Особенности профессионального самоопределения старших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 37 37 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 19.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы организации профессионального самоопределения школьников старшего возраста в общеобразовательной организации 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков старшего школьного возраста 7
1.2 Профессиональное самоопределение старших школьников: понятия, факторы 16
2. Особенности профессионального самоопределения старших школьников 26
2.1 Основные этапы развития профессиональной ориентации за рубежом и в отечественной психологии. 26
2.2 Комплекс мероприятий по совершенствованию организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста 29
Заключение 36
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

II. Развитие в период выбора профессии  4.              Стадия оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии) – с 11 –12 до 14–18 лет. Овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессиональном пути, усвоение системы должных отношений с товарищами и взрослыми, активный самоанализ отношения к миру взрослых, формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной профессиональной пригодности на основе анализа своихвозможностей и степени развития профессионально важных качеств, активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации.  III. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала  5.              Стадия профессионального обучения – с 15–18 до 19– 23 лет. Целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формирование профессиональной пригодности к обучению профессии (ближняя цель) и к реальной практической деятельности (отдаленная цель) на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных психологических структур личности (операционной основы профессионального самоопределения, элементов профессионального мышления, памяти, психомоторики и т.

2.2 Комплекс мероприятий по совершенствованию организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста


Наряду со значительно возросшей активностью в образовательных учреждениях по внедрению разнообразных форм профориентационной работы со школьниками остаются и нерешенные проблемы. К ним относятся: 1. Низкий уровень вовлечения родителей обучающихся школ в процесс профориентации молодежи, в результате чего дети часто не знают, кем работают их родители, в чем состоит смысл их профессиональной деятельности. 2. Неготовность педагогических коллективов школ к работе по профориентации выпускников, подмена профориентационной работы усиленной подготовкой к ЕКЭ. 3. Невыстроенная система повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся. 4. Несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменений в мире профессиональной деятельности. 5. Необеспеченность образовательных учреждений необходимыми современными средствами: методиками, информационными материалами, 61 кадрами, специальными программами, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.; Выявленные проблемы послужили предпосылкой для разработки комплекса мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста. Комплекс составлен с учётом целей, задач и основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Цели комплекса мероприятий - создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; подготовки старших школьников к осознанному выбору будущей профессии, которая будет связана с пониманием сущности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности, оказание профориентационной поддержки старшим школьникам в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • обеспечить доступ старшеклассникам к информации о мире профессий, их содержании и профессиональной ориентации в целом; • расширить взаимодействие на основе сотредничесва с организациями города и области, заинтересованными в профессиональном самоопределении старшеклассников. Основные методы, используемые при проведении комплекса мероприятий организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации: • профориентационные уроки, которые повышают уровень информированности учащихся о мире профессий; • профориентационные беседы, способствующие выявлению 62 предрасположенностей и интересов учащихся к профессиям, повышение мотивационной составляющей при выборе профессии; • экскурсии на предприятия, службы, колледжи и ВУЗы, которые дают возможность выпускникам близко познакомится с содержанием той или иной профессии, познакомится с информацией, которую им предоставит первоисточник, возможность пообщаться со специалистами из разных профессиональных областей. Формы реализации мероприятий: • работа в рамках учебных занятий; • деятельность старшеклассников в кружках, студиях, клубах, участие подростков в различного рода проектах в соответствии с их профессиональными интересами; Сроки проведения: учебный год 2017 – 2018. Комплекс мероприятий, включает в себя два блока, такие как: организационный блок и содержательный блок профессиональной ориентации с учащимися старших классов. Организационный блок комплекса мероприятий нацелен совершенствование нормативно-правового, кадрового, и информационнометодического обеспечения профессионального самоопределения старших школьников. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы включает: • разработку положения о профориентационной работе в образовательной организации, в котором прописаны цели, задачи и обозначены права и обязанности всех субъектов профориентационной работы в образовательной организации; • разработку плана профориентационной работы в образовательном учреждении на учебный год. Кадровое обеспечение включает: • прохождение курсов повышения квалификации по 63 профессиональной ориентации для педагогического состава; • контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся; • проведение профконсультаций для учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихcя; • разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. • проведение методических объединений, семинаров, заседаний творческих групп по вопросам профориентации старших школьников по обсуждению различных тем: «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»; «Система образования в России»; «Система профориентационной работы в городе и в школе»; «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»; « Основы профконсультации»; «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми». Информационно-методическое обеспечение профессиональной ориентации включает: • обеспечение библиотеки современными учебно-методическими материалами по профессиональной ориентации; • усовершенствование сайта школы посредством создания вкладки «профессиональная ориентация», в которой будут транслироваться проводимые мероприятия по профориентации; • оформление стенда, уголка для старшенкласников «Профессии и человек»; • общеобразовательное учреждение необходимо обеспечить достаточным количеством методической литературы по вопросам профессионального самоопределения (Приложение 5). 64 Второй блок комплекса нацелен на организацию профориентационной деятельности с учащимися по созданию условий для их профессионального самоопределения. Для организации профессионального самоопределения старших школьников необходимо провести такие мероприятия, как: • консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии; • посещение дней открытых дверей в колледжах, ВУЗах; • проведение тематических и комплексных экскурсий на предприятия и в учебные заведения города с целью повышения уровня информированности о профессиях; • проведение профориентационных тестов, опросников и методик на выявление предрасположенности к определенным профессиям у старшеклассников; • проведение бесед со старшеклассниками на основании проведенных опросов; • привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования; • проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр - «Фестиваль профессий»; • организация и проведение встреч с работниками предприятий, учреждений профессионального образования; • встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях профессионального образования; • в рамках элективного курса «Самоопределение» и профориентационных мероприятий посещение предприятий, где рассказывают о профессиях; • проведение конкурса сочинений на тему «Профессионал своего дела» о профессиях родителей; 65 • мониторинг готовности старших школьников к профессиональному самоопределению с помощью анкетирования в самих школьников; • организация профориентационных встреч с представителями высших учебных заведений, заинтересованных в профессиональном самоопределении старших школьников; • оформление профориентационного стенда «В мире профессий»; семинары на тему: «Теория и практика профессионального самоопределения» (Приложение 6). Комплекс мероприятий по профориентации с учащимися позволит: • сформировать у учащихся положительное отношение к труду; • научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; • научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности; • обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет форм и методов, применяемых на уроках и внеучебной воспитательной работе; • выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с • учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. При организации профессионального самоопределения старшеклассников основными принципами деятельности педагогического коллектива должны быть следующие: • отбор педагогических средств и приемов с учётом особенностей учеников; • постоянное стремление к самосовершенствованию и рефлексии, психолого-педагогическая целесообразность деятельности; • уважение личности ученика и педагога; 66 • соответствие формы работы задачам и целям программа; • сотворчество и сотрудничество всех членов образовательного сообщества; • педагогический профессионализм; • необходимо создать условия для комплексного профориентационного сопровождения на протяжении всего времени обучения в общеобразовательном учреждении (занятия, тестирования, тренинги, консультации и т.д.). Всё это должно привести к следующим положительным результатам: повышение качества образования на старшей ступени образования; создание условий для профессионального самоопределения, а также социальной адаптации учащихся старших классов; обеспечение информированности учащихся о региональном рынке труда, а также о дальнейших перспективах развития региональной экономики, помощь в диагностировании склонности и способности учащихся, что в свою очередь позволит составить грамотные и четкие рекомендации для каждого из учеников старшего подросткового возраста. Все данные условия помогут школьникам старшего подросткового возраста в дальнейшем сделать правильный профессиональный выбор, адаптироваться в мире профессий, осознать свою будущую профессиональную ценность. Также это поможет сформировать готовность учеников к выбору своей будущей профессии. После разработки комплекса мероприятий и согласования с администрацией МАОУ СОШ № 56 проведена частичная апробация мероприятий комплекса. В ходе апробации комплекса мероприятий была проведена беседа со старшими школьниками по результатам проведенного дифференцированнодиагностического опросника Е.А. Климова (Приложение 4). Цель беседы - помочь старшеклассникам лучше понимать, как соотнести свои интересы, потребности и способности при выборе 67 профессии. В ходе беседы рассказали о характеристиках различных профессий, перспективе развития профессии, путях построения профессиональной карьеры, а также об особенностях рынка труда. Были приведены конкретные примеры выбора той или иной профессии с учетом индивидуальных способностей. Обратили внимание школьников на то, что в современных условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, быть готовым обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки пригодятся быть успешным в профессиональной деятельности старших школьников. Старшие школьники были заинтересованы собственными способностями и склонностями, а также списком профессий, которые смогут им подойти. Были заданы интересующие их вопросы. Многие отметили, что после данной беседы заинтересовались профессиями, о которых даже ранее не задумывались и изъявили желание ознакомиться с некоторыми профессиями подробнее. Также состоялась профориентационная встреча с представителем УрГПУ. Цель данной встречи заключалась в ознакомлении старших подростков с профессией педагога. В ходе беседы были рассказаны основные специфические черты профессии, ее минусы и плюсы. Подростки, которые заинтересовались данной профессией, задавали вопросы о доступности данной профессии, о возможных трудностях общения с детьми, интересовались предметами, которые необходимы для поступления в педагогический университет. Также обсудили вопрос о необходимости призвания в данной профессии. Некоторые учащиеся сразу изъявили желание попробовать себя в качестве педагога того или иного предмета в день самоуправления. Результат данной встречи можно отметить как положительный. 68 Некоторые школьники весьма активно участвовали в беседе, задавали интересующие вопросы. Несколько старшеклассников весьма серьезно задумалась о поступлении в педагогический университет. Таким образом, нами был составлен комплекс мероприятий по совершенствованию организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста. Ожидаемые результаты: • повышение информированности школьников о профессии педагога; • повышение мотивации к освоению профессии педагога; • помощь в профессиональном самоопределении старших школьников. В результате реализации комплекса мероприятий возможно повышение уровня профессионального мастерства педагогов по организации профессиональной ориентации обучающихся. Данный комплекс мер может помочь старшеклассникам сделать профессиональный выбор. Главное, необходимо полное взаимодействие всех элементов педагогического, медицинского, учебного, родительского состава с целью достижения поставленной цели.

