Разработка информационной системы диспетчерской службы Орехово-Зуевского РЭС

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Информационные системы и процессы
  • 100 100 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 31.05.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 8
1.1. Теоретические аспекты использования информационных систем в управлении функционированием оборудования 8
1.2 Обзор программных решений в области управления технологическими процессами 15
1.3 Обзор задач автоматизации в области управления технологическими процессами 22
Выводы по главе 28
Глава 2. Аналитическая часть 29
2.1 Общая характеристика ООО «Орехово-Зуевские РЭС» 29
2.2 Анализ бизнес-процессов управления технологическими процессами в условиях ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИХ РЭС 34
2.3 Анализ структуры информационной системы ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИХ РЭС 43
Выводы по главе 50
Глава 3. Практическая часть 52
3.1. Информационная модель системы управления технологическими процессами 52
3.2 Обоснование выбора средств разработки 59
3.3 Описание созданного программного обеспечения 65
Выводы по главе 78
4. Технико-экономическая часть 79
Выводы по главе 84
5.Безопасность и экологичность 86
Заключение 94
Список использованной литературы 98

Фрагмент для ознакомления

Установка программы производится с использованием файла дистрибутива. Запуск программы производится с использованием ярлыка, созданного инсталлятором на рабочем столе. На рис.16показана главная форма приложения.Для входа в программу необходимо пройти авторизацию в системе, после чего, в случае корректного ввода пароля, программа определяет роль пользователя. (рис.17).Специалисту, имеющему роль «Оператор» предоставляется доступ к режиму ввода заявок, специалисту, имеющему роль «Диспетчер» - доступ к остальным режимам. Первоначально для всех пользователей установлен пароль «1». После первого входа в систему пароль необходимо сменить. Работа с программой начинается с заполнения картотек и справочников. На рис.18показанрежим работы со справочником данных об организации, на рис.19 – со справочником видов оборудования, на рис.20 –21 – со справочной информацией о моделях оборудования. На рис.22показан режим работы со справочником подразделений предприятия. На рис.23 показан режим работы с картотекой оборудования.Рисунок - Главная форма приложенияРисунок 17 - Окно авторизацииРисунок 18 - Справочник «Данные об организации»Рисунок - Справочник «Виды оборудованияРЭС»Рисунок - Справочник «Модели оборудования»Рисунок - Добавление новой записи в справочник оборудованияРисунок 22 - Справочник отделов РЭСРисунок –Справочник объектов оборудованияДля добавления нового подразделения предприятия необходимо заполнить поле в верхней части формы и нажать «». На рисунке 24 показан режим работы со справочником объектов оборудования. Из справочника картотеки оборудования доступны возможности просмотра данных о проведенных работах с текущим объектом (рисунок 25). На рисунке 26приведен режим работы со справочником сотрудников предприятия, на рис.27 – режим управления пользователями.Рисунок –Работа со справочником объектов оборудованияРисунок –Просмотр истории работ с объектом энергетического оборудованияРисунок 26–Установка пользовательских паролейРисунок 27–Справочник сотрудников предприятияРежим ввода заявки на проведение работ с энергетическим оборудованием показан на рисунке 28, журнал проведенных работ по заявке показан на рисунке 29. Ввод новой заявки доступенсотрудникам, имеющим с роль оператора.Рисунок - Ввод новой заявкиРисунок 29–Список заявок на проведение работ с оборудованиемПри вводе работ, выполненных в соответствии с заявкой, необходимо в режиме «Работы» провести заполнение формы (рисунок 30). На рисунке 31приведена форма акта выполненных работ при выполнении одной работы, на рисунке 32– форма акта при выполненииполного комплекса работ в соответствии с заявкой. Завершением процесса, связанного с отработкойзаявок является режим закрытия отработки.Рисунок 30–Ввод информации о работах по заявкеОрехово-Зуевсккие РЭСг.Орехово-Зуево, ул. Ижорская, д. 9,Телефон 8(495) 325-85-96Акт выполненных работ №10 от 07.04.2019Согласно заявке №1от 06.04.2019с объектом Koreco L18108инв.№040100023500263была проведена работа:Профилактические работыхарактер неисправности:Сбой в программном обеспеченииИсполнитель:технолог-программистСеменов С.С.ДиректорОрехово-Зуевсккие РЭССоснин В.В.Рисунок - Акт выполненных работСреднее время формирования отчета: 3 сек (при полной нагрузке фоновыми процессами – 10 сек).Орехово-Зуевсккие РЭСг.