Процесс мотивации как выбор предмета потребности и построение побуждения к действию

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 37 37 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОТИВАЦИИ КАК ВЫБОРА ПРЕДМЕТА ПОТРЕБНОСТИ 5
1.1. Задачи, содержание и значение мотивации в трудовой деятельности организации 5
1.2 Теории мотивации и возможности их использования в разработке эффективной системы управления 10
1.3 Традиционные и нетрадиционные методы мотивации персонала 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩЕЙ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 База и методы исследования 19
2.2. Анализ полученных данных 20
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Фрагмент для ознакомления

Несмотря на невысокую зарплату, он получает настоящее удовольствие от своей работы.Такие люди часто любят проявлять различные творческие идеи в своей работе, к ней они относятся ответственно и со всей серьезности. Ведь это дело их жизни. Рисунок 3.7 - Результаты определения ведущего мотива у третьей группы испытуемых (%)Из диаграммы 2.7 видно, что мотив вознаграждения и социальный мотив ведущие мотивы в третьей группе. Сотруднику важно не только материальное вознаграждение, ему также важно одобрение руководства.Рисунок 2.8. Результаты определения ведущего мотива у трех групп (%)На диаграмме 2.8. представлены результаты всех трех испытуемых групп.Выводы по второй главеДля более точного и объективного исследования было решено сделать выборку испытуемых из трех групп. В нашем исследовании мы решили разделить сотрудников предприятия на три группы по общим признакам, в данном случае разделение было произведено в зависимости от опыта сотрудника в данной сфере (торговля непродовольственными товарами).Низкий уровень мотивации невысок у всех групп, но на данный момент в показателях низкого уровня мотивации к успеху находится группа 2.Средний уровень мотивации демонстрируют почти половина респондентов группы 2 и группы 3.Умеренно высокий уровень мотивации преобладает в группе 1, в группе 3 показатель также довольно высокий – 40%.Слишком высокий уровень мотивации примерно одинаков во всех трех группах – от 10 до 15%.Самый лучший уровень мотивации к успеху продемонстрировала первая группа.При ведущем мотиве вознаграждения, сотрудник работает ради денег, для него мотивирующими является такие средства вознаграждения как материальные премии, повышение зарплаты.При процессном мотиве – сотрудник работает «ради самой работы». Он получает удовольствие и радость от своей профессиональной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕЧеловеческое поведение, как правило, не может определяться лишь только одним мотивом. Его определяет совокупность разнообразных мотивов, которые, в своем сочетании и формируют основное поведение человека. Причем воздействие этих разнообразных мотивов, проявляется по разному, и не всегда одновременно, но свое влияние они тем не менее, оказывают в полной мере.Основой осуществления определенных поступков, действий как раз таки и является мотивационная структура. Довольно многие обстоятельства влияют на нее. Это и врожденные и приобретенные обстоятельства, такие как характер человека, ценности и моральные устои самой личности, а также квалификация как специалиста, статус и даже должность.Все рассмотренные теории мотивации, позволяют сделать нам вывод о том, что единое принятого всего теоретического учения о верной мотивации не существует, каждый руководитель подбирает его по разному.Роль мотивации в предприятии нельзя недооценивать, это может стать фатальной ошибкой для любого дела, в любой организации.Для более точного и объективного исследования было решено сделать выборку испытуемых из трех групп. В нашем исследовании мы решили разделить сотрудников предприятия на три группы по общим признакам, в данном случае разделение было произведено в зависимости от опыта сотрудника в данной сфере (торговля непродовольственными товарами).Низкий уровень мотивации невысок у всех групп, но на данный момент в показателях низкого уровня мотивации к успеху находится группа 2.Средний уровень мотивации демонстрируют почти половина респондентов группы 2 и группы 3.Умеренно высокий уровень мотивации преобладает в группе 1, в группе 3 показатель также довольно высокий – 40%.Слишком высокий уровень мотивации примерно одинаков во всех трех группах – от 10 до 15%.Самый лучший уровень мотивации к успеху продемонстрировала первая группа.При ведущем мотиве вознаграждения, сотрудник работает ради денег, для него мотивирующими является такие средства вознаграждения как материальные премии, повышение зарплаты.При процессном мотиве – сотрудник работает «ради самой работы». Он получает удовольствие и радость от своей профессиональной деятельности.Например, учителю или преподавателю в вузе, нравится обучать детей и студентов. Несмотря на невысокую зарплату, он получает настоящее удовольствие от своей работы.Такие люди часто любят проявлять различные творческие идеи в своей работе, к ней они относятся ответственно и со всей серьезности. Ведь это дело их жизни. Еще в начале развития теории мотивации, сложились традиционные принципы управления мотивацией.Каждая из теорий особенна, сильно отличается от другой, именно это запустило разработку различных исследований мотивации, особенно в 21 веке.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВишняков О.Л., Грачев В.П. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей // Управление персоналом. – 2014. – №19. – С. 47Герчиков В.И.Управление персоналом:работник-самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М,2018.