Формирование исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 63 63 страницы
  • 77 + 77 источников
  • Добавлена 26.04.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности 5
1.1. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности формирования исследовательской умений старших дошкольников 10
1.3.Возможности участия старших дошкольников в проектной деятельности 14
Глава 2. Проведение экспериментальной работы по формированию исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности 23
2.1. Организация эмпирического исследования 23
2.2. Подготовка и организация проекта «Русские сказки» в условиях ДОО 27
2.3. Эффективность и результативность проектной работы для формирования исследовательских навыков старших дошкольников 34
Глава 3. Методические рекомендации для педагогов по формированию исследовательских умений старших дошкольников процессе организации проектной деятельности 37
Заключение 54
Список использованных источников 56

Фрагмент для ознакомления

- Наконец, фиолетовый цвет. Его выбирают эмоциональные и творческие люди, из которых могут получиться прекрасные художники, писатели, певцы и актёры. - А у вас, ребята, есть актёрские способности? Тогда давайте поведём маленький театр-экспромт «Краски». Вы будете красками и ваша задача – изобразить всё, о чём я вам сейчас буду рассказывать.КраскиУ одного мальчика жили-были краски. Однажды им очень захотелось порисовать. - Что мы сегодня нарисуем? – спросила голубая краска.- Я предлагаю летнюю поляну, - сказала зелёная и начала рисовать зелёное лето.- Нет, я хочу рисовать солнышко! – сказала жёлтая краска и оттолкнула зелёную.- А я хочу рисовать ягоды! -Воскликнула красная. – Они очень вкусные. Ням-ням.- Давайте лучше нарисуем красивых фиолетовых бабочек, - сказала фиолетовая краска и начала кружиться, как бабочка.- Зачем же спорить? Мы сделаем общий рисунок, в котором всё это будет отлично сочетаться, - сказала синяя краска. Краски объединились и нарисовали прекрасную летнюю картинку.Заключение.- Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового вам больше сего запомнилось о цветах? Вы будете использовать новые знания?- Спасибо за вашу отличную работу!Использование развивающих сказок в проектной деятельности Включение детей в сказочный сюжет при организации проектной деятельности благоприятно отразится на развитии их исследовательских уменийПример1. Развивающая сказка для детей старшей группы «Волшебные дождики»Цель:усложнение работы с числами и геометрическими фигурами, направленное на развитие исследовательских способностей детей.Задачи:Образовательные: продолжить знакомство воспитанников с различными свойствами геометрических фигур, провести новые математические операции, основываясь на полученных знаниях и индивидуальных способностях детей.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения через систему математических действий.Развивающие: развивать умение решать логические задачи, умение выражать свои рассуждения вслух; развивать воображение и наблюдательность.Оборудование: куклы, колобки, треугольнички, квадратики.Ход сказки:Основные этапыДействия воспитателяСамостоятельная работа детейАнализ работы воспитателяОрг.моментВоспитатель создаёт положительный настрой на предстоящую работу:- Здравствуйте, дети! Вы любите сказки про кукол?- Сосредотачиваются и настраиваются на предстоящую работу.Контролирует поведение детей и отмечает, насколько они готовы к предстоящей работе.Вводная частьДавайте поучаствуем в сказке с вами вместе: вот наши куколки, которые живут в волшебной стране. Сегодня у них пройдут волшебные дождики. Вам интересно было бы узнать, какие?.Отвечают воспитателю, не выкрикивая.Старается как можно эффективнее организовать работу.Основная часть- Ребята, давайте посчитаем вслух, сколько кукол живёт в волшебной стране!- молодцы, верно! А сейчас, как я и обещала, у них начнутся волшебные дождики. А вот и первый дождик!На кукол падают жёлтые бумажные «колобки».- Это дождик из колобков! Скажите, какая это геометрическая фигура? А теперь давайте посчитаем, сколько колобков появилось после этого дождика.Прежде чем начнётся второй волшебный дождик. Наши куклы хотят чуть- чуть потанцевать с вами (проводит физкультминутку под музыку)- А вот и второй волшебный дождик. Это дождик из разноцветных треугольников. Игра «Составь логический ряд»Давайте составим из них ряд: синий – красный – зелёный – жёлтый, а затем будем повторять в таком же порядке.- вот и начался последний волшебный дождик из квадратиков. Посмотрите, что написано на этих квадратиках? Верно, это цифры от 1 до 10, которые мы с вами уже знаем. Давайте разложим квадратики так, чтобы цифры на них шли по порядку.Самостоятельно считают количество кукол, отвечают.Отвечают, что эта геометрическая фигура называется «круг», считают число колобков.Участвуют в физкультминуткеДети составляют логический ряд из треугольников.Дети раскладывают квадратики в порядке возрастания цифр на нихКонтролирует поведение детей, отмечает, что им кажется интересным, а что нет, что им даётся легко, а что сложно.Заключительная часть- Молодцы, вы сегодня со всеми заданиями справились!- Вам понравилась эта сказка? - Вы бы хотели что-нибудь ещё в неё добавить?- может быть, вам что-то показалось сложным? Давайте разберём подробно эти моменты.- Большое спасибо вам за старания. А теперь давайте уберём всех кукол на место. Дети высказывают свои мысли по поводу сказки, в которой они приняли участие.