Функциональная специфика мегаполисов и мировых городов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая социология
  • 37 37 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 25.04.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ МЕГАПОЛИСОВ 6
1.1. Понятие и характеристика современных мегаполисов 6
1.2. Экономические факторы развития мегаполиса 10
1.3. Методы регулирования столицы регионов как города мегаполисного типа 14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА 17
2.1. Развитие современных мегаполисов 17
2.2. Управлении общественным транспортом мегаполиса с применением Smart-технологий 20
2.3. Реализация Государственной программы «О развитии транспортной системы» на примере города Москвы — главного мегаполиса страны 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Фрагмент для ознакомления

Как раз концепция Smart City вполне отвечает этому подходу, по- скольку задача устойчивого развития города определяет необходимость взаимодействия между различными структурами: городским и муниципальным хозяйством, различными департаментами и структурами, управляющими различными сторонами жизни в городе, включая образование, здравоохранение, организацию и развитие транспортной системы, производство и торговлю — всё, что может быть важно для формирования ценности пребывания, проживания или работы в мегаполисе. Таблица 5 Перечень показателей, используемых при составлении индекса и рейтинга устойчивого развития городов РФК примеру, рейтинговое агентство «Эс Джи Эм» (Sustainable Growth Management) на основе опыта множества консалтинговых компаний: McKinsey, Ernst & Young, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital, а также института территориального планирования «Урбаника», с 2012 г. составляет рейтинг устойчиво- го развития городов России с учётом 32 статистических показателей, получаемых из открытых источников, с помощью которых рассчитывается интегральный индекс устойчивого развития городов.В открытой печати присутствуют отчёты о расчёте такого индекса за период с 2012 по 2015 г. включительно. В качестве основных параметров и показателей устойчивого развития приняты показатели, представленные в таблице 5. В этой таблице в группе показателей «Городская инфраструктура» одним из важнейших является показатель развития пассажирской транспортной системы. Правда, для расчёта интегрального индекса устойчивого развития города, удобного для жизни и работы, используется только один статистический показатель — количество поездок на 1 человека на общественном транспорте в году, тем не менее важность такого направления, как транспортная система в городах, а тем более в мегаполисах, очевидна. 2.3. Реализация Государственной программы «О развитии транспортной системы» на примере города Москвы — главного мегаполиса страныРассмотрим на примере города Москвы — главного мегаполиса страны, — как в нём реализуется Государственная программа «О развитии транспортной системы». Основная цель программы — обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения Москвы путём развития устойчиво-функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения транспортной системы. Задачи, поставленные в этой программе, следующие. 1. Повышение скорости и безопасности передвижения на личном транспорте. 2. Повышение доступности, предсказуемости работы и качества обслуживания на общественном транспорте. 3. Создание удобных тарифных решений. 4. Улучшение взаимодействия с жителями г. Москвы и приезжими гражданами. Следует отметить, что в 2016 г. в конкурсе «За устойчивое транспортное развитие», проводимом в городе Вашингтон (США), Москва заняла второе призовое место. Среди номинантов были такие страны, как Китай, Испания, Индия, Мексика, Аргентина. Какова структура Smart-технологий, которые уже применяются в Москве для управления общественным транспортом и улучшения взаимодействия с пассажирами? На наш взгляд, структура новейших технологий напрямую зависит от двух факторов: 1) роста интенсивности пассажиропотока на общественном транспорте, который составил 640 млн поездок в 2015 г. (см. табл.6); Таблица 6Пассажиропоток на различных видах пассажирского транспорта в г. Москве2) развития информационных технологий, способствующих созданию и применению принципиально новых комплексных решений для организации и управления общественным транспортом, которые и называются Smart-технологии. Данные этой таблицы показывают рост количества поездок на всех видах общественного транспорта с 2010 г. на 12%, а только за 2015 г. (по сравнению с 2014 г.) количество поездок увеличилось на 30 млн. Это обусловливает необходимость внедрения различных Smart-решений для оптимизации управления и удовлетворённости пассажиров в части получения транспортной услуги, приобретения билетов и пополнения проездных карт. Например, внедрённая в 2013 г. карта «Тройка» имеет более 40 тыс. точек пополнения баланса, к тому же оплата примерно 45% поездок на метро и наземном транспорте происходит с её помощью. Билетные решения в транспортной системе разрабатываются и поддерживаются партнёром Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры г. Москвы — компанией «Смарт Технологии», которая разрабатывает технологические решения, например, для оплаты проезда на общественном транспорте. Другим примером является внедрённая к пользованию кобрендинговая карта «Элекснет-Мосгортранс», позволяющая оплачивать проезд на наземном городском пассажирском транспорте в Москве. Помимо этого, в сентябре 2015 г. в городском транспорте запущена система по технологии NFC (Near field communications — «коммуникации ближнего поля»), которая позволяет оплачивать поездку на транспорте с помощью считывания информации на смартфоне. Для развития каналов коммуникации (диалога) с жителями города Москвы в Департаменте транспорта развиваются следующие направления с использованием Smart-технологий. 