Обучение хореографии детей с учётом возрастных особенностей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 12.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей хореографии с учетом возрастных особенностей 5
1.1. Искусство хореографии сегодня 5
1.2. Возрастные особенности детей 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Педагогические условия обучения детей хореографии с учётом возрастных особенностей 16
2.1. Формы и методы обучения детей младшего школьного возраста 16
2.2. Формы и методы обучения детей хореографии подростков 18
2.3. Эксперимент и его результаты 21
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Контроль технической подготовленности школьников стоит строить на условиях музыкальности, ритмичности, баланса, техники, динамики танца, синхронности, ведения в парах, стабильности, эмоциональности.Результаты применяются для корректировки средств обнаружения и устранения типовых технических ошибок детей [3,7].К таким ошибкам относятся ошибки темпа (слишком медленное или слишком быстрое выполнение шагов и т. П.), ритма (несоблюдение продолжительности шагов,непопаданиешага, неправильный перенос массы тела точно на удар и т. П.), Ошибки в технике работы ног и стоп (неправильная постановка опорной и рабочей ног), технике исполнения фигур, выборе позиции стопы, неумение держать линию, неправильные постановки в паре (несоблюдение надлежащей расстоянии, непараллельные линии плеч, неправильное положение рук или головы и т. п.) [2,6;11].При обучении младших школьников танцам важно использование дифференцированного подхода, который в целом может строиться на индивидуальных,средовыхи социальных факторах.Наиболее важны критерии, соотносятся с индивидуреальными факторами –половозрастной критерий, индивидуальные особенности организма, уровень физического состояния, которое определяется физическим развитием, физической работоспособностью, физической подготовленностью, по состоянию здоровья, функциональнымивозможностями организма [1,10:16].В данном исследовании мы пользуемся критерием развития физических качеств, который является счастью общего критерия физической подготовленности.Для определения влияния танцевальных занятий на развитие младших школьников была сформированагруппа из школьников, занималась на базе танцевального кружка для детей младшего школьного возраста.Физические качества школьников определялись по таким тестам: 1) выполняется ходьба выпадами, при этом нога спускается на пол акцентировано с носка на всю ступню (тест на определение индивидуальной ритмичности движений);2) выполняется ходьба с поднятием прямой ноги вперед, с разведением рук в стороны;от учеников требуется как можно точнее сохранять общий рисунок движения, его ритм, амплитуду, темп, динамику (тест на определение коллективной ритмичности движений);3)толчкомдвумя ногами выполняется прыжок вперед через полосу шириной 0,5 м, после чего ученик принимает положениестойкинадругойноге, руки на поясе (тест на определение равновесия);4) выполняется перепрыгивание через скакалку при вращении скакалки партнером или партнершей (тест на определение точности);5) выполняется перепрыгиваниечерез скакалку на полу по кругу в заданной последовательности: на правой ноге;на левой ноге;на двух ногахноги держатся нарезыно;ноги скрещены (тест на определение ловкости)6) выполняется приставной шаг в сторону с небольшим приседанием: 4 шага влево, 4 шага вправо;при этом кисти рук вращаются наружу и вовнутрь (тест на определение уровня пластичности)7) за минимальный отрезок времени последовательно на прямой линии выполняются 3-4 кувырки вперед (тест на умение ориентироваться в пространстве).Критерии оценивания координационных способностейтестируемыхдетей в трехбалльной шкале представлены в табл.1.№5баллов4балла3балла1При ходьбе нога неслышно ставится на большой палец, затем акцентировано на ступню - через одинаковые промежуткиХодьба выполняется напряженно и скованно, хотя промежутки остаются почти одинаковымиПри ходьбе как минимум несколько раз существенно возбуждено равномерность шагов2Движения выполняются в полном соответствии с образцомПри ходьбе ногуподнятк горизонтали, носок неоттянут,голову опущенПри ходьбе ногу не доказан к горизонтали, руки не всегда разведены в стороны;движения выполняются скованно3После скачка сохраняется строго вертикальное положениеПосле скачка допускается незначительное покачивание верхнего плечевого поясаПосле скачка ученик переступает ногами с общей фиксацией вертикального положения4Перепрыгивание выполняется без ошибокДопускается одно нарушение ритмаУченик допускается нескольких или многих нарушений ритма5Перепрыгивание выполняется без ошибокПри перепрыгивании допускается одно нарушение последовательности движений и одно нарушение ритмаПри перепрыгивании постоянно нарушается ритм, ученик вступает в скакалку6При выполнении сохраняется полное соответствие амплитуды, направления, темпа, слитность движенийПри выполнении движения недостаточно слиты, выразительныеНаблюдается очень слабая плохо "движений и полное их выразительность7При выполнении серии кувырков полностью сохраняется прямая линияПри выполнении серии кувырков допускается незначительное отклонение от прямой линииПри выполнении серии кувырков ученик не способен выдерживать линию иТаблица 2.Общие результаты тестирования координационных способностей школьников в каждом из тестов (в баллах, п = 25)№Развитие координационных способностей (по номерам тестов)Средний балл к занятиям1Индивидуальная ритмичность движений3,62Коллективная ритмичность движений3,93Равновесие3.84точность4.15ловкость3,66пластичность3.87Ориентация в пространстве4,2Исследование влияния танцевальных занятий на развитие физических младших школьников в зависимости от их уровня развития физических качеств показало, что это влияние немного сильнее у детей с более низким развитием физических качеств.Анализ литературных источников и педагогическое наблюдение также было использованос целью выяснения особенностей формирования хореографическойкультуры с помощью народной хореографии. Во время проведения педагогическихнаблюдений было установлено, что большинство времени учебно-воспитательногопроцесса используется для обучения и совершенствованиятехники исполнения и манеры танца и музыкальности. К тому же маловнимания уделяется предоставлению теоретических знаний, а также импровизации.