Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 56 + 56 источников
- Добавлена 28.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Психологическая диагностика как выявление поставленной задачи 6
1.1. Что такое диагностика и психологическая диагностика 6
1.2. Предмет и задачи психологической диагностики 11
1.3. Методы психологической диагностики 19
1.4. Методы психологической диагностики детей при подготовке к школе 25
Глава 2. Анализ диагностики психологической готовности ребенка к школе 36
2.1. Цель, задачи и организация исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации по проведению диагностики психологической готовности ребенка к школе 51
Заключение 66
Список литературы 68
Одним из самых информативных является тест «Несуществующее животное», который можно использовать при работе с детьми 4,5 - 5 лет и старше. Но такие тесты требуют много времени.В начальном образовании главной целью для формирования успешного развития личности является умение учиться. Оно развивает высокий уровень знаний, умений и навыков. Все эти качества начинают проявляться еще в дошкольном возрасте, поэтому одной из самых важных сегодня является проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. В связи с ранним изучением школьных программ в дошкольных учреждениях возникла ситуация, когда в первый класс приходят дети с достаточно высоким уровнем развития. Однако возможно и такое, что индивидуальные особенности развития ребенка раскрываются не в дошкольных учреждениях, а именно в семейном воспитании. Для успешного развития личности ребенка педагогу, констатируют и ученые, и практики, необходимо определить особенности каждого ученика до начала обучения, когда в одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе.В психологии и педагогике младшего школьного возраста хорошо известны компоненты, которые точно определяют готовность детей к школе: физическая готовность, интеллектуальная готовность и личностная готовность. Физическая готовность относится к состоянию здоровья ребенка и направлена на улучшение самочувствия школьника. Интеллектуальная готовность включает в себя развитие познавательных процессов и сенсорного развития. Специалисты отмечают, для того чтобы ребенок достиг определенного уровня развития для поступления в школу, ему необходимо усвоить начальный этап школьной учебной программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными, мышление должно быть представлено в трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Для усвоения речевой готовности и развитости восприятия предметов важно уметь пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, самостоятельность ребенка, потребность в общении. Особое внимание надо уделить выраженному интересу к учению, приобретению знаний, умений и навыков. Готовность младших школьников к обучению можно установить с помощью педагогического и психодиагностического обследования. Такое обследование может проводиться учителем, который разрабатывает диагностический комплекс, включающий задания, направленные на изучение интеллектуального развития и уровня сформированности мотивации к обучению. Психологи подчеркивают, что при проведении обследования важно соблюдать следующие условия: спросить ребенка о желательности присутствия родителей при индивидуальном собеседовании; начиная беседу, учитель должен назвать ребенка по имени, создать доброжелательную атмосферу; общая продолжительность беседы не должна превышать 20 минут. После выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а затем проводиться общая оценка уровня развития ребенка по данному параметру.Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в процессе беседы. Учитель использует такие вопросы: Сколько тебе лет? Где ты живешь? Каких птиц ты знаешь и т.п. Обследование памяти проходит в два этапа. Первый этап: исследованиекратковременной памяти. Педагог зачитывает ребенку 10 простых слов. Школьник должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма - 5 - 6 слов.Второй этап: исследование смысловой памяти. Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум - вода, улица - машина, зима - снег и т.д. Затем учитель произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме младший школьник должен вспомнить все пары.Уровень развития мышления определяется при выявлении умения находить причинно-следственные связи, а также путем сравнения и построения словесно-логического мышления (умение анализировать, рассуждать, работать с иллюстративным материалом, находить правильную последовательность действий).Речевое развитие исследуется на разных уровнях. Во-первых, речевой слух (хлопнуть в ладоши при наличии в слове заданного звука, определить место заданного звука в слове, повторить слово сложной структуры). Во-вторых, словарный запас (название предметов и их частей, знание слов противоположных по значению). В-третьих, грамматический строй (образование имен существительных множественного числа, употребление в речи сложных предлогов). В-четвертых, связная речь («Собери сказку»).Мелкая моторика рук исследуется при рисовании, обрывания листа бумаги, работе с ножницами и т.д.Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где ребенок отвечает полными или неполными ответами на вопросы.Все итоги проведенных исследований заносятся педагогом в таблицу диагностики. Изучение готовности младших школьников к обучению в школе является первым этапом мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы.Представленные варианты педагогической диагностики уровня готовности дошкольников к обучению в школе составляют одну из важнейших задач мониторинга развития ребенка в период адаптации к школе, к школьному обучению. Дальнейшие этапы школьной жизни также требуют пристального внимания педагогов, родителей, специалистов (психолог, логопед, социальный педагог), поскольку неготовность ребенка к обучению в школе, неадекватное проживание младшего школьного возраста с его задачами развития могут способствовать возникновению неготовности к переходу на многопредметное обучение, нарушению учебной деятельности, социальной дезадаптации.В процессе анализа подходов к определению готовности ребенка к обучению в школе можно предложить следующий план психолого-педагогического обследования:I. Изучение анамнестических сведений о ребенке: анализ его психолого-педагогической характеристики, предоставленной дошкольным образовательным учреждением, анализ его медицинской карты, собеседование с родителями, анализ поделок, рисунков, других видов творчества ребенка.II. Проведение фронтального этапа диагностики готовности ребенка к обучению в школе.III. Проведение индивидуального этапа диагностики готовности ребенка к обучению в школе.IV. Проведение индивидуального собеседования с ребенком с наблюдением за ним, выявлением общего развития, накопленного объема знаний, речевого развития и т.п. Может проводиться как в присутствии родителей, так и без них.V. Составление индивидуальной карты образовательного маршрута и состояния готовности ребенка к обучению в школе.VI. Составление заключения об индивидуальных особенностях готовности ребенка к обучению в школе.VII. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для ребенка.Педагогическая диагностика готовности к школе – сложный многокомпонентный процесс, который состоит из ряда взаимосвязанных этапов, но самые важные этапы – это фронтальная групповая диагностика, индивидуальная диагностика, которая подразумевает составление психолого-педагогической характеристики ребенка, проведение батареи тестов на социально-психологическую, интеллектуальную и личностную готовность к школе, индивидуальное собеседование с ребенком.Первый этап – групповая фронтальная диагностика – ценен в двух аспектах анализа готовности детей к школе: во-первых, это значительная экономия времени для первичного этапа обследования, во-вторых, это помещение детей в непривычную для них социально- психологическую среду, наблюдение за ними, анализ их поведения, коммуникативной активности, взаимодействия.Основные принципы, которых следует придерживаться при групповой диагностике, взятые у Н. Рогова:• при проведении групповой диагностики на одного специалиста не должно приходиться более 10 детей.• за каждой партой сидит один ребенок. На парте уже подготовлены рабочие листы заданий и необходимые материалы: карандаши, дидактические карточки, фломастеры и т.д.• дети проходят диагностику без родителей, соответственно, родители должны быть предупреждены заранее.• следует учитывать при рассадке детей особенности состояния их органов восприятия - слабовидящих и слабослышащих детей следует сажать ближе.• перед началом диагностики детям дается простая инструкция, как выполнять задания, например: «Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны»>.• каждое задание должно соответствовать приложенной к методике инструкции.• каждое задание следует читать ровно, громко, спокойно. Повторять задание допускается, если в этом есть необходимость.• следующее задание читается, только если более % детей уже выполнили предыдущее.• каждое задание выполняется не менее 3 и не более 5 минут. При переходе от задания к заданию следует четко и громко предупредить об этом детей.• если дети показывают признаки усталости - следует провести физкультминутку.• общая продолжительность групповой диагностике не должна превышать 30 минут, либо 35 минут - с физкультминуткой.• при работе с детьми педагог должен быть доброжелательным, спокойным, не корректировать действия детей, не указывать на ошибки, не оценивать детей, чаще хвалить их.Однако при определении готовности ребенка к обучению в школе нельзя ограничиваться только групповой диагностикой, так как в ее ходе невозможно адекватно оценить обучаемость, социализированность, речевое и психическое развитие конкретного ребенка. К тому же, полученные данные могут носить субъективный характер – ребенок в незнакомой среде может замкнуться, растеряться, повести себя неадекватно, эмоционально перевозбудиться и т.д. Для полноценного анализа школьной готовности и существует второй этап - индивидуальная диагностика.Индивидуальную диагностику следует проводить на следующий день после проведения фронтальной, чтобы психолог и педагоги могли проанализировать результаты группового обследования, изучить медицинскую карту и психолого-педагогическую характеристику, и особенности ребенка, предоставленные дошкольным учреждением. Индивидуальная диагностикадолжна выполняться, исходя из следующих принципов подбора и применения методик:• индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его личностных особенностей• краткость - дети 6-7 лет при диагностике не могут концентрировать внимание в течение длительного времени, поэтому батарея тестов не должна состоять более, чем из небольших емких 8-9 методик• комплексность - каждая выбранная методика должна включать в себя исследование целой области психики ребенка. Так, анализируя его наблюдательность и умение концертировать внимание, можно попутно сделать выводы о его памяти, особенностях восприятия, речевом развитии, гибкости мышления, возможностях овладения общеучебными умениями, имеющемся багаже знаний и т.