Военно - психологические подходы развития профессионализма у военнослужащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Военная психология
  • 44 44 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 14.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теорико-методологический анализ основных Военно-психологических подходов в отечественной и зарубежной психологии к проблеме развития профессионализма военнослужащих 6
1.1. Профессионализм как научная проблема 6
1.2. Этапы развития профессионализма военнослужащих в отечественной и зарубежной психологии 14
1.3. Направления деятельности психолога в работе с военнослужащими 22
Глава 2. Психологический анализ условий развития профессионализма в современных условия ВС РФ 25
2.1. Психолого- педагогические основы развития профессионализации военнослужащих 25
2.2. Рекомендации по совершенствованию развития профессионализма военнослужащих в условиях воинской деятельности 30
Заключение 40
Список литературы 42

Фрагмент для ознакомления

Отвечает за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологического состояния, поддержание здорового климата, психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки.Необходимо подчеркнуть, что существующие формы и методы обучения офицеров и в военно-учебных заведениях не всегда в полной мере способствуют выработке у них аналитических способностей, необходимых организаторских качеств, развитию оперативно-тактического мышления и практических навыков по организации боевых действий и управлению войсками (силами). Учебный процесс иногда строится таким образом, что офицеры обучаются в основном принятию и докладу решений, но недостаточно занимаются самой трудной частью искусства управления подразделениями и частями - организаторской работой и проведением принятых решений в жизнь. Некоторые занятия носят пассивный, экскурсионный характер и поэтому не достигают своих целей.[8]В целом теоретическая и практическая разработка вопросов методики обучения офицеров, на наш взгляд, несколько отстает от уровня развития военного дела и требует дальнейшего совершенствования.Явно недооценивается освоение и внедрение в учебный процесс новых прогрессивных методов обучения. Есть надобность в военно-учебных заведениях иметь хотя бы небольшие группы специалистов, которые бы отслеживали эти вопросы.[3]Таким образом, одним из условий качественной отработки задач оперативно-тактической, тактико-специальной и военно-технической подготовки является наиболее полное использование ее различных форм: индивидуальных заданий, групповых упражнений, военных и деловых игр, летучек и тренировок по специальности, открытых уроков, показных и инструкторско-методических занятий, учебных фильмов. Особенно важны открытые уроки в подготовке самих преподавателей.Для достижения целей профессиональной подготовки офицеров на любых занятиях или учениях особое значение имеет создание поучительной оперативно-тактической обстановки и умелое ее наращивание, что побуждает обучаемых к творчеству и способствует всестороннему раскрытию их способностей. Это зависит, прежде всего, от руководителя занятия. Нужно очень много работать и думать над планом проведения каждого занятия, учения, тщательно готовить к ним не только обучаемых, но и прежде всего преподавателей, чтобы состоялась настоящая боевая учеба.[2]А.С. Макаренко был прав, когда говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество. Это относится и к другим командирским качествам. Самостоятельность, смелость, решительность и другие организаторские и волевые способности не могут появиться сами по себе или в результате одного лишь словесного объяснения их важности и значения, если их не вырабатывать изо дня в день в ходе повседневной боевой учебы и военной службы. Поэтому исходная обстановка и все дополнительные вводные, которые даются по ходу занятия, должны как можно полнее воспроизводить характер современного боя и операции, ставить обучаемых в сложные условия наземной, морской и воздушной обстановки, изобиловать острыми ситуациями, требующими глубоких раздумий, нелегких творческих дерзаний и вытекающих из этого оригинальных решений, быстрого реагирования на изменения обстановки и умения находить выход из самых трудных положений. Боевые задачи ставятся обучаемым с таким расчетом, чтобы обеспечить их высокую активность в ходе всего занятия, способствовать принятию смелых решений и проявлению инициативы и творчества. Сведения о противнике должны раскрываться в пределах реально возможной осведомленности о его составе, положении и действиях в данной обстановке.