совершенствование системы национальной безопасности рф
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 71 + 71 источник
- Добавлена 27.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Понятие национальной безопасности и ретроспективный анализ угроз 8
1.1.Понятие национальная безопасность 8
1.2.Ретроспективный анализ угроз национальной и международной безопасности 15
2. Характеристика угроз национальной безопасности 24
2.1. Понятие и виды угроз национальной безопасности 24
2.2.Анализ угрозы экономической национальной безопасности криминализация экономики 32
2.3. Анализ угрозы информационной безопасности 41
3. Совершенствование системы национальной безопасности 51
3.1.Основные проблемы системы национальной безопасности 52
3.2. Оптимизация системы национальной безопасности 58
Заключение 61
Список использованных источников 66
Это нормативный правовой акт, имеющий юридическую силу Указа Президента РФ. Положения Доктрины информационной безопасности 2016 г., в частности, нормы-дефиниции, нормы-цели и др., с формально-правовой точки зрения, хотя и не представляют собой непосредственно правил поведения субъектов, в то же время являются общеобязательными правовыми предписаниями, обеспечивающими правовую определенность норм-правил, содержащихся в специальном законодательстве, и следовательно — системный характер правового регулирования вопросов национальной безопасности в информационной сфере.3. Совершенствование системы национальной безопасности3.1.Основные проблемы системы национальной безопасностиНациональную безопасность обеспечивают путем проведения единойполитики в различных сегментах жизнедеятельности, системой экономических,политических и организационных мер.Основным субъектом, который обеспечивает надлежащий уровеньнациональной безопасности, является государство, которое осуществляетфункции в данной области путем органов всех ветвей власти РоссийскойФедерации.Государство, в соответствии с функционирующим на данный моментпланом, законодательными актами и стратегиями, обеспечивает безопасностьвсех субъектов населения территории РФ. Гражданам государства, которыенаходятся как на территории, так и за ее пределами, государство гарантируетзащиту и покровительство.Повышениеэффективности управления системой национальной безопасности не имееткомплексного научного подхода, что является важным аспектом для успешногопланирования государственной стратегии в сфере безопасности. Также следуетотметить тот факт, что государством реализуется ряд программ (УказПрезидента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 О Стратегии национальнойбезопасности Российской Федерации, Законодательство РФ по вопросамобороны, закон РФ «О безопасности»), реформирован ряд законодательныхактов в отношении системы национальной безопасности, но одна программа,сменяется новой, нет совершенной рекомендации и пути развития.Эффективная система государственного управления системойнациональной безопасности позволит грамотно планировать и успешнореализовывать проекты, учитывая все факторы внешней и внутренней средыРоссийской Федерации. Это даст не только повышенный результат уровнябезопасности, но и позволяет снизить возможности террористических актов,утечки информации, криминогенных ситуаций на территории государства.Кроме того, регулярное обновление инструментария в отношении системынациональной безопасности, позволит вывести государство на новый уровеньразвития и возведет его на новую ступень развития.Исходя из отчетности прошлого года группы экспертов по вопросамнациональной безопасности (специалисты группы ЦИРКОН), которая былапредставлена в публикациях 2018 года система национальной безопасностиимеет множество пробелов, внешних и внутренних угроз. Следуетакцентировать внимание на том, что в данный период развития государства,наиболее подвержена нестабильному состоянию сфера экономики, в силу того,что уровень национальной безопасности нестабилен и не находится нанадлежащей ступени развития.Состояние национальной экономики Российской Федерации,несовершенство менеджмента и функционирования внутри системыгосударственной власти, регулирования общественной, социальной и другихнаправлений, социально-политическая поляризация национального общества, атакже стремительно набирающая темпы, криминализация отношений внутриобщества, рост уровня преступности и увеличение масштабов терроризма –являются ключевыми проблемами. Они создают достаточно широкий спектркак внутренних, так внешних угроз для системы национальной безопасностиРоссийской Федерации.Для начала стоит акцентировать внимание на том, что по большей мере,дестабилизация в системе национальной безопасности имеет прямое влияние на национальную экономику. В сфере экономики угрозы обладают комплекснымхарактером и обусловлены в первую очередь большим сокращением объемовВВП, понижением активности в области инвестиций, инноваций и НТП,дестабилизацией банковской системы, ростом внешних и внутреннихгосударственных долгов.Также стоит отметить то, что в силу сложной политической иэкономической обстановки, несовершенства, как национальной экономики, таки системы национальной безопасности, повлекли за собой тенденцию кпреобладанию в экспорте топливных, энергетических и иных ресурсов, а вимпорте – товаров группы бытовых предметов, продовольственных товаров ипредметов первой необходимости.