Налоговая система как инструмент государственного регулирования экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 27.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1) Налогообложение и налоговая система 5
1.1 Экономическая сущность и значение 5
1.2 Виды и функции налогов 6
2) Анализ эффективности налоговых систем разных стран 10
2.1 Анализ основных моделей и систем налогообложения 10
2.2 Оценка эффективности налоговой системы в США 14
3) Проблемы налогообложения в РФ и пути их решения 18
3.1 Оценка эффективности налогообложения в РФ 18
3.2 Методы улучшения системы налогообложения в РФ 25
Заключение 27
Список литературы 30
В первой же программной и бывший лидер консерваторов У. Хейг 1 июля 2010 г. отмечал: «Мир изменился, и, если мы не скорректируем в связи с этим роль Великобритании, это приведет к ее снижению во всем: от возможностей нашего влияния на мировые процессы до негативных последствий для нашей безопасности и нашей экономики». Основными новыми трендами мирового развития, по его мнению, стали: серьезное усиление экономического потенциала развивающихся стран Востока и Юга, очевидное расширение списка центров принятия важных международных решений, возникновение новых международных угроз и трансформация природы региональных конфликтов, а также формирование так называемого «сетевого мира». Учитывая, что все эти современные вызовы для Великобритании означали необходимость совместных и скоординированных действий с надежным союзником, «особые отношения» с Вашингтоном, бесспорно, остались основным приоритетом внешнеполитической стратегии консерваторов. Вместе с тем консерваторы всячески стремились продемонстрировать британцам, что, в отличие от «новых лейбористов», они не собираются безоглядно следовать в фарватере внешнеполитических интересов США и будут прежде всего отстаивать национальные интересы собственной страны. Дело дошло до того, что Комитетв специальном докладе, посвященном двусторонним отношениям, призвал отказаться от употребления давно ставшего устойчивым понятия «особые отношения» в силу его несоответствия текущим реалиям. «Мы пришли к выводу, - говорилось в документе, - что Великобритания имеет очень тесные и ценные отношения с США в конкретных областях сотрудничества, например в области разведки и безопасности, что исторические, торговые и культурные связи между двумя странами глубокие, что обе страны разделяют общие ценности и демонстрируют приверженность свободе, демократии и верховенству закона. Тем не менее использование фразы "особые отношения" в ее историческом контексте для описания всей совокупности постоянно меняющихся американо-британских отношений может ввести в заблуждение, и мы рекомендуем избегать этого о стремлении британского истеблишмента на протяжении всего текущего десятилетия сохранить прочные привилегированные союзнические отношения с США, но при безусловном приоритете национальных интересов. Как следствие, за последние годы Великобритания не раз демонстрировала, что ее поддержка США отнюдь не является автоматической и гарантированной. В частности, в конце августа 2013 г. депутаты Палаты общин 285 голосами против 272 отвергли предложение о гуманитарной интервенции в Сирию. В результате американцы потеряли стратегически важного союзника в планировавшейся операции по свержению правительства Б. Асада.Важным представляется и то обстоятельство «особые отношения» с Великобританией также стали менее значимыми. Подтверждением этого является определенное сокращение взаимодействия США со странами Западной Европы и все более очевидное усиление их внешнеполитической активности, в котором позиции Соединенного Королевства не очень сильны, а также неоднократные заявления американских политиков о приоритетных отношениях с другими государствами. Серьезные опасения в Вашингтоне вызвало снижтрлн.руб.в % к ВВПтрлн.руб.в % ктрлн руб.в % кВВПбюджетуРФВВПбюджетуРФ201571,011,315,95,47,647,85,98,352,2201677,912,716,36,28,048,96,58,351,1201780,813,817,16,98,5506,98,550Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в консолидированный бюджет страны в 2017 г. поступило 13,8 трлн. рублей, что на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2016 году, и на 2,5 трлн. рублей больше, чем в 2015 г. (больше на 22%). Однако, с учетом инфляции, налоговые доходы в реальном выражении сократились на 5,4%. На снижение в реальном выражении общего уровня доходов в 2017 г. оказали влияние падение оборота розничной торговли (-10% по сравнению с уровнем 2016 г.), уменьшение объема инвестиций в основной капитал (-8,4%), т.е. снижение экономической активности,отразившееся в падении ВВП на 3,7%. Также в 2017 г. был зафиксирован максимальный с 2003 г. уровень инфляции (12,9%), что неизбежно повлияло на динамику бюджетных показателей в реальном выражении.Более 50% всех налоговых поступлений в 2015-2016 гг. приходилось на бюджеты субъектов Федерации. Однако в 2017 году доля федерального бюджета возросла до 50%, что означает уравнивание с бюджетами субъектов. Важно отметить, что в условиях снижения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации межбюджетные трансферты в 2017 г. снизились на 18,5% в реальном выражении.Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2015-2017 гг. представлена в таблице 4.Таблица 4 – Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджетРоссийской Федерации за 2015-2017 гг.Виды налогов2015 г.2016 г.2017 г.В млрд руб.Уд.вес, в %В млрд руб.Уд. вес, в %Темпы роста, в %В млрдруб.