1. Организован и действует контакт-центр «Московский транс- порт» (2 млн звонков за год, среднее ожидание ответа опера- тора — 12 секунд). 2. Создан информационный центр Транспортного комплекса г. Москвы (более 272 тыс. подписчиков аккаунтов в социальных сетях), в том числе использование информационного «бота» в популярном мессенджере Telegram. 3. Расширен перечень сервисов информирования населения о нарушениях, штрафах, эвакуации автомобилей: SMS, push- уведомления, мобильные приложени. 4. Разработана серия мобильных приложений (для iOS и Android), используемых в целях повышения качества взаимодействия с населением для предоставления государственных услуг в области общественного и личного транспорта. 5. Работают сайты Транспортного комплекса г. Москвы и Единый транспортный портал (transport.mos.ru) (более 16 млн посе тителей в год, 26 тыс. обращений через форму «Электронная приёмная»). 6. Разработана программа продвижения портала государственных услуг «Мои документы», где заявители, помимо получения стандартных государственных услуг, могут получить разрешение на таксомоторную деятельность, оформить резидентские разрешения на парковочное пространство по месту жительства, проверить и оплатить штрафы за нарушение правил дорожного движения. 7. Развивается сеть Wi-Fi-доступа в Интернет в метро, в наземном транспорте и на остановочных пунктах. 8. Идёт развитие интеллектуальной транспортной системы (ИТС) для управления светофорами, информирования пассажиров о движении транспорта и т.д. Таким образом, устойчивое развитие такого мегаполиса, как Москва, и превращение его в город, удобный для жизни, работы, туризма, привлечения инвестиций, то есть для реализации концепции Smart City, сегодня возможно только с помощью развития Smart-технологий, что приводит к созданию новой потребительской ценности для всех пользователей инфраструктуры города.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрактика свидетельствует, что человечество живет в системе рыночных отношений, где основным мерилом являются материальные блага. Поэтому люди стремятся в тот регион, где есть возможность найти работу по своей профессии и при этом получать достойную заработную плату. Стоит отметить, что элемент выгоды является определяющим в формировании образа жизни людей, и рост мегаполисов будет являться закономерностью, пока общество будет следовать данной системе ценностей. К основным чертам мегаполиса можно отнести следующие: колоссальную занятость, смещение естественных биологических ритмов в сторону ночного образа жизни, большую плотность населения, нетрадиционные формы проведения досуга и др. В мегаполисе место найдет каждый: лидер и статист, традиционно ориентированный индивид и маргинал; каждый из индивидов настроен здесь жить, процветать, он полон надежд, планов и честолюбия. Любой крупный город несет в себе образцы особого образа жизни с высокой интенсивностью психологических воздействий на человека, разнообразием социальной и культурной жизни, сложившимся индивидуальным и коллективным потреблением, особенностями структурирования времени, типичными поведением и структурой занятости населения. В развитии экономики большинства стран мегаполисы играют определяющую роль в реализации процессов экономической и социальной интеграции государства, выборе приоритетов его развития.Мегаполис - практически всегда национальный центр инноваций и созидания, благодаря расположенным здесь ведущим университетам и научным институтам, руководству национальных корпораций, крупных промышленных предприятий. В мегаполисах концентрируется большое количество мелких, средних, крупных и даже транснациональных компаний, что положительно сказывается на трудоустройстве любого человека. Также важно, что в таких центрах предлагается заработная плата выше, чем в других города и вакансий на престижную работу гораздо больше. Но мегаполис не мог бы существовать сам по себе, лишь на той территории, в рамки которой он вписывается. Необходима ресурсная база, которую дают прилежащие территории, а город в свою очередь за это оказывает огромное воздействие на развитие этих территорий. Согласно концепции специалистов мирового масштаба, мегаполис имеет ряд специфических черт, в отличии от обычных городов. Во-первых, города такого типа концентрируют инновационную активность и разнообразные ресурсы: интеллектуальные, информационные, финансовые и многие другие, а также создают благоприятные условия для их развития. Во-вторых, в мегаполисах разрабатываются и реализуются программы сохранения ресурсов, защиты окружающей среды, а также рационального территориального планирования. В-третьих, главной и преобладающей сферой экономики является сфера услуг. И, наконец, благодаря сотрудничеству с крупными компаниями и спросу со стороны населения, активно создаётся благоприятная среда для малого бизнеса. Помимо характерных черт мегаполиса, можно выделить основные факторы, которые влияют на его укрепление и успешное развитие. В последние годы широко распространена практика поддержки крупных городов в целом и мегаполисов в частности. Реализуются огромное количество государственных программ по усиление конкурентоспособности этих городов на мировой арене. Итак, под термином «мегаполис» принято понимать концентрированную форму расселения людей, которая отнесена к категории крупных, крупнейших и сверхкрупных городов и связана со слиянием границ данных городов с прилегающими ареалами-конурбациями. Под конурбациями подразумевается сращивание небольших городов и других поселений с мегаполисами, которое обусловлено эффектами результативности приближения.