Таким образом, в данный момент прослеживаются сепаратистскиенастроения на территории государства, что приводит к дестабилизацииполитической системы. Конфликтная ситуация с Западом и ближнимидержавами, приводит к усиленной нестабильности политики, ослаблена единаяэкономическая система и все её составляющие, нарушена банковская,налоговая и иные системы. Подтверждение представленный вывод находит вряде авторских публикаций, как в печатных изданиях, так и в программенациональной безопасности до 2020 года, утвержденной президентомРоссийской Федерации от 31 декабря 2015 года.Единое правовое пространство Российской Федерации размыто попричине несоблюдения принципов приоритетов государственных норм наддругими нормами права, федеральных правовых норм над нормами субъектовРФ, недостаточной стабильности государственного управления на всехуровнях.Угроза криминализации в сфере общественных отношений, складываетсяв процессе реформации социально-политического устройства страны,экономической деятельности, является достаточно острой на текущий периодразвития государства.Согласно ежегодному отчету «Национальная безопасность России пооценкам экспертов» от 2018 года (проводит исследовательская группаЦИРКОН), стоит отметить серьезность просчетов, допущенных на начальныхэтапах проведения реформ в экономическом, военном, правоохранительном иином пространстве страны. Также необходимо акцентировать внимание наослабленной системе государственного регулирования и контроля,несовершенное состояние правовой базы, а также отсутствие стабильнойполитики государства в сегментах социального развития. К примеру, духовно-нравственная сфера, что и является прямым фактором, влияющим на уровеньпреступности, коррупции и других проблем, которые встречаются структурекриминальных ситуаций в стране.Последствия вышеуказанных просчетов проявлены в ослабленномсостоянии правового контроля над ситуацией в государстве, в слиянииразличных элементов исполнительной и законодательной власти скриминальными структурами, в тотальном проникновении данных структур всферу менеджмента банковскими системами и учреждениями, крупнымипредприятиями, организациями, которые осуществляют торговуюдеятельность. Таким образом, необходимо акцентировать внимание на том, чтовсе вышеуказанные факты, минимизация уровня преступности, зависит нетолько от правовых элементов, но и от политических.Стоит упомянуть и о тех угрозах, которые наблюдаются в социальнойсфере. В вышеуказанной сфере существует масса угроз для системынациональной безопасности РФ, а именно:- глубина расслоения общества на узкий круг обеспеченных граждани преобладающую массу малоимущих жителей РФ;- увеличение массы того населения, которое живет на гранибедности;- стремительный рост безработицы.Что касается основных угроз в международной сфере, то ониобуславливаются рядом факторов:- стремлением отдельных стран и международных объединений понизитьроль используемых механизмов обеспечения международнойбезопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;- ослаблением политического, экономического, а также военного влиянияРоссийской Федерации в мире;- возможностями дислокации в непосредственной близости отгосударственной границы зарубежных военных штабов;- распространением оружия массового уничтожения;- ослаблением процессов интеграции в составе Содружества НезависимыхГосударств;- возникновением и эскалацией конфликтов рядом с границей РоссийскойФедерации;Серьезную угрозу для системы национальной безопасности РФпредставляет терроризм в различных своих проявлениях. Подобным образом,ряд группировок и наемников, осуществляют попытки дестабилизацииполитической, экономической и иных сфер в Российской Федерации.Стоит отметить то факт, что в данный период времени особо усиливаютсяугрозы для системы национальной безопасности РФ в информационномпространстве. Серьезной опасностью является стремление ряда государствнаправленное на доминирование в мировой информационной сфере. Такженаблюдаются тенденции вытеснения Российской Федерации, как с внешнего,так и с внутреннего информационного рынка. Ряд стран разрабатываетконцепции информационной войны, в том числе и с Российской Федерацией.Нарушается стабильной функционирование информационной ителекоммуникационной системы, а также сохранность электронных ресурсов.Также отметим и тот факт, что согласно ежегодному отчету«Национальная безопасность России по оценкам экспертов» (проводитисследовательская группа ЦИРКОН), усилены негативные тенденции в военнойсфере. Они вызваны тем, что:- затягивается процесс реформации военной организации иоборонного промышленного комплекса РФ;- обеспечивается недостаточный уровень финансированиянациональной системы безопасности и обороны;- законодательная база является несовершенной.На современном этапе развития вышеуказанные проблемы проявлены вдостаточно острой мере, ими обусловлен низкий уровень оперативной и боевойподготовки Вооруженных сил РФ, иных войск и их формирований. Такженаблюдается недопустимое снижение комплектации воинских силсовременными средствами вооружения, военной техникой и другиминструментарием. А это в свою очередь ведет к общей социальной проблеме ввиде ослабления военной безопасности РФ в целом.