Метод экспертной оценки использовали для определения уровня хореографической культуры подростков.Каждому эксперту было предложено определить уровень хореографической культуры подростков по пяти показателям: техниками исполнения, связью с музыкой, умением создавать образ, импровизацией, артистичностью.Таким образом, определение уровня хореографической культуры подростков свидетельствует о том, что техника исполнения украинского народного танца находится на высоком уровне, однако умение импровизировать, воспроизводить характер танцевальных движений находится на уровне ниже среднего, и низком.Выводы по второй главеТаким образом, специфика детской хореографии в младшем школьном и подростковом возрасте связана прежде всего с психологическим восприятием межполовых отношений, а также с другими антропометрическими, физиологическими, психологическими и другими особенностями детей.Общие методы обучения танцевальным движениям - методы объяснения, практического показа, выполнение упражнений и элементов под счет, самостоятельного выполнения элементов.Составляющими обучения базовым элементам хореографии есть заприсвоением элементов партерной хореографии и выполнения упражнений у опоры.Обучение основам музыки включает преимущественно выполнения упражнений на согласование движений с музыкой и участие в музыкальных играх.При занятиях спортивными танцами на начальных этапах важное значение приобретает постепенное устранение технических ошибок, допускаемых дети.Неотъемлемой составляющей методики обучения танцам является непосредственная организация педагогической работы на каждом занятии, построение его структуры, определение задач и содержательноенаполнение,анализ проведенного занятия.Общими главными элементами основной части танцевального занятия является знакомство детей с базовыми элементами музыкальной грамоты (с применением музыкальных игр), специальные ритмические упражнения на согласованность движений с музыкой, в т. ч. игры на развитие чувства ритма и закрепления навыков выполнения движений в соответствии с темпом музыкального произведения, исполнения упрощенных элементов художественной гимнастики и хореографии в партере и у опоры, тренировочные вспомогательные упражнения на развитие различных физических качеств.ЗаключениеВ детских хореографических коллективах могут заниматься дети в возрасте от 5-6 до 16 лет.И в работе коллектива это требует диференциированого подхода.Разделение занятий танцами происходит по двум признакам: возрастному и половому.В танцевальных коллективахребята разделенына четыре возрастные группы:подготовительная (ребята вместе, возраст - 5-7 лет), младшего (ребята вместе, возраст - 7-10 лет), среднюю (мальчики отдельно, возраст - 10-12 лет), старшую (мальчики и девочки отдельно, возраст -старше 12 лет).Разделение объясняется физиологическими особенностями развития детей, спецификой упражнений для тех и других.Кроме того, со средней и старшей групп формируется основной состав ансамбля.Ребята, отдельно в своих группах, изучают репертуар,а потом, встречаясь на сведетних репетициях, отрабатывают танцы для концертов.Но в целом, несмотря на разделениепо возрасту и полу, каждый коллектив имеетединуюпедагогическую программу на весь период понятий в коллективе, на несколько лет и на каждый год отдельно.Кроме того, на каждую группу отдельно.Такой подход к работе в детском хореографическом коллективе будет способствовать развитию лучших человеческих качеств, таких как дружба, уважение к старшим, внимательное отношение к старшим,к младшим, формировать сознательную дисциплину и культуру поведения, ссоответствующим физическом ростом и артистизмом.Список литературыБарах И.И., Дорохов Р.Н. «Физическое развитие школьников 8-17 лет, в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма». Смоленск.1975г.Барышникова Т. Основы хореографии. - М., 2001. -272 с.Бекина С. Музыка и движения / Светлана Бекина, Татьяна Ломова, Елена Соковнина. - М.: Просвещение, 1984Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: учеб-метод. изд. М.: ВЦХТ, 2012. С. 9.Ваганова А. Основы классического танца / Агрипина Ваганова. – СПб. : Лань, 2002.Выготский Л. С.Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.Выготский Л.С.Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. – М.: Лабиринт, 2004.Гавликовский Н.Л. Руководство для изучения танцев [Текст] / Н.Л. Гавликовский. - 4-е изд., испр. - СПб.: 13 Лань; Планета музыки, 2010.Громов Ю.И.Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.Есаулов И.Г.Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник/ Удмуртский государственный унивеситет. Ижевск, 2005.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. 128 с.Ивинг В. П. Хореографическая работа со школьниками / В. Ивинг. – М.: НИИ АПН, 1956.Ивлева Л.Д.Методика обучения хореографии в младшей возрастной группе. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005.Ивлева Л.Д.Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. – Челябинск: ЧГАКИ. 2002.Ивлева. Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом [Текст] : учебное пособие / Ивлева .Ивлева, Л. Д., Челяб. гос. акад. культуры и искусств . - [Б. м.] : ЧГАКИ, Б. г.. - 59 с/Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст]: учебнометодическое пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с.Методика работы с хореографическим коллективом: учебно-методическое пособие / Сост. Э.И. Герасимова. – Киров: КОКК, 2010.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.Полятков С. С. Основьі современного танца / С. С. Полятков. - Изд. 2-е -Ростов н/Д : Феникс, 2006.Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов6 Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 .Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие / Т. Пуртова, А. Беликова, О. Кветная. - М.: ВЛАДОС, 2003.Руднева С. Ритмика. Музьїкальное движение / Светлана Руднева, Змма Фиш. - М. : Просвещение, 1972.Смит Люси. Танцы. Начальньїй курс / Пер. с англ. Е. Опрышко.- М. : ООО „Издательство Астрель", 2001.Тимофеев А.А Методические указания по предмету "Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом" [Электронный ресурс] / А. А. Тимофеев. - Саратов : [б. и.], 2011. - 14 с. Тимофеев А.А. Методические указания по предмету "Педагогическая работа с хореографическим коллективом" [Электронный ресурс] / А. А. Тимофеев. - Саратов : [б. и.], 2011. - 21 с. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. ООО «Издательство «Один из лучших», 2008.