Уд. вес, в %Темпы роста, в %Всего11 32710012 67010011213 788100109В том числе:НДПИ2 576232 904231133 22723111НДФЛ2 498222 689211082 80720104Налог на прибыль2 072182 373191152 59919110НДС1 868162 181171172 44818112Акцизы956899981041 0147102Имущественныеналоги901895581061 0688112Остальные налоги461456941236255110Следует отметить, что, несмотря на падение цен на нефть, обесценение рубля и спад производства, поступления налогов и сборов имеют положительную динамику. В 2015 г. они составили 11 327 млрд. руб., а в 2017г. уже 13 788 млрд. руб., что говорит об увеличении налоговых поступлений на 22%.При этом основными источниками формирования консолидированного бюджета РФ являются федеральные налоги: НДПИ, НДФЛ, налог на прибыль и НДС. Их доля в структуре налоговых поступлений в 2015-2016 гг. составила 79%, а в 2017 г.-80%. Основной удельный вес приходится на НДПИ-23%, при этом, за рассматриваемый период он вырос на 25%. Также значительную долю занимают НДФЛ-20%, налог на прибыль-19%, НДС-18%. Данные налоги в 2017 г. по отношению к 2015 г. увеличились на 12,4%, 25%, 31% соответственно. Несмотря на рост НДФЛ, его удельный в 2017 г. снизился на 2% по сравнению с 2015 г. Это связано с более стремительными темпами роста поступлений по НДС и налогу на прибыль. Что касается акцизов, имущественных и остальных налогов, то на их долю в структуре налоговых поступлений приходится от 5 до 8%. Имущественные налоги в 2017 г. к 2015 г. выросли на 18,5% и составили 1 068 млрд. руб. (901 млрд. руб. в 2015 г.), рост акцизов незначительный - 6,1%. Что касается непосредственно доходов консолидированного бюджета, то доля налоговых доходов составила порядка 59%.Налоговые поступления по основным видам экономической деятельности за 2015 -2017 гг. представлены в таблице 5.В течение рассматриваемого периода основной доходообразующей статьей бюджета является добыча полезных ископаемых.Причем налоговые поступления по данному виду деятельности ежегодно увеличиваются: если в 2015 г. их доля в структуре налоговых поступлений составляла 28,9%, то в 2017 г. - уже 31,3%. В целом, за рассматриваемый период, произошел рост на 15,8%. Это позволяет сделать вывод о развитии данного вида экономической деятельности, которое обусловлено высоким природно-ресурсным потенциалом страны. Рост поступлений связан с увеличением ставки по налогу на добычу нефти и с постоянно растущими объемами добычи нефти.Таблица 5 – Налоговые поступления по основным видам экономической деятельности за 2015-2017 гг.Вид экономической деятельности201520162017Сумма, тыс. р.уд. вес, %Сумма, тыс. р.уд. вес, %Темпы роста, в %Сумма, тыс. р.уд. вес, %Темпы роста, в %Всего11 322 659,610012606291,9100111,313 707 086100108,7Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйствоРасчетно-кассовые Расчетные и кассовые операции, включая валютныеПрочие Неосновные банковские операции, направленные наполучение дополнительной прибылиСпектр операций, предлагаемых банками частным клиентам,разнообразен. Деление их на основные и дополнительные по обслуживанию13физических лиц представлено на рисунке 1.Рисунок 1 – Основные и дополнительные операции по обслуживанию частныхклиентов коммерческого банкаМожно сделать вывод о том, что сложная природа банковских продуктовне позволила до сих пор раскрыть их экономическую сущность, разграничитьпонятия банковской операции и банковской услуги, которые в основномотождествляются. Банковская услуга как самостоятельное понятие,характеризующее деятельность банка, теряется в широком кругу банковскихопераций, охватывающих все стороны деятельности банка как финансовогопосредника.Выбор банка большинством розничных клиентов осуществляется нестолько на основе глубокого анализа финансово-экономических показателей егоработы или наличия контактов с менеджментом, сколько интуитивно, на основеличного восприятия банковского бренда, и прошлого опыта. Это требует отбанков грамотного сочетания различных инструментов продвижения услуг ивлияния не только на рациональные, но и на эмоциональные мотивыпредставителей клиентского сегмента.Традиционные маркетинговые инструменты банков, позволяющие имвлиять на клиентов - потенциальных и действующих, на целевые группы и на14окружающую среду в целом - достаточно разнообразны, широко известны аэффект от них во многом предсказуем. Однако постепенно возможностиприменения традиционных инструментов исчерпывают свой потенциал, небудучи встроенными в основной тренд развития розничного банковскогобизнеса - расширение и развитие функционала дистанционных каналовобслуживания.Сегодня значительная вовлеченность в использование разнообразныхтехнических новинок - важная особенность розничного банковского сегмента,которая усиливается год от года. Именно в рознице банки наиболее активновнедряют технологические и технические инновации и именно розница44наиболее отзывчива на расширение дистанционных каналов банковскогообслуживания.При планировании долгосрочных отношений с банком такие факторы, какразветвленность и удобство сбытовой сети, наличие различных точек продажиуслуг долгое время считались ключевыми. Но постепенно роль традиционныхканалов сбыта снижается. Для проблемных услуг, требующих интенсивноговзаимодействия банка с клиентом, такие каналы сбыта по-прежнему важны.Однако большинство стандартных рутинных услуг все чаще реализуется сиспользованием альтернативных каналов сбыта - дистанционных и косвенных.152. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХУСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИИ2.1. Исследование рынка банковских услуг населениюРозничный сегмент российского банковского рынка испытывает внастоящее время влияние множества негативных факторов, определяющихусиление конкурентной борьбы банков и снижение спроса клиентов набанковские услуги.