Стоит отметить угрозу ухудшения экологической ситуации в государствеи истощение природных ресурсов страны находится в прямой зависимости отстабильности общего состояния экономики, а также готовности общества косознанию глобальности и важности данных проблем.Для Российской Федерации вышеуказанная угроза является особозначимой вследствие преимущественного развития топливно-энергетическихотраслей промышленности, неразвитости законодательной основыприродоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использованияприрод сберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеетместо и тенденция к использованию территории Российской Федерации вкачестве места переработки и захоронения, опасных для ОС веществ, а такжематериалов (согласно ежегодному отчету «Национальная безопасность Россиипо оценкам экспертов» (проводит исследовательская группа ЦИРКОН)).3.2. Оптимизация системы национальной безопасностиКак основные задачи в области обеспечения стабильности системынациональной безопасности РФ следует выделить то, что оптимизациюсистемы можно достигнуть по средствам:- своевременного прогнозирования и выявления внешних, а такжевнутренних угроз национальной безопасности РФ;- реализацией оперативных и долгосрочных мер направленных напредупреждение и нейтрализацию внутренних и внешних угроз;- обеспечением суверенитета и территориальной целостности РФ,безопасности ее пограничного пространства;- подъёмом уровня национальной экономики, проведением независимого исоциально ориентированного экономического курса;- преодолением научно-технической и технологической зависимости РФ отвнешних источников;- обеспечением на территории РФ личной безопасности каждого человекаи гражданина, его конституционных прав и свобод;- совершенствованием системы государственной власти РФ,формированием гармоничных межнациональных отношений,укреплением правового порядка и сохранением социально-политическойи общественной стабильности;- обеспечением неукоснительного соблюдения законодательства РФ всемигражданами, должностными лицами, государственными органами,политическими партиями, общественными и религиознымиорганизациями;- обеспечением равноправного и взаимовыгодного сотрудничества РФ сведущими странами мира;- подъемом и поддержанием на достаточно высоком уровне военногопотенциала страны;- принятием эффективных мер направленных на выявление,предупреждение и пресечение разведывательной и подрывнойдеятельности иностранных государств, против РФ;- коренным улучшением экологической ситуации в государстве.Существенное значение имеют следующие аспекты:- усиление поддержания государственными властями инвестиционной иинновационной активности;- принятие мер, направленных на создание устойчивой банковскойсистемы государства;- облегчение доступа предприятий к долгосрочным государственнымкредитам на финансирование капитальных вложений;- оказание реальной поддержки государством целевых программструктурной перестройки промышленности;- соблюдение государственной концепции системы национальнойбезопасности до 2020 года.Решение вышеперечисленных задач, стратегий, заключается в полнойконцентрации всех ресурсов (материальных, технических, финансовых) наключевых направлениях:- развитие науки и техники;- оказание поддержки ведущим научным школам;- максимально быстрый процесс формирования научно-технического задела и национальной технологической базы;- привлечение заемных средств;- создание фондов и использование грантов;- реализация программ развития территории Российской Федерацииво всех округах;- создание инфраструктуры, которая обеспечит коммерциализациюрезультатов научно-исследовательских разработок содновременной защитой интеллектуальной собственности внутригосударства, а также за рубежом.Таким образом, система национальной безопасности РФ, влияет на всесферы управления государством и является ключевым направлением длястабилизации общественного порядка и оптимизации государственногоразвития, его целостности и стабильности. Предложенные меры понейтрализации и минимизации, заведомо прогнозируемых угроз, как свнешней, так и с внутренней стороны, позволят в значительной меререформировать и совершенствовать функционирование системы национальнойбезопасности. Именно система национальной безопасности государстваявляется стратегически важным элементом стабильного развития РФ иустойчивости перед мировыми лидерами.ЗаключениеВ заключение работы необходимо выделить следующее.Система национальной безопасности – это сложная динамичная система, изменяющаяся с течением времени, и состоящая из объектов национальной безопасности и национальных интересов, которые необходимо защищать от существующих и потенциальных опасностей и угроз, а также субъектов, на которые возложена обязанность такой защиты, и их непосредственная деятельность по реализации предоставленных законодательством для этих целей полномочий. Исходя из приведенного определения в составе системы национальной безопасности, возможно выделить следующие компоненты: 1) объекты национальной безопасности и национальные интересы (что защищается); 2) опасности и угрозы национальным интересам, а также факторы, влияющие на появление опасностей и трансформацию их в угрозы (от чего защищается); 3) система обеспечения национальной безопасности (субъекты обеспечения национальной безопасности и их деятельность) (кем и как защищается). Система же обеспечения национальной безопасности – сложная