Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты изучения бюджетного процесса………….5
1.1 Понятие бюджетного процесса……………………………………..5
1.2 Принципы бюджетного процесса………………………………….10
2. Характеристика участников бюджетного процесса и их полномочия14
2.1 Президент и законодательные органы государственной власти……14
2.2 Органы исполнительной власти и их полномочия…………………..20
2.3 Органы государственного финансового контроля ………………….24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………..30
Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган — коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство — генеральный директор федерального агентства.Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.2.3Органы государственного финансового контроляФинансовый контроль представляет собой контроль за законными и целесообразными действиями в создании, распределении и применении денежных фондов РФ и субъектов местного самоуправления. Его используют для результативного социально-экономического развития государства. Финансовый контроль действует в том обществе, где существует товарно-денежное обращение.В структуру органов, осуществляющих государственный финансовый контроль входят:- Счетная палата РФ;- ЦБ РФ;- Минфин РФ;- ФНС РФ;- Федеральная таможенная служба.До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля, это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.Счетная палата РФ — один из основных органов финансового контроля. Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента — Совета Федерации и Государственной думы. На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий. В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов.Особое место в данной системе занимает Министерство финансов Российской Федерации, руководитель которого, согласно статье 166 БК РФ, обладает особыми исключительными полномочиями:– Утверждение или возможность внесения корректировок сводной бюджетной росписи федерального бюджета (понятие бюджетной росписи будет рассмотрено в следующем подпункте).– Создание или изменение существующих лимитов бюджетных обязательств.– Создание особых обязательных предписаний о ненадлежащем исполнении бюджета для распорядителей средствами.– Принятие решений о приостановлении межбюджетных трансфертов.Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений. Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов. Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка.Федеральное казначейство — еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ. Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством. Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур. В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета. Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.ЗаключениеСуществующая бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный, региональный и местный. Данный факт обуславливает реализацию бюджетного процесса на государственном и муниципальном уровне одновременно, что впоследствии создает общую единую систему. Одним из главных плюсов данной системы является то, что каждый объект системы может самостоятельно решить, какие приоритеты являются наиболее важными для него в настоящий момент и как он хочет потратить собственные бюджетные средства (известные заранее).Реализация бюджетного процесса подразделяется на 4 этапа: разработка, утверждение, исполнение бюджетов и составление отчета по результатам в конце. Ответственный орган меняется в зависимости от этапов, что может является неким гарантом повышения прозрачности данной системы и повышения ее эффективности (органы исполнительной и законодательных властей могут исправлять недочеты друг друга). Наиболее трудоемкими в данной цепи являются первые два этапа, поскольку именно в них должны быть произведены учет существующей социально-экономической ситуации в стране, перерасчет показателей инфляции и их дальнейшая адаптация к социальным гарантиям и выплатам, прописаны все адресаты получателей бюджетных средств, а также суммы необходимые для получения.Участники бюджетного процесса – это те лица, которые имеют те или иные полномочия.Президент РФ – выступает с ежегодным бюджетным посланием к ФС, содержащим основные направления бюджетной (налоговой) политики. Прежде всего – повышение эффективности управления, мониторинг и иные направления политики.Исполнительные органы готовят законопроект о бюджете, представляют его в законодательные органы.Законодательные органы– есть проблемы разграничения полномочий с исполнительными органами. Законодательные органы, в первую очередь принимают закон о бюджете, кроме того, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, определяют правовой статус органов, которые, в случае введения временной финансовой администрации в субъекте РФ или МО (когда субъект РФ – «банкрот»), закон о бюджете может приниматься законодательным органом вышестоящего уровня – у субъекта ФС, у МО законодательным органом субъекта РФ.Исполнительные органы– обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение (правительство), разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, предоставляют отчет, обеспечивают управление государственным долгом, осуществляют иные полномочия.Финансовые органы– составляют проект соответствующего бюджета, предоставляют его для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют его исполнение, устанавливают порядок составления отчетности, осуществляют иные полномочия, регулируют отношения по межбюджетным трансфертам и т. д.Список литературыКонституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (действующая редакция от 22.07.2014).Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (действующая редакция от 05.12.2017).Федеральный закон « О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62 – ФЗ (действующая редакция 29.07.2017).Федеральном конституционным законом «О военном положении» от 30.01.2002 № ФЗК-1 (действующая редакция от 01.07.2017).Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № ФЗК-3 (действующая редакция от 03.06.2016).Авакьян С. А.. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие. - 2 т Т.1. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА - М., 2014. - 864 с.Ахметшин Э.М. Развитие государственного финансового контроля в России // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 86-89.Захарова Г.С. Происхождение, распространение и доминирование института президентства в современном мире // Вестник СевКавГТИ. – 2017, №1 (28). – С. 72-78.Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. — 208 с.Комаров В.В. Конституционное право России: Вопросы и ответы. – М: Инфра-м, 2014. – 432 с.Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.Кудряшов К. В. Правовые пробелы в конституционной процедуре досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017, № 44. – С. 168–173. Малявина В. А. Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 340-343. Павлюк А.В., Камолов С.Г., Игитян М.Ю. Терминологический справочник по электронному правительству. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 316 с.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (действующая редакция от 22.07.2014).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (действующая редакция от 05.12.2017).