С одной стороны, проводимая Центральным банком РФ политика пооздоровлению банковского сектора, не внушает доверия многим людям,принимающим решение об обращении в банк.С другой стороны, экономический кризис и колебания валютного курсавызывают снижение уровня реальных доходов населения, ухудшениеплатежеспособности значительной его части и сокращение той части доходов,которая может тратиться на банковские услуги. В то же время, за последниегоды сформировалась определенная часть банковского рынка, спрос на которомпрактически не подвержен колебаниям в связи с кризисом. Это, например,регулярные платежи, безналичная оплата с использованием банковских карт идругих розничных платежных инструментов, использование кредитных идебетовых карт и т. д. Кроме того, даже в кризисные времена, отдельныебанковские услуги, такие как краткосрочные потребительские и некоторыесредне- и долгосрочные кредиты и депозиты остаются востребованы.На основе предоставления этих услуг банки получают возможностьразвивать перекрестные и совмещенные продажи, что особенно важно вусловиях снижения общего уровня спроса.Соответственно, актуализируется проблема верного позиционированияуслуг на рынке, придания им таких отличительных характеристик, которые с16одной стороны, позволили бы выделить их из ряда аналогичных услуг,предлагаемых всеми банками, а с другой стороны - способствовали быформированию клиентской лояльности и созданию стабильной клиентскойбазы. Подобные задачи стоят перед банками постоянно, учитывая высокуюстепень однородности предлагаемых услуг. Сегодня в условиях сжатия рынкапроблема грамотного позиционирования обостряется, и одновременнооткрывается масса новых возможностей, с помощью которых эти задачи можнорешать успешнее и легче. В рамках данной работы нам бы хотелосьостановиться на тех возможностях продвижения розничных банковских услуг,которые становятся доступными банкам по мере все более широкогоприменения ими и их клиентами дистанционных каналов обслуживания.Рассматривая продвижение розничных банковских услуг, стоит отметить,что сегодня банковское обслуживание населения превратилось изпредоставления простых банковских услуг, связанных с заимствованием иразмещением средств клиентов и осуществлением расчетов, в сложный процесспродажи комплексных дифференцированных банковских продуктов,удовлетворяющих разнообразные финансовые и иные потребности частных__Расчетно-кассовые Расчетные и кассовые операции, включая валютныеПрочие Неосновные банковские операции, направленные наполучение дополнительной прибылиСпектр операций, предлагаемых банками частным клиентам,разнообразен. Деление их на основные и дополнительные по обслуживанию13физических лиц представлено на рисунке 1.Рисунок 1 – Основные и дополнительные операции по обслуживанию частныхклиентов коммерческого банкаМожно сделать вывод о том, что сложная природа банковских продуктовне позволила до сих пор раскрыть их экономическую сущность, разграничитьпонятия банковской операции и банковской услуги, которые в основномотождествляются. Банковская услуга как самостоятельное понятие,характеризующее деятельность банка, теряется в широком кругу банковскихопераций, охватывающих все стороны деятельности банка как финансовогопосредника.Выбор банка большинством розничных клиентов осуществляется нестолько на основе глубокого анализа финансово-экономических показателей егоработы или наличия контактов с менеджментом, сколько интуитивно, на основеличного восприятия банковского бренда, и прошлого опыта. Это требует отбанков грамотного сочетания различных инструментов продвижения услуг ивлияния не только на рациональные, но и на эмоциональные мотивыпредставителей клиентского сегмента.Традиционные маркетинговые инструменты банков, позволяющие имвлиять на клиентов - потенциальных и действующих, на целевые группы и на14окружающую среду в целом - достаточно разнообразны, широко известны аэффект от них во многом предсказуем. Однако постепенно возможностиприменения традиционных инструментов исчерпывают свой потенциал, небудучи встроенными в основной тренд развития розничного банковскогобизнеса - расширение и развитие функционала дистанционных каналовобслуживания.Сегодня значительная вовлеченность в использование разнообразныхтехнических новинок - важная особенность розничного банковского сегмента,которая усиливается год от года. Именно в рознице банки наиболее активновнедряют технологические и технические инновации и именно розница44наиболее отзывчива на расширение дистанционных каналов банковскогообслуживания.При планировании долгосрочных отношений с банком такие факторы, какразветвленность и удобство сбытовой сети, наличие различных точек продажиуслуг долгое время считались ключевыми. Но постепенно роль традиционныхканалов сбыта снижается. Для проблемных услуг, требующих интенсивноговзаимодействия банка с клиентом, такие каналы сбыта по-прежнему важны.Однако большинство стандартных рутинных услуг все чаще реализуется сиспользованием альтернативных каналов сбыта - дистанционных и косвенных.152. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХУСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИИ2.1. Исследование рынка банковских услуг населениюРозничный сегмент российского банковского рынка испытывает внастоящее время влияние множества негативных факторов, определяющихусиление конкурентной борьбы банков и снижение спроса клиентов набанковские услуги.