Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 26.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Государственная система социальной защиты в рыночной экономике 5
1.1. Генезис социальной рыночной экономики 5
1.2. Принципы социальной рыночной экономики 11
1.3. Факторы и формы социальной защиты в рыночной экономике 12
2.1. Социальная защита населения РФ как направление рыночной политики государства 18
2.2. Проблемы и угрозы социального развития региона 25
Заключение 30
Список литературы 32
6).Таблица 6. Поступление и выдача предметов одежды и первой необходимости срочной социальной помощи (Салон дареных вещей) в среднем по региону за 2016-2018 гг.[15].201620172018Получено шт.Выдано шт.Получено шт.Выдано шт.Получено шт.Выдано шт.Всего:72 02449 87772 90537 74769 89741 76В таблице 6 мы видим, что в каждом году количество полученных вещей превышает количество выданных. Это свидетельствует о том, что граждане готовы оказать социальную поддержку.Сведения, полученные в процессе проведения мониторинга эффективности деятельности органов государственного управления, являются отправной точкой для перспективного развития муниципального образования и работы местной администрации на перспективу. Сохранение в течение длительного времени низких показателей эффективности, отсутствие положительной динамики, будут означать неспособность органов муниципального образования на примере города Ленинск-Кузнецкого выполнять возложенные на них функции.2.2. Проблемы и угрозы социального развития регионаНеобходимо отметить, что руководство региона уделяет большое внимание развитию социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и искусства, туризма и пр. Основными направлениями деятельности органов власти в социальной сфере, являются создание стройной системы ее организации и управления для максимального удовлетворения социальных потребностей жителей области, реализация приоритетных национальных проектов, ряда социально-ориентированных федеральных и областных законов.В регионе также используется наиболее подходящий, по мнению специалистов, метод управления развитием социальной сферы - программно- целевой. Метод представляет собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти, власти на региональном и муниципальном уровнях.Органы власти осуществляют мероприятия, в рамках реализуемой на территории региона социальной политики, с целью устранения недостатков социального развития и создания благоприятных социальных условий для населения региона.На сегодняшний день в рамках реализации социальной политики можно отметь как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательные моменты следующие:1. Высокий уровень коррупции в органах управления системы здравоохранения, образования и др.2. Снижение уровня финансирования ряда аспектов социальной сферы (в частности, здравоохранения) в условиях экономического кризиса.3. Проблемы в системе управления социальной защитой: нехватка социального жилья, устаревшая материально-техническая база, кадровый голод в условиях низкого уровня заработных плат работников социальной сферы, что также упирается в снижение уровня финансирования. К примеру, по мнению экспертов, основной причиной недостатка кадров является низкая мотивация персонала, что связано с неудовлетворительным уровнем заработной платы ряда специалистов в социальной сфере.4. Негативные тенденции ряда показателей социальной сферы:• сокращение населения региона в условиях высокой смертности от различного рода заболеваний;• проблемы здравоохранения: отсутствие кадров, материально- технической базы;• снижение реальных располагаемых денежных доходов в условиях растущей инфляции.При наличии нехватки финансовых ресурсов имеет место рост доходов от социальных выплат у населения, что может расцениваться как усиление роли государства в повышении уровня жизни. Органы власти, таким образом, пытаются сформировать положительный имидж в глазах рядовых жителей. Однако, при таком росте социальных выплат растет нагрузка на бюджеты различных уровней, что в условиях кризиса является негативным фактором.По результатам проведенного анализа, можно сделать выводы о том, что средний класс населения почти вытеснен, и рост безработицы «направил» людей на дешевое потребление, что означает, что у людей нет денежных средств. Почти каждый пятый россиянин в конце прошлого года имел доход ниже прожиточного минимума. При этом количество нищих до недавнего времени продолжало увеличиваться.Можно сделать вывод, что среди угроз в социальной сфере, которые определяются уровнем денежных доходов населения, наиболее острой является угроза глубокого расслоения общества на малый круг богатых и большой круг бедных. Сюда можно также отнести угрозы, которые определяются финансовым состоянием организаций, а также платежной системы страны. За годы экономического реформирования постоянна была угроза возникновения социальных конфликтов, вытекающих из просроченной задолженности по заработной плате.Хоть задолженность и снизилась, данную угрозу нельзя сбрасывать со счетов. Отсюда вытекает проблема «черной» заработной платы, либо заработная плата «в конвертах», так как нет возможности определить реальные ее размеры [7].Также можно выделить еще один блок угроз. Он связан с процессами, которые происходят в ЖКХ, образовании и здравоохранении.