На основании вышесказанного можно резюмировать, что город-мегаполис представляет собой крупный город, который образован в процессе концентрированной формы расселения населения со слиянием ареалов-конурбаций в единое экономическое и политико-правовое пространство.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГосударственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг. и на перспективу до 2020 г.», утверждена Постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. № 408-ПП. Официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры г. Москвы. http://dt.mos.ru/the-state-program-of-the-city-ofmoscow/reports-on-the-implementation. Гапоненко А.Л., Савельева М.В., Валетов А.И Предпосылки успешного развития мегаполисов // Управленческие науки – 2016 - № 2 – с. 91-100.Гапоненко А.Л., Савельева М.В., Валетов А.И. Предпосылки успешного развития мегаполисов // Управленческие науки, №1 2016, с.92-100 Данченок Л.А., Денисова Е.С., Невоструев П.Ю. Инновационные методы маркетинга в условиях трансформации поведения потребителей // Экономические науки. — 2014. — № 46. — С. 216–218. Долгих Е., Антонов Е., Борушкина С. Smart City: подходы и технологии // Intelligent Enterprise. — 2014. — № 4 (260). http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=31904. Ивашкова Н.И. Проблемы формирования потребительской ценности в различных сферах и областях. — М.: Мирбис, 2016. Отчёт «Итоги работы транспортного комплекса г. Москвы за 2015 г. и планы на 2016 г. http:// dt.mos.ru/the-state-program-of-the-city-of-moscow/files/itogi-2015.pdf. Скоробогатых И.И. Маркетинг отношений в сетевом взаимодействии акторов индустрии товаров класса люкс: автореф. дис. … докт. эконом. наук. — М.: Изд-во Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова, 2011.Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2016. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 2015. № 10.Харламов А. В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2017. № 3. Харламова Т. Л. Мотивационные основы эффективной работы предприятия // Экономика и управление. 2016. № 3.Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2016. № 4. 10 самых больших мегаполисов мира // Bigmir [Электронный ресурс] – URL: http://prikol.bigmir.net/view/230200 (25.03.2019) Capdevila I., Zarlenga M.I. Smart City or smart citizens? The Barcelona Casе // Journal of Strategy and Management. — 2015. — № 8 (83). — Р. 266–282. Drexhage J., Murphy D. Sustainable Development: From Brundtland to Rio 2012. Background Paper / International Institute for Sustainable Development (IISD) // United Nations Headquarters. — NY, 2010. Haksever C., Chaganti R., Cook R.G. A Model of Value Creation: Strategic View // Journal of Business Ethics. — 2004. — № 49. — Р. 291–305. Ibraeva A., Figueira de Sousa J. Marketing of public transport and public transport information provision // Proceedings of the XVIII Congress of Panamerican Association of Transport and Logistics, 2014. www.sciencedirect.com.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг. и на перспективу до 2020 г.», утверждена Постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. № 408-ПП. Официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры г. Москвы. http://dt.mos.ru/the-state-program-of-the-city-ofmoscow/reports-on-the-implementation.
2. Гапоненко А.Л., Савельева М.В., Валетов А.И Предпосылки успешного развития мегаполисов // Управленческие науки – 2016 - № 2 – с. 91-100.
3. Гапоненко А.Л., Савельева М.В., Валетов А.И. Предпосылки успешного развития мегаполисов // Управленческие науки, №1 2016, с.92-100
4. Данченок Л.А., Денисова Е.С., Невоструев П.Ю. Инновационные методы маркетинга в условиях трансформации поведения потребителей // Экономические науки. — 2014. — № 46. — С. 216–218.
5. Долгих Е., Антонов Е., Борушкина С. Smart City: подходы и технологии // Intelligent Enterprise. — 2014. — № 4 (260). http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=31904.
6. Ивашкова Н.И. Проблемы формирования потребительской ценности в различных сферах и областях. — М.: Мирбис, 2016.
7. Отчёт «Итоги работы транспортного комплекса г. Москвы за 2015 г. и планы на 2016 г. http:// dt.mos.ru/the-state-program-of-the-city-of-moscow/files/itogi-2015.pdf.
8. Скоробогатых И.И. Маркетинг отношений в сетевом взаимодействии акторов индустрии товаров класса люкс: автореф. дис. … докт. эконом. наук. — М.: Изд-во Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова, 2011.
9. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2016.
10. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 2015. № 10.
11. Харламов А. В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2017. № 3.
12. Харламова Т. Л. Мотивационные основы эффективной работы предприятия // Экономика и управление. 2016. № 3.
13. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2016. № 4.
14. 10 самых больших мегаполисов мира // Bigmir [Электронный ресурс] – URL: http://prikol.bigmir.net/view/230200 (25.03.2019)
15. Capdevila I., Zarlenga M.I. Smart City or smart citizens? The Barcelona Casе // Journal of Strategy and Management. — 2015. — № 8 (83). — Р. 266–282.
16. Drexhage J., Murphy D. Sustainable Development: From Brundtland to Rio 2012. Background Paper / International Institute for Sustainable Development (IISD) // United Nations Headquarters. — NY, 2010.
17. Haksever C., Chaganti R., Cook R.G. A Model of Value Creation: Strategic View // Journal of Business Ethics. — 2004. — № 49. — Р. 291–305.
18. Ibraeva A., Figueira de Sousa J. Marketing of public transport and public transport information provision // Proceedings of the XVIII Congress of Panamerican Association of Transport and Logistics, 2014. www.sciencedirect.com.