Заключение

Организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении сегодня представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему. В данной работе были предприняты попытки раскрыть сущность следующих понятий: «профессиональное самоопределение», «организация профессионального самоопределения». Мы попытались дать границы старшего подросткового возраста. Под профессиональным самоопределением мы понимаем сложный динамический процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация физических и духовных возможностей, формирование адекватной профессиональной самооценки, планов и намерений, а также формирование реалистичного образа себя в качестве будущего профессионала. Организация профессионального самоопределения представляет собой систему мер, которая направлена на оказание помощи старшим школьникам в выборе будущей профессиональной деятельности. Во второй главе нашей работы был дан анализ общеобразовательного учреждения по организации профессионального самоопределения старших школьников. Мы выяснили, что присутствует множество упущений, не хватает достаточно необходимой информации, проводится достаточно мало уроков по данному вопросу и т.д.






Список литературы

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 267 с. 2.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2006. 236 с.
Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. 2013.
Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. 2006. № 2. С. 7 - 13.
Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. 2001. № 3. С. 21-28.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное 73 самоопределение молодежи. Киев: Науко-ва думка, 1998. 144 с.
Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С.15-18.
Гузич M.Э, Богдан Е.С. Психология профессионального самоопределения, М., 2015
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. 95 с.
Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
Кашепов А. В. Теория организации. Модуль 1. Введение в теорию организации. Рабочий учебник. М.: РосНОУ, 2005. 64 с. 74
Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 213 с.
Климов Е. А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
Климов, Е. А. Пути в профессионализм / Е. А. Климов. “ М. : Изд-во МПСИ ; Флинта, 2003. 320 с.
Клюева Г. А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет. 2002. 25. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Донецк. 2006. 800 с.
Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №31 (164). С.71-76.
Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 91с.
Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. 2010. №12. С.39-42.
Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 51-59.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с. 34.
Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2006. 118 с.
Профессиональное самоопределение молодежи / Под. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин и др. // Педагогика. № 5. 76 1993. С. 33 - 37.
Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Под. ред. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва: Первое сентября, 2004. 223 с.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
Пряжников Н. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. 2003. № 4. С. 12-13.
Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2007.