Что касается ЖКХ, так тут усилению угроз способствуют следующие причины:-во-первых, значительное сокращение объемов предоставления гражданам жилья на бесплатной основе при отсутствии у основной массы населения денег на его покупку на свободном рынке. Но нынешние денежные доходы населения не обеспечивают такую возможность для большей части людей как покупку жилья. Имеет место быть угроза возникновения у значительной доли населения острого жилищного «голода», который возникает на фоне строительства шикарных особняков и приобретения многокомнатных квартир немногими. Данная резкая имущественная дифференциация может стать серьезным факторов социальной нестабильности[13];-во-вторых, резкое старение объектов ЖКХ и незначительное ухудшение качества услуг этой сферы. Износ основных фондов в коммунальном хозяйстве достигает во многих случаях 70-80%. Также стоит отметить резкое увеличение за последние годы число аварий. Доля инвестиций в ЖКХ ко всем инвестициям по стране снизилась за годы экономических реформ в 1, 9 раза. А именно с 27,3 в 1992 году до 15,4 в 2002 году, в 2012 году до 14,5%. Восстановить такую недостачу инвестиций за счет повышения платности явно не удается. Возникает угроза усиливающихся аварийных рисков и дальнейшего ухудшения качества услуг ЖКХ [7].-в-третьих, рост цен на услуги ЖКХ.Выше перечисленные процессы схожи с процессами в сфере образования и здравоохранения. Здесь также снижается объем услуг, которые предоставляются бесплатно, ухудшается качество и растут затраты населения на платные услуги. Происходит увеличение платности услуг этих областей также правомерно с развитием рыночных отношений в экономике. Необходимо соблюдение соответствия роста платности услуг здравоохранения и образования повышению денежных доходов, прежде всего, у малодоходных социальных слоев населения.Для того, чтобы улучшить качество жизни, отталкиваюсь от современных условий Российской Федерации необходимо, прежде всего, выйти из экономического кризиса. Для достижения этой цели необходимо реализовать соответствующие меры:1.Для сохранения успехов в области рождаемости, следует перенести акцент со стимулирования рождений на семейную составляющую демографической политики. Сюда входит поддержка семей с детьми в течении всего времени их взросления, обеспечение родителей, имеющих несколько детей, благоприятных условий для сочетаний трудовой деятельности вне дома с выполнением своих семейных обязанностей. Для реализации такой меры социальной политики была принята 25 сентября 2014 года Правительством РФ Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года [6].Однако при ее реализации могут возникнуть риски, связанные с расходами консолидированного бюджета. Это еще один факт в пользу необходимости структурного маневра в системе социальных льгот и выплат. Нужна система детских социальных трансфертов с двумя аспектами:-привязка к этапу жизненного цикла семьи;-нуждаемость в социальной поддержке.2.Для того, чтобы повысить эффективность здравоохранения в России необходимо принятие следующих мер:-радикальной повышение прозрачности государственного управления, и принятие решений о распределении ресурсов;-нужны инвестиции в основные новые информационно-медицинские технологии и реорганизацию на их основе системы оказания медицинской помощи;-содействие развитию конкуренции в области оказания медицинской помощи;-пересмотр государственных гарантий в сфере здравоохранения. В том числе введение новых инструментов легального софинансирования оказания медицинской помощи государством и населением.3.Необходима комплексная стратегия в отношении активного долголетия, которая направлена на улучшение здоровья, качества образования и повышение производительности труда пожилого населения страны, расширение форм социальной и экономической активности пожилых.4.Считается важным увеличение государственных инвестиций в поддержку процесса модернизации образования, а также стимулирование новых образовательных программ и организационных форм. Особое внимание на уровне регионов следует обратить на подготовку технических кадров. Например, в Мордовии речь может идти о подготовке специалистов в области электротехники и приборостроения[14].Таким образом, если принять нужные меры, то положение населения России значительно улучшится, за счет помощи безработным, улучшения технологического обеспечения предприятий, снижения коррупции чиновников и улучшения социальной политики государства.ЗаключениеКонцепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и социально-экономическим условиям еще не сложилась. При этом среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы и методы осуществления социальной защиты наиболее эффективны. В ситуации резкого увеличения числа бедных и их структурной дифференциации возникает потребность в разработке концепции социальной защиты населения как способа решения проблемы бедности.В связи с выявленной проблемой в курсовой работе была поставлена следующая цель – выявить пути совершенствования системы социальной защиты.Для достижения заявленной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:Во-первых, рассмотрена сущность содержания понятия социальной защиты, следствием чего стал вывод о том, что сущность социальной защиты заключается в минимизации отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, в результате наступления социальных рисков, следовательно, система социальной защиты определяется как совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.