-С.282Егоршин А.П., Н.А. Самоукина. Эффективная мотивация персонала: Учебник. – М.: Вершина , 2018. –С.14Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018.-С.337Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы/ Человек и труд/,2016.-№10.- С. 29-34.Коноваленко М.Ю. Мотивировать или заставлять // Управление персоналом. – 2013. – С. 52Кибанова А.Я.Управление персоналом организации. . – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2016.-С.478-480Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие.-М.:ЮНИТИДАНА,2009.-С.258Макарова И.К. Управление персоналом: Наглядные учебно-методические материалы.- М.: ИМПЭ им А.С.Грибоедова,2016.-С.43Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности/ Управление персоналом/ ,2017.- №7.- С. 35-37.Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013.-С.32Магура М.И., Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. – 2014.– С. 52Сомов Л., Эффективная система оплаты труда – еще один шаг к успеху вашей фирмы // Управление Персоналом,2004. – С. 36Спивак В.А.Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Питер, 2010.-С.101Сурков С.А. Мотивация персонала/Управление персоналом/ ,2017.- №7.- С.32.Федорова Н.В, О.Ю. Минченкова. Управление персоналом организации: Учебное пособие.- 2-е изд. - М.: КноРус, 2015.-С.30ПРИЛОЖЕНИЕТестированиеТест на мотивацию к успеху Т. ЭлерсаЗамотивированы ли вы на успех? И в какой степени?Для того, чтобы узнать об этом, вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых отвечайте только «да» или «нет».ВОПРОСЫ1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 11. Усердие - это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВПо 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. Посчитайте сумму набранных баллов.Тест «Определение «Ведущего» мотива у сотрудников».(Тест является собственностью консалтинговой группы «Руна»).Инструкция: прочитайте вопрос и все варианты ответов, затем проранжируйтеварианты ответов, присваивая цифру 5 наиболее правильному для вас ответу, цифру 4 менееподходящему и так далее до цифры 1.1. Что Вас больше всего замотивирует выполнить сложное сверхурочное заданиеДополнительная оплатаВозможность заявить о себе руководствуИнтересная задачаВызов – возможность доказать себе, что вы сможете сделать это на высшем уровнеТо, что это важно для достижения целей компании2. Если бы Вы были руководителем, то какой способ награды за хорошую работу вы быиспользовали для своих сотрудниковПремияНаграждение званием «Лучший»􀂪 и публичная похвалаДал бы большую свободу в действияхПослал бы учитьсяВключил бы в состав группы, участвующей в принятии важных решений3. Какую компанию Вы скорее выберитеГде больше платятГде лучше коллективГде будут интересные для вас задачиГде Вам нужно обучаться и развиватьсяКомпанию, которая будет максимально соответствовать вашим ценностям ипринципам4. С каким руководителем Вам не хотелось бы работать?С тем, кто не дает заработатьС тем, кто уделяет мало внимания сотрудникамС тем, кто постоянно контролируетС не профессиональнымС тем, кто скрывает информацию о компании5. Что бы Вы хотели получить от продвижения по карьерной лестнице?Хорошие деньгиПризнаниеСвободуРазвитие профессионализмаВозможность влиять на развитие компании6. На Ваш взгляд хороший руководитель – это тот, ктоБудет справедливым в распределении денегБудет публично признавать личный вклад каждого и поддерживать коллективБудет давать время на подготовку, не будет торопитьБудет давать возможность реализовать потенциал по максимумуБудет всей душой болеть за общее дело7. Что Вам не нравилось в прошлой работе больше всего?Отсутствие адекватной материальной компенсации и/или ее несправедливостьПлохой коллектив и/или невнимательный руководительОчень жесткие рамки, много рутиныОтсутствие роста и перспективыОтсутствие целей и принципов у самой компании8. Наиболее значимое слово для Вас:ВознаграждениеПризнаниеТворчествоДостиженияКоманда9. Какой бы текст объявления, рядом с названием вакансии, Вас бы больше привлек,если написанное, правда!Возможности заработка неограниченны, самое прибыльное направление!Прекрасный коллектив, совместный досуг, присоединяйтесь к нашей семье!Творческая работа, требующая погружения. График свободный!Требуются супер профессионалы. Обучение мирового уровня за счет компанииРабота в великой компании, на благо общества! Для тех, кто не боится участвоватьв принятии решений!10. Как бы Вы будучи руководителем, простимулировали сотрудника выполнитьсложную задачу, не входящую в его обязанностиДеньгиПопросил бы лично, ради меняОбъяснил бы, какая это интересная творческая задачаБросил бы вызов, взял бы на слабоОбъяснил бы, как это важно для достижения целей всей компанииКлюч к тесту «Определение «ведущего» мотива у сотрудников»Заполните таблицу, проставляя в столбце, соответвующему номеру вопроса, напротивответа тот ранг, который вы ему присвоили.По горизонтали – номера вопросов, по вертикали – номера ответов.Подсчитайте сумму по каждой строке. Там, где Вы набрали больше всего баллов – ваш«ведущий» мотив. Остальные мотивы распределите в иерархии в порядке убывания суммы.Строки соответствуют следующим мотивам.1. Мотив вознаграждения - сотрудник работает ради денег и других благ.2. Социальный мотив - работнику важно одобрение руководства и коллектива.3. Процессный мотив - сотрудник трудится ради удовольствия от самого процесса работы.4. Мотив достижения - сотрудник стремится к самоутверждению и самореализации.5. Идейный мотив - для сотрудника важно достижение совместных с компанией высокихцелей.

