услуги, продукты информационно-деятельности библиотек

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 25 25 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Суть библиотечных услуг 4
1.1. Предмет и особенности библиотечной услуги 4
1.2. Традиционные библиотечные услуги 7
Глава 2. Информационные услуги и продукция библиотечной деятельности 10
2.1. Классификация и виды информационных услуг и продуктов 10
2.2. Тенденции и перспективы развития ассортимента информационных продуктов и услуг 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

[16, с. 247]В восприятии читателей современные библиотеки нуждаются в совершенствовании по ряду направлений. В первую очередь речь идет о расширении и повышении качества информационных услуг и работы рекреационных зон, организующих библиотечное пространство. Необходимо отметить также важность развития таких направлений информационно-библиотечного обслуживания как возможность свободного (бесплатного) пользования Интернетом (WiFi); обновление книжного фонда в соответствии с запросами читателей; наличие электронного каталога и доступ к нему; наличие редкой специализированной литературы.Внедрять инновационные виды библиотечных услуг следует таким образом:1) Подбирать или резервировать фондовые материалы в соответствии с полученным по телефону заказом;2) осуществлять по электронной почте справочно-информационное обслуживание;3) заниматься подготовкой тематических досье (специальная подборка публикаций из журналов и газет) по определенной теме, которая помогает быстро искать нужную информацию. Такие подборки помогают затратить минимум времени, для того, чтобы найти необходимые сведения, кроме того, они сберегают от быстрого изнашивания, востребованные периодические издания;4) составлять пресс-досье (сборник документов, материалов, статей, опубликованных в различных СМИ, который содержит информацию о компании, мероприятии, конкретном человеке;5) составлять аналитические обзоры (сопоставление, анализ и синтез информации, извлеченной из документов; создается с целью ориентировать в информационном потоке по данному направлению специалистов и давать оценку состояния проблемы);6) реферировать тексты;7) заниматься подготовкой местных адресно-реквизитных справочников;8) издавать рекламные объявления, бюллетени;9) предоставлять материалы на машиночитаемых носителях;10) создавать электронные копии документов;11) переводить тексты;12) оказывать комплекс услуг по оперативной полиграфии.[16, с. 267]Таким образом, необходимо отметить потребность читателей в реформировании традиционной роли библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечении создания комплексной системы обслуживания в режиме электронного доступа к информации на любом носителе. ЗаключениеОсновным и исторически первоначальным информационным институтом, который обеспечивает общественное использование социально значимой документной информации, является библиотека.Повышение значимости информации, превращение ее в стратегический ресурс развития общества, зависимость успешности деятельности организаций и каждого человека от уровня их информированности – все эти факторы являются в настоящее время значимыми. Каждая библиотека и информационные службы стремятся предоставить своим пользователям ассортимент товаров и услуг, способный удовлетворить разнообразные информационные потребности. Многоаспектная характеристика информационной продукции позволяет библиотекам постоянно совершенствовать формы и методы своей работы. [23, с. 98]В настоящее время просматривается тенденция формирования нового образа библиотеки, который меняется вместе с развитием социума, науки и техники, что происходит как следствие оттока читательской аудитории в интернет источники и уменьшением читательского спроса на печатные издания. В связи с этим в библиотечном сообществе назрела потребность в адекватном позиционировании себя в коммуникативном пространстве. Стоит сказать, что библиотека помимо традиционных информационных ресурсов практикует новые направления на основе компьютерных технологий, и тем самым расширяет возможности в предоставлении новых продуктов и услуг на любой вкус и читательский спрос. [25, с. 117] Это может быть и документальный фонд библиотеки на машиночитаемых носителях, и справочно-поисковый аппарат, и базы данных, и электронная библиотека, коллекции редких книг, авторефератов диссертаций, научных трудов, обращение к зарубежным базам данных, а также различные рекламные материалы, памятки, буклеты, указатели. Продвижение библиотек и чтения – сейчас стало основным направлением в деятельности каждой библиотеки. Благодаря поддержке и продвижению читательского спроса, систематически реализуя как традиционные (книжные ярмарки, фестивали, конференции, творческие встречи с писателями и единомышленниками, викторины, чтения вслух, продвижение в сети Интернет), так и специальные методы и формы работы с реальной и потенциальной аудиторией, некоторые государства сумели сохранить престиж чтения и имидж библиотеки. Библиотека становится центром реализации различных специальных мероприятий с целью ведения