Во-вторых, раскрыта структура системы социальной защиты и установлено, что система социальной защиты – это комплекс законодательных актов и мероприятий, обеспечивающих социальную защиту населения и поддержку его социально уязвимых слоев. Структура социальной защиты включает в себя: государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты; социальные пособия; социальное обслуживание.В-третьих, проведена оценка мер по социальной защите и установлено, что нормативами социальной защиты населения являются величина потребительской корзины, прожиточного минимума, минимальной заработной платы, минимальной пенсии. Однако проведенный анализ мер по социальной защите населения Российской Федерации свидетельствует о низкой результативности реализуемой модели социальной политики по ключевым показателям, определяющим уровень и качество жизни. Такое положение дел в социальной сфере во многом обусловлено отсутствием эффективных механизмов решения задач государственной социальной политики. Провалы социальной политики современного российского государства стали одним из факторов формирования сложной ситуации в социальной сфере России. В заключение работы выявлены проблемы и перспективы совершенствования системы социальной защиты и установлено, что перед российским государством стоит множество проблем. Для их решения надо в корне менять политику занятости, и в особенности федеральное законодательство. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных производствах поможет снизить уровень безработицы.При этом на будущее важнейшими составляющими системы обеспечения общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать:- обязательный систематический пересмотр минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны;- систематическая корректировка фиксируемых показателей минимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;- введение социальных пособий на проживание нетрудоспособных иждивенцев на местном уровне, например, пособия на «бедность».Список литературы: 1 Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 7 (168). – С. 45-49.2 Тихомирова В.В. Предмет и содержание понятие «социальная защита населения» // Региональная экономика. – 2017. – № 13. – С. 114-122.3 Нуралиева Э.А. Теоретические подходы к определению понятия «социальной защиты населения» // Наука, новые технологии и инновации. – 2014. – № 3. – С. 132-134.4 Сенников В.А. Социальная защита населения: содержание понятия и его особенности как социального феномена // Омские социально-гуманитарные чтения. – 2015. – № 5. – С. 107-111.5 Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012). – КонсультантПлюс.6 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015). – КонсультантПлюс.7 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – КонсультантПлюс.8 Кучина А.А., Куликова Т.Н. Анализ потребительской корзины России 2015 г. // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – № 1 (4). – С. 211-214.9 Свечинская Т.А., Шибеко Е.Н. Вопросы социально-экономического развития России в современных условиях // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2014. – № 1. – С. 42-45.10 Сазанов И.С. Социально-экономический анализ прожиточного минимума и минимальной зарплаты в России // ФӘн-наука. – 2015. – № 7 (46). – С. 20-23.11 Российский статистический ежегодник, 2017. – 729 с.12 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015). – КонсультантПлюс.13 Сабетова Т.В., Кремер К.И. Минимальный размер оплаты труда как важнейший инструмент государственного регулирования рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 42. – С. 81-88.14 Минимальная пенсия в России. – Режим доступа: http://pensiarf.ru/minimalnaya-pensiya-v-rossii/.15 В России вырос средний размер ежемесячной пенсии. – Режим доступа: http://rg.ru/2015/03/31/pensii-site.html.16 Пенсионный фонд России в 2017 г. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/sakhalin/news/~2017/12/29/104306.17 Тупчиенко В.А., Силаев Н.О. Влияние социальной политики на экономическое развитие России // Стратегии развития экономики России: проблемы и вызовы. – 2015. – № 1. – С. 72-89.18 Гембаренко В.И. Проблемы управления системой социальной защиты населения в современной России // Социальная политика и социология. – 2017. – № 4. – С. 88-92.19 Шарин В.И. Система социальной защиты населения Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2015. – № 1. – С. 77-81.20 Леонтьева А.Г. Проблемы трансформации системы социальной защиты населения в условиях модернизации российской экономики // Вестник Тюменского университета. – 2016. – № 11. – С. 7-19.21 Романовская Е.С. Актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения // Дискуссия. – 2014. – № 5. – С. 90-92.
1 Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 7 (168). – С. 45-49.
2 Тихомирова В.В. Предмет и содержание понятие «социальная защита населения» // Региональная экономика. – 2017. – № 13. – С. 114-122.
3 Нуралиева Э.А. Теоретические подходы к определению понятия «социальной защиты населения» // Наука, новые технологии и инновации. – 2014. – № 3. – С. 132-134.
4 Сенников В.А. Социальная защита населения: содержание понятия и его особенности как социального феномена // Омские социально-гуманитарные чтения. – 2015. – № 5. – С. 107-111.
5 Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012). – КонсультантПлюс.
6 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015). – КонсультантПлюс.
7 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – КонсультантПлюс.
8 Кучина А.А., Куликова Т.Н. Анализ потребительской корзины России 2015 г. // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – № 1 (4). – С. 211-214.