Орехово-Зуево, ул. Ижорская, д. 9,Телефон 8(495) 325-85-96Акт выполненых работНастоящий акт составлен в том, что согласно заявке №1 от 06.04.2019с объектом инв.№ 040100023500263Koreco L18108были проведены следующие работы:№Наименование работы:ДатаИсполнитель1Устранение сбоев в управляющей программе 06.04.2019Семенов С.С.2Перенастройка ПО06.04.2019Семенов С.С.3Профилактические работы07.04.2019Семенов С.С.Рисунок 32 - Акт о выполнении работ по текущей заявкеСредняяпродолжительность формирования отчета: 4 сек (при полной нагрузке фоновыми процессами – 9 сек).Далее приведем описание режима формирования отчетности.Список невыполненных заявокна выполнение работ с энергетическим оборудованием приведен на рисунке 33, отчет о количестве выполненных работ по специалистам - на рисунках 34-35, отчет об анализе заявок по видам оборудования» - на рисунках 36-37.Перечень не исполненных заявок№ заявкиДатаВид оборудованияХарактер неисправностиИнв.номерГде находится125.03.2018ПГУ-420выход из строя генератора01110200212012Блок 1225.03.2018ПТВМПроведение планового ТО010120120124Блок 2325.03.2018ТВГМ-30Устранение протечки 01150120120012Блок 2Рисунок - Отчет о перечне невыполненных заявках по работам с оборудованиемРисунок - Запрос отчета о выполненных работах по специалистамВыполненные работы по специалистамПериод:01.04.2019-25.04.2019№ДатаОбъектВыполненные работы106.04.2019Koreco L18108Устранение сбоев в управляющей программе 206.04.2019Koreco L18108Перенастройка ПО306.04.2019ПТВМПроведение замены кабеля электропитания406.04.2019ПТВМЗамена переключателей507.04.2019Koreco L18108Профилактические работыРисунок –Список выполненных работ по выбранному специалисты (выходной документ)Средняяпродолжительность формирования отчета: 5 сек (при наличии полной нагрузки фоновыми процессами – 10 сек).Рисунок –Отчет поанализу заявок по видам оборудования (запрос)Анализ заявок по видам оборудованияПериод:01.04.2019-25.04.2019№Вид оборудованияДатаСодержание1ПТВМ03.05.2018Проведение замены кабеля электропитания2ПТВМ03.05.2018Замена переключателейРисунок 37–Печатная формаотчета по анализу заявок по видам оборудования Средняяпродолжительность получения отчётной информации: от 3 до 6 сек.В рамках проведения тестирования функциональности ПО был проведен анализ поведения системы на корректность ввода данных.Далее проведем описание обработки исключительных ситуацийПри вводе заявок не проведен выбор модели оборудования. При попытке записи данных в базу система выдаётпредупреждение (рисунок 38):Рисунок 38 - Сообщение о некорректном вводе модели при формировании заявкиПри вводе заявок не введён инвентарный номер энергетического оборудования. При попытке записи данных в базу система выдаётпредупреждение (рисунок 39):Рисунок - Сообщение обошибке ввода инвентарного номера в процессе формирования заявкиПри вводе информации о выполненных работах не проведен выбор специалиста. При попытке записи данных в базу система выдаётпредупреждение (рисунок 40):,Рисунок - Сообщение об ошибке ввода информации о специалисте, выполнявшем работы с энергетическим оборудованиемПри попытке записи данных об экземпляре оборудования в картотеку не проведен выбор модели. При попытке записи данных в базу система выдаётпредупреждение (рисунок 41):Рисунок - Сообщение о некорректном вводе модели при записи экземпляра оборудования в картотекуПредупреждение при вводе данных об оборудовании без указания размещения (рисунок 42):Рисунок - Сообщение об ошибке ввода места расположения энергетического оборудованияВ рамках анализа функциональности разработанной системы автоматизации диспетчера оперативной эксплуатациисбои в работе системы не зарегистрированы, проверка корректностиввода данных осуществляется при вводе информации. Таким образом, функциональное тестирование системы можно считать пройденным.Выводы по главеВ ходе построения информационной модели поставленной задачи автоматизации деятельности диспетчеров оперативной эксплуатации был определен перечень информационных объектов, их атрибуты, проведена установка связей между ними с дальнейшим построением логической и физической моделей. В качестве среды разработки выбрана EmbarcaderoDelphiXE4, СУБД – MSSQLServer. Разработанное программное обеспечение включает возможности работы со справочниками, отраслевыми классификаторами и картотекой оборудования, а также позволяет обрабатывать данные о состоянии оборудования на предприятии, проводимых с ним работ, формировать отчетность по имеющимся в базе данным и по своей функциональности соответствует поставленным задачам.4. Технико-экономическая частьВ процессе разработки и внедрения нового программного продукта для автоматизации обработки данных по заявкам на выполнение работ с энергетическим оборудованием требуется вложение материальных средств, а также отвлечение специалистов. В случаепривлечения финансовых и материальных средств необходима гарантия обеспеченияокупаемости и прибыльности проекта. Именно вследствие этого возникает необходимость оценки параметров экономического эффекта от внедрениясистемы.