Делает выводы, исходя из ответов воспитанников. На следующем этапе проектной работы содержание сказок может быть ещё более сложным. Для них бывает интересным включение в сказочный сюжет их любимых персонажей сказок и мультфильмов. Продолжительность развивающей сказки может быть увеличена до 25-30 минут при условии, что её содержание интересно детям и в ходе работой над математической сказки на различных этапах дети сосредоточены и внимательны.Пример 2. Математическая сказка «Барбоскины»Цель: закрепление знаний об основных геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрепление знаний количественного и порядкового счёта до 10.Задачи:Образовательные: углубить знания детей о свойствах основных геометрических фигур, сформировать умения распознавать цифры от 1 до 10 и выполнять с ними простые математические операции.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения через систему математических действий.Развивающие: развивать умение решать логические задачи, умение выражать свои рассуждения вслух; развивать воображение и наблюдательность.Оборудование: «ковёр самолёт», заплатки для ковра в виде геометрических фигур, мягкие игрушки в виде персонажей мультфильма «Барбоскины», мяч, кукла, утюг, планшет, настольная игра, карточки.Ход сказкиОсновные этапыДействия воспитателяСамостоятельные действия детейАнализ воспитателяОрг. моментВоспитатель настраивает детей на предстоящую работу:- Здравствуйте, Ребята! Сегодня мы отправимся в сказочный мир ваших любимых мультфильмов! Пожалуйста, слушайте меня очень внимательно и выполняйте мои задания!Положительный настрой на занятие Отмечает вовлечённость и заинтересованность детей темой занятия. Вводная часть- Ребята, в это волшебное путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолёте. (достаёт ковёр-самолёт, в котором есть множество разрезов в виде геометрических фигур). На столе находятся «заплатки» для данного ковра.- Дети, нам срочно нужно починить наш ковёр-самолёт. Сейчас каждый из Вас должен взять в руки одну из фигур, назвать её и приложить к тому месту на ковре, куда это необходимо.(После действий детей):- Молодцы, ребята! Вы всё выполнили верно. Теперь нас ждет очень интересное путешествие в ваш любимый мультфильм «Барбоскины». Но сначала мы проведём физкультминутку, чтобы чуть-чуть подвигаться.После физкультминутки: (открывает коробку, в которой находятся мягкие игрушки – семья Барбоскиных).Дети выполняют задание воспитателя: берут геометрические фигуры, называют их и прикладывают к ковруОтмечает настроение, с каким дети выполняют это задание. Следит за порядком в группе: дети должны поочерёдно выполнять действия. Не создавая при этом шума и беспорядка.Основная частьИгра «Продолжи счёт»- Ребята, перед вами большая дружная семья Барбоскиных. Давайте назовём каждого члена семьи и посчитаем, сколько их всего:(после того как дети выполняют это задание):- Смотрите, дети: в гости к Барбоскиным пришёл их друг Тимоха (достаёт игрушку). Скажите, сколько сейчас собачек стало?Воспитатель проводит логическую игру игру «Найди лишнее»- ребята, наши собачки очень хотят поиграть. Я принесла предметы, которые им могут в этом понадобиться. Скажите, нет ли среди них лишнего (достаёт мяч, куклу, настоящий утюг, детский планшет, настольную игру)- Молодцы. Ребята! А теперь наши собачки проголодались. Игра «продолжи ряд»- ребята, сначала они будут кушать овощи. Сейчас каждый из вас положит на стол карточку с изображением овоща и назовёт его.- после овощей они будут кушать горячие блюда. Вот карточки. Задание такое же: в один ряд нужно поместить нужные блюда.- Очень хорошо! А теперь собачки будут кушать фрукты и сладости. Пожалуйста. Создайте и этот ряд.1. Дети считают и называют персонажей вслух:1) – Роза2) – Лиза3) – Дружок4) – Гена5) Малыш6) – папа7) – мама2. Дети прибавляют нового героя и говорят, что теперь собачек стало восемь.Дети находят лишний предметКаждый самостоятельно берёт предмет и помещает его в ряд.Отмечает настроение детей. Делает выводы о том, насколько сложны для них эти задания.Продумывает варианты использования новых методов и средств для подобного занятия.Организует действия детей, контролирует их поведение. Заключительная часть Подводит итоги математической сказки:- ребята, вам понравилось это волшебное путешествие к героям мультфильма? - Что вам больше всего понравилось в наших сказках?- Может быть, что-то показалось для вас сложным? Если да, то скажите мне. Пожалуйста, я помогу вам.- Спасибо за ваши старания, мы обязательно ещё раз вернёмся к Барбоскиным!Отвечают на вопросы педагога, выражают собственные мыслиДелает выводы об интересах детей, помогает им разобраться с трудными для них заданиями. Таким образом, на различных этапах реализации проекта существуют свои особенности использования математических сказок в процессе образовательно-развивающей работы в условиях ДОО. При этом постепенно изменяется продолжительность сказок и усложняется их содержание.4.Разработка методик для оценки развития исследовательских умений старших дошкольников при организации проектной деятельности Данную методику мы разработали с целью выявить возможности интеллектуального развития. Несмотря на то, что данный тест является пилотажным, он позволяет выявить важнейшие проблемы, связанные с интеллектуальнымразвитием личности дошкольника и с возможностью включения его в исследовательскую деятельность.Инструкция для испытуемых.