1. Барах И.И., Дорохов Р.Н. «Физическое развитие школьников 8-17 лет, в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма». Смоленск.1975г.
2. Барышникова Т. Основы хореографии. - М., 2001. -272 с.
3. Бекина С. Музыка и движения / Светлана Бекина, Татьяна Ломова, Елена Соковнина. - М.: Просвещение, 1984
4. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: учеб-метод. изд. М.: ВЦХТ, 2012. С. 9.
5. Ваганова А. Основы классического танца / Агрипина Ваганова. – СПб. : Лань, 2002.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. – М.: Лабиринт, 2004.
8. Гавликовский Н.Л. Руководство для изучения танцев [Текст] / Н.Л. Гавликовский. - 4-е изд., испр. - СПб.: 13 Лань; Планета музыки, 2010.
9. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.
10. Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник/ Удмуртский государственный унивеситет. Ижевск, 2005.
11. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. 128 с.
12. Ивинг В. П. Хореографическая работа со школьниками / В. Ивинг. – М.: НИИ АПН, 1956.
13. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в младшей возрастной группе. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005.
14. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. – Челябинск: ЧГАКИ. 2002.
15. Ивлева. Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом [Текст] : учебное пособие / Ивлева .Ивлева, Л. Д., Челяб. гос. акад. культуры и искусств . - [Б. м.] : ЧГАКИ, Б. г.. - 59 с/
16. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст]: учебнометодическое пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с.
17. Методика работы с хореографическим коллективом: учебно-методическое пособие / Сост. Э.И. Герасимова. – Киров: КОКК, 2010.
18. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
19. Полятков С. С. Основьі современного танца / С. С. Полятков. - Изд. 2-е -Ростов н/Д : Феникс, 2006.
20. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов6 Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 .
21. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие / Т. Пуртова, А. Беликова, О. Кветная. - М.: ВЛАДОС, 2003.
22. Руднева С. Ритмика. Музьїкальное движение / Светлана Руднева, Змма Фиш. - М. : Просвещение, 1972.
23. Смит Люси. Танцы. Начальньїй курс / Пер. с англ. Е. Опрышко.- М. : ООО „Издательство Астрель", 2001.
24. Тимофеев А.А Методические указания по предмету "Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом" [Электронный ресурс] / А. А. Тимофеев. - Саратов : [б. и.], 2011. - 14 с.
25. Тимофеев А.А. Методические указания по предмету "Педагогическая работа с хореографическим коллективом" [Электронный ресурс] / А. А. Тимофеев. - Саратов : [б. и.], 2011. - 21 с.
26. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. ООО «Издательство «Один из лучших», 2008.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы нужно учитывать при обучении детей хореографии с учетом возрастных особенностей?