С одной стороны, проводимая Центральным банком РФ политика пооздоровлению банковского сектора, не внушает доверия многим людям,принимающим решение об обращении в банк.С другой стороны, экономический кризис и колебания валютного курсавызывают снижение уровня реальных доходов населения, ухудшениеплатежеспособности значительной его части и сокращение той части доходов,которая может тратиться на банковские услуги. В то же время, за последниегоды сформировалась определенная часть банковского рынка, спрос на которомпрактически не подвержен колебаниям в связи с кризисом. Это, например,регулярные платежи, безналичная оплата с использованием банковских карт идругих розничных платежных инструментов, использование кредитных идебетовых карт и т. д. Кроме того, даже в кризисные времена, отдельныебанковские услуги, такие как краткосрочные потребительские и некоторыесредне- и долгосрочные кредиты и депозиты остаются востребованы.На основе предоставления этих услуг банки получают возможностьразвивать перекрестные и совмещенные продажи, что особенно важно вусловиях снижения общего уровня спроса.Соответственно, актуализируется проблема верного позиционированияуслуг на рынке, придания им таких отличительных характеристик, которые с16одной стороны, позволили бы выделить их из ряда аналогичных услуг,предлагаемых всеми банками, а с другой стороны - способствовали быформированию клиентской лояльности и созданию стабильной клиентскойбазы. Подобные задачи стоят перед банками постоянно, учитывая высокуюстепень однородности предлагаемых услуг. Сегодня в условиях сжатия рынкапроблема грамотного позиционирования обостряется, и одновременнооткрывается масса новых возможностей, с помощью которых эти задачи можнорешать успешнее и легче. В рамках данной работы нам бы хотелосьостановиться на тех возможностях продвижения розничных банковских услуг,которые становятся доступными банкам по мере все более широкогоприменения ими и их клиентами дистанционных каналов обслуживания.Рассматривая продвижение розничных банковских услуг, стоит отметить,что сегодня банковское обслуживание населения превратилось изпредоставления простых банковских услуг, связанных с заимствованием иразмещением средств клиентов и осуществлением расчетов, в сложный процесспродажи комплексных дифференцированных банковских продуктов,удовлетворяющих разнообразные финансовые и иные потребности частных__Расчетно-кассовые Расчетные и кассовые операции, включая валютныеПрочие Неосновные банковские операции, направленные наполучение дополнительной прибылиСпектр операций, предлагаемых банками частным клиентам,разнообразен. Деление их на основные и дополнительные по обслуживанию13физических лиц представлено на рисунке 1.Рисунок 1 – Основные и дополнительные операции по обслуживанию частныхклиентов коммерческого банкаМожно сделать вывод о том, что сложная природа банковских продуктовне позволила до сих пор раскрыть их экономическую сущность, разграничитьпонятия банковской операции и банковской услуги, которые в основномотождествляются. Банковская услуга как самостоятельное понятие,характеризующее деятельность банка, теряется в широком кругу банковскихопераций, охватывающих все стороны деятельности банка как финансовогопосредника.Выбор банка большинством розничных клиентов осуществляется нестолько на основе глубокого анализа финансово-экономических показателей егоработы или наличия контактов с менеджментом, сколько интуитивно, на основеличного восприятия банковского бренда, и прошлого опыта. Это требует отбанков грамотного сочетания различных инструментов продвижения услуг ивлияния не только на рациональные, но и на эмоциональные мотивыпредставителей клиентского сегмента.Традиционные маркетинговые инструменты банков, позволяющие имвлиять на клиентов - потенциальных и действующих, на целевые группы и на14окружающую среду в целом - достаточно разнообразны, широко известны аэффект от них во многом предсказуем. Однако постепенно возможностиприменения традиционных инструментов исчерпывают свой потенциал, небудучи встроенными в основной тренд развития розничного банковскогобизнеса - расширение и развитие функционала дистанционных каналовобслуживания.Сегодня значительная вовлеченность в использование разнообразныхтехнических новинок - важная особенность розничного банковского сегмента,которая усиливается год от года. Именно в рознице банки наиболее активновнедряют технологические и технические инновации и именно розница44наиболее отзывчива на расширение дистанционных каналов банковскогообслуживания.При планировании долгосрочных отношений с банком такие факторы, какразветвленность и удобство сбытовой сети, наличие различных точек продажиуслуг долгое время считались ключевыми. Но постепенно роль традиционныхканалов сбыта снижается. Для проблемных услуг, требующих интенсивноговзаимодействия банка с клиентом, такие каналы сбыта по-прежнему важны.Однако большинство стандартных рутинных услуг все чаще реализуется сиспользованием альтернативных каналов сбыта - дистанционных и косвенных.152. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХУСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РОССИИ2.1. Исследование рынка банковских услуг населениюРозничный сегмент российского банковского рынка испытывает внастоящее время влияние множества негативных факторов, определяющихусиление конкурентной борьбы банков и снижение спроса клиентов набанковские услуги.С одной стороны, проводимая Центральным банком РФ политика пооздоровлению банковского сектора, не внушает доверия многим людям,принимающим решение об обращении в банк.