Сейчас я задам тебе 10 вопросов. Пожалуйста, постарайся ответить на них быстро. Здесь нет неправильных или правильных ответов, важно только Ваше мнение.Содержание Выполнение данной задачи сложно для меня, так как:а) я не обладаю необходимой информациейб)моих способностей для этого недостаточнов) она мне не нравится2. На занятиях в детском саду мне больше всего нравится:а) считать и читатьб) изучать растения и животныхв) особых предпочтений не было3. К работе, при которой нужно думать, я отношусь так:а) это идеальный вид деятельности для меняб) я мог бы заниматься такой работой, но особого желания нетв) это точно не мой вариант4. Если бы у меня было много времени и много книг, я:а) читал бы журналы и книги, позволяющие чему-то научиться;б) книги с красивыми яркими картинкамив) я пока не умею читать При проведении занятий в детском саду я:а) с интересом выполняю задания воспитателя;б) интересуюсь только некоторыми заданиями;в) с нетерпением жду, когда занятие закончится.7. Я считаю, что развитие способностей детей думать:а) очень важно для них;б) имеет определённое значение, но есть более приоритетные направления их развитияв) не важно вообще.8. Мне не хватает знаний:а) для того чтобы хорошо читать и считать;б) дл того чтобы больше узнать об окружающем мире;в) мне не нужны новые знания.9. Развитие физических качеств и умственных способностей:а) должно осуществляться совместно;б) в приоритете умственное развитие;в) в приоритете физическое развитие.10. Я обдумываю важные решения:а) определив возможное действие разных факторов;б) выделив главные факторы;в) не задумываюсь об этом. Оценка результатов. За каждый ответ «а» испытуемый получает по 3 балла. За каждый ответ «б» - по 2 балла, за каждый ответ «в» - по одному баллу. 30 – 23 балла. Личность ребёнка обладает хорошо развитыми исследовательскими умениями, считает необходимым постоянно развивать их. В своей деятельности часто опирается на результаты самостоятельных рассуждений. 22 – 16 баллов. Личность относится к своим исследовательским умениям в целом положительно, но не считает их приоритетным направлением собственного развития, поэтому не уделяет ему большого внимания. Такой ребёнок мог бы заниматься интеллектуальным или творческим трудом при определённых условиях, но заметных достижений, скорее всего, не достигнет. 15 – 10 баллов. Личность не считает развитиеисследовательских навыков необходимым для себя качеством, поэтому сосредотачивает свои усилия в других видах деятельности. Недостаток интеллектуальной активности при этом может привести к деградации.ЗаключениеКак показывают исследования психологов, развитие исследовательских умений детей необходимо начинать с раннего возраста. В условиях детского сада данная деятельность должна стать частью педагогического процесса. Развитие исследовательских умений предполагает создание педагогом определённой среды. Педагог может осуществлять данную развивающую деятельность посредством использования различных форм. Одной из актуальных форм деятельности, которая способствует активному развитию исследовательских умений, является проектная деятельность. В ходе подготовки и реализации проектов ребёнок может проявить заложенные в нём склонности и способности, выявить собственные возможности и развивать их в выбранном направлении. Следует отметить, что проектная деятельность является интересной для детей, в связи с чем формирует в них мотивацию к развитию своих способностей. Реализуемые проекты должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, и лишь в этом случае они могут стать эффективными.В данной исследовательской работе показаны возможности использования проекта «Русские сказки» с целью развития исследовательских уменийстарших дошкольников. В данном проекте принимали участие дети, педагог и родители. Согласно проведённым психологическим методикам, в процессе реализации проекта происходило развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, что способствует формированию их исследовательских умений. Также отмечается повышение познавательного интереса учащихся к различным видам деятельности, которые являются благоприятной базой для повышения их творческого потенциала.Таким образом, в данной исследовательской работе показано, что проектная деятельность является эффективной возможностью формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. При этом большое значение имеет деятельность педагога и родителей, участие в проекте которых также имеет большое значение. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается результатами экспериментальной работы.Список использованных источниковАвво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009. — 434 с. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 4547.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857c. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.htmlШиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119Щебетенко С.А. «Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки). Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124Black, C. E. The Modernization Of Russian Society // The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change Since 1861. – Cambridge: Cambridge University Press, 1960. – 176 р.Chirousky N. An Introduction to Russian History. – New York, 1967. – 182 р.Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Press. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.