1. Вишняков О.Л., Грачев В.П. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей // Управление персоналом. – 2014. – №19. – С. 47
2. Герчиков В.И.Управление персоналом:работник-самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М,2018.-С.282
3. Егоршин А.П., Н.А. Самоукина. Эффективная мотивация персонала: Учебник. – М.: Вершина , 2018. –С.14
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018.-С.337
5. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы/ Человек и труд/, 2016.-№10.- С. 29-34.
6. Коноваленко М.Ю. Мотивировать или заставлять // Управление персоналом. – 2013. – С. 52
7. Кибанова А.Я.Управление персоналом организации. . – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2016.-С.478-480
8. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие.-М.:ЮНИТИДАНА,2009.-С.258
9. Макарова И.К. Управление персоналом: Наглядные учебно-методические материалы.- М.: ИМПЭ им А.С.Грибоедова,2016.-С.43
10. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности/ Управление персоналом/ ,2017.- №7.- С. 35-37.
11. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013.-С.32
12. Магура М.И., Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. – 2014.– С. 52
13. Сомов Л., Эффективная система оплаты труда – еще один шаг к успеху вашей фирмы // Управление Персоналом,2004. – С. 36
14. Спивак В.А.Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Питер, 2010.-С.101
15. Сурков С.А. Мотивация персонала/Управление персоналом/ ,2017.- №7.- С.32.
16. Федорова Н.В, О.Ю. Минченкова. Управление персоналом организации: Учебное пособие.- 2-е изд. - М.: КноРус, 2015.-С.30

Вопрос-ответ:

Какую роль играет мотивация в трудовой деятельности организации?

