тема 27 Психология экстремальных ситуаций
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 27.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс 5
Заключение 15
Список литературы 17
Отличительной особенностью этого метода является желание самого человека произвести положительные изменения, и готовность к взаимодействию со специалистом-психологом. Вариантом такой трансформации является, когда человек перестает горевать о сгоревшем доме, вздыхает и говорит: «Главное, что все живы и здоровы, остальное и построить можно».
Еще один метод оказания экстреной психологической помощи - кризисное вмешательство. Это экстренная и неотложная психологическая помощь, направленная на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, снижение негативного воздействия трагического события, предотвращение психопатологии. То есть кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможным работу над проблемой, нахождение клиентом желательного и адекватного для себя варианта исхода кризисной ситуации.
Кризисное вмешательство и психологическую интервенцию объединяет задача обретения клиентом контроля над ситуацией, обращение к своим ресурсам.
В случае чрезвычайной ситуации, внезапно возникшей трагедии, невозможна работа в рамках только одного психологического направления. В кризисной ситуации, специалист, практикующий только традиционную психотерапию, не отвечает требованиям, необходимым для работы в кризисном вмешательстве (одного подхода бывает недостаточно). Чем большим инструментарием разных направлений владеет специалист-экстренник, тем больше увеличиваются возможности в работе с пострадавшими. Особенностью работы психолога в ЧС является еще и совсем иные отношения в системе «психолог-клиент». Зачастую люди, нуждающиеся в экстренной психологической помощи, за ней не обращаются. Установление контакта, доверия возможно тем больше, чем больше теплоты, неформальности в отношениях, исходящих от психолога. Однако даже здесь позиция психолога может варьировать от недирективной до директивной, с учетом ситуации, состояния и установок клиента.
Негативные социально-психологические механизмы возникают в условиях нестабильности в общности, при нехватке или противоречивости информации. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т.п. Общая стратегия профилактики заражения, паники и слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению.[4]
Все вышеперечиленные методы используются психологами в случаях оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Важно, что для уменьшения психологической травмы, достаточно приступить к стиранию тяжелых воспоминаний до первой ночи. Если быстро принять необходимые меры, то симптомы острого стрессового расстройства обычно ослабевают или проходят в течение 30 дней. Если работа проведена своевременно и эффективна, то основным показателем результативности является адаптация человека к изменившимся условиям жизни, их принятие и наличие ресурсов для преодоления трудностей кризисной ситуации.
Заключение
Оказание экстренной психологической помощи (далее — ЭПП) населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС), сегодня является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Экстренная психологическая помощь определяется как целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС, в процессе ликвидации последствий ЧС [6]. В фокусе профессионального внимания специалистов психологической службы находятся специфические состояния, вызванные чрезвычайной ситуацией.
В первое время после трагических событий у пострадавших могут наблюдаться следующие реакции и особенности поведения [5]:
в когнитивной сфере наблюдается ухудшение внимания, памяти, снижение продуктивности привычной деятельности и способности к планированию собственной деятельности; в социально-психологической сфере поведение может варьироваться от склонности к конфликтам до самоизоляции;
эмоциональная сфера характеризуется повышенной тревожностью, страхами, плаксивостью, наблюдаются депрессивные настроения, агрессивность, регресс в поведении;
отмечаются сомато-вегетативные изменения — нарушение дыхательных циклов, головные боли, психогенные боли в области сердца, психогенное ухудшение зрения, избыточное мускульное напряжение, нервная дрожь, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, нарушение пищевого поведения, сухость во рту и пр.;
расстройства приспособительных реакций (истероидные и другие реакции).
Мы можем наблюдать изменения как во всех этих четырех сферах, так и по отдельности в разных комбинациях. Вследствие этого перед специалистами психологами, работающими в условиях чрезвычайной, стоят три основные задачи [2]:
нормализация актуального психологического состояния пострадавших (когда работа направлена на коррекцию непродуктивных способов реагирования);
снижения риска возникновения массовых негативных реакций;
профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
Список литературы
Детская психология Д.Б.Эльконин. М., 2008.
Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Ю.С. Шойгу. Вестник Санкт-Петербургского Университета, Вып.1, 2010.
Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) А.Л. Венгер, А.И. Морозова, В.А.Морозов. Московский психотерапевтический журнал. 2006
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М, 2006.
Экстренная психологическая помощь: настольная книга психолога МЧС России. под ред. Ю.С.Шойгу. М., 2011.
3
Список литературы
1. Детская психология Д.Б.Эльконин. М., 2008.
2. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
3. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
4. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Ю.С. Шойгу. Вестник Санкт-Петербургского Университета, Вып.1, 2010.
5. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) А.Л. Венгер, А.И. Морозова, В.А.Морозов. Московский психотерапевтический журнал. 2006
6. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М, 2006.
7. Экстренная психологическая помощь: настольная книга психолога МЧС России. под ред. Ю.С.Шойгу. М., 2011.