д.• преемственность - каждая методика должна дополнять предыдущую, и иметь с ней взаимосвязь, чтобы обследование было максимально комплексным.• индивидуальное обследование не должно длиться дольше 20-25 минут.На индивидуальном этапе диагностики следует детально исследовать речевое, социально-психологическое и интеллектуальное развитие ребенка с помощью единой для всех детей батареи тестов, предлагая дополнительные задания только тем детям, которые допустили не предусмотренные методиками и оценочными нормами ошибки на обоих этапах исследования.После предъявления каждого задания проставляется в соответствии с ключом методики количественный балл, отмечаются особенности выполнения задания, поведения ребенка, его активность, самостоятельность и т.д. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл. После проведения обоих этапов диагностики следует определить:• возможные причины каждой ошибки у каждого ребенка.• провести собеседование с ребенком, в присутствии родителей или без них - как будет комфортнее самому ребенку. Если родители присутствуют - важно, чтобы они не подсказывали, не сбивали ребенка, не указывали на ошибки, не корректировали, не делали замечаний.• при собеседовании следует дать ребенку возможность освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к ситуации.• ответы ребенка и на этапе индивидуальной диагностики, и на этапе собеседования не должны слышать другие дети.• данные групповой, индивидуальной диагностики и собеседования заносятся в соответствующий протокол.• длительность собеседования не должна превышать 15 -20 минут.Для групповой диагностики больше подходят предложить следующие методики обследования: методика «Домик», методика умения чертить фигуры, методика ориентирования по клеточкам, выявление умения классифицировать, проверка фонематического слуха, проверка общего речевого развития, наблюдение за поведением детей.Для индивидуальной диагностики больше подходят такие методики: методика «4 лишний», методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере, методика «Сапожки», методика «Звуковые прятки».При применении конкретных методик следует обратить внимание на следующие особенности:1. Ребенок должен понимать инструкцию. Перед началом выполнения методики следует убедиться, что ребенок понял, как выполнять задание.2. Следует обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание - с интересом или формально.3. Следует обратить внимание на степень устойчивости внимания и интереса ребенка, целенаправленность его деятельности, способы решения предложенных задач, работоспособность, использование инструкции, запрос о помощи и т.д.4. Следует обратить внимание на реакцию ребенка на обследование - как он воспринял свой результат, какие эмоции показал, как реагирует на оценку.В первую очередь, по результатам диагностики можно будет очертить круг проблем готовности ребенка к школе, дать практические рекомендации педагогам, родителям, провести коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия с детьми. Главной функцией диагностики готовности к школьному обучению является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Обычно в детском саду диагностика проводится два-три раза за год. Первичная диагностика (сентябрь - октябрь), промежуточная диагностика (проводится для выявления динамики развития) (январь) (не всегда) и повторная (итоговая) (апрель - май), позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к школе.Итак, на сегодняшний день общепризнано, что готовность к школе – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Предлагается использовать следующий комплекс методик:Интеллектуальная готовность.«Домик» (Н. И. Гуткина) – исследование внимания, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявления уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.Методика «Домик» аналогична заданиям в тесте Керна-Йирасика. Дети дорисовывают картину изображающую домик, составленный из элементов прописных букв (показ образца).«Десять слов» (А.Р. Лурия) - оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.«Закончи предложение» - исследование словесно-логического мышления, оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.«4-й лишний» исследование мышления - определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа ребенка.«Последовательные картинки» (Д. Векслер) – исследование мышления, речи; выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок. «Найди недостающий» - исследование логического мышления, диагностика умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор. Ребенку предлагается определить закономерность по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая тренировочная.«Рисунок человека» выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики, составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.Мелкая моторика рук. «Вырежи круг».Развитие произвольности «Запрещенные слова» (Н. Гуткина) - выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».На основе анализов ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и желание идти в школу. Вместо не можно использовать методику «Внутренняя позиция школьника» (А.Л. Венгер).