государвство и церковь
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 25.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Государство в современной политической системе общества 5
1.1.Понятие, признаки и функции государства 5
1.2.Место и роль государства в политической системе общества 10
Глава 2.Церковь в современной политической системе общества 14
2.1.Понятие и функции церкви 14
2.2.Государство и религия 16
Глава 3.Взаимодействие государства и церкви как политических институтов в современной политической системе общества 19
3.1.Взаимосвязь и соотношение государства и церкви 19
3.2.РФ как светское государство: проблемы и тенденции развития 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30
Если говорить о России, то на данный период времени в нашей стране вопросы совести и религиозных объединений регламентируются ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».Во вводной части (преамбуле) данного акта регламентированы, к примеру, нормы о том, что признавая особенную роль православия в РФ, в формировании и развитии ее культуры и духовности, в РФ уважаются христианство, буддизм, ислам, индуизм и иные религии, образующие неотъемлемый элемент исторического наследия российского народа. Таким образом, подтверждается отсутствие единой религии государства, и Россия считается поликонфессионализм.Соответственно, светским государством следует признать государство, где отсутствует определенная официальная религия, ни одно из вероучений не считается предпочтительным либо обязательным. В светском государстве религия либо канонические установления не считаются источником права и не оказывают воздействия на деятельность органов государства, систему муниципального и государственного образования, которая также обладает светским характером.Ценность светского государства заключается в формировании сохранении баланса интересов, как со стороны верующих, так и неверующих, который может обеспечить самостоятельность, независимость и невмешательство в область собственных полномочий государства и религиозных организаций.В чем конкретно выражается светский характер Российского государства?В первую очередь, светский характер государства предполагает признание некоторых принципов в области отношений государства с религиозными объединениями граждан. Основой данных отношений признается свобода совести, так как, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться как государственная или обязательная. В ст. 28 Конституции РФ под свободой совести предполагается свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально либо вместе с иными любую религию либо не исповедовать никакой, свободно избирать, иметь и распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними.Во-вторых, светский характер государства предполагает отсутствие церковной иерархии, которая стоит над властью государства. Он выражается и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанности исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих.В-третьих, как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. Государство не возлагает на религиозные объединения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями.В-четвертых, светский характер государства характеризуется также светским характером государственной системы образования и воспитания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляют религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, то есть факультативно. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавливает ответственность за ее нарушение. Общий надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ.Следовательно, этимологическая противоположность религиозности такого термина «светскость» в комплексе с понятием «государство» получает нейтральный характер как по отношению к верующим, так и к неверующим, являясь определенной золотой серединой в типологии государственно-конфессиональных правоотношений между атеистическими и теократическими режимами.По этой причине следует отметить уникальный характер богатого опыта истории Российского государства, пережившего как периоды официального признания государственной религии, так и запрета определенного вероисповедания, публичной пропаганды атеизма и в настоящее время находится на стадии образования светской модели государства.Несмотря на то, что большинство мировых государств провозгласили светскость, ее практическая реализация происходит довольно неоднозначно. В теории государства и права имеется большое количество противоречивых классификаций светской модели государства, с учетом сформировавшихся национальных систем права, культурных обычаев и традиций, сформировавшихся государственно-конфессиональных правоотношений.Преимущество светского государства больше всего отражается в классическом варианте, в первую очередь, в многоконфессиональных и многонациональных государствах, где страна, выражая интересы своего населения, не может иметь предпочтения определенным группам по принципу национальной, религиозной и другой принадлежности, в обратном случае будет нарушен баланс интересов.Тенденция роста многонациональных государств ставит перед наукой все более новые задачи и цели по разработке оптимальных моделей, конструкций и механизмов взаимодействия разнообразных интересов. Светское государство в качестве одного из способов этого положительного взаимодействия может решать не только конфликты на межконфессиональной и межнациональной почве, но и большинство вытекающих отсюда проблем.Подводя итоги проведенного исследования, по нашему мнению, реализация светского модели государства еще не сумела достичь собственного расцвета. Глобальные процессы интеграции, в первую очередь, в экономической сфере, способствуют миграции объективного характера, разбавляя мононациональные территории представителями различных культур, национальностей, следовательно, убеждений, взглядов, религий и др.