Мотивация играет ключевую роль в трудовой деятельности организации. Она является механизмом, который побуждает сотрудников к действию, направляет их усилия на достижение целей компании и способствует повышению производительности работы. Применение эффективной системы мотивации позволяет улучшить результаты труда, повысить удовлетворенность персонала и создать благоприятную рабочую атмосферу.

Какие теории мотивации могут быть использованы в разработке системы управления?

Существует несколько теорий мотивации, которые могут быть использованы в разработке эффективной системы управления. Например, теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Стейси. Каждая из этих теорий предлагает свой подход к пониманию мотивации сотрудников и предлагает определенные методы ее повышения.

Какие методы мотивации персонала являются традиционными?

Традиционные методы мотивации персонала включают такие подходы, как финансовая мотивация (повышение заработной платы, премии), карьерный рост, повышение статуса, похвала и признание, разнообразные льготы и привилегии. Эти методы широко применяются организациями, но они не всегда достаточно эффективны и могут не удовлетворять потребности современных сотрудников.

Какие методы мотивации персонала могут быть классифицированы как нетрадиционные?

Нетрадиционные методы мотивации персонала включают такие подходы, как развитие сильной корпоративной культуры, создание комфортной рабочей атмосферы, гибкий график работы, возможность саморазвития и профессионального роста через тренинги и обучение, участие в принятии решений и обеспечение свободы выбора. Эти методы мотивации ориентированы на удовлетворение разнообразных потребностей сотрудников и способствуют повышению их работоспособности и продуктивности.

Каково содержание и значение мотивации в трудовой деятельности организации?

Содержание мотивации в трудовой деятельности организации включает в себя комплекс факторов, который объясняет, почему люди работают и какие предметы потребности они выбирают. Значение мотивации заключается в том, что она является основой для построения побуждения к действию и достижения целей организации.

Какие теории мотивации можно использовать в разработке эффективной системы управления?

В разработке эффективной системы управления можно использовать различные теории мотивации, такие как теория мотивации А. Герцберга, теория ожидания В. Врума, теория справедливости, теория самоопределения и другие. Каждая из этих теорий предлагает свой подход к мотивации сотрудников и может быть адаптирована в зависимости от специфики организации.

Какие методы мотивации персонала можно отнести к традиционным?

К традиционным методам мотивации персонала относятся финансовые стимулы, повышение заработной платы, премии и бонусы, системы поощрений и наказаний. Эти методы основываются на материальном стимулировании сотрудников и являются самыми распространенными в организациях.

Какие методы мотивации персонала можно отнести к нетрадиционным?

К нетрадиционным методам мотивации персонала относятся, например, гибкий график работы, возможность удаленной работы, предоставление дополнительных образовательных возможностей, участие в проектах и тимбилдинговые мероприятия. Такие методы мотивации направлены на удовлетворение различных потребностей сотрудников и не связаны прямо с финансовой компенсацией.

Какими выводами можно охарактеризовать первую главу статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены задачи, содержание и значение мотивации в трудовой деятельности организации. Также были представлены различные теории мотивации и возможности их использования в разработке эффективной системы управления. Описаны традиционные и нетрадиционные методы мотивации персонала. Выводом первой главы можно считать то, что мотивация является важным аспектом трудовой деятельности организации и ее эффективность зависит от выбора предмета потребности и построения побуждения к действию.

Какое значение имеет мотивация в трудовой деятельности организации?

Мотивация играет важную роль в трудовой деятельности организации. Она позволяет стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей, повышению производительности труда и увеличению качества работы. Хорошо разработанная система мотивации может улучшить работу коллектива и привести к росту успеха организации в целом.

Какие теории мотивации можно использовать для разработки эффективной системы управления?

Существует несколько теорий мотивации, которые могут быть использованы для разработки эффективной системы управления. Некоторые из них включают: теорию потребностей, теорию ожиданий, теорию справедливости и теорию сроков. Каждая из этих теорий предлагает свой подход к мотивации сотрудников и может быть адаптирована для конкретных потребностей и целей организации.