[6]Желательно, чтобы создаваемая обстановка не только отражала оперативное положение и характер действий передовых частей, но и была внутренне насыщенной, включала все разнообразные элементы по видам Вооруженных Сил, родам войск, службам, всем видам обеспечения операций. Обучаемые должны постоянно чувствовать насыщенность и напряженность информационной, психологической борьбы. Нередко на разборах можно слышать справедливые упреки в том, что некоторые офицеры мало внимания уделяют вопросам разведки, тылового, технического и других видов обеспечения операции. Слабо осуществляется маневр на поле боя. Но нередко это происходит из-за того, что на занятиях и учениях не создается обстановка, вынуждающая принимать соответствующие решения по этим вопросам. Например, не создаются условия для совершения маневра. Не воспроизводятся элементы информационной и психологической борьбы, их воздействия на обучаемых.Интересы дела требуют также внедрения в практику обучения более активных форм и методов проведения занятий. Большинство из них' целесообразно организовывать в поле (на пунктах управления) со средствами связи, практически отрабатывая основные вопросы подготовки боя и управления подразделениями в ходе боевых действий. Оправдывает себя практика проведения внезапных индивидуальных и групповых летучек на картах и местности с офицерским составом всех категорий.[10]В условиях дефицита учебного времени возникает настоятельная необходимость в интенсификации учебного процесса, в широком и настойчивом внедрении прогрессивных методов обучения офицеров, в полном использовании достижений психологии, педагогики, а также современных информационных технологий. К сожалению, в настоящее время использование новых методов обучения еще не получило широкого распространения в военно-учебных заведениях, находят применение лишь отдельные элементы этих прогрессивных методов без достаточного учета специфики военного обучения. Например, программированное обучение сводится нередко к использованию примитивных обучающих машин. В то же время опыт программированного обучения заставляет по-новому взглянуть на традиционные принципы и методы обучения, увидеть их слабые места и лучше понять, в каком направлении осуществлять дальнейшее совершенствование этого процесса.[7]Его нельзя сводить только к обучающим машинам. При кратком определении, программированное обучение - это индивидуализированное обучение с обратной связью и непрерывным контролем усвоения материала.Внедрение его принципов означает:во-первых, эффективность обучения значительно повышается, когда учебный процесс не просто строится по принципу «учитель учит ученика», а ученик добывает знания под руководством учителя, и только те знания могут быть прочными, которые обучаемый приобретает сам;во-вторых, совсем другими должны быть программы обучения, где изучение разных предметов должно быть взаимосвязано. Учебники должны иметь такую логическую структуру, чтобы, не усвоив гарантированно предыдущий раздел, невозможно было бы перейти к следующему;в-третьих, особое значение имеет самостоятельная работа, без которой не может быть процесса добывания знаний;в-четвертых, должны преобладать активные формы занятий с непрерывным диалогом преподавателя и обучаемого.[5]В последнее время в военно-учебных заведениях кроме групповых упражнений стали шире практиковать военные игры, отработку вопросов организации взаимодействия на макете и местности, проведение со слушателями учений на местности со средствами связи. Но возможности дальнейшего совершенствования методики обучения курсантов и слушателей еще далеко не исчерпаны. Например, на групповых упражнениях желательно меньше рассказывать, как выполняется та или иная задача, а больше работать практически по ее Уяснению, оценке обстановки, объявлению решения, постановке задач, т.е. все делать так, как это было бы в действительной обстановке.Сложность процесса профессиональной подготовки офицеров диктует необходимость постоянно исследовать его с целью изыскания более совершенных форм и методов обучения, других путей повышения эффективности учебы. Очень важно также приближать обучение в вузах к тому, что требуется от офицера в войсках (флотах). Это позволит ему по прибытии к месту службы сократить период становления.[13]Для повышения ответственности и заинтересованности офицеров в личной подготовке важно воспитать у каждого из них правильное и строго критическое отношение к ней, всемерно развивать любознательность, создавать обстановку высокой требовательности и нетерпимости к любым проявлениям благодушия и самоуспокоенности в этом деле.Как требует министр обороны, формирование такого отношения к личной командирской подготовке должно быть предметом постоянной работы всех старших начальников, которые должны в современных условиях с еще большей остротой и принципиальностью ставить и решать задачи повышения личной ответственности каждого офицера за свою подготовку.