Обоснование экономического эффектапроектного варианта обработки данных позволяет выявлять степень необходимости и целесообразности затрат, вложенных в создание и реализациюновой информационной системы в условиях ; проводить оценку срока окупаемости затрат, вложенных в создание программного продуктав сравнении его с существующими нормативами; определить степень влияния внедренногорешения на технико-экономические результатыработы компании.В настоящее время существуютследующие направленияпроведения оценки экономической эффективности проекта автоматизации:•проведение сравнения вариантов организации при использовании различных систем обработки экономическихданных по комплексу задач (например, проведение сравнения системы обработки данных, предлагаемыхв проекте, с используемой технологией);•сопоставление вариантов реализации базы данных по комплексу задач;•сопоставление различных вариантов при организации процесса по сбору, передаче, обработке и выдачеданных;•сопоставлениетехнологий по проектированию систем, используемых в процессе обработки экономической информации;•сопоставлениетехнологийвнутримашинной обработки данных.В таблице 28 представленырасчеты по оценке трудовых и стоимостных затрат при базовом варианте организации.Таблица 28- Расчет трудовых и стоимостных затрат при базовом варианте организации9НаименованиеподзадачиКол-во докв годQдгод(шт)Труд. затраты на один докТдок(чел/час)Трудзатраты за годТгод(чел/час) З/п сотрв годСгодз/п(руб.)Доп. расходы на один докСгодiдоп(руб.)Доп. расходыСгоддоп(руб)Стоим. затраты в годCгод(руб.)1Ведение картотеки видов оборудования12000.5600120000560001260002Ведение картотеки видов комплектующих400.520400028040803Ввод заявок на ремонт12000.5600120000560001260004Отметка о выполнении работ120.11.22405603005Ввод данных о выполненных работах90000.054509000019000990006Формирование аналитики по заявкам1211224002024026407Формирование отчета по моделям оборудования121.51836002024038408Формирование ведомостей121.5183600202403840 Всего:  1719.2   365700Далее проведем расчёт исходных показателей по трудовым и стоимостным затратам при внедрении разработанного программного решения. В ходе анализа изменения технологии работы специалистов , курирующих вопросы оперативной эксплуатации энергетического оборудования было отмечено снижение трудовых и стоимостных затрат на выполнение основных технологических операций.В таблице 29 представлена оценка трудовых и стоимостных затрат при внедрении разработанной информационной системы с проведением оценки снижения стоимостных затрат на сопровождения соответствующей технологии.Таблица 29- Оценка трудовых и стоимостных затрат при внедрении программного решения№ п\пНаименованиеКол-во докТруд. затраты на один докТрудЗ/п сотрДоп. расходы на один докДоп. расходыСтоим. затраты в годподзадачив год затраты за годв год     ТдокТгод СгодiдопСгоддопCгод Qдгод(чел/час)(чел/час)Сгодз/п(руб)(руб)(руб) (шт)  (руб)   1Ведение картотеки видов оборудования12000.11202400022400264002Ведение картотеки видов комплектующих400.1480031209203Ввод заявок на ремонт12000.11202400022400264004Отметка о выполнении работ120.050.61202241445Ввод данных о выполненных работах90000.054509000019000990006Формирование аналитики по заявкам120.22.44802245047Формирование отчета по моделям оборудования120.22.44802245048Формирование ведомостей120.22.4480224504 Всего:  701.8   154376Итак, в результате расчета исходных показателей получили:Величина годовых стоимостных и трудовых затраты без использования информационных технологий:Т0 = 1719чел/часС0 = 365700рубВеличина годовых стоимостных и трудовых затраты с использованием разработанной системы:Т1 = 701,8чел/часС1 = 154376рубДалее проведем расчётединовременных капитальных затрат на проведение разработки и внедрения системы (КП).Данные затраты включают оплату труда разработчиков системы, оплату труда сотрудников, задействованных в процессе проектирования и внедрения системы и дополнительные (косвенные) расходы.Проведем расчёттрудовых показателей.1. Абсолютное сокращение трудозатрат (Т) (1)2. Коэффициент относительного сокращения трудозатрат (КТ) (2)3. Индекс сокращения трудозатрат, увеличение производительности труда (YT) (3) Таким образом, отмечается сокращение трудозатрат диспетчеров оперативной эксплуатации в 2.5 раза.