функциональная система, изменяющаяся в процессе своей работы и состоящая из субъектов обеспечения национальной безопасности и их деятельности, направленной на (как защищается): 1) использование и модернизацию нормативной правовой базы обеспечения национальной безопасности; 2) обеспечение национальных интересов; 3) прогнозирование влияния тех или иных факторов (как существующих, так и гипотетических) на возникновение новых опасностей и угроз, усиление или ослабление уже имеющихся, разработку и реализацию профилактических (упреждающих) мер; 4) устранение последствий вреда, причиненного национальным интересам, а также его минимизацию в случаях, когда избежать причинения вреда невозможно. С учетом вышеизложенного, полагаем верным включение системы обеспечения национальной безопасности в систему национальной безопасности, так как обеспечение национальной безопасности, как уже отмечалось, представляет собой не что иное, как деятельность ее субъектов, которые бесспорно являются неотъемлемой частью системы национальной безопасности. Ретроспективный анализ угроз национальной и международной безопасности показывает четкую тенденцию их сближения. Глобализация международного сообщества, транспарентность государственных границ, ограничение национального суверенитета отдельного государства в условиях функционирования международных организаций становятся общим фундаментом по наднациональному механизму решения глобальных проблем. Трансформация содержательной части национальной и международной безопасности произошла в сторону неклассического прочтения, выраженными невоенными угрозами, выраженными проблемами нелегальной миграции, коррупцией, бедностью, пандемиями. Отход от прямых военных столкновений между государствами связан с созданием ядерного оружия, страшными последствиями мировых войн и наличием коллективной безопасности, мотивирующих страны подчиняться уставным документам ООН и иным международным форматам. Главными приоритетами национальной безопасности РФ является угрозы, как международного уровня, так и представляющие региональную основу. Среди глобальных вызовов первоочередным задачами является террористическая опасность. Реальный риск указанной угрозы связан с тем, что территория нашей страны подвергаеся постоянным террористическим атакам. Региональный формат опасностей имеет корреляцию с территориальной целостностью страны на уровне сепаратистских настроений в национальных республиках. Радикализация местного населения может угрожать суверенитету Российской Федерации. Основными инструментами внешней политики РФ (с учетом стратегии национальной безопасности) является механизм сетевой дипломатии, позволяющий создавать систему гибких союзов с другими участниками международного сообщества и подход, выраженный «softpower», предполагающий отказ от прямых военных действий и силовых инструментов. Совпадение национальных интересов отдельного государства (на примере Российской Федерации) и других участников международного сообщества возможно в нейтральных вызовов и угроз, только в том случае, если это не угрожает интересам сторон.Основные виды угроз безопасности Российской Федерации определены, уточнены источники формирования этих угроз безопасности, поставлена задача мониторинга угроз безопасности, их локализации и предупреждения возможных вредных последствий. Задача научного сообщества – теоретически обосновать алгоритмы противодействия названным угрозам безопасности и предложить варианты их практического применения в различных сферах обеспечения национальной безопасности.Состояние общества, его социальная, экономическая, политическая стабильность, развитие экономических отношений (производства, распределения) выступают отражением характера преступности как социально-правового явления. Преступность можно считать платой за неэффективную экономическую и социальную политику, за пренебрежение к человеческой личности, ее правам и интересам. Поэтому принижение проблем преступности обществом, поверхностный подход к борьбе с ней воспроизводятся в количественных и качественных показателях. Понимание данных факторов отражается и на проблемах обеспечения национальной экономической безопасности России.Решение задачи защиты национальных интересов России в информационном пространстве определяется не столько принятием в отдельных сферах жизнедеятельности нормативных актов законодательного и подзаконного, федерального и регионального уровней, сколько особым системным подходом. Концептуальной основой системного подхода к правовому обеспечению интересов Российской Федерации в информационной сфере выступает Доктрина информационной безопасности 2016г., выражающая официальные взгляды по вопросам национальных интересов в информационной сфере, актуальным информационным угрозам, состоянию, целям, направлениям и системе обеспечения информационной безопасности. Правовое содержание и значение Доктрины информационной безопасности, 2016 г. в правовой системе России определяется её юридическим статусом источника права. Это нормативный правовой акт, имеющий юридическую силу Указа Президента РФ. Положения Доктрины информационной безопасности 2016 г., в частности, нормы-дефиниции, нормы-цели и др., с формально-правовой точки зрения, хотя и не представляют собой непосредственно правил поведения субъектов, в то же время являются общеобязательными правовыми предписаниями, обеспечивающими правовую определенность норм-правил, содержащихся в специальном законодательстве, и следовательно — системный характер правового регулирования вопросов национальной безопасности в информационной сфере.