С другой стороны, экономический кризис и колебания валютного курсавызывают снижение уровня реальных доходов населения, ухудшениеплатежеспособности значительной его части и сокращение той части доходов,которая может тратиться на банковские услуги. В то же время, за последниегоды сформировалась определенная часть банковского рынка, спрос на которомпрактически не подвержен колебаниям в связи с кризисом. Это, например,регулярные платежи, безналичная оплата с использованием банковских карт идругих розничных платежных инструментов, использование кредитных идебетовых карт и т. д. Кроме того, даже в кризисные времена, отдельныебанковские услуги, такие как краткосрочные потребительские и некоторыесредне- и долгосрочные кредиты и депозиты остаются востребованы.На основе предоставления этих услуг банки получают возможностьразвивать перекрестные и совмещенные продажи, что особенно важно вусловиях снижения общего уровня спроса.Соответственно, актуализируется проблема верного позиционированияуслуг на рынке, придания им таких отличительных характеристик, которые с16одной стороны, позволили бы выделить их из ряда аналогичных услуг,предлагаемых всеми банками, а с другой стороны - способствовали быформированию клиентской лояльности и созданию стабильной клиентскойбазы. Подобные задачи стоят перед банками постоянно, учитывая высокуюстепень однородности предлагаемых услуг. Сегодня в условиях сжатия рынкапроблема грамотного позиционирования обостряется, и одновременнооткрывается масса новых возможностей, с помощью которых эти задачи можнорешать успешнее и легче. В рамках данной работы нам бы хотелосьостановиться на тех возможностях продвижения розничных банковских услуг,которые становятся доступными банкам по мере все более широкогоприменения ими и их клиентами дистанционных каналов обслуживания.Рассматривая продвижение розничных банковских услуг, стоит отметить,что сегодня банковское обслуживание населения превратилось изпредоставления простых банковских услуг, связанных с заимствованием иразмещением средств клиентов и осуществлением расчетов, в сложный процесспродажи комплексных дифференцированных банковских продуктов,удовлетворяющих разнообразные финансовые и иные потребности частных__45 092,70,465 208,60,5144,681 9900,6125,7Рыболовство, рыбоводство9 110,00,110 496,70,1115,217 607,00,1167,7Добыча полезных ископаемых3 274 720,928,93 764 146,429,9114,94 297 048,931,3114,2Обрабатывающиепроизводства2 137 088,218,92 283 540,618,1106,92 474 249,918,1108,4Производство и распределение электроэнергии, газа и воды331 498,42,9368 441,02,9111,1431 991,53,2117,2Строительство586 861,85,2607 079,54,8103,4601 090,54,499Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее1 145 575,210,11 336 438,610,6116,71 518 714,311,1113,6Гостиницы и рестораны75 553,80,778 739,50,6104,283 386,80,6105,9Транспорт и связь706 159,36,2783 621,46,2111801 369,55,8102,3Финансовая деятельность541 872,94,8596 852,64,7110,1548 934,64,092Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг1 121 027,99,91 271 593,310,1113,41 493 563,510,9117,5Государственное управление и обеспечение военной безопасности342 376,23,0364 129,62,9106,4376 231,12,7103,3Образование245 990,92,2271 709,52,2110,5292 088,52,1107,5Здравоохранение и предоставление соц. услуг202 412,71,8218 610,31,7108238 526,81,7109,1Прочие557 308,54,9585 684,34,65105,1450 393,23,2976,9Следующей по величине отраслью выступают обрабатывающие производства. Здесь также наблюдается ежегодное увеличение налоговых поступлений. Однако, несмотря на увеличение данного вида экономической деятельности за рассматриваемый период, его удельный вес в структуре поступлений в 2017 г. уменьшился на 0,8% (18,1% в 2017 г. по сравнению с 18,9% в 2015 г.). Это говорит о снижении активности в данной сфере.Существенными являются и поступления от оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и прочих видов деятельности. За рассматриваемый период данный вид деятельности являлся третьим по величине, и в последующие годы его увеличение составило 373 млн. рублей (32,5%). Основной вклад поступлений в данной отрасли вносят оптовая торговля готовой продукцией и полуфабрикатами, сырьем, так же средствами производства и потребительскими товарами.Значительную долю также занимают операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - в структуре налоговых поступлений их доля за 3 года колеблется от 9,9% до 10,9%. Данный вид экономической деятельности вырос на 373 млн. руб. или на 33% (с 1 121 027,9 в 2015 г. до 1 493 563,5в 2017 г.).Остальные показатели находятся в пределах от 0,1% до 7%: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство и другие.Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально. В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов. Рассмотрим подробнее налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей. Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП. Таблица 6 – Налоговое бремя в РФ за 2015-2017 гг.Период201520162017ВВП, млрд. руб.62176,566190,171406,4Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.23435,124083,3926371,06Налоговое бремя РФ, %37,6936,3936,93Исходя из данных, приведённых в таблице 6, показатель налогового бремени в России имеет тенденцию к росту (с 35,69 до 37,93 процентов). Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.На сегодняшний день государственная налоговая политика в своем развитии требует дальнейшего совершенствования. Это, прежде всего, связано со следующими направлениями:•наращивание экономического потенциала, приводящего, в том числе, к росту промышленного производства;•стимулирование инвестиционной активности;•усиление контроля за уплатой федеральных налогов.