4. Федеральный закон « О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62 – ФЗ (действующая редакция 29.07.2017).
5. Федеральном конституционным законом «О военном положении» от 30.01.2002 № ФЗК-1 (действующая редакция от 01.07.2017).
6. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № ФЗК-3 (действующая редакция от 03.06.2016).
7. Авакьян С. А.. Конституционное право России. Учебный курс : учебное посо¬бие. - 2 т Т.1. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА - М., 2014. - 864 с.
8. Ахметшин Э.М. Развитие государственного финансового контроля в России // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 86-89.
9. Захарова Г.С. Происхождение, распространение и доминирование института президентства в современном мире // Вестник СевКавГТИ. – 2017, №1 (28). – С. 72-78.
10. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
11. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. — 208 с.
12. Комаров В.В. Конституционное право России: Вопросы и ответы. – М: Инфра-м, 2014. – 432 с.
13. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
14. Кудряшов К. В. Правовые пробелы в конституционной процедуре досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017, № 44. – С. 168–173.
15. Малявина В. А. Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 340-343.
16. Павлюк А.В., Камолов С.Г., Игитян М.Ю. Терминологический справочник по электронному правительству. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.
17. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 316 с.
Вопрос-ответ:
Какие участники принимают участие в бюджетном процессе в РФ?
В бюджетном процессе РФ принимают участие следующие участники: Президент, законодательные органы государственной власти, органы исполнительной власти и органы государственного финансового контроля.
Какие полномочия имеет Президент в бюджетном процессе РФ?
Президент РФ имеет полномочия по инициированию бюджетного процесса и представлению проекта федерального бюджета, а также по утверждению закона о федеральном бюджете. Он также участвует в принятии решений о расходовании средств федерального бюджета и контролирует исполнение бюджета.
Какие полномочия имеют законодательные органы в бюджетном процессе РФ?
Законодательные органы государственной власти, такие как Государственная Дума и Совет Федерации, участвуют в принятии решений о законе о федеральном бюджете, внесении изменений и дополнений в него, а также в контроле за расходованием средств федерального бюджета.
Какие полномочия имеют органы исполнительной власти в бюджетном процессе РФ?
Органы исполнительной власти, такие как Правительство РФ и министерства, имеют полномочия по разработке проекта федерального бюджета, подготовке и исполнению бюджета, осуществлению контроля за расходованием средств и подготовке отчетности о выполнении бюджета.
Какие полномочия имеют органы государственного финансового контроля в бюджетном процессе РФ?
Органы государственного финансового контроля, такие как Счетная палата РФ и Федеральная налоговая служба, осуществляют контроль за исполнением бюджета, проводят финансовую аудиторскую проверку, анализируют бюджетные отчеты и докладывают о своих результатах.
Кто является участниками бюджетного процесса в РФ?
Участниками бюджетного процесса в РФ являются президент, законодательные органы государственной власти, органы исполнительной власти и органы государственного финансового контроля.
Какие полномочия имеет президент в бюджетном процессе РФ?
Президент РФ имеет право представлять федеральный бюджет на рассмотрение и утверждение в Государственной Думе, а также вносить предложения об изменении бюджетных положений и уровня бюджетного финансирования.
Какие полномочия имеют законодательные органы государственной власти в бюджетном процессе?
Законодательные органы государственной власти, такие как Государственная Дума и Совет Федерации, имеют право рассматривать и утверждать федеральный бюджет, а также принимать законы, относящиеся к бюджетной сфере.
Какие полномочия есть у органов исполнительной власти в бюджетном процессе РФ?
Органы исполнительной власти отвечают за разработку и представление проекта федерального бюджета, выполнение бюджетно-налогового законодательства, контроль за исполнением бюджета, учет и отчетность о расходовании средств.
Какие полномочия выполняют органы государственного финансового контроля в бюджетном процессе?
Органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за исполнением бюджета, проверку правильности и эффективности расходования бюджетных средств, а также предоставляют аналитическую информацию о бюджетном процессе.
Кто является участниками бюджетного процесса в России?
Участниками бюджетного процесса в России являются Президент, законодательные органы государственной власти, органы исполнительной власти и органы государственного финансового контроля.