Формирование познавательный ууд на уроках русского языка при изучении темы глагол

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русский язык
  • 84 84 страницы
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 10.04.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 5
1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий 5
1.2 Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников 13
Глава 2. Методическое обеспечение формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка при изучении темы глагол 31
2.1. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 31
2.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка при изучении темы глагол 43
2.3 Определение эффективности проделанной работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Фрагмент для ознакомления

При его применении у учащихся экспериментальной группы повысилась осмысленность изучаемой темы и как следствие более глубокое ее понимание и запоминание, сформировалась целостность восприятия понятия «Глагол».Полученные результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу гипотезу.Результаты контрольного эксперимента показали продуктивность разработанной нами серии конспектов к урокам, использованных в обучающем эксперименте. Анализ полученных данных показал возможность использования данных разработок для применения их в 4 классе при изучении темы «Глагол».. На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 23% учащихся, на среднем - 65%, на высоком уровне 12% учащихся. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 16%учащихся, средним - 76% и на высоком уровне 8% учащихся.В основе разработанных уроков входят задания по формированию познавательных универсальных учебных действий. В содержание урока вошли задания на развитие классификационных и аналитических умений, на развитие способности выделять существенные признаки (сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания. Методики, которые проводились на контрольном этапе эксперимента, показали, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень понизился на 11%, низкий уровень понизился на 11%.Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение. Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. – 2013. – №6.
2. Акимова, М. К. Индивидуальность учащихся и научный подход : моногр [Текст] / М. К. Акимов, В. Т. Козлова. - М. : Знание, 2016. – 267 с.
3. Антонова, Б. В. Начальная школа : – М. : Просвещение, 2014. – 151 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Бурменская, И.А. и др. ; под ред. А.Г. Асмолова.— М. : Просвещение, 2008. – 367 с.
5. Барышева, Т. А. Диагностика эстетического развития личности: учебно-методическое пособие. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С.6.
6. Берковиц, Л. Процесс формирования универсальных учебных действий. СПб., 2017. 230 с.
7. Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2. / М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2014. - 251 с.
8. Битянова, М.Р., Азарова Т.В. Работа в начальной школе. М. : Совершенство, 2016. 214 с.
9. Боженкова, Л. И Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л.И Боженкова, С. П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - № 1(82). - C. 46-51.
10. Бордовская, Н.В. Педагогика. М.: Издательство Питер, 2017. - 304 с.
11. Бурлаков, И.В. Информационные технологии в процессе развития личности. М. : Класс, 2014. 89 с.
12. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2014.416 с.
13. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Академия, 2010. – 338 с.
14. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18.
15. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк. : науч.-метод. журн. - М., 2008. - №4. - С. 11-15.
16. Войскунский, А. Е. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: материалы конференции. – М. : Просвещение, 2014. 118 с.
17. Воровщиков, С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : - М. : МЦФЭР, 2013. - N 1. - С. 5-13
18. Воспитание младшего школьника [Текст] : пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2017. – С.277.
19. Гребенкина, Л.К. Методика восп. работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др. ; под ред. В.А. Сластенина., испр. и перераб. – М. : Академия, 2015. - 60с.
20. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 267 с.
21. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2016. – № 3-4.–14-19с.
22. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст] / М.Е. Дашкин – М.: Педагогика, 2000. – 256 с.
23. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева – М. : Аспект Пресс, 2005. – 345 с.
24. Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий [Электронный ресурс] – URL: http://ir-zhi.ru/
25. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М. : НИИОПП, 2016. – 27,48с.
26. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. М. : Academia. 2016. 464 с.
27. Из опыта организации воспитания ученического коллектива: сб. материалов педагогической практики / под ред. В.Е. Гмурмана. М. : 2015. – 179 с.
28. Калашникова, Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи [Текст] : схемы анализа, рекомендации, фрагм. уроков / Н. Г. Калашникова, Т.Г. Блинова. - Волгоград : Учитель, 2017. - 158 с.
29. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.— М.: Просвещение, 2011., — 145 c.
30. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2013. - Ч.1— 147 c., Ч.2. – 145 с.
31. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2016. - Ч.1— 161 c., Ч.2. – 161 с.
32. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2015. - Ч.1— 160 c., Ч.2. – 159 с.
33. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2016., 198с.
34. Коротаева, Е.В. Основы педагогического взаимодействия. – Екатеринбург : 2016. - 217 с.
35. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.П. Крившенко. - М. : Проспект, 2015. – 340 с.
36. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов – М. : Просещение, 2000. – 567 с.
37. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика обучения русскому языку в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 256с.
38. Михайлина М. Работа со школьником. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М. Михайлина. – Волгоград. 2014. 120 с.
39. Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно- методическое пособие Изд-во ГЦИ «Эгида». – Новосибирск, 2010. – 102 с.
40. Молокова А.В. Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010 – Москва»: [Электронный ресурс] / http://msk.ito.edu.ru / Режим доступа / http://msk.ito.edu.ru/
41. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учебное издание; задачи и вопросы : учеб. пособие высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2016. – 320 с.
42. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М. : Педагогика, 2017 . - 142 с.
43. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Л. Е. Журова [и др.] // Начальное образование : науч.-метод. журн. - М. : Русский журнал, 2010. - N 1. - С. 9-14
44. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2017. — №5. Т.2. — С. 151-155.
45. Планируемые результаты начального общего образования / под.ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2017. - 120с.
46. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для образоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 143 с.
47. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2016. 137с.
48. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2016. – 432 с.
49. Подходова Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики [Текст] / Н. С. Подходова // Начальная школа : науч.-метод. журн. / М-во образования и науки РФ. - М., 2017. - N 9. - С. 34-41
50. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] / http://college.ru. / Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/
51. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). - М.: Просвещение, 2016.
52. Развитие речи: инновационная технология обучения [Текст] : 5 - 9 кл. / авт.-сост. О. А. Дюжева. - Волгоград : Учитель, 2016. - 167 с.
53. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.
54. Система оценивания сформированности универсальных и предметных учебных действий первоклассников в ходе освоения ООП НОО [Текст] // Библиотека журнала «Методист» : прил. к журн. «Методист» / АПКиППРО. - М. : Академия АПКиППРО, 2016. - N 6. - С. 4-64.
55. Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Место новых информационных технологий в жизни современного школьника : [Электронный ресурс] / Режим доступа / http://www.auditorium.ru/
56. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко [и др.] // Народное образование : рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ ; РАО. - М. : Народное образование, 2016. - № 4. - С. 153-160
57. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С.
58. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе: [Электронный ресурс] / https://nsportal.ru / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/10/28/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
59. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС: [Электронный ресурс] / http://xn.ru / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632112/
60. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе: [Электронный ресурс] / http://xn.ru / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/599535/
61. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов [Текст] : методические рекомендации / ред. Г. В. Раицкая, 2017. - 80 с.
62. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе: [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2016/0829-10.htm
63. Фролов Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2017. – 192с.
64. Шатилова Г.А. «I и II спряжение глаголов настоящего времени»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2016. № 9. – 7с.
65. Шкуричева Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности» - // Начальная школа 2016. - №11. - с.4.
66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство Институт Практической психологии, 1995. – 416с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка?

