Теоретические основы управления качеством образования в современной дошкольной образовательной организации
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и сущность управления качеством дошкольного образования 5
2. Современные подходы к управлению качеством образования в дошкольной организации 8
3. Основные условия эффективного управления качеством образования в дошкольной образовательной организации 21
Заключение 24
Список литературы 26
Планово – прогностическая функция контроля осуществляет прогнозирование и планирование научно – методической работы коллектива определение зоны ближайшего развития педагогов. Данная функция включает в себя также совместное составление руководителей и педагогов планов развития, образовательных программ и т.д.Организационно-исполнительская функция контроля главным образом обеспечивает выполнение плана деятельности, повышение эффективности управления образовательного учреждения, взаимодействие с другими учреждениями.Контрольно-диагностическая функция обеспечивает осуществление контролявнутри образовательной организации, с целью оценки качества образовательно – воспитательного процесса учреждения.И, наконец, регулятивно-коррекционная функция контроля включает в себя внесение коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.Таким образом, данная мониторинговая система позволяет в полной мере продиагностировать выполнение функций контроля и методическую деятельность педагога.3. Основные условия эффективного управления качеством образования в дошкольной образовательной организацииВажно отметить, что и мониторинг, и оценка будут эффективны в той степени, насколько корректно заданы нормы и стандарты, в какой мере они соотносятся с рядом принципиальных условий. Рассмотрим данные условия.1. Условия,касающееся измеримости, а также применимости норм и стандартов. Данные требования должны быть не только качественно, но и количественно определены. При этом они должны быть пригодны для практического использования. Ярким примером служат государственные образовательные стандарты содержания образования в структуре федерального компонента.2. Другое условие – это их осуществимость, а также согласованность с реальными возможностями образовательной организации, ее элементов. Это условие указывает на важность учета действительной выполнимости задаваемых норм и стандартов. Ведь нормы могут быть завышенными или заниженными. Подобное завышение стандартов и норм приводит к чрезмерной напряженности, сбоям в образовательно-воспитательном процессе. С психологической точки зрения, завышенные нормы и стандарты могут вызывать у участников образовательного процесса не только состояние тревоги и неуверенности, но также и стремление отказаться от общей работы. Снижение же стандартов и норм, наоборот, парализует активность участников образовательного процесса, при этом, вызывает некое состояние благодушия, самодовольства, безделья. В обоих перечисленных случаях крайности в определении норм и стандартов во многом снижают общую эффективность всего образовательного учреждения и участников образовательного процесса.3. Условие к созданию нормативов, которое должно учитывать конкретные условия, предлагающие их выполнение. Различные существенные изменения, касающиеся внешних условий, в итоге приводят к изменению норм. С данной точки зрения, мониторинг является не столько процессом выявления отклонений от норм и стандартов, сколько основой для их пересмотра. Другими словами, мониторинг – это не только процесс отслеживания курса движения к намеченным целям, но и механизм по корректировке этих целей, а также путей их достижения. При этом, многие ошибки в управлении в педагогике возникают вследствие того, что мониторинг рассматривается только как средство минимизации отклонений, а не в виде пути выявления ошибок в самих целях, нормах, планах, которые были установлены администрацией образовательного учреждения.4. Условие соблюдения стандартов, а также нормативов, которое предполагает действие аппарата мониторинга, то есть отдельных лиц, либо коллективного органа, которые, в свою очередь, отвечают за выявление отклонений и адекватность их оценки. В практическом смысле мониторинг реализуется на всех структурных уровнях в образовательной организации. Первоочередно ответственность оценки соблюдения учебных нормативов осуществляют сами педагоги, и в данном случае особое значение приобретает объективность педагогической оценки. Для снижения влияния объективности при оценке результатов и достижений воспитанников вводятся механизмы и способы корректировки различных ошибок самих педагогов.5. Условие относительно нормативов, которые должны строиться на базе прошлого опыта и основываться на анализ актуального состояния образовательного учреждения. Нормы считаются основой и ключом к интерпретации результатов в ДОУ. Нормы формируют и пересматривают, исходя из имеющихся сведений о прошлых благоприятных причинах и способах выполнения, а также при анализе уже допущенных ошибок, приводящих к нежелательным последствиям. Наличие подобных данных способствует выявлению тенденции к какому-либо из данных состояний в процессе мониторинга и таким образом выработке соответствующей системы последующих действий. Прогноз, построенный на базе прошлых состояний ДОУ, реализует нормативную функцию, становится элементом мониторинга.6. Условие по избеганию абсолютизации, а также преувеличения роли разных нормативных требований. Хоть нормы и определяют весь масштаб и алгоритм поведения воспитанников и педагогов в ДОУ, они также регламентируют их действия и поступки, приводят к однообразию, выработке стереотипов. ЗаключениеЦелью исследования было изучение теоретических основ управления качеством образования в современной дошкольной образовательной организации. Данная цель была достигнута посредством решения задач исследования.