9 Свечинская Т.А., Шибеко Е.Н. Вопросы социально-экономического развития России в современных условиях // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2014. – № 1. – С. 42-45.
10 Сазанов И.С. Социально-экономический анализ прожиточного минимума и минимальной зарплаты в России // ФӘн-наука. – 2015. – № 7 (46). – С. 20-23.
11 Российский статистический ежегодник, 2017. – 729 с.
12 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015). – КонсультантПлюс.
13 Сабетова Т.В., Кремер К.И. Минимальный размер оплаты труда как важнейший инструмент государственного регулирования рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 42. – С. 81-88.
14 Минимальная пенсия в России. – Режим доступа: http://pensiarf.ru/minimalnaya-pensiya-v-rossii/.
15 В России вырос средний размер ежемесячной пенсии. – Режим доступа: http://rg.ru/2015/03/31/pensii-site.html.
16 Пенсионный фонд России в 2017 г. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/sakhalin/news/~2017/12/29/104306.
17 Тупчиенко В.А., Силаев Н.О. Влияние социальной политики на экономическое развитие России // Стратегии развития экономики России: проблемы и вызовы. – 2015. – № 1. – С. 72-89.
18 Гембаренко В.И. Проблемы управления системой социальной защиты населения в современной России // Социальная политика и социология. – 2017. – № 4. – С. 88-92.
19 Шарин В.И. Система социальной защиты населения Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2015. – № 1. – С. 77-81.
20 Леонтьева А.Г. Проблемы трансформации системы социальной защиты населения в условиях модернизации российской экономики // Вестник Тюменского университета. – 2016. – № 11. – С. 7-19.
21 Романовская Е.С. Актуальные проблемы региональной системы социальной защиты населения // Дискуссия. – 2014. – № 5. – С. 90-92.
Вопрос-ответ:
Каковы принципы социальной рыночной экономики?
Принципы социальной рыночной экономики включают: свободное предпринимательство, государственное регулирование, социальную защиту населения, соблюдение законов и правил, конкуренцию, частную собственность и ответственность.
Какие факторы и формы социальной защиты существуют в рыночной экономике?
В рыночной экономике существуют различные факторы и формы социальной защиты. Факторы включают государственные программы социального обеспечения, пенсионные системы, медицинское страхование, пособия по безработице и многие другие. Формы социальной защиты включают денежные выплаты, медицинское обслуживание, образование и профессиональную поддержку.
Какая роль социальной защиты населения в рыночной политике государства РФ?
Социальная защита населения играет важную роль в рыночной политике государства РФ. Она направлена на обеспечение социальной справедливости, защиту наиболее уязвимых слоев населения, поддержку трудоспособного и неработающего населения, обеспечение равных возможностей и социальной поддержки.
Какие проблемы и угрозы возникают при социальном развитии регионов в РФ?
При социальном развитии регионов в РФ возникают различные проблемы и угрозы. Одна из основных проблем – неравномерность развития регионов, что приводит к социальным неравенствам и уровню жизни. Другие проблемы включают недостаток рабочих мест, низкие заработные платы, недоступность социальных услуг и инфраструктуры, демографические проблемы и неравномерность распределения бюджетных ресурсов.
Каков генезис социальной рыночной экономики?
Генезис социальной рыночной экономики связан с развитием капитализма и потребности в балансе между свободой рынка и социальной защитой. Основные этапы генезиса: развитие вызревания капитализма, экономический кризис, социальная политика и формирование целостной системы социальной рыночной экономики.
Как связаны рыночная экономика и государственная система социальной защиты?
Рыночная экономика и государственная система социальной защиты взаимосвязаны, поскольку социальная защита является одним из инструментов государства для смягчения негативных последствий рыночной экономики. В рыночной экономике рыночные силы играют главную роль в регулировании экономических процессов, но государство, через систему социальной защиты, обеспечивает социальную справедливость и защищает население.
Какое значение имеет социальная рыночная экономика?
Социальная рыночная экономика имеет большое значение в обеспечении баланса между свободным рынком и социальной защитой граждан. Эта концепция предполагает, что рынок должен быть свободным и конкурентным, но при этом государство обязано принимать меры для защиты населения, обеспечения социальной справедливости и уровня жизни. Такая экономическая система позволяет сочетать преимущества рыночной экономики и социального государства.
Какие проблемы и угрозы возникают в рыночной экономике в контексте социальной защиты?
В рыночной экономике возникают различные проблемы и угрозы для социальной защиты. Неконтролируемый рынок может привести к росту социального неравенства, безработице, низким зарплатам и другим социальным проблемам. Также государство может испытывать финансовые трудности при обеспечении социальной защиты всех своих граждан. Поэтому важно находить баланс между рыночной экономикой и государственной системой социальной защиты для предотвращения подобных проблем.