Система национальной безопасности РФ, влияет на всесферы управления государством и является ключевым направлением длястабилизации общественного порядка и оптимизации государственногоразвития, его целостности и стабильности. Предложенные меры понейтрализации и минимизации, заведомо прогнозируемых угроз, как свнешней, так и с внутренней стороны, позволят в значительной меререформировать и совершенствовать функционирование системы национальнойбезопасности. Именно система национальной безопасности государстваявляется стратегически важным элементом стабильного развития РФ иустойчивости перед мировыми лидерами.Список использованных источниковМилосердов В. В. Однополярный мир // Собрание сочинений. Книга 5. Воспоминания и размышления о настоящем и будущем. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2018. С.245.Калюжный В. Г. Современный мировой порядок и геополитическое противоборство [Электронный ресурс] // Журнал Министерства обороны Российской Федерации «ОРИЕНТИР». – 2014. – №5. С.11.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Русский язык, 1978. С. 67.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1977. С. 41.Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (последняя редакция). Ст. 1 // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.Кардашова И. Б. Административно-правовое регулирование в области национальной безопасности // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научнопрактической конференции (20 марта, 2015) : в 3 частях / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2015. – С. 6–Кардашова И. Б. Актуальные аспекты исследования национальной безопасности // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9. – С. 15–17. 3. Воронов А. М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 1. – С. 33–41.;. Кардашова И. Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2016. – № 11. – С. 21–25. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 84–85; Бахрах Д. Н. Административное право : учебник. Часть Общая. – М., 1993. – 301 с.; Оболонский А. В. Человек и государственное управление. – М., 1987. – 254 с. Карпышева Ю. О. Прокуратура России как субъект обеспечения внутренней безопасности страны // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4. – С. 299–302; Федотова Ю. Г. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства // Lexrussica. – 2017. – № 7. – С. 75–89. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) :дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1999. – 340 с. ;. Райгородский В. Л. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации :дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2004. – 480 с. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. – М., 2008. – 328 с. Поздняков А. И. Концептуальные основы национальной безопасности России : лекция [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Альманах «Пространство и время». – Т.2. – Вып. 1. – 2013. Режим доступа:http://e-almanac.spacetime.ru/assets/files/Tom%202%20Vip%201/rubr3-kategoriya-smysla-st3-pozdnyakov-2013.pdf. (12.12.2017). Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ.ред. А. А. Прохожева. – М., 2005. – 344 с.Кикоть-Глуходедова Т. В. Анализ понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 2. – С. 178–174.Кикоть-Глуходедова Т. В. Анализ понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 2. – С. 178–174.Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 7 августа 1996 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru .«Об Утверждении Концепции Национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// kremlin.ru .Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 7 августа 1996 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru .О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ruО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ruО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ruО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru На все угрозы национальной безопасности Путин пообещал адекватный ответ. 26 марта 2015 // URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/26/putin_fsb/ Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 январяФедеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» №3-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» №27-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» №5-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» №40-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности". //СПС Консультант Плюс.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". //СПС Консультант Плюс.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653..О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ruКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.Алешин В.В., Остроухов Н.В., Рытов Е.Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России // Право и политика. 2015. N 1. С. 45 - 51; Ильин В.А. Стратегия национальной безопасности - 2015 - шаг к новому этапу развития России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. N 1(43). С. 9.