Уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива как фактор определяющий социально-психологический климат в группе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 28.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования социально-психологического климата в группе и конфликтоустойчивости 5
1.1. Характеристика социально-психологического климата коллектива 5
1.2. Понятие конфликта и конфликтоустойчивости 11
Глава II. Эмпирическое исследование уровня конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива как фактора определяющего социально-психологический климат в группе 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 20
2.3. Рекомендации по повышению конфликтоустойчивости и улучшению социально-психологического климата в коллективе 29
Заключение 34
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Стратегия приспособления отрицательно взаимосвязана со стремлением к сохранению целостности группы (rS=-0,38; р<0,05), и со сплоченностью (rS=-0,41; р<0,05). То есть, чем больше студенты стараются приспособиться в конфликте к другим, пренебрегая своими интересами, тем ниже деятельность группы по сохранению своей целостности, и тем ниже сплоченность коллектива, его привлекательность для каждого его члена, желанием оставаться в его составе.Стратегия сотрудничества положительно взаимосвязана со стремлением к сохранению целостности группы (rS=0,37; р<0,05), и с социально - психологическим климатом (rS=0,39; р<0,05). То есть, чем больше студенты сотрудничают между собой, пытаются найти альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон, тем выше их стремление к сохранению целостности коллектива, тем благоприятнее социально - психологический климат коллектива.Проведенный статистический анализ показал, что созданию и сохранению благоприятного социально – психологического климата в коллективе студенческой группы способствует высокая конфликтоустойчивость членов коллектива, сотрудничество при возникающих разногласиях, активность, предприимчивость членов коллектива, демократический стиль управления. Созданию и сохранению благоприятного социально – психологического климата в коллективе производственной организации препятствует низкая конфликтоустойчивость членов группы, конкуренция и приспособление при возникающих разногласиях.2.3. Рекомендациипо повышению конфликтоустойчивости и улучшению социально-психологического климата в коллективеДля повышения конфликтоустойчивости студентов и улучшения психологического климата в организации рекомендовано проведение коррекционно - развивающего занятия.Цели: - формирование конструктивного поведения;- развитие сплоченности, развитие навыков эффективной коммуникации;- обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций;- воспитание взаимопонимания, эмпатии.Ход занятияI. Организационный момент Упражнение "Все вы знаете". Каждому участнику необходимо представить напарника группы по формуле: Все вы знаете, что Иванов Ваня ..., но мало кто знает, что он ... II. Основной этапУпражнение "Кораблекрушение"Цель - командообразование, сплоченность.В зависимости от количества участников тренер делит группу на 2–3 команды и объясняет условия игры. Людям нужно представить, что они терпят кораблекрушение посреди Атлантического океана. На тонущем корабле есть спасательные шлюпки, которые выдержат всех путешественников и часть запасов с корабля. Решение по самым необходимым вещам нужно принять как можно скорее – вода наступает очень быстро. Раздайте каждому участнику список предметов и попросите проставить цифры от 1 до 15 в каждой строке. Единица соответствует самому важному предмету в списке, пятнадцать – наименее значимому. На этом этапе каждый работает самостоятельно. На расстановку приоритетов дается 10 минут. По истечении 10 минут, тренер предлагает объединиться в группы и составить один единственный список, который в той или иной мере будет удовлетворять ВСЕХ членов группы. После этого дайте аудитории сравнить общий список с их собственным и сделать выводы.Обсуждение: Насколько сильные были отклонения индивидуальных списков и общего? Что мешало прийти к согласию? Что помогло договориться? Были ли конфликтные ситуации во время обсуждения? Остался ли кто-то неуслышанным? Как Вы думаете почему? Образовался ли в командах явный лидер? Кто остался безучастным к процессу обсуждения? Почему? Каково впечатление от работы в команде? Что можно было сделать, чтобы прийти к цели быстрее?Упражнение "Иду в путешествие"Цель:создание позитивной атмосферы в группе, налаживание коммуникации в группе, сброс эмоционального напряжения, повышение конфликтоустойчивости.Необходимо: 2–3 ватмана, 2–3 цветных маркера.Ведущий делит студентов на 2–3 мини-группы. Затем предлагает каждой группе отправиться в путешествие на 2 месяца. Тема путешествия может быть выбрана тренером самостоятельно для каждой группы, либо прописана на подготовленных заранее карточках, и один из участников группы вытягивает карточку с темой путешествия случайным образом.Варианты путешествий:в горы, к морю, на Марс, в будущее (в 2052 год), в пустыню Сахара, в Париж, в заброшенную лесную хижину, на необитаемый остров, в космос.Каждая группа обозначает на ватмане (флипчарте) тему путешествия и располагается недалеко от своего ватмана. Участникам предлагается составить список предметов, которые необходимо взять с собой в выбранное место путешествия. Но не все так просто!Задание выполняется на скорость (соревнование между командами). Каждый участник должен написать своё имя и 3 предмета, которые он взял бы. Первая буква названия этих предметов, будет совпадать с именем пишущего (например, Вера могла бы взять в космос Воду, Валерианку, Ведро). у ватмана (флипчарта) может находится лишь 1 участник. Написав 3 своих предмета путешественник отходит от доски, передавая маркер следующему, и занимает место в своей группе. Участники команды могут помогать друг другу давая комментарии со своих мест.После завершения игры тренер вместе с командами по очереди анализируют результаты команд и выявляют победителя. При анализе написанных предметов, участник, писавший их представляется, называя свое имя и аргументирует необходимость того или иного предмета, если она не очевидна.Победившей командой можно считать ту команду, которая справилась с заданием раньше остальных, где были задействованы все участники (определяется по количеству написанных слов) и по соответствию выбранных в путешествие предметов заданной теме.Обсуждение: как изменилась мотивация после упражнения?как изменилось отношение к группе? удалось ли лучше узнать друг друга?чья презентация понравилась больше/ кто был самым запоминающимся участником и почему?что побуждало участников к быстрому выполнению задания (личная победа/нежелание подвести команду)?что мешало выполнению задания и не давало сосредоточиться?Упражнение «Скульптура»Цель – развитие эмпатии, коммуникативных качеств.Стимульный материал: карточки-задания: человек, который ничего не боится; который всем доволен; выполнил сложное задание, получил хорошую оценку, получил подарок, выздоровел, победил в соревнованиях.Участники разбиваются на 2 группы. Получают задание вылепить скульптуру. Один из участников - «глина», затем меняются ролями. После проведения игры обсуждение с группой, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.Упражнение "Змей Горыныч"Цели:развитие навыков сотрудничества, подстройки к партнеру, сплочение участников.Ведущий делит группу на 3 команды по 4–5 человек. В каждой команде выбирается Илья Муромец, Добрыня Никитич или Алёша Попович. Остальные участники мини-группы будут головами Горыныча. То есть в составе команды должен быть богатырь и Змей Горыныч с несколькими головами. Богатыри также выполняют роль наблюдателей, они будут фиксировать нарушения и следить за чистотой игры. Суть игры в том, что богатырь вышел на бой со Змеем Горынычем, который терроризирует русские земли. Но бой этот будет словесным. Богатырь задает вопросы Змею, а Змей отвечает. «Головы» Змея не могут продумать ответ заранее и отвечают по одному слову по очереди.