Список использованных источников

1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
9. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
11. Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.
12. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
13. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
14. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
15. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
16. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
17. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
18. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
19. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
20. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
21. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
22. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
23. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
24. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
25. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
27. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
28. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
29. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
30. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
31. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
32. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
33. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
34. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
35. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
36. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
37. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
38. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
39. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
40. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
41. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
42. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
43. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
44. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
45. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
46. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
47. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
48. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
49. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
50. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
51. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
52. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
53. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
54. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
55. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
56. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
57. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
58. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
59. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
60. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
61. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.
62. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.
63. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
64. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
65. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
66. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
67. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
68. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119
69. Щебетенко С.А. «Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
70. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
71. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
72. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
73. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124
74. Black, C. E. The Modernization Of Russian Society // The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change Since 1861. – Cambridge: Cambridge University Press, 1960. – 176 р.
75. Chirousky N. An Introduction to Russian History. – New York, 1967. – 182 р.
76. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Press.
77. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.





Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста влияют на формирование исследовательских умений?

В старшем дошкольном возрасте дети активно развивают свои познавательные способности и исследовательские умения. Они становятся более самостоятельными и начинают интересоваться миром вокруг себя. Развитие речи, логического мышления и воображения также являются важными особенностями этого возраста, которые могут быть использованы для формирования исследовательских умений.

Какие особенности формирования исследовательских умений старших дошкольников можно выделить?