Проведем расчётстоимостных показателей.1. Величина абсолютногосокращения стоимостных затрат (С) (4)Проведем расчёткоэффициента относительного сокращения стоимостных затрат (СТ) (5)3. Индекс сокращения стоимостных затрат (YT) (6) Проведем оценку периода окупаемости проекта.года ≈10,3 мес. (7)Таким образом, затраты, связанные с проведением разработки и внедрениясистемы,будут возвращены примерно через10 месяцев. Срокиперехода к новой технологии не являются длительными, а затраты на внедрение в расчётах уже учтены, следовательно, данный срок окупаемости разработанной системы является вполне приемлемым.На рисунке 43 приведена диаграмма временных затрат на выполнение технологических операций до и после внедрения проекта, на рисунке 44– стоимостных затрат.Рисунок 43 - Диаграмма временных затратРисунок 44 - Диаграмма стоимостных затратКак видно из диаграммы – затраты на разработку ИС превышают затраты при обычной работе в той же части занятых сотрудников на 15 тысяч рублей в год на одно рабочее место.Выводы по главеЭкономическая эффективность от внедрения информационной системы связана с сокращением временных затрат на выполнение технологических операций диспетчера энергетического оборудования. В рамках проведения оценки сроков окупаемости проекта было получено значение в 10,3 мес., что является приемлемым результатом в условиях диспетчерской службы Орехово-Зуевского РЭС.5.Безопасность и экологичностьЦелью дипломного проекта является разработка информационной системы Орехово-Зуевской РЭС. Эксплуатация системы будет осуществляться в комнате с помощью ПЭВМ на рабочем месте пользователя. Под рабочим местом понимается зона, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей. Поэтому необходимо определить санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте пользователя ПЭВМ. Пользователь ПЭВМ испытывает вредное воздействие работы ПЭВМ, поэтому рабочие места пользователей должны отвечать безопасным и безвредным условиям труда.На рабочем месте должны быть созданы условия для высокопроизводительного труда. Оператор ЭВМ испытывает значительную нагрузку, как физическую (сидячее положение, нагрузка на глаза), так и умственную, что приводит к снижению его трудоспособности к концу рабочего дня. В связи с этим необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающих безопасные и безвредные условия труда и рассмотреть экологические вопросы.При разработке и эксплуатации программного продукта на пользователя, работающего на ПЭВМ, постоянно или периодически действуют следующие опасные и вредные факторы:загрязнение воздуха вредными веществами, пылью, микроорганизмами и положительными аэронами;несоответствие нормам параметров микроклимата;возникновение на экране монитора статических зарядов, заставляющих частички пыли двигаться к ближайшему заземленному предмету, часто им оказывается лицо разработчика;повышенный уровень шума на рабочем месте;недостаточная освещенность рабочей зоны;длительное пребывание в одном и том же положении, и повторении одних и тех же движений приводит к синдрому длительных статических нагрузок (СДСН);несоответствие эргономических характеристик оборудования нормируемым величинам;большой объем перерабатываемой информации приводит к значительным нагрузкам на органы зрения;опасность возникновение пожара.Поэтому необходимо разработать средства защиты от этих вредных факторов. К данным средствам защиты относятся: вентиляция, искусственное освещение, звукоизоляция. Существуют нормативы, определяющие комфортные условия и предельно допустимые нормы запыленности, температуры воздуха, шума, освещенности. В системе мер, обеспечивающих благоприятные условия труда, большое место отводится эстетическим факторам: оформление производственного интерьера, оборудования, которые оказывают определенное воздействие на организм человека. Важную роль играет окраска помещений, которая должна быть светлой.Развитию утомляемости на производстве способствуют следующие факторы:неправильная эргономическая организация рабочего места, нерациональные зоны размещения оборудования по высоте от пола, по фронту от оси симметрии и т.д.характер протекания труда. Трудовой процесс организован таким образом, что оператор вынужден с первых минут рабочего дня решать наиболее сложные и трудоемкие задачи, в то время как в первые минуты работы функциональная подвижность нервных клеток мозга низка. Важное значение имеет чередование труда и отдыха, смена одних форм работы другими.Характеристики помещения представлены в таблице 30Таблица 30 - Характеристики помещения.