Нарушения моторики при разных формах алалии
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 02.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией 6
1.1.Особенности и виды алалии 6
1.2. Нарушения моторики у детей с алалией 10
Заключение 16
Список литературы 17
Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей в дошкольном детстве служит развитие речи.
Алалией называется частичное недоразвитие или полное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе и сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. При этом специалисты обычно разделяют моторную и сенсорную алалию: в случае, когда речь идёт о моторной алалии, ребёнок имеет проблемы с собственной речью в виду каких-то нарушений развития; когда говорят о сенсорной алалии, речь идёт о недоразвитии понимания речи.
У детей с алалией плохо развита речевая подражательность, речь развивается поздно и медленно, а приобретенный речевой запас используется с искажениями. Наблюдается: резкое расхождение между активным и пассивным словарем; обилие труднокорригируемых аграмматизмов; слабость моторной структуры слова, так как нарушены двигательно-артикулятоорные образы слов (явления апраксии). [6]
Свою особенность имеет и нарушение звукопроизношения: постановка звуков больших трудностей не вызывает, тогда как автоматизация и дифференциация этих звуков имеет существенные трудности. Нарушена и коммуникативная функция речи (функция общения). В сложных случаях алалии наблюдается задержка темпов психического развития.
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.
Как показывает анализ литературы таким детям присуще и отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи. [2]
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности мелкой моторики, т.к. движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Причина влияния кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Установлено, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает одну треть всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны. [3]
Таким образом, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Поэтому, важнейшим аспектом в работе с дошкольниками с алалией, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук.
Заключение
В результате анализа литературных источников мы заключили следующее.
Как показывает анализ литературы для детей с алалией характерно и отставание в развитии двигательной сферы. У большой части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении метко дозированных движений, понижении ловкости и скорости выполнения. У детей предоставленной категории встречаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Этот факт определяться сложностью патогенеза речевых расстройств, которые являются механизмом общего недоразвития речи.
Еще в середине прошлого века было определено, что уровень формирования речи детей прямо зависит от сформированности мелкой моторики, т.к. движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Причина воздействия кроется в существенном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Определено, что зона, которая отвечает за движения пальцами и кистями рук, занимает одну треть всей моторной области и размещена в прямой близости от речевой зоны.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика, при данном, может быть выше нормы. Потому, основным аспектом в работе с детьми с алалией, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук.
Список литературы
АхметзяновА А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: КФУ, 2015. - 167 с.
Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2014.
Валитова И.З. Особенности логопедической работы с детьми с моторной формой алалии / И.З. Валитова, Е.А. Цивильская // Всероссийская интернет-конференция «Грани науки 2014». - Казань: КФУ, 2014
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
Кирпичинкова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичинкова // Дошкольное воспитание. 2005. - №2.
Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью / Э.В. Рейх // Вестник Российского нового университета. – 2012
Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие / Т.Б. Филичева, В. Соболева. - М.: Эксмо, 2015
Ханьшева Г.В. Топика патологического процесса при моторной алалии Г.В. Ханьшева // Культура, наука, интеграция. - 2012
Хвощинская Н.Л. Из опыта работы «Наглядное моделирование - перспективное направление обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.Л. Хвощинская // Образовательные проекты для дошкольников. - 2013. - № 8. - С. 20-13.
42
2
1. АхметзяновА А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: КФУ, 2015. - 167 с.
2. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2014.
3. Валитова И.З. Особенности логопедической работы с детьми с моторной формой алалии / И.З. Валитова, Е.А. Цивильская // Всероссийская интернет-конференция «Грани науки 2014». - Казань: КФУ, 2014
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
5. Кирпичинкова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичинкова // Дошкольное воспитание. 2005. - №2.
6. Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью / Э.В. Рейх // Вестник Российского нового университета. – 2012
7. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие / Т.Б. Филичева, В. Соболева. - М.: Эксмо, 2015
8. Ханьшева Г.В. Топика патологического процесса при моторной алалии Г.В. Ханьшева // Культура, наука, интеграция. - 2012
9. Хвощинская Н.Л. Из опыта работы «Наглядное моделирование - перспективное направление обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.Л. Хвощинская // Образовательные проекты для дошкольников. - 2013. - № 8. - С. 20-13.
Вопрос-ответ:
Что такое алалия?
Алалией называется частичное недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка в результате нарушений функций моторики.
Какие особенности развития моторики наблюдаются у детей дошкольного возраста с алалией?
У детей дошкольного возраста с алалией часто наблюдаются нарушения в координации движений, слабость мышц, затруднения в контроле тонуса и двигательной активности.
Какие виды алалии существуют?
Существуют разные виды алалии, включая моторную алалию (недоразвитие двигательных функций речи), сенсорную алалию (нарушения функций звукопроводящего аппарата) и сочетанную алалию (нарушения и функций двигательности, и функций звукопроводящего аппарата).
Какие нарушения моторики наблюдаются у детей с алалией?
У детей с алалией часто наблюдаются проблемы с координацией движений, затруднения в формировании правильного артикуляционного аппарата, слабость мышц и затруднения в контроле тонуса.
Как развитие речи помогает социализации и нервно-психическому здоровью детей в дошкольном возрасте?
Развитие речи является важным фактором для социализации детей в дошкольном возрасте, так как речь позволяет коммуницировать, выражать свои мысли и понимать других. Отсутствие речи или нарушения в ее развитии могут привести к социальной изоляции и негативным эмоциональным последствиям.
Какие особенности развития моторики наблюдаются у детей дошкольного возраста с алалией?
У детей дошкольного возраста с алалией наблюдаются нарушения моторики, которые проявляются в трудностях с координацией движений, слабостью мышц, дисфункциями мелкой моторики и другими проблемами, связанными с двигательными навыками.
Что такое алалия и какие виды алалии существуют?
Алалией называется частичное недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна быть правильно сформирована. Существуют разные виды алалии, включая моторную алалию, сензорную алалию и дисгармоническую алалию.
Какие нарушения моторики можно наблюдать у детей с алалией?
У детей с алалией можно наблюдать различные нарушения моторики, такие как задержка развития двигательных навыков, трудности с контролем и координацией движений, слабость мышц, аномальные позы и тремор. Эти нарушения могут сказываться на способности ребенка выполнять мелкую моторику и участвовать в физических активностях.
Какое значение имеет развитие речи для нервно-психического здоровья и социализации детей дошкольного возраста?
Развитие речи имеет огромное значение для нервно-психического здоровья и социализации детей дошкольного возраста. Речь играет важную роль в познавательной деятельности, а также в установлении коммуникации с окружающими. Способность говорить и понимать речь позволяет ребенку выражать свои мысли и эмоции, участвовать в общении и адаптироваться в обществе.