Основополагающей задачей налоговых органов РФ является увеличение адаптивности к категориям налогоплательщиков, участие которых в налоговом процессе существенно различно. Для этого требуется модернизация управляемой деятельности налоговых органов по исполнению контроля за соблюдением налогового законодательства, полноты и обоснованности его использования. Данная мера позволит с предельной отдачей содействовать достижению стратегической цели государства - не только решить текущие проблемы по заполнению бюджета, но и достигнуть осуществления налогового потенциала на основе полного и систематического сбора законодательно установленных, посильных для налогоплательщиков налогов.3.2 Методы улучшения системы налогообложения в РФ Рассмотрим некоторые существенные проблемы системы налогообложения для Российской Федерации.Например, при расчете налога на доходы физических лиц, в Российской Федерации используется пропорциональная процентная ставка, но если бы использовали прогрессивную процентную ставку, то это заметно бы сгладило границу между бедной и богатой категориями населения, а также способствовало бы расширению «среднего класса».Еще одной проблемой налоговой системы является ее фискальная направленность, в следствие чего устанавливается жесткий режим налогов. Появилась необходимость отделить налоговый учет от системы бухгалтерского учета.Чтобыроссийскаясистеманалогообложения была более эффективной, необходимо принять меры по ее совершенствованию:1.Предоставить финансовым органам право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования,которые необходимо детализировать и конкретизировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах налогов и налогообложения недостаточно.2.Необходимообеспечить повышение профессионального уровня работников налоговых органов.3.Главной целью налоговых органов должна быть проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение поставленного плана.4.Необходимо усовершенствовать систему разъяснительных работ с населением для повышения налоговой культуры.5.Введение прогрессивной шкалы налогообложения.Это лишь маленькая часть тех проблем, которые касаются налоговой системы России, и будоражит российскую систему налогообложения. Оценивая любую систему налогообложения, надо исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, который тесно связан с состоянием экономики страны.Система налогообложения является главныминструментомстраныпо стимулированию развития экономики и социального прогресса в государстве. Совершенствование отечественной налоговой системы позволит надежно и быстро решить практически все вопросы, мешающие государству нормально и достойно развиваться.Для того, чтобы поддерживать высокий уровень данных сфер, необходимо преобразовать налоговый механизм.Среди мер, возможных для развития налоговой системы можно выделить:1.Необходимо создавать условия, при которых выгодно работать легально, сделать налоговую систему менее взыскательной по отношению к налогоплательщикам, которые находятся в разных экономических условиях.2.Закрепить налоговые ставки и налоговую базу, которые не подлежали бы изменению в течение четко определенного срока.3.Создать негативный образ неуплате налогов, подчеркнуть величину ущерба, наносимого населению.Заключение По результатам исследования сделаны следующие выводы.Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи физическими и юридическими лицами в казну государства с целью финансового обеспечения страны. Цивилизованное общество построено на налогах, так как иными словами налоги - цена за проживание людьми в благоустроенном государстве. Накапливая налоги в бюджете, государство вкладывает денежные средства и развивает такие сферы как: культура, искусство, образование, здравоохранение, оборона, инвестирование промышленности, инвестирование в сельское хозяйство, правоохранительная деятельность и многое другое. На территории Российской Федерации существуют федеральные, региональные и местные налоги. Основными видами федеральных государственных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. За счет налоговых доходов как основы формирования государственного федерального бюджета финансируется экономическая перестройка, развитие направлений в сфере производства, культуры, искусства и средств массовой информации, а также оборона страны, содержание аппарата управления на федеральном уровне. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Доходы государства от региональных налогов связаны с осуществлением полномочий субъектов РФ. В данные полномочия входит обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ, проведение выборов субъектов РФ, реализация региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам, формирование государственной собственности и т. д. В местные бюджеты входят такие налоги как земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. За счет налогов, поступающих в государственные местные бюджеты, финансируются медицинские, культурные и образовательные учреждения, места захоронения, предоставляется материальная помощь и жилье малоимущим гражданам, обеспечивается транспорт и бытовое обслуживание. Я считаю, что налоги являются важнейшим регулятором финансовых отношений, возникающих, прежде всего, между гражданами и аппаратом управления.