- Ширина4м- Длина4м- Высота2.5м- Площадь помещения16- Объем помещения40- Количество работающих1чел.- Объем на каждого работающего40Работа оператора происходит в помещениях, предполагающих наличие вычислительной техники. Работа с ЭВМ производится сидя и не требует систематического напряжения или поднятия и переноски тяжестей, поэтому классифицируется как легкая первой категории с энергозатратами организма до 150ккал/час. Микроклимат определяется температурой, относительной влажностью воздуха и скоростью его движения. Согласно ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны» нормирование параметров микроклимата производиться в зависимости от времени года, категории работ по энергозатратам, избытка явного тепла. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне помещения приведены в таблице 31.Таблица 31 - Нормы микроклиматаПериод годаТемпература, Относительная влажность, %Скорость движения воздуха, м/cоптима-льнаядопустимая оптима-льная, не болеедопус-тимая, не болееоптимальная, не болеедопус-тимая, не болееверхняяграницанижняяграницаХолод-ный21-23242040-60750,1<=0,2Теплый22-24282140-6060 при (С)0,20,1-0,3Проведенные исследования показывают, что высокая температура в сочетании с высокой влажностью воздуха оказывают большое влияние на работоспособность оператора, отсюда резко увеличивается время сенсомоторных реакций, нарушается координация движений, увеличивается количество ошибок.Высокая температура отрицательно сказывается и на ряде психологических функций человека. Уменьшается объем запоминаемой информации, резко снижается способность к ассоциациям, ухудшается протекание ассоциативных и счетных операций, понижается внимание.Относительная влажность в пределах 40 – 60% мало сказывается на состоянии человека. При влажности 99 – 100% практически выключается регулирующий механизм потоотделения и быстро наступает перегревание.В помещениях, предполагающих эксплуатацию системы, требования к параметрам микроклимата в целом выполнены.Для поддержания необходимой температуры и влажности помещение оснащено системами отопления и кондиционирования, обеспечивающими постоянный и равномерный нагрев, а также циркуляцию воздуха. Поскольку в помещении диспетчерской РЭС отсутствует выделение вредных веществ и влаги, целесообразно применить общеобменную систему вентиляции. Объем помещения составляет. V=A*B*C=4*4*2.5=40В помещениях с объемом на одного работающего менее 20 следует проектировать подачу наружного воздуха в количестве, не менее 30 на каждого работающего, а в помещениях с объемом на каждого работающего более 20- не менее 20 на каждого работающего.В помещениях с объемом на каждого работающего более 40 при наличии окон и при отсутствии выделения вредных веществ допускается предусматривать периодически действующую естественную вентиляцию (открывание створок переплетов окон). В помещениях без естественной вентиляции объем наружного воздуха должен составлять не менее 60 на одного работающего.В нашем случае, объем воздуха приходящегося на одного человека равен 40и значит, допускается предусматривать периодически действующую естественную вентиляцию (открывание створок переплетов окон).Правильно установленное освещение обеспечивает хорошую видимость и создает благоприятные условия труда. Недостаточное освещение вызывает преждевременное утомление, притупляет внимание, снижает производительность. Требуемый уровень освещения определяется степенью точности зрительных работ. В дневное время суток используется естественное освещение, которое обеспечивает хорошую освещенность, равномерность, экономичность, благоприятно воздействует на зрение.При недостаточном естественном освещении необходимо применять искусственное освещение, которое обеспечивается люминесцентными лампами. Это объясняется тем, что они имеют спектр, близкий к естественному, и используются в помещениях с повышенными требованиями к цветопередаче и качеству освещения, а также при небольшой высоте светильников (высота менее 3,5-4м).Характеристики выбранного типа люминесцентных ламп представлены в таблице 32.Таблица 32 - Характеристики люминесцентных ламп.Тип светильникаЛСПО1 Количество ламп2Мощность ламп, Вт80Характер распределения светового потокаПрямого светаТип КССГЗащитный угол, град15КПП, %70Габаритные размеры :Длина, ммШирина, ммВысота, мм 1536418184Степень защитыIP20ИсполнениеПыле- и водонезащищенноеОбласть примененияДля помещений с нормальными условиями средыДля расчета общего равномерного освещения при горизонтальной рабочей поверхности основным является метод светового потока (коэффициент использования), учитывающий световой поток, отраженный от потолка и стен.