Возможные вопросы:Когда же Змей закончит терроризировать людей русских?Что нужно сделать чтобы Змей Горыныч навсегда улетел от селения?На каких условиях вернет Змей людям похищенную принцессу?Вопросы могут быть любыми. Основная цель завязать диалог. За нарушение обозначенных правил Горынычи получают штрафные очки. Для того чтобы сохранился общий тон беседы и не возникали паузы, «головам» необходимо подстроиться друг под друга.На один диалог дайте участникам 5 минут. Затем, богатыри меняются Змеями, и упражнение продолжается. По итогу упражнения Муромец, Никитич и Попович должны опросить каждого Змея Горыныча, а затем, посоветовавшись, определить победителя. На дискуссию и обсуждение победителя богатырям дается 3–4 минуты.Обсуждение:Какой Змей Горыныч признан победителем? Почему?Какие нарушения были зафиксированы?Почувствовали ли «головы» себя единым целым? Что этому мешало/способствовало?Конфликтовали ли «головы» между собой?Поддерживает ли Змей Горыныч общую линию беседы?Был ли понятен и логичен ответ Змея?Упражнение "Забавный факт"Цель:снятие напряжения, создание дружественной обстановки в коллективе, формирование сплоченности.Материалы:ручки, листы.Независимо от того, как давно члены группы знакомы друг с другом, они, вероятно, не все знают друг о друге. Попросите участников написать интересное или забавное заявление о себе, которое, по их мнению, другие члены группы не знают. Это может быть что-то вроде: «я боюсь пауков» или «я был на Аляске». Затем возьмите заявления, перемешайте их. Начните зачитывать объявления по одному и попросите игроков угадать, кому принадлежит заявление.Обсуждение:помогла ли игра снять напряжение? Неожиданные проявления индивидуальности участников?Упражнение "Расскажи историю"Цель: развитие сплоченности.Задача группы — создать историю, по одному слову на человека. Группа садится в круг. Ведущий начинает, предлагая одно слово. Человек, сидящий рядом, предлагает второе слово… и так далее по кругу. Периоды окончания одного предложения и начала другого обычно происходят спонтанно. Осознание завершения истории приходит само по себе.III. Заключительный этапУпражнение «Обратный отсчет»Цель – релаксация, развитие самопознания.Инструкция участникам. Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните все, как можно подробнее, что происходило на сегодняшнем занятии, ничего не поясняя и не интерпретируя. В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило. В частности, им предлагается рассказать о следующем: 1) об общем впечатлении от занятия; 2) о том, что открыл в себе с помощью группы; 3) о своих пожеланиях.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось изучение уровня конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива как фактора определяющего социально- психологический климат в группе.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.Был проведен теоретический анализ современных представлений о понятии социально – психологического климата и о конфликтном поведении в коллективе.Выяснилось, что социально-психологический климатявляется интегральной характеристикой системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. На образование социально-психологического климатавлияет множество макро и микро-факторов. Конфликтность группы входит в характеристику неблагоприятного социально- психологического климата.Конфликт это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и ряд позитивных функций. Конфликт является частью коллектива. Можно отметить как деструктивные так и конструктивные последствия конфликтов.Конструктивным называется конфликт, возникновение, динамика и разрешение которого способствует улучшению социально – психологического климата, однако это явление крайне редкое. В основном, конфликты негативно сказываются на социально – психологическом климате.Результаты эмпирического исследования показали, что социально – психологический климат коллектива не является благоприятным, так как студенты недостаточно интегрированы в группу. Большинство членов группы имеют низкий и очень низкий уровень конфликтоустойчивости, что говорит о выраженной конфликтности большинства членов коллектива. В основном члены коллектива в ситуациях конфликта готовы к сотрудничеству, однако частоконкурируют, стремятся добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. В результате корреляционного анализа выявились значимые взаимосвязи социально – психологического климата и его показателей, с уровнем конфликтоустойчивости и стратегиями поведения в конфликте.На основе анализа корреляционных плеяд можно заключить, что созданию и сохранению благоприятного социально – психологического климата в коллективе студенческой группы способствует высокая конфликтоустойчивость членов коллектива, сотрудничество при возникающих разногласиях. Созданию и сохранению благоприятного социально – психологического климата препятствует низкая конфликтоустойчивость членов группы, конкуренция и приспособление при возникающих разногласиях.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, ухудшающими факторами социально – психологического климата в студенческой группе является низкий уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива и неконструктивные модели поведения в конфликте.На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по повышению конфликтности студентов и улучшению социально – психологического климата коллектива.Список литературыАндреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 1992. - 142 с.Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. – 2015.- Вып. №6. – С.92-95.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: Академический Проект, 2010. - 416 c.Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - 319 с.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.Зеленков М.Ю. Конфликтология. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 324 c.Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.Г. Антипов и др.; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с. Климченко М.С. Деловое общение как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 461-464.Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с. Козловская Н.В. Психология общения: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. - 409 с.Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.Малимонов М.И. Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе / М.И. Малимонов, Д.И. Гахраманова, А.И. Бакшеев // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе, сборник статей. – 2013. – часть 1- С. 148-152.Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. - СПб: Альфа, 2000. - 174 с.Михайлов А.С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях // Электронный научный журнал Курского государственного университета.- 2013. - Вып. №1 (25).- С.251-256.Мурашова Л.А. Социально-психологический климат как показатель состояния коллектива / Л.А. Мурашова // Перспективы науки. – Тамбов, 2011. – № 6(21).Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс. 1988. – 179с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.Социальная конфликтология: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. А.В. Морозова. - М.: «Академия», 2001. - 289 с.Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп / Нижегор.гос.архитктур.-строит.ун-т; сост. Т.Г. Харитонова.− Н.Новгород, ННГАСУ, 2013.− 30 с.Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность. Красноярск, 2003.Яковлева Н.Ф. Деловое общение: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 269с.