Вообще налог устанавливается органами законодательной власти с оглашением сроков уплаты и конкретизацией размеров. Роль налогов огромна, так как через них происходит перераспределение ВВП от одних регионов, физических лиц, отраслей экономики к другим. Для граждан России важно, чтобы налоги были пропорциональны их доходам. Соответственно для человека с большими доходами налог должен быть выше, чем для человека с более низкими доходами.Все это способствует формированию стабильной системы налогообложения, которая должна быть отточенной и слаженной. Налогообложение в России должно быть всеобщим и равным, понятным и удобным. Налоги не должны ограничивать единое пространство РФ, а также свободное перемещение товаров в пределах РФ.Налоги оказывают влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Известно, что при снижении налогов увеличивается совокупный спрос, а также растет деловая активность и объем выпуска продукции. И наоборот, если налоги повысились, то инвестиционные и потребительские расходы снизились, следовательно, сократилось предложение. Таким образом, налоги являются средством стабилизации экономики. Благодаря снижению налогов растет экономический потенциал. Данное снижение может влиять на экономику, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, тем самым мотивируя экономический рост. Исходя из вышеперечисленного, налоги могут благоприятно воздействовать на экономику. Государственный бюджет, формируемый в основном из налогов, занимает главное место в системе финансов России, это финансовый план государства, который имеет силу закона на текущий год. Данный финансовый план государства представляется в виде росписи доходов и расходов.Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами. Данные денежные отношения имеют назначение в виде мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики, и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Я считаю, что налоги необходимы, т. к. государство не способно выполнять свои функции по удовлетворению общественных потребностей без денежных средств, которые могут быть получены только с помощью налогов.Список литературы Официальные документыНалоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годовУчебники, монографии, сборники научных трудовАлександров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Боратор-Пресс, 2011. 320 с.Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017. 480 с. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2016. 319 с.Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008. 319 с.Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб.пособие. М.: Экономистъ, 2016. 418 с.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: учебно-консультационный центр «Юринформ», 2011. C. 35 - 36Мартынов С.В., Мычка С.Ю. Налоги и налогообложение. Воронеж, 2016. 53 с.Налоги и налогообложение: Учебник. Д.Г.Черник и др. 2-е изд., доп.и перераб. М.: ИНФРА-М., 2015. 386 с.Салимжанов И.К., Португалова О.В., Морозова А.Е. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: КноРус; ТК «Велби»; Проспект, 2015. 419 с.Титов А.С Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М.: ВК, 2015. 410 с.Статьи из журналов и газетАбдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №18 – С. 44-49Волобуева Д.В., Исаева А.А. Роль системы налогообложения в экономике государства//Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 377-379Гашенко И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. - 2018. - №54. - С. 49-56Зимина Р.П. Проблемы развития налоговой системы в Российской Федерации//Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 39-41Кабанов В.Н. Система налогообложения на модели линии безубыточности // Синергия. 2017. № 1. С. 41 - 47.Каширина Ю.П., Лободенко Ю.В. Проблемы определения правового статуса налогоплательщиков // Территория науки. 2017. № 4. С. 172 - 176Попова Г.Л. Характеристики налоговой системы с позиции теории систем // Финансы и кредит. 2016. № 46 (478). С. 31-40Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №1A. - С. 216-222Сенюгина И.А., Гернер М.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // В сборнике: Модернизация экономики и управления сборник научных статей. Под общей редакцией В.И. Бережного. 2015. С. 230 - 233Циркунова А.А. Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития // В сборнике: Молодые экономисты - будущему России VI Международная научная конференция студентов и молодых ученых. 2016. С. 329 - 330Юшков Е.С. Налоговое администрирование и его роль в реализации налоговой политики // Налоги и финансовое право. 2015. № 10. 233 с.Электронные ресурсыОфициальный сайт Минфина РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.minfin.ru/ru/ Официальный сайт Российского бизнес-канала. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: If.rbc.ru
Официальные документы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.
2. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Учебники, монографии, сборники научных трудов
3. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Боратор-Пресс, 2011. 320 с.
4. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017. 480 с.
5. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2016. 319 с.
6. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008. 319 с.
7. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб.пособие. М.: Экономистъ, 2016. 418 с.
8. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: учебно-консультационный центр «Юринформ», 2011. C. 35 - 36
9. Мартынов С.В., Мычка С.Ю. Налоги и налогообложение. Воронеж, 2016. 53 с.
10. Налоги и налогообложение: Учебник. Д.Г.Черник и др. 2-е изд., доп.и перераб. М.: ИНФРА-М., 2015. 386 с.