Число светильников в осветительной установке определяется по формуле :, (5.1)где -нормированная минимальная освещенность рабочей поверхности, согласно СанПиН 2.2.2.542-96 равно 200лк; S- площадь помещения, ;- коэффициент запаса (для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4);Z-коэффициент неравномерности освещения (для люминесцентных ламп-1,1); n-количество ламп в одном светильнике;Ф- световой поток, лм;- коэффициент использования, %. Нормированная освещенность зависит от характера зрительной работы, в данном случае при работе с дисплеем (характеристика зрительной работы -средней точности, разряд –IV, подразряд -б ) в соответствии с СНиП 93-05-93, =300-500лк.. Коэффициент использования определим, с учетом используемого типа КСС светильника и геометрических параметров помещения:,(1.2)где A-длина помещения, B-ширина помещения.--, (1.3)где -высота помещения, -высота светильника, =0,8м-высота рабочей поверхности.h=2.5-0,184-0,8=1.5мТ.о. коэффициент использования =0,84.В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. В соответствии с ГОСТ 6825-74 для выбранного типа ламп световой поток равен 5220 лм.По формуле (1.1) определим число светильников в помещении Т.к. в помещении, с размерами 4х4 м необходимо разместить не менее 1 светильника, наиболее удобное и равномерное освещение будет обеспечено при расположении светильника по середине потолка равноудалено от стен.ЗаключениеВ рамках подведения итогов проделанной работы, необходимо отметить успешность выполнения поставленной цели исследования: разработан прототипинформационной системыдиспетчера отдела оперативной эксплуатации энергетических установок, использующейинформационные ресурсы Орехово-Зуевские РЭС. Необходимо отметить, что указанный подход позволил реализовать функционал системы в рамках поставленных задач, при этом риски умышленного и случайного повреждения данных внутриорганизационных информационных систем минимизированы. В теоретической части работы проведен анализ теоретических аспектов разработки информационных систем, рассмотрены системы-аналоги, используемые в технологии работы сотрудников, в обязанности которых входят вопросы мониторинга работоспособности энергетического оборудования. Показано, что существующие решения не в полной мере соответствуют специфике . Принято решение о проведении собственной разработки информационной системы. Так же, в рамках данной работы проведено решение всех задач, поставленных на первоначальных этапах:детально проанализирована специфика предметной области; определена необходимость внедрения информационной системы в одно из самых значимых направлений деятельностиорганизации – работудиспетчера отдела оперативной эксплуатации; кроме этого, в процессе разработки проектных решений использовались современные технологии по разработкетехнологий по сбору, передаче, обработке, хранению и выдачеинформации. Анализ бизнес-процессов диспетчера оперативной эксплуатации показал, что в отсутствии информационной системы диспетчеров оперативной эксплуатации отмечается снижение эффективности процесса эксплуатации оборудования, отсутствуют возможности анализа его работоспособности, снижены характеристики оперативности реагирования на возникающие нештатные ситуации. Задачи автоматизации данной категории специалистов предполагают ведение картотеки оборудования, учет проводимых работ, формирование аналитической отчетности о работоспособности инфраструктуры РЭС.Показано, что мониторинг состояния энергетического оборудования РЭС проводится с использованием SCADA-системы ПТК «ТЕКОН», позволяющей проводить оценку состояния энергетического оборудования РЭС. В случае выхода параметров работы котельного оборудования за пределы штатных значений необходимо составление заявки на выполнение работ по устранению нарушений в функциях системы. В рамках данной работы проведен анализ бизнес-процессов работы системы, связанной с обслуживанием заявок на проведение работ с энергетическим оборудованием, определен перечень исполнителей, назначены роли пользователей информационной системы.Аналитическая частьвключает описание комплекса работ, направленных на обоснование необходимости автоматизации: определена сущность задачи, описаны основные свойства существующей информационной системы , дано описание основному бизнес-процессу, рассмотрены вопросы, связанные с анализом существующих разработок в этой области. Также во второй главе приведено обоснование проектных решений по информационному, программному и техническому обеспечению. В рамках анализа существующих разработок в области автоматизации служб по работе с заявками на обслуживание инженерной инфраструктуры было показано, что существующие решения не в полной мере соответствуют технологии работы РЭСи при этом, силами сотрудников ИТ-отдела компании возможно проведение разработки информационной системы.