Правильное отношение к этому делу выражается, прежде всего, в самостоятельной работе каждого офицера над собой остающейся основой основ подготовки офицеров, которую невозможно заменить никакими другими формами занятий. Жизнь повелительно требует от наших офицеров, генералов и адмиралов непрерывного совершенствования своих военных знаний и навыков. Поэтому, исходя из многолетнего опыта не одного поколения военных людей, можно со всей определенностью сказать, что существует лишь один путь к полному овладению ответственными и сложными командирскими и штабными обязанностями. Постоянно, неустанно учиться. И совершенствовать свои деловые навыки, как это делали, например, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, которые буквально истязали себя самоотверженной работой над собой.[11]Вместе с тем, как показывает опыт, необходимы и некоторые дополнительные меры, стимулирующие повышение ответственности и заинтересованности офицеров в результатах командирской подготовки, возрастание ее значимости в системе аттестования и прохождения службы офицерским составом. Осуществление принципа подбора и расстановки кадров по деловым качествам требует более глубокого и внимательного изучения личной подготовки офицеров.[12]Во всяком случае, совершенно недопустимо, когда при подборе и расстановке кадров недостаточно учитываются уровень командирской подготовки офицеров и результаты их служебной деятельности.Для достижения большей объективности в этом деле представляется целесообразным в программах подготовки офицеров четко определять примерный круг важнейших вопросов, которые обязательно должны знать и уметь практически выполнять основные категории офицеров соединений и частей с тем, чтобы каждый из них прежде всего сам стремился с максимальной полнотой освоить занимаемую должность и подготовить себя к следующей.С учетом всего этого целесообразно уточнить и упорядочить систему прохождения службы офицерским составом. В пределах сроков, установленных Законом, все офицеры (с учетом деловых и моральных качеств) должны иметь перспективу по службе.Для стабилизации кадров определить минимально необходимый срок нахождения на основных командных должностях (не менее 2-3 дет), узаконить не только на словах, но и на деле сочетание службы на командных и штабных должностях. При этом не надо спешить заполнять за счет войск освободившиеся должности в управленческом аппарате (если нет готовых кандидатов на эти должности - они временно могут быть вакантными).Необходимо поднять авторитет знающего и компетентного офицера, полнее учитывать уровень его подготовки при присвоении очередных званий и продвижении по службе. В связи с этим правильно было бы отказаться от практики всеобщего аттестования офицеров через 4-5 лет, так как это себя не оправдывает и отнимает много времени. Желательно каждого офицера аттестовывать после прохождения им установленного срока службы в определенной должности и по мере его готовности для назначения на следующую должность или направления на учебу. Аттестованию должна предшествовать обязательная сдача экзаменов на следующую должность или переподготовка на курсах.[13]Сегодня надо добиться того, чтобы каждый офицер понял и реально убедился в том, что успешное продвижение по службе зависит, прежде всего, от него самого. Желательно стимулировать заинтересованность офицера в постоянном повышении своего профессионального уровня, чтобы не только старшие командиры, но прежде всего каждый офицер сам болел за свою подготовку.Особенно важной задачей является воспитание чувства офицерского достоинства и чести. Для этого целесообразно в корне изменить систему обучения и воспитания курсантов и слушателей. Учить и воспитывать их не в общем строю и массе, а главный упор сделать на кропотливую индивидуальную работу по формированию и становлению каждого офицера.Проводимые периодически военные игры сводятся преимущественно к принятию решений и их докладам, обсуждениям. Исследовательские учения неоправданно растягиваются на многие месяцы и проводятся не в реальном масштабе времени и обстановки. При таком подходе преподаватели постепенно теряют реальное представление об управлении войсками и, конечно, не могут полноценно учить курсантов и слушателей.Раньше еще можно было как-то понять рассуждения о том, что практические навыки по управлению войсками - это дело не учебного заведения, этому офицер должен научиться в войсках и на флотах. Но сейчас, когда и в войсках нет систематических учений и тренировок, особенно важно, чтобы в вузах закладывались хоть какие-то первоначальные практические навыки по выполнению офицерами своих обязанностей в бою, руководству боевой подготовкой, организации службы войск.