобус, 2012. – 147 с.Кирченко Н. А. Развитие основных физических качеств и координационныхспособностей детей. ООО ИД «Белый ветер», 2011. – 107 с.Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 2015. – 97 с.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013. – 79 с.Кондрашева, Л. Н. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М.: Просвещение. 2008. - 216 с.Метлов, Н. А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детсада. М.: Просвещение, 2015. - 412 с.Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М .Миронова. - Минск: Нарасвета, 2009. - 176 с.Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. — Т. 9 (1). — М., 2014. — 288 с.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М ., 2013. – 122 с.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 211 с.Рунова М. А. Радость в движении. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2017. – 173 с.Сидоров Л.К. Методические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе физкультурного образования: монография/ Л.К. Сидоров. – Красноярск, 2007. – С.116.Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития активности: учеб.пособие для студ. М.: Академия, 2008. - 368 с.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ , 2014. - С.101-108.Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду.СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 206 с.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Ш ебеко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста :учебное пособие / В. Н. Шебеко – Минск : Выш. шк., 2010 – 288 с.Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017. – 334 с.
2. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков, 2017. – 45 с.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 155 с.
4. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2014. - 321 с.
5. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М., 2015. – 157 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология./ Л.С.Выготский – М., 2014. – 387 с.
7. Глазырина, Л. Д. Музыкально–педагогический словарь / Л. Д. Глазырина, Е. С. Полякова. –Минск: Беларуская навука, 2017. – 363 с.
8. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой /современные педагогические технологии/ СПб., Детство-Пресс, 2014. – 52 с.
9. Горшкова Е. В. Обучение языку движений, как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества. М., 2009. – 207 с.
10. Затямина Т. А., Стрептова Л. В. Музыкальная ритмика. М., Глобус, 2012. – 147 с.
11. Кирченко Н. А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей. ООО ИД «Белый ветер», 2011. – 107 с.
12. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 2015. – 97 с.
13. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013. – 79 с.
14. Кондрашева, Л. Н. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М.: Просвещение. 2008. - 216 с.
15. Метлов, Н. А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детсада. М.: Просвещение, 2015. - 412 с.
16. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М .Миронова. - Минск: Нарасвета, 2009. - 176 с.
17. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. — Т. 9 (1). — М., 2014. — 288 с.
18. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М ., 2013. – 122 с.
19. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 211 с.
20. Рунова М. А. Радость в движении. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2017. – 173 с.
21. Сидоров Л.К. Методические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе физкультурного образования: монография/ Л.К. Сидоров. – Красноярск, 2007. – С. 116.
22. Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития активности: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2008. - 368 с.
23. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ , 2014. - С.101-108.
24. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 206 с.
25. Ш ебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Ш ебеко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
26. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / В. Н. Шебеко – Минск : Выш. шк., 2010 – 288 с.
27. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия "двигательная активность"?

Двигательная активность - это всестороннее и разнообразное использование движений для достижения определенной цели. Она включает в себя физическую активность, координацию движений, развитие моторики и гармоничность движений.

Какая специфика двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста двигательная активность связана с быстрым ростом и развитием организма. Они активно исследуют мир, используя движения. У них формируются основы моторной координации и они учатся основным двигательным навыкам.

Какими особенностями обладают музыкальные игры?

Музыкальные игры отличаются тем, что они сочетают в себе двигательную активность и музыкальное восприятие. Они помогают развивать слух и музыкальное чувство у детей, а также способствуют развитию координации и двигательных навыков.

Какую роль играют музыкальные игры в развитии двигательной активности у младших дошкольников?

Музыкальные игры являются эффективным средством развития двигательной активности у младших дошкольников. Они помогают развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость, а также способности к музыкальному восприятию. Они также способствуют развитию памяти, внимания и воображения у детей.

Какие существуют музыкальные игры для младших дошкольников?

Среди музыкальных игр для младших дошкольников можно выделить такие, как "Походка под музыку", "Танцевальные статуи", "Музыкальное расслабление" и другие. Они развивают моторику, координацию и музыкальность у детей.

Какая роль музыкальных игр в развитии двигательной активности у младших дошкольников?

Музыкальные игры способствуют развитию двигательной активности у младших дошкольников. Они развивают моторику, координацию движений, гибкость и ритмичность. Также они помогают укрепить мышцы и повысить физическую активность.

Какова специфика двигательной активности детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста двигательная активность имеет свои особенности. В этом возрасте они активно исследуют мир через движение, учатся координировать свои движения и осваивать различные виды моторной активности. Они также имеют высокую энергию и нуждаются в регулярных физических занятиях.

Какие музыкальные игры помогают развитию двигательной активности у младших дошкольников?

Среди музыкальных игр, которые помогают развитию двигательной активности у младших дошкольников, можно выделить такие, как "Движение под музыку", "Танцы с платком", "Игра на музыкальных инструментах" и другие. Во время этих игр дети активно двигаются, выполняют разные движения и развивают свою моторику.

Какие музыкальные игры развивают двигательную активность у младших дошкольников?

Музыкальные игры, которые развивают двигательную активность у младших дошкольников, включают в себя такие действия, как ходьба, прыжки, плавные движения рук и ног, вращение, балансирование и другие. Во время этих игр дети развивают свои физические навыки, гибкость, координацию и ритмичность.

Какова сущность понятия двигательная активность?

Двигательная активность включает в себя все виды движений, которые выполняются человеком. Она является неотъемлемой частью его жизни и оказывает влияние на развитие многих аспектов его личности.