У старших дошкольников наблюдается активный интерес к исследованию окружающего мира. Они начинают задавать вопросы, проявляют любопытство и решительность в поиске ответов. Важно помочь им развить навыки наблюдения, анализа и решения проблем, а также способность работать в группе и обмениваться информацией.

Какие возможности участия в проектной деятельности могут быть предоставлены старшим дошкольникам?

Старшие дошкольники могут активно участвовать в проектной деятельности. Они могут выбирать тему для исследования, проводить наблюдения и эксперименты, анализировать полученные данные, делать выводы и предлагать свои идеи и решения. Также важно дать детям возможность сотрудничать и обмениваться знаниями с другими участниками проекта.

Какие педагогические методы могут быть использованы для формирования исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности?

Для формирования исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности можно использовать различные педагогические методы. Например, можно проводить проблемно-поисковые занятия, стимулировать самостоятельное исследование, организовывать обсуждения и коллективные исследования, предоставлять возможность для самовыражения и творчества.

Какие педагогические особенности характерны для старшего дошкольного возраста?

В старшем дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного познания мира. Они интересуются всем, что их окружает, задают множество вопросов и стремятся найти ответы на них. Также в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность и самоопределение, развивают свою индивидуальность и активно участвуют в игровой и творческой деятельности.

Какие особенности связаны с формированием исследовательских умений у старших дошкольников?

Формирование исследовательских умений у старших дошкольников связано с их наблюдательностью, любопытством и стремлением к самостоятельному познанию мира. Дети в этом возрасте уже могут анализировать и систематизировать полученную информацию, делать выводы и решать простые задачи. Они также активно используют речь и творческую деятельность в своих исследованиях.

Какую роль играет проектная деятельность в формировании исследовательских умений старших дошкольников?

Проектная деятельность играет важную роль в формировании исследовательских умений старших дошкольников. Она позволяет детям самостоятельно выбирать тему исследования, задавать вопросы, искать информацию, анализировать результаты и делать выводы. В процессе проектной деятельности дети развивают навыки общения, сотрудничества, самостоятельности и критического мышления.

Какие возможности предоставляет проектная деятельность для старших дошкольников?

Проектная деятельность предоставляет старшим дошкольникам возможность выбирать тему исследования в рамках их интересов, задавать вопросы, проводить наблюдения и эксперименты, искать информацию в различных источниках, сотрудничать с другими детьми и взрослыми, а также представлять полученные результаты в виде презентаций, выставок и других форм.

Какие особенности старшего дошкольного возраста влияют на формирование исследовательских умений?

Старший дошкольный возраст характеризуется быстрым развитием познавательных способностей. Ребенок активно интересуется окружающим миром, задает множество вопросов, ищет ответы на них. Также в этом возрасте формируется логическое мышление и способность к систематизации полученной информации. Все эти особенности способствуют развитию исследовательских умений.

Какие исследовательские умения формируются у старших дошкольников?

Старшие дошкольники могут осваивать такие исследовательские умения, как наблюдение, классификация, анализ, сравнение, обобщение, предположение, проверка гипотез, построение плана и проведение экспериментов, использование различных источников информации, самостоятельное решение возникающих проблем и т.д. Все эти умения помогают детям лучше понимать и объяснять окружающий мир.

Как проектная деятельность развивает исследовательские умения старших дошкольников?

В проектной деятельности старшие дошкольники получают возможность самостоятельно выбирать темы для изучения, проводить исследования, анализировать полученные результаты, делать выводы. Они также учатся сотрудничать с другими детьми, обмениваться информацией и идеями. Все эти аспекты развивают исследовательские умения и формируют у детей навыки самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Какова роль взрослого в формировании исследовательских умений старших дошкольников?

Взрослый играет важную роль в формировании исследовательских умений старших дошкольников. Он может стимулировать интерес ребенка к исследованию окружающего мира, поддерживать его любопытство, задавать вопросы, помогать собирать и систематизировать информацию, наставлять в проведении экспериментов. Взрослый также может создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка, способствовать развитию его умения принимать решения и самостоятельно решать возникающие проблемы.