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Производство - финансы - банки. М.,2015. С. 365; Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М., 2014. С. 129.Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макросистемы экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 2014. N 12. С. 25.Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2016. С. 35.Абалкин Л.И. Концепция будущего развития России // К самосознанию России. М., 2015. С. 57.Рейтинг стран мира по уровню социального развития - TheSocialProgressIndex 2015 // Последняя редакция: 30.10.2016. URL: http://www.socialprogressimperative.org/; см. также: Рейтинг качества жизни регионов России. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий, 2006 - 2016. URL: http://gtmarket.ru/research/quality-of-life-russian-regions-ranking/info.Фаляхов Р. Россия проваливается в бедность // Газета.ru. 13.01.2017.Гришина Е. Директор лаборатории бюджетной политики Института им. Гайдара // Газета.ru. 13.01.2017.в Послание Федеральному Собранию Президента России от 1 декабря 2016 г. http://tass.ru/ekonomika/3832469.Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности // Государство и право. 2012. N 5. С. 56 - 67; Овчинский В. Диагноз современной политической ситуации в России: теоретические изменения или борьба олигархических кланов // Радио "Эхо Москвы". 2015. 3 января.Путин В.В. Выступление на заседании Правительства РФ 01.06.2009 // URL: https://russian.rt.com/article.Монтескье Ш.Л. О духе законов. Собрание сочинений Ш. Монтескье в переводе А.Г. Горнфельда, М.М. Ковалевского. 1900. М.: Политиздат, 1948 // URL: http://itexts.net/avtor-sharl-lui-monteske/237294-izbrannye-proizvedeniya-o-duhe-zakonov-sharl-monteske.html.. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. на 19.07.2018)// СЗРФ, № 31 (ч.I), 31.07.2006, ст.3448.Федеральный закон от 03.12.2011 № 382- ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (с изм. на 05.07.2018)// СЗРФ, № 49 (ч.V), 05.12.2011, ст.7060. Федеральный закон от 21.07.2014 № 209- ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (редакция, действующая с 01.03.2018)// СЗРФ, № 30 (ч.I), 28.07.2014, ст.4210.Федеральный закон от 03.08.2018 № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗРФ, № 32 (ч.II), 06.08.2018, ст.5135. . Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. на 18.04.2018)// Российская газета № 32, 08.02.92; Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР № 7, 13.02.1992, ст. 300Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. на 03.08.2018)// СЗРФ, № 48, 28.11.2011, ст.6724. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. на 29.07.2018)// СЗРФ, № 1, 03.01.2011, ст.48. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. на 28.12.2017)// СЗРФ, № 7, 16.02.2009, ст.776. 26 27Федеральный закон от 22.12.2008 № 262- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (с изм. на 28.12.2017)// СЗРФ, № 52, 29.12.2008, (ч.I), ст.6217Федеральный закон от 27.07.2010 № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерскойинформации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. на 03.08.2018)// СЗРФ, № 31, 02.08.2010, ст.4193.Федеральный закон от 26.07.2017 № 187- ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»// СЗРФ, № 31 (ч.I), 31.07.2017, ст.4736.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646// СЗРФ, № 50, 12.12.2016, ст. 7074. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646// СЗРФ, № 50, 12.12.2016, ст. 7074. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2018С.491;. Теория государства и права. М., 2017.С.408; Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб., 2015.С.146.Капустина М. А. Правовое регулирование в контексте интегративной юриспруденции: нормы, правоотношения, правосознание (Евразийское влияние) // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9 (100). С. 294: Овчинников А .И., Далгатова А .О., Фатхи В. И. Правовая доктрина как источник права в Российской Федерации // Философия права. 2016, № 2 (75). С. 61.Военная доктрина Российской Федерации. Поручение Президента РФ от 25.12.2014 № Пр2976 // Российская газета, № 298, 30.12.2014Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 // СЗРФ, № 5, 01.02.2010, ст.502. Экологическая доктрина Российской Федерации. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р // Российская газета, № 176, 18.09.2002.Левин Л. Л. Комментарий к новой Доктрине информационной безопасности, 2016 г. // Сайт Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Дата размещения 06.12.2016. Дата обращения 02.11.2018. URL: http://komitet5.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/168658. Отчет о состоянии национальной безопасности РФ по оценкам экспертов. Электронный ресурс [режимдоступа]: ttp://www.zircon.ru/upload/iblock/99a/Nacionalnaja_bezopasnost_Rossii_v_ocenkah_jekspertov_28-Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности». /Спс Консультант Плюс.Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской//Спс Консультант Плюс.Клейнер Г.Б. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России: препринт / Г.Б. Клейнер. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 63 с.Жадан А.А. Саморегулирование и регулирование государственной политики. Автореферат дисс. . канд. эконом, наук.: 08.00.01. Саратов, 2012. -16 с.