[7]Весьма важен также правильный подход к оценке занятий, проводимых с офицерами, как в войсках, так и в вузах. У руководителя, который в ходе занятия или учения ставит обучаемых в более трудные условия, последние попадают в менее выгодные положения и допускают больше недочетов, чем офицеры, действовавшие в облегченных условиях. Отдельные старшие начальники на учениях обращают внимание только на действия обучаемых, недостаточно интересуясь при этом, в какие условия они поставлены. Это порождает иногда у руководителей стремление упростить обстановку или даже подсказать кое-что обучаемым, а у последних - угадать решение руководства, боязнь ошибиться. Надо судить о качестве занятия и учения не только по действиям обучаемых военнослужащих, штабов и войск, но и по тому, насколько они были методически поучительными.Таковы возможные пути совершенствования процесса обучения и воспитания офицерских кадров в современных условиях.ЗаключениеПод профессионализацией правомерно понимать процесс повышения качества воинской деятельности, ее культуры, усложнение социального и функционального содержания.'Наиболее сложившимся, зрелым и содержательным звеном военной профессионализации является сфера военного образования и профессиональной подготовки, которая обеспечивает сопряжение человека с конкретным видом воинского труда, непосредственно формирует военно-профессиональную пригодность лиц, избравших профессию офицера и прошедших соответствующий отбор.Система военной профессионализации - важнейшая область советского военного строительства. По сути, это механизм, с помощью которого высокие патриотические чувства советских людей, их талант, физические и духовно-нравственные силы, личностный потенциал материализуются в напряженном, высокопроизводительном труде, профессиональном мастерстве офицеров, солдат, высокой служебной культуре и вместе с тем в образцовом воинском порядке, дисциплине и боевой готовности, но он нуждается в постоянном научном присмотре.Воинская деятельность - это продолжение общенародного труда. Поэтому стратегический курс партии на ускорение социально-экономического развития и связанная с ним задача более рационального использования труда, повышения его производительности всецело распространяются и на Вооруженные Силы. В век научно-технического прогресса важнейшим показателем эффективности воинской деятельности, как и любой иной, является уровень ее профессионализации.Таким образом, совершенствование методической деятельности в военных учебных заведениях при подготовке офицерских кадров по вопросам военного управления и связи в современных условиях должно базироваться на высоком личном профессионализме преподавательского состава, творческом применении современных информационно-телекоммуникационных технологий и информационных систем военного назначения.СписоклитературыБатищев В. Н. Психологическое обеспечение военно-профессионального самоопределения курсантов ВВУЗОВ ВС РФ :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2003Богданов Дмитрий Евгеньевич. Конец домината: от тетрархии к военному регентству на западе Римской империи (379-423 гг.): автореферат дис. ... кандидата Исторических наук: 07.00. 2018Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психологическое обеспечение летной подготовки 1996 Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, - М, 2012.Военная педагогика и психология. Под ред. А.В.Барабанщикова.- М.,1986.ВылугинВ.В., Г.П.Куприянов, С.Г.Чекинов. Пути совершенствования военного образования России на современном этапе. Вестник АВН, №1(38). М.: 2012. С. 87-93.Гальперин П. Я. психология мышления и учение поэтапного формирования умственных действий. Исследование мышления в советской психологии/Отв ред. Е. В. - Шорохова И. наука 1996 с. 236-277 Зеер Э.Ф. "Психология профессионального развития" издательский центр "академия" 2006 Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности Королев Л.М.Психология управления: Учебное пособие, 5-е изд., 2016Офицеров В.В. В развитие мышления у курсантов военных училищ на тактических занятиях (Экспериментальное исследование) О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей. - М., 1990.Попов М. Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Автореф. дисПроблемывоинскоговоспитания. - М., 1979.РассоловА.Ф.. Проблемы и перспективы казенного военного образования. Вестник АВН, № 3(40), М.: 2012. С. 170-175.Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.Сыромятныков И. В. психология профессиональной субьектности офицеров вооруженных сил российской федерации ,диссертация 2007 УваровЮ.А., Пути повышения эффективности обучения слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Военная мысль № 8, М.: 2009. С. 54-65.Постоновления и документы1.Указ Президента СССР от 11.01.1991 N УП-1306 "Об утверждении Общего положения о военно-политических органах"Текст документа по состоянию на июль 2016 года2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве"Электронные ресурсыhttp://mil.ruhttps://bigenc.ru/education/text/2708703http://vestnik.laspace.ru

