Формирование у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на улицах города.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: ОБЖ
  • 26 26 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1 Представления детей дошкольного возраста о безопасном поведении на улицах города 6
2 Формы и методы обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте 13
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

В группахмладшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшимнаблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый планвыдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика идр. это позволяет структурировать представления дошкольников обособенностях внешнего вида и функционального назначения различныхобъектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза.В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору,в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во времяучений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей иформируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.Беседы, развивающие и обучающие занятияДля проведения бесед, занятий по обучению детей безопасному поведению на дороге можно использовать игрушки разных видов транспортных средств (специальная техника, легковые автомобили, грузовые автомобили, троллейбусы, автобусы); схемы дорог с дорожной разметкой и перекрестков; модели средств регулирования (дорожные знаки, светофоры, фигуры пешеходов и регулировщика); мозаики, кубики, разрезные картинки; настенные плакаты, настольно-печатные игры, сюжетные картинки, которые отражают дорожную ситуацию.)Экскурсии и целевые прогулкиДвижение пешеходов и транспорта на дорогах и улице является для детей слишком сложным явлением, чтобы самостоятельно в нем ориентироваться. Поэтому значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям «Безопасная улица», целевым прогулкам «Знакомство с перекрестком», во время которых ребенок на практике изучает правила для пешеходов, наблюдает дорожное движение, закрепляет ранее полученные знания. Эти формы работы включены в план по профилактике дорожно-транспортного травматизма, и направлены также на закрепление детьми дошкольного возраста знаний, которые были получены на групповых занятиях. Прогулки можно проводить по дорогам микрорайонов в различное время года, наблюдая разнообразие транспорта и то, каким образом взаимодействует транспорт и пешеходы, дети знакомятся с назначением дорожных знаков, работой светофора. При этом нужно обращатьвнимание ребенка на такие очень важные моменты, как состояние дороги, видимость и погодные условия, количество пешеходов.Индивидуальная работаВ процессе обученияребенка правилам дорожного движения необходимо проявлять дифференцированный подход, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.Развлечения и праздникиПроведение мероприятий по пропаганде знаний правил дорожного движения: спортивные досуги, конкурсы, музыкально-спортивные развлечения, где дети показывают свои умения и знания по правилам дорожного движения.Знания детей находят отражение в продуктивных видах деятельности.Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения должна быть основана на комплексном подходе. С детьми нужно проводить тематические групповые занятия, закрепляющие полученные ими знания в различных видах деятельности.Развивающая средаВо время игр ребенок не только закрепляет собственные знания, но также учится культуре поведения на улице, в общественных местах, отгадывает загадки, ребусы, решает кроссворды – это способствует закреплению знаний теоретических, а также развитию логического мышления.Технологии и методы, применяемые в работе с детьми:Интерактивные методы обучения.Моделирование опасной и безопасной дорожной ситуации.Технология игрового обучения.Личностно-ориентированная технология.Метод беседы и наблюдения.К методам активизации педагогов и родителей относятся:Обсуждение различных точек зрения.Анализ педагогами и родителями поведения ребенка.Тренинговые игровые задания и упражнения.Ролевое проигрывание ситуаций.Решение проблемных задач в семейном воспитании.Обращение к опыту родителей.Одной из эффективных форм ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения является технология моделированияМодельные схемы – это схематичное изображение предметов или событий. Мы рассматриваем моделирование, как совместную деятельность воспитателя и детей по созданию специальных ситуаций. Цель данной работы – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях улиц и дорог, их структуре, о регулировании действий всех участников дорожного движения, особенностях транспортных средств и многообразия средств регулирования.В основе моделированиялежит принцип замещения реального предмета– предметом, схематично изображенным, или знаком. Модель позволяет создать образ самых существенных свойств объекта, дать ему более полную характеристику, выявить его опасные и безопасные стороны.По мере осознания ребенком способа замещения признаков, связи между реальным объектом, его моделью становится возможным привлекать его к совместному с преподавателем, а потом и к собственному моделированию ситуаций по правилам безопасного дорожного движения.Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение материала ребенком. Дети легко вспоминают картинку, а затем и "наложенный" на неё словесный материал.Именно наглядная модель наиболее применима для занятий с ребенком дошкольного возраста, так как детям намного легче представить предмет, определить отношения между разными предметами, их связь, если они их видят зрительно.Применение компьютерных информационных технологий при ознакомлении с правилами дорожного движения позволяет сделать каждое занятие насыщенным, нетрадиционным,предусмотреть разнообразные методы и приемы обучения.Использование фильмов, слайдовых презентаций, анимации позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым предметам и явлениям.Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания детей, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей.ЗаключениеСовременный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть доподросткового возраста, полагая, что ребенок повзрослеет, наберется ума, тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей. Либо, наоборот, получив долгожданную свободу, наслаждаются ею, нарушая все правила и запреты, потеряв всякую бдительность и осторожность.Поэтому безопасное поведение ребенка на улице в отсутствие взрослого должно стать одной из важнейших целей в воспитании родителями своего чада, но реализацию этой задачи необходимо осуществлять грамотно.Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества.Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители) и продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.Активное сотрудничество с семьей способствует расширить представлениядетей и выработать у них твердые навыкиправилбезопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.Использование высокотехнологичных приёмов обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование современных,эффективных приемов и методов, учет возрастных особенностей приводят к положительным результатам.Главным для родителей и педагогов в приобщении детей дошкольного возраста к правилам дорожного движения является донести до них смысл, необходимость навыков и знаний по данномувопросу. Необходимо также всегда помнить, что дети учатся законам дорог, беря пример с членов семьи и остальных взрослых. Нужно не просто рассказать, прочитать, обучить ребенка, следует показывать на практике как нужно вести себя правильно на дороге. В противном случае любое целенаправленное обучение утратит всякий смысл.Список литературы1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Изд-во: СПб.: Детство-Пресс, 2011.2 Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 607с.4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.5. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. – Изд-во: СПб.: Детство-Пресс, 2009.6. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.7. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Изд-во: М.: Дрофа, 2008.8. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.9. Антюхин Э.Н. Сулла М.И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 5.10. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 67 с.11. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 2013. – 67 с.

Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Изд-во: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2 Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 607с.
4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.
5. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. – Изд-во: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
6. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
7. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Изд-во: М.: Дрофа, 2008.
8. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
9. Антюхин Э.Н. Сулла М.И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 5.
10. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 67 с.
11. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 2013. – 67 с.

Вопрос-ответ:

Какие представления о безопасном поведении на улицах города формируются у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста формируют представления о безопасном поведении на улицах города, включая правила перехода дороги, использование пешеходного перехода, остановка на красный свет, соблюдение дистанции от движущихся автомобилей, а также об опасных местах, таких как дороги с высоким трафиком или стройплощадки.

Какие формы и методы обучения можно использовать для детей дошкольного возраста, чтобы они освоили дорожную грамоту?

Для обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте можно использовать игры и ролевые моделирования, чтение книг, просмотр мультфильмов и обсуждение примеров безопасного поведения на дороге. Важно также проводить практические тренировки на детской площадке или в условиях реальной улицы, где дети могут применить полученные знания на практике.

Какие методы обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте наиболее эффективны?

Наиболее эффективными методами обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте являются повторение и закрепление правил безопасного поведения на улицах, использование интерактивных технологий в обучении, активное участие родителей и педагогов в формировании представлений о безопасности. Также важно создать безопасную среду вокруг детей и давать им возможность самостоятельно принимать решения и осуществлять практическую деятельность на улицах города.

Какие преимущества имеют сравнительные наблюдения при формировании представлений детей дошкольного возраста о безопасном поведении?

Сравнительные наблюдения, такие как сравнение двух разных видов растений или сравнение безопасного и опасного поведения на дороге, помогают детям развивать аналитическое мышление, сравнивать и анализировать различные ситуации, выявлять причинно-следственные связи и применять эти знания на практике. Такие наблюдения также позволяют детям учиться прогнозировать возможные последствия своего поведения и принимать осознанные решения о безопасности на улицах города.

Какие представления о безопасном поведении на улицах города формируются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста формируются представления о том, что нужно соблюдать правила дорожного движения, не переходить улицу без сопровождения взрослых, держаться за руку взрослых, смотреть по сторонам при переходе дороги и многое другое.

Какими формами и методами можно обучать детей дошкольного возраста дорожной грамоте?

Детей дошкольного возраста можно обучать дорожной грамоте с помощью игр, ролевых ситуаций, различных упражнений, рисования, разговоров, просмотра мультфильмов и прочих педагогических приемов, направленных на формирование правильного поведения на дороге.

Что дети дошкольного возраста предпочитают наблюдать в группах младшего и старшего дошкольного возраста?

В группах младшего дошкольного возраста дети предпочитают простейшие наблюдения, например, наблюдать за движением машин на улице. В группах старшего дошкольного возраста дети больше интересуются сравнительными наблюдениями, например, сравнивать разные растения или объекты на улице.

Какие правила безопасного поведения на улицах города могут быть интересны детям дошкольного возраста?

Для детей дошкольного возраста могут быть интересны такие правила безопасного поведения, как не бежать на дорогу, не переходить улицу без взрослого, не играть на проезжей части, смотреть по сторонам перед переходом дороги, не подходить к незнакомцам и т. д.

В чем заключается значение формирования представлений о безопасном поведении на улицах города у детей дошкольного возраста?

Формирование представлений о безопасном поведении на улицах города у детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как это поможет им избежать возможного опасного или травматического опыта, научиться правильно взаимодействовать с дорожным движением и взрослыми, а также развить навыки самостоятельного ориентирования на улице.

Какие представления о безопасном поведении на улицах города формируются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста формируются представления о безопасном поведении на улицах города, которые включают знания о правилах дорожного движения, умения ориентироваться на улице, узнавать опасные ситуации и реагировать на них, а также навыки осознанного и ответственного поведения.

Какие формы и методы обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте используются?

Для обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте используются различные формы и методы, такие как игровые занятия, ролевые игры, практические упражнения на дороге, чтение книг и сказок о дорожной безопасности, просмотр мультфильмов и видеороликов на эту тему.