1. Милосердов В. В. Однополярный мир // Собрание сочинений. Книга 5. Воспоминания и размышления о настоящем и будущем. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2018. С.245.
2. Калюжный В. Г. Современный мировой порядок и геополитическое противоборство [Электронный ресурс] // Журнал Министерства обороны Российской Федерации «ОРИЕНТИР». – 2014. – №5. С.11.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Русский язык, 1978. С. 67.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1977. С. 41.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (последняя редакция). Ст. 1 // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
6. Кардашова И. Б. Административно-правовое регулирование в области национальной безопасности // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всероссийской научнопрактической конференции (20 марта, 2015) : в 3 частях / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2015. – С. 6–
7. Кардашова И. Б. Актуальные аспекты исследования национальной безопасности // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9. – С. 15–17.
8. 3. Воронов А. М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 1. – С. 33–41.;. Кардашова И. Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2016. – № 11. – С. 21–25.
9. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 84–85; Бахрах Д. Н. Административное право : учебник. Часть Общая. – М., 1993. – 301 с.; Оболонский А. В. Человек и государственное управление. – М., 1987. – 254 с.
10. Карпышева Ю. О. Прокуратура России как субъект обеспечения внутренней безопасности страны // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4. – С. 299–302; Федотова Ю. Г. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства // Lex russica. – 2017. – № 7. – С. 75–89.
11. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) : дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1999. – 340 с. ;. Райгородский В. Л. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2004. – 480 с. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. – М., 2008. – 328 с.
12. Поздняков А. И. Концептуальные основы национальной безопасности России : лекция [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Альманах «Пространство и время». – Т.2. – Вып. 1. – 2013. Режим доступа:http://e-almanac.spacetime.ru/assets/files/Tom%202%20Vip%201/rubr3-kategoriya-smysla-st3-pozdnyakov-2013.pdf. (12.12.2017).
13. Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. – М., 2005. – 344 с.
14. Кикоть-Глуходедова Т. В. Анализ понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 2. – С. 178–174.
15. Кикоть-Глуходедова Т. В. Анализ понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 2. – С. 178–174.
16. Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 7 августа 1996 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru .
17. «Об Утверждении Концепции Национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// kremlin.ru .
18. Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 7 августа 1996 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru .
19. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru
20. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru
21. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru
22. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru
23. На все угрозы национальной безопасности Путин пообещал адекватный ответ. 26 марта 2015 // URL: https://lenta.ru/articles/2015/03/26/putin_fsb/
24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января
25. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» №3-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.
26. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации» №27-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.
27. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» №5-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.
28. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» №40-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.
29. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ. //СПС Консультант Плюс.
30. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности". //СПС Консультант Плюс.
31. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". //СПС Консультант Плюс.
32. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653..
33. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru
34. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
35. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
36. Алешин В.В., Остроухов Н.В., Рытов Е.Н. О некоторых аспектах обеспечения экономической безопасности России // Право и политика. 2015. N 1. С. 45 - 51; Ильин В.А. Стратегия национальной безопасности - 2015 - шаг к новому этапу развития России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. N 1(43). С. 9.
37. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Производство - финансы - банки. М.,2015. С. 365; Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М., 2014. С. 129.
38. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макросистемы экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 2014. N 12. С. 25.
39. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2016. С. 35.
40. Абалкин Л.И. Концепция будущего развития России // К самосознанию России. М., 2015. С. 57.
41. Рейтинг стран мира по уровню социального развития - The Social Progress Index 2015 // Последняя редакция: 30.10.2016. URL: http://www.socialprogressimperative.org/; см. также: Рейтинг качества жизни регионов России. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. Центр гуманитарных технологий, 2006 - 2016. URL: http://gtmarket.ru/research/quality-of-life-russian-regions-ranking/info.