«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) - оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Психолог диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.Личностная готовность. «Лесенка» (В. Г. Щур) - изучение самооценки ребенка. Проводится обследование в индивидуальной форме, это дает возможность получать много дополнительной информации о ребенке: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; высказывания ребенка, посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок (ведущая рука), правильно ли держит карандаш, характер действий(целенаправленный или хаотичный), специфика эмоциональных реакций и т.п. (в зависимости от задания, которое выполняет ребенок).Начинается обследование с предварительной беседы, которая позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка и ориентацию в окружающем мире, а также позволяет создать атмосферу доверия.Методика «Внутренняя позиция школьника» (А.Л. Венгер) (вторая методика, которую я использую на определение сформированности внутренней позиции школьника (первая Н. Гуткина «Запрещенные слова»).Ориентационный «Тест Керна-Йирасека» - исследование уровня интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу (использую опросник).Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека –методика исследования словесно-логического мышления Исследование уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.Ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.Обследование предлагается проводить в два этапа.Первый этап – индивидуально, все методики программы, кроме методик «Домик», «Графический диктант», «Рисунок человека». Второй этап – методики «Домик», «Графический диктант», «Рисунок человека» можно проводить в группах по 5 - 6 человек.Огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования личности ребенка имеет креативность (или творческое воображение). В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом, преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности, как правило, существенно отличается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, неограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности. Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание фигур», имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей.Предложенные методики позволяют определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.Несомненным плюсом подобранных методик является принцип коррекционности. Исследование позволяет не только констатировать особенности развития, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу (при необходимости).Выводы по второй главе1. В практической части дипломной работы было проведено практическое исследование. Цель исследования – определить наиболее информативную методику дающую наиболее полное представление о готовности ребенка к школьному обучению и провести психологическую диагностику готовности старших дошкольников к школьному обучению.2. Для исследования были выбраны следующие методики: Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина), «Экспресс-диагностики в детском саду» Н. Н. Павловой, Л.Г. Руденко.3. Проведенное исследование показало, что диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина) уступает «Экспресс-диагностике в детском саду» Н. Н. Павловой, Л.Г. Руденко, так как вторая содержит больше компонентов школьной готовности, а также бальную оценку с описанием критериев оценки.4. При проведении диагностики готовности ребенка к обучению в школе следует понимать, что ее данные не могут быть основой долгосрочных прогнозов, и не следует делать на ее основе выводов о будущем ребенка. Вместе с тем, диагностика готовности ребенка к обучению в школе- прекрасный инструмент для выработки рекомендаций по адаптации ребенка к школе, его перспективах развития на ближайшее время, тех методах и средствах коррекции, которые позволят ему максимально быстро и эффективно адаптироваться в новой для него социальной среде.ЗаключениеСтарший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Готовность к обучению в школе – это комплексный показатель, каждая приведенная методика дает представление только о некоторых аспектах готовности конкретного ребенка к школе, и имеет субъективный характер, что следует учитывать при проведении обследования.Существует три аспекта готовности ребенка к поступлению в школу: личностная готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе, социально-психологическая готовность к школе. Существует ряд методик, которые применимы к детям как 6, так и 7 лет при диагностике готовности к школе.Обычно для проведения диагностики психологической готовности ребенка к школе используется схема комплексного психолого-педагогического обследования детей с применением батареи диагностических методик, которые могут комплексно оценить все компоненты готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.В практической части дипломной работы было проведено практическое исследование. Цель исследования – определить наиболее информативную методику дающую наиболее полное представление о готовности ребенка к школьному обучению и провести психологическую диагностику готовности старших дошкольников к школьному обучению.Для исследования были выбраны следующие методики: Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина), «Экспресс-диагностики в детском саду» Н. Н. Павловой, Л.Г. Руденко.Проведенное исследование показало, что диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина) уступает «Экспресс-диагностике в детском саду» Н. Н. Павловой, Л.