Одной из теоретических основ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка является психолого-педагогическая основа, основанная на понимании особенностей психического развития младших школьников. Кроме того, в основе лежат идеи активности, деятельности, преобразующих форм и содержание обучения.

Какие средства используются для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников?

Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников используются различные средства, такие как игры, упражнения, задачи, примеры, моделирующие ситуации. Также важную роль играют методы развития мышления, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников?

Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников включают в себя знание особенностей развития детей этого возраста, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, использование игровой деятельности, создание проблемных ситуаций, стимулирование интереса к учебной деятельности, создание благоприятной психологической обстановки и др.

Как развиваются познавательные универсальные учебные действия у младших школьников на уроках русского языка?

Познавательные универсальные учебные действия у младших школьников развиваются на уроках русского языка через активную участие в урочной, внеурочной и домашней деятельности. Ученики учатся анализировать информацию, делать выводы, решать проблемные задачи, регулировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. В результате такой деятельности ученики развивают свои когнитивные способности и приобретают навыки самостоятельного и ответственного учебного труда.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка?

Теоретическими основами формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка являются психолого-педагогические принципы развития и обучения, такие как возрастные и индивидуальные особенности учащихся, зона ближайшего развития, активность и самостоятельность обучения.

Что является средством для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников?

Средствами для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников могут служить различные методы и приемы, такие как объяснение нового материала, дидактические игры, задания на анализ и синтез текстов, обсуждение и дискуссии, самостоятельная работа и т.д.

Какие психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся можно применить на уроках русского языка?

В формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка можно применить психолого-педагогические основы, такие как создание ситуаций успеха, активизация познавательной деятельности, создание условий для самостоятельности и инициативы учащихся, использование разнообразных методов и форм работы, адекватных возрастным особенностям детей.

Какое методическое обеспечение необходимо для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников?

Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у младших школьников необходимо использовать методическое обеспечение, такое как учебники и пособия с разнообразными заданиями и упражнениями, различные методики и технологии обучения (например, индивидуальная работа, групповая работа, проектная деятельность), а также использовать компьютерные программы и интерактивные доски, которые могут сделать урок более интересным и эффективным.