Проектная часть посвящена рассмотрению этапов жизненного цикла проекта. Также дана характеристика информационной архитектуре разрабатываемого проекта, построена информационная модель, проведено моделирование «сущность-связь» (ER-модель), описана структура полей таблиц базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации.В рамках реализации проектных решений по разработке информационной системыпроведено построение информационной модели, определен набор необходимых сущностей информационной системы, установлены связи между ними, определены реквизиты входных и результатных документов.Далее проведен выбор средств разработки и СУБД, проведена программная реализация системы. Тестирование основных режимов работы системы показало соответствие функционала программы технологическим процессам. Разработанная система позволяет осуществлять ввод первичной документации, оперативных данных (заявок на проведение работ с энергетическими установками, отметок о выполненных работах). В системе присутствует разграничение доступа по ролям пользователей, реализованы режимы формирования аналитической отчётности.В рамках проведения оценки экономической эффективности внедрения системы было показано, что экономический эффект достигается за счет снижения временных затрат на выполнение операций по учету заявок на выполнение работ, формирование отчетов. Также косвенный экономический эффект достигается за счет сокращения времени простоя системы, увеличения срока службы энергетического оборудования. Оценка экономической эффективности проекта показывает значение срока окупаемости в 10 мес., что является приемлемым результатом в условиях РЭС.Список использованной литературыАИС «Диспетчер». Описание функционала программы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.intechnology.ru/monitoringИзмерительный системы ТЕКОН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://all-pribors.ru/opisanie/68033-17-ptk-tekon-77552Попов Б. Н. Администрирование информационных систем : учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с. Лубянская Э.Б. Информационные системы в экономике: учебное пособие. - Воронеж : ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2017. - 140 с.Польшакова Н.В., Коломейченко А.С., Яковлев А.С. Информационные системы в экономике: [учебник]. - Москва : Буки Веди, 2016. - 480 с.Селяничев О. Л. Администрирование информационных систем: учебное пособие. - Череповец: ФГБОУ ВО "Череповецкий государственный университет", 2017. - 99 с. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Проектирование информационных систем. — М.: Интернет-университет информационных технологий – М.: ИНТУИТ.ру, 2009. с.135Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий.- М.: Финансы и статистика,2015. – 376с. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 512 с.Фаронов В.А. Разработкапрограммного обеспечения на языке высокого уровня. М.: 2015. – 455с.Фуфаев Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 325 c.Хлебников А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 192 с.Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 208 с.Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: РАП, 2013. - 180 с.Коряковский А.В. Информационные системы предприятия: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике/ 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Боровская Е.В. Программирование в среде Delphi - 3-е изд., (эл.) - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 241 с.Медведев М.А. Разработка информационных систем. Учебное пособие. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 64 с.Шипулин Л. В., Сазонова Н. С. Базы данных : учебное пособие. - Челябинск :ЮУрГУ, 2016. - 96 с. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы - 3-е изд., (эл.) - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 226 с. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. - 6-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 386 с.Дадян Э. Г., Зеленков Ю. А. Методы, модели, средства хранения и обработки данных: учебник. - Москва : Вузовский учебник, 2016. - 167с. Понамарев В.А. Технологии разработки программного обеспечения. - СПб: БХВ-Петербург, 2015. - 340 с. Жулева С.Ю. Разработка приложений в среде Delphi. В 2 частях. Часть 1. Общие приемы программирования. М.: Гор. линия-Телеком, 2014. - 142 с.Хорев П.Б. Организация комплексной защиты информации. СПб: БХВ-Петербург, 2015. - 343 с.