2


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 267 с. 2.
2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2006. 236 с.
3. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. 2013.
4. Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. 2006. № 2. С. 7 - 13.
5. Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. 2001. № 3. С. 21-28.
6. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное 73 самоопределение молодежи. Киев: Науко-ва думка, 1998. 144 с.
7. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С.15-18.
8. Гузич M.Э, Богдан Е.С. Психология профессионального самоопределения, М., 2015
9. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. 95 с.
10. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
11. Кашепов А. В. Теория организации. Модуль 1. Введение в теорию организации. Рабочий учебник. М.: РосНОУ, 2005. 64 с. 74
12. Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. 213 с.
13. Климов Е. А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
15. Климов, Е. А. Пути в профессионализм / Е. А. Климов. “ М. : Изд-во МПСИ ; Флинта, 2003. 320 с.
16. Клюева Г. А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет. 2002. 25. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Донецк. 2006. 800 с.
17. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №31 (164). С.71-76.
18. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 91с.
19. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
20. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. 2010. №12. С.39-42.
21. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 51-59.
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с. 34.
23. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2006. 118 с.
24. Профессиональное самоопределение молодежи / Под. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин и др. // Педагогика. № 5. 76 1993. С. 33 - 37.
25. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Под. ред. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва: Первое сентября, 2004. 223 с.
26. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
27. Пряжников Н. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. 2003. № 4. С. 12-13.
28. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие особенности самоопределения старших школьников?

Особенности профессионального самоопределения старших школьников включают психолого-педагогические характеристики подростков этого возраста, такие как стремление к самостоятельности, независимости и поиску своего места в обществе.

Какие факторы влияют на профессиональное самоопределение старших школьников?

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старших школьников, могут быть разными, включая социокультурные, семейные, личностные и образовательные. Например, влияние родителей, профессиональные предпочтения, образовательные возможности и т.д.

Какие этапы развития профессиональной ориентации у старших школьников?

Основные этапы развития профессиональной ориентации у старших школьников включают предпрофессиональную ориентацию, знакомство с профессиями, выбор профессиональной направленности, постановка и выполнение профессиональных целей.

Какие теоретические основы используются для организации профессионального самоопределения в школе?

Для организации профессионального самоопределения старших школьников в школе используются различные теоретические подходы, включая социально-психологические, акмеологические и субъективно-смысловые подходы.

Что важно учитывать при организации профессионального самоопределения старшеклассников?

При организации профессионального самоопределения старшеклассников важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, создавать условия для самостоятельного и информированного выбора профессионального пути, а также обеспечивать поддержку и помощь со стороны педагогов и родителей.

Какие особенности профессионального самоопределения старших школьников?

Одной из основных особенностей профессионального самоопределения старших школьников является поиск своего места в обществе и выбор будущей профессии. Этот процесс может быть сложным и требует от учеников навыков самоанализа и самопознания, а также знаний о мире профессий и возможностей для самореализации. Кроме того, старшеклассники испытывают давление со стороны семьи, учителей и сверстников, что также влияет на их профессиональное самоопределение.

Какие основные этапы развития профессиональной ориентации у старших школьников?

Развитие профессиональной ориентации у старших школьников проходит через несколько этапов. Первый этап - это знакомство с различными профессиями и общее представление о мире труда. На втором этапе старшеклассники начинают формировать представление о своих интересах и склонностях, а также изучают требования к различным профессиям. На третьем этапе происходит выбор профессии в соответствии с личными предпочтениями и возможностями, и начинается подготовка к поступлению в высшее учебное заведение или профессиональное училище.

Какие факторы влияют на профессиональное самоопределение старших школьников?

Профессиональное самоопределение старших школьников может зависеть от различных факторов. Одним из таких факторов является семейное окружение, в котором ученик вырос. Семья и ее ценности могут оказывать влияние на выбор профессии. Еще одним фактором является образовательное учреждение, в котором школьник обучается. Школа может предоставлять различные возможности для профессионального самоопределения, например, организацию профориентационных мероприятий и предоставление информации о профессиях. Кроме того, личные интересы и склонности, а также успехи в учебе и профессиональные амбиции также влияют на процесс самоопределения.

Какие факторы влияют на профессиональное самоопределение старших школьников?

Профессиональное самоопределение старших школьников зависит от множества факторов, таких как семейное окружение, образовательная среда, социальный статус, интересы и способности самого школьника.