11. Салимжанов И.К., Португалова О.В., Морозова А.Е. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: КноРус; ТК «Велби»; Проспект, 2015. 419 с.
12. Титов А.С Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М.: ВК, 2015. 410 с.
Статьи из журналов и газет
13. Абдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №18 – С. 44-49
14. Волобуева Д.В., Исаева А.А. Роль системы налогообложения в экономике государства//Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 377-379
15. Гашенко И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообло¬жения // Экономические науки. - 2018. - №54. - С. 49-56
16. Зимина Р.П. Проблемы развития налоговой системы в Российской Федерации//Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 39-41
17. Кабанов В.Н. Система налогообложения на модели линии безубыточности // Синергия. 2017. № 1. С. 41 - 47.
18. Каширина Ю.П., Лободенко Ю.В. Проблемы определения правового статуса налогоплательщиков // Территория науки. 2017. № 4. С. 172 - 176
19. Попова Г.Л. Характеристики налоговой системы с позиции теории систем // Финансы и кредит. 2016. № 46 (478). С. 31-40
20. Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №1A. - С. 216-222
21. Сенюгина И.А., Гернер М.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // В сборнике: Модернизация экономики и управления сборник научных статей. Под общей редакцией В.И. Бережного. 2015. С. 230 - 233
22. Циркунова А.А. Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития // В сборнике: Молодые экономисты - будущему России VI Международная научная конференция студентов и молодых ученых. 2016. С. 329 - 330
23. Юшков Е.С. Налоговое администрирование и его роль в реализации налоговой политики // Налоги и финансовое право. 2015. № 10. 233 с.
Электронные ресурсы
24. Официальный сайт Минфина РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.minfin.ru/ru/
25. Официальный сайт Российского бизнес-канала. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: If.rbc.ru
Вопрос-ответ:
Для чего нужна налоговая система?
Налоговая система является инструментом государственного регулирования экономики. Она позволяет государству собирать необходимые средства для финансирования своих функций и обеспечения социального развития. Также налоговая система выполняет функцию распределения доходов и обеспечения социальной справедливости.
Какие функции выполняют налоги?
Налоги выполняют следующие функции: фискальную (сбор средств для финансирования государственных функций), регулятивную (воздействие на экономические процессы и поведение участников рынка), стимулирующую (направление экономической активности в определенном направлении) и социальную (обеспечение социальной справедливости и поддержка нуждающихся слоев населения).
Какова экономическая сущность и значение налоговой системы?
Экономическая сущность налоговой системы заключается в том, что она является механизмом перераспределения доходов между государством и его гражданами. Важность налоговой системы заключается в том, что она позволяет государству собирать необходимые средства для финансирования своих функций, а также влиять на экономические процессы и поведение участников рынка.
Какие виды налогов существуют?
Существует множество видов налогов, в том числе: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и т.д. Каждый вид налога имеет свои особенности и предназначен для сбора средств с определенных видов деятельности или категорий населения.
Как оценить эффективность налоговой системы в разных странах?
Для оценки эффективности налоговой системы в разных странах можно провести анализ основных моделей и систем налогообложения, а также оценить результаты их функционирования. Можно изучить уровень сборов в разных странах, уровень уклонения от уплаты налогов, соотношение государственных доходов и расходов, а также последствия налогообложения для экономического развития и социальной справедливости.
Какова экономическая сущность и значение налоговой системы?
Налоговая система – это совокупность налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц государством. Основная экономическая сущность налоговой системы заключается в сборе средств для финансирования государственных расходов. Она также является инструментом государственного регулирования экономики. Налоги позволяют государству влиять на экономические процессы, стимулируя или ограничивая определенные виды деятельности, распределение доходов и потребление.
Какие функции выполняет налоговая система?
Налоговая система выполняет несколько функций. Основная функция - финансирование государственных расходов, то есть сбор средств для обеспечения деятельности государства. Кроме того, налоги выполняют функцию распределения доходов и имущества. Они помогают обеспечить социальную справедливость и уменьшить разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Налоговая система также служит инструментом стимулирования или ограничения определенных видов деятельности, таких как инвестиции, экспорт или потребление определенных товаров и услуг.
Какие виды налогов существуют?
Существует большое количество видов налогов. Некоторые из них взимаются с физических лиц, например, подоходный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследство и дарение. Другие налоги, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог на прибыль, взимаются с юридических лиц. Также существуют специальные налоги, например, экологические или имущественные налоги на недвижимость. Каждый вид налога имеет свои особенности и используется для разных целей.
Какую роль выполняет налоговая система в государственном регулировании экономики?
Налоговая система играет ключевую роль в государственном регулировании экономики. Она позволяет государству собирать средства для финансирования своих функций, реализовывать социальную и экономическую политику, а также влиять на поведение предпринимателей и потребителей. Налоговые ставки, освобождения и льготы могут быть использованы для стимулирования или ограничения определенных отраслей экономики, регулирования доходов и потребления населения, иными словами - налоговая система позволяет государству регулировать экономические процессы в стране.