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Светским государством признается государство, которое свободно от определенного воздействия религии, ее обрядности и догматики, разных религиозных организаций и их представителей на деятельность и устройство его политических и юридических институтов, на механизм государственного образования и иные области жизни государства.Российское государство провозглашено светским и определяется равноправием всех граждан, независимо от отношения к религии и равенства религиозных объединений.В качестве гарантий светскости выступают нормы Конституции РФ об отсутствии обязательной либо государственной религии, отделении религиозных организаций от государства и равенстве их перед нормами действующего законодательства. Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Также крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в Конституции РФ, - равенство религиозных объединений перед законом.Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов. Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства. Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Следовательно, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1) Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982) Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997.Научная и учебная литература:1)Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 15. № 2. С. 451-454.2)Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2018.- С. 1743) Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб.пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2016. - 688 с.4) Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства / Л. Е. Гринин. - М. :Ленанд, 2016 – С. 835) Донцев С. П. Государство, армия и церковь: вопросы институционального взаимодействия // Право и государство: теория и практика.- 2017. –С. 836) Жигуленков М.В. К вопросу о понятии «функция государства»/ М.В. Жигуленков // Право и политика. - 2015. -№ 5.- С. 13-16.7) Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – С. 538) Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –С. 279) Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт // Политические исследования. 2016. № 1. – С. 7310) Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «StudiaHumanitatis». - 2017. –С. 4211) Липчанская М. А. Светское государство в современной России как фактор обеспечения национальной безопасности // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2017. – С. 28612) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.13) Понкин И.В. Современное светское государство: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. – С. 1314) Рассказов, Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник РИОР, 2015, «Высшее образование: Бакалавриат». -559с.15) Сайтбеков А.М. Понятие политической системы общества // Журнал «Символ науки». – 2016. – С. 13216) Симаков К.А. Личность, гражданское общество, правовое государство // Гражданин и право, N 4, апрель 2015. – С.9817) Теория государства и права: учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 Юриспруденция / Л. А. Морозова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо , 2016 – С. 16218) Шахова И. В. Церковь и государство в России: эволюция взаимоотношений в XIX веке // Журнал «Огарёв-Online». – 2018. – С. 103
Нормативные правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2) Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997.
Научная и учебная литература:
1)Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 15. № 2. С. 451-454.
2)Бошно С. В. Государство // Журнал. Право и современные государства.-Выпуск № 6 / 2018.- С. 174
3) Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2016. - 688 с.
4) Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства / Л. Е. Гринин. - М. : Ленанд, 2016 – С. 83
5) Донцев С. П. Государство, армия и церковь: вопросы институционального взаимодействия // Право и государство: теория и практика.- 2017. –С. 83
6) Жигуленков М.В. К вопросу о понятии «функция государства»/ М.В. Жигуленков // Право и политика. - 2015. -№ 5.- С. 13-16.
7) Зверева В. А., Белогубова Е. В. Государство и церковь в контексте современной Российской культуры // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». – 2017. – С. 53
8) Катин В. И. Взаимоотношения церкви и Российского государства: статус-кво и перспективы // Журнал «Теория и практика общественного развития».-Выпуск № 1 / 2018. –С. 27
9) Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт // Политические исследования. 2016. № 1. – С. 73
10) Леонова О. Г. Роль церкви в гражданском обществе // Журнал «Studia Humanitatis». - 2017. –С. 42
11) Липчанская М. А. Светское государство в современной России как фактор обеспечения национальной безопасности // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2017. – С. 286
12) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
13) Понкин И.В. Современное светское государство: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. – С. 13
14) Рассказов, Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник РИОР, 2015, «Высшее образование: Бакалавриат». -559с.
15) Сайтбеков А.М. Понятие политической системы общества // Журнал «Символ науки». – 2016. – С. 132
16) Симаков К.А. Личность, гражданское общество, правовое государство // Гражданин и право, N 4, апрель 2015. – С.98
17) Теория государства и права: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 Юриспруденция / Л. А. Морозова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо , 2016 – С. 162
18) Шахова И. В. Церковь и государство в России: эволюция взаимоотношений в XIX веке // Журнал «Огарёв-Online». – 2018. – С. 103