Г. Руденко, так как вторая содержит больше компонентов школьной готовности, а также бальную оценку с описанием критериев оценки.При проведении диагностики готовности ребенка к обучению в школе следует понимать, что ее данные не могут быть основой долгосрочных прогнозов, и не следует делать на ее основе выводов о будущем ребенка. Вместе с тем, диагностика готовности ребенка к обучению в школе- прекрасный инструмент для выработки рекомендаций по адаптации ребенка к школе, его перспективах развития на ближайшее время, тех методах и средствах коррекции, которые позволят ему максимально быстро и эффективно адаптироваться в новой для него социальной среде. Список литературыАбрамова Г.С. Практическая психология. — М: Академический Проект, 2011. — 480 с.Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Психологическая диагностика уровня готовности детей к обучению в школе // Наука и образование в современных условиях Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – М., 2016. – С. 158-165.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2015. — 688 с:Барканова О.В. Теоретические основы психологической диагностики: учебник / авт.-сост. О.В. Барканова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 352 с.Батурин Н.А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник Южно-Уральского государственного университета – 2010 – с. 4-12Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. Проективная психология. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс; 2016. – 528 с.Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2014. – 98с.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – Спб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384с.Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. – №10. – С. 19-25Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2018. – 528с.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 157с.Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание – 1995 –№8.Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание – 2009 Веракса А.Н. Индивидуальная диагностика дошкольника. – М.: Мозаика-Синиез, 2008. – 128с.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. – Т.2. – М.: Книга по требованию, 2015. – 504с.Вьюнова Н.И., Подымова Л.С., Сергеева Е.Д. Психологическая готовность ребенка к школе и универсальные учебные действия: соотношение в контексте психолого-педагогической диагностики // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. – М., 2015. – С. 38-40.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. – М.: АСТ, 2013. – 320с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007. – 208с.Дворникова Т.В., Костромина С.Н. Проблемы современной психодиагностики в образовании. – СПб.: СПбГУ, 2017. – 58с.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология. Учебное пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2014. — 592с.Дубровина И.В. Практическая психология образования. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 10. — С. 12–13.).Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994. – 288с.Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Академия, 2014. – 190с.Константинов В.В. Экспериментальная психология. – М.: Юрайт, 2017. – 256с.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению. – М., 1991.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Книга, 2016. – 384с.Литвиненко Н.В., Прокопенко Т.И. Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: постановка и решение проблемы // Проблемы современного педагогического образования – 2018 – №60-2 – с. 438-443Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии – М.: Линка - Пресс, 1997. – 176с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. – М.: Владос, 2016. – 640с.Неруш Т.Г. Психодиагностика. Учебное пособие. – Саратов: СГСЭУ, 2010. – 204 с.Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе – Ярославль, 2011. Носс И.Н. Психодиагностика. – М.: Юрайт, 2018. – 332с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Академия, 2015. – 375с.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2012. – 80с.Панфилова М.А. Игротерапия общения. Экспресс-диагностика познавательных процессов. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160 с.Психодиагностика / Под ред. А.Н. Кошелева, В.В. Хороших. – М.: Юрайт, 2016. – 312с.Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 сПсихологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М.К. Акимовой — СПб.: Питер, 2015. — 304 с.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – М.: Бахрах-М, 2017. – 672с.Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. – 134с.Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2014. – 214с.Романова Е.С. Психодиагностика. Учебное пособие. — 3-е изд., доп. — М.: КноРус, 2016. — 336 с.Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: Дис. ... канд. психол. Наук. – Ярославль, 2000. – 186 c.Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет, 2015. – 380с.Чаликова О.С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты. Учебное пособие для ВУЗов. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2017. — 138 с.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 512с.Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 542с.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 384с.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2008. – 174с.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — М: Академический Проект, 2011. — 480 с.
2. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Психологическая диагностика уровня готовности детей к обучению в школе // Наука и образование в современных условиях Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – М., 2016. – С. 158-165.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2015. — 688 с:
4. Барканова О.В. Теоретические основы психологической диагностики: учебник / авт.-сост. О.В. Барканова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 352 с.
5. Батурин Н.А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник Южно-Уральского государственного университета – 2010 – с. 4-12
6. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. Проективная психология. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс; 2016. – 528 с.
7. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2014. – 98с.
10. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – Спб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384с.
11. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. – №10. – С. 19-25
12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2018. – 528с.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
14. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 157с.
15. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание – 1995 –№8.
16. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание – 2009
17. Веракса А.Н. Индивидуальная диагностика дошкольника. – М.: Мозаика-Синиез, 2008. – 128с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. – Т.2. – М.: Книга по требованию, 2015. – 504с.
19. Вьюнова Н.И., Подымова Л.С., Сергеева Е.Д. Психологическая готовность ребенка к школе и универсальные учебные действия: соотношение в контексте психолого-педагогической диагностики // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. – М., 2015. – С. 38-40.
20. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. – М.: АСТ, 2013. – 320с.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007. – 208с.
22. Дворникова Т.В., Костромина С.Н. Проблемы современной психодиагностики в образовании. – СПб.: СПбГУ, 2017. – 58с.
23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
24. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология. Учебное пособие для вузов. — СПб.: Питер, 2014. — 592с.
25. Дубровина И.В. Практическая психология образования. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
26. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 10. — С. 12–13.).
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
28. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994. – 288с.
29. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Академия, 2014. – 190с.
30. Константинов В.В. Экспериментальная психология. – М.: Юрайт, 2017. – 256с.
31. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению. – М., 1991.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Книга, 2016. – 384с.
33. Литвиненко Н.В., Прокопенко Т.И. Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: постановка и решение проблемы // Проблемы современного педагогического образования – 2018 – №60-2 – с. 438-443
34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии – М.: Линка - Пресс, 1997. – 176с.
35. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. – М.: Владос, 2016. – 640с.
36. Неруш Т.Г. Психодиагностика. Учебное пособие. – Саратов: СГСЭУ, 2010. – 204 с.
37. Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе – Ярославль, 2011.
38. Носс И.Н. Психодиагностика. – М.: Юрайт, 2018. – 332с.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Академия, 2015. – 375с.
40. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2012. – 80с.
41. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Экспресс-диагностика познавательных процессов. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. – 160 с.
42. Психодиагностика / Под ред. А.Н. Кошелева, В.В. Хороших. – М.: Юрайт, 2016. – 312с.
43. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с
44. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М.К. Акимовой — СПб.: Питер, 2015. — 304 с.
45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – М.: Бахрах-М, 2017. – 672с.
46. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. – 134с.
47. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2014. – 214с.
48. Романова Е.С. Психодиагностика. Учебное пособие. — 3-е изд., доп. — М.: КноРус, 2016. — 336 с.
49. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.
50. Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: Дис. ... канд. психол. Наук. – Ярославль, 2000. – 186 c.
51. Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет, 2015. – 380с.
52. Чаликова О.С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты. Учебное пособие для ВУЗов. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2017. — 138 с.
53. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 512с.
54. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 542с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 384с.
56. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2008. – 174с.
Вопрос-ответ:
Какая цель и задачи стоят перед психологической диагностикой при подготовке ребенка к школе?
Целью психологической диагностики при подготовке ребенка к школе является выявление его готовности к новым учебным и социальным условиям. Задачи такой диагностики включают оценку развития психических процессов, уровня интеллекта, эмоциональной сферы, моторики, а также выявление особенностей поведения и социальной адаптации ребенка.
Какие методы используются в психологической диагностике детей при подготовке к школе?
В психологической диагностике детей при подготовке к школе могут использоваться различные методы. К ним относятся тестирование, беседа, наблюдение, анкетирование и игровые методики. Тестирование позволяет оценить интеллектуальные способности ребенка, его память, внимание и абстрактное мышление. Беседа и наблюдение позволяют выявить особенности речи, поведения, эмоционального состояния ребенка. Анкетирование помогает получить информацию от родителей или учителей о поведении и развитии ребенка. Игровые методики позволяют оценить развитие моторики, воображения и способность к общению.
Как проводится психологическая диагностика при подготовке ребенка к школе?
Психологическая диагностика при подготовке ребенка к школе проводится в виде специальных сеансов. В начале ребенок знакомится с психологом и создается доверительная атмосфера. Затем проводится тестирование с использованием различных методик. Психолог также может проводить беседы с ребенком и наблюдать за его поведением в игровой ситуации. По результатам диагностики психолог делает выводы о готовности ребенка к школе и может предложить рекомендации для его дальнейшего развития.
Что такое психологическая диагностика?
Психологическая диагностика - это процесс выявления и измерения психологических характеристик человека, в данном случае ребенка, с помощью различных методов и инструментов.
Какие задачи ставит перед собой психологическая диагностика?
Главной задачей психологической диагностики является выявление психологической готовности ребенка к школе, а также выявление его сильных и слабых сторон, особенностей развития и потребностей.
Какие методы используются при психологической диагностике детей перед школой?
В психологической диагностике детей перед школой используются различные методы, такие как наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, игровые методы и др.
Как проводится диагностика психологической готовности ребенка к школе?
Диагностика психологической готовности ребенка к школе проводится путем анализа его интеллектуальных способностей, эмоциональной сферы, моторики, социальных навыков, а также способности к саморегуляции и обучению.
Какая цель и задачи стоят перед исследованием психологической готовности ребенка к школе?
Цель исследования психологической готовности ребенка к школе заключается в определении его готовности к успешному обучению, а также выявлении потенциальных проблем и трудностей, с которыми ребенок может столкнуться на начальной ступени образования.
Что такое психологическая диагностика?
Психологическая диагностика - это процесс выявления и измерения психологических характеристик и состояний человека с помощью специальных методов и инструментов. В контексте статьи, психологическая диагностика направлена на определение готовности ребенка к школьному обучению.
Какие задачи решает психологическая диагностика?
Основная задача психологической диагностики - выявление и оценка психологических характеристик личности или группы людей. В случае диагностики готовности ребенка к школе, основная задача - определить, насколько ребенок обладает необходимыми навыками и качествами для успешного адаптирования к новым условиям обучения.
Какие методы используются в психологической диагностике?
В психологической диагностике могут применяться различные методы, включая наблюдение, интервьюирование, психологические тесты, анкеты, проективные методики и другие. Конкретные методы выбираются в зависимости от поставленных целей и задач диагностики.
Как происходит диагностика психологической готовности ребенка к школе?
Диагностика психологической готовности ребенка к школе может включать различные этапы и методы. Например, психолог может проводить наблюдение за ребенком в различных ситуациях, задавать вопросы ребенку и родителям, применять психологические тесты и анкеты. По результатам диагностики делается заключение о готовности ребенка к школе и рекомендации для дальнейшей подготовки.