42. Фаляхов Р. Россия проваливается в бедность // Газета.ru. 13.01.2017.
43. Гришина Е. Директор лаборатории бюджетной политики Института им. Гайдара // Газета.ru. 13.01.2017.
44. в Послание Федеральному Собранию Президента России от 1 декабря 2016 г. http://tass.ru/ekonomika/3832469.
45. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности // Государство и право. 2012. N 5. С. 56 - 67; Овчинский В. Диагноз современной политической ситуации в России: теоретические изменения или борьба олигархических кланов // Радио "Эхо Москвы". 2015. 3 января.
46. Путин В.В. Выступление на заседании Правительства РФ 01.06.2009 // URL: https://russian.rt.com/article.
47. Монтескье Ш.Л. О духе законов. Собрание сочинений Ш. Монтескье в переводе А.Г. Горнфельда, М.М. Ковалевского. 1900. М.: Политиздат, 1948 // URL: http://itexts.net/avtor-sharl-lui-monteske/237294-izbrannye-proizvedeniya-o-duhe-zakonov-sharl-monteske.html.
48. . Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. на 19.07.2018)// СЗРФ, № 31 (ч.I), 31.07.2006, ст.3448.
49. Федеральный закон от 03.12.2011 № 382- ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (с изм. на 05.07.2018)// СЗРФ, № 49 (ч.V), 05.12.2011, ст.7060.
50. Федеральный закон от 21.07.2014 № 209- ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (редакция, действующая с 01.03.2018)// СЗРФ, № 30 (ч.I), 28.07.2014, ст.4210.
51. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗРФ, № 32 (ч.II), 06.08.2018, ст.5135.
52. . Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. на 18.04.2018)// Российская газета № 32, 08.02.92; Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР № 7, 13.02.1992, ст. 300
53. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. на 03.08.2018)// СЗРФ, № 48, 28.11.2011, ст.6724.
54. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. на 29.07.2018)// СЗРФ, № 1, 03.01.2011, ст.48.
55. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. на 28.12.2017)// СЗРФ, № 7, 16.02.2009, ст.776. 26 27
56. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (с изм. на 28.12.2017)// СЗРФ, № 52, 29.12.2008, (ч.I), ст.6217
57. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. на 03.08.2018)// СЗРФ, № 31, 02.08.2010, ст.4193.
58. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187- ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»// СЗРФ, № 31 (ч.I), 31.07.2017, ст.4736.
59. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646// СЗРФ, № 50, 12.12.2016, ст. 7074.
60. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646// СЗРФ, № 50, 12.12.2016, ст. 7074.
61. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2018С.491;. Теория государства и права. М., 2017.С.408; Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб., 2015.С.146.
62. Капустина М. А. Правовое регулирование в контексте интегративной юриспруденции: нормы, правоотношения, правосознание (Евразийское влияние) // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9 (100). С. 294: Овчинников А .И., Далгатова А .О., Фатхи В. И. Правовая доктрина как источник права в Российской Федерации // Философия права. 2016, № 2 (75). С. 61.
63. Военная доктрина Российской Федерации. Поручение Президента РФ от 25.12.2014 № Пр2976 // Российская газета, № 298, 30.12.2014
64. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 // СЗРФ, № 5, 01.02.2010, ст.502.
65. Экологическая доктрина Российской Федерации. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р // Российская газета, № 176, 18.09.2002.
66. Левин Л. Л. Комментарий к новой Доктрине информационной безопасности, 2016 г. // Сайт Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Дата размещения 06.12.2016. Дата обращения 02.11.2018. URL: http://komitet5.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/168658.
67. Отчет о состоянии национальной безопасности РФ по оценкам экспертов. Электронный ресурс [режимдоступа]: ttp://www.zircon.ru/upload/iblock/99a/Nacionalnaja_bezopasnost_Rossii_v_ocenkah_jekspertov_28-
68. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности». /Спс Консультант Плюс.
69. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской//Спс Консультант Плюс.
70. Клейнер Г.Б. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России: препринт / Г.Б. Клейнер. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. - 63 с.
71. Жадан А.А. Саморегулирование и регулирование государственной политики. Автореферат дисс. . канд. эконом, наук.: 08.00.01. Саратов, 2012. -16 с.