Список литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 1992. - 142 с.
2. Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. – 2015.- Вып. №6. – С.92-95.
3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: Академический Проект, 2010. - 416 c.
5. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - 319 с.
6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.
7. Зеленков М.Ю. Конфликтология. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 324 c.
8. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.Г. Антипов и др.; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с.
9. Климченко М.С. Деловое общение как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 461-464.
10. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
11. Козловская Н.В. Психология общения: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. - 409 с.
12. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
13. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2007. – 367с.
14. Малимонов М.И. Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе / М.И. Малимонов, Д.И. Гахраманова, А.И. Бакшеев // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе, сборник статей. – 2013. – часть 1- С. 148-152.
15. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. - СПб: Альфа, 2000. - 174 с.
16. Михайлов А.С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях // Электронный научный журнал Курского государственного университета.- 2013. - Вып. №1 (25).- С.251-256.
17. Мурашова Л.А. Социально-психологический климат как показатель состояния коллектива / Л.А. Мурашова // Перспективы науки. – Тамбов, 2011. – № 6(21).
18. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
19. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс. 1988. – 179с.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
21. Социальная конфликтология: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. А.В. Морозова. - М.: «Академия», 2001. - 289 с.
22. Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп / Нижегор. гос. архитктур.-строит. ун-т; сост. Т.Г. Харитонова.− Н.Новгород, ННГАСУ, 2013.− 30 с.
23. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность. Красноярск, 2003.
24. Яковлева Н.Ф. Деловое общение: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 269с.