Список литературы


1. Батищев В. Н. Психологическое обеспечение военно-профессионального самоопределения курсантов ВВУЗОВ ВС РФ : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2003
2. Богданов Дмитрий Евгеньевич. Конец домината: от тетрархии к военному регентству на западе Римской империи (379-423 гг.): автореферат дис. ... кандидата Исторических наук: 07.00. 2018
3. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психологическое обеспечение летной подготовки 1996
4. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. -
5. Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, - М, 2012.
6. Военная педагогика и психология. Под ред. А.В.Барабанщикова.- М.,1986.
7. Вылугин В.В., Г.П.Куприянов, С.Г.Чекинов. Пути совершенствования военного образования России на современном этапе. Вестник АВН, №1(38). М.: 2012. С. 87-93.
8. Гальперин П. Я. психология мышления и учение поэтапного формирования умственных действий. Исследование мышления в советской психологии/Отв ред. Е. В. - Шорохова И. наука 1996 с. 236-277
9. Зеер Э.Ф. "Психология профессионального развития" издательский центр "академия" 2006
10. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности
11. Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие, 5-е изд., 2016
12. Офицеров В.В. В развитие мышления у курсантов военных училищ на тактических занятиях (Экспериментальное исследование)
13. О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей. - М., 1990.
14. Попов М. Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Автореф. дис
15. Проблемы воинского воспитания. - М., 1979.
16. Рассолов А.Ф.. Проблемы и перспективы казенного военного образования. Вестник АВН, № 3(40), М.: 2012. С. 170-175.
17. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.
18. Сыромятныков И. В. психология профессиональной субьектности офицеров вооруженных сил российской федерации , диссертация 2007
19. Уваров Ю.А., Пути повышения эффективности обучения слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Военная мысль № 8, М.: 2009. С. 54-65.
Постоновления и документы
1.Указ Президента СССР от 11.01.1991 N УП-1306 "Об утверждении Общего положения о военно-политических органах" Текст документа по состоянию на июль 2016 года
2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве"
Электронные ресурсы
http://mil.ru
https://bigenc.ru/education/text/2708703

Вопрос-ответ:

Что такое профессионализм и почему это важно для военнослужащих?

Профессионализм - это комплекс знаний, навыков и качеств, позволяющих военнослужащему выполнять свои обязанности на высоком уровне. Это важно для военнослужащих, поскольку от их профессионализма зависит эффективность выполнения боевых задач, безопасность собственных сил и достижение успеха в военных операциях.

Какие этапы профессионализма существуют в психологии?

В психологии выделяют несколько этапов развития профессионализма у военнослужащих. Это начальный этап, на котором формируются базовые знания и навыки, средний этап, на котором развивается профессиональная компетенция, и высокий этап, характеризующийся мастерством и профессиональным мастерством.

Какие направления деятельности психолога существуют в работе с военнослужащими?

Психолог в работе с военнослужащими может заниматься рядом направлений деятельности, включая психологическую подготовку к боевым действиям, психологическую поддержку во время службы, консультирование и помощь в решении проблем личного характера, работу с посттравматическими реакциями и др.

Какие основные военно-психологические подходы существуют в отечественной и зарубежной психологии?

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к проблеме развития профессионализма военнослужащих, включая такие, как психология преемственности поколений, психология профессионального роста, психология развития лидерства и психология мотивации и др.

Чему учат военнослужащих на основе военно-психологических подходов?

Военно-психологические подходы обучают военнослужащих различным навыкам и знаниям, включая такие как психологическая устойчивость, коммуникационные навыки, управление стрессом, принятие решений в экстремальных ситуациях, овладение навыками лидерства и др. Все это помогает развивать профессионализм и успешно выполнять военные задачи.

Что изучали военно-психологические подходы?

Военно-психологические подходы изучали проблему развития профессионализма у военнослужащих.

Какие этапы развития профессионализма военнослужащих были выделены в отечественной и зарубежной психологии?

В отечественной и зарубежной психологии были выделены следующие этапы развития профессионализма военнослужащих:...

Каковы основные направления деятельности психолога в работе с военнослужащими?

Основные направления деятельности психолога в работе с военнослужащими включают:...

Какие проблемы изучали военно-психологические подходы?

Военно-психологические подходы изучали проблему развития профессионализма у военнослужащих.