Cоциально-коммуникативное развитие" средний возраст при программе "от рождения до школы
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности общения дошкольников среднего возраста среди сверстников 7
1.2 Особенности формирования социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 11
1.3 Специфика организации социальной коммуникации в условиях ДОУ 13
Вывод по главе 1 17
2. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» НА ПРЕДМЕТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 18
2.1 Общая характеристика программы 18
2.2 Условия социально-коммуникативного развития средних дошкольников в рамках программы «От рождения до школы» 19
Вывод по главе 2 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Решение программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.Содержание непосредственной работы по коммуникативному развитию с детьми среднего дошкольного возраста предполагает:воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и привычку сообща не только играть, но и трудиться и заниматься;воспитание уважительного отношения к окружающим;учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;формирование таких качеств как сочувствие и отзывчивость;формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников;развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;развитие умения самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;развитие умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;формирование умения слушать собеседника, не перебивать без надобности, а также умение спокойно отстаивать свое мнение.Реализация образовательного процесса предполагается на построении адекватных возрасту формах работы с детьми. В программе выделены следующие формы работы по формированию коммуникативных умений:беседы с детьми;создание в течение дня условий для свободной игры детей;проведение исследований, наблюдений;приобщение детей к различным формам деятельности;организация совместной деятельности детей с родителями;свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятиях картин, иллюстраций, мультфильмов;ситуативные разговоры с детьми.Таким образом, можно говорить о том, что в программе «От рождения до школы» четко поставлены задачи для реализации развития коммуникативных умений средних дошкольников. Задачи распределены по определенным блокам: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» и «Ребенок в семье и сообществе», что, безусловно, дает возможность воспитателю решать задачи, связанные с коммуникативным развитием не только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но, что важно, при взаимодействии с семьей.Вывод по главе 2Таким образом, проанализировав программу «От рождения до школы», подведены следующие итоги:В данной программе четко поставлены задачи для реализации развития коммуникативных умений средних дошкольников.Решение образовательных задач по развитию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.Рассмотрены задачи и содержание аспекта программы, направленного на коммуникативное развитие средних дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема изучения социально-коммуникативного развития средних дошкольников в рамках программы «От рождения до школы» была определена как актуальная в силу того, что практика общения с детьми, организуемая взрослыми во многом обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Воспитателю в ребенке необходимо уважать личность, равную себе. Подобная ориентация в современной педагогике на гуманизациювоспитательно-образовательного процесса диктует актуальность проблемы создания оптимальных условий развития коммуникативной сферы каждого ребенка. В силу того, что меняется вся система организации и проведения занятий, меняются и особенности взаимодействия воспитателя и дошкольников, а также воспитанников между собой. Педагог общается с детьми на равных, ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне, а также организовать совместную деятельность детей на занятии так, чтобы сформировать у них коммуникативные навыки.При появлении новых стандартов необходимо пересматривать все имеющиеся программы и занятия, формулировать и видоизменять их так, чтобы они соответствовали новым требованиям по формированию коммуникативных умений средних дошкольников.Целью работы было изучение социально-коммуникативного развития средних дошкольников в рамках программы «От рождения до школы».Данная цель достигнута посредством решения задачисследования.Проанализированы источники по проблеме исследования, которые включали в себя педагогическую, психологическую, методическую, лингвистическую литературу. Проведен анализ нормативно-правовых документов, а именно Закона об образовании, федерального государственного образовательного стандарта для дошкольных образовательных учреждений, образовательной программы ДОУ.Описаны подходы к пониманию сущности «коммуникативных умений».Выявлено, что, согласно ФГОС ДО, коммуникативные умения – это умения осуществлять разного рода контакты между участниками совместной деятельности, обычно используется речевая деятельность, дополняемая невербальным общением.Определено, что коммуникативные умения — именно осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям среднего дошкольного возраста.Коммуникативные умения представляют собой способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач. Рассмотрены особенности формирования социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.Определено, что процесс формирования речи дошкольника проходит постоянно - во время прогулки, игры на детской площадке, при общении со взрослыми, в группе ДОУ и т.д.; поэтому воспитателю важно организовывать деятельность детей среднего дошкольного возраста так, чтобы, во-первых, дети как можно чаще слышали грамотную речь взрослого, во-вторых, стимулировать различными методами и приемами связную речь дошкольников.Охарактеризована специфика организации социальной коммуникации в условиях ДОУ. При организации социальной коммуникации у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ необходимо уделять внимание формированию и развитию связной речи.Проведен анализ программы «От рождения до школы» на предмет развития социально-коммуникативных умений, обоснованы условия социально-коммуникативного развития средних дошкольников в рамках программы «От рождения до школы».В данной программе четко поставлены задачи для реализации развития коммуникативных умений средних дошкольников. Рассмотрены задачи и содержание аспекта программы, направленного на коммуникативное развитие средних дошкольников.Решение образовательных задач по развитию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПриказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314 с.Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества и проблема оценки качества высшего педагогического образования // Современные проблемы образования / под ред. Ю. Подгурецкого, В. Гребенниковой, Ю. Синицына. Ополье – Краснодар, 2008. - С. 14–23.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 c.Зельский И.А. Особенности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И.А. Зельский. – М.: Юнити, 2012. – 228 с.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.Краева А. А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (на материале образовательной программы «От рождения до школы» авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) [Текст] / А. А. Краева, С. Е. Привалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. - 216с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – С-Пб.: Питер, 2009. – 320 c.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: 2010. - 647 с.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис....канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1999.- 231 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 713 с.Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
2. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314 с.
3. Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества и проблема оценки качества высшего педагогического образования // Современные проблемы образования / под ред. Ю. Подгурецкого, В. Гребенниковой, Ю. Синицына. Ополье – Краснодар, 2008. - С. 14–23.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
5. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2009. – 288 c.
6. Зельский И.А. Особенности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / И.А. Зельский. – М.: Юнити, 2012. – 228 с.
7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
8. Краева А. А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (на материале образовательной программы «От рождения до школы» авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) [Текст] / А. А. Краева, С. Е. Привалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. - 216с.
11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – С-Пб.: Питер, 2009. – 320 c.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: 2010. - 647 с.
13. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
15. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
16. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис....канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1999.- 231 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 713 с.
18. Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. – М.: Абак, 2013. – 296 с.
19. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
20. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности общения детей среднего возраста среди сверстников?
В этом возрасте дети активно начинают взаимодействовать друг с другом, образуя маленькие группы или игровые коллективы. Они учатся выражать свои мысли и желания, а также слушать и учитывать мнение других. Взаимодействие среди сверстников включает игровую активность, совместное решение задач и участие в групповых деятельностях.
Какие социально-коммуникативные умения формируются у детей среднего дошкольного возраста?
В этом возрасте дети развивают умение слушать и выражать свои мысли, устанавливать контакты с окружающими, решать конфликты и соблюдать правила поведения. Они также учатся понимать эмоции других людей и сочувствовать им. Важным аспектом развития социально-коммуникативных умений является упражнение взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Каким образом осуществляется организация социальной коммуникации в условиях дошкольного учреждения?
В дошкольном учреждении организуются разные формы социальной коммуникации: проводятся игровые занятия и мероприятия, создаются условия для свободного общения детей между собой и с педагогами. Также важным аспектом является создание положительной атмосферы в коллективе, где дети могут комфортно общаться и выражать свои мысли.
Каковы теоретические основы социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста?
Теоретические основы социально-коммуникативного развития детей включают в себя понятия о важности социального взаимодействия, развития речи и эмоциональной интеллектуальности. Также важную роль играет влияние окружающей среды и роли взрослых в формировании социальных и коммуникативных умений у детей.
Какие особенности общения у детей среднего дошкольного возраста среди сверстников?
Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять большую активность в общении со сверстниками. Они стремятся играть друг с другом, обмениваться игрушками и участвовать в совместных играх. Взаимодействие среди одноклассников становится для них важным и интересным.
Как формируются социально коммуникативные умения у детей среднего дошкольного возраста?
Социально коммуникативные умения у детей среднего дошкольного возраста формируются через игру и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В процессе игры дети учатся общаться, слушать друг друга, выражать свои мысли и эмоции. Они также развивают навыки сотрудничества, уважения к другим и соблюдения правил.
Как организуется социальная коммуникация в условиях дошкольного образовательного учреждения?
В дошкольном образовательном учреждении социальная коммуникация организуется через различные формы деятельности, такие как игры, коллективные занятия, общение в группе и индивидуальные беседы. Педагоги создают условия для активного участия детей в общении, учитывая их интересы и потребности.
Какие теоретические основы лежат в основе социально коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста?
В основе социально коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста лежат такие теоретические основы, как теория социального конструктивизма, теория развития речи, теория формирования личности. Эти теории помогают понять, как формируются социальные и коммуникативные навыки у детей и каким образом они взаимодействуют с окружающей средой.
Какие особенности общения есть у детей среднего дошкольного возраста?
Дети среднего дошкольного возраста начинают учиться общаться не только с взрослыми, но и с другими детьми. Они активно инициируют контакты, проявляют интерес к сверстникам и стремятся к сотрудничеству. Они учатся устанавливать контакт с другими детьми, выражать свои желания и потребности, а также учитывать интересы и потребности других. В этом возрасте постепенно формируются навыки эмпатии и понимания других людей.