Вопрос-ответ:

Чем определяется социально-психологический климат в студенческом коллективе?

Социально-психологический климат в студенческом коллективе определяется взаимоотношениями, общением и взаимодействием между членами группы. Он формируется на основе эмоциональной атмосферы, уровня доверия, взаимного уважения, поддержки и сотрудничества.

Какова роль конфликтоустойчивости в социально-психологическом климате студенческого коллектива?

Конфликтоустойчивость членов студенческого коллектива играет важную роль в формировании и поддержании социально-психологического климата в группе. Чем выше уровень конфликтоустойчивости, тем меньше вероятность возникновения конфликтов и негативных эмоций, а больше возможностей для конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Как можно определить уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива?

Уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива можно определить с помощью специально разработанных психологических тестов и методик. Эти методики позволяют выявить индивидуальную склонность к конфликтам, уровень тревожности, эмоциональную стабильность и другие показатели, связанные с конфликтоустойчивостью.

Какие факторы могут влиять на уровень конфликтоустойчивости в студенческом коллективе?

Уровень конфликтоустойчивости в студенческом коллективе может зависеть от различных факторов. Например, от стиля общения в группе, уровня взаимного доверия и поддержки, понимания и уважения друг к другу, а также от личностных особенностей каждого члена коллектива.

Какие преимущества может дать высокий уровень конфликтоустойчивости в студенческом коллективе?

Высокий уровень конфликтоустойчивости в студенческом коллективе способствует более гармоничному социально-психологическому климату в группе. Это позволяет улучшить коммуникативные навыки, развить умение конструктивно разрешать конфликты, повысить самооценку и самоэффективность, а также улучшить качество сотрудничества и достижение общих целей.

Какой фактор определяет социально-психологический климат в студенческом коллективе?

Один из факторов, определяющих социально-психологический климат в студенческом коллективе, это уровень конфликтоустойчивости его членов.

Что такое социально-психологический климат коллектива?

Социально-психологический климат коллектива - это общая атмосфера и отношения между его членами, которые формируются на основе взаимодействия, коммуникации и конфликтов. Он может быть позитивным или негативным и влияет на общую продуктивность и самочувствие группы.

Что такое конфликт и конфликтоустойчивость?

Конфликт - это столкновение интересов, ценностей или мнений между людьми. Конфликтоустойчивость - это способность индивида или группы эффективно решать конфликты, справляться с ними и сохранять гармоничные отношения в коллективе.

Каким образом уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива влияет на социально-психологический климат?

Члены студенческого коллектива с высоким уровнем конфликтоустойчивости способны эффективно решать конфликты, не допускать их накопления и предотвращать их негативное влияние на общую атмосферу в группе. Это способствует формированию позитивного социально-психологического климата.

Какие факторы могут повлиять на уровень конфликтоустойчивости студенческого коллектива?

Уровень конфликтоустойчивости студенческого коллектива может быть определен такими факторами, как индивидуальные навыки и опыт участников группы, характер взаимодействия и коммуникации внутри коллектива, лидерство в группе и степень поддержки со стороны образовательной организации.

Какое значение имеет уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива?

Уровень конфликтоустойчивости членов студенческого коллектива имеет важное значение для определения социально-психологического климата в группе. Он может влиять на общую атмосферу сотрудничества, эффективность коммуникации и способность группы справляться с конфликтами.