Вопрос-ответ:

Что такое мегаполис?

Мегаполис - это крупный город огромного размера, в котором сосредоточено значительное количество населения и осуществляется интенсивная экономическая деятельность.

Какие экономические факторы способствуют развитию мегаполисов?

Развитие мегаполисов обусловлено рядом экономических факторов, таких как наличие крупных предприятий и бизнес-центров, высокий уровень потребления и спроса на товары и услуги, разнообразие предложения и возможность работы в различных отраслях экономики.

Какими методами можно регулировать столицу региона в качестве города мегаполисного типа?

Для регулирования столицы региона в качестве города мегаполисного типа можно использовать различные методы, например, разработку стратегических планов развития города, внедрение инновационных проектов, развитие инфраструктуры и повышение качества жизни населения.

Как развиваются современные мегаполисы?

Современные мегаполисы развиваются путем строительства новых жилых и торговых комплексов, развития инфраструктуры, повышения уровня образования и науки, привлечения инвестиций и развития сектора услуг.

Какие Smart технологии используются для управления общественным транспортом мегаполисов?

Для управления общественным транспортом мегаполисов используются Smart технологии, такие как системы оплаты проезда с помощью электронных карт, системы мониторинга движения общественного транспорта, автоматизированные системы управления светофорами и расписаниями движения.

Какие функции выполняют мегаполисы?

Мегаполисы выполняют разнообразные функции, такие как экономическая, политическая, культурная, транспортная и др. Они являются центрами бизнеса, промышленности и финансов, а также привлекают людей своими образовательными и культурными возможностями.

Какие экономические факторы способствуют развитию мегаполисов?

Развитие мегаполисов обусловлено различными экономическими факторами, такими как высокий уровень инвестиций, развитая инфраструктура, доступ к рынкам и ресурсам, наличие квалифицированной рабочей силы и др.

Какие методы используются для регулирования столиц регионов, являющихся мегаполисами?

Для регулирования столиц регионов, которые являются мегаполисами, применяются различные методы, такие как разработка и реализация городских планов, управление земельными ресурсами, ограничение строительства в определенных районах и др.

Как и в каком направлении развиваются современные мегаполисы?

Современные мегаполисы развиваются как вертикально, с увеличением числа этажей и высоты зданий, так и горизонтально, с расширением территории. Они также становятся все более экологически устойчивыми и инновационными.

Какие технологии применяются для управления общественным транспортом в мегаполисах?

В мегаполисах применяются Smart технологии для управления общественным транспортом. Это включает использование систем голосового управления, мобильных приложений для покупки билетов и отслеживания расписания, автоматизированных систем оплаты проезда и т.д.