социального диалога и увеличения востребованности в интеллектуально-информационном наполнении. [20, с. 190]Важной задачей современной библиотеки становится формирование положительного имиджа. Он складывается из качества предоставляемых услуг, внешнего вида зданий, сооружений, сотрудников, внутрикорпоративной миссии и философии, работы персонала и их взаимодействия с посетителями, а также осуществления целого ряда мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения с разными категориями населения, органов управления и власти. В эпоху информационного общества реклама и связи с общественностью являются самыми действенными инструментами по формированию благоприятного имиджа организации, информированию читательской аудитории о широте предоставляемых библиотечных услуг, о богатстве книжного фонда. Исходя из этого, перед библиотекой стоит задача освоения существующих технологий в области рекламы и связи с общественностью, а также формирования и применения собственных специфических специальных мероприятий, направленных на приобщение к книге нового читателя и сохранение имеющихся посетителей. Список использованных источников и литературыИсточникиФедеральное законодательство России в области библиотечного дела. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fed.php (Дата обращения: 1.04.2019)Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/fz/FZ-78_03072016.pdf (Дата обращения: 1.04.2019)ЛитератураАбрамов, К. И. История библиотечного дела в России[Текст] / К. И. Абрамов. - М.: Либерия, 2001.- 160 с.Аверьянов, С.А. Продвижение услуг в общедоступных библиотеках [Текст]/ С.А. Аверьянов. Дисс… к. пед. наук. – СПб, 2001. – 216 с.Балкова, И.В. История библиотечного дела [Текст]/ И.В. Балкова. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с.Бобков, С.П. Формализация понятия «информационный продукт» [Текст]/ С.П. Бобков, А.П. Власов, А.Я. Иоффе // Информационные ресурсы России. – 2005. - №6 (88). – С. 4.Бурмистрова, А.В., Шаманова А.Р. Актуальные тенденции спроса на библиотечные услуги [Текст]/ А.В. Бурмистрова, А.Р. Шаманова // Научная палитра. – 2015. - №4 (10). – С. 16.Вахренева, Н.Н. К вопросу продвижения библиотечных услуг [Текст]/ Н.Н. Вахренева //Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. - №5 (13). – С. 123-125.Глухов, В.А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов [Текст]/ В.А. Глухов, О.Л. Лаврик. – М.: ИНИОН РАН, 1999. – 145 с.Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность[Текст]/ М. Я. Дворкина. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 46 с.Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность [Текст]/ М.Я. Дворкина. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход [Текст]/ М. Я. Дворкина. - М.: Профиздат, 2001. - Вып. 11. - 111с. Згурская, Е.М. Новые информационные продукты и услуги библиотеки КГТУ [Текст]/ Е.М. Згурская // Вестник научной библиотеки СФУ: реалии и новые технологии. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. – С. 49-53. Игумнова, Е.О. Управление качеством услуг в библиотечной сфере [Текст]/ Е.О. Игумнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. - №7-8. – С. 71-73. Кулева, О.В. Информационные продукты и услуги (ИПУ) в библиотечной веб-среде [Текст]/ О.В. Кулева // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2013. - №5. – С. 248-256.Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]/ И. С. Пилко. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с. Протопопова, Е.Э. Библиотека, идущая навстречу людям. Стратегия продвижения информационно-библиотечных услуг в ходе реализации библиотечного маркетинга [Текст]/ Е.Э. Протопопова // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2016. - №10. – С. 440-447. Сергеева Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение [Текст]/ Ю.С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2009. – 170 с. Смыслова, Л.В. Продвижение библиотечных услуг в условиях информационного общества [Текст]/ Л.В. Смыслова // Школа науки. – 2018. - №8 (8). – С. 20-21. Стефановская, Н.А., Хапочкина О.В. Моделирование ассортимента библиотечных услуг [Текст]/ Н.А. Стефановская, О.В. Хапочкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №11 (33). – С. 186-191. Тихомирова, А.А., Посылина Е.В. Современные библиотечные услуги и их пространства [Текст]/ А.А. Тихомирова, Е.В. Посылина // Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. - Кострома: КГСА, 2015. – С. 64-68. Цукерблат, Д.М. Экономическая категория «библиотечная услуга» в понятийном аппарате библиотековедения [Текст]/ Д.М. Цукерблат // Библиосфера. – 2014. – С. 83-89. Юдина, И.Г. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела [Текст]:дисс… канд. пед. наук. – Новосибирск, 2010. – 242 с. Юдина, И.Г. Комплексный информационный продукт: характеристика и определение [Текст]/ И.Г. Юдина // Библиосфера. – 2012. - №6. – С. 43-46. Юдина, Т.Н. Качество информационно-библиотечных услуг: социологическое измерение [Текст]/ Т.Н. Юдина, Е.Н. Хицков, И.В. Долгорукова, Ю.Н. Мазаев // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2017. - №2 (61). – С. 98-118.