При обучении детей хореографии с учетом возрастных особенностей необходимо учитывать такие теоретические основы, как психология развития детей, физиологические особенности разных возрастных групп, педагогические методики и принципы, а также искусство хореографии.

В чем заключаются возрастные особенности детей, которые нужно учитывать при обучении хореографии?

Возрастные особенности детей, которые нужно учитывать при обучении хореографии, включают физическое развитие, психическое развитие, эмоциональную сферу, способности и интересы, а также уровень развития моторных навыков и координации движений.

Какие формы и методы обучения используются при работе с детьми младшего школьного возраста?

При работе с детьми младшего школьного возраста используются такие формы и методы обучения, как игровые задания, элементарные хореографические композиции, использование музыкальных инструментов, развивающие упражнения на координацию движений и ритмичность.

Какие формы и методы обучения используются при работе с подростками в области хореографии?

При работе с подростками в области хореографии используются формы и методы обучения, направленные на развитие творческого мышления, технических навыков и эмоциональной выразительности. Это могут быть комплексные хореографические композиции, работа с аксессуарами и различными стилями танца.

Что может быть основным выводом по первой главе учебника об обучении детей хореографии с учетом возрастных особенностей?

Основным выводом по первой главе учебника об обучении детей хореографии с учетом возрастных особенностей является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, учет его физических и психологических особенностей, а также создание комфортной образовательной среды для развития его хореографических способностей.

Какие теоретические основы рассматриваются в первой главе "Обучение хореографии детей с учетом возрастных особенностей"?

В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения детей хореографии с учетом их возрастных особенностей. Особое внимание уделяется искусству хореографии в современном мире и анализу возрастных особенностей детей.

Какие выводы можно сделать по первой главе "Обучение хореографии детей с учетом возрастных особенностей"?

По первой главе можно сделать вывод, что для эффективного обучения детей хореографии необходимо учитывать их возрастные особенности. Также было рассмотрено искусство хореографии в современном мире и его значение для развития детей.

Какие педагогические условия рассматриваются во второй главе "Педагогические условия обучения детей хореографии с учетом возрастных особенностей"?

Во второй главе рассматриваются педагогические условия обучения детей хореографии с учетом их возрастных особенностей. Рассматриваются различные формы и методы обучения детей младшего школьного возраста, формы и методы обучения детей хореографии подростков, а также эксперимент и его значение в этом процессе.