Рассмотрено понятие и сущность управления качеством дошкольного образования.Выявлено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы способна обеспечить комплексный подход для оценки итоговых и промежуточных результатов, что, в свою очередь, позволяет осуществлять оценку динамики достижений дошкольников.Охарактеризованысовременные подходы к управлению качеством образования в дошкольной организации. Определено, что управление представляет собой целенаправленный процесс, который выполняется непрерывно во времени и пространстве и требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей.На сегодняшний день современные подходы к управлению качеством образования в дошкольной организации ориентированы, главным образом, накачество образовательной программыобразовательного учреждения, на качество кадрового обеспечения, а также на оценку качества образования дошкольников их родителями. Проанализированы основные условия эффективного управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ДОУ.К таким условиям отнесены: условие измеримости, а также применимости норм и стандартов, их осуществимость; согласованности с реальными возможностями образовательной организации, ее элементов;создания нормативов, предлагающих выполнение норм и стандартов ДОУ;соблюдения стандартов, нормативов, предполагающее действие аппарата мониторинга;соблюдения нормативов, строящихся на базе прошлого опыта и основывающихся на анализе актуального состояния образовательного учреждения;избегания абсолютизации.Список литературыФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. [Текст] – Москва: Эксмо, 2018. – 144 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. [Текст] - М.:ТЦ Сфера, 2014. -96 с. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Дашков и Ко, 2014.Бакунина А.М. Достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией образовательных программ [Текст] // Дошкольная педагогика.- 2015 - №8 - С.15-24. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением [Текст]: Автореф... канд. пед. наук.- М., 1998. - 21 с. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Качество образования как педагогическая проблема [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 940-942. Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества и проблема оценки качества высшего педагогического образования // Современные проблемы образования / под ред. Ю. Подгурецкого, В. Гребенниковой, Ю. Синицына. Ополье – Краснодар, 2008. С. 14–23.Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2000. – 400 с.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением [Текст] // Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сб. научных трудов / Под ред. Т.С. Комаровой.- М., 1981. - 119 с. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. - 148 с. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. - М.: Интеллект - Центр, 2005. - 424 с.Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в современном детском саду [Текст]// Управление ДОУ. 2015. - №4 - С.41-50. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций /авторы: М.И. Солодкова, А.В. Коптелов, под ред. В.Н. Кеспикова – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 80 с.Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2000.– 448 с.Прохоров А. П. Русская модель управления/ А. П. Прохоров. — М.; Издательство студии Артема Лебедева, 2014. – 496 с.Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании : учеб.пособие. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 357 с.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - М., 2011.Тимченко В.В., Трапицын С.Ю., Жарова М.В. Системы менеджмента качества в образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.Тимченко В.В., Трапицын С.Ю., Жарова М.В. Системы менеджмента качества в образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. [Текст] - М: АРКТИ, 2003.- 260 с.Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Изд-во Экономика, 1984. – 248 с.Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Андреева Э.А. Управление качеством: учеб.пособие. — М.: ИНФА-М, 2014. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. [Электронный ресурс]/ режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/3710 (дата обращения 30.03.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. [Текст] - М.:ТЦ Сфера, 2014. -96 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Дашков и Ко, 2014.
4. Бакунина А.М. Достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией образовательных программ [Текст] // Дошкольная педагогика.- 2015 - №8 - С.15-24.
5. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением [Текст]: Автореф... канд. пед. наук.- М., 1998. - 21 с.
6. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Качество образования как педагогическая проблема [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 940-942.
7. Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества и проблема оценки качества высшего педагогического образования // Современные проблемы образования / под ред. Ю. Подгурецкого, В. Гребенниковой, Ю. Синицына. Ополье – Краснодар, 2008. С. 14–23.
8. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2000. – 400 с.
9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
10. Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением [Текст] // Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сб. научных трудов / Под ред. Т.С. Комаровой.- М., 1981. - 119 с.
11. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.
12. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. - 148 с.
13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. - М.: Интеллект - Центр, 2005. - 424 с.
14. Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в современном детском саду [Текст]// Управление ДОУ. 2015. - №4 - С.41-50.
15. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций /авторы: М.И. Солодкова, А.В. Коптелов, под ред. В.Н. Кеспикова – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 80 с.
16. Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2000.– 448 с.
17. Прохоров А. П. Русская модель управления/ А. П. Прохоров. — М.; Издательство студии Артема Лебедева, 2014. – 496 с.
18. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании : учеб. пособие. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 357 с.
19. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - М., 2011.
20. Тимченко В.В., Трапицын С.Ю., Жарова М.В. Системы менеджмента качества в образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
21. Тимченко В.В., Трапицын С.Ю., Жарова М.В. Системы менеджмента качества в образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
22. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. [Текст] - М: АРКТИ, 2003.- 260 с.
23. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Изд-во Экономика, 1984. – 248 с.
24. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Андреева Э.А. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: ИНФА-М, 2014.
25. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. [Электронный ресурс]/ режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/3710 (дата обращения 30.03.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое управление качеством дошкольного образования?
Управление качеством дошкольного образования - это система мер и методов, которая направлена на повышение качества образовательного процесса в дошкольной организации. Целью управления качеством является обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка, его моторики, интеллекта и эмоциональной сферы.
Что такое управление качеством образования в дошкольной образовательной организации?
Управление качеством образования в дошкольной организации — это процесс планирования, организации, контроля и коррекции образовательной деятельности с целью достижения высокого уровня качества образования для детей дошкольного возраста.
Какие современные подходы используются в управлении качеством образования в дошкольной организации?
Современные подходы в управлении качеством образования в дошкольной организации включают системный подход, компетентностный подход, интегративный подход, инновационный подход и другие. Эти подходы позволяют создавать эффективные образовательные программы и методы работы с детьми.
Какие основные условия необходимы для эффективного управления качеством образования в дошкольной образовательной организации?
Для эффективного управления качеством образования в дошкольной организации необходимы следующие условия: наличие компетентных и квалифицированных педагогов, разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для каждого ребенка, использование современных образовательных технологий, регулярное анализирование и оценивание результатов образовательной деятельности и др.
Что означает планово-прогностическая функция контроля в управлении качеством образования в дошкольной организации?
Планово-прогностическая функция контроля в управлении качеством образования в дошкольной организации заключается в прогнозировании и планировании научно-методической работы, а также в определении стратегии и тактики развития образовательной организации.
Какова сущность управления качеством дошкольного образования?
Сущность управления качеством дошкольного образования заключается в обеспечении оптимального уровня образовательных услуг для детей дошкольного возраста, основываясь на принципах индивидуализации образовательного процесса, развития компетенций педагогов и создания благоприятной образовательной среды.
Какие теоретические основы лежат в основе управления качеством образования в дошкольной образовательной организации?
Теоретическими основами управления качеством образования в дошкольной образовательной организации являются принципы системного подхода, комплексного подхода и процессного подхода. Системный подход предполагает рассмотрение дошкольной образовательной организации как целостной системы, включающей различные элементы взаимосвязи. Комплексный подход подразумевает рассмотрение факторов, влияющих на качество образования, как внешних (экономических, социальных, технологических) и внутренних (процессов обучения, квалификации педагогических кадров, использования образовательных ресурсов). Процессный подход предполагает управление качеством образования как последовательность процессов, включающих планирование, организацию, контроль и управление исправлениями и улучшениями.