Список использованных источников и литературы
Источники
1. Федеральное законодательство России в области библиотечного дела. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fed.php (Дата обращения: 1.04.2019)
2. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/fz/FZ-78_03072016.pdf (Дата обращения: 1.04.2019)

Литература

3. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России [Текст] / К. И. Абрамов. - М.: Либерия, 2001.- 160 с.
4. Аверьянов, С.А. Продвижение услуг в общедоступных библиотеках [Текст] / С.А. Аверьянов. Дисс… к. пед. наук. – СПб, 2001. – 216 с.
5. Балкова, И.В. История библиотечного дела [Текст] / И.В. Балкова. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с.
6. Бобков, С.П. Формализация понятия «информационный продукт» [Текст] / С.П. Бобков, А.П. Власов, А.Я. Иоффе // Информационные ресурсы России. – 2005. - №6 (88). – С. 4.
7. Бурмистрова, А.В., Шаманова А.Р. Актуальные тенденции спроса на библиотечные услуги [Текст] / А.В. Бурмистрова, А.Р. Шаманова // Научная палитра. – 2015. - №4 (10). – С. 16.
8. Вахренева, Н.Н. К вопросу продвижения библиотечных услуг [Текст] / Н.Н. Вахренева //Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. - №5 (13). – С. 123-125.
9. Глухов, В.А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов [Текст] / В.А. Глухов, О.Л. Лаврик. – М.: ИНИОН РАН, 1999. – 145 с.
10. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность [Текст] / М. Я. Дворкина. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 46 с.
11. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность [Текст] / М.Я. Дворкина. – М.: ФАИР, 2009. – 256 с.
12. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход [Текст] / М. Я. Дворкина. - М.: Профиздат, 2001. - Вып. 11. - 111с.
13. Згурская, Е.М. Новые информационные продукты и услуги библиотеки КГТУ [Текст] / Е.М. Згурская // Вестник научной библиотеки СФУ: реалии и новые технологии. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. – С. 49-53.
14. Игумнова, Е.О. Управление качеством услуг в библиотечной сфере [Текст] / Е.О. Игумнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. - №7-8. – С. 71-73.
15. Кулева, О.В. Информационные продукты и услуги (ИПУ) в библиотечной веб-среде [Текст] / О.В. Кулева // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2013. - №5. – С. 248-256.
16. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст] / И. С. Пилко. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с.
17. Протопопова, Е.Э. Библиотека, идущая навстречу людям. Стратегия продвижения информационно-библиотечных услуг в ходе реализации библиотечного маркетинга [Текст] / Е.Э. Протопопова // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2016. - №10. – С. 440-447.
18. Сергеева Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение [Текст] / Ю.С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2009. – 170 с.
19. Смыслова, Л.В. Продвижение библиотечных услуг в условиях информационного общества [Текст] / Л.В. Смыслова // Школа науки. – 2018. - №8 (8). – С. 20-21.
20. Стефановская, Н.А., Хапочкина О.В. Моделирование ассортимента библиотечных услуг [Текст] / Н.А. Стефановская, О.В. Хапочкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №11 (33). – С. 186-191.
21. Тихомирова, А.А., Посылина Е.В. Современные библиотечные услуги и их пространства [Текст] / А.А. Тихомирова, Е.В. Посылина // Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. - Кострома: КГСА, 2015. – С. 64-68.
22. Цукерблат, Д.М. Экономическая категория «библиотечная услуга» в понятийном аппарате библиотековедения [Текст] / Д.М. Цукерблат // Библиосфера. – 2014. – С. 83-89.
23. Юдина, И.Г. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела [Текст]: дисс… канд. пед. наук. – Новосибирск, 2010. – 242 с.
24. Юдина, И.Г. Комплексный информационный продукт: характеристика и определение [Текст] / И.Г. Юдина // Библиосфера. – 2012. - №6. – С. 43-46.
25. Юдина, Т.Н. Качество информационно-библиотечных услуг: социологическое измерение [Текст] / Т.Н. Юдина, Е.Н. Хицков, И.В. Долгорукова, Ю.Н. Мазаев // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2017. - №2 (61). – С. 98-118.