Экономическая роль государства в рыночной экномике
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 27.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Место государства в рыночной экономике 5
1.2. Формы участия государства в рыночной экономике 10
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 18
2.1. Особенности взаимодействия государства и рынка в России 18
2.2. Проблемы государственного регулирования российской экономики и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29
Как бы это не казалось банально, но не смотря на все усилия современного правительства, преступления в системе государственной службы все еще имеют существенные масштабы. Должностные преступления государственных управленцев и служащих не дают возможности полно и эффективно реализовывать реформы в экономике, а также оказывают разрушительное влияние на образ жизни российских граждан, их осознание государственной власти и социальные гарантии.Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать несколько общих предложений, которые бы смогли повысить эффективность взаимодействия государственной власти и рынка:- реструктуризации государственного аппарата: передача всех функций по управлению экономическими процессами в компетенцию органов исполнительной власти. В большинстве развитых мировых держав количество министерств не превышает пятнадцати, обязательными из которых являются министерства финансов, здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел и обороны. Остальные министерства должны создаваться адекватно особенностям развития государства;- оптимизация численности государственных служащих посредством устранения дублирования функций и централизации контроля за их деятельностью;- создание системы жёсткого государственного контроля за деятельностью каждого чиновника: эту меру, конечно, сложно реализовать быстро, но с течением времени путем реформирования системы государственной власти достичь ее будет возможно;- совершенствование системы штрафных санкций для чиновников за нарушения своих должностных полномочия или за злоупотребление своим положением;- совершенствование системы нормативно-правовых актов в сфере государственного регулирования экономики.Говоря о рыночной экономике, нельзя не отметить, что эта система предполагает, в первую очередь, создание комфортных условий жизни для населения. В связи с этим и проводимая государством экономическая политика должна быть направлена на построение социального государства. В России здесь главная цель заключается в перераспределении национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными социальными задачами России для формирования эффективной рыночной системы являются:1) Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка.2) Улучшение состояния здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта и туризма.3) Развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения.4) Создание цивилизованного рынка труда.5) Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств.6) Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий.7) Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.Подводя итог, можно сказать, что роль государства в развитии рыночной экономики оценить очень сложно. Именно государство создает благоприятные условия для экономической деятельности, защищает частное предпринимательство от работы монополий, способствует удовлетворению потребностей населения в социально-значимых товарах и услугах, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность, а также оказывает помощь малообеспеченным и незащищенным слоям населения. Это с одной стороны. А с другой именно государственное вмешательство в функционирование рыночного механизма может существенно снизить его эффективность и нанести серьезный ущерб национальной экономике. В связи с этим главной задачей органов власти при формировании системы государственного регулирования экономики должно стать определение той «золотой середины», которая сможет поддержать экономику во времена стабильности и принять необходимые меры для устранения кризисных ситуаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В работе были обозначены субъекты и объекты государственного регулирования экономики. Так, субъектами государственной экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.Объектами жеявляются те сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.В работе были выделены основные функции государства в регулировании рыночной экономики, такие как правовое обеспечение экономической деятельности, регулирование денежно-кредитных и валютных отношений, фискальная и бюджетная политика, антимонопольное регулирование, реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержание социально-значимых отраслей народной хозяйства и др. Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и на основе добавления вновь возникающих устойчивых задач.Также проведенный в работе анализ показал, что основными средствами регулирования рыночной экономики государством являются фискальная и денежно-кредитная политика, административные меры, а также государственная собственность, как метод госрегулированияМеханизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности России в том, что, во-первых, происходил переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще до сих пор так и не сложились.Среди проблем, с которым сталкивается государство в области регулирования экономики в России можно отнести следующие:1) Долгий переход от командно-административной к рыночной экономики. Дело в том, чтодирективное планирование со всеми его институтами присущее административно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством илюбыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, темсамым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. 2) Монополия государства почти во всех отраслях. Ключевым моментом в государственном регулировании экономики должна стать приватизация государственного имущества и фондов. 3) Несовершенство законодательства. Противоречия и дыры в законодательстве, и явная подгонка правовых актов под конкретные интересы и нужды стали весомыми проблемами экономического регулирования. 4) Обширный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуругосударственного управления. Поэтому бюрократические традициисдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являютсятормозом на пути рыночных реформ. 5) Сращивание власти с мафиозными структурами. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимся реформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание исоциальную защищённость.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в России для эффективного функционирования рыночной экономики, прежде всего,требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата. Какправило, в развитых странах, несмотря на различия вгосударственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило,министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количествоминистерств – двенадцать-пятнадцать, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальныесоздаются в зависимости от специфики страны. Так же следуетсократить численность работников в этих министерствах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2016. – № 11-12. – C. 117 -129.2. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2014. – 315с.3. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2017. – № 4. – С. 15-21.4. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 616с.5. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 4. –С.3-10.6. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2015. – 328с.7. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 571 с.8. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. –2016. –№ 1. – С.25-31.9. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 7. – С.22-26.10. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2017. – №11. – C. 14-19.11. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 544 с.12. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. –М.: Норма, 2014. – 639с.13. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 510 с.14. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2016. – № 11. – C. 73-79.15. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред.Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2012. – 261с16. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2012. – 656с.17. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784с.18. Экономика / Под ред.. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2012. – 896с.19. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 527 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2016. – № 11-12. – C. 117 -129.
2. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2014. – 315 с.
3. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2017. – № 4. – С. 15-21.
4. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 616 с.
5. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 3-10.
6. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2015. – 328 с.
7. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 571 с.
8. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 1. – С.25-31.
9. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 7. – С.22-26.
10. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2017. – № 11. – C. 14-19.
11. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 544 с.
12. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2014. – 639 с.
13. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 510 с.
14. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2016. – № 11. – C. 73-79.
15. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред. Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2012. – 261 с
16. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2012. – 656 с.
17. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784 с.
18. Экономика / Под ред.. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2012. – 896с.
19. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 527 с.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает государство в рыночной экономике?
Государство играет важную роль в рыночной экономике, осуществляя положительное и отрицательное воздействие на рынок. С одной стороны, оно создает условия для свободного функционирования рынка, обеспечивает соблюдение законов и правил. С другой стороны, государство может вмешиваться в рынок, регулировать его деятельность и влиять на экономический процесс в целом.
Какие формы участия государства существуют в рыночной экономике?
Государство может участвовать в рыночной экономике различными способами. Одной из форм участия является налогообложение, когда государство собирает налоги с предприятий и граждан. Также государство может регулировать цены на определенные товары или услуги, проводить антимонопольную политику, создавать правила и законы для защиты потребителей и т.д. Оно также может осуществлять инвестиции в экономику через государственные предприятия или фонды.
Какие особенности взаимодействия государства и рынка существуют в России?
В России взаимодействие государства и рынка имеет свои особенности. Одной из них является значительное государственное вмешательство в экономику, особенно в отраслях, связанных с природными ресурсами и монополиями. Это может приводить к искажениям на рынке и неравным условиям для бизнеса. Также в России существуют проблемы в сфере правоприменения и коррупции, что отрицательно влияет на бизнес-климат и развитие рыночной экономики.
Какие проблемы государственного регулирования российской экономики существуют и какие пути их решения?
Проблемы государственного регулирования российской экономики включают высокую степень бюрократизации, недоверие к правительству, сложность процесса получения разрешений и лицензий, непредсказуемость экономического законодательства и т.д. Для их решения необходимо провести реформы, направленные на упрощение бизнес-процессов, снижение административного бремени, улучшение качества правоприменения, борьбу с коррупцией и повышение прозрачности деятельности государства.
Какое место занимает государство в рыночной экономике?
Государство занимает важное место в рыночной экономике, так как оно выполняет функции поддержания правового порядка, защиты собственности и контроля за рыночными отношениями.
Какие формы участия государства существуют в рыночной экономике?
Государство может участвовать в рыночной экономике через налогообложение, регулирование цен, контроль за соблюдением конкуренции, предоставление государственных услуг и инфраструктуры, а также через социальное обеспечение и поддержку малого и среднего бизнеса.
Какие особенности взаимодействия государства и рынка существуют в России?
В России существуют особенности взаимодействия государства и рынка, такие как высокая роль государственных корпораций, слабая конкуренция, высокая степень государственного регулирования и вмешательства в экономику, а также недостаток эффективной защиты прав собственности.
Какие проблемы государственного регулирования российской экономики существуют и как их можно решить?
Среди проблем государственного регулирования российской экономики можно выделить недостаточную эффективность государственных программ, избыточную бюрократию, коррупцию и ограничение конкуренции. Для решения этих проблем необходимо улучшение качества государственного управления, упрощение бизнес-процессов, борьба с коррупцией, а также создание условий для развития конкуренции.
В каких случаях государство должно вмешиваться в рыночную экономику?
Государство должно вмешиваться в рыночную экономику в случаях, когда необходимо обеспечить справедливость, социальную защиту, защиту окружающей среды, национальную безопасность и стабильность экономической системы.
Какую роль играет государство в рыночной экономике?
Государство играет важную роль в рыночной экономике путем регулирования экономических процессов и обеспечения стабильности. Оно контролирует вход и выход товаров и услуг, осуществляет налогообложение, создает правила и нормы для защиты прав потребителей и предпринимателей. Государство также может проводить социальные программы и инвестировать в развитие отдельных отраслей экономики.