Список использованной литературы

1. АИС «Диспетчер». Описание функционала программы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.intechnology.ru/monitoring
2. Измерительный системы ТЕКОН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://all-pribors.ru/opisanie/68033-17-ptk-tekon-77552
3. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем : учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
4. Лубянская Э.Б. Информационные системы в экономике: учебное пособие. - Воронеж : ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2017. - 140 с.
5. Польшакова Н.В., Коломейченко А.С., Яковлев А.С. Информационные системы в экономике: [учебник]. - Москва : Буки Веди, 2016. - 480 с.
6. Селяничев О. Л. Администрирование информационных систем: учебное пособие. - Череповец: ФГБОУ ВО "Череповецкий государственный университет", 2017. - 99 с.
7. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Проектирование информационных систем. — М.: Интернет-университет информационных технологий – М.: ИНТУИТ.ру, 2009. с.135
8. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 376 с.
9. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.
10. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 512 с.
11. Фаронов В.А. Разработка программного обеспечения на языке высокого уровня. М.: 2015. – 455с.
12. Фуфаев Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 325 c.
13. Хлебников А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.
14. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 192 с.
15. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 208 с.
16. Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.
17. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.
18. Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: РАП, 2013. - 180 с.
19. Коряковский А.В. Информационные системы предприятия: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
20. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике/ 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
21. Боровская Е.В. Программирование в среде Delphi - 3-е изд., (эл.) - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 241 с.
22. Медведев М.А. Разработка информационных систем. Учебное пособие. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 64 с.
23. Шипулин Л. В., Сазонова Н. С. Базы данных : учебное пособие. - Челябинск : ЮУрГУ, 2016. - 96 с.
24. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы - 3-е изд., (эл.) - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 226 с.
25. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. - 6-е изд., (эл.) - М.: Лаборатория знаний, 2017. - 386 с.
26. Дадян Э. Г., Зеленков Ю. А. Методы, модели, средства хранения и обработки данных: учебник. - Москва : Вузовский учебник, 2016. - 167с.
27. Понамарев В.А. Технологии разработки программного обеспечения. - СПб: БХВ-Петербург, 2015. - 340 с.
28. Жулева С.Ю. Разработка приложений в среде Delphi. В 2 частях. Часть 1. Общие приемы программирования. М.: Гор. линия-Телеком, 2014. - 142 с.
29. Хорев П.Б. Организация комплексной защиты информации. СПб: БХВ-Петербург, 2015. - 343 с.

Вопрос-ответ:

Какие программные решения существуют в области управления технологическими процессами?

Существует множество программных решений в области управления технологическими процессами. Некоторые из них включают в себя системы мониторинга и управления оборудованием, системы автоматизации процессов, системы планирования ресурсов и т.д. Например, такие программные продукты, как SCADA-системы, системы управления производством (MES), системы управления энергетическим оборудованием и др.

Какие задачи можно автоматизировать в области управления технологическими процессами?

В области управления технологическими процессами можно автоматизировать задачи, связанные с мониторингом работы оборудования, планированием и оптимизацией производственных процессов, управлением производственными ресурсами, контролем качества продукции, анализом данных и др. Автоматизация этих задач позволяет улучшить эффективность и надежность процессов, сократить затраты на производство и повысить качество продукции.

Что можно сказать об ООО Орехово Зуевские РЭС?

ООО Орехово Зуевские РЭС - это организация, занимающаяся управлением энергетическим оборудованием. Она имеет свою диспетчерскую службу, которая занимается управлением и контролем работы оборудования, а также координацией работ с другими организациями и контрольно-счетными пунктами.

Какие программные решения рассматриваются в главе?

В главе рассматриваются программные решения в области управления технологическими процессами, предназначенные для диспетчерской службы Орехово Зуевского РЭС.

Какие задачи автоматизации обсуждаются в главе?

В главе обсуждаются задачи автоматизации в области управления технологическими процессами, относящиеся к диспетчерской службе Орехово Зуевского РЭС.

Какие выводы можно сделать по данной главе?

По данной главе можно сделать выводы о теоретических аспектах использования информационных систем в управлении функционированием оборудования, а также о программных решениях и задачах автоматизации в области управления технологическими процессами.

Что представляет собой ООО Орехово Зуевские РЭС?

ООО Орехово Зуевские РЭС - это организация, которая рассматривается в главе и имеет отношение к диспетчерской службе Орехово Зуевского района электроснабжения.

Какая информация анализируется в главе?

В главе проводится анализ общей характеристики ООО Орехово Зуевские РЭС и его связи с управлением технологическими процессами.